Его, как лучи солнца, освещает весь мир. Братия и сестры! Во времена императора Константина часть древа Животворящего Креста и один из гвоздей были посланы в Грузию. Сначала Древо хранилось в Манглисском храме, а затем части Животворящего Креста были вделаны в два креста, один из которых находился в Мцхете, а другой . в Джвари. Крест с частицей Голгофского Креста до сих пор находится в соборе Светицховели, на столпе с левой стороны, напротив алтаря. Что касается гвоздя от Креста Господня, то грузинский царь Арчил, выехав в Россию, взял эту святыню с собой. После его смерти грузинский царь Вахтанг IV, также эмигрировавший в Россию, просил императрицу Анну, чтобы этот гвоздь остался во владении грузинских царевичей, на что и получил разрешение. В настоящее время гвоздь находится в Сионском соборе, хранится в его алтаре. Братия и сестры! Много святынь в Грузии: хитон Господень, частицы Животворящего Креста, гвоздь, мощи святых, часть мощей св. великомученика и победоносца Георгия и даже глава апостола Фомы. Некоторые, правда, спрашивают: ²Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава? Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения Константинополя, когда многие святыни из Греции были вывезены в соседние страны, глава апостола Фомы была перенесена в Грузию. Уже в XVII веке русский путешественник . иеромонах Арсений (Суханов) видел ее в одном из грузинских монастырей, о чем написал в своей книге ²Паломник. Голгофу, то место, где находился Крест Господень, враги Христа старались осквернить. Во II веке император Адриан построил на этом месте капище во имя языческой богини любви Венеры, где происходили гнусные обряды. Однако, братия и сестры, святыню невозможно осквернить, подобно как не может человек плевком своим погасить свет солнца. Святыню невозможно осквернить, подобно как золото, покрытое грязью, не теряет своей ценности.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=199...

Среди ужасных бедствий от оружия Чингисхана и войска Султанского, к утешению церкви Промысл являл чудеса свои в исповедниках и мучениках. Такими представляются в истории: 1) Шалва сын Ахалцыхского воеводы, находившего даже и слышать никаких уверений и обещений Султана за перемену веры христианской; 2) Димитрий (1272–1289 г.) царь Иверский, (жертвователь) исповедавший сначала Христа пред неистовым учителем Мусульманства, а потом принявший и венец мученичества в самой Персии 3) царь Вахтанг (1289–1294 г.), и множество других христиан и верных пастырей. Примером строгой жизни христианской явились: Василий, известный под именем дяди Католикоса Евфимия; Пимен, проповедавший веру христианскую в Дагестане, между мятежными обитателями берегов Каспийского моря, славный благочестием, юродивый Христа ради Антоний Наохребули выражениями простыми, но сильными и убедительными заграждавший уста проповедникам Корана. К несчастью церкви, нравы христиан много изменились от владычества Татар и Мусульман. При всеобщем разврате Месхи, христиане Имеретинские делали нападение на самое достояние церкви; Многие стали отнимать или по крайней мере поспешали воспользоваться поместьями церквей и монастырей. С разрушением храмов и церквей оружием Татар, многие охладели и во внутренней ревности к вере и благочестию Один Католикос Николай, ученый и подвижник добродетели, мог еще поддержать дух христианской ревности и воодушевлять им все сословия народа. За то христиане забывавшие веру и Бога, видели явные указания Промысла в страшных казнях и явлениях, каковы были: иго Татар и ужасные землетрясения в торжественные дни Светлого Христова Воскресения, голод, пять лет свирепствовавший во всей Иверии. Глава 8 Переписка царицы Русудани с Римским двором; появление в Грузии Католических монахов; нашествие на Грузию Тамерлана; удаление в пустыни царей Александра, Димитрия и других; покушение Магометан обратить в магометанство Колхиду и Имеретию; замыслы Папы на счет Грузинской церкви; собор Флорентийский; замыслы проповедников Лютеранских

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Не любят только, когда я в подряснике появляюсь, — говорит дьякон. — Они этого страшно боятся. Для цыган священник — это еще и человек, который имеет дело с мертвецами. А у нас люди очень боятся мертвых, и прикосновение к неживому телу считают осквернением. В этом есть что-то ветхозаветное. Но я им говорю: «Ничего, привыкайте. Думаете, я последний священник-цыган? Как бы не так! Мы еще свою церковь строить будем». Недавно, кстати, моя мать покрестилась. Тайком, как и я когда-то. А вон, видите, рабочие дорогу делают? Вон тот, который на левой обочине, — это мой двоюродный дядя. Он недавно привел ко мне своих детей крестить, а сам бросил торговать героином и теперь асфальт укладывает. На элизбаровой «семерке», перекатываясь с колдобины на колдобину, мы едем к месту приписки дьякона, в церковь поселка Белый Городок. По дороге хотели заскочить в табор, но выяснилось, что там сейчас не до нас: гвардейцы Госнаркоконтроля, переодевшись газовщиками, провели результативную операцию. Элизбар со своими уже созвонился и лишний раз убедился, что те завязали с наркотой всерьез и надолго: у правоохранительных органов претензий к ним не оказалось. «Лучшим другом Элизбара был Бензин» Все, кто первый раз встречается с отцом Элизбаром, уверены, что это цыганское имя: спасибо Лойко Зобару, герою фильма «Табор уходит в небо», которого духовное чадо отца Андрея страшно не любит. На самом деле Элизбар — это грузинский святой, живший в семнадцатом веке и принявший мученическую смерть от персидского шаха Аббаса II. Просто по святцам в день, когда Эдика Иванова рукоположили в дьяконы, это был единственный святой, имя которого начиналось на букву «Э». — Их было трое, — рассказывает житие святого Элизбара дьякон Иванов. — Шалва, Элизбар и Бензин… Когда бывший Эдик Иванов звонит в колокола, он забывает, как его зовут и какой он национальности — Бензин?! Быть не может! — Я сам удивился, но это так, — разводит руками отец Элизбар. — Все трое были князьями и прославились тем, что освободили от персов Кахетию. Но потом грузинский царь Вахтанг V принял ислам и выдал их шаху — прямо как Караджича. Там Элизбара и Шалву пытались обратить в ислам, но безуспешно. Тогда их долго пытали, а затем обезглавили. Бензина же в знак позора одели в женское платье и возили по городу на осле. Когда же и после этого он не отрекся от веры, его предали мучительной смерти: тело разделили по суставам, а голову отрубили. Вот это вера была у людей! — вздыхает Иванов.

http://pravoslavie.ru/37038.html

Но и Давиду предстояли многие испытания от беспрестанных притязаний Ноинов Монгольских внутри собственных его владений; он принужден был опять ходить в золотую орду Батыеву, где встречался с нашими великими князьями, которые подверглись той же жалкой участи. Там не один только союз веры, но и единство плена сближали между собой царственных данников могущества Монгольского: но цари Грузии принуждены были еще относиться и к южной великой орде, которая кочевала в пределах Персии. Супруга Гулагу-Хана, дочь императора Трапезондского, покровительствовала единоверным Царям при дворе ханском и часто обращала в их пользу дела, возникавшие против них от крамолы ноинов, а между тем отвага Грузинская в битвах располагала к ним Монголов. Давид не подражал благочестию предков, ибо кровь Георгия Ласы не напрасно текла в его жилах: он оставил первую неплодную свою супругу для Осетинской княжны, чтобы иметь от нее сына, который, однако, не достиг совершеннолетия; потом Царь еще женился на вдове Атабега Авака; от нее родился ему наконец желанный наследник Димитрий, и он вступил на престол родительский (1269г.), с согласия хана Абаги после смерти отца своего. Нарин Давид продолжал еще многие годы держаться в Имеретии, несмотря на все покушения ноинов уловить его через посредство подвластных ему князей и представить узником Хану. Димитрий, покорный Монголам, подобно отцу, участвовал в их походах и вместе с ними претерпел сильное поражение от Султана Египетского; сам он едва спасся от плена, и, посетив дорогой Иерусалим, с честью и дарами отпущен был от Хана на родину. По мере ослабления Монголов начинала отдыхать Грузия и возникало мало-помалу прежнее ее благоденствие; но вместе с тем пострадала ее нравственность от беспрестанного обращения с язычниками, ибо нравы их отчасти проникли в общество христианское, и многоженство стало делом обычным. Сам Царь подавал гибельный пример разврата: кроме законной жены своей Царевны Трапезундской, от которой родились ему Давид и Вахтанг, он взял за себя еще двух жен, из коих одна была дочерью языческого Ноина. Напрасно благочестивый Католикос Николай убеждал Царя не нарушать правил церковных, угрожая ему за то небесным мщением: святитель принужден был удалиться в пустыню, где и скончался, а слова его сбылись над непокорным. Страшные землетрясения были первым знаком гнева Божия: поколебался собор Мцхетский и купол Ацкурского храма, обрушившись в час богослужения, накрыл собою чудотворную икону Богоматери, не повредив ее. Перемена ханов монгольских имела влияние на судьбу Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1977. С. 174, 297), «только силой и трудом» (строительная надпись еп. Арсения Манглисского на церкви в Абелиа, 1247-1259 гг.- Силогава. 2000. С. 248, 264) были выстроены церкви Метехи, Эртацминда (Шида-Картли), Худжаби, Абелиа, Кобайр (Квемо-Картли) и др. В 1-й пол. XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного, была воздвигнута ц. Гергетис Самеба (Св. Троицы) у подножия горы Мкинварцвери (Казбек). В 1-й пол. XV в. царь Александр I отстроил разрушенные крепости, церкви и мон-ри, в т. ч. Светицховели и Руиси, очистил Лоре-Ташири от кочевников и восстановил там церковные и светские владения. В процессе формирования сатавадо монастыри, принадлежавшие некогда царю или католикосу, перешли к тавадам. В Кинцвиси была устроена усыпальница Панаскертели-Цицишвили, в Никози - Павленишвили, в Питарети - Орбелишвили, в Тири - Тавхелидзе-Мачабели. Крупные тавады строили новые усыпальницы: Арагвские эриставы - в Ананури (XVII в.), Ксанские эриставы - в Ларгвиси (отстроена заново в 50-60-х гг. XVIII в.) и Икорте (здесь были похоронены герои Бахтрионского восстания 1659 г. святые Шалва и Элизбар Эристави) и т. д. Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов. Раздел К. на сферы влияния Ирана и Турции; образование царства Картли-Кахети Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иран. и тур. властителями вели цари К. Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка 1-й пол. XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть к-рого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя ее, то благодаря мечу царя Луарсаба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 366). Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) (1620-1688), «опоясал Картли мечом» ( Иосиф Тбилели, митр. 1939. Строфа 281): в течение 50 лет он противостоял персам и туркам.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии , переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря. В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного , проповедовавшего здесь уже b I beke. В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка. Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день. Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня. Символ Грузии Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо. Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела. Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы  — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба. Вход на территорию собора Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

Следуя политике Шах-Аббаса I-ro, властелины Персии, часто низлагали царей с грузинского трона особенно тех, которых подозревали персы в приверженности к православной религии. Из бесчисленного множества случаев достаточно упомянуть на некоторые из них. Так, царь Арчил пять раз был низложен с имеретинского престола, процарствовав всего 6 лет и, наконец, будучи изгнан из Грузии, нашел мирное убежище в единоверной России, куда и переселился с своим семейством 50 . Не менее замечательна судьба царя Вахтанга VI-ro, законодателя (1719–1724 г.). Лишенный Карталинского престола персами и теснимый турками, овладевшими Тифлисом, он обратился к русскому двору, куда его приглашал Петр Великий. Царь Вахтанг VI в 1724 году отправился в Россию с семейством своим, пятью епископами, пятью архимандритами, шестью игуменами, многими другими духовного звания лицами и с 1400 душ обоего пола. Он надеялся заключить наступательный союз с Петром Великим, чтобы разгромить исконных врагов православной Грузии – персов и турок, но надеждам сего венценосца не суждено было осуществиться: до приезда царя Вахтанга в Петербург, Петр Великий скончался (28 января 1725 г.), что повергло в невыразимую печаль всю Грузию и вообще весь православный восток. В тяжелые и труднейшие для православия времена в XVII веке, в эту эпоху огня, меча и нещадного мухамеданства, когда страна наша изнемогла под властью мусульман, вера в народе была несокрушима, появлялись герои-рыцари, которые укрепляли и поддерживали народ в постигших бедствиях! Но всего тяжелее пришлось грузинам в самом начале XVIII столетия, когда магометане, подстрекаемые своим нафанатизированным духовенством, простерли святотатственные свои руки на самые святилища, – захотели они в самой столице православного царства осквернить Сионский собор, обращением сего пятнадцативекового святилища Грузии в мечеть, и чуть было не замолкли песни Сиона в Сионском храме. Султан турецкий Ахмед III в 1726 году дал приказание Исаак-Паше Ахалцихскому обратить Тифлисский Сионский собор, на подобие древнего константинопольского Софийского храма, в мечеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. IV в. христианство пришло в Грузию через Джавахети: именно здесь, близ оз. Паравани, просветительнице Грузии св. равноап. Нине в видении было предсказано о ее миссионерской деятельности. Отсюда св. Нина пошла в древнюю столицу Грузии Мцхету (Обращение Грузии. 1989. С. 36-37; Леонтий Мровели. 2008. С. 48-49). После крещения древнегруз. гос-ва Картли из К-поля в Грузию были направлены епископ и зодчие. Одна из первых церквей была выстроена в Цунде (ныне Накалакеви, Аспиндзский муниципалитет) - адм. центре Джавахети ( Леонтий Мровели. 2008. С. 61). Царь Мирдат, внук 1-го царя-христианина св. Мириана , «прибавил украшения и строения церквам Эрушети и Цунды» (Там же. С. 67). Во 2-й пол. V в. царь св. Вахтанг Горгасали провел церковную реформу и учредил 13 епархий, в т. ч. Цундскую ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Некоторые источники древнейшим церковным центром Джавахети называют не Цунду, а Кумурдо. Грузинский историк царевич Вахушти Багратиони сообщает, что при св. Мириане посланники визант. имп. равноап. Константина I Великого соорудили храм Кумурдо (КЦ. 1973. Т. 4. С. 670), а в арм. источниках в числе участников Двинского Собора 505/6 г. вместо Цундского упомянут Кумурдойский епископ (Книга посланий. 1968. С. 98; Ухтанес. 1975. 139). Груз. исследователи (Н. А. Бердзенишвили, Д. Бердзенишвили, В. И. Силогава) считали, что церковный центр Цунда, упомянутый в сочинениях Леонтия Мровели и Джуаншера, соответствует Кумурдо. Т. о., начало истории К. е. принято датировать 2-й пол. V в. Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Впервые кумурдоели еп. Иосиф упоминается в числе 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. Сведения о др. кумурдоели отсутствуют до сер. X в. Сохранившиеся памятники груз. зодчества (стелы и каменные кресты из Дамкали (V-VI вв.), Ахалкалаки (V-VII и VIII-IX вв.), церквей Агана (VI-VII вв.), Азмана (1-я пол. VIII в.), Гогиа (VIII-IX вв.), Сиргви (VIII-IX вв.) и др.) свидетельствуют о постепенном развитии церковной жизни в В.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

100 тыс. чел., отказавшихся отречься от веры, были преданы мученической смерти (1227). Русудан, скрывавшаяся в Зап. Грузии, назначила своим соправителем сына Давида (1230). В 1231 г. монголы разбили Джелал-ад-дина и через год вторглись в Г. В 1243 г. Русудан признала власть монголов и заключила мир с ханом Батыем. В 1245 г., после смерти царицы Русудан, в Орду за ярлыком направились двоюродные братья Давид (впосл. Давид VI Нарин), сын Русудан, и Давид (впосл. Давид VII Улу), сын Георгия Лаши. В 1247 г. оба царевича получили ярлыки, и впосл. Г. была разделена на 2 царства. В 1243-1256 гг. Г. находилась в подчинении Золотой Орды; в 1256 г., после основания ханом Хулагу династии и гос-ва Хулагуидов, стала их вассалом. Византия, ослабленная войнами с турками-сельджуками и последствиями крестовых походов, не могла стать союзником Г. Поэтому груз. дипломатия переориентировала внешний курс страны на Запад - на гос-ва Европы и крестоносцев. Однако отношения с папой Римским, к-рым придавалось особое значение, ограничивались только миссионерской деятельностью католиков в Г. Грузины не раз восставали против монг. ига. Активную роль в борьбе с монголами играла Церковь, особенно после объявления ислама гос. религией в державе Хулагуидов при Газан-хане (1295-1304). Груз. царь Вахтанг III (1298/1302-1308), находясь в Орде, отвечал на предложения принять ислам, что он - «царь картвелов… И готов сложить голову за веру христианскую» ( Грузинский анонимный историк XIV в. Столетняя летопись/Крит. текст, исслед., примеч.: Р. К. Кикнадзе. Тбилиси, 1987. С. 216-217 (на груз. яз.)). В 1266 г. монголы вывели из состава Г. Самцхе-Саатабаго, Г. оказалась разделенной на 3 части (Вост., Зап. и Самцхе-Саатабаго). В Восточной правили потомки Георгия Лаши, а в Западной - сын царицы Русудан Давид Нарин. Царю Георгию V Блистательному (1314-1346), сыну казненного монголами Димитрия II Самопожертвователя, удалось освободить от монг. владычества (30-е гг. XIV в.) и объединить Г., восстановить и упорядочить центральную власть, возродить хозяйство и церковную жизнь.

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010