По сем царе знаменитее всех был в половине пятого столетия грузинский царь Вахтанг I, прозванный Гургаслан, царствовавший с 446 года по Рожд. Христ. Он имел весьма счастливые войны с индейцами, персианами и греками и от всех их брал дани, а кавказский народ совершенно покорил себе. Сей то царь построил нынешний столичный город Тифлис и перенес в оный из Мцхети царский престол в 469 году. С VI века (по свидетельству Прокопия, греческого историка и современника тому, в 1-й его книге о войне Персидской) начались паки от персиан утеснения Грузии. Персидский царь Кавад, говорит Прокопий, начал принуждать иверов, т. е. грузин, к принятию персидской религии. В этих обстоятельствах иверский царь Гурген предался в покровительство Константинопольскому императору Иустину I, который прислал к нему в защиту охотничье войско, нанятое из гуннов; но оно не в силах было защищать Грузию от разорений. Посему-то многие из грузинского дворянства оставили свое отечество и переселились было в Константинополь. Однако ж по замирении греков с новым Персидским царем Хозроем начали паки возвращаться; а некоторые навсегда остались у греков. Прокопий замечает, что с тех пор отнято у Иверов древнее самовластное их право избирать себе царей. Ибо де в выбор их мешаться стали Персидские цари и частые случались междуцарствия. Он также присовокупляет, что в его уже время между самыми Иверами оказываться начала взаимная друг к другу недоверчивость и несогласие. Сему без сомнения споспешествовало то, что грузинский царь Бакур III, царствовавший с 557 по 568 год от Рожд. Хр., превратил все губернаторства грузинские, учрежденные еще первым царем Фарнабазом, в наследственные уделы и как бы в вотчины некоторым боярским фамилиям. Это учреждение его подтвердил Персидский царь Касриан-Барнес (которого Европейские историки называют Хозроем Первисом) и Константинопольский император Маврикий, бравшие тогда согласное участие в грузинских делах. От этого то родилось потом наперерыв властоначалие в губернаторах и произошло наконец множество мелких владений, ослабивших всеобщую связь и единство государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А митрополиту Савве следовало получить по 500 руб. за каждые три года, начиная с 1722 г., когда деньги в последний раз были получены митрополитом Даниилом, т.е. за 21 год – 3500 руб., а за вычетом ранее выданных ему 200 руб. из Палестинского кредита – всего 3300 руб. 769 . Кроме этого, из Штатс-Конторы было пожаловано 3000 руб. на возобновление черногорских церквей и приехавшему за деньгами Савве – 1000 руб. лично 770 . В последующее время пожалованья из доходов Канцелярии С. Э. Правления продолжались. Так, 24 апреля 1752 г., по докладу Синода велено было выдать Антиохийскому патриарху 3000 руб. на оплату долгов, приключившихся от гонения иноверцев и 6000 руб. на возобновление Виленского монастыря 771 . Такие же 3000 руб. были выданы Антиохийскому патриарху 21 апреля 1755 г. 772 , а 14 февраля 1763 г. для той же цели 1000 руб. и приехавшему за ними архимандриту Анфиму с товарищами 200 руб. 773 . 8 марта 1754 г. Высочайше повелено было отпустить для Черрногории с приехавшим в Россию архиереем Василием в награждение Черногорскому народу и на возобновление церквей 5000 руб., да сверх того архиерею Василию в награду и на путевые издержки со свитой 2000 руб. 774 . E. Содержание двора Грузинского царя Вахтанга и грузинского духовенства В 1724 г. из Тифлиса был изгнан царь Восточной Иверии, или Карталинский, Вахтанг Леонович и нашел убежище в России 775 , а 23 августа 1725 г. состоялось Высочайшее повеление об определении на содержание этого «грузинского принца» со всею его фамилиею и прочих при нем будущих, денег по 24000 рублей, муки по 4000 четв., овса по 2000 четвертей, сена 36200 пудов, дров по 500 сажен повсегодно «из доходов, собираемых с синодальных вотчин», при этом оговорено, чтобы «чего с них не собирается, для рассмотрения вновь согласиться Св. Синоду с Прав. Сенатом, токмо для постою оному принцу в Москве подворья отвесть, кроме синодальных членов; а на подворьях синодальных членов постою тому не быть» 776 . Выслушав это повеление Св. Синод постановил «написав обстоятельную окладным и неокладным с вотчин синодального дому как денежным, так и хлебным сборам ведомость, учинить с Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

35 Вальсамон собора Константиноп. прав. II. Lata siquidem tempore sanctissimi Patriarchae magnae Antiochiae Petri synodali constitutione sancitum fuisse liberam esse ac principalem κα Ατοκφαλος Ecclesiam Iberiae, sed tamen Antiocheno Patriarchae subjectam. –Codicus in notit. Graec. Episcopatunurn p. 364 пишет: Quartus Sanctissimus et Apostolicus thronus Antiochiae et Patriarchicus – complectens versus ortum solis iter LXXXVI dierum – versus Iberiam et Abasgiam – Persas, Medos – comprehendit Iberiae, quam honoravit Antiochenae Synodi dijudicatio, cum illi antea fuit subjecta: horum enim Antistites a propriis Episcopis ordinati solebant. Mathei Mon. sive Blastaris Syntagma Alphabet, lit. E 36 Царь Вахтанг не мог поставить в Имеретии более двух Епископов, потому что ею владели Греки, и Греческие Патриархи сами снабжали Епископами те места, которые принадлежали их колониям по Колхиде и берегам Черного моря. Две Епархии, открытия Вахтангом в Имеретии, вероятно находились в нынешнем Рачинском округе и земле Лихов – горных частях Имеретии, пограничной с Карталинею, не подвластных владычеству Греков. В этих местах нет и следов памятникам существования Римлян или Греков. В конце IX и в начале X века, когда исчезло влияние Греков на Колхиду и цари Грузинские вошли в обладание всеми остатками памятников Греческой цивилизации, тогда вместо Епархий учрежденных Греками: Родополиса (ныне Варцихе), Петры (Учинари, бывшее укрепление Императора Юстиниана, построенное в 530) Фазиды (ныне Поти) и Зиганея (укрепление, находившееся может быть в Кобулете, всецело принадлежащей доныне Турции.) явились след. Епархии: 1. Дандарь. 2. Мокви.3. Белиа.4. Чаиши. 5. Челеши. 6. Мартвили.7. Тквачи.8. Иппурия.9. Хопп. 10. Севастополь.11. Анаклия.12. Цагери.13. Шемокмеди.14. Джумади.15. Джакви.16. Хони.17. Никорцминда.18. Генати.19. Кутаись и др. На соборе бывшем в Константинополе при Императоре Андронике Палеологе (1282–1328) присутствовал Василий Епископ Кавказский. Oriens Christ. tom. I. pag. 1325, указывающий на книгу Патриарха Иерусалимского Досифея de Patriarch. Hierosolym lib. XII. cap. II. paragr. 10. Где была кафедра Кавказского Епископа, до ныне еще не известно.Все эти Епархии, существовали до начала XVIII века. 33 Епископства существовавшие в Карталинии, Кахетии и Сомхитии причиной того, что христианская вера торжествовала мучениками и исповедниками при ужасных нападениях на нее Турок и Персов и что еще ужаснее, при соблазнах, которые представляли Грузинские цари волею и неволею изменявшие вере и под эгидою Ислама восходившие на престол сряду почти 900 лет в продолжение XVI и XVII веков. – Впрочем Имеретинские цари никогда не изменяли вере, хотя и были притесняемы Турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поражение татар и персов было полным. Спасся только султан Алдаранский с немногими воинами. Прибыв в Персию, султан явился ко двору шаха в разорванной одежде в знак траура и, рыдая, рассказал о гибели кочевников-татар. Шах-Аббас II тотчас написал грузинскому царю письмо, в котором требовал, чтобы ксанские князья были доставлены в Персию. В это время Грузией управлял царь Вахтанг IV 217 , в мусульманстве Шах-Наваз. Он обратился к князьям с повелением прибыть в Тбилиси. Князья знали, что идут на верную смерть. Они могли оказать вооруженное сопротивление царю, могли скрыться в горах Кавказа как непреступной крепости. Нередко в лабиринте ущелий и скал войска персов находили себе гибель как в каменной ловушке, где отряд в несколько десятков человек мог уничтожить тысячи воинов. Но они решили повторить подвиг святого царя Димитрия Самопожертвователя и отдались в руки Шах-Навазу. Царь-мусульманин даже не попытался заступиться за них. Он тотчас велел заковать князей в цепи, как преступников и отправил в Персию к шаху. Шах-Аббас II был восточным аристократом и изысканным ценителем поэзии. Его тонкие бледные пальцы, словно выточенные из слоновой кости, более привыкли к золотому перу, которым он писал стихи, подражая Хафизу 218 , чем к мечу. А слух, внимающий музыке газелей и рубай 219 , не мог выносить звона оружия и стона умирающих. Он принял трех князей, как будто ничего не знал о случившемся, расспросил их кто они и откуда, а затем предложил принять ислам и перейти к нему на службу. Те ответили отказом. Тихим и спокойным голосом, как полагается суфию, только что окончившему свои медитации, шах велел отдать князей Алдаранскому султану, добавив, что они могли бы стать воинами персидской гвардии. Может быть, царь-поэт не хотел пачкать кончики своих пальцев человеческой кровью, подписывая смертный приговор, а может быть, решил, что родственники убитых придумают более изощренную казнь, чем его придворные палачи. Мусульмане вновь предложили князьям принять ислам, обещая даровать им жизнь и свободу. Князья выбрали пытки и смерть. Подвиг князей Бидзины, Шалвы и Элизбара был исполнением двух заповедей – любви к Богу и любви к людям. Они не только подняли меч, чтобы спасти святыни Кахетии от разрушения и народ от гибели, но они добровольно отдали себя на казнь, чтобы предотвратить месть персов и новые кровопролития. Они могли избежать смерти, не только укрывшись в горах, или защищаясь в своих родовых владениях и замках, но хотя бы наружно приняв ислам. По закону шариата 220 человек, принявший магометанство, освобождался от всякого наказания. Христиан, иудей или зороастриец, живущий в магометанских странах, мог избежать суда и самого сурового приговора, прочитав в присутствии имама первую суру Корана (символ мусульманской веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Грузия никогда еще не имела своей церковной Истории. Писатели ее летописей упоминали часто о церковных происшествиях в тех случаях, когда они имели связь с гражданским бытом народа; но и то кратко, неполно, без критики, часто без хронологии. От того частые анахронизмы, неверности, а отсюда затруднения, который на каждом шагу останавливают всякого разбирателя летописей. Преодолевая по силе таковые препятствия, я должен был прибегнуть к пособиям иностранным, и в Византийских писателях и других искать того, чего не показывают нам собственные источники. Изложив на первый раз Краткую Историю, сочинитель льстит себя надеждой, что не заслужит она осуждения, как опыт его первый, и тем более трудный, что в одно и тоже время требовалось отыскивать, разбирать и приводить в систему факты, разбросанные в различных книгах. А потому испрашивая от читателей благосклонного внимания, смеет надеяться, снисхождения к слабостям и недостаткам и тем ободрения к изложению полной, сколько возможно, Истории такой церкви, которая служит ясным доказательством древности православия, исповедуемого Греко-Российскою Восточною церковью, и явным свидетельством отступления Запада и других церквей от истинных правил церкви Апостольской и Соборной, как это и прежде заметили сочинитель Разговоров между испытующим и уверенным (стр. 130), и сочинитель Истории Российской Церкви (стр. VII). Между прочим, целью составления таковой книги было то, чтобы внушить сынам Грузинской церкви благоговение к Православной вере нашей, и безпредельную преданность к Государю. Этого желали Цари Грузинские издавна стенавшие на троне под игом Мусульман; этого жаждали предки наши еще тогда, когда Россия избранная Провидением для сокрушения Исламизма, не была еще возрождена мощною рукою Великого из смертных; для этого Цари Теймураз I, Вахтанг VI, Ираклий I, и Теймураз II ездили в Москву; к этому стремился Царь Ираклий II и устремился Георгий XIII. В душе сего последнего обитала святая любовь, без коей и власть двигать горы, по выражению Апостола, есть ничто. Без него угасли бы гении славных Царей, и слава Иверии могла бы померкнуть на веки; без него не прекратился бы кровавый пир неистовых врагов христианства в стране Христианской. Царь Георгий XIII в смертной борьбе нашел еще довольно силы и любви в сокрушенном сердце, чтобы всеми возможными средствами подкрепить отчаивающееся христианство . Российские Императоры простерли свои объятия к плачущим сынам Православных, единоверных, и Христиане древней Иверии успокоились от насилий долговременных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому преосвященнейший Григорий полагал употребить на этот предмет 8 тысяч рублей из хранившейся в Тифлисском отделении государственного банка суммы 16.614 р. 58 к., внесенных мингрельским духовенством в 1883 и 1884 годах на постройку здания для предполагавшейся в городе Кутаисе духовной семинарии. Грузино-имеретинская Синодальная Контора, вполне соглашаясь с мнением преосвященнейшего Григория, бывшего епископа Гурийско-мингрельской епархии, рапортом, от 24 января 1890 года за 883, донесла об этом Святейшему Синоду, ходатайствуя на учреждение в оной епархии попечительства о бедных духовного звания испросить высочайшее соизволение. Святейший Синод указом своим, от 23 июня 1890 года, уведомил Синодальную Контору, что Государь император 2 июня 1890 г. высочайше соизволил утвердить предположение Святейшего Синода об учреждении в Гурийско-мингрельской епархии попечительства о бедных духовного звания. Таким образом было основано попечительство о бедных духовного звания. Духовенство Гурийско-мингрельской епархии, всегда отзывчивое на дела благотворения, чтобы увеличить ресурсы попечительства постановило отчислять в пользу означенного попечительства с каждого причта, получающего казенное содержание, по одной копейке с рубля» 222 . Учреждение Тифлисского епархиального свечного завода Обычай употребления при церковных богослужениях восковых свечей в Грузинской церкви ведет свое начало с древнейших времен. Для удовлетворения этой потребности существовали как частные заводы, так равно и общественные. Известно, например, что в конце XVII и начале XVIII веков католикос Доментий III имел свой собственный завод, свечами которого он снабжал грузинские церкви и между прочим Давидгареджийскую пустынь, получавшую, согласно повелению католикоса, из сего завода ежегодно по две литры (литра=10 фунтам) восковых свечей 223 . Кроме того существовали и царские заводы для выделки свечей. Об этом ясно и вполне определенно говорит грузинский царь Вахтанг VI, законодатель, в «дастур-ламали» (), составленном около 1704 года из древних законоположений о придворных и удельного ведомства распорядках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переход от республики с Президентом к монархии - это окончательное очищение от революционной скверны. Избавление России от чуждых, внесенных с Запада, форм организации общества и власти. Время доказало их инородность и разрушительность - распадом Российской Империи и СССР . Год 2013-й в российской истории может стать таким, каким был 1613-й. Большая Императорская корона Российской Империи уже ждет своего носителя. Государя. Надежды и защитника Отечества. Руслан Устраханов, публицист, Швеция-Норвегия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 237. Ответ на 252., гприношу свои извинения перепост последних ссылок:- всё что будет касаться Грузинского Вопроса о достоинстве Мухранской ветви Багратион, см. по порчдку ниже: - http://goo.gl/hgbF7 - http://goo.gl/UwriX - http://goo.gl/3q9OT Иосиф 2009-06-15 http://goo.gl/UwicQ : - " мухранцы " это боковая линия Багратионов ! Они были князями при Царе Грузинском. Предки Леониды некогда не царствовали в грузии. " предки Леониды Георгиевны по мужской линии были правящей династией — до 1505 года правили Картлийским царством. (см. ссылки) Грузинская ветвь как и Мухранская происходят от Картлинского Царства Багратионов. Мухранские принадлежан к некогда Царствующему Дому, который был Царственным в Картли до 1505 года, в 1611 Теймураз ( ? -1625) Багратион получили удел Мухрань в Карталинии,Темураз Багратион Сын грузинского царевича Вахтанга, Вахтанг V ( ? -1658). Сын грузинского царевича Теймураза, стал Царём Картли. надувательство общественности, в сокрытии Царственного происхождения Ветви Картлинских (Грузинских и Мухранских Князей), царствовавшие в разные периоды Грузинской Истории. навязывать им " арестократические " титулы. могут только делитанты (не разбобравшие Грузинский Вопрос) В 1783 году Грузинский Царь Ираклий II подписал договор с Россией, согласнокоторому Россия, признавая независимость Грузии и царское достоинство ее государя, стала покровительницей этой страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

– Покровительство православного и сильного народа, было приятнее Грузии, чем рабство мусульман. Его приняла вся Грузия, т. е. Карталиния, Кахетия, Имеретия и сам владетельный князь Дадиан. Россия с своей стороны сделала пока что могла, наказала князя Дагестанского, беспокоившего Грузию набегами, миром же с Персию успокоила на время Грузию. Грузия, доселе среди всех нападений Турок и Персов, успевшая сохранить неприкосновенную свою веру, должна была еще испытать величайшие бедствия. Шахи Персидские, пользуясь смутными временами Грузии раздробляемой намасти стиснули ее в кровавых руках своих и решились употребить все усилия, чтобы покорить ее Алкорану. Народ изнеможенный, обнищавший, напуганный казался для Персов готовым к принятию магометанства, и тем вечного подданства Персии. Посему политика Персидского двора с особенною бдительностью направлена была к тому, чтобы страхом и ласками склонить к Алкорану, если не народ, то царей Иверских. Персы успели в сем последнем, и Ростом Грузинский царевич, воспитанный в Персии и принявши магометанство, в 1634 году воссел на престол (1634–1658 г.) Карталннский, возведши с собою все пороки. Нравственное повреждение царского двора распространилось и на многих христиан. Не стыдясь бесчестного отступления от веры христианской, ни своих лет (Ростому было тогда уже 67 лет), царь покровительствовал магометанству, тяготил подданных, принуждая их, особенно в первые годы своего царствования, к отречению от христианства. Свою недостойную ревность по магометанству доказал он особенно поступком своим противу Католикоса Евдемона. Сей не смотря на глубокую старость заточен; презирая угрозы царя, денно и ночно в слезных молитвах не преставал ободрять плачущий народ и рыдающих пастырей, увещевая пребыть верными вере, отцов. Ростом приказал низвергнуть его с крепостной в Тифлисе скалы, перпендикулярно возвышающейся более нежели на 100 саженей. Впрочем, супруга его благочестивая царица Мария, много покровительствовала церкви. Ростому наследовал усыновленный им магометанин Вахтанг (1658–1675 г.), переименованный в Шахнаваза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить также то, что пребывание в Грузии оказалось для Макария и Павла временем, исключительно плодотворным в плане литературной деятельности. Не обремененные церковно-административными заботами и располагавшие значительным досугом, патриарх и диакон именно в это время создали многие свои произведения. 1 октября 1665 г., когда Макарий находился в Имеретии, в Тбилиси из Сирии прибыл посланник Алексея Михайловича Мелетий Грек вместе с александрийским патриархом Паисием. Они направлялись в Москву для участия в процессе над Никоном. Аналогичное приглашение Мелетий отправил и Макарию. Тот долго колебался и откладывал свое решение, ссылаясь на то, что «собрал имение неподвижимо и не имеет кому предати и с ком послати во свояси долгу своего отдать». 1689 Из-за этих переговоров Мелетий Грек застрял на Кавказе до следующей весны. Колебания Макария прекратили картлийский царь Вахтанг V (Шах-Наваз-хан, 1658–1676 гг.) и его сын Арчил (Шах-Назар-хан), в тот момент – правитель Кахетии. Они уговорили антиохийского патриарха ехать в Россию и выступить в роли негласного посредника в их контактах с Москвой с целью склонить русское правительство к более активному проникновению на Кавказ и оказанию помощи грузинским единоверцам в борьбе с мусульманской экспансией. 1690 Поэтому в «Описании Грузии», которое Павел представил в Приказ тайных дел, появились многие сюжеты, связанные с Арчилом, Кахетией и ее стратегической крепостью Сионз: «А тот воевода (Арчил. – К.П.) приказывал нам многажды, что да пишем вашему царскому величеству известно учиних, яко аще изволишь утвердити град Терек и прочия российские казацкие городы, и да сохранятся православные християна Грузи от злотворцев им лезги, 1691 да пошлет ваше царское величество созидати тово града... и утвердит с войском крепко. И тогда поимеешь вси распутие, и осляпятца очи вражиа, наипаче же отсечется путь от легзей до Крыму, зане аще бе град создан и утвержден, не приидоша легзи по всякий день столикими тысячами русским людем, плененных от татар, и продают в кизылбаши» 1692

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. В 30-х гг. IV в. Византия при имп. Константине Великом была единственным союзником Иберии в борьбе против Сасанидов. Несмотря на противодействие проиранских сил, цари Иберии и впосл. старались сохранить поддержку В. и. К нач. V в. Персия довольно прочно утвердилась в Закавказье, и Иберия оказалась в более жесткой зависимости от нее, а контакты Вост. Грузии с Византией почти сошли на нет. В визант. источниках этого времени нет сведений об Иберии. Сведения груз. летописей о присоединении к Иберии Зап. Грузии при царе Вахтанге Горгасали (2-я пол. V в.) отражают переход под его контроль соседних с Картли вост. районов подвластной В. и. Лазики. Церковная реформа царя Вахтанга 466-468 гг. проводилась при поддержке визант. императора и К-польских Патриархов (вероятно, Зинона и Нектария). Была введена новая организационно-адм. структура во главе с Католикосом. Первым Католикосом был Петр (2-я пол. V в.). Вахтанг положил начало автокефалии Грузинской Церкви (официально с 487). Светская и церковная власти Византии поддерживали стремление царей Картли усилить централизацию своего гос-ва. Однако антииран. восстание христ. кавказских народов в Кавказской Албании, Армении и Иберии (484) окончилось поражением, и В. и. надолго потеряла влияние в этих областях Закавказья. В 523 г. шаханшах Кавад I подавил восстание царя Иберии Гургена; так и не дождавшись помощи от имп. Юстина I, царь с семьей и приближенными вынужден был укрыться в В. и. После этого в течение столетия Картли была полностью подчинена Персии. С 20-х гг. VII в. позиции В. и. на Кавказе значительно укрепились в результате победоносных персид. походов имп. Ираклия, в к-рых участвовали христ. народы кавказских стран. После разгрома Персии господство В. и. установилось не только в Лазике, но и в Иберии. В Зап. Грузии была упразднена царская власть и управление областью возглавил подчиненный императору сановник с титулом патрикия. Сев. области Лазики, заселенные лазами, сванами, абазгами и апшилами, были еще ранее непосредственно подчинены империи и поставлены под власть архонта. Разделив Лазское царство на 2 части, В. и. целенаправленно проводила здесь имперскую политику. Зап. Грузия находилась в сфере влияния В. и. и в церковном отношении: в списках кафедр, подчиненных К-польскому Патриархату не позднее VII в. упоминаются митрополия Фасис (совр. Поти) в Лазике и архиепископия Севастополь (близ совр. Сухуми) в Абазгии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010