В ходе Северной войны П. А. не раз проявлял себя как талантливый полководец. Свою государственную и военную деятельность этого времени он воспринимал как своеобразное обучение, к-рое длилось 21 год в «кровавой и весьма опасной школе» и завершилось получением «аттестата». В 1716-1717 гг., на заключительном этапе войны, когда определился успех России, он посетил Пруссию, Данию, Францию, а также Голландию, где вскоре был заключен Амстердамский договор 1717 г., к-рый стал важным этапом в дипломатической деятельности П. А. и показателем возросшего значения России на международной арене. Победив в войне, Россия получила выход к Балтийскому м., присоединила новые территории - Ингрию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию и стала великой европ. державой. В ознаменование этого по прошению сенаторов 22 окт. 1721 г. П. А. принял титул императора Всероссийского. Персидский поход 1722-1723 гг. Был предпринят в связи с неоднократными обращениями восточно-грузинского, армянского и азербайджанского царей и правителей с просьбами о помощи в освобождении от османского и персидского господства. Кроме того, П. А. намеревался продолжить продвижение России к берегам юж. морей, прерванное неудачным завершением Прутского похода. После окончания Северной войны он начал подготовку Персидского похода, первоочередной задачей к-рого стало освобождение Дербента, Баку и Шемахи. В течение июня 1722 г. рус. войска передислоцировались по Волге в Астрахань, куда 15 июля прибыл и П. А. 18 июля рус. флотилия с 22 тыс. пехотинцев на борту под командованием ген.-адмирала гр. Ф. М. Апраксина направилась к Аграханскому зал., 28 июля у р. Аграхань рус. пехота высадилась и соединилась с кавалерией. Войска под командованием П. А. двинулись в Юж. Дагестан, где к ним присоединились конные отряды кабардинских князей. 23 авг. 1722 г. рус. армия без боя вступила в Дербент. Получив известие о нахождении рус. войск в персид. владениях, царь Картли Вахтанг VI Багратиони с 30-тысячным войском и Агванский католикос Есаи с 10-тысячным отрядом пришли к крепости Гянджа (Азербайджан), чтобы присоединиться к русским. В Карабахе и др. провинциях Азербайджана персид. господство было ликвидировано в ходе освободительного движения. Т. к. большая часть судов с провиантом, орудиями и боеприпасами для рус. армии разбилась во время шторма, П. А. был вынужден отказаться от продолжения похода и, оставив гарнизоны, вернуться с основными силами армии в Астрахань. Руководивший рус. войском и флотилией ген.-майор М. А. Матюшкин организовал неск. морских экспедиций, в дек. 1722 г. рус. отряд под командованием полковника И. А. Шипова высадился в зал. Энзели и занял персид. г. Решт.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Положение груз. монастырей на Ближ. Востоке определялось экономическим состоянием груз. гос-в и гос. образований, а также вовлеченностью груз. владетелей в военно-политические противоречия своего времени. Вскоре после появления в Передней Азии монголов Грузия признала зависимость от гос-ва Чингизидов (1243) и выставила вспомогательные контингенты, участвовавшие в походах монг. войск на Ближ. Восток. Груз. отряды сражались на стороне монголов в битве при Айн-Джалуде (1260), где монголы потерпели поражение от егип. мамлюков. После неск. десятилетий противоборства мамлюкам удалось отразить все монг. вторжения и удержать за собой Сирию и Палестину. Вход в Крестовый мон-рь — место мученической кончины настоятеля мон-ря прмч. Луки Иерусалимского Вход в Крестовый мон-рь — место мученической кончины настоятеля мон-ря прмч. Луки Иерусалимского Мамлюкский султан Бейбарс (1260-1277) активно искал союзников в борьбе с монг. улусом Хулагуидов и неоднократно обменивался посольствами с царями Зап. и Вост. Грузии. С этими дипломатическими комбинациями, возможно, связаны 2 документа о статусе К. м.- решение шариатского суда от февр. 1266 г. и султанский указ от окт. того же года, подтверждающие имущественные права К. м. Однако привлечь Вост. Грузию на свою сторону султану не удалось, и грузинская колония в Палестине подверглась репрессиям. В июне 1268 г. (в лит-ре встречаются ошибочные даты: 1272 г.- Давид. 1976. Т. 1 С. 289; 1273 г.- Метревели. 1962. C. 42-44, 106, 148; 1275 г.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. C. 118; 1279 г.- Какабадзе. 1970. C. 121) К. м. был захвачен духовным наставником султана суфийским шейхом Хадиром аль-Михрани и обращен в завию - суфийскую обитель. Игумен К. м. прмч. Лука Иерусалимский (Мухаидзе), руководивший мон-рем 3-й год, пытался протестовать и требовал вернуть захваченное имущество, после чего собственноручно был убит шейхом Хадиром. Братия К. м., изгнанная из мон-ря, укрылась в одном из подворий К. м. ( Метревели. 1962. С. 92, 155). Сведения о прмч. Луке и о разрушении К. м. сохранились в синаксарной редакции его Мученичества (по мнению Габидзашвили, она была создана после 1314, в 1-й пол. XIV в.) (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 112-118, 346-348) и в летописи Муджира ад-Дина. В одной из рукописей К. м. (агапа 206) груз. царь Вахтанг III и его супруга царица Рипсиме также упоминают мученический подвиг прмч. Луки ( Метревели. 1962. С. 42, 164; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109; Давид. 1976. Т. 1. С. 289).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

104 Ego autem qui scio esse Orthodoxos Iberas, et nostra omnia suscepisse et videam ipsos filias Agarenis nuptum dare, miror et nescio, quomodo a suis Sacerdotibus, qui legunt et sciunt decreta canonum haec non prohibentur. Haec ergo corrigi cupio potentissimi et Sanctissimi nostri Imperatoris auxilio. Constitutio XVIII tituli quinti lib. I. Balsam, изд. 1620. Paris pag. 179... Nota ergo praesentem canonem propter Iberos, pui suas filias Agarenis indiscriminatim in matrimonio collocant. ibid. pag. 449. Царь Вахтанг VI законодатель Грузинский основываясь на этом древнем постановлении церкви, равно как и на 31 правиле Лаодикийского собора, воспрещавшем православным вступление в брак с еретиками и неверными, установил правила для подобных случаев. Правила эти помещены уложения его в отд. Греч. законов § 73 u 74. Что же касается до супружеских связей с Евреями и Магометанами, на то читаем у него же § 75 след; «Не должно за Евреев и Татар выдавать Христианам своих дочерей, ниже на дочерях их женить своих сыновей. Ктож сие учинит, тот подвергается праведному наказанию и наследует место с диаволом и Иудою». 105 VII прав. Анкирского собора. Balsam…… Nota haec….. adversus eos, qui una cum Saracenis comedunt vel cum aliis gentilibus; Iberes autem nihil refferre dicunt an cum Orthodoxis, an cum haereticis comedatur: et quomodo hoc fiat nescio. Synodicon sive Pandectae canonum, S. S. Aposlol. tom. II pag 116. (Oxonii 1672). 106 In vita S. loannis Gothiae Episcopi, qui saeculo Ecclesiae octavo claruit ipse legitur, non Constantinopolim, de prisco more sed in Iberiam potius ad gentis hujus Catolicum perrexisse, a quo consecraretur, quia per omne Byzantinum Imperium Iconomachorum haeresis grassabatur, a qua proinde Iberia immunis sarta tectaque manserat. Oriens Christ, torn. I. pag. 1333. Тоже самое читаем в Синаксаре на 1-е Октября, помещенном в Грузинской годичной Минее; и других книгах. 108 Binii Severin. Concilia gener. et provinc. tom. I pag. 342. Между именами Епископов подписавших соборный акт встречается и Фапсте (Fausttinus) Епископ Жиганский (Gyganorum).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Вот тут и нашел свое последнее пристанище грузинский царь Вахтанг, - завершает рассказ игумен Димитрий, крестясь и указывая на большую плиту из черного мрамора. - А рядом погребен его зять Теймураз II, который принадлежал к кахетинской ветви династии Багратионов и был женат на дочери Вахтанга Тамаре. Теймураз стремился объединить восточногрузинские царства в одно государство. По достоинству оцененный русской императрицей, Теймураз II долго жил в Петербурге. - А скончался он в 1762 году, перед самым отъездом на родину, и был похоронен в Астрахани, рядом с Вахтангом, - добавляет Димитрий. Останки грузинских царей первоначально были захоронены в предалтарной части у столбов, поддерживающих свод нижнего этажа, затем их перезахоронили у южной стены Успенского собора. В 1979 году над могилами установили две плиты из темного мрамора с оригинальным этническим орнаментом. Помимо царей в Успенском соборе похоронены несколько грузинских священнослужителей высокого сана. В частности, Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский из княжеской фамилии Токаов. Гаий родился в 1750 году в Тифлисской губернии. Юность провел при дворе грузинского царя, занимаясь письмоводством. В 1770 году он принял монашество, а в 1772 году вместе с католикосом Антонием II и царевичем Леоном путешествовал в Петербург для политических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Пробыв два года в Петербурге, послы вернулись на родину, а Гаий поступил в Московскую академию. Оставшись в России, Гаий дослужился до самого высшего православного чина в обширной тогда Астраханской губернии. За время руководства Астраханской епархией он сделал немало: с его благословения астраханцы активно жертвовали на войну 1812 года, при нем стены Успенского собора отделали искусственным мрамором - до сих пор это самое большое по площади покрытие из искусственного мрамора в России - 2200 квадратных метров четырех цветов. В Успенском соборе Астраханского кремля захоронены еще несколько священников и шесть монахов, бежавших из Грузии. Их захоронения также сохранились. Отец Димитрий подробно и воодушевленно о них рассказывает: " Грузия была терзаема на части, они хотели, чтобы их страна встала под руку России, искали здесь прибежище, и не только духовное, и нашли его " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР I [Груз. ], 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Точная дата прибытия П. в древнегруз. царство Картли не установлена. Это событие было связано не только с церковными, но и с политическими событиями, хронология к-рых выяснена не до конца; однако все груз. историки соглашаются в том, что его можно отнести ко 2-й пол. V в. (по мнению Б. Ломинадзе, к 466-468 гг., по версии И. Джавахишвили, З. Алексидзе - к 472-484 гг.). В древнегруз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) указано, что после конфликта с предстоятелем ГПЦ еп. Картлийским Михаилом I царь Картли св. Вахтанг Горгасали направил к патриарху (какому, не указывается) послов и попросил прислать католикоса. Патриарх прислал П. и мон. Самуила (позже - католикос Картли Самуил I ). Св. Вахтанг построил «нижнюю церковь» и посадил туда П. (Мокцеваи Картлисай//КЦ. 1955. Т. 1. С. 325). Более подробно о П. рассказано в сочинении Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». Св. Вахтанг познакомился с П. и мон. Самуилом во время похода на Византию, в котором царь участвовал по принуждению персов. П. был «из учеников Григория Богослова» и служил священником у гробницы свт. Григория. В источнике приводится разговор св. Вахтанга с П., порицавшим царя за участие в войне с единоверцами. Пораженный мудростью и смелостью П., царь попросил его молиться о примирении с визант. императором. По просьбе св. Вахтанга П. представлял интересы картлийского царя во время переговоров о мире с кесарем. Было решено объединить визант. и груз. силы в борьбе против персов. Св. Вахтанг привел к присяге свое войско: все должны были поклониться кресту, к-рый держал П.; отказавшихся исключили из войска. Через неск. лет, уже после похода в Абиссинию, св. Вахтанг приступил к внутренним реформам в Картли и решил возвести на престол католикоса П., что вызвало недовольство со стороны действовавшего предстоятеля ГПЦ архиеп. Михаила I. После ряда конфликтов св. Вахтанг отправил архиеп. Михаила I в Византию на суд к К-польскому патриарху. Патриарх послал П. и мон. Самуила к Антиохийскому патриарху, к-рый хиротонисал П. во католикоса, а Самуила и еще 12 чел.- в архиереев для ГПЦ ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 201, 203). П. и архиереи вернулись в К-поль: император вручил им мн. дары и святыни, а «дочь свою именем Елена отдал в супруги Вахтангу». Когда посольство прибыло в Мцхету, св. Вахтанг посадил П. в церкви Светицховели , Самуила сделал Мцхетским епископом, для остальных 12 архиереев учредил новые кафедры. Кроме того, П. упоминается в источнике при описании событий, связанных со смертью св. Вахтанга: во время одного из нашествий персов П. предрек св. Вахтангу гибель и затем напутствовал умирающего царя (Там же. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2580346.html

Михаил; 2. Джибрил; 3. Илия; 4. Окропарий; 5. Ираклий; дочери: Тамарь, Анна Родословная II. Карталинских царей Царь Димитрий начал царствовать с 1424 года Царь Константин с 1469 года 1. Царевич Баграт 2. Царь Георгий с 1524 года 3. Царь Давид с 1505 года Вахтанг Царь Луарсаб с 1534 года Теймураз 1. Царь Симон с 1558 2. Давид Царь Вахтанг с 1660 г. Царь Георгий с 1600 г. Царь Ростом с 1634 1. Царь Арчил с 1670, прежде Кахетинский, а потом Имеретинский, предался России 2. Царь Георгий с 1676 года. Магомет. веры 3. Леон 4. Дочь Тамарь, была за Кахетинским царем Теймуразом Царь Луарсаб, мученик, с 1603 Баграт 1. Царь Вахтанг с 1703 г., а в 1724 выехал в Россию 2. Симеон 3. Одирнас или Афанасий 4. Иессей царствовал с 1711 году 1. Алессандр Российский генерал, умер в плену у шведов 2. Мамука, умер в Москве 3. Давид 4. Дарья 1. Антоний Католикос умер в 1790 2. Александр 3. Арчил 1. Вакарь, царствовал с 1719, умер в Москве 2. Георгий, генерал-поручик в России 3. Вахутта 4. Дочь Тамарь, бывшая за Теймуразом Ираклиевичем, в России умершим 1. Иван 2. Кирилл Георгий 1. Александр, гвардии капитан 2. Леон, лейб-гвардии секунд-майор Димитрий 1. Александр, гвардии капитан 2. Егор, камергер 3. Елисавет за князем Одоевским 1. Петр, генерал-поручик 2. Роман 1. Яков, Подполковник 2. Димитрий 3. Леон 1. Николай 2. Петр 3. Яков 4. Сергий Родословная III. Имеретинских царей Царь Вахтанг, начал царствовать с 1424 года Царь Георгий с 1431 года Царь Баграт с 1460 года Александр 1. Царь Баграт с 1510 2. Давид 3. Вахтанг В грузинских летописях повествуется, что Тамарь была в супружестве с одним российским князем, о коего имени однако ж не упоминают. Вот вкратце обстоятельства этого супружества: Тамарь была единственная наследница престола по смерти родителя своего царя Георгия III. Духовенство и бояре грузинские желали ей избрать супруга. Многие из князей разных народов искали руки ее. Но один Тифлисский вельможа, именем Абуласан, предложил собранию, что он знает одного молодого и храброго российского князя, который де сын великого князя Андрея (Боголюбского), остался после отца в малолетстве, дядей Всеволодом изгнан и заточен в Савалту, но оттуда де ушел к Кипчакскому князю в город Свинч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С кончиной Вахтанга V (1676г.) опять нахлынули на его царство все ужасы междоусобий и внешних воин. Сын его Арчил, не удержавшийся при жизни отца на престоле Имеретинском, не мог после него утвердиться и на Карталинском, и удалился с семейством в Россию, искать себе мирной кончины после бурной жизни и трех венцов, ему изменивших. Магометанский брат его, Георгий XI, вступил на шаткий престол по воле шаха Сулеймана, который не хотел видеть христианина Арчила на престоле; но и он возмечтал освободиться от ига персидского и был вызван в Персию шахом Гуссейном. Внука великого Теймураза поставил он Царем (1688г.) под магометанским именем Назар-Али-Хана; Георгий же принужден был жить в Персии и там сражался за неверных, с возмутившимся против Шаха султаном Авганским, который впоследствии умертвил Царя за мирной трапезой. Но внук Теймураза не хотел управлять чуждым ему наследием, и Шах поставил наместником Вахтанга, племянника Георгиева (1703г.). По смерти Георгия брат его Лев был провозглашен Царем, но Вахтанг продолжал управлять. Когда же с кончиною родителя ему достался престол, шах Гуссейн требовал от него отречения от Христианства, и Вахтанг предпочел плен вероотступничеству. Брат его Иессей, более равнодушный, изменил вере отцов и воцарился на краткое время (1714г.); наконец поколебался и Вахтанг и получил престол предков (1719г.). Таково было бедственное положение Грузии в ее последние годы. Сей Вахтанг VI, по порядку царей сего имени, оставил, однако, по себе громкую память, хотя и мало царствовал, долго отсутствуя в Персии. Он составил полное уложение законов Греческих, Грузинских и Армянских, издавна бывших в употреблении, которое доселе носит его имя и уважается не только Христианами, но и Магометанами; он же, последний Царь династии Карталинской, как бы предчувствуя скорый исход своего царства, сам потрудился собрать его многовековую летопись. Между тем Ираклию, уступившему престол законным властителям дома Карталинского, наследовал в Кахетии сын его Константин, также Магометанин, и воевал с Вахтангом. Он призвал себе на помощь дикие шайки лезгин, которые с тех пор начали наводнять Кахетию и Карталинию, ибо им сделались известны все пути и бессилие обоих царств. Константин (иначе Магомет-али-Хан) овладел Тифлисом и предал его хищности лезгин. Вахтанг бежал в Гори и призвал к себе на помощь турков из Ахалциха, которые, быстро заняв все его области, заставили удалиться Али-хана. В то же время сильный султан Авганский Махмут овладел Персией и умертвил шаха Гуссейна со всем его родом, угрожая распространить далее свои завоевания. Смятенный Вахтанг, видя себя между оружием турков и авганцев, решился удалиться в Россию. Императрица Екатерина милостиво приняла царя со всем его семейством, как и дядя его Арчил нашел себе пристанище при дворе великого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

- на земле у Господа есть храмы из камней и есть храмы из плоти, и если каменный храм можно выстроить заново, храма плоти не восстановишь. Сколько таких храмов разрушили и осквернили твои воины!Будь подобен приснопамятным царям: Давиду, Соломону, Константину и Эвбимиану. Не ломай одной рукой то, что строишь другой. Берегись, что бы гнев Божий не постиг тебя за содеяное зло. Царь спросил: -Что мне делать? -Ты помогал своим родственникам персам, позабыв, что греки- народ Божий. Погаси разожжённый тобою же пожар и отныне будь сторонником единоверному кесарю а не огнепоклонникам персам! Той же ночью царю было видение, после которого он окончательно перестал бороться против персов. Его дядя, персидский князь, разгневанно обратился к племяннику: -Изменник! Ради распятого мертвеца предаёшь нас?! На что Вахтанг ответил: -Вот вы и вот греки, и увидишь силу Распятого и силу огня, вашей надежды! В этой битве греки жестоко разгромили персов. В битве погиб и дядя царя. Царь Вахтанг участия в битве не принял. Однако часть греков, под предводительством некого Поликарпа, напала на войско Вахтанга, а Поликарп принялся оскорблять царя. Царь разрубил ему голову надвое, а его сторонников разгромил, многих взял в плен.После послал гонца к кесарю, предлагая мир и дружбу, а также освободил пленных. В знак признательности кесарь вернул царю «границы Картли, Тухарисскую крепость, и Кларджетию от моря до Арсианта и овраги окрестные». На обратном пути царь оставил в Кларджетии (нынешняя територия Турции) своего молочного брата Артаваза, и тот выстроил Артануджскую крепость, монастырь и три храма. Царь ждал нападения персов укреплял города и крепости. Одновременно с этим заточил жрецов- огнепоклонников и изгнал из страны всех кто поклонялся огню. Тогда же скончалась супруга царя, Беландухт, и у Вавхтанга остался сын- Дачи. Когда персы с войной подступили к Картли, Вахтанг призвал на помощь кесаря, однако царь вынужден был начать борьбу без сторонников, а четыре месяца спустя подоспело и греческое войско. Тогда царь персов испугался и просил примирения. Он вынужден был примириться и с греками. Царь выдал за него свою сестру, и также обещал помощь в походе на Индию и соседние страны. После возвращения из похода на Индию отправил послов к кесарю- прося в жёны его дочь, а также приглашая Петра и Самуила. Патриарх послал в Картли 12 епископов, а в Каталикосы посвятил Петра. Царь оставил при Петре- Каталикосе епископа Самуила, а остальным распределил епархии: Кларджетию, Эрушетию, Цунду, Джавахетию, Манглиси, Болниси, Рустави, Ниноцмида, Череми, Челети, Хорнабуджи и Агараки. Впоследствии выстроил храм в Никози и там тоже посадил епископа.

http://pravicon.com/info-1961

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб. Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (, 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

http://pravenc.ru/text/149955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ Вахтанг VI Багратиони, царь Картли. Портрет. XVIII в. Неизв. худож. (Гос. музей Грузии им. Джанашия) Вахтанг VI Багратиони, царь Картли. Портрет. XVIII в. Неизв. худож. (Гос. музей Грузии им. Джанашия) (1675 - 26.03.1737, Астрахань), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый. Освободил Картли от режима сефевидского Ирана и изгнал персид. гарнизоны из груз. крепостей, восстановил груз. гос. устройство, положил конец торговле пленными, сформировал царскую гвардию. В. Б. способствовал восстановлению ирригационной системы в стране, расширил царское доменное хозяйство, определил в своде законов «Дастурламали» (1708) функции, права и обязанности царских и княжеских чиновников. Составил «Книгу права» (Сборник грузинского царя Вахтанга VI-ro. СПб., 1828, 1887), опираясь на источники т. н. обычного и гражданского права (в 1934-1939 переведена Ж. Карстом на франц. язык с подробными комментариями). В. Б. с помощью валашского мастера Михая Иштвановича в 1708-1709 гг. основал в Тбилиси типографию. Первая напечатанная там книга - Четвероевангелие и Деяния (1709). Из 14 книг, изданных до 1712 г., 11 являлись образцами духовной лит-ры, среди них: дидактическое произведение Сулхана-Сабы Орбелиани «Мудрость вымысла» и богословский трактат «Гулани» прп. Георгия Святогорца (XI в.), философский сборник XIII в. «Категория» (переводы фрагментов из сочинений Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура в стихотворной форме сделал В. Б.), «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в. с комментариями В. Б.). В период правления В. Б. мон-ри Шиомгвиме , соборы Светицховели (Мцхета) и Тбилисский Сиони стали центрами просветительской деятельности, образования, возрождения христ. самосознания и культурной самобытности груз. народа, основой национальной государственности.

http://pravenc.ru/text/149953.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010