С ним отправилась также царица – мать его, славная Сагдухт, и сестра его, невеста персидского царя, прекрасная Мирандухт. Вахтанг оставил Фируза в Антиохии, где тот дожидался его возвращения. Веруй в догматы , проповедуемые Евангелием, понимай и исповедуй их по точному учению Православной Восточной Церкви, которая одна содержит евангельское учение во всей чистоте его и правильности. Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви. Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется. Духовный чертог, в котором хранится и из которого, не иссякая, преподается духовное сокровище – истинная вера, есть единая Святая Православная Церковь . Святитель Игнатий Ставропольский Глава VI. Старания Вахтанга расширить Грузинскую Церковь и устройство ее самостоятельности. Кончина св. мученицы Шушаники Прибыв в Иерусалим, Вахтанг поклонился св. Гробу Господню и всем святым местам, сделав богатейшие вклады 99 . Посетил патриарха с большими дарами и для грузинских богомольцев выпросил у него место для построек, именуемое «Лотово знамение». Получив желаемое, и между прочих святынь – крест с частью животворящего древа, имевшего в длину 4 вершка 100 , немедленно вернулся в Антиохию, где, как сказано, ждал его Фируз. Там посетил также Антиохийского патриарха как верховного епископа своей Церкви и поднес ему богатейшие подарки. Царь пожаловался на строптивого своего архиепископа Михаила и на злоупотребление им церковной властью в ущерб Грузинской Церкви, подающего своим подчиненным немалый соблазн, и изъявил желание к его перемещению и замещению его учеником св. Григория Назианзина – иереем Петром. Патриарх на все желания благочестивого царя немедленно дал свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Самоуправство и своенравность большинства греческих пастырей в это время дошла до того, что они без всякого стеснения и очень даже часто давали чувствовать свою силу не только простым смертным, но и самим царям, как это и обнаружилось в царствование Вахтанга Гург-Аслана. В 457 архиепископ Михаил, по происхождению грек, человек высокомерный и в высшей степени грубый, вследствие неисследованной им клеветы на царя и на всё его войско со стороны подпольных крамольников, будто бы Вахтанг Гург-Аслан, в бытность свою в Персии, изменил христианской религии, недолго думая, отлучил мнимых виновников от церкви. А затем, когда царь, как покорный сын к своему отцу, смиренно приехал к архиепископу и, сделав земной поклон, просил у него благословения, то архиепископ оттолкнул его от себя ногой и, сняв со своей ноги туфлю с высоким каблуком, нагло размахнулся ею и ударил царя по лицу, причём вышиб у него передний зуб. Вахтанг Гург-Аслан снёс это неожиданное для себя оскорбление, нанесённое ему рукой архиепископа, и только тихо заметил последнему: «Этот поступок – плод твоей гордости, внушённой тебе дьяволом ; бесчисленность моих грехов возбудила тебя совершить подобное дело. Знай, что ты не имеешь надо мной никакой власти, как не имел и никакого права на этот поступок... Ты не исполняешь своих прямых обязанностей, возлагаемых на тебя Евангелием, – быть смиренным по званию, особенно пред своим государем... Пошлю тебя к патриарху константинопольскому, который и распорядится тобою, как должно». Спустя несколько времени, архиепископ всей Грузии Михаил действительно был выслан в Константинополь, где патриарх Анатолий заключил его в монастырь «Неусыпающих» 45 . Проступок архиепископа Михаила для царя Вахтанга Гург-Аслана послужил достаточным вполне основанием потребовать от константинопольского патриарха освобождения грузинской церкви от зависимости её церкви греческой. Чтобы сделать это своё требование внушительным, царь объявил грекам войну и, после блистательной победы над ними, заявил византийскому императору Льву Великому (457–474) и константинопольскому патриарху Анатолию, что грузинская церковь не желает оставаться более в подчинении антиохийскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр же Гнафий 96 , ярый поборник новой ереси, несмотря на решительный отказ Грузии, понуждал отцов Грузинской Церкви внести в Трисвятую песнь, введенную в церковное песнопение св. Проклом, архиепископом Константинопольским, как песнь, выражающую догмат о лицах Св. Троицы, новое прибавление: «распныйся за ны». По этому поводу созванный мцхетский собор, серьезно рассмотрев на общем собрании предложение ересеучителя и найдя это учение всецело еретическим, отверг его, как несообразное учению Вселенской Церкви. Поэтому и Церковь Иверская отвергла никем не принятое учение и осталась незыблемой на основании православного исповедания апостольской Церкви. В то же самое время некоторые провинции Армянской Церкви добровольно признали новое учение, отвергнув учение кафолической Церкви. И несмотря, наконец, на разных ересеучителей: акефалитов, севериан и других, навязывавших Иверии свои заблуждения 97 , эта Церковь осталась верной своей основательнице и духу кафолической Церкви 98 . Во главе грузинского духовенства стоял тогда человек, легко поддававшийся разным интригам и способный склониться на сторону врагов Церкви, как антиохиец, притом весьма корыстолюбивый и в высшей степени гордый, по своему происхождению грек и сын жгучих песков Сирии. Вахтанг, зная состояние тогдашней Сирийской Церкви и вражду еретических учителей ее против учения своей Церкви и сам характер архиепископа Михаила, дал ему наистрожайшее повеление держать Грузинскую Церковь в истине кафолического исповедания. Тем более царь изъявлял свои требования, чем более сознавал нравственное свое превосходство перед предстоятелем Церкви и относился к нему, как к лицу, зависящему от него. По выражению летописи, Михаил весьма не нравился царю за его дурные качества, и он поневоле терпел его, изыскивая удобный случай как-нибудь избавиться от него. Устроив таким образом дела своего царства, царь с огромным войском, состоящим из греков, грузин и персов, через Сирию отправился в Персию. Находясь недалеко от Антиохии, Вахтанг упросил Фируза отпустить его в Иерусалим на поклонение святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». Волк и лев: святой царь Вахтанг B V beke Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали. Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова». По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев). В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией. Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси. И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов. Сокровища храма Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. B XI beke по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же. B XIV веке собор пережил нашествие монголов. B XV — землетрясение, разрушившее купол. B XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАР КОЛАЙСКИЙ Бакар [Бакур] Колáйский [груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.), блгв. царь Картли (2-я пол. IV в.). Груз. летописец Леонтий Мровели называет его сыном блгв. Мириана , первого груз. царя, принявшего христианство (КЦ. Кн. 1. С. 30-131), в груз. хроникеМокцеваи Картлиса («Обращение Картли») Б. К.- внук св. Мириана, сын Реви. Относительно хронологии его царствования существует неск. т. зр.: согласно Леонтию Мровели, Б. К. занял картлийский трон в 362 г., по сведениям арм. летописца Мовсеса Хоренаци - до кон. 60-х гг. IV в. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. Кн. 2. Гл. 86). По свидетельству Вахушти Багратиони, Б. К. царствовал 22 года ( Вахушти Багратиони. С. 94). Царствование Б. К. ознаменовалось соперничеством за престол Картли между 2 ветвями потомков Мириана: его старшего сына Реви, к-рому достались Кахети и Кухети, и Б. К. После смерти Реви его жена Саломе, дочь арм. царя Трдата, при поддержке арм. двора пыталась возвести на трон своего сына. Б. К. заключил союз с персами и вместе с мужем своей сестры Перозом успешно выступил против арм. коалиции (КЦ. Т. 1. С. 131). При поддержке визант. властей потребовал от потомков Реви подписать свидетельство, по к-рому они отказывались от претензий на Картлийский трон, довольствуясь лишь Кухети. Будучи искусным дипломатом, Б. К. поддерживал хорошие отношения с Византией и Персией. После достижения мира создал благоприятные условия для проповеди христианства. При нем «умножилось число священников и диаконов» (Там же. С. 131), Леонтий Мровели характеризует Б. К. как человека глубокой веры и приписывает ему обращение в христианство горских племен Кавказа, «что не сумел довести до конца» св. Мириан (Там же. С. 130). Б. К. известен также как строитель Цилканской ц. Ист.: КЦ. Т. 1 С. 130-131; / , . . , 1963. Т. 1. С. 91-92. Лит.: . () // / . , 1958. Т. 4. Вып. 1. С. 349-350. М. Сургуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)

http://pravenc.ru/text/77390.html

В исходе V века царь Вахтанг Гург-Аслан придал Мцхетскому храму тот величественный вид, которым мы любуемся в настоящее время. Он же дал этому храму название во имя 12 апостолов. Великая душа Вахтанга задумала оставить позднейшему потомству величественный памятник, соответственный величественной природе Кавказа, титаническим громадам его гор. Уступая по высоте Алавердскому храму в Кахетии, Мцхетский собор превосходит все другие храмы Грузии своими размерами. В отношении же архитектурном Мцхетский храм относится к числу лучших памятников грузинского зодчества. Стиль его считается грузино-византийским с некоторыми, впрочем, изменениями. Его строгие формы, обширные размеры, необыкновенная соразмерность частей, изящество скульптурных изваяний, арабесков и плетений, остроконечный купол, лёгкие арки по стенам с лепными украшениями, крыша из тёсаного камня, фресковые изображения и проч., делают его предметом величайшего внимания для знатоков византийской церковной архитектуры. Невольно останавливается человек и погружается в рассмотрение этой громады тёсаного камня, этой массы жёлто-серого цвета, обращённой рукой человеческой в гигантское строение, уносящееся ввысь и окаменевшее как бы на лету. Кому бы ни случилось бывать здесь, нельзя удержаться, чтобы, благоговейно обнажив голову, не войти в самый собор 40 . Одновременно с основанием новой своей столицы – Тифлиса, Вахтанг Гург-Аслан заложил и Сионкий собор, который, несмотря на многоразличные бури, его посетившие, как неподвижная скала веры, стоит вековым и тысячелетним свидетелем непреоборимого православия, и в котором благоговейно сохраняется ныне среди других памятников христианской Грузии и величайшая её святыня – крест из виноградных лоз св. равноапостольной Нины. Своё название храм получил от иерусалимского Сиона, горы, на которой библейский Авраам видел день искупления всего человечества Сыном Божиим. От Сиона иерусалимского, как центра, произошли сионы – храмы в царстве грузинском. С таким названием известны из истории Грузии 10 храмов 41 которые, как неподвижные звёзды небесного свода, стоят доныне безмолвными, но красноречивыми для верующего сердца, указателями пути к жизни и небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, то есть тем, которые имеют преемство свое от апостолов и которые вместе с преемством епископства по благоволению Отца приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, то есть у тех, у кого находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровое, безукоризненное учение и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и хранят нашу веру во Единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблуждения излагают нам Писания. Кто хочет знать истину, тот в Церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем назвать тех, кого апостолы поставили епископами, и преемников их даже до нас, которые ничему такому не учили и ничего такого не знали, что помышляют еретики. Святитель Ириней Лионский Глава IV. Начало царствования Вахтанга I, его войны. Мученичество св. Раждена На пятнадцатом году Вахтанг, именно в 446 г., венчался на царство. В тронной речи нового царя обнаружился в нем самый тонкий ум, который показывал, что юноша без страха и с надеждой на Бога смело может управлять Церковью и государством. Сидевшие по правую руку его архиепископ Михаил, по левую Бинкар и остальная знать удивлены были его умом, настойчивостью и геройским духом. Но еще более поразило их, когда царь объявил, что безотлагательно решается идти войной против горских народов оссов и их правителя Бакатара 89 , пленившего прекрасную сестру его Мирандухт. Произнесенная царем речь ободрила всех присутствующих, и спустя некоторое время решено было начать войну с горцами. Со всех концов царства собраны были войска со вспомогательными отрядами Ранского правителя, которые расположились на северной стороне неподалеку от столицы за Гартис-Карской крепостью в Мухнарской долине. Перед выступлением на войну Вахтанг сделал смотр войскам и пришел в восторг от всеобщего воодушевления и обилия всего необходимого для войны. Вслед за тем написал завещание, по которому правительницей страны оставлялась царица Сагдухт, а первая сестра его Хваранзе в случае смерти царя должна была выйти замуж за двоюродного брата его армянского принца Мирана, потомка царевича Рева, за которым должен был остаться и сам престол Грузинского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Его родителями были царевич Александр Бакарович и графиня Дарья Александровна Меньшикова. Дед – грузинский царь Бакар Вахтангович, прадед - царь Вахтанг VI. Воспитывался он у благочестивой своей бабушки Анны Георгиевны Арагвис-Эристави. Георгий получил прекрасное образование, знал много языков, изучал историю, географию, артиллерию, архитектуру, постоянно читал Евангелие, Псалтирь. Одно время князь жил в столице того времени – в Санкт-Петербурге, где его воспитанием занималась тётка Елизавета Бакаровна, блестяще образованная и глубоко верующая. В юные годы Георгий Александрович также жил в богатом подмосковном селе Всехсвятском во дворце своих знатных родственников. Но когда через село провели Санкт-Петербургское шоссе, князь Георгий Александрович уехал в село Лысково Нижегородской губернии, которое князьям Грузинским было пожаловано Царём Петром в 1700 году. В Лыскове князь Г.А. Грузинский прожил большую часть своей жизни. В Лыскове было более тысячи домов, добротных, двухэтажных с кладовыми. Около Волги – громадная пристань, где останавливались пароходы и баржи с хлебом. На холмах возвышалось более сотни крылатых мельниц. В селе расцветали различные ремёсла: кожевенное, гончарное, столярное, плотницкое, ткацкое, замочное, жестяное, кузнечное. Князь Грузинский был человеком деятельным, живым по характеру, православным по сути, хранителем многих святынь: частиц Животворящего Креста Господня, Креста Святой Нины, Креста Святого Пророка Иоанна Предтечи, руки святой Анастасии Римляныни и других святынь, приносимых в Россию царственными предками Князя. Дворец Князя в Лыскове был построен по проекту Растрелли. Он был окружён огромным садом с теплицами и оранжереями. Рядом с дворцом располагались различные склады, людские, конюшни и каретники. Живя роскошно и богато, князь не забывал молитв ко Господу. На его средства в центре села вознесён архитектурный ансамбль, состоящий из красивой Вознесенской церкви и четырёх г-образных построек вокруг неё: здания духовного училища, колокольного корпуса и торговых рядов. Ансамбль строился в честь победы Русской Армии над Наполеоном.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/15/iz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010