Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Метехи в Тбилиси. Фотография. XIX в. [Груз. ], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани , храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста ( Иоселиани. 1866. С. 23). Этимология названия Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» ( - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: !). По другой версии, - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») ( Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχ (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили). История Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851 . P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» ( Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского . Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури ( Джоджуа. 2002. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. - ; до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси. Образована на 2-м Соборе ГПЦ (27 июня - 7 июля 1920) путем слияния Мцхетской и Тифлисской епархий ГПЦ, восстановленных в числе других 13 древних епархий в сент. 1917 г. на 1-м после провозглашения автокефалии ГПЦ Соборе. Управляют М.-Т. е. Глава ГПЦ Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетско-Тбилисский, и его викарии (хорепископы). М.-Т. е. граничит со следующими епархиями ГПЦ: Сагареджойско-Ниноцминдской на востоке, Гардабанско-Марткопской на юго-востоке, Самтависско-Каспской на западе, Цилканско-Душетской и Тианетско-Пшав-Хевсуретской на севере, Манглисско-Тетрицкаройской на юго-западе. Территория М.-Т. е. включает г. Тбилиси и его окрестности, г. Мцхета и поселения муниципалитета Мцхета, кроме сел Цилкани и Мисакциели на севере (относятся к Цилканско-Душетской епархии). История После Крещения древнегруз. царства Картли и объявления христианства гос. религией (ок. 326 г.) в древней столице царства Мцхете была образована первая кафедра ГПЦ - Мцхетская, ставшая церковным центром страны. В 60-80-х гг. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали , основавший Тбилиси, провел церковные реформы: был образован Мцхетский (Восточногрузинский) Католикосат , имевший определенные автокефальные права, в его составе были учреждены 12 епархий, в т. ч. Тбилисская. Глава ГПЦ стал носить титул католикоса. Мцхетский архиерей стал называться архиепископом Картлийским, епископом Самтавройским; он занял в церковной иерархии 1-е место после католикоса, его кафедрой был определен мцхетский храм Самтавро . Территория Мцхетской епархии охватывала в то время земли между реками Рехула и Диди-Лиахви. Т. о., с V в. в Мцхете находились кафедры 2 архиереев: предстоятеля Церкви католикоса (позже - католикоса-патриарха) и Картлийского архиепископа, управлявшего Мцхетской епархией. Очевидно, в юрисдикционном подчинении католикоса была только Мцхета, а Картлийский архиепископ распространял свою власть на окрестности города. Кафедра Тбилисского архиерея с древности находилась в построенном приблизительно в 60-х гг. V в. Тбилисском Сиони .

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Эпоха дворцовых переворотов Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года Русские в ужасные времена своей тяжелой потери имели полное право ждать утешения от Екатерины. Она была объявлена наследницей престола в день кончины супруга по общему согласию вельмож и народа. Однако нельзя не сказать, что усерднее всех действовал в этом важном деле князь Меншиков. Будучи неоднократно полезным для Екатерины еще с ее первых лет жизни в России и ощущая в полной мере благодарные чувства государыни, Меншиков был уверен, что в ее царствование он будет полностью наслаждаться властью, которая давно уже стала основным желанием его честолюбивого сердца. Его старания о возведении на престол своей покровительницы тем более имели успех, что не он один чувствовал любовь и преданность к доброй государыне: прекрасные качества ее души давали ей бесчисленное множество приверженцев. Ее сильные сторонники не могли не победить приверженцев десятилетнего великого князя Петра — сына несчастного царевича Алексея Петровича, хотя как родной внук покойного императора он имел полное право на Русскую корону. Но по причине своих детских лет он не мог сам управлять государством. Итак, сами защитники его скоро согласились вручить императорскую власть общей любимице, тем более, что она обещала почитать великого князя своим наследником и воспитать в нем государя, достойного имени и крови Nempa I. Приверженцы Екатерины не ошиблись в своих ожиданиях: наследница Петра была достойна нового царствования. Она с такой точностью старалась исполнять все известные ей намерения своего супруга, с таким успехом успела довершить начатое им, что конец этого кратковременного царствования, продолжавшегося не более двух лет, был новой горестью для России. Во всех местах нашего обширного Отечества во все время правления Екатерины были полное спокойствие и мир между соседями. Только на берегах Каспийского моря, в областях, незадолго перед тем завоеванных Петром, бунтовали новые подданные России, но и те были усмирены оставленным там генералом Матюшкиным. Вслед за этим усмирением Грузинский царь Вахтанг, уважая могущество России и желая избавиться от притеснений Персиян, вступил в подданство Екатерины и таким образом увеличил ее царство новой областью.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Грузия никогда еще не имела своей церковной Истории. Писатели ее летописей упоминали часто о церковных происшествиях в тех случаях, когда они имели связь с гражданским бытом народа; но и то кратко, неполно, без критики, часто без хронологии. От того частые анахронизмы, неверности, а отсюда затруднения, который на каждом шагу останавливают всякого разбирателя летописей. Преодолевая по силе таковые препятствия, я должен был прибегнуть к пособиям иностранным, и в Византийских писателях и других искать того, чего не показывают нам собственные источники. Изложив на первый раз Краткую Историю, сочинитель льстит себя надеждой, что не заслужит она осуждения, как опыт его первый, и тем более трудный, что в одно и тоже время требовалось отыскивать, разбирать и приводить в систему факты, разбросанные в различных книгах. А потому испрашивая от читателей благосклонного внимания, смеет надеяться, снисхождения к слабостям и недостаткам и тем ободрения к изложению полной, сколько возможно, Истории такой церкви, которая служит ясным доказательством древности православия, исповедуемого Греко-Российскою Восточною церковью, и явным свидетельством отступления Запада и других церквей от истинных правил церкви Апостольской и Соборной, как это и прежде заметили сочинитель Разговоров между испытующим и уверенным (стр. 130), и сочинитель Истории Российской Церкви (стр. VII). Между прочим, целью составления таковой книги было то, чтобы внушить сынам Грузинской церкви благоговение к Православной вере нашей, и безпредельную преданность к Государю. Этого желали Цари Грузинские издавна стенавшие на троне под игом Мусульман; этого жаждали предки наши еще тогда, когда Россия избранная Провидением для сокрушения Исламизма, не была еще возрождена мощною рукою Великого из смертных; для этого Цари Теймураз I, Вахтанг VI, Ираклий I, и Теймураз II ездили в Москву; к этому стремился Царь Ираклий II и устремился Георгий XIII. В душе сего последнего обитала святая любовь, без коей и власть двигать горы, по выражению Апостола, есть ничто. Без него угасли бы гении славных Царей, и слава Иверии могла бы померкнуть на веки; без него не прекратился бы кровавый пир неистовых врагов христианства в стране Христианской. Царь Георгий XIII в смертной борьбе нашел еще довольно силы и любви в сокрушенном сердце, чтобы всеми возможными средствами подкрепить отчаивающееся христианство . Российские Императоры простерли свои объятия к плачущим сынам Православных, единоверных, и Христиане древней Иверии успокоились от насилий долговременных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР I [Груз. ], 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Точная дата прибытия П. в древнегруз. царство Картли не установлена. Это событие было связано не только с церковными, но и с политическими событиями, хронология к-рых выяснена не до конца; однако все груз. историки соглашаются в том, что его можно отнести ко 2-й пол. V в. (по мнению Б. Ломинадзе, к 466-468 гг., по версии И. Джавахишвили, З. Алексидзе - к 472-484 гг.). В древнегруз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) указано, что после конфликта с предстоятелем ГПЦ еп. Картлийским Михаилом I царь Картли св. Вахтанг Горгасали направил к патриарху (какому, не указывается) послов и попросил прислать католикоса. Патриарх прислал П. и мон. Самуила (позже - католикос Картли Самуил I ). Св. Вахтанг построил «нижнюю церковь» и посадил туда П. (Мокцеваи Картлисай//КЦ. 1955. Т. 1. С. 325). Более подробно о П. рассказано в сочинении Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». Св. Вахтанг познакомился с П. и мон. Самуилом во время похода на Византию, в котором царь участвовал по принуждению персов. П. был «из учеников Григория Богослова» и служил священником у гробницы свт. Григория. В источнике приводится разговор св. Вахтанга с П., порицавшим царя за участие в войне с единоверцами. Пораженный мудростью и смелостью П., царь попросил его молиться о примирении с визант. императором. По просьбе св. Вахтанга П. представлял интересы картлийского царя во время переговоров о мире с кесарем. Было решено объединить визант. и груз. силы в борьбе против персов. Св. Вахтанг привел к присяге свое войско: все должны были поклониться кресту, к-рый держал П.; отказавшихся исключили из войска. Через неск. лет, уже после похода в Абиссинию, св. Вахтанг приступил к внутренним реформам в Картли и решил возвести на престол католикоса П., что вызвало недовольство со стороны действовавшего предстоятеля ГПЦ архиеп. Михаила I. После ряда конфликтов св. Вахтанг отправил архиеп. Михаила I в Византию на суд к К-польскому патриарху. Патриарх послал П. и мон. Самуила к Антиохийскому патриарху, к-рый хиротонисал П. во католикоса, а Самуила и еще 12 чел.- в архиереев для ГПЦ ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 201, 203). П. и архиереи вернулись в К-поль: император вручил им мн. дары и святыни, а «дочь свою именем Елена отдал в супруги Вахтангу». Когда посольство прибыло в Мцхету, св. Вахтанг посадил П. в церкви Светицховели , Самуила сделал Мцхетским епископом, для остальных 12 архиереев учредил новые кафедры. Кроме того, П. упоминается в источнике при описании событий, связанных со смертью св. Вахтанга: во время одного из нашествий персов П. предрек св. Вахтангу гибель и затем напутствовал умирающего царя (Там же. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2580346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I [Груз. ], еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем сохранились в груз. хронике X в. «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии) и в сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». По сведениям Джуаншера, М. занял Картлийскую (Мцхетскую) кафедру после кончины еп. Мобидана (30-е гг. V в.), по данным «Мокцеваи Картлисай» - после Иоиля I (40-е гг. V в.), в тот период, когда «вкралось в мелкий люд Картли огнепоклонство», поскольку персид. ставленник Глонокор (40-е гг. V в.) (в источниках - Бинкаран, Шинкаран), «епископ огнепоклонников, проповедовал среди грузин веру свою». Царица Сагдухт, мать царя Картли св. Вахтанга Горгасали , после смерти еп. Мобидана «призвала из Греции священника праведного по имени Микаел», к-рый «выступил против совратителя Бинкарана и научал вере истинной всякого картлийца». М. «полностью сжег... возмутительные книги» и «все писания» еп. Мобидана и вернул к вере «всех знатных» и большую часть «простого люда». Он принимал участие в воспитании и образовании св. Вахтанга, обучая его «всей премудрости Божией, и с отроческих лет своих (Вахтанг.- Авт.) возлюбил веру Христову более, чем прочие цари Картлийские» ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 76-78). Стремясь к политической и церковной независимости Грузии как от Ирана, так и от Византии, св. Вахтанг целью своей политики сделал обретение Картлийской Церковью автокефалии. Находясь в Византии во время одного из военных походов, он познакомился со свящ. Петром, одним из учеников свт. Григория Богослова, и с Самуилом и с согласия К-поля пригласил их в Картли: Петра - в качестве предстоятеля Церкви в сане католикоса, а Самуила - одним из 12 епископов. М., узнав об этом, «огорчился и даже стал протестовать и сопротивляться», упрекая царя в том, что тот отрекся от Христа и «начал уповать на огонь». Когда же М. получил объяснения св. Вахтанга, он «проклял царя и всю рать его». Епископ не вышел встречать вернувшегося из похода царя, а когда св. Вахтанг сам прибыл к нему и «спешился, чтобы приложиться к стопам епископа, тот брыкнул ногой и каблуком обуви ударил государю в уста и выбил ему зуб». Св. Вахтанг сравнил М. с Иудой, назвал его «сребролюбцем» и указал ему, что «особенно стало очевидным коварство его, когда узнал он, что в Картли приведен (человек), которому будет поручено стоять над ним». Царь отослал М. вместе с выбитым зубом к К-польскому патриарху, к-рый, поскольку из-за М. «пролилась на землю кровь», заточил его в мон-рь неусыпающих (Там же. С. 99-100).

http://pravenc.ru/text/2563688.html

HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шио Отарашвили Сердце Тбилиси Фотогалерея Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи    Баня    Бани    Баня    Древний водопровод    Дом на скале    Уличные эмали    Игра в нарды Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников    Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу)    Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга    Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Церковь св. Або Тбилисского    Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского    Вид от церкви св. Або Тбилисского Смотри также: Комментарии читателей 2016-03-06 16:45 Нина : Лет в 12 узнала о Святой равноапостольной Нине, и с тех пор на уровне подсознания всегда было желание побывать в Грузии, пройти теми путями, по которым ходила просветительница Грузии Святая Нино. И вот в 2015 сбылась моя мечта, я побывала паломнической поездкой в Грузии, поклонилась Нине, искупалась в ее источнике. Воспоминания незабываемые! Принимали очень душевно! Снова хочется побывать в Грузии, но уже не группой, а частным образом, чтобы без суеты побывать в благословенных местах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695). До восшествия на престол был архиепископом Руставским (до 1675) (НА Грузии. Ф. 1461. Оп. 3. Д. 86 - Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 298). Избран предстоятелем Грузинской Церкви вскоре после воцарения в Картли Георгия XI (1676-1688, 1703-1709) при поддержке царя. Эти обстоятельства отражены в документе, выданном Н. патриаршему кафедральному собору Светицховели в 1687 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 493). Груз. царевич Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» так писал об этом: в 1675 г. «пришел Георгий царем в Тбилиси… посадил католикосом брата Гиви Амилахвари» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 457). Упоминаемый в источнике брат Н. был князем - правителем княжества Саамилахвро, командующим садрошо (от груз. - знамя, военно-адм. единица Грузии) Земо-Картли, моурави (главой) г. Гори, входил в число наиболее приближенных к царю лиц. Его супруга Тамар была дочерью царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). В 1688 г. персид. шах посадил на престол Картли царя, принявшего ислам,- Ираклия I (1688-1703). На поклон царю из всей знати и приближенных двора не явился только Н., преданный Георгию XI и открыто выступавший против воцарения на груз. престоле мусульманина. Его поддержали и др. духовные лица высокого ранга. Ираклий I сообщил об этом шаху, и шах снял с Н. архиерейский сан и поставил на престол католикоса-патриарха Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1691, 1695-1700). В 1691 г. Георгий XI, укрывавшийся в Раче, вернулся в Картли и в течение 4 лет боролся за возвращение престола. Одержав победу, «собрал он войско… вошел в Картли и все встретили его с радостью… и назначил католикосом Николоза…» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 468). Однако царь не смог надолго удержать власть. Сначала он укрылся в Зап. Грузии, затем явился к персидскому шаху и покорился ему. Вернувшийся на престол Ираклий I вновь поставил католикосом-патриархом Иоанна X (Там же. С. 468, 475). На церковном Соборе 1705 г. царь Картли Вахтанг VI выразил желание вновь избрать католикосом-патриархом Н. Но поскольку архиереи и др. духовенство были против, на престол предстоятеля Церкви был избран Доментий IV (Багратиони) (Там же. С. 481).

http://pravenc.ru/text/2566070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010