В 1299 г. грузинский царь Вахтанг III сумел добиться временного освобождения К. м. (КЦ. 1959. T. 2. C. 316), затем обитель вновь оказалась у мусульман: по мнению одних исследователей, в 1305 г. (Цагарели, Д. А. Кипшидзе, Метревели, Д. Ланг, Ингороква, Б. Силагадзе, И. Сихарулидзе, Бутрус Абу Маннех) ( Цагарели. 1888. C. 95); другие относят это событие к 20-м гг. XIV в. (И. А. Джавахишвили, Н. А. Бердзенишвили, А. Ментешашвили, Н. Канделаки, Мамиствалишвили). По сведениям араб. летописца аль-Макризи, 24 июля 1305 г. послы груз. царя Вахтанга III и визант. имп. Андроника II Палеолога приезжали в Египет к султану Мухаммаду I с просьбой освободить К. м. и вернуть его грузинам ( Maqrizi Amad ibn Ali. 1934. С. 17). В поминальной книге К. м. 2-м воссоздателем мон-ря, возвратившим святыню христианам, назван груз. царь Давид VIII (1293-1311) ( Метревели. 1962. C. 43-44, 106, 148 ; Сведения араб. историков XIV-XV вв. 1988. C. 34). В 1310 г. Каир посетило новое посольство Грузии и Византии (как считают нек-рые ученые, речь идет об одном и том же посольстве, однако дата 1305 г. представляется более обоснованной) (Там же. 1988. C. 37, 39; Джапаридзе. 2005. C. 166). Спас Еммануил в медальоне с архангелами. Роспись кафоликона. XVII в. Спас Еммануил в медальоне с архангелами. Роспись кафоликона. XVII в. В нач. XIV в. груз. царь Георгий (И. Давид называет его Георгий VI Мцире (1311-1313); по мнению Джавахишвили, Метревели, Т. Папуашвили, это - Георгий V (Блистательный (1314-1346)) сумел улучшить положение грузин на Св. земле. Егип. султан вернул груз. послу Пипе Эристави (Квенипневельскому) «ключи Иерусалима», т. е. право въезжать в Иерусалим во всеоружии, верхом на коне и с гос. флагом, служить в храме Гроба Господня и владеть его частью или целиком и т. п.; эти сведения содержатся в хронике анонимного автора XIV в. (груз.- Жамтаагмцерели) в своде груз. летописей «Картлис Цховреба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 444-445) и в «Памятнике эриставов», написанном при жизни Ксанского эристава эриставов Виршела III (1348-1400) книжником и художником из Ларгвиси Авгарозом Бандаисдзе (Памятник эриставов. 1954. С. 321, 350) ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 8; Метревели. 1962. С. 45, 46, 58; Джавахишвили. История народа. 1966. Т. 3. С. 176-177). По мнению некоторых ученых, в этих источниках также могло найти отражение посольство Вахтанга III в 1305 г. В любом случае в нач. XIV в. К. м. был возвращен прежним владельцам по настоянию визант. и груз. посольств. Подобная передача мусульманского культового объекта (на территории завии уже была выстроена мечеть) христианам была крайне редким юридическим прецедентом. Впрочем, настоятели К. м. многие века выплачивали компенсацию за владение зданием мечети ( Pahlitzch. 2003. P. 41-51; M ü ller, Pahlitzch. 2004. P. 258-281).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Церковь , теснимая доселе Турецким оружием и междоусобиями раздробленного царства, нашла спокойствие и благоденствие под скипетром Вахтанга, ходя ненадолго. К делам его в пользу церкви относятся построение новых храмов и возобновление разоренных; созвание собора и утверждение православия во всем сходно с Греческою и Российскою церквами; исправление и устройство церковного благочиния; восстановление монастырей и пустынь, славных по своей древности; заведение книгопечатания в Тифлисе 89 и распространение книг Священных и Богослужебных, кои теперь всякий легко мог приобретать для употребления в церквах и для домашнего назидания. Он открыл училища, особенно при монастырях, в которых обучалось и дворянство, большею частью Св. Писанию и Философии по тогдашней методе Схоластической. Утвердил поместья, пожертвованные прежними царями монастырям и пустыням, а содержание неимущих обеспечил новыми пожертвованиями 90 . Монастыри всегда, как и в сие время были жилищами наук и рассадниками просвещения. Процветшая в царствование его Иверская церковь , в короткое время столько обогатилась, что от своего избытка, царь мог отправлять весьма значительные вклады в Афонскую гору и другие Греческие 91 монастыри. Историки замечают что в Иерусалим в жертву гроба Господня отправил он 2000 туманов (20,000 руб. сер.) огромную в то время сумму и получил за то в дар большое число мощей и чудотворную икону Оконской Божий Матери, которой праздновалось долго 30 Июля и которая обреталась первоначально в монастыре Гаенатском, а потом увезена в Россию и находится до ныне у князей Грузинских, наследников царя Вахтанга VI в Нижегородской губернии селе Лыскове. Глава 11 Царь Иессей; Каталикос Доментий; порабощение Грузии Турками; помощь оказанная Грузии Надир-Шахом; дела Имеретинского царя Соломона I; дела Ираклия II в пользу церкви; действия западных миссионеров в Грузии и изгнание из Грузии в Россию католикоса Антония I; лица помогавшие церкви своею жизнью или познаниями К несчастию церкви, впрочем, непродолжительному, Вахтанг страшась мщения Шаха Персидского и по другим политическим причинам, принужден быль отречься от престола и отправиться в Россию, и к глубокой горести своей видеть на своем престоле еще до отъезда своего в Россию, Иессея (1714–1716 г.), 92 принявшего в Грузии от Турок магометанство. Взошедши на престол, сей вероотступник возвел с собою все пороки, допущенные законом лжепророка. Католикос Доментий и Иоанн Саакадзе настоятель Давидо-Гареджийской пустыни, не хотевшие терпеть ужасов и беззаконий сего несчастного времени, явились обличителями царя магометанского в царстве христианском. Царь хотел примером своим уничтожить добродетель христианского воздержания в глазах христиан подданных, –и вооружил против себя пастырей церкви. На обличения их Иессей извинялся религией, которую он исповедовал. Христианам оставалось молиться о прекращении опасных и гибельных дней церкви; – и провидение скоро поразило гнусного сластолюбца смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Храм Отца Креста Сохранилось предание, что на месте, где сейчас стоит один из самых древних храмов Тбилиси, жила, просвещала и исцеляла людей святая равноапостольная Нина. И сейчас при Храме Отца Креста действует женский монастырь святой Нины. В V веке царь Вахтанг Горгасали построил здесь храм Святого креста «Голгофа». В конце XIV века первый храм разрушил Тамерлан. Нынешнее здание XVI века, сильно пострадавшее после взятия Тбилиси Агой Мохаммед-ханом, отремонтировано в 1825 году. До 1921 года храм входил в юрисдикцию иерусалимского патриарха, многие века был подворьем монастыря Святого креста Иерусалима, землю для которого подарил первому грузинскому царю Мириану III сам император Константин (он же содержал его на свои средства) — отсюда родилось название Отец креста. В советские годы в монастыре хранили книги. С конца восьмидесятых годов ХХ века храм снова стал действующим.   Храм Метехи, Успенская церковь Визитная карточка Тбилиси - каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали , давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии , был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара. В конце XIII beka святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви. На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

http://foma.ru/gruziya-10-svyatyin-kotor...

9 Бетания (т.е. Вифания) – действующий мужской монастырь (XIU-XШ вв.), в честь Рождества Божией Матери. Обитель расположена в лесистом ущелье реки Верэ в 20 км от Тбилиси. В Бетанийском монастыре подвизался духовник старца Гавриила схиархимандрит Георгий (Мхеидзе) (1887–1961 гг.). В 2003 г. схиархимандрит Георгий был причислен к лику святых Поместным собором Грузинской Православной Церкви. – Прим. перев. 10 В 1997 году духовенство и прихожане нескольких монастырей и церквей Грузии обратились к Патриарху и Синоду Грузинской Православной Церкви с письменной просьбой о выходе из состава Всемирного Совета Церквей – международной экуменической организации, которая объединяет свыше ста разных церквей и вероисповеданий, и о разрыве с ней всяких отношений. – Прим. перев. 11 Святая мученица царица Райская Шушаника претерпела поношения и мучения от своего мужа, нечестивого царя Васкена Питахши, отрёкшегося от Христа и принявшего персидское огнепоклонничество. Блаженная кончина святой царицы последовала 17-го октября 466 года после семилетнего темничного заточения. Вскоре Иверский царь Вахтанг Гург-Аслан двинулся войной против нечестивого убийцы царицы и, захватив в плен Васкена, казнил его. Тело же царицы с почестями было перевезено в Цортаг и погребено в Иверском храме, специально для этого выстроенном. Но через двадцать лет (в 586 году) мощи были перенесены в Тифлис, потому что цортагский храм перешёл в руки армян, к тому времени отпавших от Православия. В Тифлисе мощи были положены в Метехской церкви. День памяти святой Шушаники с тех пор стал праздноваться 28 августа/10 сентября (день перенесения мощей царицы). – Прим. перев. 12 Метехский храм Пресвятой Богородицы (XII в.) был построен в Тбилиси на холме рядом с рекой Мтквари. Неоднократно разрушался и отстраивался вновь. В 60–70 гг. XX века режиссёр Сандро Мревлишвили открыл в Метехском храме молодёжный театр. Некоторые актёры вскоре сами ушли из театра, осознав, что играть спектакли под сводами храма – великий грех . Стараниями верующих Метехский храм был наконец передан Церкви, и сейчас в нём совершаются богослужения. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все, кто первый раз встречается с отцом Элизбаром, уверены, что это цыганское имя: спасибо Лойко Зобару, герою фильма «Табор уходит в небо», которого духовное чадо отца Андрея страшно не любит. На самом деле Элизбар это грузинский святой, живший в семнадцатом веке и принявший мученическую смерть от персидского шаха Аббаса II. Просто по святцам в день, когда Эдика Иванова рукоположили в диаконы, это был единственный святой, имя которого начиналось на букву «Э». Их было трое, рассказывает житие святого Элизбара диакон Иванов. Шалва, Элизбар и Бензин… Бензин?! Быть не может! Я сам удивился, но это так, разводит руками отец Элизбар. Все трое были князьями и прославились тем, что освободили от персов Кахетию. Но потом грузинский царь Вахтанг V принял ислам и выдал их шаху прямо как Караджича. Там Элизбара и Шалву пытались обратить в ислам, но безуспешно. Тогда их долго пытали, а затем обезглавили. Бензина же в знак позора одели в женское платье и возили по городу на осле. Когда же и после этого он не отрекся от веры, его предали мучительной смерти: тело разделили по суставам, а голову отрубили. Вот это вера была у людей! вздыхает Иванов. Добравшись до Белого Городка, я первым делом взял в руки « Четьи-Минеи ». Бензин, слава Богу, оказался Бидзином, но это простительно: историю своего святого новоиспеченный диакон воспринимал со слуха. Какие планы на будущее? задаю бывшему Эдику вопрос с подвохом. Небось, всю жизнь в диаконах ходить не собираешься? Очень даже собираюсь, мы еще только подходим к воротам храма, но мой собеседник уже переходит на шепот. Понимаешь, иерей во время литургии символизирует Христа, а диакон всего лишь ангела. Мне кажется, являть собой образ Спасителя я не достоин ни сейчас, ни впредь. Да и задача у диакона другая. Священник наделяет службу смыслом, а диакон красотой. Это как танец, понимаешь? Я ведь хотел танцевать вот я и танцую. Храм Иерусалимской иконы Божьей Матери стоит в красивейшем месте на стрелке, где сливаются реки Хотча и Волга. С трех сторон вода, и когда находишься внутри, кажется, что ты на корабле, а настоятель храма отец Александр и диакон Элизбар это капитан и штурман, ну, а отец Андрей, который в это же время служит в Кимрах, лоцман, который подает своему духовному чаду точные сигналы, чтобы тот не сбился с курса.

http://azbyka.ru/way/tabor-uhodit-v-veru...

совершали частые походы в Месопотамию, Сирию, Палестину и даже доходили до границ Египта вместе с монголами, которые высоко ценили храбрость грузинского войска, находившегося почти всегда в авангарде и решавшего часто судьбу сражений, о чем повествуют мусульманские и христианские историки. В особенности отличались в походах монголов царь Дмитрий сын его Вахтанг III. По словам некоторых европейских путешественников и писателей того времени, Гасан-Шах (1304), разбив мамелюков в Сирии в 1300 году, приказал войскам преследовать их до самого Египта, взял Иерусалим и передал его грузинам; часть отнятых у мамелюков владений близ Киликии предоставил армянскому царю, а часть брату своему 156 . Вскоре после завоевания, в половине XV в., столицы Византии – Константинополя Магометом II, римские папы: Николай V (1447–1455 г.), Каллист III 1455 – 1458 г.) и Павел II (1464–1471 г.) старались поднять христиан против турок, с этой целью папа Пий II (1458–1464 г.) послал в Азию Людовика Болонского, монаха из братьев проповедников, чтобы поднять христиан против турок, освободить Константинополь и св. Землю. В 1459 г. 22 апреля Давид, император трапезундский, который мечтал сделаться королем (иерусалимским, писал папе, что Он сам и его союзники-грузинские цари и владетели, равно некоторые недовольные мусульманские князья готовы начать войну против турок с целью изгнать их из св. мест и Константинополя. Как видно, союзники уже собирались у моря, чтобы выступит в поход. Но король французский Филипп не решался сам отправиться лично в поход и отчасти вследствие этого все расстроилось До нас дошли, кроме письма царя трапезундского Давида к папе и письма царя грузинского Георгия и атабега Кваркваре к римскому же первосвященнику. Давид писал, что его союзниками будут: царь Каргалинской Георг с 60 тыс. войском, атабег самхцийлиский Кваркваре с 20 т. конницы, Бедиан (Дадиан) мингрельский его сын с 60 т. человек, владетельный князь Абхазии, его братья и князья с 30 т. человек. Далее он присовокупляет, что с грузинским царем будут джихи (черкесы), аланы (осетины) и царь (князь) Малой Армении с 10 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. гроб Спасителя, по описанию Антонинову, сиял весь златым украшением и драгоценными камнями; там целовали и ореховую дщицу с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», бывшую на вершине креста Его. В Раме, на пути к Вифлеему, находился источник сладкой воды, никогда не иссякавший, ибо однажды утолил жажду Богоматери. Многочисленны были иноки в Вифлееме во дни Антонина; он упоминает о гробнице, которую сам ископал себе блаженный толкователь Св. Писания Иероним, недалеко от яслей Господних. За полпоприща от Вифлеема показывали гробы Давида и Соломона, что весьма странно, ибо известно по преданиям, что гробы сих царей на Сионе, в самом Иерусалиме. Поклонники обрели в Вифлееме и церковь св. Давида, на месте его рождения, которой нет теперь и следов. Гораздо прежде сего времени, ко дням императора Константина Великого , относят грузины первоначальное основание монастыря Крестного, близ Иерусалима, царем своим Мирианом. Их царственные летописцы Вахтанг и Вахуштий утверждают, хотя и без свидетельства исторического, что первый христианский царь Грузии Мириам, обращенный к вере св. Ниною, ходил на поклонение Св. мест и там приобрел для обители то место, где сохраняется корень от Честного Древа. По народному преданию грузин, праведный Лот, племянник Авраама, насадил чудесным образом три дерева, певк, кедр и кипарис, которые срослись в одно. Царь Соломон срубил его для Храма, но оно оставалось не употреблённым до времени распятия Господня, и под главным престолом обители крестной и поныне показывают его корень. – Митрополит Грузинский Тимофей, посещавший Св. места в минувшем столетии, видел в сем монастыре древнюю грамоту, в которой описаны баснословный поход иверского царя Вахтанга Гург-аслана, для завоевания Св. мест, в V столетии, и поселение грузин в окрестностях Иерусалима. Но вторичное основание или обновление монастыря Крестного грузины относят царю своему Баграту III, который и поныне изображен на стенах соборной церкви. Он украсил и другие святилища, чрез посредство соотечественника, благочестивого Прохора, инока лавры св. Саввы, и после Баграта, жившего в X веке, грузинские цари не преставали изливать свои щедроты на Св. места Палестинские. XVI. Разорение Иерусалима персами

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

6 . Монастырь св. патриарха Авраама, где он приносил в жертву Исаака, возобновлен по разрушении Георгием, Львовым сыном, князем Абашидзе в 1700 году. 7 . Монастырь св. Василия выстроен Амирандом и Такою, князьями Амилаяровыми, и обращен в женский монастырь. 8 . Другая церковь св. Николая, при монастыре Креста, выстроена Паатою и Кейхосроем князьями Сулукидзевыми. 9 . Монастырь св. Феодора выстроен архимандритом Крестова монастыря Христофором и родственниками его Зедгинидзевыми. 10 . Монастырь св. Георгия в слободе евреев, выстроен князьями Дадиановыми, и там находится памятник их. 11 . Монастырь св. Димитрия выстроен князем Еристовым Ксанским и Иваном Виршельским. 12 . Женский монастырь св. Екатерины выстроен Амилгабаром Цициановым Фанаскентским и князьями Мачабеловыми. 13 . Сретенский монастырь выстроен князем Еристовым Рачинским, и ныне занят он грузинскими монахинями: игуменья их грузинка Харитина, урожденная Анчапова, две из них Кахетинки, одна русская, одна имеритинка, и одна Гурийская. В Вифлееме и в Гефсимании также есть пределы, пристроенные грузинами; а также и в Иерусалиме есть монастыри, ими же выстроенные, но я не мог дознать кем именно. В прочих же вышепоименованных монастырях поминаются имена созидателей их, а во храме Св. гроба в Голгофы возжигаются за них лампады. В Назарете четыре церкви построены были при царе Вахтанге Гург-Арслане. В монастыре Св. Креста собрана библиотечка из многих грузинских рукописей, и находится рака преподобного Прохора с его изображением. На стенах же обители написаны: Благочестивый и приснопамятный царь Мириан Хозровиан. Благочестивый и именитый царь Вахтанг Гург-Арслан, завоевавший Иерусалим и Палестину, который с согласия греческого царя установил во Мцхете первенствующего католикоса и выстроил Мцхетский кафедральный собор. Царь Баграт III Куропалат Багратион, созидатель Кутайского собора и монастыря Св. креста. Карталинская царица Мария, урожденная княжна Дадианова. Шота Рустовел. Дадиан Мингрельский владетель с супругой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Картлийский царь Вахтанг V Шахнаваз, несмотря на то что он принял ислам, проводил политику укрепления царства и Церкви: после смерти патриарха Христофора II (1660) Церковный Собор избрал патриархом двоюродного брата царя Доментия III (Мухранбатони) - «человека достойного, который много сделал для восстановления церковного порядка и укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 440; Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 454). Им была построена большая церковь в с. Мчадиджвари, восстановлен собор Анчисхати в Тбилиси и пристроена колокольня. После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим. В 1678 г. при поддержке царя Георгия XI патриархом был избран Николай IX (Амилахвари) . Царь проводил независимую от Ирана политику: фактически контролировал шахского ставленника в Кахети Бежан-хана, вел переговоры с Османской империей. Иран. шах отстранил Георгия от власти и посадил на Картлийский престол выросшего в России Ираклия I (Назарали-хан, в России - царевич Николай). Католикос Николай, отказавшийся признать царя, был смещен: на созванном Ираклием I Соборе католикосом был избран дядя Ираклия, Руставский митр. Иоанн X (Диасамидзе) , его преемником стал племянник Иоанна и двоюродный брат царя Евдемон II (Диасамидзе) . Во время Патриаршества Николая бандой лезгин (леков) были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел вместе с др. насельниками Гареджийской лавры св. Давида. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского. Восточногрузинская Церковь в XVIII в. В 1705 г. по инициативе Вахтанга VI (джанишин Картли; 1703-1714; царь Картли; 1716-1724) был созван Церковный Собор, сместивший Евдемона и избравший на Патриарший престол вернувшегося из России Доментия IV (Багратиони) ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 481). Он активно участвовал в мероприятиях Вахтанга, направленных на укрепление груз. государственности и развитие груз. культуры. Так, в нач. XVIII в. было разработано новое законодательство, при поддержке румын.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Палестиной и Иерусалимом. Владычество арабов сменилось владычеством турок. Западные христиане-католики, крестоносцы, на время освободили Иерусалим, но они воздвигли гонения на православных, и потому Господь оставил их. В сражении с султаном Сала-Эт-Дином на горе Блаженств, там, где Господь произнес Свою Нагорную проповедь, крестоносцы были разбиты: двести рыцарей окружали Крест и все двести погибли. Только лишь когда последний из них пал мертвым, мусульмане смогли захватить святыню. Через некоторое время за большой выкуп они вернули Крест христианам. Постепенно он был разделен на части и разослан во все концы мира в знак того, что Господь пришел, чтобы спасти всех, что благодать Его, как лучи солнца, освещает весь мир. Братия и сестры! Во времена императора Константина часть древа Животворящего Креста и один из гвоздей были посланы в Грузию. Сначала Древо хранилось в Манглисском храме, а затем части Животворящего Креста были вделаны в два креста, один из которых находился в Мцхете, а другой . в Джвари. Крест с частицей Голгофского Креста до сих пор находится в соборе Светицховели, на столпе с левой стороны, напротив алтаря. Что касается гвоздя от Креста Господня, то грузинский царь Арчил, выехав в Россию, взял эту святыню с собой. После его смерти грузинский царь Вахтанг IV, также эмигрировавший в Россию, просил императрицу Анну, чтобы этот гвоздь остался во владении грузинских царевичей, на что и получил разрешение. В настоящее время гвоздь находится в Сионском соборе, хранится в его алтаре. Братия и сестры! Много святынь в Грузии: хитон Господень, частицы Животворящего Креста, гвоздь, мощи святых, часть мощей св. великомученика и победоносца Георгия и даже глава апостола Фомы. Некоторые, правда, спрашивают: ²Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава? Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1995

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010