III. О богослужении и церковных книгах грузинских и о их церковной типографии Богослужение в Грузии повсюду совершается на природном языке по уставу и книгам церковным, издревле в разные времена переведенным с греческого языка. Немногие и только самые употребительнейшие из этих книг у них печатные, да и то не очень давно; а прочие до ныне употребляются еще письменными. Библия их издревле по частям в разные времена переводима была с греческого семидесяти толковников перевода; но весьма редко все Библейские книги находились в совокупности. Частые и опустошительные нападения от турок, Персиан и Горских народов едва совсем не истребили и оные; а что и оставалось, то от переписчиков так испорчено было, что требовало многой поправки. Первое намерение собрать во едино всю грузинскую Библию и исправить, возымел Кахетинский царь Арчил, царствовавший в конце XVII века. При всех своих стараниях, нигде не мог он отыскать древнего перевода книги Сираховой и Маккавейских, а потому принужденным себя нашел перевести оные вновь и присовокупить к прочим исправленным от него книгам Библейским. Племянник этого царя Вахтанг Леонович, царь Карталинский, дабы сохранить впредь священное писание от порчи переписок, предпринял напечатать оное. Для этого призвал он из Валахии типографщика и употребил великое иждивение для заведения грузинской типографии в Тифлисе. Типография была заведена; но он успел напечатать только некоторые пророческие книги, и еще для церквей Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Требник, Молитвенник и Часослов; а за этим вскоре напали на Грузию персиане и при опустошении все это заведение его истребили. Едва несколько печатных экземпляров спасено от погибели. Сам царь Вахтанг и знатнейшие духовные, оставя все, с 1724 года переехали в Москву под защиту России. Намерение Вахтангово напечатать грузинскую Библию довершено уже в Москве сыном его царевичем Бакарем Вахтангеевичем с братьями. Они завели новую грузинскую типографию при своем доме в подмосковном селе Всесвятском, под смотрением грузинского архиепископа Иосифа Самебельского; выучили набору слов и тиснению некоторых из священников своих и монахов, и приступили к печатанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Персы, опасаясь, чтобы тело мученика не было украдено христианами, и не погребено по их обычаю, приставили ко кресту стражу; через несколько же дней приказано было снять святое тело мученика и бросить его на съедение зверям и на расхищение птицам. Но в первую же ночь сделалась страшная буря, сопровождаемая сильным вихрем; неизъяснимый ужас напал на воинов, которые, позабыв воинскую дисциплину, оставили свой пост, и в страхе разбежались по своим палаткам. Христиане, наблюдавшие издали за телом мученика и желавшие как-нибудь овладеть им, воспользовались робостью воинов, пришли ко кресту, сиявшему небесным светом, торопливо сняли тело со креста и погребли вблизи того места, где он был распят. Между тем благочестивый царь иверский Вахтанг Гургуслан, глубоко скорбя о смерти Раждена и сожалея о великой потере, которую испытало его государство в смерти храброго Раждена, старался всеми мерами найти тело мученика; но, к великому прискорбию царя, старания его долго не увенчивались успехом, так как место погребения мученика оставалось долго неизвестным. Наконец сам мученик открыл царю, где лежали его св. мощи. Св. Ражден явился одному священнику, бывшему при его погребении, и приказал ему открыть царю то место, где покоится его тело. Повинуясь святому, священник исполнил его волю. Обрадованный этою вестью, царь немедленно пришел к могиле мученика, с честью вынул из земли его святые мощи и с великим торжеством, в сопровождении католикоса и других многих епископов, вельмож и множества народа, перенес их в город Никози 16 , и с честью положил их в Никозском епископском храме, где эти мощи почивают и до сего дня. Вахтанг Гургуслан Великий, вскоре по перенесении мощей св. мученика в город Никози, выстроил церковь в честь святого в Кахетинском городе Уджарме и другую церковь в Самгоро. Празднество в честь св. Раждена установлено при Вахтанге Гургуслане католикосом Самуилом 1 и положено праздновать день его кончины 3 августа. (Груз. свв. Сабинина, ч.3). 4-е число Свв. семи отроков иже в Ефесе: Максимилиана, Ексакустодиана, Иамавлиха, Мартиниана, Дионисия, Иоанна и Антонина. Свят. муч. Елевферия. Свят. преподобномуч. Евдокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря, однако, на все благополучие, ей пришлось весьма скоро лишиться любимого ею царя-защитника. Умер зять Вахтанга персидский царь Фируз, и на престол взошел преемник его жестокий Кабад (491–531 гг.), весьма недоброжелательно относившийся к грекам и стремившийся к восстановлению древнего персидского владычества 104 с его огнепоклонничеством. Для достижения своей цели он задумал нанести Греции смертельный удар с союзными войскам грузинского царя и затем обратить в свою очередь свое оружие на самого Вахтанга 105 . Для этого немедленно отправил к нему послов с собственноручным письмом, в котором мимоходом признавал над собой нравственное превосходство Вахтанга и в то же время приглашал его участвовать в войне против греков. Вахтанг, предвидя плачевный исход затеянного дела и не желая враждовать с православным государем, наотрез отказал Кабаду, чем навлек на себя страшную ненависть восточного деспота. Зная, что последний вместо греков свое оружие теперь направит на Грузию, и не желая таким образом предать в руки врагов Церковь и царство, царь с необыкновенным старанием и быстротой занялся укреплением городов и крепостей. Велел всю святыню скрыть в неприступных местах страны; епископов с духовенством обеспечил, по возможности, охраной, сам же с войском стал ожидать злейшего врага Церкви. Послав предварительно гонцов к императору Анастасию, уведомил его о случившемся с ним. Из слов Вахтанга, сказанных католикосу Петру, видно, что целью нашествия Кабада на Грузию было, во-первых, желание его подчинить всю Грузию своему владычеству и непременно принудить грузин к отречению от христианства и новыми силами восстановить в ней идолопоклонничество. Война эта имела характер чисто религиозный, поэтому грузины теперь всеми силами приготовились к отражению врага как Креста Христова, так и самого царства. Вахтанг с одним отрядом своего войска, с эриставами Джуаншером и Адарнасом стал при реке Уджармо, а другой отряд оставил в Мцхете и поручил эриставам Димитрию, Нерсе и Бивритиану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вахтанг, несмотря на незаконный поступок своего архипастыря, не нашедшего нужным представиться ему, велел послу передать, что он силой Христовой вошел в Персию и силой же Христовой вышел из нее невредим. Затем сам, как покорный сын Церкви, смиренно приехал к архиепископу и, сделав земной поклон, просил благословения. Архиепископ дерзко оттолкнул его от себя ногой и снял с себя туфлю с высоким каблуком, нагло размахнулся и ударил в лицо царя, миротворца государей и освободителя святых мест Востока, и вышиб у него передний зуб. Царь снес оскорбление, нанесенное епископом, и тихо сказал ему: «Поступок этот – плод твоей гордости, ты сделал это по наущению диавола; бесчисленность моих грехов подвигла тебя на подобные действия. Знай, что ты не имеешь надо мною никакой власти и никакого права так поступать. Перед своим государем, напротив, ты должен быть смиренным и покорным во всем. Не упрекнешь ты меня ни в чем, и посему и питать ко мне зла тоже не имеешь никаких оснований. Напротив, это ты не исполняешь своих обязанностей, возлагаемых на тебя Евангелием, где сказано: «Облекитесь смиренномудрием». Или ты думаешь своим упрямством и коварством отвратить нас от той любви, которую питаем мы ко Христу? Все зло и коварство, которые таились в тебе, открылись тогда, когда услыхал о прибытии к нам в Грузию лиц, жизнью и властью достойнее тебя. Это-то и заставило тебя противостать нам злой ненавистью подобно Иуде против Петра. Ты своей злобой подобен Иуде, Петр же Церкви. Сребролюбив ты. Пошлю тебя к патриарху Константинопольскому, который поступит с тобой как должно». Сказав это, царь, оставив архиепископа, возвратился к себе во дворец. Спустя некоторое время Вахтанг действительно снарядил посольство к патриарху Константинопольскому Геннадию и отправил с ним Михаила, а вместе с актовыми делами вручил им и выбитый свой зуб, с настойчивым требованием прислать немедленно упомянутого архиепископа Петра и епископа Самуила и с ними одиннадцать других достойных епископов для управления всей Грузинской Церковью. По прибытии в Византию грузинского посольства патриарх немедленно низложил Михаила и заточил его в обитель «неусыпающих». По совету императора Леона с патриархом Геннадием отправили к Антиохийскому патриарху послов с требованием выслать требуемых Вахтангом лиц и вручили им нижеследующее письмо к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви, как это было в Армении и Сирии, облекается в сан Католикоса (греч. – всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом – Католикос-Патриарх. 97 Святой Вахтанг I Горгасали («Волчья Голова») – царь из династии Хосроидов, управлял страной на протяжении пятидесяти с лишним лет (446–502). При нем Грузия достигла своего могущества. Во время царствованя Вахтанга Горга-сала Грузия вела с Ираном долгую и тяжкую войну, царь вьщуЖден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Успешно отстаивая независимость родины, он Иного сделал для Грузинской Церкви. При нем в V в. Был перестроен Мцхетский собор Светицховели, посвященный Двенадцати Апостолам. В Тбилиси, новой столице, Вахтанг I заложил основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр; были полностью переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета и главные богослужебные книги. В V столетии в Грузии велось интенсивное храмостроительство. Был смертельно ранен в одной из битв с персами. Память 30 ноября (13 декабря). 98 Святой Петр I – первый Католикос-Архиепископ Грузии (в 467– 474 гг.). Память 30 ноября (13 декабря). 99 Память преподобного Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI в.) 3 7 (20) мая. 100 Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, Младший († 596) – пресвитер, подражал подвигу Симеона Старшего. Основал на Дивной горе в окрестностях Антиохии обитель. Св. Симеон назван Дивногорцем по имени горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она назовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. Дни памяти 24 мая (6 июня); в субботу сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

м., если по данным др. источников мон-ри в течение 40 лет были оставлены и опечатаны? Может, нек-рые из настоятелей К. м. находились в Иерусалимской Патриархии или в к.-н. греч. мон-ре, либо их должности были титулярными и сами игумены жили в Грузии? Патриарх также писал о череде «негодных» игуменов К. м. начиная с Николая (Амилахвари): «С тех пор приходили в Иерусалим в монастырь Креста игумены нехорошие, и ввели его в долги... Если же в иерусалимском Крестном монастыре игуменом должен быть ивериец, то пусть пришлется благочестивый, а с ним диаконы, пресвитеры и прочие, дабы научились они послушанию, благочестию и посту... В Иерусалим прежде приходили малолетние иверийцы и в монастыре воспитывались и делались священниками…» ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190). Несмотря на то что груз. владетели XVII в. (Мамиа Гуриели, Баадур и Гарсеван Чолокашвили, имеретинский царь Александр III, Вахтанг Гурули, Кайхосро Цулукидзе, Евдемон Джаиани, Леван Дадиани и др.) пытались расплатиться с греками за долги К. м. и в Палестину приходили паломники из Грузии, стабильной монашеской общины на Св. земле грузинам создать уже не удалось ( Мамиствалишвили. 2002. С. 28-29). По сведениям груз. историка царевича Вахушти Багратиони, последним, кто смог оказать помощь грузинским мон-рям, был царь Картли Вахтанг VI (1708) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 482). Патриарх Досифей II в грамоте 1706 г., составленной по просьбе Вахтанга VI и известной в историографии как «расписка за Крестовый монастырь», обращаясь к «христолюбивым иверийцам», сообщал, что возвращает им «без долгов и свободные во всех отношениях» К. м. и иерусалимские монастыри свт. Николая Чудотворца, святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, вмч. Георгия в Еврейском квартале на Сионе, свт. Василия Великого. Патриарх выражал надежду, что он сможет передать полномочия по управлению этими обителями грузинскому настоятелю, в противном случае монастыри перейдут грекам ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190). К. м. в юрисдикции Константинопольской Патриархии (XVIII-XXI вв.) Грузия не смогла сохранить свои святыни, они перешли в ведение К-польской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

С дозволения царей Теймураза в Ираклия II, преосвященный Тимофей отправился из Грузии в 1755 году и первоначально прибыл на Афонскую гору, где осматривал находящиеся там 20 монастырей, в том числе, так называемый Иверский или Портайтской Богоматери, основанный в X веке грузинскими боярами: Иоанном и сыном его Евфимием, которые вступили в монашество при св. Афанасии Афонском и собрали библиотеку грузинских священных книг. – Он оставался там и в Константинополе до 1757 года, а в сем году отправился в Иерусалим, где пробыл до Св. Пасхи 1758 года. Для любопытства желающих знать о воздвигнутых в разное время грузинами зданиях в Иерусалиме, преосвященный Тимофей, основываясь на местных преданиях, пишет следующее: Первый христианский царь Грузии Мириан Хозроев, по совету св. Нины, ходил в Иерусалим для поклонения. Он виделся с императором Константином и выпросил или выбрал для постройки монастыря во имя честнаго Креста, место Лотова знамения. По Палестинским преданиям, Лот, спасенный со своим семейством от Содомской гибели, ходил к Аврааму и исповедал ему приключившееся с ним искушение. Патриарх, взявши из огнища три головни, кои были кипарис, певк и кедр (упоминаемые у пророка Исаии гл. 60. ст. 13), отдал их племяннику и велел посадить их и тщательно поливать, уверяя, что если они станут расти, то сие будет знамением прощеная грехов его. Лот с покорностью стал исполнять повеление дяди, а головни сии начали расти и срослись в одно дерево, которое и оставалось на корне до построения Храма Соломонова, но при сем случае было срублено на строение храма, однако же, оказалось неспособным и было оставлено в ограде вне храма вместо седалища. При распятии же Господнем, оно произволом небесным, употреблено было для креста, на котором и распят Господь. Корень сего дерева поныне виден под св. престолом того монастыря. После Мириана ходил в Иерусалим, для поклонения, потомок его именитый царь Вахтанг Гург-Аслан, о коем в тамошних летописях сказано, что султан Египетский просил его исторгнуть св. Иерусалим у обладавших оным франков. Посему он завоевал Иерусалим и всю Палестину и построил много монастырей, долгое время бывших во владении грузин, ибо Вахтанг для охранения св. мест поселил там грузинских воинов, и доныне потомки их живут около Иерусалима и по Евфрату, но язык их переменился на арабский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Церковь же Иверская, сохраняя вполне зависимость от Патриарха Антиохийского, принимала все постановления и обряды церкви Греческой и сохраняла строгое с нею единение. Так она поступила по случаю введения песни Трисвятого – Проклом Патриархом Константинопольским в 455 году. По случаю возникшей Евтихиевой ереси, Петр Фуллон, иначе Гнафий, не признававший Собора Халкидонского, понуждал было Иверскую церковь присоединить к Трисвятому, распныйся за ны, но это нововведение было отвергнуто Собором; церковь Иверская осталась при прежнем своем чине; не смотря на отпадение некоторых Армян от единения с Восточною церковью, и распространение проповедников превратных учений, как-то: Акефалитов, Северитов или Фуллонистов и других еретиков по всей Азии , Иверцы блюлись от всякой перемены обрядов противной духу православной церкви. Побуждаемый ревностью к вере христианской и Православно, царь Вахтанг с семейством своим путешествовал в Иерусалим на поклонение Гробу Господню; построил там монастырь, который долгое время был во владении Грузин; для охранения Святых мест поселил он здесь нисколько Грузинских воинов, коих потомки и доныне еще живут около Иерусалима и по Евфрату, и позабыв свой язык говорят языком Арабском. В намерении разделить Иверию на Епископства, и просветить народ заведением в каждом из них училищ, Вахтанг приглашал к себе Епископов и наставников Греческих; но сильно огорчился нашед в лице своего наставника Архиепископа Михаила противника своей воле. За то посланный на суд в Константинополь, сей Архиепископ Патриархом Геннадием заточен в монастырь неусыпаемых (?), а на его место прислан главою церкви Архиепископ Петр, получивший название Католикоса всея Иверии всея и все права независимого правителя церкви (Автокефалия) 35 . Попечением сего нового пастыря, умножено Духовенство, разосланы по всем городам и селениям Священники для усиления проповеди между обитателями Абхазии и Мингрелии, северными и восточными горцами Кавказа; церковный книги, искажённые переписчиками, вновь пересмотрены, и нужные переведены с Греческого языка и умножены по числу церквей; заведены училища при церквах; на месте старого Мирианова храма во Мцхете воздвигнуть новый, огромный каменный, обведенный высокими каменными стенами; учреждены Епископства: 12 в Карталинии, 12 в Кахетии, 9 в Сомхетии и 2 в Имеретии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немного уцелело стенной живописи и в алтаре: над горним местом икона Спасителя, которая, как я уже сказал, поразила меня своей колоссальностью при самом входе. Он сидит на огненных колесах Херувимских, по видению пророка Иезекииля, ибо в святилищах Грузии любили олицетворять Херувимскую песнь; в руках его Евангелие с греческими словами: «Аз есмь пастырь добрый». Письмена сии знаменуют глубокую древность, ибо, конечно, в позднейшее время их написали бы по-грузински; но лик Спасителя носит горькие следы опустошения Лезгин, которые не раз врывались в святилище и целью стрел своих избрали очи Господни; только недавно вынуты были из них лезвия нечестивых стрел. Язвы сии, в самых очах Господа, не выражают ли вполне характер Востока, где доселе ослепление есть обычная казнь, и бедственное положение Грузии, которая не могла защитить от поругания Агарянского даже главную свою святыню. Под иконой Спасителя изображена Божия Матерь с предвечным Младенцем, одиннадцать по сторонам Апостолов и Дух Святый над ними. Замечательно само устройство алтаря, иконостас несколько отступил от стены, так что сбоку народ может видеть богослужение. Горнее место сохранилось во всем его иерархическом достоинстве: на нижней ступени сидели пресвитеры кругом всего алтаря, на второй епископы, для коих сделаны были шестнадцать углублений в полукружии стен; высшая ступень предназначена была для одного Католикоса. По словам летописи Грузинской, Царь Вахтанг Гург-Аслан, один из величайших властителей Грузии, был учредителем ее церковного быта: он испросил у Патриарха Константинопольского Католикосов, не зависящих от престола Антиохийского, и самостоятельность кафедры Иверской признана была соборно, по свидетельству ученого Вальсашона и Кодина, в его списке епархий православных. Вахтанг, стараясь о распространении Христианства в своих пределах и между дикими племенами, основал 12 Епархий в Карталинии и 12 – в Кахетии, кроме Имеретии и Сомхетии; посему устроено было им в соборе Мцхетском много мест Епископских кругом кафедры Католикоса для соборного с ним служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но, к несчастью, одни только эти каменные скрижали сохранились вместо летописи, ибо царство возникло, процвело и увяло без истории, хотя еще доселе много неразрытых грамот и отрывков летописей хранится в храмах Мцхета и Гелата и по другим монастырям. Правда, Царь Карталинский Вахтанг VI, окончивший дни свои в России, старался в начале минувшего столетия составить нечто целое из сих отрывков; но слишком поздно царственная рука коснулась преданий отечественных, когда до него не были они своевременно записаны, как у нас сказания Нестора и его продолжателей. Сын Вахтанга, Царевич Вахуштий сократил уже в России начало летописи родителя и дополнил ее подробным описанием четырех последних столетий, но и его труд неудовлетворителен по неуказанию на источники; он основывается на слове царском Вахтанга, а Вахтанг смешивает баснословные предания с истинными, глухо ссылаясь на монастырские грамоты, да и трудно писать историю давно минувшего через столько веков. Летопись Грузии, как и всех древних племен Азии, начинается почти от потопа, ибо Таргамос, через сыновей своих Гайка и Картлоса общий родоначальник Армян и Грузин, был правнуком Ноя. Страшно вдаваться в такую туманную даль или сходить по всем патриархальным и царственным ступеням, Картлоса, Мцхетоса, Уплоса, которые дали имена свои целому народу, и столице Карталинской, и пещерному городу Уплисцихе до времен более нам знакомых завоевателя Македонского, Персов и Римлян. Замечательно, что самое название Грузии или Георгии неизвестно ее народу, который зовет себя Картлами, и усвоено ему только в средние века, от Арабов и Турков, быть может, по глубокому уважению всего народа Грузинского к памяти Великомученика Георгия или от арабского названия реки Куры, Джур, отчего происходит слово Джуржистан. Нашествие скифов из-за Кавказского хребта 600 лет до P. X., поселение ими Мидийских колоний Яссов или Осетин в горах Кавказа; иное переселение Евреев в пределы Грузии, после разорения их царства Навуходоносором; походы Кира и вследствие их пришествие нескольких семейств Китайских или Туранских под предводительством Орбелиянов; иго Персов и завоевание царства потомков Ноевых Александром Великим – все это огромными тенями падает на древнюю землю Иверскую, и в хаосе исполинских событий мелькают только несколько великих имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010