Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(Кафедра епископа готского Феофила, присутствовавшего на первом вселенском соборе, как это видно из чтения его подписи под соборными деяниями по некоторым спискам последних, находилась в городе Босфоре, нынешней Керчи: De Gothes Theophilus Bosporitanus, – Бесселя Über das Leben des Ulfilas und die Bekehrung der Gothen, Götting., 1860, S. 115). Епископ Унила, поставленный св. Иоанном Златоустом для Готов, оставшихся на своём месте жительства по удалению большинства их сородичей на запад, и, как должно думать, бывший одним из прямых преемников Феофила, имел свою кафедру, что ясно видно из речей о нём Златоустого в послании к Олимпиаде (в изданиях Монфоконовом, t. III, и Миневом, t. LII, – 13) также в городе Босфоре. Что же касается до Готов западных, то христианство начало распространяться между ними только лет за тридцать до прихода в Европу Гуннов и до их удаления от последних на запад. (Первым проповедником христианства у этих Готов, и именно-христианства арианского, был известный Ульфила. Который сам был крещён во время бытности в Константинополе в качестве заложника и который посвящён был Евсевием Никомидийским в епископы, с тем, чтобы идти для водворения христианства на свою родину, в 341 году. Проповедь Ульфилы имела успех, но в 348 году король Атанарих, водимый политическими побуждениями, поднял на христиан гонение, и епископ вместе с обращёнными им принуждён был удалиться за Дунай, в пределы империи. Где в городе Никополе, что под Балканами, – в настоящее время Никуп или Никюп, недалеко на север от Тырнова, совершил свой знаменитый перевод Библии на готский язык и скончался в 381 году. После 348 года христианство снова было распространяемо между западными Готами, и именно – отчасти то же арианское миссионерами, присланными Ульфилой, отчасти православное-миссионерами, приходившими от восточных Готов, но в 370 году Атанарих поднял новое гонение. В это второе гонение пострадали православные мученики, которых признаёт наша церковь : Никита, – 15 Сентября, Савва, –15 Апреля, Вафусий и Верк с дружиной других двадцати четырёх, – 26 Марта (под царём Унгерихом, от которого пострадали последние, должен быть, разумеем, один из подручников Атанариха).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Евсевий, еп. Самосатский, муч. 22 июня. 380.            Поплий, преп. Сирийский. 25 янв. Мучч. Персидские:             Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы. 10 апр.             Аксисим еп., Иосиф пресв. и Анфал диакон. 29 сент. 340–380.            Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай и Каздоя. 3 ноября. 381.            Константинопольский собор, Вселенский 2. 22 мая.       Мелетий, архиеп. Антиох. 12 февр. 383.             Исаакий, преп. Далматский. 30 мая. 387.            Донат, еп. Еврии Эпирской. 30 апр. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. 18 марта. 388.            Маркиан, преп. Кирский. 18 янв. 390.             Макарий Египетский, преп. Скитский. 19 янв. Симеон Ветхий, преп. Сирийский. 26 янв. Ор, преп. Фиваидский. 7 авг. 389–391.       Григорий Богослов. 25 янв. п. 391.       Петр, еп. Севастийский, брат Василия Вел. 9 янв. Ок. 392.       Вениамин, преп. Нитрийский. Субб. с. 393.             Иоанн прозорливый, преп. Ликопольский. 27 марта. Ок. 394.       Григорий, еп. Нисский. 10 янв. 395.             Аполлоний, или Аполлос, преп. Фиваидский. 31 марта. 397.             Амвросий, еп. Медиоланский. 7 дек. Мартин, еп. Мартинопольский (Турский). 12 окт. Нектарий, патриарх Цареградский. Субб. с. 398.             Египетские пустынники, уморенные огнем и дымом от Феофила, патриарха Александрийского. 10 июля. 400.             Марк, преп. Египет. 5 марта. Саламан молчальник, подвижник Сирийский. 23 янв. 5 век Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александр. 13 сент. Исавр диакон, Иннокентий и другие, мучч. Аполлониадские. 6 июля. Рипсимия и Гаиания, с сестрами (до 37), мучч. от Тиридата. 30 сент. Фармуфий, преп. Арм. 11 апр. Иоанн преп., иже в студенце. 29 марта. Наталия, св. Визант., супруга Адриана муч. 26 авг. Силван, и ученик его Зинон, препп. в Герарах. Субб. с. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч. Готф. 26 марта. Препп. Египетские: Фиваидские: Афинодор, Паламон, Орсисий, Силуан, Тифой. Субб. с. Псой. 9 авг. Ученики Антония Великого : Илия пустынник. 8 янв. Карион и Захария. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Преп. Иакова исповедника. Инок Студийский, современник Феодору Студиту , скончавшийся вскоре по возвращении из изгнания, около 820 г. Чет. Минея из послания св. Феодора Студита к Ипатию. (Opera S. Theodori Studilae, ed Siomond. Paris. 1696. p. 538. Act. SS. mart. III. p. 337). C в . Артемия, е п . Фессалопитского . Селевкианин, ап. Павлом во епископа поставленный. След. Псалтирь. Преп. Захария монаха. Затворник. Чет. Минея. (Act. SS. 24 mart. р. 487). 26 Собор св. архангела Гавриила. " Св. архангел Гавриил един есть от седми Духов, иже суть пред Престолом Божиим, в числе их вторый, по св. Михаиле, первый». Чет. Минея. Вторично 13 июля. С прочими бесплотными Силами 8 ноября. В службе канон Иосифа. Св. священномуч. Иринея, епископа Сирмийского. Пострадал в царствование Диоклетиана и Максимиана, в Паннонии, от игемона Проба. Усечен на мосту через Саву, и в нее низвержен. Чет. Минея из рукописных греческих и от Великой Минеи. (Act. SS. mart. р. 553. et in Append. р. 25. Fabr. VII. 73.) Пролог вторично и Мес. В. 23 авг. Март. Р. 25 марта. Преп. Малха. Инок обители, находящейся между Иммой и Берией в Сирии, за ослушание игумену страдавший в плену у СарацИн.Сконч. в своем монастыре, в 4 веке. Чет. Минея из Иеронима сокращенно. (Opera Hieronym. ed. Ven. t. II. Act SS. 21 oct.) Март. P. 21 окт. Свв. 26 мучч., пострадавших в Готфии в царство Валента и Грациана. Имена св. мучепикои: иресвиторы Вафусий и Верк с двумя сынами и дочерьми; монах Арпила; миряне; Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл; жены: Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко или Вирко, Анимаида или Анимаиса. Пострадали от Унгериха, царя готского, по приказанию коего сожжены в храме. Вдовствующая некая княгиня Гаафа собрала мощи мучеников, и удалилась с ними и дочерью своею Дуклидой в Кизик. Оставив в сем городе мощи святых и свою дочь, она возвратилась в Готфию, и там от неверных побита камнями. Дуклида скончалась мирно. Это происходило в 4 веке. Пролог. (Act. SS. martii. III. р. 619). Болландисты именуют еще муч. Констанса. Мес. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Василисса, муч. Егип., с Иулианом и др. ок. 285 года. 8 янв. Василисса, муч. Никомидийская ок. 309 года. 3 сент. Василисса св., жена мученика Мелитинского Евдоксия комита. 6 сент. Василий, еписк. Херсонский, муч. в начале 4 века. 7 марта. Василий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Василий, еписк. Амасийский, муч. Никомидийский. 322г. при Ликинии. 20 апр. Василий, пресв. Анкирский, муч. при Иулиане. 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский при Иулиане. 1 янв. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, ум. 379.      1 и 30 янв. Василий, еписк. Парийский, исповедник при Льве Исаврянине. 12 апр. Василий, Стефан, два Григория, Иоанн и др. мучч. Цареградские при Копрониме, в 707 году. 28 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, исповедник при Льве Армянине. 28 февр. Василий Новый, преп. Цареградский, ум. 944. 26 марта. Василий преп., живший в гробнице. В субб. с. Василий, преп. Печерский, ум. 1091, с Феодором. 11 авг. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские 13 века. 3 июля. Василий блаженный, юродивый Московский, ум. 1552. 2 авг. Василла дев., муч. Римская, ок. 253 г., с Евненией. 24 дек. Василько, князь Ростовский, умерщвленный татарами Батыя, позже 1238 года. 4 марта. Васой, из 42 мучч. Амморейских, пострад. от Сарацин ум. ок. 840 года. 6 марта. Васса, мученица Геллеспонтская, и чада ее: Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские при Максимиане. 21 авг. Вассиан, еп. Лавлийский, ум. ок. 409. 10 июня. Вассиан, преп., Цареградский, ум. ок. 450. 10 окт. Васс, Евсевий и др., мучч. Никомидийские в 303 году. 20 янв. Вата монах, муч. Персидский в 4 веке. 1 мая. Вахтисий, муч. Персидский, с Симеоном. 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. Готфских в 4 веке. 26 марта. Вендимиан, или Вендиан, преп. Вифинский, учен. преп. Авксентия, прест. в начале 6 в. 1 февр. Венедикт преп., Римлянин, ум. 543. 11 марта. Венедим, муч. Афинский, с Ираклием и Павлином. 18 мая. Вениамин, из 12 патриархов. В нед. Праотец. Вениамин диакон, муч. Персидский, пострадавший при Вараране, ок. 421 года. 13 окт. и 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Василла дев., муч. римская, 24 дек. Василько , кн. ростовский, 4 марта. Васой , из 42 муч. амморейских, пострал. от Сарацын, 6 марта. Васса (лощина, страна пустая, греч.), мученица геллеспонтская, 21 авг. Вассиан , еписк. лавдийский, 10 июня. Вассиан , преп. цареградский, 10 окт. Васс, Евсевий и друг., мучч. никомидийские, 20 янв. Вата (терновник, греч.), монах, муч. персидский, 1 мая. Вахтисий , муч. персидский, 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар. Вендимиан или Вендиан , преп. вифинский, ученик преп. Авксентия , 1 фев. Венедикт (благословенный, лат.), преп., римлянин, 14 марта. Венедим , муч. афинский, 18 мая. Вениамин (сын десницы, евр.), диакон, мученик персидский, 13 окт. и 31 март. Вениамин , преп., 14 янв. Вереника (приносящая победу, греч.), или Виринея , мученица из Иераполя, 4 окт. Верк (или Уирк), пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар. Вечеслав , князь чешский, 28 сент. и 4 марта. Вивея (Вевея – твердая, верная, греч.), мученица едесская, 15 окт. Вивиан (лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Викентий (побеждающий, лат.), диакон августопольский (в Испании), муч. валентийской, 11 ноября. Викторин (победительмый, лат.), муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Викторин , муч. рммский, с Севастианом и друг., 18 дек. Виктор (победитель, лат.), иначе Фотин , муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 мар. Виктор , муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Виктор воин. муч. в Дамаске, 11 ноября. Виктор , муч. никомидийский, 18 апр. Виктор воин, муч. халкидонский, 16 сент. Виктор , муч. с Дорофеем и др., 18 февр. Вила (госпожа, халд., или небесная, древн. греч.), мученица, 28 окт. Вирилад , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля. Виринея (Вереника) , мученица из Иераполя, 4 окт. Вирко или Уирко , мученица готфская, 26 марта. Вир (муж, лат.), 30 дек. Виссарион (лощнистый, лесистый или кашляющий, греч.), преп. египетский, 6 июня. Виталий (жизненный, лат.), муч. керкирский, 28 апр. Виталий , муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Виталий преп., из обителя аввы Серида, 22 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сохраняется в храме села Куяша и другая святыня – серебряный, позолочённый восьмиконечный крест с частицами св. мощей в четвёртой части Креста – подножии, за стёклами с лицевой и оборотной сторон. Как видно из подписи, частицы св. мощей принадлежат св. мученикам и мученицам, память коих св. Церковь творит 26 марта; имена их следующие: Вафусий, Верк, Арпилла, Авив, Агн, Реас, Гафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сопирил, Суимвл, Ферм, Фил, Анна, Алла, Лариса, Моика, Мамика, Уирка и Анемаиса, мощи коих почивают в Кизяке, куда принесены Гаафой, царицей Готфской. Часовен в приходе две, каменные: в деревне Камакуле – во имя Великомученика Георгия, построенная в 1871 году, и в деревне Урукуле, построенная в 1873 г. Приход состоит из села и 4 деревень: Камакуль – в 7 в., Урукуль – в 15 в., Темряс – в 18 в., и Малый Куяш – в 6 в. Прихожан в приходе числится 2 380 д. мужского и 2 475 д. женского пола, все они русские, православные; занимаются исключительно хлебопашеством. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Кыштымский завод , лежащий в расстоянии 152 в. от епархиального и уездного города, расположен на юго-восточном склони Уральского хребта, по берегам заводского пруда, питаемого горными речками: Кыштымкой, Сугомаком и Егозой. В окрестностях завода лежат значительные по объёму озёра с чистою, прозрачною водою: Увильды, Иртяш, Окуля, Акакуль, Амбаш, Кызылташ, Сугомаг и др. Местность очень живописная, и в гигиеническом отношении вполне здоровая. Вблизи завода лежит ст. «Кыштым» Уральской железной дороги. Приход образовался не из коренных местных жителей, каковыми были башкиры и мещеряки, а из пришлого люда, переселённого сюда основателем завода Демидовым из внутренних губерний – Московской, Тульской, Нижегородской и друг. Основание завода относится к началу XVIII в. В 1730 г. владельцем Демидовым был построен из дикого камня храм, который по наружности никаким переменам и перестройкам не подвергался, а существует и по настоящее время в своём первоначальном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой известный русский карульский подвижник – иеросхимонах Никон (Штрандтман) . Его крестным отцом был император Александр II, а родной брат был послом Российской империи в Сербии. Сам он – был адъютантом Великого князя Андрея Владимировича, участник Русско-Японской и Первой мировой войн, полковник Белой армии, владел пятью языками. Оказавшись на эмиграции, принял в Сербии монашество и в 1930-е годы ушел на Афон . Здесь он стал строгим карульским затворником. Отошел ко Господу в 1963 году в возрасте 88 лет. Несмотря на невыносимые условия для жизни на Карулях, многие русские карулиты-отшельники отличались долгожительством. Так русский схимонах Нил прожил около 100 лет. Он был молитвенником-исихастом. Почувствовав час своей кончины, он сам приготовил себе могилу и в ней отдал свою душу Господу. Еще один русский подвижник-карулит – старец Парфений . О нем все говорили, что был он княжеского рода и состоял в родственных отношениях с династией Романовых, в детстве дружил с будущим греческим королем Георгом II. Однако оставив высший свет, он тайно ушел на Святую Гору, где променял дорогие княжеские одеяния на рваный отшельнический подрясник и десятки лет подвизался в карульских пещерах, никому не раскрывая, кем был на самом деле. Тайну его личности так и не удалось открыть. Ведя скромный и сокрытый от чужих взоров образ жизни отшельника, он и ушел из жизни тихо и скромно. После смерти старца в его келлии подвизался русский иеросхимонах Серафим, родом с Дальнего Востока, эмигрировавший из России после поражения Белой армии. Скончался он в 1981 году. Русский схимонах Вафусий после революции подвизался на самом краю Карули в келье, напоминавшей по внешнему виду ласточкино гнездо. В этот же период на Карулях подвизались схииеродиакон Софроний и схимонах Досифей, приехавший на Афон по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского , и многие другие. Таким образом русские подвижники-отшельники карульских келлий и пещер – это неотъемлемая и славная часть тысячелетнего русского афонского наследия. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_Карулия_(...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТСКИЕ МУЧЕНИКИ († ок. 375) (пам. 26 марта), пострадавшие в Придунайской Готии. В синаксарном Житии Г. м. объединены события, происшедшие в течение неск. лет в правление императоров Валентиниана I (364–375), Валента (364–378) и Грациана (375–383). Гот. правитель Унгерих, начав гонения на христиан, сжег церковь с 308 верующими. Из них в синаксарях упоминаются 26 мучеников: пресвитеры Вафусий и Верк с 2 сыновьями и 2 дочерьми, мон. Арпила, миряне Авив (Авип), Конст, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (или Филг), мученицы Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мамика, Уирко ( Вирко), Анимаиса (Анимаида). В Житии также говорится, что по приказу Унгериха в огонь был брошен христианин, к-рого схватили на дороге к храму, куда он шел с приношениями. Мощи мучеников собирала супруга др. гот. правителя по имени Гаафа (иногда она ошибочно именуется Аллой), к-рая была правосл. христианкой. Она передала правление своему сыну Аримерию и вместе с дочерью Дуклидой и пресвитерами поселилась «в стране Римской» (возможно, имеется в виду совр. Румыния). Впосл. она призвала к себе сына и возвратилась с ним в Готию, где была забита насмерть камнями вместе с неким Агафоном (по одному из синаксарей, вместе с мирянином Уеллой). Мощи мучеников она передала Дуклиде, к-рая подарила их часть для освящения храма в г. Кизик, где мирно скончалась спустя неск. лет. По др. версии, мощи были привезены в Кизик самой Гаафой (между 383 и 392). Унгерих в др. источниках не упоминается, возможно, это был один из вождей (judices), правивших в Готии до начала избрания королей. Исидор Севильский называет первым королем дунайских готов Атанариха, о к-ром известно, что он был гонителем христиан, в результате чего Унгериха предположительно отождествляют с Атанарихом (Historia de regibus gothorum, 6–7//PL. 83. Col. 1060). Блж. Иероним Стридонский приблизительно датирует гонение Атанариха 1-м годом 287-й Олимпиады, т. е. 369 г. по Р. Х. (PL. 27. Col. 695). С этим согласуются сведения Сократа Схоластика, объяснявшего гонения Атанариха успешной проповедью еп. Вульфилы в правление имп. Валента ( Socr. Schol. Hist. eccl. 4. 33). Исидор Севильский пишет о мн. замученных и изгнанных из Готии христианах при Атанарихе, что стало причиной выступления против него Фритигерна, получившего поддержку имп. Валента. С победой Фритигерна Исидор связывает принятие готами арианства, хотя до этого мн. готы были православными (Historia regum gothorum. 7).

http://pravenc.ru/text/394975.html

Афонский старец Феодосий (Харитонов) Карульский      Выдающимся русским подвижником-карулитом был иеросхимонах Феодлосий (Харитонов). Окончив Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия, он одно время был надзирателем в Симферопольской духовной семинарии, а затем пять лет – инспектором в Вологодской семинарии. В начале ХХ века ушел на Афон. Здесь принимал участие в обосновании ошибочности имябожнического учения, за что был высоко оценен многими видными православными иерархами. Его труды были оценены императором Николаем II, а от Святейшего Синода пожалована грамота и передан в благословение образ Всемилостивого Спаса. Глава старца Феодосия Карульского      Старец Феодосий составил основательный труд в защиту православного юлианского календаря. Переписывался со многими видными иерархами, в частности с митрополитом Антонием (Храповицким) и другими. Имел многих учеников. Почил на 70 году жизни в 1938 году. Афонский старец Никодим Карульский      Схимонах Никодим Карульский      Его учеником был другой известный старец – Никодлим Карульский. Офицер царской армии, после революции он пешком ушел на Афон. Здесь стал духовным сыном старца Феодосия Карульского, а после его смерти принял на себя старческое руководство над его учениками. Схимонах Никодим имел большое влияние на русское зарубежье, к нему приезжали за советом русские эмигранты, белые офицеры и представители интеллигенции из разных стран мира, со многими он общался в письмах. Отошел ко Господу в 1984 году.    Глава старца Никодима Карульского. Фото Сергея Шумило, 2015 г.    Карульские отцы: Стефан, Никодим и Серафим, середина 1970-х (РПЦЗ)      Русский схимонах Вафусий после революции подвизался на самом краю Карули в келье, напоминавшей по внешнему виду ласточкино гнездо. В этот же период на Карулях подвизались схииеродиакон Софроний и схимонах Досифей, приехавший на Афон по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, и многие другие. Таким образом русские подвижники-отшельники карульских келлий и пещер – это неотъемлемая и славная часть тысячелетнего русского афонского наследия.

http://pravoslavie.ru/97685.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010