Тем не менее, несмотря на отдельные исключения, симпатии византийских историков находятся на стороне ромеев. Их действия считаются справедливыми, потому что они возвращают свою землю, захваченную варварами. По сообщению Агафия, это отмечали даже готы, хотя и считали такие отсылы лишь прикрытием, маскирующим истинные хищнические намерения. Так, призывая на войну союзных им франков, они пишут им в письме: «Если те (римляне) уничтожат весь народ готский, то тотчас же… поведут войска на вас и возобновят старые войны. У них не будет недостатка в законных поводах для прикрытия своей жадности. Они будут доказывать, что справедливо напали на вас, перечисляя разных Мариев, Камиллов и большинство императоров, которые некогда вели войны против древних германцев и заняли все по ту сторону Рейна. Поэтому будут прикидываться не насильниками, а ведущими справедливую войну, не ищущими чужого, но возвращающими владения своих предков» 165 . Между тем такое представление о справедливости, требующей, если необходимо, карать преступников войной, имело двойственное влияние на умы византийских государственных деятелей. С одной стороны, практически любая война с соседями могла быть оправдана ссылкой на то, что нужные земли издревле принадлежали римлянам. С другой, не следующий принципу справедливости в своей внутренней (а иногда и внешней) политике император практически гарантированно воспринимался «тираном» и становился, как следствие, целью очередных заговорщиков. Кроме того, c VI века стала все более заметна религиозная дифференциация граждан Византии и окружающих варваров, союзников ромеев и их противников, поэтому, достигнув кульминации в эпоху Юстиниана, концепция всеобщей справедливости стала все больше сближаться с религиозными сюжетами. Само принятие, хранение и защита христианской веры стали считаться актом справедливости, а язычество или еретические (с позиции официальной власти империи) версии христианства все больше понимались изначально неправым. Так, определяя административное устройство возвращенной Африки, император заявлял, что победа имперских войск была определена Богом, не терпевшим нечестие вандалов-ариан: «Им было дано покорить нашей власти Африку, которая была захвачена… на сто пять лет. Они подчинили рожденных свободными людей варварскому игу и, перекрестив, обратили их в свою веру… они захватили своим неверием 166 даже святые церкви, а иные превратили в конюшни… Теперь же Бог по Своей милости вернул нам африканские провинции… С помощью Божией мы устанавливаем этим имперским законом для счастья нашей империи, чтобы Африка имела наилучшее административное устройство, подобно прочим провинциям…» 167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно нехарактерными для раннего христианства (за исключением уже упомянутого Евсевия Памфила) , но совсем не чуждыми логике ветхозаветных авторов, а иногда и текстуально их повторяющими (см., например, Ам. 6:14 : «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас» или 3Цар 11:23 «И воздвиг Бог против Соломона еще противника») звучат его слова, что Бог сподвигает на войну народы. Однако у Феодорита насылаемые Богом войны служат уже не воспитательным средством, а используются Им для защиты верных: «Впрочем человеколюбивый Бог удостаивал тогда церкви не этого только промышления. Он сподоблял их и другой своей милости… Возбудив готский народ к войне, (Бог) отвлек к Боспору того, который умел сражаться с одними благочестивыми» 138 . Более того, в его речи начинают звучать едва ли не крестоносные мотивы, более характерные, как мы покажем ниже, для последующих эпох. Так, император Феодосий Великий, по случаю уже упомянутой выше битвы с узурпатором Евгением, говорит предлагавшим отступить соратникам: «Не должно… спасительный крест обвинять в… слабости, а изображению Геркулесову приписывать такую силу, ибо этому войску приидет крест, а неприятельскому – то изображение» 139 . Сам Бог , по мысли Феодорита, также применяет «силовые методы» для защиты христианской державы: «Когда предводитель кочующих скифов, Роил, с многочисленным войском перешел Истр, опустошал и грабил Фракию с угрозой… Бог бросил с неба громы и молнии и ими истребил как его самого, так и все его войско. Нечто подобное совершил Господь и в войну персидскую… тогда Господь ниспослал всеувлекающий дождь и величайший град и, этим воспрепятствовав бегу лошадей… остановил дальнейший поход врагов» 140 . Такие сюжеты, на наш взгляд, можно объяснить достаточно явным стремлением автора провести параллели с библейской историей. Если Бог защищает империю и помогает ей сражаться с врагами так же, как и во времена Иисуса Навина, значит, на троне находятся «как и в старые времена» осененные небесным благоволением помазанники Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, с одной стороны, на них, усталых от похода, надвигался старый враг Фритигерна – Афанарик, который направлялся заключить союз с Феодосием. Во Фракии в это время стояли отряды Ботона и Арбогаста, а с запада грозили войска Виталиана, начальника иллирийских легионов, человека необыкновенно трудолюбивого и имевшего 2000 германцев. Целью его миссии было сдавить готов, которые обитали возле реки Истра. Вестготам, не имевшим предводителя, ничего не оставалось сделать, как вступить в мирные переговоры 124 . Деятельности Грациана в Паннонии и верхней Мезии по отношению к готам подражал и Феодосий, и с одинаковым успехом. В Адрианополе, где Феодосий был 17 августа 125 , варвары заключили с ним мир, и многие снова были приняты к нему на службу. 8 сентября Феодосий, благодаря удачным дипломатическим приемам в Сирмии, добился нового союзника Афанарика, преемника Фритигерна 126 . К концу 380 года дела в Македонии и Фракии настолько пришли в норму и не грозили никакими катастрофами, что Феодосий мог спокойно разместить своих солдат в гарнизоны, а сам отправился в столицу. По всей вероятности 24 ноября 380 г. 127 и совершил Феодосий триумфальный въезд в Константинополь 128 . Само собой понятно, что хотя этот триумф далеко не соответствовал ходу войны, в которой на долю Феодосия выпало очень мало победных трофеев 129 , но Феодосий своей дипломатией успел достичь очень важного: угасил пламя скифов и обеспечил со стороны их поддержку государству в будущем 130 . Таким образом готский вопрос, не дававший Феодосию покоя и возможности заняться устройством гражданских дел, пришел к более или менее удовлетворительному разрешению, хотя еще и не окончательному 131 . Отголоски его, правда, еще долго не переставали тревожить государство и царя, но уже было сделано много, и работа дальнейшего его окончания могла выразиться только в самом широком развитии дипломатической тактики. Путь, значит, был проложен, и Феодосию в существе дела оставалось только не сходить с него и все более и более укреплять свое влияние на варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новому императору подчинены были провинции: фракийская, азиатская и египетская (область, подчиненная прежде Валенту) и, кроме того, по мнению многих исследователей 92 , восточная Иллирия 93 , т. е. диоцезы дакийский и македонский. Выбор Грациана остановился на Феодосии как нельзя более удачно. «Народ восхищался мужественной красотой его лица, привлекательной величественной осанкой, которую сравнивали с портретами и медалями Траяна, а интеллигентные наблюдатели усматривали в качествах его сердца более ценное сходство с самыми лучшими и самыми великими римскими монархами " … 94 . Если верить хронике Cedreni, которая сохранила описание наружности Феодосия, последняя могла действительно импонировать на общество. «Он был симметричен ростом тела, безукоризненный от ног до головы, красноват лицом, имел русые волосы, тонкий, орлиный нос, был мил в беседе, весьма приятен характером» 95 . Весьма замечательно и то обстоятельство, что все – как язычники, так и христиане были довольны выбором Феодосия. Христиане, основываясь на знаменательном сне Феодосия, видели в нем избранника Божия. Язычники в свою очередь были обрадованы избранием Феодосия: они указывали на исполнение их пророчества, что человек, имя которого начинается с «Феод», будет преемником Валента 96 . III Обзор событий за первое пятилетие царствования Феодосия В. (379–383 гг.) – Основные задачи внешней и внутренней политики Феодосия В. – Готский вопрос – Приготовление к войне с готами: реорганизация войска и выбор Фессалоники, как операционной базы – Первая стадия разрешения готского вопроса: войны с готами и другими варварами – Болезнь и крещение Феодосия В. – Вторая стадия разрешения готского вопроса: дипломатические переговоры и заключение союза с готами – Посещение Афанариком Константинополя и значение этого события в готском вопросе – Празднование Феодосием своих квинквенналий Облеченный императорским титулом, 33-летний правитель Восточной империи получил в наследство государство, расшатанное внешними и внутренними неурядицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже из этого ясно, что расспросы Феодосия сами по себе очень подозрительны, так как они не имели ближайшего для Феодосия религиозного интереса. Эта подозрительность и заставляет предположить особую политическую тактику Феодосия: во-первых, показаться современникам человеком бескорыстно-религиозным, а во-вторых, примкнуть к тому вероучению, за которым стояло большинство. И в самом деле, если мы рельефно представим себе ту атмосферу, в которой пришлось работать Феодосию, то нам станет ясным, что признание за никейской верой значения православной было тем политическим актом, на который был только способен практической римский ум Феодосия В. Злободневный готский вопрос заставил императора, вместо того чтобы наслаждаться в первое время царствования атрибутами своего звания, переносить все тяжести военных опасностей. Удачный исход борьбы с варварами требовал присутствия Феодосия в Иллирии, где он, действительно, провел около двух лет, живя главным образом в Фессалонике. Здесь болезнь, а быть может и политические соображения, побудили Феодосия принять крещение. Сам собою выдвигался для Феодосия вопрос о выборе одного догматического учения из многих, обращавшихся тогда в обыденном обиходе. Серьезно вглядываясь в положение вещей, император в нем уже мог находить ответ на свой вопрос. Так, с одной стороны, никейская политика Грациана указывала уже Феодосию верный путь, а благодарность к своему благодетелю побуждали его поддержать политику соправителя, а не идти в разрез с нею, что могло плачевно окончиться для Феодосия, нуждавшегося в поддержке Грациана, без которой Феодосий прямо был бы поставлен иногда в безвыходное положение. С другой стороны, Феодосий должен был считаться с религиозною настроенностью того народа, которым он управлял, а по крайней мере, той части его, которая в данный момент имела прямое отношение к его политическим целям. Вот почему, думается, и обратился Феодосий с расспросами о религии к Асхолию, которые и можно считать просто колебаниями и сомнениями человека, стоявшего как бы на распутьи пред вопросом: какую выгоднее ему избрать веру? Результаты этих расспросов показали, что иллирийцы непоколебимо соблюдают веру издревле и от начала преданную Апостолами и утвержденную на никейском Соборе 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Остромирову евангелию». Вот несколько главных положений из этой диссертации. История языка стоит в теснейшей связи с преданиями и верованиями народа. Древнейшие эпические формы ведут свое происхождение от образования самого языка. Родство языков индоевропейской отрасли сопровождается согласием преданий и поверий, сохранившихся в этих языках. Славянский язык задолго до Кирилла и Мефодия подвергся влиянию христианских идей. Славянский перевод Евангелия отличается чистотою выражения христианских понятий, происшедшею вследствие отстранения всех намеков на прежний дохристианский быт. Готский перевод Библии , сделанный Ульфилою в IV веке, напротив того, являет едва заметный переход от выражений мифологических к христианским и составляет любопытный факт в истории языка, сохраняя в себе предания языческие для выражения христианских идей. В истории славянского языка видим естественный переход от понятий семейных, во всей первобытной чистотой в нем сохранившихся, к понятиям быта гражданского. Столкновения с чуждыми народами и перевод св. Писания извлекли славян из тесных, домашних отношений, отразившись в язык сознанием чужеземного и общечеловеческого. Отвлеченность славянского языка в переводе св. Писания, как следствие ясного разумения христианских идей, очищенных от преданий дохристианских, усилилась грецизмами, которых, сравнительно с славянским текстом, находим гораздо менее в готском. По языку перевода св. Писания можно себе составить некоторое понятие о характере переводчиков и того народа, в котором произошел перевод св. Писания. «Любезнейший Александр Николаевич. Наконец диссертация моя прошла сквозь огонь и воду, т.е. напечатана и защищена. Диспут был 3 июня, в четверг; спорили долго, от 12 почти до 4 часов. Возражали Шевырев, Бодянский, Катков, Леонтьев и Хомяков 29 . Шевырев хотел, чтобы я разделил мифологический период языка на четыре, а потом и на пять отделов; в слове колыма-га, колыма – определил двойственным числом (от формы коло) – колесо; в выражении русских песен: »спела тетивка», по академическому словарю, видел готовую, быструю тетиву, тогда как по-моему она поет: выражение, не чуждое Гомеру и вообще языку эпическому; нападал на меня за то, будто я вижу в нашей поэзии влияние скандинавское, но я ему доказал, что это ему померещилось, потому что сближать то, что само собою сближается, еще не значит выводить одно из другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…» Нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими. Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Вы готский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее. Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития! Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду…». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

http://azbyka.ru/deti/vmeshatelstvo-rodi...

… Тогда же вы подняли против православия литовский народ и готский [шведский]». А вот сейчас особое внимание! Царь продолжает: «Если бы не ваше злобесное противодействие, то, с Божьей помощью, в том же году вся Германия была бы под православными». Обратим внимание на эти слова Царя! Долгое время над ними потешались разные историки, вроде Костомарова, пока в 1890-х годах профессор Императорского Санкт-Петербургского Университета Георгий Васильевич Форстен в двухтомной докторской диссертации: « Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях» не показал их справедливость. Оказывается, Ливония в начале 1559 года была настолько ошеломлена «мгновенными» для тех лет успехами русских войск, что «общественное мнение» склонялось в пользу подданства Русскому царю. Малейшего бы усилия с нашей стороны хватило бы. Только не прекращать натиск! Вместо него врагам было дано « кроткое предстояние». Результат нам очевиден. Русская победная Ливонская «спецоперация» 1558 – начала 1559 гг., отныне приобрела характер международной, фактически общеевропейской, Ливонской войны против России. С известными последствиями. Напрашиваются очень сиюминутные аллюзии и аналогии. Остается надеяться на милость Божию, и на осознание этих аналогий и аллюзий современным руководством России. Честь имею. Коротков А.И. Военная деятельность Ивана Грозного. – М.: Воениздат, 1952. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Аналогии Вот и ответ на вопрос " Зачем был нужен 37-й год? " Да вот ровно за тем, что товарищ Сталин, хорошо зная Русскую Историю, не хотел получить во время войны новых курбских, мазеп, небогатовых, бобырей, алексеевых, рузских и прочих. Да, в итоге один иуда генерал-предатель Власов всё же нарисовался, но именно что один, больше предателей такого уровня в годы Великой Отечественной войны не было. Означает ли это, что в ходе ежовщины не пострадали невинные? Разумеется, нет, иначе откуда бы в 39-м-40-м годах взялись бы 300 тысяч реабилитированных по т.н. " бериевской амнистии " , в числе которых имелись такие знаковые фигуры, как будущий Маршал Великой Победы Рокоссовский. Означает ли наличие невинно репрессированных " преступность " и " ненужность " событий 37-го-38-го годов? Разумеется, нет, потому что помимо невинно репрессированных имелось огромное количество реальных врагов и потенциальных предателей. Единственное, что можно поставить в вину Сталину, что он не сразу понял, какую двойную игру ведёт Ежов, и позволил ему на протяжении довольно длительного времени под прикрытием своей высокой должности творить беспредел и подрывать авторитет Советской Власти, Партии и лично Сталина в глазах народа. Но, к счастью, в итоге коллективными усилиями разобрались, что к чему, и " кровавый карлик " получил по заслугам.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Вот почему в настоящее время, когда вновь возник вопрос о более тесном объединении протестантства, решено было воспользоваться услугами этой Конференции. В 1899 году в Нюрнберге состоялось генеральное собрание „Евангелического Союза“, на котором было решено обратиться к Эйзенахской Конференции с предложением выработать проект конфедерации местных церквей 593 . На —549— этот раз, правда, проект ещё не был составлен: дело ограничилось оживлёнными дебатами по указанному вопросу. Но дебаты эти не прошли бесследно: они вскоре появились в виде особой записки 594 , которая, благодаря влиянию Кобург-Готского министра Hentig’a, распространилась в высших правительственных кругах и познакомила их, таким образом, с начинающимся движением. 25 Декабря 1901 г. в герцогстве Кобург-Готском праздновалось 300-летие со дня рождения герцога Эрнеста Благочестивого. На торжестве присутствовал и германский император. Принц-регент Кобург-Готский произнёс речь, в которой перечисляя добрые качества и заслуги юбиляра, упомянул и о том, что он, в противоположность своим современникам стремился к объединению евангелических церквей и с этой целью отправил своего сына к различным протестантским правителям, чтобы выработать по этому вопросу общий план действий. Мечты герцога Эрнеста разбились о религиозные распри и политическую разрозненность тогдашней Германии; но то, что трудно было выполнить тогда, может быть осуществимо теперь… Стремление к единению охватило широкие круги немецкого общества… На эту речь отвечал император Вильгельм II: предложение принца-регента вполне соответствует его, императора, личным желаниям; если же он до сих пор ничего не предпринимал, то лишь потому, что он не хотел препятствовать другим действовать самостоятельно… Единение евангелических церквей составляет высшую цель его жизни; оно возможно, как возможно совместное и самостоятельное произрастание ветвей на одной лозе 595 … протестантства, – уже теперь раздаются голоса сомнения и недовольства. Многих смущает мысль, что протестантство ещё не подготовлено к такому важному шагу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010