20 янв. св. муч. Севастианы (у нас 18 дек.).     21 янв. св. муч. Агнии.     22 янв. св. муч. Викентия (у нас 11 ноября).     5 февр. св. муч. Агафии. Готфксий у Мая и Болотова     У Анжело Мая издан из древнейшего палимсеста Амвросиевой медиолан. библиотеки отрывок календаря, который, по мнению издателя, уступает разве календарю Дионисия Филокала (4 в.), но во всяком случае писан ранее 553 года, т.-е. ранее падения готфского царства в Италии. Отрывок заключает в себе будто конец июня и месяц июль во всем июле только пять памятей: июля 3 царя Константина (Констанция), 6 Дорофея, 15 Филиппа апостола (14 ноября), 19 40 дев постниц в Берии (1 сент.), 30 Андрея ап. (30 ноября). Можно посему заключать, что это был своеобразный календарь, отличавшийся в означении дней памятей святых, как от восточных, так и от западных календарей, как отличаются от них дошедшие до нас коптские календари.     Профес. В. Болотов основательно доказал, что Анжело Май ошибся, приняв месяц ноябрь за июль, а октябрь за июнь, и восстановил часть этого месяцеслова, до нас дошедшую, в таком виде: 23 окт. в готфсвом народе многих мучеников и Фритарива (Фридерика), 29 окт. память мучеников, которые сожжены с Верекою папою и Батвием во время собора полной церкви в готфском народе. Они в правосл. месяцеслове 26 марта. Верека у нас Верк пресвитер, а Батвий — пресвитер Вафусий. В правосл. месяцесловах есть 29 окт. Савин воин готфин. Может быть, это Авип, что у нас 26 марта, но он сожжен, а не копьями убит. Ноября 3 Константина (то есть, Констанция, повровителя ариан, 3 ноября по Сократу Ц. Ист. II гл. 47). 6 Дорофея епископа (арианский епископ умер 6 нояб. 407 года по Сократу Ц. Ист. кн. VII гл. 6). 15 Филиппа апостола, 19 старцев в Берое 40 вместе. (По Болотову это 40 жен вдов мучениц в Гераклее, что в Иерон. мартиролог., а по нашему это они же 40 дев муч. македонских, что у нас 1 сент. Оне взяты в Маведонии, где есть Бериа или Берое (есть и во Фракии), и приведены на муч. в Гераклею (Фракийскую) при Ливинии. 29 ап. Андрея (во всех и древнейших 30 ноября).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Астерий, иулиа 6. августа 7. октовриа 29. Астий, иуниа 4. Астион, иулиа 7. Асигкрит, ианнуариа 4. априллиа 8. Аттий, августа 1. Аттик, ноемвриа 3. Африкан, марта 13. априллиа 10. октовриа 28. Аффоний, ноемвриа 2. Ахаз, априллиа 1. Ахаик, ианнуариа 4. Ахиа, ноемвриа 12. Ахиллий, маиа 15. Афанасий, ианнуариа 4. 18. февруариа 22. марта 9. маиа 2. иуниа 20. иулиа 5. августа 22. октовриа 24. 26. ноемвриа 7. декемвриа 2. Афиноген, иулиа 16. Афинодор, декемвриа 7. Авда, марта 31. Авделай, априллиа 17. Авдифакс, иулиа 6. Авдиес, априллиа 9. Авдикий, априллиа 10. Авкт, ноемвриа 7. Автоном, септемвриа 12. Авксентий, февруариа 14. априллиа 18. декемвриа 13. Б Борис, маиа 2. иулиа 24. В Вавила, ианнуариа 24. септемвриа 4. Вадим, априллиа 9. Вакх, маиа 6. октовриа 7. Валентин, априллиа 24. Валериан, иуниа 1. ноемвриа 22. Ваптос, февруариа 10. Варадат, февруариа 22. Варахисий, марта 28. Варахий, ноемвриа 7. Варвар, маиа 6. Варлаам, ноемвриа 6. 19. Варнава, ианнуариа 4. иуниа 11. Варсава, ианнуариа 4. Варсис, августа 25. Варсонофий, февруариа 29. октовриа 4. Варул, ноемвриа 18. Варух, септемвриа 28. Варфоломей, иуниа 11. 30. августа 25. Варипсав, септемвриа 10. Василид, ианнуариа 20. априллиа 1. декемвриа 23. Василий, ианнуариа 1. 30. февруариа 28. марта 4. 7. 22. 26. априллиа 12. 26. 30. иулиа 3. 6. 15. августа 2. 11. ноемвриа 28. Василиск, марта 3. маиа 22. Василько [то же что Василий], марта 4. Вассиан, иуниа 10. октовриа 10. Васс, ианнуариа 20. Васой, марта 6. Вата, маиа 1. Вахтисий, маиа 18. Вафусий, марта 26. Вендимиан, февруариа 1. Венедим, маиа 18. Венедикт, марта 14. Вениамин, ианнуариа 14. марта 31. октовриа 13. Верк, марта 26. Вил, октовриа 28. Вирилад, иулиа 10. Виссарион, иуниа 6. Вианор, иулиа 10. Вивиан, марта 9. Викентий, ноемвриа 11. Викторин, ианнуариа 31. марта 10. декемвриа 18. Виктор, ианнуариа 31. априллиа 18. септемвриа 16. ноемвриа 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зоя, преп. 5 в. 13 февр. Герман, преп. 5 в. Субб с. Востра, Востры, Востра, в Аравии. Тимон, ап. из 70, епископ. 30 дек. Антипатр епископ, 5 века. Субб. с. Врунтусиополь, Brundusium , в Нижней Италии. Левкий еп., исповедник при Коммоде. 20 июня. Гадара, в Келесирии. Закхей диакон, муч. в 303. 18 ноября. Газа, в Палестине. Филимон, ап. из 70, епископ. 22 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. 304–306. 19 авг. Силван еп., с 40 мучч. в 311. 4 мая. Жены и девы, пострадавшие при Иулиане. 29 марта. Силван пресв., муч. 14 окт. Порфирий еп., ум. 420. 26 февр. Феофан преп. 29 сент. Галатия. (Сн. Анастасиополь, Анкира, Калипта, Сикея). Крискент, или Криск, из 70, еп. 30 июля. Иулиан и 40 другов его, мучч. при Диоклетиане. 12 сент. Селевк, Макровий и Гордиан, мучч. при Ликинии. 13 сент. Галлия. Дионисий с двумя учениками своими. 3 окт. Сатурнин, проповедник Евангелия. 3 июня. Гангра, в Пафлагонии . Каллиник муч. 29 июля. Ипатий еписк., муч. ок. 326. 31 марта. Геллеспонт. Васса, муч. при Максимиане. 21 авг. Герара. Герары, в Палестине. Силван и ученик его Зинон, препп. 4 в. В Субб. с. Гортина , в Крите. Тит, из 70, епископ. 25 авг. Кирилл еписк., муч. при Декии. 9 июля. Евмений епископ, 3 века. 18 сент. Кирилл епископ, муч. при Максимиане. 6 сент. Готфия . Никита муч. 15 сент. Савва, муч. ок. 372. 15 апр. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч., в 4 веке. 26 марта. Иоанн еп.. 8 века. 19 мая. Далматия. Ермий из 70, епископ. 8 апр. Дамаск, в Келесирии . Анания, из 70, еп., пострад. в Елевферополе. 10 окт. Виктор воин и Стефанида, мучч. при Антонине. 11 ноября. Кесарий, Дасий и прочие, пять мучч. 1 ноября. Иоанн преп., нареченный Варсонофием, еп. Дамасский, отшельник Нитрийский, 5 века. 29 февр. Петр, пресв. Капетолийский, муч. от агарян ок. 742. 4 окт. Даод . Димитрий, муч. при Максимиане. 15 ноября. Деволт, Deve l tus , в Фракии. Георгий, священномуч. Болгарский, с Мануилом и друг. 814–817. 22 янв. Декаполь Исаврийский. Прокопий преп., исповедн. при Льве Армянине. 27 февр. Василий преп., спостник пр. Прокопия. 28 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Существует точка зрения, активно сейчас внедряемая в общественное сознание, что отношения между Русью, потом Россией и Западом были всегда плохими. Это сопровождается разными любопытными комментариями, но, как правило, не приводится никаких объективных данных для этого. Например, говорится, что были войны, Россия воевала с теми-то и теми-то, но тщательно обходится вниманием вопрос о том, что когда Россия или Русь воевала с какими-то западными государствами, то воевала она как раз практически всегда в союзе с другими западными странами. В действительности, конечно, в отношениях Новгорода с Западом идиллии никакой не было. Отношения были самыми разными, неоднозначными, были и конфликты, разумеется, но было и другое, все обстояло гораздо сложнее. На протяжении сотен лет в Новгороде существовали иноземные дворы, как бы представительства, конторы заморских – сначала скандинавских, потом и немецких – купцов. Самым древним из этих иноземных дворов в Новгороде был так называемый Готский двор, который назван не от немецкого племени готов, а от острова Готланд, который находится в Балтийском море и который играл важную роль в раннее Средневековье в торговле на Балтике. Сначала это были купцы скандинавского происхождения, потом их вытеснили немцы и на самом Готланде, и они в Новгороде основали Готский двор. В отличие от Немецкого двора, о котором мы будем говорить позже, Готский двор раскопан. К сожалению, раскопки носили охранный характер, сейчас на месте Готского двора находится гостиница «Россия», аляповатое здание семидесятых годов. Раскопки не были закончены к моменту строительства этого чрезвычайно важного объекта. Но, тем не менее, кое-что найти удалось. Удалось найти само место, где находился Готский двор вплоть до XIV века. Это был готландский двор, а потом от него название одно осталось, его арендовала Ганза. Ганзе два двора принадлежало – собственно Ганзейский двор и Готский двор. В конце XII или в первой половине XIII века был основан уже и Немецкий двор святого Петра в Новгороде, второй иноземный двор или Петров двор, который так назывался по церкви святого Петра (конечно, западной Церкви), находившейся на нем. Оба двора находились в самом сердце Новгорода, на его торговой стороне, которая отделялась от противоположной, Софийской стороны рекой Волхов.

http://pravmir.ru/srednevekovyiy-novgoro...

Составился стевен – сейм союзных городов. Тогда новгородская фактория внутри получила более самостоятельности, а в важнейших случаях стала зависеть от сейма. Ему принадлежало верховное разбирательство спорных дел, назначение пошлин, постановления о способах ведения торговли. Тогда и посольства, и сношения с Новгородом делались от имени Сейма или всего Союза. Участь готландского (или готского) двора в XIII-м веке неизвестна; вероятно, он боролся и соперничал с немецким, пока наконец должен был уступить. В XIV-м веке готский двор уже находится в подчинении у немецкого. В 1351 г. было издано постановление, воспрещавшее продажу пива на готском дворе, – доказательство, что готский двор находился уже в полной зависимости от Ганзы. В 1402 г. готский двор был отдан в пользование немецкому купцу по распоряжению уполномоченного в Висби, сроком на десять лет. Таким образом, готский или готландский двор был уже не особое торговое учреждение, а только здание, принадлежавшее немецкому двору. II. Договоры с Ганзою и права немецких торговцев в Новгороде Отношения Немецкого двора и вообще торгующих иностранцев к Новгороду определялись в договорах, заключаемых Новгородом с Ганзою. Существует пять древних таких актов, 286 из которых пространнее других излагают правила два; – первый, однако, некоторые ученые считают только одним проектом, не утвержденным формально. 287 Разенкампф справедливо замечает, что если этот договор действительно не более как проект, то все-таки в нем сохраняются обычаи, наблюдавшиеся в древности и составлявшие обычное право сношений Новгорода с Варягами. Через столетие, именно в 1371 году, мы видим действительно примеры, что немецкие послы сами написали проект для подписи Новгородцев, но последнее не согласились на него. Таким образом видно, что в старину было в обычае у Немцев составлять договоры, как будто от лица Новгорода и потом уже предлагать. 288 Второй документ от носится к 1268–1270 годам, заключен князем Ярославом, которого Новгородцы принудили не нарушать прав немецких купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Вскоре после начала правления К. Г. добился капитуляции Авреола в Медиолане, затем узурпатор был убит. В кон. 268 г. крупные силы алеманнов прорвались через Альпы и начали опустошать Италию. К. Г. разгромил их у оз. Бенак (ныне Гарда в Сев. Италии). В 269 г. К. Г. предпринял широкомасштабную кампанию против готов, вторгавшихся в рим. владения на Балканах и захвативших значительную часть этого региона. Наступая с запада по территории Иллирика, римляне во главе с К. Г. уничтожили главные силы готов в сражении при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Готы были вынуждены отступить за Дунай; их последующие попытки нападений быстро отражались, хотя войны на Балканах продолжались еще неск. лет. После этой победы император получил титул Готский. Морские силы готов и герулов в Эгейском м. были уничтожены рим. флотом наместника Египта Тенагинона Проба. К. Г. успешно противостоял Галльской империи. Его полководец Юлий Плацидиан добился перехода под власть К. Г. всей Испании и Нарбонской Галлии. В это же время (вероятно, в кон. 269) восстание против Галльской империи поднял г. Августодун (ныне Отён, Франция). Горожане провозгласили себя подданными Рима и обратились за поддержкой к К. Г. Однако он не смог или не успел выслать помощь восставшим. Спустя неск. недель город был взят галльскими войсками имп. Викторина и разграблен. Отношения К. Г. с Пальмирской империей также были враждебными, хотя столкновения главных сил не произошло. В 269 г. пальмирцы попытались захватить Египет, но были разгромлены его наместником Тенагиноном Пробом. Краткость правления К. Г. и неполнота источников не дают оснований для характеристики религ. политики К. Г. О ней можно судить лишь по изображениям К. Г. на монетах, где император соседствовал с различными божествами традиц. рим. религии, в т. ч. известно изображение Sol Invictus (синкретическое божество Непобедимое Солнце), что указывает на интерес к этому культу нового верховного божества, к-рый при преемнике К. Г. Аврелиане превратился в офиц. культ империи. Также при К. Г. впервые на монетах появились изображения егип. богини Исиды. Редким проявлением религиозности К. Г. стали изображения Гефеста с надписью: «Regi artis» (Царю искусства). Согласно Аврелию Виктору, К. Г. обращался к Сивиллиным книгам для гаданий о будущем ( Aur. Vict. De Caes. 34. 3).

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) [Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий. К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда ( Aur. Vict. De Caes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Хорошо известно, что служившие в войске Константина Великого готы помогали ему против Лициния. Наконец, с тем же Константином вестготы заключили договор, по которому обязывались поставлять империи для борьбы с различными народами 40.000 воинов. Готский отряд был в войске Юлиана. В III веке среди готов, а именно среди крымских готов, начинает распространяться христианство, занесенное туда, вероятно, христианскими пленниками из Малой Азии, которых готы захватывали во время своих морских набегов. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) уже присутствовал готский епископ Феофил, подписавший никейский символ. Просветителем других готов явился В IV веке Ульфила (Вульфила), по происхождению, может быть, грек, но родившийся на готской земле, который прожил некоторое время в Константинополе и был там посвящен в епископы арианским епископом. Вернувшись к готам, Ульфила в течение нескольких лет проповедовал среди них христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он, при помощи греческих букв, составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Арианская форма христианства, принятая готами, имела для последующей их истории важное значение, так как во время их позднейшего утверждения в пределах римского государства мешала им слиться с туземным населением, Которое придерживалось никейства. Крымские готы оставались православными. Мирные отношения готов с империей прекратились в 375 году, когда вторглись из Азии в Европу дикие гунны. Они были диким народом монгольской расы. Гунны нанесли жестокое поражение восточным готам, т. е. остготам, и в своем дальнейшем натиске на запад, уже вместе с покоренными остготами, стали сильно теснить вестготов, которые, будучи пограничным народом с империей и не будучи в состоянии оказать сопротивления гуннам, истребившим громадное их число вместе с женщинами и детьми, должны были силой обстоятельств перейти границу и вступить на территорию римского государства. Источники сообщают, что готы стояли на северном берегу Дуная, с плачем умоляя римские власти о разрешении переправиться через реку.

http://sedmitza.ru/lib/text/434247/

   Вульфила изобрел готский алфавит, перевел на готский язык Священное писание Нового завета и частей Ветхого. Но король Германарих повернул в язычество и поднял гонение на христианство. Вульфила с собравшимися около него христианами убежал в 349 г. в Мизию. Здесь готы осели, спасая свое христианство. Вульфила шел в курсе компромиссного с арианством греческого богословия. Он лично присутствовал на известном Константинопольском соборе 360 г., утвердившем ариминское исповедание в смысле «омийства». B 376 г. причерноморские готы, теснимые новой волной переселенцев из Азии, снова продвинулись в глубь имперской территории. При императоре Феодосии I Великом готские епископы разделились. Некоторые приняли провозглашенное пришедшим с запада Феодосием никейское православие. Большинство упорно осталось в арианстве, считая это верой Вульфилы. Авторитет Вульфилы победил. И с тех пор арианство стало национальной верой готов. И так и повелось впредь не только на нижнем Дунае, но и на всей западной границе с приходящими с севера варварами: их обращали готы в свое, не сливающееся с «ромеями» христианство. Арианством они отгораживались от католиков — ромеев. За этим арианским знаменем шли бургунды, свевы, вандалы, лангобарды.    Готы при Феодосии I массовым образом пошли на военную службу для охраны границ империи. За эту службу императоры вынуждены были даровать готамарианам исключительную привилегию — иметь свои храмы. B Константинополе готские церкви вынесены были за заставы (ξω κινων — за столбы). Отсюда название этих терпимых еретиков-ариан: εξωκιονται. Οо временам эта готская «гвардия» требовала себе построения новых церквей.    Даже Юстиниан Великий (527—565) вынуждался уступать готам. Еще в 578 г. 5-й готский полк перед персидским походом потребовал у императора Тиверия, чтобы их семействам отведены были некоторые церкви в самой столице. Император уступил, но вызвал недовольство греков. B церкви ему народ кричал: «ανασκαφητω οστα των αριανων — Πазнесем кости ариан!» Император вынужден был сократить свои обещания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я частенько делал в книгах «готские» надписи, порою «готизируя» мое скандинавское имя и немецкую фамилию как Ruginwaldus Dwalakoneis. Процитированная вами надпись неправильна (по нечаянности): вместо HVNDAI должно быть HVNDA. Этот готский оставляет желать лучшего и в других отношениях; однако подразумевалось следующее: «Я прочел слова этих скорее всего, имелось в виду юizs bks, «этой книги», предп. — Прим. по греческой истории («записи лет») в шестом месяце сего года: тысяча девятьсот десятого, Господа Нашего; дабы получить приз, выдаваемый всякий год тому из мальчиков, кто больше всех знает о Фукидиде, и сие записал я в своих скорее всего, имелось в виду bka meina, «моя книга», предп. — Прим. двенадцатого шестого (месяца) после того, как уже?сперва прочел все слова внимательно». Frvmins по всей видимости искаженное frumist, «сперва». Остальные «ошибки» вас вряд ли заинтересуют. Надпись заключала в себе целый ряд проблем для того, кто для работы располагал лишь словарем коротеньких образчиков — фрагментов Нового Завета, переведенных на готский. «Читать» по-готски — вовсе не lisan, las, galisans, что на тот момент имело лишь первоначальное значение «собирать» (этот смысл его германские и скандинавские эквиваленты lesen и lesa сохранили и по сей день в придачу к значению «читать», скалькированному с латинского lego). В готском использовалось слово ussiggwan, «читать вслух» (выпевать). Искусство чтения про себя, молча, одними глазами (или главным образом глазами), если «древние» его вообще практиковали, по большей части позабылось. Кажется, рассказывали, что св. Медиоланский (ок. 340–397), епископ Милана, проповедник, богослов, цер Ковный политик, один из наиболее почитаемых отцов (в том же веке, когда Писание переводилось на готский) поражал наблюдателей тем, что читал, лишь двигая глазами туда-сюда, не шевеля губами и даже не бормоча себе под нос….. Я по-прежнему не испытываю ни малейших угрызений совести, делая записи в моих собственных книгах, хотя теперь обычно вношу только пометки, предположительно полезные, — если впоследствии мне удается их расшифровать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010