В условиях наступившего наряду с другими последствиями Тридцатилетней войны упадка нравственности и религиозности ощущалась острая необходимость в максимально понятном и доступном для простого народа изложении вероучения. Значительное внимание решению этих задач уделяли в этот период представители светской власти. Непосредственным контекстом для создания новых и переработки уже ставших классическими К. были реформы образования и школьной системы, а также широкое распространение идей о всеобщем священстве мирян и о примате светской власти в вопросах вероучения. Так, герцог Саксен-Готский Эрнст I Благочестивый инициировал создание на основе «Малого катехизиса» Лютера для протестантских общин, находящихся на подвластной ему территории, нового К., который и был написан библеистом-семитологом проф. Йенского ун-та Соломоном Гласиусом, ставшим незадолго перед этим суперинтендантом по религ. и образовательной реформам г. Гота; К. был опубликован в 1642 г. под названием «Готский катехизис». По мнению исследователей, этот К. был одним из лучших для своего времени. По поручению герцога Целльского Кристиана Людвига генерал-суперинтендантом Михаэлем Вальтером был подготовлен и опубликован в 1653 г. «Целльский катехизис». Курфюрст Саксонский Иоганн Георг III способствовал подготовке к изданию и публикации в 1688 г. «Дрезденского Крестного катехизиса» (Dresdner Kreuzkatechismus), написанного под влиянием идей основоположника пиетизма Филиппа Якоба Шпенера ( Fraas. 1971. S. 103). Пиетизм, наращивавший в этот период влияние в протестант. общинах и являвшийся мощным фактором распространения в т. ч. и идеи о всеобщем священстве верующих, способствовал видоизменению традиц. подходов к формированию содержания К. Характерный для пиетизма субъективистский подход к религии противоречил прежде всего представлению о К. как об обязательной для всех вероучительной норме. Влияние пиетизма в К. проявлялось в изложении обычного материала с использованием личных мотивов выгоды, утешения и предостережения, что вело к значительному расширению содержания. Наряду с традиционной формой К. стали появляться многочисленные специализированные К.- молитвенные, житейские, утешительные, учительные, для больных, для заключенных и др.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Восхищённый Аркадий пропускал мимо уха все наговоры придворных о том, что якобы Фравита имел возможность полностью разгромить Гайна ещё раньше, и в знак благодарности наградил его консульством на следующий, 401 г. На вопрос, какую дополнительную награду Фравита хотел бы получить из рук царя, старый воин ответил, что ему хотелось бы поклоняться своим богам по примеру предков 522 . Впрочем, эта история не имеет счастливого конца. Как только Гайна погиб, и готский элемент резко ослабел в Империи, все ранее сосланные патриоты были возвращены на свои должности. Аврелиану вернули прежний пост, и он стал фактическим идеологом внутренней политики вместе с императрицей Евдоксией, которой по его инициативе ещё раньше, в январе 400 г., царём был дарован титул августы . Для своего времени это было революционное событие, имевшее целью уравнять императора с его супругой в правах по управлению государством. Не исключено, впрочем, что такая новационная мера являлась также особым способом обеспечения безопасности императрицы против возможных происков её врагов. Брат Аврелиана Кесарий был заточён в тюрьму (всё же Аврелиан сумел спасти его от смерти), но излишне резкие патриоты во главе с комитом Иоанном сумели посеять недоверие императора к Фравите, и мужественный спаситель Империи закончил жизнь на эшафоте, ложно обвиненный в государственном преступлении. Удивительно, но вскоре после описываемых событий «готский вопрос» почти перестал волновать Восточную империю. Нет, готы ещё продолжали занимать многие ведущие должности в армии, их подразделения по-прежнему играли заметную роль в защите государства и даже император Аркадий, строго и последовательно сохранивший жёсткую линию поведения ко всем еретикам и благоволивший исключительно к православным, был вынужден считаться с арианством готов. Но подъём национального самосознания, особенно в Малой Азии, был чрезвычайно велик. В считанные десятилетия Империя, как «плавильный котел», смогла «переварить» в своей культуре готскую массу. После этого становится понятной гениальная стратегия св. Феодосия Великого, призвавшего готов на римскую службу и за счёт этого сохранившего государственность в безопасности. На время варвары стали самыми надёжными защитниками восточных провинций ото всех иных захватчиков. А по прошествии лет римское общество смогло найти иные резервы для обеспечения безопасности своего государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем Велизарий вышел из Неаполя на север, оставив в городе гарнизон в 300 человек, и завязал сношения с Римом. Сенат изменил готам, папа Сильверий, недавно занявший престол по смерти Агапита, также стал на сторону императора, и сенатор Фиделий, бывший квестор Аталариха, явился к Велизарию и пригласил его вступить в Рим. Готский гарнизон не считал возможным организовать защиту среди враждебно настроенного населения, и 9 декабря войска Велизария ночью входили в Рим через Ослиные ворота (Porta Asinaria), а готы уходили на север через Фламиниевы. Командир готского гарнизона Левтарид не последовал за своими людьми и предпочел сдаться. Завладев Римом от имени императора, Велизарий отослал в Константинополь ключи от городских ворот. Предвидя возможность осады, Велизарий позаботился прежде всего об увеличении запасов хлеба. Привезенный им хлеб из Сицилии он сдал в городские магазины и сделал распоряжение, чтобы ближайшее к городу население свозило свой хлеб в Рим. Вскоре к нему явился готский начальник приморской части Самния Пиция и принял присягу на имя императора за себя и поселенных в той области готов. Велизарий дал под его начальство отряд своих войск и поручил ему охранять эту часть Самния от тех готов, которые остались верны своему национальному делу. 266 Одновременно с тем Велизарий выслал отряды своего войска под начальством Константина и Бессы в Тусцию, и города Сполетий, Перузия и Нарния приняли в свои стены имперские гарнизоны. Подготовляя войска для войны с Велизарием, Витигес послал в Далмацию небольшие силы под начальством вождей Азинария и Улисигага, предоставив в их распоряжение военный флот. Азинарий должен был привести союзных свевов. Улисигаг был разбит Констанцианом близ Скадроны и отступил к Бурну, где и поджидал Азинария со свевами. Когда тот прибыл, оба вождя подошли к Салоне, чтобы осадить ее с суши и моря. Но действия их были неудачны, а из их флота несколько кораблей было потоплено, другие попали в плен. Витигес снаряжал армию в Равенне и поджидал тех готов, которые под общим начальством Маркин стояли в гарнизонах в заальпийских владениях, уступленных франкам. По словам Прокопия, готская армия доходила до 150 тысяч человек. Большинство этой силы были тяжеловооруженные всадники с конями, покрытыми броней. Пика и меч, которыми мастерски владели готы, были рассчитаны на бой лицом к лицу с врагом. Искусство стрельбы было заброшено; стрелки их были пешие и во время боя располагались между всадниками. В армии Велизария главную силу составляли легкие конные стрелки. Мастерством в этом деле обладали гунны. Несоответствие тактики и вооружения противников отдавало преимущество имперской армии, как обнаружилось то в дальнейшем ходе событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Весть о взятии Аримина заставила Витигеса прекратить бесплодную осаду Рима. 275 Предав огню все сооружения в лагерях под Римом, готы двинулись на север. Когда большая часть их войска перешла на правый берег Тибра, Велизарий сделал вылазку и причинил большие потери отступавшим. 276 Так несчастливо для готов окончилась осада Рима, длившаяся год и 9 дней. Направляясь на север, готы обошли Перузию, где стоял уже имперский гарнизон, усилили свои гарнизоны в отдельных городах и направились к Аримину. Но Велизарий сумел предупредить Витигеса и послал другим путем в Аримин Мартина и Ильдигера. Они должны были взять пехоту из Анконы и организовать оборону крепости, дав возможность Иоанну вывести оттуда свою конницу. По пути они захватили укрепление Петру. Готский гарнизон сдался, был приведен к присяге на имя императора и отослан к Велизарию. Витигес, подойдя к Аримину, оставил часть своего войска под его стенами, а сам ушел в Равенну. Хотя Италия к северу от Рима была во власти готов, за исключением лишь нескольких пунктов, но Велизарий, со свойственной ему смелостью, не поколебался отправить отряд своего войска в Лигурию. Поводом к тому послужило прибытие в Рим, когда он был еще в осаде, епископа Медиолана Деция, который явился послом от своего города с просьбой принять его под власть императора. Велизарий отрядил тысячу человек под начальством храброго Мундилы и направил его морем в Геную. Не встречая сопротивления, Мундила прошел до Тицина. Готский гарнизон этой сильной крепости выступил против Мундилы, но был разбит. Мундила прошел дальше на север, и Медиолан открыл ему ворота. Оставив здесь триста человек, Мундила занял остальными своими силами соседние города: Бергам, Комум и Наварию. Это смелое предприятие оказалось весьма рискованным. В Лигурию вступил Урайя, племянник Витигеса, с большими силами готов и вспомогательным отрядом бургундов, которых прислал на помощь царь Теодеберт. Медиолан был осажден, и так как имперский гарнизон был очень слаб и запасов провианта не было в этом большом городе, то положение его стало вскоре очень трудным.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Блестящая победа Клавдия не была использована в интересах империи, и обширная область за Дунаем оказалась во власти разных варварских племен. Аврелиан, преемник Клавдия, решал другие, более важные задачи, чем борьба с варварами. Империя была в полном разложении, и давно уже отпавший Восток имел свой центр в Пальмире. Аврелиану удалось покорить Восток и восстановить единство империи, но он не признал возможным отвоевывать задунайские области империи и перевел остатки романизованного населения на правый берег Дуная. В бассейне рек Ута, Альма и Эска из пределов провинции Мезии выделена была новая провинция Дакия, которую впоследствии разделили на два управления: Дакия Прибрежная и Дакия Средиземная. Западная ветвь готов заняла большую часть прежней Дакии; гепиды, тайфалы и вандалы распределили между собой остальное пространство. Между варварами начались междоусобия и войны. Но это не только не мешало, а, быть может, даже содействовало их новым нашествиям в пределы империи. На обратном пути с Востока Аврелиан отражал готов, и свой триумфальный въезд на Капитолий справил на четырех оленях, как «готский повелитель». Он принял титул Gothicus maximus, который принимали и два его предшественника на троне, Галлиен и Клавдий. Сражался с готами также кратковременный император Тацит и его преемник Проб (276–282). В год правления Тацита готы снарядили морской поход и, ограбив Понт и Галатию, проникли до Киликии. Запустевшие придунайские местности нуждались в пополнении оскудевшего населения, и Проб переселил 100 тысяч бастарнов в пределы Фракии. 409 Вторжения готов продолжались и при Константине, который принял титул Gothicus maximus в 315 году. А когда во время борьбы между Лицинием и Константином, в 323 году, готы опять проникли за Дунай, Константин победоносно отразил их и принял титул Gothicus vicmorac triumphator. В решительной битве Константина с Лицинием близ Хрисополя готы под начальством сына царя Раусимода бились на стороне Лициния. В 332 году римские войска участвовали в войне сарматов против готов и тайфалов, и в кровопролитной битве пал готский царь Видигойя. Это вмешательство римской власти в дела варваров привело к заключению мира, и готы за известное ежегодное вознаграждение обязались охранять римскую границу и выставлять в случае надобности вспомогательные отряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Гревс. Тацит. – Гревс И.М. Тацит. М.–Л., 1946. Греков. Борьба Руси. – Греков Б.Д. Борьба Руси за создание своего государства. Таш., 1942. Гурычева. Народная латынь. – Гурычева М.С. Народная латынь. М., 1959. Гухман. Готский язык. – Гухман М.М. Готский язык. М., 1958. Гълъбов. Тракийските имена. – Гълъбов И. Тракийските имена на –ηνος, -ανος и техните проблеми. – Известия на Института за български език. София, 1964, т. 10. Державин. Происхождение. – Державин Н.С. Происхождение русского народа. М., 1944. Дёрфер. О языке гуннов. – Дёрфер Г. О языке гуннов. – Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986. Дипъ. Юстиниан. – Диль Ш. Юстиниан. СПб., 1907. Добрев. Славянска топонимия. – Добрев И. Славянска топонимия в Пелопонес като извор за историята на българския език. – Съпоставително езикозиаине. София, 1987, т. 12, 3. Доватур и др. Народы. – Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982. Досталова. Историография. – Досталова Р. Византийская историография (характер и формы). – ВВ. 1982, т. 43. Дparojлobu. – Фисонцн. – Дparojлobu Д. Nceyдo-Цeзapujebu фисонци или по-дунавци. – Рад bojboahckux myзeja. Нови Сад, 1972/1973, 21/22. Древняя одежда. – Древняя одежда народов Восточной Европы. М. 1986. Дринов. Заселение. – Дринов М.С. Заселение Балканского полуострова славянами. М., 1873. Древности. – Дуйчев И. Славяно-болгарскне древности IX века. – ByzS. 1950, vol. 11. Дуйчев. Връзки. – Дуйчев И. Най-раннн връзки между първобългари и славяни. – I Известия на Археологически Институт. София, 1955, кн. 19. Дуйчев. Книжина. – Дуйчев И. Из старата българска книжнина. Ι. 1. София, 1956. Дуйчев. Тълкуването. – Дуйчев И. Към тълкуването на пространите жития на Кирила и Методия. – Хиляда и сто година славянска писменост. 863–1963. София, 1963. Дуйчев. Легендата. – Дуйчев И. Легендата за детеубийството у древните славяни. – Зборник филозофског факултета. Београд, 1964, кн. 8, 1. Дуйчев. Балканскнят югоизток. – Дуйчев И. Балканският югонзток през първата половина на VI век. Начални славянски нападения. – Дуйчев И. Българско средновековието. София, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Когда Гайна из властного магистра армии превратился во врага империи, сосланные по его требованию сановники возвратились в Константинополь. Особого почета был удостоен при этом Аврелиан, которого все население столицы встретило с ликованием, приветствуя в нем вождя партии, враждебной варварам. Вскоре он занял пост префекта Востока и явился направителем государственной политики. Ему оказывала поддержку императрица, расположением которой он заручился еще раньше предоставлением ей титула августы (январь 400 года). 510 Кесарий был отрешен от должности и попал в тюрьму. Следствие выяснило сношения его с Гайной через жену, которая знала готский язык и находилась в дружбе с женой Гайны. Хотя против Кесария было очень возбуждено население столицы, но Аврелиану, тем не менее удалось спасти брата от смертной казни. 511 По-видимому, Фравита успел оказать еще одну услугу государству борьбой с исаврами в Памфилии. Но против этого прямого и честного варвара недобросовестные люди сплели целый узел интриг. Он был привлечен к ответственности и отдан под суд за измену. Его судьей был комит Иоанн, вернувшийся из ссылки вместе с Аврелианом, интимный друг императора. 512 Фравита был казнен. Участвовавший в интриге Гиеракс после смерти Фравиты самым дерзким образом производил грабежи в Памфилии и оказался для населения тяжелее исавров. 513 Так окончился полной неудачей заговор, во главе которого встал Гайна, видный военный сановник, имевший боевые заслуги и достигший в империи высшего военного поста магистра обоих разрядов армии, пехоты и конницы. Несмотря на свое высокое звание, он остался грубым варваром и ни в малой степени не слился с тем высшим классом общества, к которому принадлежал по своему положению и государственным заслугам. Гайна является типичным представителем того полуварварского элемента, который в гордом сознании своей силы властно вступал в совершенно чужую ему по культуре и традициям среду. Попытка Гайны стать ближе к источнику верховной власти, даже в случае удачи, не могла принести ничего кроме преходящего кровопролития и замешательства. Неудача этого движения имела большое значение для последующих отношений в Восточной империи. Властный готский элемент и его грубая сила были ослаблены; самое число готов в империи уменьшилось, и местное культурное население, особенно в Малой Азии, поднялось в своем сознании. В направлении государственной жизни возымела верх национальная римская партия, одержавшая решительную победу над «друзьями готов». Но вместе с тем еще более обострился раздор между восточным двором и западным, где верховным руководителем государственной политики оставался Стилихон, опиравшийся на варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Только подошедшая вторая группа римских войск под командованием Иовина разгромила диких германцев, порадовав Валентиниана победой 395 . Почти в это же время (366 г.) Валент объявил войну готам, выступавшим ранее союзниками Прокопия в борьбе за римскую корону. Примечательно, но как следует из древних летописей, Валент настойчиво выискивал любой повод для этой войны и нашёл его. Когда Готский вождь попросил вернуть ему пленных соплеменников, захваченных Валентом во время войны с Прокопием, Валент неожиданно поставил ему в вину сотрудничество с узурпатором. Напрасно неискушённый в риторике гот пытался объяснить, что их обманули, выдав Прокопия за законного преемника императора Юлиана. Восточный император упорно стремился найти причину для военных действий и, наконец, получил это. Нельзя сказать, что этот поход имел успех – маневрируя, готы заманили римлян на свою территорию, не дав им ни одного сражения. Потеряв бесплодно лето, Валент вернулся обратно 396 . Вскоре произошло ещё одно событие, которое напрямую повлияет на вопрос о будущих преемниках императорской власти. В 367 г. Валентиниан в силу невыясненных причин оставил свою первую жену Северу и женился на красавице Юстине, арианке, от брака с которой у него родился сын Валентиниан Младший, будущий соправитель его старшего сына Грациана 397 . В 368 и 369 гг. восточный император повторил свои попытки покорить буйный готский народ, что, в конце концов, на время удалось, когда в ходе последней кампании император разбил войско Готского царя Атанариха . После победы Валент вернулся в Константинополь, который к тому времени действительно уже стал второй столицей Империи. Но и Запад по-прежнему требовал к себе усиленного внимания: несмотря на все старания Валентиниана, западные провинции находились в анархичном состоянии и периодически разрождались бунтами и волнениями. Валентиниану приходилось предпринимать экстренные меры для подавления восстаний в Британии, с чем успешно справился будущий император Феодосий, и в Африке, где изнеженный военачальник Роман слал царю отчёты о вымышленных победах, полностью дезинформируя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, чтобы нам насладиться всего этого, будем – умоляю - переносить всё случающееся, славя за всё Бога, так как Ему приличествует слава, честь и держава, с единородным Его Сыном и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.                        Есть предположение, что эта беседа была сказана святителем на пас­хальной седмице. Между предыдущею беседою и этою, в Ватиканском списке, имеется беседа против зрелищ в ипподроме и театре. 42. БЕСЕДА 8, сказанная в церкви Павла, когда готы прочитали и готский пресвитер раньше сказал беседу. Беседа его же, сказанная в церкви Павла, когда готы прочитали и готский пресвитер раньше сказал беседу 1 ). 1. Хотелось бы мне, чтобы сегодня присутствовали эллины, так чтобы они услышали прочитанное и узнали, какова кре­пость Распятого на кресте, какова сила креста, каково благородство Церкви, какова твердость веры, каков позор заблуждения, каково осмеяние демонов. Учение философов подорвано даже у говорящих, одною речью (с ними), а наше имеет много силы даже у иноязычных; и то распалось легче паутины, а это утвердилось крепче стали. Где учение Платона, Пифагора и бывших в Афинах? Потухло. Где - рыбаков и делателей палаток? Не в иудее только, по даже на чуждом языке, как вы слышали сегодня, оно сияет светлее солнца; скифы, фракийцы, савроматы, маверы, индийцы, даже поселившиеся на самых крайних пределах все еленной, - все любомудрствуют, переложив на собственный язык те же самые изречения; это даже во сне не представлялось носящим у эллинов бороду, важно на площади отстраняющим встречных посохом, потрясающим локонами на голове, выражающим, собою скорее лицо льва, чем человека. Но не таково наше, и не в наружности, но в благоразумии, (дело) любомудрия. Блудница, не имеющая природной красоты, налагает на самое себя некоторую рукотворную красоту натиранием, подкрашиванием, белыми одеждами и другими такими ухищрениями, прикрывая своё природное безобразие; а девица красивая по природе, приятная и благородная, попускает дару природы со­стязаться самому по себе, не нуждается ни в какой такой по­мощи, но отталкивает, чтобы природная красота не прикры­валась этими занавесами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Неплохой способ знакомства, хотя и несколько бессистемный. Я имею в виду, я усвоил кое-что насчет английского языка и его истории. В школе я учил англосаксонский (а еще — готский, но это — чисто случайно, совершенно вне учебной программы, хотя случайность оказалась решающей: через готский я открыл не только современную историческую филологию, созвучную моим историческим и научным наклонностям, но еще впервые в жизни — изучение языка просто удовольствия ради: я имею в виду ради сильнейшего эстетического наслаждения, которое дарит язык сам по себе, освобожденный не только от соображений пользы, но даже от функции «проводника литературы»). Получается две нити или даже три. С самого детства меня завораживали валлийские названия, пусть даже увиденные на вагонах с углем: вот вам еще одна ниточка; хотя, когда я принимался расспрашивать, мне лишь выдавали книги, для ребенка непонятные. Валлийский я начал изучать только в студенческие годы и обрел в нем неиссякаемый источник лингво-эстетического удовольствия. Добавьте сюда еще и испанский: мой опекун был наполовину испанец, и еще подростком я таскал у него книги и пытался выучить язык — единственный из романских языков, доставляющий мне то особенное наслаждение, о котором я говорю, — и это не вполне то же самое, что просто восприятие красоты: я чувствую красоту, скажем, итальянского или, если на то пошло, современного английского (который моему личному вкусу абсолютно не близок): оно больше похоже на потребность в жизненно необходимой пище. Вероятно, наиболее важным событием после готского стало обнаружение в библиотеке Эксетер-Колледжа, где мне полагалось готовиться к «онор-модерейшнз», финской грамматики. Все равно что найти винный погреб, доверху наполненный бутылками потрясающего вина, причем такого букета и сорта, какого ты в жизни не пробовал. Я просто опьянел; я оставил попытки изобрести «не сохранившийся в письменном виде» германский язык; а фонетика и структура моего «личного языка» — или череды придуманных языков — приобрела отчетливый финский колорит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010