Не удалось извлечь искомое из базы (((

И на Поместный Собор, открывшийся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках, были приглашены делегации Православных церквей. Все визиты необходимых гостей власть санкционировала. Приглашения рассылались по каналам дипломатической связи. По каждой делегации Карпов получал сверхжесткие инструкции. Так, к примеру, ответное письмо митрополита Скоплянского Иосифа, в котором он сообщает митрополиту Алексию о своем приезде, «несмотря на глубокую старость, мы решили принять эту великую честь и доверие и присутствовать на предстоящем Соборе Русской Православной церкви, которая нам в течение своего исторического развития, а особенно в моменты величайших, испытаний, показала светлые примеры непоколебимой стойкости и, обновленная своими усилиями, и находясь снова в своем старом величии, достигая того, что дала возможность себе и своему народу, для всех нас быть мощной защитой, как это было и в минувшие времена, и служит она нам высоким примером» 24 , предшествовали четкие политические разъяснения за подписью А. Вышинского. Секретно Товарищу Карпову Г.Г. Сообщаю некоторые полученные нами данные по сербской церкви и востоку. 1. Глава сербской церкви патриарх Гавриил, известный своими антинацистскими взглядами и проанглийскими настроениями, увезен немцами. Возглавляющий в настоящее время сербскую церковь митрополит Скоплянский на днях через югославских руководителей передал Советской Военной Миссии письмо, текст которого прилагается» 25 . Глава Сербской Церкви, по мнению Вышинского, проявляет большое желание к установлению «связи с русской церковью и посылке на Собор в Москву делегации сербской церкви» 26 . Дружественное расположение сербов нужно было использовать как можно скорее, т.к. «англичане проявляют живой интерес к сербской церкви, дело доходит до того, что официальные работники Миссии выясняют возможность для епископа Йоркского обратиться с посланием к сербской церкви» 27 . Алексий (Симанский Сергей Владимирович), (18771970 гг.) – патриарх Московский и всея Руси. Закончил Московский Николаевский лицей, юридический факт МГУ в 1899 г. и Московскую Духовную академию в 1904 г. В 1902 г. принял монашеский постриг, иеромонах. Работал по учебному ведомству. 1913 г. – епископ Тихвинский, викарий Новгородский, 1921 г. – епископ Ямбургский. В 1926 г. – архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией. С июня 1927 г. – постоянный член Временного Патриаршего Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1932 г. – митрополит ленинградский. Согласно патриаршему завещанию – местоблюститель, а со 2 февраля 1945 г. – Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оккупанты интернировали его в венгерский город Сегед, где он от страданий и издевательств заболел и был отправлен в черногорский город Ульцинь на адриатическом побережье, где пребывал под надзором австрийцев, оккупировавших Черногорию. После смерти черногорского митрополита Митрофана (Бана), Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 17 ноября 1920 г. избрал новым митрополитом Черногорско-Приморским Гавриила (Дожича). 8 февраля 1938 г. черногорский митрополит Гавриил избран Сербским Патриархом. Патриарх Гавриил твердо стоял на защите веры и нации. 27 марта 1941 г. он вместе со всеми сербскими архиереями энергично выступил против пакта с нацистской Германией, подписанного изменническим югославским правительством Цветковича. 7 апреля 1941 г. сербский патриарх Гавриил (Дожич) вслед за королевским правительством выехал из Раковицы в монастырь Жича и далее в черногорский монастырь Острог. Арестован гестапо в 1941 г. Находился в заключении. В середине сентября 1944 г. патриарх Гавриил переведен в лагерь Дахау. Потом его переводили из лагеря в лагерь, держали запертым в подвале одной венской гостиницы во время самой страшной союзнической бомбардировки Вены. Свободу патриарх встретил 8 мая 1945 г. в местечке Кицбил, в Тироле. Вернулся в Югославию в ноябре 1946 г. Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) умер 7 мая 1950 г. в Белграде и похоронен в Белградском соборе. Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович), (18921959) митрополит. В 1912 г. окончил Московскую семинарию, а в 1916 г. – Академию. С 1916 г. приходской священник в Москве, затем в Ивановской губернии. С 1927 г. – протоиерей. С 1929 г. – арест и ссылка. С августа 1943 г. епископ Ростовский и Таганрогский, с апреля 1946 г. – экзарх Московского патриархата в Чехословакии, архиепископ Пражский и Чешский. С 1942 г. – митрополит. С декабря 1946 г. избран главой Автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. С 1955 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. Умер в Ленинграде. Сербский Патриарх внял просьбам Москвы и уже в декабре 1946 года заявил, что остается верным традиционной дружбе с Россией и категорически отметает ориентацию на Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие в Хорватии не сохранилось совершенно, и вопрос веры более всего разделяет сербов и хорватов, два совершенно братских, родных народа, говорящих на одном языке, имеющих общее культурное достояние. Но благодаря тому что именно в Хорватии полнее всего сохранилась память о святых Кирилле и Мефодии, о великой Православной славянской Церкви, там сильнее всего живут стремления к работе по созданию настоящего единения между Православной Церковью и католичеством. Выразителем этого движения явился знаменитый епископ Иосиф Штроссмайер, один из наиболее выдающихся церковных деятелей в католичестве середины XIX века, известным своим горячим протестом против установления догмата о папской непогрешимости на Ватиканском соборе. С глубоким вниманием и интересом наблюдали мы Загреб, его величественные соборы, прекрасные улицы, площади, многочисленные магазины. Загреб из всех городов Югославии более всего имеет характер чисто европейского города. На моей лекции вечером в день нашего приезда собралась вся русская колония города и большая часть сербских жителей Загреба. В этой столице католического хорватского мира православные русские и сербы еще более чувствуют свое полное единство между собой. Чрезвычайно большое и глубокое впечатление оставило в нас знакомство в Загребе с тамошним митрополитом Досифеем. Энергичный, обаятельный Владыка рассказывал о своей жизни, в которой он пережил так много: о Киеве, где он учился, о высших школах Германии и Франции, где пополнял он свое обширное образование, и, наконец, о войне 1914 года, которую он пережил в непосредственной близости, ибо остался на своем посту в городе Нише, когда этот город был взят болгарами. Как известно, болгары не щадили сербских пленников, ибо, считая Македонию и Южную Сербию своей областью, они хотели совершенно ликвидировать там всякое воспоминание о связи с остальной Сербией. Поэтому пленных сербов болгары обычно расстреливали, не щадя и лиц священного сана. Той же опасности подвергался и митрополит Досифей. Избавлен он был от смерти благодаря вмешательству царицы Елеоноры, матери теперешнего болгарского царя Бориса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

1128 Приятно упомянуть о пожертвованиях в пользу недостаточных учеников белградской семинарии, поступивших в мае 1897 г. от известной благотворительницы Драги Станойлы Петровичевой 1129 и в текущем году по завещанию бла- —338— женно почившего митрополита Михаила. Приятно также отметить, что в прошедшем году имели место в Белграде публичные богословские чтения, в коих принимали участие профессора семинарии. Одно богословское чтение предложено было ректором семинарии архимандритом Фирмиллианом (ныне – администратором скопийской митрополии): «о вере в Бога». Чтение состоялось в зале Великой Школы. 1130 В начале нынешнего года возобновились богословские чтения в здании семинарии. 18 января было чтение ректора семинарии Ефрема Илича «о св. Афанасии Великом », 25 января – чтение Ефрема Бojebuчa «о св. Григории Богослове ». 1131 В начале прошедшего 1897 года возобновились переговоры сербского правительства с Ватиканом о заключении конкордата. В основание переговоров взят конкордат, заключенный между Черногорией и Ватиканом. 1132 В газетах сообщалось из Рима, что Ватикан намерен послать в Белград боснийского каноника Фр. Вуинчича в качестве чрезвычайного апостольского делегата, с тем чтобы он поторопил переговоры о заключении конкордата, которые давно уже ведутся, но плохо успевают. В виду предупредительности и благорасположения короля Александра, в ватиканских кругах надеются, что миссия Вуинчича будет иметь желаемый успех. 1133 Сообщалось даже, что конкордат между Сербией и Ватиканом уже заключен, и что римско-католическим епископом в Белграде назначен сараевский каноник Антон Еглич. Эти газетные известия, однако, не подтвердились. Несомненно только, что папе весьма желательно как можно скорее добиться заключения конкордата с Сербией. Но нужен ли он и полезен ли будет для Сербии? Недавно в Бозе почивший первосвятитель сербской церкви митрополит Михаил был решительно против всякой спешности в решении вопроса о конкордате с папой. Духовная сербская печать высказалась весьма определенно и решительно про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13, Гангр. 4, Карф. 25 (34), 70 (81)) и правилами святых отцов ( Василия Великого , 27) и взирая на брак как на нечто заведомо нечистое, Западная Церковь ввела у себя обязательный целибат (безбрачие) духовенства. Первыми это совершили ещё в начале IV в. Церкви Испании и Галлии, а к VII в. практика эта распространилась практически по всему Западу (см. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истринского. Пер. с сербск. Том I. ТСЛ, 1996. С. 473–483). Сам по себе институт целибата является очень древним и в первые века христианства был широко распространён как на Западе, так и на Востоке (в Палестине, например, существовала обширная сеть немонастырских общин, объединявших безбрачное духовенство и мирян, давших обет девства (по типу западных канонариев)). Но презрение к браку и установка на непременное безбрачие всех священнослужителей явились латинскими нововведениями. – Прим. ред. 51 И действительно, II Ватиканский собор разрешил, например, в очень редких и исключительных случаях, по особому благословению епископа, причащать под обоими видами и не клириков (например, новопостриженных монахов в день их пострига или новокрещёных взрослых мирян в день их крещения) (конституция о святой литургии, 55). Разрешил он также и рукоположение в сан диакона «мужчин зрелого возраста, даже живущих в браке» (догматическая конституция о церкви, 29). – Прим. ред. 52 Отец Епифаний касается здесь одного из глубочайших заблуждений католицизма – ереси о тварности благодати Божией. Специфическая западная триадология с Filioque, нивелирующая различия между Божественными Лицами, базируется на всецелом сведении Бога к Его Сущности, а Ипостасей Троицы – всего лишь к неким отношениям внутри этой Сущности. А поскольку благодать Господа не тождественна Его Сущности, из латинского учения о Троице логически проистекает, что она (благодать) не может иметь Божественную природу, но является творением. Согласно православному вероучению, Триединый Бог не сводится к Своей собственной Сущности, но обладает Ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

25 января 1959 года Папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане Собора Католической Церкви. Первую реакцию Русской Церкви на этот призыв из уст Патриарха Алексия власть услышала на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Среди приглашенных были послы ОАР, Судана, Ирака, Греции. Святейший Патриарх подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой собор Вселенским». Его поддержал греческий посол, добавив, что и «греческая ортодоксальная церковь также смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на соборе будет отстаивать свои интересы и догматы , неприемлемые для православия» 122 . (Все увиденное и услышанное Г. Карпов доложил в секретной записке в ЦК КПСС тремя днями позже приема.) А 2 апреля того же 1959 года состоялась беседа Председателя Совета по делам Русской православной церкви с Патриархом Алексием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Н. Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Православной Церкви к созываемому Папой Иоанном XXIII Собору. Патриарх Алексий подчеркнул, что по существующим каноническим законам Православная Церковь не имеет права участвовать в этом Соборе, а также направлять своих представителей в качестве гостей или наблюдателей. «Наоборот, мы приняли меры, – заявил Патриарх, – которые могли бы приуменьшить значение собора» 123 . Такими мероприятиями, по мнению Предстоятеля Русской Церкви, могли бы стать консультации с Антиохийским Патриархом Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны прибыть в СССР по приглашению Русской Церкви. Христофор II (Данилидис) – патриарх Александрийский. Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21 июля 1939 года Поместным собором Александрийской Церкви. Перед избранием он давал обещание заполнить все вдовствующие кафедры Александрийской Церкви, улучшить материальное положение священников и многое другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 Ватиканский кодекс – список новозаветных книг, составленный в IV в. Заканчивается 14 стихом 9-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Хранится в Риме. 385 Синайский кодекс, составленный в IV или V вв., был обнаружен был в Синайском православном монастыре св. Екатерины в 1856 г. немецким ученым К. Тишендорфом. Он содержит весь Новый Завет вместе с Посланием Варнавы и значительной частью «Пастыря Ерма», а также каноны Евсевия. Синайский кодекс был поднесен Императору Александру II и помещен в Императорскую публичную библиотеку в Петербурге. До 1933 г. он хранился в России, а затем был продан Великобритании и сейчас находится в библиотеке Британского музея, являясь самой древней ее рукописью. 387 Пьемонт – область на северо-западе Италии. С 1720 г. стал частью Сардинского королевства (иначе Королевство Пьемонт) со столицей в г. Турине. Вокруг Пьемонта произошло объединение Италии в 1861 г. 390 Белградцы в память нашего молитвенного общения заказали икону Божией Матери Иверской на Афоне и послали к Св. Пасхе эту икону мне сюда. Теперь эта икона находится в нашей церкви Дома Милосердия. 393 Сербы вообще любят переводить значение имен на славянский язык. Так, вместо Феодор они называют – Божидар, вместо Феофан – Боголюб и т. д. Святую Анфису они называют святой Розой. 394 Параскева по-гречески значит Пятница. А эта святая, будучи славянкой, и звалась Пятницей, т. е. по-сербски Петкой. 395 Каппелевские герои – участники похода (т. н. «Ледового») под командованием генерала-лейтенанта В. О. Каппеля. В походе участвовали несколько десятков тысяч человек, отступавших под натиском Красной армии и партизан. «Ледовый поход» завершился уже после кончины В. О. Каппеля (26 января 1920 г.) переходом через замерзший Байкал. Во второй половине февраля 1920 г. каппелевские колонны вошли в г. Читу, занятую войсками атамана Семенова. Поход продолжался 5 месяцев. 397 Русский дом имени Государя Императора Николая Александровича в Белграде открыт 9 апреля 1933 г. в здании, специально построенном для него архитектором В. Ф. Баумгартеном. Являлся центром научной, просветительной и художественной жизни, приняв под свои своды Русский научный институт, Военно-научные курсы, Русскую публичную библиотеку, русско-сербские мужскую и женскую гимназии и другие организации. После второй мировой войны назывался Домом советской культуры (см.: Русские эмигранты в Югославии. М., 1996. С. 65–66). В настоящее время Российский центр науки и культуры («Русский дом») в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

621-624 624-625 625-628 ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) 628-629 629-635 635-636 636-638 ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера 638-639 639-640 640-641 ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров 641-650 ДИВОН моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне 650-651 ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви 651-652 ДИГЕСТЫ общее значение - деятельность или результат деятельности по распределению, упорядочению предварительно накопленного материала 652-657 ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики 657-658 658-659 «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии 659-662 662-663 663-666 «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи 666-675 676-677 677-686 ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 686-688 688-689 689-690 Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. 690-691 692-693 ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением 693-694 ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

8. Распространение Аристиновского Синопсиса. – Как замечено было выше 1716 , Синопсис Стефана Ефесского достиг наибольшего распространения в XII и XIII веках. Это нужно относить главнейшим образом к Аристиновской редакции. Вследствие небольшого своего объема, облегчавшего в значительной степени его переписку, он представлял много удобств при практическом употреблении. Комментарий Аристина должен был только возвысить его достоинства и способствовать его распространению. В том же XII в., когда написал свой комментарий Аристин, Синопсис в Аристиновской редакции сделался известен в Южной Италии под именем номоканона Николая Доксапатра, или правильнее, Доксапатри, а в первой половине XIII века он был переведен на славянский язык Саввой, архиепископом Сербским, и в этом переводе распространился в Сербии, Болгарии и России: Сербская, Рязанская и печатная Кормчие Книги в основе своей имеют этот перевод 1717 . 9. Номоканон Николая Доксапатри. – Номоканон Доксапатра, известный из описания Монфокопа 1718 , до семидесятых годов текущего столетия, считался самостоятельным трудом; но в 1874 году 1719 профессором Павловым доказано было чрез сравнение Монфоконова описания с синодальной рукописью Синопсиса Аристина буквальное тожество номоканона Доксапатра и Синопсиса Аристина с толкованиями 1720 , что подтверждено потом Цахариэ чрез рассмотрение самой Ватиканской рукописи 1721 , описанной Монфоконом, когда она принадлежала еще базилианскому монастырю в Риме. Между номоканоном Аристина и номоканоном Доксапатра разница только в заглавии, в котором вместо «мудрейшего диакона великой церкви Божией и номофилакса господина Алексея Аристина», значится «мудрейший диакон великой церкви Божией, номофилакс царства Ромаев, патриарший нотарий, протопроедр протосинкелов Доксапатри (Δοξαπατρ?, или Δοξαπατρ!, или Δοξαπατρη) 1722 . Под именем Доксапатра, здесь разумели то Григория Доксапатра, комментатора Василик, то Нила Доксапатра архимандрита, написавшего в 1143 году по поручению Рожера II короля Сицилийского (1101–1154) трактат: «о пяти патриарших престолах» 1723 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010