После смерти Тито Ватикан одним из первых в 1980-е годы выступил за раздел Югославии и выход из нее католических республик — когда еще даже правительство США и видные представители Трехсторонней комиссии выступали против этого. А уже в 1992 году в Ватикане сверстаны конкретные планы создания на развалинах Югославии «великой католической Хорватии». Эти планы реализуются достаточно быстро — в самой Хорватии, как выясняется, процесс окатоличивания оставшихся там сербов в 1990-е годы не прекращался ни на один день. В результате прямого запугивания сербского населения 30 тыс. сербов, в том числе 10 тыс. детей, были перекрещены в католичество. Об этом не так давно объявил иерарх Сербской православной церкви митрополит Загребский и Люблянский Иоанн. Неотъемлемой частью планов по созданию «великой католической Хорватии», по замыслу ее архитекторов, должно стать включение в ее состав Черногории, Албании и… Косово. Подобные устремления могут показаться наивными — католиков среди албанцев лишь 10% против 70% мусульман, мягко говоря, недоумевающих по поводу перспективы своего перехода в латинскую веру, и 20% православных. В самом Косово католиков не более 3%. Кроме того, албанскому руководству Приштины явно импонирует модель европейского секулярного образования: с организацией «неправедных дел», на которых, собственно, и выросло Косово, проблем в этом случае куда меньше. Но ведь лиха беда начало. Сегодня Косово как православная историческая колыбель сербского народа существует только в памяти сербов. С 1999 года, когда в край были введены международные силы ООН, разрушены сотни исторических памятников, православных храмов и монастырей. Большинство из утраченных безвозвратно памятников являлись наследием архитектуры и искусства X—XIII веков, пережившим 500-летнее турецкое иго. Косово повторяет судьбу Албании, где сегодня повсюду исследователи находят сотни разрушенных сербских кладбищ и церквей. Что имел в виду руководитель ватиканской дипломатии кардинал Жан-Луи Торан, выступая в 2000 году в Белграде, заявив, что сербские исторические памятники принадлежат «всем живущим в Косово народам»? Не развалины ли, над которыми, будто в издевке, возвышается «символ милосердия» — памятник матери Терезе (тоже албанке), воздвигнутый в Приштине в знак «благодеяний» албанцев? В прошлом году здесь же началось строительство католического собора, посвященного матери Терезе.

http://pravoslavie.ru/36586.html

Раздел «Исследования» открывается статьей диакона Андрея Викулова (Рязань) «Любовь как ключевой богословский принцип следования за Христом в Евангелии от Иоанна (Ин. 21)», в которой раскрывается тема смысла страданий, связи любви и скорбей, мученичества и смерти для верных учеников Христа. Подобие человека своему Творцу, один из краеугольных принципов христианства, категорически неприемлем для ислама. Это показывает М.К. Багилов (Махачкала) в своем материале «Имеет ли антропоморфизм место в исламском вероучении?», где анализируются причины (специфика толкования аятов Корана на основе описываемых автором методов), по которым в исламской культуре возникают иногда идеи схожести Бога с Его творениями. Далее в разделе следует статья Ю.Ю. Гранкина, Ю.Ю. Клычникова, С.С. Лазаряна (Пятигорск) «К вопросу о мерах российских властей по распространению христианства среди осетинского населения в XVIII веке», в которой описаны исторические обстоятельства миссионерской деятельности православного духовенства и светских властей в обозначенный период. В работе архимандрита Дамиана (Цветковича) (Белград) «Перспективы экуменического диалога в ранних произведениях святителя Николая Велимировича» делается попытка реконструировать представления сербского богослова и церковного деятеля, важные для понимания исторического и теологического контекста развития экуменического диалога начала ХХ века, которую автор статьи классифицирует как особую форму пангуманистического универсализма, несущего в себе потенциалы идеала общечеловеческого равенства и братства по духу. «Второй Ватиканский Собор в трудах Дитриха фон Гильдебранда» — такое название носит статья иеромонаха Иоанна (Булыко) (Санкт-Петербург), раскрывающая критическое отношение к результатам деятельности этого ключевого для современной Римско-Католической Церкви Собора со стороны видного деятеля консервативного крыла ее епископата. А.Ю. Хошев (Москва) свою статью «Развитие ситуации на Косове и Метохии в период до косовского кризиса 1998-1999 гг. и отношение к ней Русской Православной Церкви» посвятил русско-сербским межцерковным отношениям в послевоенный период, начиная с 1945 г. и с особым вниманием к 1980-м гг. Особую ценность материалу придает введение автором в научный оборот неопубликованных документов Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/6064212.ht...

Система коммуникации Святого престола «поглощает» около 15% бюджета, там работают более 500 человек. Еще 10% идет на расходы апостольских нунциатур. 10% — на Восточные Церкви, нередко преследуемые или находящиеся в диаспоре. Нуждающимся католическим общинам предназначено еще 8,5% бюджета. Затем идут расходы на Конгрегации по прославлению святых и Конгрегацию вероучения и другие. Кроме того, определенных расходов требует сохранение наследия человечества в ватиканской библиотеке и в ватиканских архивах. Помимо этих расходов, Ватикан платит налоги Итальянской Республике: они составляют 6%. В Черногории прошли уличные протесты, манифестанты сталкивались в полицией, сообщает L " Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия). Причиной стал вызов на допрос ночью епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и восьми священников Сербской православной церкви, после чего они были заключены под стражу на 72 часа. Обвинения связаны с проведенным в Никшиче крестным ходом в честь святого Василия Острожского. Это было квалифицировано как нарушение запрета о карантине. Епископы и священники не запрашивали разрешения на проведение крестного хода, который на самом деле был организован местным населением, которое по своей собственной инициативе собралось в большом количестве перед собором Никшича. Эта новость быстро распространилась в регионе, где в последние месяцы вновь обострилась напряженность в связи с принятием парламентом Черногории закона о свободе вероисповедания, который предусматривает, что местные религиозные общины должны представить доказательства прав на управляемое ими имущество. Верующие вышли на улицы в конце 2019 года в Белграде и нескольких черногорских городах в поддержку Сербской православной церкви, поскольку, по их мнению, этот «неконституционный и дискриминационный» закон был направлен на то, чтобы лишить Сербский патриархат собственности в Черногории, включая средневековые монастыри и церкви, и зарегистрировать ее в качестве государственной. Московский патриархат выступил в защиту Сербской православной церкви в Черногории.

http://bogoslov.ru/event/6028068

Так, мы разберем отношение вышеупомянутых церквей к экуменизму, изменения в их отношении после проведения собора и попытаемся ответить на вопрос, как это событие повлияло на отношение православия к экуменизму. Несмотря на участие всех православных церквей в ВСЦ с 1968 (присоединение Сербской Православной Церкви) по 1998 год (выход из Совета Болгарской и Грузинской Церквей) и дальнейшее членство большинства Православных Церквей, до проведения собора не существовало ни одного документа, в котором бы оговаривались проблемы диалога с другими церквями или темы, которым следует уделить внимание в первую очередь. Такой документ, предлагающий решение данной проблемы и содержащий ключевые темы для дальнейшего обсуждения, а также принципы проведения плодотворных встреч с представителями других религий, важен не только для участвующих церквей, но и для всего православного мира.  Документы Всеправославного собора 2016 года на Крите В шести разделах документа (Ioni, 2016, с. 9-10) в частях, посвященных взаимоотношениям Православных Церквей с остальным христианским миром , а также в разделе «Миссия Православной Церкви в современном мире» содержится информация об экуменизме. Отдельные ссылки также можно найти и в других разделах. Однако прежде чем разбирать эти разделы и пытаться проанализировать собор с экуменической точки зрения, стоит отметить, что несколько документов, которые были составлены на предварительных собраниях и легли в основу итогового документа, принятого на Критском соборе, также посвящены теме экуменизма. В частности, в документе, принятом на собрании в Преньи-Шамбези в октябре 2015 года, который содержит положения, схожие с некоторыми постановлениями Второго Ватиканского собора , говорится: «Православная Церковь, которая непрестанно молится о “соединении всех”, всегда способствовала диалогу с теми, кто отделен от нее, невзирая на то, как далеко они находятся. Она играет ведущую роль в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа благодаря участию в экуменическом движении со времен ее основания и вкладу в формирование и дальнейшее развитие этого движения» (The Ecumenical Patriarchate, 2016, с.

http://bogoslov.ru/article/6026090

Талантливого журналиста задвинули. И вот он появляется в коридорах Московской патриархии. Он хорошо знает Ватикан; как оказывается, он всегда интересовался Русской Церковью и русской «Фиваидой» (северной монашеской волной). С его умением завязывать отношения он преуспел во многом: стал бывать у патриарха, пробился и к митрополиту Николаю, помощником которого он стал. Что касается патриарха, то с ним Казем-Бек нашёл общий язык: они вспоминали форму гвардейских полков, значки; патриарх любил расспрашивать про Париж, про места, виденные в детстве. Он жил в фешенебельном районе Москвы, на Фрунзенской набережной, в доме Министерства обороны, куда простым людям вход был заказан. Впоследствии, когда во главе ОВЦС встал митрополит Никодим и Ватикан стал одним из главных объектов его деятельности, Казем-Бек с его знанием ватиканской кухни стал незаменим 200 . Старшим консультантом ОВЦС Казем-бек стал в 1962 г. 201 Вернувшись в коммунистическую Россию, Александр Львович о своих «идейных шатаниях» на людях не вспоминал. Но коммунисты ничего не забыли и, когда пришло время, – припомнили. В 1971 г., на Поместном соборе Русской православной Церкви, Казем-бек горько жаловался архиепископу Брюссельскому Василию, что его никуда не выпускают за границу. «Не только в настоящую заграницу, во Францию или Америку, но и в «братские страны». Подал прошение поехать в Югославию. Отказали. А между тем мне нужно туда поехать для одной церковной исторической работы, которую я хочу написать. С трудом пустили только раз в Болгарию, да и то потому, что Патриарх Болгарский потребовал. А другие постоянно ездят» 202 . Своей аристократической выправкой и манерами Александр Львович чем-то напоминал Вертинского. В ОВЦС он заведовал католическим сектором. «Дело Кутепова» В отделе переводов трудился сын генерала Кутепова, похищенного в Париже и ликвидированного агентами НКВД. Павла Кутепова война застала в Югославии, и в сентябре 1944 г. он вступил в ряды Советской армии-освободительницы, не скрывая свою «подноготную». Владея французским, немецким и сербско-хорватским языками, Павел Александрович служил в Советской Армии в качестве переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

То есть, многие предполагают, что Патриарх Варфоломей хотел бы провести что-то типа второго Ватиканского Собора для Вселенского Православия. Да и широкая общественность ожидает чего-то подобного. Безусловно, в разъяснениях Священного Синода Русской Православной Церкви было также стремление развенчать все эти опасения, поскольку в рамках документов действительно нет никаких реальных оснований для выводов о том, будто Собор собирался модернизировать Православие. Другое дело, что все Церкви могут трактовать документы будущего Собора по-своему. Про императора Есть мнения, что проблемы с Собором связаны с тем, что сейчас ситуация иная, чем раньше, когда Вселенские Соборы собирались императорами. Процесс отделения Церкви от государства, от чаяний и надежд, связанных с тесным сотрудничеством Церкви и государства, в Православии еще идет. Католики и протестанты уже осознали свое отделение от государства. Многим Церквям только предстоит это ощутить на себе. Претензии многих Церквей и их какие-то внутренние обиды, реакции связаны с тем, что они не привыкли принимать решения самостоятельно. Они тесно связаны с государством, а церковное руководство слишком далеко от народа. И Болгарская, и Сербская, и Русская Православная Церкви имеют сильные государственнические настроения и кажется, что кто-то должен направить все противоречивое многообразное православное поле, собрать его. Многие публицисты прочили на место такого православного государя президента Путина. Но в современном мире такие конструкции уже невозможны. Надежда на власть, на государство, на государя — это абсолютная иллюзия. И чем быстрее она будет изжита, тем быстрее самостоятельные независимые Церкви будут принимать общие решения на Соборе. Церкви вполне способны без какого-то главнокомандующего, без помощи государства договориться между собой, если они поднимутся над национальными рамками. Русская Православная Церковь уже находится над ними в силу особенностей. Она уже в каком-то смысле ощущает себя такой глобальной Церковью, особенно это стало очевидно при Патриархе Кирилле. Но другие все-таки замыкаются в рамках узко-национальных интересов, как сербы, болгары, отчасти греки.

http://pravmir.ru/roman-lunkin-prezhdevr...

- Что, по вашему мнению, может заставить власти Киева остановить агрессию против Донбасса? - Решительность народа (не только в Донбассе) и решительность России. - Есть ли ещё вероятность того, что Донбасс вернётся в состав Украины? При каких условиях? - Трудно в это поверить. Кажется, что уже недостаточным будет коренное изменение политики Киева. Нужно будет и полностью изменить концепт и организацию государства. По венским и ватиканским рецептам англосаксы взялись делать из Хорватии - Антисербию, а из Украины - Антироссию. Под бодрящую улыбку Запада в этих государствах гуляют призраки фашизма. А миру не нужен ни фашизм, ни породивший его и улыбающийся ему Запад. Так что вопрос не только в том - в Украине или нет. Ккрупнейшие ставки ныне на весах, определяющие судьбу человечества. - Есть полемика о том, нужно ли проводить выборы в республиках Донбасса в условиях продолжающейся агрессии Украины. Как вы считаете: нужны ли выборы в этом году в ЛНР и ДНР? Не лучше ли их отложить до окончания боевых действий? - Когда боевые действия закончатся, мы не знаем. А государству и народу надо жить, укрепляться, развиваться, а для этого временного правления недостаточно. В ЛНР выбранный глава ушел в отставку, а потом в ДНР глава убит врагами. Думаю, что этот трагический факт определил, чтобы выборы были проведены именно сейчас. - Церковный раскол на Украине становится болезненной темой для всего православного мира. Как расценивают простые сербы атаку на каноническую Украинскую православную церковь? - Еще со времен турецкого ига простые сербы не доверяют фанаровцам, которые в то время на Балканах выступали как чиновники турецкой империи. А после ее кончины они стали марионетками Вашингтона, который сейчас решил разыграть самую опасную карту в украинском покере. И в рядах сербских иерархов, многие из которых, к слову сказать, тесно сотрудничали с Фанаром, теперь нет дилеммы, какую позицию занять, так как украинский прецедент грозит легализацией раскольников в Черногории и Македонии. А самая большая опасность, и это мы здесь понимаем, - угроза окончательного взрыва Украины. Это сверхугроза. С Фанаром легче справиться.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/22/a...

Ваша мысль имеет крамолу, предполагая не смирение грешного человека, а постановление Бога на службу человеку. Вот Христос не за что пронёс на Себе мучения и Крест, а мы Ему теперь:  “Ты это, Господи! Давай Сам подумай, как меня спасти от смерти. У меня, это, ноги и спина тут болят. И не слышно в храме ничего. У Тебя нет попроще вариантика? Я футобол хочу сегодня вечерком посмотреть” Я соглашусь, что слова и содержание не всегда понятны. Так Бог дал голову, чтоб взять книжку и прочитать, и изучить столь прекрасные покаянные стихи, которые слышим. Когда человек будет мучаться от издевательств дьявола, имеено теплые воспоминания от участия в богослужениях будут облегчать душеньку. Максим, Святые Тайны — это Тело и Кровь Христовы. Вы предлагаете (страшно и сказать) торговать Божеством. Теперь насчёт всего остального: так ведь такие «ультра-лайт» версии уже есть — католицизм после Второго Ватиканского собора, бесчисленные протестантские течения, которые вообще модернизируются хронически… И каков результат? Отход людей от веры, точнее, от вот этих самых предлагаемых им «ультра-лайтов». В Вене, которая как бы один из центров католицизма, католики недавно передали один из своих храмов православным сербам (и видя экономическое положение Сербской Православной Церкви, я как-то сомневаюсь, что речь идёт о продаже за баснословные деньги). О протестантских церквях вообще молчу — многие из них фактически переоборудованы теперь в концертные залы. А ведь Лютер и прочие основатели протестантизма — равно как и деятели Второго Ватиканского собора — руководствовались точно такими же мыслями, что и Вы: сделать веру более доступной. Знал бы Лютер о венчаниях гомосексуалистов и прочих «радостях» современных протестантов — сильно подумал бы, в какую именно сторону ему надо было идти от католичества… (Впрочем, если уж небезызвестный богач из притчи знал о нравственном состоянии своих братьев, весьма вероятно, Лютеру о деятельности современных лютеран тоже известно, и тогда его можно только пожалеть… Но это ладно, уже уход от темы).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-uprost...

Дрогнула рука и у нынешнего понтифика. Причина проста – Ватикан хочет подписать Конкордат с Израилем, о чем проинформировал власти этой страны еще в марте 1999 года. Речь идет, прежде всего, о праве собственности на шесть католических храмов и гарантии налоговых привилегий для них на территории Израиля. Государство Израиль и еврейские организации по всему миру активно протестуют против канонизации Пия XII, считая его ответственным за Холокост, уничтожение около полумиллиона православных сербов и цыган в Хорватии, Боснии и Сербской Краине преступным режимом усташей в 1941-45 годах. Только в созданном на территории Хорватии концлагере Ясеновац было уничтожено около 700 тысяч человек – сербов и евреев, из них около 20 тысяч детей. Именно туда ведут следы знаменитого «золота усташей», грабивших свои жертвы перед их уничтожением. Это золото хранилось в Ватиканском банке и было использовано, в частности, для организации так называемой «крысиной дороги» – канала переброски нацистских преступников в Южную Америку. Благодаря заступничеству и нелегальной помощи Ватикана даже Анте Павелич не понес справедливого наказания, сбежав в Аргентину «крысиной дорогой», а затем, воспользовавшись «гостеприимством» испанского диктатора Франко, мирно прожил в Испании до 1959 года, где и скончался в возрасте 70 лет. Духовный наставник Павелича, архиепископ Загребский Алоизий Степинач, который не избежал суда и после войны был осужден к 16 годам лишения свободы за военные преступления, после освобождения из тюрьмы в 1952 году был произведен Пием XII в кардиналы. По свидетельствам очевидцев, «золото усташей» было вывезено на десяти грузовиках в Рим, где первоначально хранилось во францисканском монастыре Святого Иеронима в Риме, и где прятались хорватские нацисты, включая их »поглавника» Павелича. Этой операцией руководили католические священники Крунослав Драганович и казначей ордена св. Франциска отец Доминик Мандич. В 1998 году госдепартамент США опубликовал доклад о швейцарских и ватиканском банке, скрывающих награбленные нацистами деньги их жертв.

http://pravoslavie.ru/38150.html

Свою статью «Смена паствы» он закончил также, используя этот яркий образ, предложенный В.Семенко: «Церковная бюрократия на верном пути к осуществлению своей цели смены паствы. Ибо что общего у света и тьмы?». Журналистка влиятельного сербского еженедельника «Печат» Наташа Йованович пишет: «Когда в моей жизни появилась первая изгнанная мантия из Косова, без богословских и эсхатологических объяснений знала – не ставила никаких вопросов, но знала – стезя, по которой эта мантия идёт – это путь правды…О чем подумалось, когда услышала о том, что принято решение, по которому один человек исключается из СПЦ? Было бы честью разделить его участь. Во имя той самой Истины, тех изгнанных мантий, того сданного Косова! С глубоким сожалением, что не было возможности предстать по всем пунктам обвинения, особенно по тому, которое было вменено христианскому милосердию Милоя Стевановича, предоставившего своё имение артемиевым монахам». И в заключение приведу цитату из эмоционального обращения известного сербского писателя Момира Лазича: «Милое Стеванович это «тот самый человек, который за свои дела благотворительности и милосердия получил благодарственную грамоту от патриарха Павла, церковные награды от (покойного – П.Т. ) епископа жичского Стефана, а также нынешнего епископа Хризостома. Выделил своё имение беженцам из Хорватии и учинил столько добра, что об этом одному только Богу известно…А вы, которые творите с ним такое, слышны ли вам стоны и вопли ясеновацких мучеников, чья кровь закипает глубоко под землёй!? Боже Благий, спаси и сохрани души, отравленные ватиканским " пламенем любви " . Сербия честная, будь с Милоем!» Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/04/se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010