С 1989 г. возглавляет Сектор церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева, где создал фонд археологии, включая редчайшие фрески прп. Андрея Рублева, и организовал постоянный археологический мониторинг. В результате археологических исследований под научным руководством проф. О.Г. Ульянова были найдены честные мощи основателя и первых насельников Спасо-Андроникова монастыря, благодаря чему была возрождена (1989) литургическая жизнь в древнем Спасском соборе (Духовная традиция преподобного Андрея Рублева//Журнал Московской Патриархии. М., 1990. 1. С. 39-40). Также впервые в отечественной практике были обнаружены (1989) следы одного из первых концлагерей ВЧК на территории России. Подлинным научным открытием проф. О.Г. Ульянова является установленная им (1995) точная дата кончины всемирно известного иконописца прп. Андрея Рублева († 17.10.1428), а также места его захоронения. В 1996 г. был приглашен духовником папы Иоанна Павла II о. Фомой (Шпидликом) в Рим (Centro Aletti) для научных исследований в Апостольской Библиотеке Ватикана. Тогда же стал автором иконографической программы мозаики в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан) к 2000-летнему юбилею христианства, которая ныне всемирно признана «новой Сикстинской капеллой XXI века». Ему удалось сразу же найти основную идею всей мозаики – «Небесный Иерусалим» и, самое главное, добиться того, чтобы доминировал образ «Живоначальной Троицы» извода прп. Андрея Рублева, а среди святых в личной папской капелле помещены отцы исихазма – сщмч. Дионисий Ареопагит и свт. Григорий Палама. До него над проектом новой ватиканской мозаики билось немало искусствоведов со всего мира, например, столичный мозаичист Александр Корноухов настоял на вызове в Рим доктора искусствоведения Ольги Си-гизмундовны Поповой (МГУ), однако она с этой задачей не справилась. Именно уникальная программа мозаики, которую разработал ghja/Олег Германович Ульянов, получила 23 апреля 1996 г. благословение Римского Папы Иоанна Павла II, полностью признавшего авторское раскрытие русским ученым и богословом иконографии образа «Живоначальной Троицы» прп. Андрея Рублева.

http://bogoslov.ru/person/616055

—68— В виду сказанного вполне естественно было христианским паломникам самых первых времен церкви идти на поклонение в Рим, почва которого орошена была кровию мучеников и преисполнена священными гробницами и дорогими для религиозного чувства святыми останками. И христиане не только запада, но и отдаленнейших стран востока усердно посещали город мучеников и святых. По словам Евсевия, знаменитый Ориген , «тогда как римскою церковью управлял Зефирин (202–218), путешествовал в Рим, с намерением, как сам негде пишет, видеть древнейшую церковь римскую». 660 Многие из странников, приходивших на богомолье в катакомбы, оставили даже здесь осязательные следы своих посещений. На стенах подземных ходов и усыпальниц лиц особенно известных, например, св. Каллиста, до настоящего времени сохранились надписи, изображения крестов, сделанные с помощью угля, графита или первого попавшегося острого орудия набожною рукою пилигримов. Одна из самых древних записей этого рода, относимая к 270 году, говорит о посещении Рима целою знатною семьею, приходившею из Персии на поклонение в Рим и здесь претерпевшею мученическую смерть. 661 Но большая —69— часть надписей, принадлежащих раннему времени – эпохе III–IV веков, заключает в себе лишь голые имена посетителей катакомб без означения времени путешествий, родины пилигримов и побуждений, приведших их в священные подземелья. В надписях позднейшего времени нередко, наоборот, изъясняются душевные расположения паломников, их мысли и чувства, по прибытии к месту поклонения; в иных читаются целые молитвы, в которых благочестивые пилигримы выражали свою радость и чувства благодарности к Богу за исполнение своего обета. В одной эпитафии, находящейся на могильном камне, хранящемся теперь в Лионском музее, читается имя христианина: Agapus, отличавшегося кроме прочих добродетелей, особенною ревностью к посещению святых мест (loca sanctorum adsedue). 662 Другая надпись, находящаяся в одной из зал Ватиканского музея, говорит, что христианин, по имени Юстус, счастливо прибыл к месту своего благочестивого путешествия, исполнил свой обет и благодарит за это Провидение. 663 Особенную важность и несомненно научное достоинство придает приведенной сейчас надписи находящееся при ней изображение калиг – двух ножных подошв. Хотя изображение калиг, встречающиеся изредка в катакомбах, и до сих пор составляют научную проблему, но по связи с настоящею надписью и с другими того же содержания, кажется, всего естественнее будет видеть в них символ путешествий, предпринимавшихся богомольцами ко св. местам. Объясняя в данном разе изображение калиг в смысле знака паломничества, мы не отрицаем того, что в других случаях христиане расширяли смысл рассматриваемого символа, выражали им ту мысль, что усопший, на могиле которого изображались калиги, счастливо окончил свое земное странствие, достиг, наконец, цели своего земного скитальчества. – Блаж. Иероним, учась в Риме, любил посещать катакомбы в часы отдохновения от своих учеб-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16.03.2015 03:39 Благовест-инфо Канадские имамы издали фетву против ИГ 16.03.2015 03:06 Благовест-инфо Ватикан поддержал использование силы против «Исламского государства» 13.03.2015 10:43 " Коммерсантъ " Халифат отступает за Тикрит 13.03.2015 00:46 Благовест-инфо Боевики ИГ изуродовали халдейский монастырь в Мосуле 12.03.2015 10:49 В иракском Мосуле боевики из т.н. «Исламского государства» взорвали церковь Х века 12.03.2015 10:01 В экспозиции Пушкинского музея есть слепки уничтоженных в Ираке артефактов 11.03.2015 12:15 " Коммерсантъ " «Исламское государство» разбилось о быт 11.03.2015 11:32 Боевики «Исламского государства» атаковали лагерь курдов к востоку от Алеппо 11.03.2015 03:05 Благовест-инфо В перестрелке между членами ИГ погибло не менее девяти человек 11.03.2015 01:18 Благовест-инфо Сирия: освобождены 52 христианские семьи, ранее захваченные боевиками ИГ 10.03.2015 20:09 Боевики ИГ взорвали христианский храм в иракском Мосуле 06.03.2015 15:25 " Коммерсантъ " ИГИЛ сровнял с землей историю Ассирии 06.03.2015 15:09 " Коммерсантъ " «Исламское государство» хочет стать нефтяным 06.03.2015 13:12 СМИ: боевики ИГ в Ираке сравняли с землей руины столицы древнего ассирийского государства 06.03.2015 05:00 Благовест-инфо Источник: «Исламское государство» добивается успехов в Ливии из-за «вакуума власти» в этой стране 04.03.2015 13:16 Благовест-инфо Начальник ватиканской жандармерии: угрозы ИГ в адрес Папы реальны 04.03.2015 13:09 Благовест-инфо Еще один копт обезглавлен в Ливии 03.03.2015 14:51 " Российская газета " Сергей Лавров вступился за христиан 03.03.2015 00:52 Благовест-инфо «Исламское государство» отпустило 19 заложников 02.03.2015 15:51 Боевики ИГИЛ угрожают снести все церкви в Каире 02.03.2015 13:35 Благовест-инфо Папа Франциск осудил «невыносимую жестокость» по отношению к христианами в Ираке и Сирии 02.03.2015 10:47 В Женеве пройдет международная конференция «Положение христиан на Ближнем Востоке» 27.02.2015 15:39 ИГ и " Братья-мусульмане " вошли в список запрещенных в РФ организаций

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Воспроизведенные здесь изображения представляют интерес в нескольких отношениях. Прежде всего, римская медаль II или III в. из Ватиканского музея, на которой изображены головы первоверховных апостолов Петра и Павла, является доказательством существования изображений апостолов в первые века христианства, подтверждая вышеприведенное свидетельство Евсевия (см. с. 31). Характерные черты этих лиц явно свидетельствуют об их портретности, показывающей, что они воспроизводят изображения, сделанные несомненно на основании непосредственного наблюдения. Кому принадлежало это изображение, верующему ли христианину или язычнику,благодарному за какое-либо благодеяние, оказанное ему апостолами, мы не знаем. Свв. апостолы Павел и Петр. Рельеф. IV в. Археологический музей. Аквилея Другое воспроизведенное здесь изображение головы апостола Павла является деталью иконы, написанной прп. Андреем (Рублевым) между 1408 и 1425 гг. для иконостаса звенигородского Успенского собора 200 . Если мы сравним это изображение с головой апостола Павла на медали (слева от зрителя), то увидим, что как там, так и здесь изображена голова одного и того же человека, на медали – в профиль, на иконе – в три четверти. Св. апостол Павел. Деталь иконы. Звенигородский чин. Андрей Рублев Около 1400 г. ГТГ Несмотря на промежуток в 12 или 13 столетий, разделяющий медаль и икону, последняя воспроизводит тот же лик с характерными его особенностями и даже с известной анатомической точностью. Здесь та же форма головы, тот же высокий лысый лоб, та же несколько выступающая вперед нижняя челюсть и висящая вьющимися прядями борода. Это сходство служит здесь доказательством той благоговейной тщательности, с которой в православной иконописи сохраняются портретные черты святых. Несомненно, что русский иконописец XV в. никогда не видал римских портретов и, вероятно, даже не подозревал об их существовании, и руководством в передаче портретных черт для него было иконописное предание, на протяжении веков передаваемое иконой. Встреча апостолов Петра и Павла. Роспись катакомбы Сан-Себастъяно. Puм. IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Протоиерей Виталий Шумилов 999 , Христина Шумилова. РАЗВИТИЕ ИКОНОГРАФИИ ПРОРОКА АВВАКУМА В ЦЕРКОВНОМ ИСКУССТВЕ IV-XVII ВЕКОВ В библейских текстах образ пророка Аввакума имеет вполне определен­ные черты, чего нельзя сказать о его изображениях в религиозном искусстве. Первые из них появились в начале IV века. С этого времени и до наших дней иконография пророка без конца менялась и во времени и в пространстве, и никакие иконописные подлинники не смогли решить проблему единооб­разия. Иконография наиболее чтимых святых была достаточно рано и чет­ко зафиксирована, изображения их появлялись в самых отдаленных концах христианского мира, образы некоторых святых узнаваемы даже без надписи. Иконографии пророка Аввакума в этом смысле не повезло. Создается впе­чатление, что в религиозном искусстве нет более многоликого святого, чем пророк Аввакум, и в этом у нас будет возможность убедиться. В подвижности иконографии Аввакума есть и положительный момент: мы можем наблюдать, каким видели образ пророка и как понимали его пророчес­тва христиане всех времен и народов. Слава Богу, история сохранила нам до­статочное количество памятников искусства с его изображением. ДРЕВНЕЙШИЕ ОБРАЗЦЫ ИКОНОГРАФИИ ПРОРОКА АВВАКУМА Самые ранние изображения Аввакума можно увидеть на христианских саркофагах в сцене «Пророк Даниил во рву львином», например, на сарко­фаге «Двух братьев» из ватиканского музея (илл. 1), который датируется первой четвертью IV века. Аввакум предстает здесь безбородым юношей с короткими волосами, одетым в короткую тунику, в руках у него блюдо с крошеным хлебом, согласно Библии 1000 . Илл. 1. Саркофаг «Двух братьев». Мрамор. 300–325 гг. Музей Пио Кристиано. Ватикан. Vatican Inv. 31543. На ватиканском саркофаге «Двух заветов» или, как его еще называют, «Догматическом» (илл. 2, 3) Аввакум изображен в виде отрока лет 12-ти с корзиной хлебов в руках. Особый интерес здесь вызывает бородатый Ангел, который опускает Аввакума за волосы. Причем это не единственный случай изображения бородатого Ангела на саркофагах IV века. Позднее подобные изображения уже не встречаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В виду сказанного вполне естественно было христианским паломникам самых первых времен церкви идти на поклонение в Рим, почва которого орошена была кровию мучеников и преисполнена священными гробницами и дорогими для религиозного чувства святыми останками. И христиане не только запада, но и отдаленнейших стран востока усердно посещали город мучеников и святых. По словам Евсевия, знаменитый Ориген , «тогда как римскою церковию управлял Зефирин (202–218), путешествовал в Рим, с намерением, как сам негде пишет, видеть древнейшую церковь римскую» 32 . Многие из странников, приходивших на богомолье в катакомбы, оставили даже здесь осязательные следы своих посещений. На стенах подземных ходов и усыпальниц лиц особенно известных, например, св. Каллиста, до настоящего времени сохранились надписи, изображения крестов, сделанные с помощью угля, графита или первого попавшегося острого орудия набожною рукою пилигримов. Одна из самых древних записей этого рода, относимая к 270 году, говорит о посещении Рима целою знатною семьею, приходившею из Персии на поклонение в Рим и здесь претерпевшею мученическую смерть 33 . Но большая часть надписей, принадлежащих раннему времени – эпохе III-IV веков, заключает в себе лишь голые имена посетителей катакомб без означения времени путешествий, родины пилигримов и побуждений, приведших их в священные подземелья. В надписях позднейшего времени нередко, наоборот, изъясняются душевные расположения паломников, их мысли и чувства, по прибытии к месту поклонения; в иных читаются целые молитвы, в которых благочестивые пилигримы выражали свою радость и чувства благодарности к Богу за исполнение своего обета. В одной епитафии, находящейся на могильном камне, хранящемся теперь в Лионском музее, читается имя христианина: Agapus, отличавшегося кроме прочих добродетелей, особенною ревностью к посещению святых мест (loca sanctorum adsedue) 34 ). Другая надпись, находящаяся в одной из зал Ватиканского музея, говорит, что христианин, по имени Юстус, счастливо прибыл к месту своего благочестивого путешествия, исполнил свой обет и благодарит за это Провидение 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Ил. 20. Св. Савва, архиепископ Сербский. Роспись церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово 1307–1313 гг. Ил. 21. Спас Великий Архиерей, Василий Великий и Иоанн Златоуст . Катапетасма 1399 г. Афон, монастырь Хиландар. Об исторических реалиях в богослужебной одежде этого периода свидетельствует катапетасма, вложенная в монастырь Хиландар в 1399 г. монахиней Евфимией (ил. 21). У представленного в центре ее Христа Великого Архиерея саккос с короткими широкими рукавами, стихарь с источниками вдоль боковых срезов, поручи, доходящие до локтя, епитрахиль, представляющая собой ленту, левая и правая части которой как у Спасителя, так и двух стоящих по сторонам от Него святителей не соединены между собой. Святители облачены в полиставрии, епитрахили и омофор, на правом боку – палица. Предметов облачения поздневизантийского периода сохранилось немного, но и по ним можно судить, что декорирование лицевым шитьем в Византии не допускало случайностей. Как и в монументальной храмовой декорации, были тщательно продуманы иконографические программы 49 , осмыслена символика предмета облачения. Подчеркивался не столько исторический, сколько догматический смысл вышитых изображений. Представление о форме и иконографической программе древних саккосов дают сохранившиеся от XIV–XV вв. византийский саккос из собрания Ватиканского музея 50 с вышитыми композициями «Призвание праведных» и «Преображение» и так называемые Большой и Малый саккосы митрополита Фотия из собрания Музеев Московского Кремля 51 с изображениями ветхозаветных сюжетов, православных праздников, избранных святых и текстом Символа веры . Все саккосы с широким станом, короткими рукавами и узким оплечьем 52 . От поздневизантийского периода сохранились омофоры и епитрахили с лицевым золотным шитьем. На епитрахили вышитые Деисусные (реже праздничные) композиции строились по вертикали в виде клейм, покрывающих всю ее поверхность. От XIV в. дошли и омофоры со сплошной зашивкой фона. Но уже в то время сложилась традиция вышивать сюжетные композиции на омофорах в крестах и медальонах. Архиерейские поручи и палица в это же время также украшались лицевым шитьем. Вышитые изображения отражали символическое значение предмета или молитвы при его надевании. Для палицы была характерна иконография Сошествие во ад, для поручей – Евхаристия и Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Уникальные иконы Святителя Николая из синайского монастыря впервые представлены на выставке в Бари 14.02.2007 В Бари проходит выставка «Святитель Николай . Шедевры искусства Востока и Запада». С сегодняшнего дня здесь впервые экспонируются 8 уникальных икон из православного монастыря Святой Екатерины на горе Синай , датируемые периодом от VII до XIV века. Они представляют собой древнейшие и самые ценные изображения св. Николая Чудотворца в истории иконописи. Деревянная доска, выполненная в Египте на рубеже VII и VШ веков, расписана красками, разведенными серой, соседствует на стенде с тончайшим письмом иконописцев из Константинополя, столицы Византийской империи, с их уникальным колоритом и позолоченным фоном. Искусствоведы оценивают эти 8 синайских икон как выдающиеся образцы средневековой живописи, практически недоступные для обозрения и никогда ранее не выставлявшиеся за пределами древнего православного монастыря. Чтобы сберечь реликвии, их поместили в специальные шкафы, где поддерживается микроклимат Синайской пустыни. Историко-художественная выставка " Святой Николай " развернута в Бари близ дворца Кастелло Свево с первых дней нового года. Девять разделов выставки раскрывают образ Святителя, рассказывают об истоках и распространении его почитания - в Малой Азии, Италии и других европейских странах. Этот долгий путь символически заканчивается на Американском континенте - в Нью-Йорке - в городе, покровителем которого был провозглашен святой Николай. Профессор Микеле Баччи, директор выставки, рассказал в эфире Ватиканского радио, что Святой Николай - это своего рода символ обмена и межнациональных связей между культурами и традициями. Самыми ценными экспонатами выставки проф. Баччи называет иконы из монастыря Святой Екатерины и серию предметов из слоновой кости и ювелирные изделия X-XI вв. из Константинополя, ряд картин на дереве, и скульптуры, доставленные из Московской Третьяковской галереи. А также огромное полотно из музея Никосии (Кипр), которое интересно тем, что оно было создано греческим художником по заказу одного крестоносца.

http://drevo-info.ru/news/2380.html

85 об.; 217, 272 об.), а вверху парящие ангелы (л. 85 об.). В ватиканском Евангелии 1156 Богоматерь приникает к лицу Иисуса Христа; над погребальной пещерой три св. жены плачущие, три рыдающих ангела и солнце в виде красного круга с лучами 2472 . Простая схема на греческой резной (на камне) иконе XIII в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по слоновой кости, шкаф I, 14: Мария Магдалина и Мария Иаковлева стоят в отдалении за горой), также в армянском Евангелии публ. библ. 1635 г. (л. 15) и в коптском (сцена оживлена роскошным садом, л. 275), в мозаиках Монреале 2473  и некоторых позднейших стенописях. На греческой иконе киевского музея 25) – над пещерой изображен сумрак, в котором возможно различить звезды и несколько ангелов; так изображена славная таинственная ночь. Образцом второго типа композиции может служить миниатюра афоноватопедского Евангелия 101–735 (л. 17 об.): у подножия креста, на котором уже нет распятого Спасителя, стоит каменный гроб и в нем лежит Спаситель; у главы Его стоят Богоматерь и Иоанн Богослов плачущие, у ног – старец Иосиф; на правой стороне молодой Никодим с лестницей в руках, внизу сидят три плачущие женщины; они в отчаянии простирают руки к гробу; из-под головных покровов их выбиваются распущенные волосы. Трактование сюжета, очевидно, уже не то, что в древнейших памятниках. Евангелие императорской публ. библ. 105 различает два момента: положение тела во гроб в собственном смысле (л. 178) и перенесение спеленутого тела в пещеру и, таким образом, соединяет механически два типа композиции. К тому же, второму типу можно отнести миниатюру армянского Евангелия 1688 года (л. 10), где при положении тела во гроб присутствуют, кроме Богоматери и Иосифа, трое мужчин и женщина, стоящие позади гроба. Тип этот принят был во второй половине XVII в. для русских антиминсов 2474 : Спаситель, опоясанный лентием, полагается Богоматерью и Иосифом, или Иосифом и Никодимом, во гроб; иногда видны сосуды с ароматами; позади гроба стоят плачущие – Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Мария Клеопова и Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Следовательно, этот тип был известной иконографической новостью, вытекавшей из истории типа Христа в первых веках христианства. Известно, что символический юношеский образ Христа (саркофаги, живопись катакомб и мелкие вещи их) только в IV в. (а не в II и III, как думали по разным поддельным или позднейшим изображениям) сменяется (но не всегда) типом исторического характера, пожилого возраста, с бородой и длинными волосами. Но эти черты или воспроизводят общие формы античной фигуры (известный саркофаг Латеранского музея), 143 или придают ей несколько вульгарный тип, как бы руководясь текстом Исаии 52:14 и идеями Климента Александрийского , Иустина, Тертуллиана (таблетка слоновой кости в ватиканском Христианском музее 144 и барельефы дверей Св. Сабины). Более определенное стремление к типу историческому или, как правильнее можно его назвать, византийскому, является в римских мозаиках: Св. Пауденцианы (от которой, впрочем, только тень уцелела после реставрации), Латеранской базилики, на триумфальной арке базилики Павла «за стенами», Космы и Дамиана, и главного нефа церкви Аполлинария Нового в Равенне. Но в то же время индивидуальная характеристика типа является в мозаике Констанцы в Риме, где Христос имеет юношеское лицо, только с легким признаком бороды на подбородке и длинными белокурыми волосами. И между тем как основы византийского типа, указываемые Златоустом и др., развиваются окончательно в мозаиках Св. Софии и миниатюрах Космы, сцены Нового Завета в мозаиках Св. Аполлинария и прочие равеннские мозаики еще держатся прежнего положения, хотя и пользуются двояким типом, юношеским и мужественным, для заветных символических целей. Таков двоякий тип Христа, юного, безбородого и мужественного, с бородой, в мозаиках церкви Св. Аполлинария Нового в Равенне и барельефах двери в базилике Св. Сабины, а также на других наиболее ранних памятниках христианского искусства. Эти два типа представляются в историческом чередовании, а именно, в сценах земной жизни до Тайной вечери Христос представляется сначала юношей, с полным кругловатым и приятным лицом, безусловно, общего античного типа, и короткими волосами, но в сценах чудес этот юноша имеет уже отпущенные длинные волосы, падающие на плечи и разделенные пробором по середине; в Тайной вечере и первых сценах Страстей это уже молодой человек с усами и легкой бородой; в сцене Несения Креста и по Воскресении Он является уже с полной бородой и густой прической длинных волос, обрамляющих строгий тип, повторяемый мозаиками как равеннскими, так и римскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010