Желая достичь беспримесного счастья, человек постоянно изобретает проблемы высокой плотности. В этом смысле счастливы те, кто зарабатывает на отдыхающих. Отдыхающие рубликами посаривают, вытапливают из себя в ультрафиолете все съеденное и выпитое, чтоб потом жадно пополнить запас, and so on. А работающий человек стоит у плиты, крутит баранку, гладит пододеяльник, метет по асфальту бычки и пустой пластик, и тем обеспечивает себе сытую зиму за короткие летние дни. Отдыхать он, наверное, будет в феврале на лыжах, и с тем же выражением физиономии, что его летние братья. Я незаметно постарел, что видно по желанию брюзжать. Я стал ханжой и престарелым нытиком, хотя в автобусе меня иногда называют «молодой человек». Чего тебе, и ты ли жизнью недоволен? Лежи на боку, потягивай пивко, смотри на воду, где бисер солнечных бликов, да отворачивайся от Ев всех возрастов, испортивших до невозможности свой внешний вид избытком пищи и неподвижностью. Чего тебе еще? Я так и делаю. Но все же я думаю, думаю. Это тяжелое занятие дал Отец Небесный сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Я думаю, что гаджеты испортили тех, кто и без гаджетов испорчен. Эти испорченные тычут пальцами в чувствительные экраны с видом обезьян, выколупывающих веточкой термитов. Побродить виртуально по залам Ватиканского музея у них не получится, хотя все технические средства для этого есть. И если технические новинки — это некая святыня для современного неандертальца, то я умоляю вас — не давайте святыню псам. И берегите бисер. Не мечите его… А вот и радость. Книги в руках распластавшихся тел. Что читает современник? Какая мысль живет в его голове, украшенной то лысиной, то бигудями? Доложу вам, не только дамский роман и детективы. Ведь видел же я официанта в Киеве, читавшего Достоевского . Видел и барменшу в Крыму с Драйзером в руках. Вот вижу у одних Ремарка в пятерне с перстнями, у других Аксенова в пятерне с наколками. Слава Тебе, Всемогущий, не дающий нам потерять последние крохи здравого смысла. Конечно, это лишь крохи, и к тому же в редких руках, принадлежащих распластанным телам. Но малое становится большим, и великое исчезает как пар. Мне это известно.

http://pravmir.ru/vo-chto-prevrashhaet-c...

(или вернее XI в.) и избранные жития 9 в Синодальной библиотеке в Москве, 1063 г., с 12 миниатюрами в форме заставок, между тем как в парижской рукописи те же рисунки сделаны в виде виньеток. О последней Вааген совершенно справедливо замечает, что миниатюры ее находятся еще на хорошей степени художества. 348 Действительно, мы находим здесь все достоинства миниатюр IX века: нежно-блестящие розовую и голубую краски; античные типы юных физиономий с полным овалом, легкой моделировкой, экспрессией и пр.; но рядом же и в полной силе находятся черты манеры специально византийской: все архитектурные формы, ограды с красными занавесами, горный пейзаж и детали общие с Ватиканским менологием. В манере этой рукописи также самые сцены мученичества. Особенно типично усекновение главы: святой изображается благоговейно преклонившим голову; он шагнул вперед, выражая этим живейшее желание приять мученическую смерть, и сам держит плат для того, чтобы принять в него падающую голову, а сзади мученика в утрированной позе представляется воин с необычайно длинным мечом, одетый в пурпурно-лиловый хитон и розовый гиматий (или же наоборот) и черные, высокие сапоги. Подробно иллюстрировано житие Арсения Великого (житие составлено Феодором Студитом и Симеоном Метафрастом ), его поездка в Цареград, обучение царских детей; также подробна история Нерукотворенного образа. Пророки по энергии выражения, юности и архитектурной обстановке соперничают с ватиканским оригиналом. В синодальном же кодексе имеем интересные формы птицеобразных (орнитоидальных) букв. Одна буква изображает Юлиана, поглощаемого драконом; надпись: « παραβτης». Сюда же относится и единственная лицевая рукопись мартирология Симеона Метафраста в библиотеке Британского музея, Add. 11,870, в большой лист, содержащая в себе отрывок его собрания за сентябрь месяц. Великолепные иллюстрации этой рукописи представляют в маленьких виньетках внутри заставок сюжеты Ватиканского менология. Однако же, типы далеко ушли от этого образца: темные одежды на высоком и худом теле с прямыми архитектурными складками, большие серые бороды и узкие сжатые губы указывают на работу XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Весьма важное сочинение Блюме по описанию итальянских библиотек 31 и обширный сборник Фабрициуса 32 ни слова не говорят о лицевых рукописях. Несравненно целесообразнее пользовался миниатюрами знаменитый Дюканж в своих исследованиях по византийской древности. 33 Равным образом и другие исследователи древностей церковных пользуются изредка лицевыми рукописями, как, напр., Гоар, 34 библиотекарь Ватикана Ассемани, 35 Алеманни 36 и др.; в XVII и XVIII вв. появляются и описания, хотя отрывочные и ненаучные, со снимками лицевых рукописей византийских как памятников древности: Шильтер в исследовании о древностях германских, 37 Гель в описании кодекса Евангелия Геттингенской библиотеки, 38 Гори в подобном же описании и публикации Евангелия, принадлежавшего флорентинскому аббатству [Conv. soppr. 160]. 39 В новейшее время Соммерар в своем издании средневековых памятников поместил рисунки миниатюр византийского Евангелия XI–XII вв. из гренобльского кармелитского монастыря [Лондон, BL Egerton 1139]. 40 Известный библиограф Дибден, описавший множество древних рукописей, мало интересовался византийскими. 41 Другое сочинение библиографа Сильвестра содержит в себе, как исключение, снимок с одной византийской миниатюры из «Кинегетики» Оппиана. 42 Мы считаем уместным упомянуть здесь и те те немногие попытки на Западе знакомить с художественной орнаментикой византийских рукописей и пользоваться ей для исправления вкуса современного, хотя при этом смешивали чисто византийские образцы с их подражанием в каролингских миниатюрах или ограничивали выбор византийского самым необходимым. 43 Но единственное подобное издание, удовлетворяющее научным требованиям, т. е. исполненное со строгим и умелым выбором и сохранением всех тонкостей стиля и техники, есть известное русское издание Строгановского Музея художественной промышленности. 44 Заслуга первой научной оценки византийской миниатюры и широкого пользования этими памятниками принадлежит, таким образом, бесспорно Даженкуру, который для истории живописи с IV по XIII век взял основанием миниатюры рукописей; 45 он первый описал подробно и приложил рисунки, снятые прорисью (калька) с сáмых оригиналов, замечательных греческих рукописей с миниатюрами Ватиканской библиотеки; преследуя свою теорию о византийском влиянии, возродившем искусство Запада в XIII–XIV вв., он заботливо сличал миниатюры греческих рукописей X–XIII веков с современными латинскими и для наглядного убеждения представлял параллельные изображения евангелистов и иконописных сцен из тех и других; 46 срисовывал отдельные фигуры для истории костюма, заглавные буквы, орнаменты и образцы письма важнейших рукописей для определения даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Смерти этих исповедников предшествовала смерть мага по имени Гаргамуси, которого Губарлаха обратил в Христианскую веру. Местом казни, по этой редакции, была Карка Леданская, событие датируется 22 Сентября 23-го года царствования Шапура, соответствующего 332 году нашей эры. Трудно отделить здесь истину от вымысла. Местное ещё и доселе существующее предание, по сообщению Тейлора, указывает, что обращение сына царя Шапура послужило главной причиной гонений, имевших место в 352 году в провинции Беф-Забде. Мы не остановимся на длинном мартирологе христиан в Персии. Гонения продолжались с большей или меньшей интенсивностью в царствование других царей из династии Сассанидов. Проникновение несторианства в Персию во второй половине V века, создав пропасть между западными и восточными Сирийцами, имело то значение, что ослабило гонения. Изложенное нами об актах мучеников времён Шапура II вполне достаточно для ознакомления с этим родом Сирийской церковной литературы. Входить в разбор актов последующих мучеников нет смысла, вследствии их однообразия. Из последующих гонений мы отметим только некоторые наиболее выдающееся эпизоды. «История города Беф-Селоха» сообщает, что Иездигерд II в первые семь лет своего царствования был милостив по отношению к христианам, но на 8-й год он погубил свою дочь, которая в то же время была и женой его, а также многих великих людей в своём царстве. Ко времени гонений Иездигерда II относится мученичество святого Петиона, которое падает на девятый год царствования этого царя. Существует несколько редакций об этом мученичестве. Одна из них была опубликована П.Козлюи в VII томе Analecta Bollandiana в 1888 году по манускрипту Британского музея. Другая редакция находится во 2 томе Acta Martyrum Беджана, с. 559–634. В Ватиканском манускрипте, syr.184, есть поэма на св. Петиона, составленная архидиаконом Марой. Акты Иакова относят мученичество этого святого к 732 году Селевкидов (421 г. по Р.Х.) во время второго или первого года царствования Бахрама V. Они были опубликованы Ассемани, Acta sanct.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

325 О несколько ином аспекте понимания искусства Ивановым в связи с мистическим опытом см.: Гидини М.К. Поэзия и мистика: Вячеслав Иванов и Жак Маритен//Europa Orientalis. XXI (2002). 1. Р. 201–211. 327 «Можно ли художественной интуицией проникать в духовный мир? И есть ли в ней надежный критерий для “испытания духов”? Крушение романтика терпит именно в этой точке. Критерия нет, художественное прозрение не заменяет веры, духовного опыта нельзя подменить ни медитацией, ни восторгом, – и неизбежно все начинает расплываться, змеиться (путь “от Новалиса к Гейне”). “Свободная теургия” оказывается путем мнимым и самоубийственным...» (Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris, 1983. С. 469). 329 Здесь, конечно, приходится оставлять без комментария не очень важные для нашего контекста факты, что Пушкин, например, никогда не видел Аполлона Бельведерского в оригинале, что сам мраморный «оригинал» из Ватиканского музея – лишь копия бронзового оригинала Леохара и даже что сам Иванов в целом не считал античное искусство (во всяком случае, обнаженную скульптуру) теургическим (в чем мы уже могли убедиться), но лишь «идеалистическим», то есть не восходящим к сущностям вещей, но создающим свои произведения на основе субъективных «эстетических» канонов. 330 О своеобразном мистическом аспекте выхода искусства в «практику» см.: Берд Р. Катарсис – матезис – праксис: Мистическая триада в эстетике Вяч. Иванова//Europa Orientalis. (2002). 1. Р. 289–301. 332 Этой проблеме посвящена статья Вяч. Иванова «Символика эстетических начал» (1905), и эти идеи проходят через всю его эстетику (см.: Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 823–830). 333 Подробнее см.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С. 129–131 и сл. 334 В скобках вторая цифра указывает страницу, а первая – следующие издания теоретических сочинений Андрея Белого: I – Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М.: Искусство, 1994, Т. 1; – То же. Т. 2; – Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Новости Кардинал Сандри поедет в Ирак, чтобы выразить солидарность с местными христианами 29.04.2015 00:48 Ватикан, 29 апреля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Кардинал Леонардо Сандри поедет в начале мая в Ирак, чтобы выразить солидарность с христианами этой страны. Об этом сообщили 28 апреля в ватиканской конгрегации католических церквей восточного обряда, которую Сандри возглавляет. Высокий куриальный прелат посетит Багдад и Иракский Курдистан. Направляясь в охваченную длительным и кровопролитным конфликтом страну, аргентинский кардинал хочет «принести слова благословения Папы Франциска», говорится в тексте, распространенном его конгрегацией. Он также хочет «поблагодарить власти страны за то, что они делают для христиан и других меньшинств, и призвать их к новым действиям в этом направлении». Прежде чем направиться в Ирак, кардинал Сандри побывает 29-30 апреля в итальянском Бари, где примет участие в международной конференции, посвященной судьбе христиан Ближнего Востока. Этот форум проводит Община св. Эгидия. Затем, с 1 по 2 мая, иерарх панирует находиться в Багдаде. В иракской столице он совершит мессу в халдо-католическом соборе св. Иосифа и встретится с беженцами, которых приютила багдадская христианская община. Кардинал также посетит национальный музей, в котором собраны памятники истории, насчитывающие по несколько тысяч лет и нуждающиеся сегодня в особой в защите.  Как известно, террористы из «Исламского государства» в последнее время уничтожили и продолжают уничтожать памятники истории и культуры. Разрушению подверглись не только экспонаты археологического музея в Мосуле, но и руины ассирийского города Нимруд и римской Хатры. 3 мая Леонардо Сандри прибудет в столицу Иракского Курдистана Эрбиль, где встретится с представителями различных католических организаций, оказывающих гуманитарную помощь Церквам Востока – в частности, американской CNEWA, немецкой Misereor, французской Œuvre d’Orient и международных фондов «Помощь Церкви в нужде» («Кирхе ин Нот») и Missio. В этот же день кардинал встретится с членами сиро-католической общины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Роспуск ордена был с радостью встречен большинством европ. монархов и позволил К. добиться от Неаполитанского королевства возвращения Папскому гос-ву в марте 1774 г. Беневенто и Понтекорво, а в апр. того же года кор. Людовик XV вернул под папское управление Авиньон. Структуры ордена иезуитов продолжили свою деятельность в Пруссии (до 1780) и в Российской империи: кор. Фридрих II и имп. Екатерина II были заинтересованы в сохранении коллегий и школ иезуитов для развития в гос-вах просветительской деятельности и запретили обнародовать бреве об упразднении ордена. Сохранившиеся на территории Российской империи орденские структуры сыграли важную роль в восстановлении ордена в 1814 г. по решению папы Римского Пия VII . Бреве от 5 авг. 1769 г. К. изъял евр. общину Рима из ведения Конгрегации инквизиции, которой она была подчинена с 1581 г., и передал в ведение генерального викария Рима. Для борьбы с философскими взглядами эпохи Просвещения К. утвердил декреты Конгрегации инквизиции и Конгрегации Индекса, согласно к-рым были осуждены и помещены в Индекс запрещенных книг сочинения Вольтера, все без исключения (omnia sive coniunctim, sive separatim) сочинения Ж. О. де Ламетри, работа П. Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», сочинение К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», а также труд франц. пресв. Г. Т. Ф. Рейналя «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях». Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова К. продолжил начатую при его предшественнике деятельность по развитию в Ватикане музея античного искусства; в понтификат К. этим музеем руководил археолог И. И. Винкельман . По поручению папы в Ватиканском дворце был обустроен Бельведерский дворик (архит. М. Симонетти). За время понтификата К. не совершил ни одной канонизации, но провел 2 беатификации: Франческо Караччоло, основателя ордена малых регулярных клириков (10 сент.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Иосифа. Предпринятая Б. канонизация Жанны д " Арк (папская декреталия «Divina disponente clementia» от 16 мая 1920) сыграла важную роль в восстановлении дипломатических отношений Ватикана с Францией. Церковная наука в целом, и библеистика в частности, в период пребывания на Римской кафедре Б., проводившего более либеральную политику, чем его предшественник, стала с трудом выходить из кризиса, спровоцированного полемикой между интегризмом и модернизмом. Уже в 1-й энциклике «Ad Beatissimi Apostolorum Principis» (1 нояб. 1914), осуждая модернизм, папа заявил о желании ликвидировать обстановку подозрительности и призвал ограничить излишне антимодернистские выпады. С этой же целью в нояб. 1921 г. была распущена традиционалистская орг-ция «Sodalicium Pianum» (Тайный союз Пия), учрежденная У. Бениньи в 1909 г. для борьбы с модернизмом. Однако, хотя общее количество осуждений и отречений при Б. уменьшилось, папской Канцелярии и Библейской комиссии было вменено в обязанность следить за тем, чтобы никакое частное лицо не брало на себя полномочия «последней инстанции» в вопросах, являющихся предметом свободной дискуссии. Энциклика «Spiritus Paraclitus» (15 сент. 1920), выпущенная к 1500-летию со дня смерти блж. Иеронима , усилила консервативную позицию по вопросу исследований в области библеистики: Б. отвергал тезис о том, что безошибочность Библии относится только к религ. истине. Для предотвращения проявления ереси особый акцент был сделан на «кропотливой и действенной» учебной подготовке семинаристов. Особая роль отводилась учрежденной в 1915 г. Конгрегации по делам образования, семинарий и ун-тов, выработавшей при участии Б. устав. Он был признан «безукоризненным с педагогической точки зрения и достойным изумления - с доктринальной» и первоначально предназначался для итал. семинарий. В 1920 г. в Милане по инициативе папы был также открыт Ун-т Св. Сердца, учебное заведение для светских католиков, призванное облегчить их диалог с совр. обществом. Вклад Б. в области культуры и искусства определялся стремлением понтифика способствовать послевоенному восстановлению европ. цивилизации. По его инициативе были профинансированы реконструкция б-ки в Лёвене (1918), расширение Египетского музея и Школы духовной музыки в Риме (1915); на территории Ватикана начались реставрационные работы Папского дворца и строительство нового здания для папской администрации (Дворца правительства, 1917), воссоздана мастерская по производству гобеленов (1915), открыты астрофотографический кабинет при Ватиканской обсерватории и новые казармы для швейцар. гвардейцев (Guardia Nobile) (1922). В базилике Санта-Мария Маджоре была установлена статуя Марии-Царицы мира (1918); проведены реставрационные работы в францисканской ц. в Равенне (1921).

http://pravenc.ru/text/78056.html

Безадресные коллекционные экземпляры позволяют думать, что состав византийских энколпионов в Древней Руси был ещё более широк и разнообразен. Особенный интерес представляет большая створка из собрания ГРМ (СПб.) с рельефными изображениями Богоматери Кириотиссы и 4 евангелистов в медальонах с рельефными же надписями 384 . Полное представление об этих редких энколпионах даст экземпляр, хранящийся в Ватиканском музее 385 (рис. 2). Иконографически они чрезвычайно близки многочисленным энколпионам среднего размера, отличаясь от них большими размерами, типом изображения Богоматери (не Оранта, а Кириотисса) и характером надписей (развёрнутых, выпуклых, а не кратких, углублённых). На лицевой створке больших рельефных прямоконечных энколпионов под руками распятого Христа греческая надпись: I ΙΔ НМНТ/НР СО («се, сын Твой, се, матерь твоя» Ин. 19:26–27 ), на оборотной – около Богоматери Кириотиссы: H AГIA в медальонах около изображений евангелистов: ОА ОА МАРКОС, ОА ΛОКАС, ОА IωANHC (рис. 2, нижний). На лицевой створке энколпионов среднего размера та же надпись из Евангелия, а вверху над возглавием между изображениями солнца и луны: ΦС [ ΦОС ] – свет (всё углублёнными линиями), на оборотной около Богоматери Оранты: МНР ΘΥ , около медальонов с евангелистами только начальные буквы их имён: ( Μ, Μ, Λ, I ) (рис. 2, гр. 1.1). Варианты этого типа рельефных энколпионов среднего размера, возможно, дунайского происхождения (с 4 погрудными святыми без медальонов на концах створки с Распятием, в редких случаях Христос изображён препоясанным, а не в колобии, как обычно), совсем лишены надписей (рис. 2, гр. 1.1; рис. 3), как и сокращённый вариант (Распятие Богоматерь Оранта), представленный на малых и миниатюрных энколпионах. На гравированных энколпионах среднего и малого размеров, несущих на себе, как правило, только основные изображения Распятия и Богоматери Оранты, присутствует (не всегда) только краткая надпись на створке с Распятием: ХС ΝΗΚΑ (рис. 2, гр. 1.2). На энколпионах среднего размера с инкрустированными изображениями, как меднолитых, так и серебряных (рис. 2, гр. 1.2, слева), чаще всего воспроизводятся композиция и надписи, как на рельефном кресте из Ватиканского музея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

III. Общая характеристика греко-итальянской (итало-критской) иконописи. Ее памятники в собраниях Венеции, Пизы, Падуи, Болоньи, Флоренции, Рима, Мессины, Киева и С.-Петербурга Приступая теперь к очерку отношений греческой и русской иконописи к итальянской живописи XV века, мы можем основать этот очерк на характеристике греко-итальянской или так наз. итало-критской школы, хотя такое построение явится, конечно, только предварительным. В самом деле, даже объем этого отдела, только открываемого ныне историческою наукою, не может быть указан с достаточной ясностью, раз он является эпизодом в «иконографии Богоматери», С другой стороны, историческая постановка отдела стала необходимостью, так как без нее самые выводы окажутся непонятными для тех, кто, не будучи знаком с отделом, будет встречать из него отдельные факты 62 . В настоящее время следует, хотя бы предварительно, очертить и установить обособление греческой иконописи в Италии в период XIV-XV в. Правда, в последнее 25-тилетие в археологической литературе настолько часто упоминалось имя «критской» школы, в особенности по поводу известных стенных росписей в церквах афонской горы XV-XVII столетий, что данный отдел не является полной новостью 63 . Но историческое значение критской школы не исчерпывается стенными росписями и, главным образом, сосредоточивается в иконописи на дереве. По-видимому, греческая иконопись на дереве никогда не достигала такого распространения и такого художественно-технического совершенства, как именно во времена падения Византии. Позволим себе сослаться в данном случае на один, хотя второстепенный, но весьма знаменательный факт. Когда русские иконописцы, объясняя характер древнейших своих образцов, называют их «греческими», они разумеют под этим названием не византийские древнейшие оригиналы, которые по своему характеру оказывались им только родственными, но не близко знакомыми, а, напротив того, именно эту позднюю серию работ греческой иконописи под итальянским влиянием. Но памятники иконописи на дереве, или выражаясь условно – иконы Критской школы, нигде еще специально не собраны. Конечно, мы знаем в настоящее время, более или менее по общему составу, пять крупных собраний икон этого рода: собрание Ватиканского музея в Риме, преосв. Порфирия в Киевской духовной академии, Η. П. Лихачева в Петербурге, в Венеции и в церкви Синайского монастыря св. Екатерины. Но лишь незначительная часть икон, если исключить собрание Η. П. Лихачева, о котором будет сказано особо ниже, была доселе опубликована, хотя бы в качестве разнятого материала, или даже прямо в отдельных экземплярах. Между тем распространение этого рода памятников от Италии до Синайского полуострова и Египта включительно, заставляет предполагать ряд неизвестных нам пока подразделений итало-критской школы как по местностям, так и по различным эпохам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010