С археологической точки зрения отметим, что в то время не придавали значения кладбищам, лежавшим на поверхности около церквей, их не изучали вместе с архитектурным контекстом. Лишь позже установили, что первые христиане в основном хоронили на поверхности, под открытым небом, а подземные галереи высекали тогда, когда не хватало места на обычных кладбищах 1764 . Ученики и последователи де Росси. В Риме прямыми учениками де Росси были Мариано Армеллини (1852–1896) 1765 , Энрико Стивенсон (1854–1898) 1766 и, самым известным, уже упоминавшийся Орацио Марукки 1767 . Уроженец Рима, Марукки изучал египетские древности, историю, агиографию, эпиграфику и топографию языческого и раннехристианского Рима. Он был директором Египетского музея Ватикана и директором Латеранского музея, скриптором Ватиканской библиотеки, секретарем Папской римской академии археологии и секретарем Комиссии по священной археологии, возглавлял кафедру топографии римских кладбищ в университете La Sapienza, был профессором христианской археологии в Коллегии св. Ансельма и членом многих итальянских и зарубежных научных обществ, автором около 500 научных работ 1768 . Вместе с де Росси Марукки участвовал в раскопках крипты св. Цецилии в катакомбе Сан Каллисто (1869), провел значительные работы в катакомбах св. Домициллы, св. Агнесы, св. Присциллы, изучал большое подземное кладбище мучеников Марцеллина и Петра на виа Лабикана, катакомбу Коммодиллы и другие римские памятники, а также катакомбы в Неаполе, Милане, Северной Африке, христианские памятники Палестрины. Главным талантом Марукки была популяризация научного знания, он писал много, легко, быстро. Отметим, что сам де Росси не написал ни одного учебника; именно Марукки открыл эпоху написания учебных пособий по христианской археологии и эпиграфике, которая длилась весь XX век 1769 : сейчас создана обширная «мануалистика», разнообразных учебников существует не менее двух десятков, на разных языках, в последние годы они издаются и в странах Восточной Европы. Вокруг де Росси сформировалось международное сообщество ученых, годами работавших и живших в Риме или часто туда приезжавших. Некоторые из них – во Франции, Германии, Австрии (Австро-Венгерская империя той эпохи), – основали национальные научные направления христианской археологии. Среди его коллег в Германии – Теодор Моммзен 1770 , во Франции – Александр-Жозеф Мартиньи, автор Словаря христианских древностей и издатель французской версии «Бюллетеня христианской археологии» (Bulletin d’Archéologie Crémienne), в Хорватии – о. Фране Булич.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно библейскому рассказу, около Даниила часто изображается пророк Аввакум, приносивший ему пищу по повелению Божию, и, что особенно замечательно, на саркофаге латеранского музея Аввакум представлен поднятым за волосы рукой ангела, соответственно библейскому тексту 758 . Аввакум, обыкновенно, изображается подающим Даниилу крестообразно нарезанные хлебы, положенные в чашу 759 , а иногда он держит только в руках корзину с ручкой 760 . На одном медальоне Ватиканского музея Аввакум левой рукой, простертой через полукруглую ограду, окружающую ров, подает Даниилу маленькую чашу, в виде лодочки, содержащую пищу, свойство которой нельзя распознать, а правою держит pedum, или пастушеский жезл, поддерживаемый против плеча. А на противоположной стороне, другой человек, драпированный в паллиум, простирает к Даниилу руку, как будто благословляя, или сопровождая речь. Относительно этой личности, которую, обыкновенно, толкователи оставляют без объяснения, можно, кажется, согласиться с предположением Мартиньи, что она по намерению художника, должна напоминать присутствие Бога или Сына Божия, усмиряющего ярость львов. Но, что касается пищи, приносимой Аввакумом, которая, по мнению многих западных отцов, есть образ утешения, какое молитвы живых доставляют душам в чистилище 761 , то это ни на чем не основанное, тенденциозное толкование. Уж если придавать символическое значение, кроме собственного, исторического, крестообразно нарезанным хлебам, то естественнее всего ставить их в связь с евхаристическими хлебами, с таинственной евхаристической пищей, которая называется пищей ангельской, и прообразом которой были хлебы, приносимые Аввакумом Даниилу, который в них предвкушал, так сказать, через веру, таинственную пищу тела и крови Христа Спасителя. Эта прекрасная и глубокая идея, что ветхозаветные праведники предвкушали верой эту пищу, и, делаясь причастниками тела и крови Христовой, получали оправдание, как христиане получают оправдание через принятие с верою евхаристического хлеба – нередко выражается на древнехристианских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Этот тип изображения на саркофагах проходит во многих других памятниках древней скульптуры. Таков он на золотой таблетке (V-VI вв.) оттоманского музея в Константинополе, и на эчмиадзинском переплете та же композиция, те же костюмы волхвов. На дверях церкви Сабины в Риме Богоматерь сидит на возвышении, вроде солеи, с шестью ступеньками, с Младенцем на руках. Перед Ним волхвы в туниках и фригийских шапках 923 . Автор специального рассуждения об этом памятнике называет его иконографическим дополнением саркофагов 924 , тесно связанным с ними характером стиля и композиций. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре; в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон 925 , бляшка ватиканской библиотеки 926 (Иисус Христос и Богоматерь – без нимбов; Младенец – обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста 927 ), ларец флорентинский 928 (в левой руке Иисуса Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867 г. 929 , ларец из собрания Солтыкова 930 , оклад миланского Евангелия (см. рис. 28), бронзовые медали – ватиканская 931 (над главой Иисуса Христа четырехконечный крест) и Пасквалини 932 , плита латеранского музея 933 , ларец венецианский XI в. (из Константинополя) 934 . В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли 935 , на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел – путеводитель волхвов, за Богоматерью – женщина-служанка 936 , в скульптуре венецианского собора Св. Марка 937 ; на фляжках для иерусалимского елея в Монце (+ υλογα Κυρου τν γων Χριστο τπων) 938 : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем – Еммануилом ( μμανυηλ μεθ’ μν); по левую сторону – волхвы с ангелом, по правую – пастыри с ангелом; вверху над Богоматерью – лучезарная звезда, внизу – стадо. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Марии Великой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Директора крупнейших галерей мира собрались в Риме, чтобы отметить 500-летие Ватиканских музеев Рим, 14 декабря 2006 г. В Ватикане в среду вечером открылся всемирный " музейный саммит " с участием директоров крупнейших галерей мира, который завершает торжества в связи с 500-летием Ватиканских музеев - одного из крупнейших на планете собраний произведений искусства. К участникам саммита обратился госсекретарь (глава правительства) Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, напомнивший о роли католической церкви в создании мирового художественного наследия, одним из воплощений которой являются " папские музеи " , сообщает ИТАР-ТАСС. На встрече в Ватикане директора крупнейших музеев мира обсуждают проблемы сохранения мирового культурного наследия и будущее музейного дела. В субботу участники встречи будут приняты Папой Римским Бенедиктом XVI. В их числе Франческо Буранелли (Ватиканские музеи), Клаудио Стринати (Римский музейный центр), Нейл Макгрегор (Британский музей), Анри Луаретт (парижский Лувр), Майкл Брэнд (Музей Гетти в Малибу, США), Бернд Линдеманн (берлинская Национальная картинная галерея). Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Государственном Эрмитаже, директор крупнейшего российского музея Михаил Пиотровский, чье участие первоначально планировалось, не сможет принять участие во встрече. На Апеннинах есть много музеев мирового значения, однако Ватиканские музеи среди них самые популярные: в этом году их посетили более 4 млн. человек. Начало их коллекции положил Папа Юлий II дела Ровере, покровитель Рафаэля и Микеланджело, который в этот день в 1506 году установил в одном из внутренних дворов Ватиканских дворцов знаменитую античную скульптурную композицию " Лаокоон " , незадолго до этого найденную Микеланджело недалеко от Колизея в руинах Золотого дома Нерона. Сейчас Ватиканское собрание включает в себя 10 различных музеев. Помимо музея классической античности, где выставлены такие шедевры как Лаокоон и Аполлон Бельведерский, это музеи этрусских и египетских древностей, христианского религиозного искусства, Пинакотека, включающая произведения мастеров Возрождения - Леонардо, Рафаэля, Тициана, Караваджо, музей гобеленов, этнологический миссионерский музей. Посетители имеют доступ во внутренние помещения Ватиканских дворцов, расписанные великими мастерами, в первую очередь в Станцы/комнаты/Рафаэля и Сикстинскую капеллу с фресками Микеланджело. 14 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19897.html

Под влиянием этих стремлений, итальянские ученые предпринимали многочисленные путешествия для отыскивания памятников искусства, ездили по соборам, церквам и монастырям, посещали библиотеки и архивы и отовсюду извлекали предметы старины. Более систематические труды по части христианского искусства начались с Рима и его памятников. Онуфрий Панвинио первый занялся описанием базилик Рима, а бессмертный Бозио, как я уже упоминал о том, отважился проникнуть в римские катакомбы и привел в известность массу древнехристианских памятников первоначального зодчества, фресковой живописи и скульптуры, с которых, собственно, и началась научная разработка истории христианского искусства. По следам этих тружеников шли их продолжатели. Не довольствуясь находками, они стали составлять из них собрания, и небогатые на первый раз коллекции антиков послужили основанием для обширных музеев, которые стали появляться на Западе с половины XVII века. Из многих учреждений этого рода следует назвать и в самых общих чертах познакомиться с некоторыми, более замечательными по количеству и качеству собранного в них монументального материала. Во главе их по старшинству и по содержанию бесспорно нужно поставить Ватиканский музей в Риме. Он был основан в половине позапрошлого века папою Венедиктом XIV (1740–1758). Помимо громадного количества художественных и бытовых произведений греко-римского мира, в состав его вошли преимущественно памятники искусства, извлеченные Антонием Бозио и его многочисленными продолжателями из катакомб, а самое учреждение музея совпало с временем нового исследования римских подземелий, произведенного Боттари. Это самое богатое и ценное собрание предметов христианской древности. Здесь все памятники – древнехристианские саркофаги, надгробные плиты, диптихи и т.д. и т.д. – в оригиналах и дают исследователю такой обширный материал, которого не отыщешь нигде более. Этот музей постоянно затем пополнялся, и, когда в 50-х годах прошлого столетия теперь уже покойный де Росси предпринял свое исследование римских катакомб, прежнее помещение Ватикана оказалось недостаточным, и папа Пий IX в 1854 году открыл новое отделение в Латеранском дворце, вследствие чего этот отдел в отличие от Ватиканского музея называется Латеранским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В 1627 г. этот кодекс был подарен Константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом английскому королю Kapлy I. В настоящее время Александрийский и Синайский кодексы занимают видное место в витрине отдела рукописей Британского музея. Фоторепродуцированное издание кодекса осуществлено в 1879–1883 гг. по инициативе Британского музея. За осуществление проекта отвечал Э. Томпсон (E. Maunde Thompson). Несколько лет спустя Ф. Кеньон (F. Kenyon) выпустил сокращенное факсимильное издание Нового Завета (1909 г.) и отдельных частей Ветхого Завета. Сохранившийся в Александрийском кодексе текст Нового Завета в различных частях имеет свои особенности. В Евангелиях он представляет в основном древнейший образец византийского типа. В остальных новозаветных книгах (их писец, по всей видимости, переписывал с одной рукописи, а Евангелия – с другой) тип текста совпадает с В и À и является александрийским. В . Одной из самых ценных рукописей греческой Библии по праву считается Ватиканский кодекс. Как говорит само название, рукопись хранится в Ватиканской библиотеке в Риме приблизительно с 1475 г., когда она была упомянута в первом каталоге сокровищ библиотеки. По причинам, которые так и остались загадкой, в течение почти всего XIX b. по распоряжению руководства библиотеки ученым, желающим изучить рукопись, был закрыт доступ к ней. И лишь в 1889– 1890 гг. появление полного факсимильного издания, осуществленного Джузеппе Коцца-Лузи (Giuseppe Cozza-Luzi), сделало рукопись доступной для изучения. Еще одно факсимильное издание Нового Завета вышло в свет в Милане в 1904 г. Рукопись была написана в середине IV b. и содержала книги Нового и Ветхого Заветов, так же, как и некоторые апокрифы, за исключением Маккавейских книг. В кодексе на сегодняшний день имеются три лакуны: в начале отсутствуют почти 46 глав Книги Бытия; утрачена третья часть Псалтири, заключительные страницы (Евр.9и далее, включая 1 и 2 Тим, Тит, Филимон и Книга Откровения) также потеряны. Рукопись написана мелким и изящным унциалом, удивительно простым и незатейливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Уже Домициан воздвигает на Марсовом поле и в Беневенте храмы Исиды и переносит в них из Египта обелиски, сфинксы и т. п. На других обелисках, воздвигнутых вновь, красуются его подписи египетскими иероглифами. О египетском Каноне в вилле Адриана в Тибуре достаточно известно. В настоящее время то и дело в римской почве находят египетские памятники; целая зала в Ватиканском музее наполнена предметами такого происхождения; среди них есть как подлинные египетские памятники, так и подделки под них, сделанные в Риме. Совершенно подобное же явление встречаем мы и на нашем юге, где рядом с подлинными скарабеями и фигурками божеств находят и имитации. Спрос на предметы, связанные с Египтом, был слишком велик и не удовлетворялся вывозом. Египетские культы в Риме справлялись еще в самом конце IV века, когда христианство было уже господствующей религией даже на их родине: чрез три года после разрушения александрийского Серапея (394 г.) еще можно было видеть на улицах Рима процессии в честь Исиды. Источники. Иероглифические надписи издаются Sethe во II томе редактируемых Штейндорффом Urkunden des Aegyptischen Altertums; находящиеся в Каирском музее изданы в XXI т. Catalogue general музея: Ahmed bey Kamal, Steles ptolemaiques et remains (1904). Демотические тексты: Spiegelberg, Demotische Studien (пока вышло шесть томов из цикла сказаний о Петубасте, отрывки литературного характера и басен, Книга Мертвых изд. Lexa, папирус Rhind изд. Moller и т. д.). Die demotische Papyrus aus d. Museum zu Berlin, 1903. D. Demot. Papyr. d. Musee Cinqantenaire Bruss., 1909. Demot. Papyr. im Museum zu Kairo (Catalogue general 1908). Hess, Der demotische Roman von Stne, 1888. Griffith, Stories of the High Priests of Memphis. The demotic Tales of Khamuas, 1900. Греческие папирусы важнейшие подобраны по содержанию в прекрасном и весьма удобном издании Mitteis-Wilken, Grundzuge und Chrestomatie der Papyrusforschung в 4 томах (1912). Первые два тома составляют историческую часть, вторые – юридическую; два тома дают выводы и служат пособием для уяснения исторических, религиозных, этнографических и бытовых условий Египта при Птолемеях, римлянах, в византийское и арабское время: два других – хрестоматию из папирусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

84 . От библиотекаря Академии К. Попова издаваемого им журнала „Новости Богословской литературы“ 1904 г. выпуски 1–2 в 3-х экз. 85 . От студента IX курса Академии Г. Божовича 43 названия русских и сербских книг и периодич. изданий в 45 томах и тетрадях. 86 . От студента LX курса А. Каэласа 9 названий книг в 11 томах. 87 . От студента LIX курса А. Минераллова-Коссович, Греческо-русский словарь, часть 1-я. Москва, 1848. 88 . От студента LX курса М. Орлова – книги и брошюры: a) Overbeck, Bonner Unions-Conferenz. Halle, 1876; 0) Allkatholische Bewegung. Bonn, 1900, и в) Moos und Idenek, Kathol. Ki chenreform. Schönberg, 1900. 89 . От студента LX курса А. Раздольского – журнал „Самообразование“ 1901–1902 г. 1, 2, 4–24, 26–49, 52–55, и шесть книг-приложений к нему: а) Роско-Шорлеммер, Учебник химии. СПб. 1902; б) Неймайр, Вулканы и землетрясения. СПб. 1902; в) Рекс, Основы физики. СПб. 1902, г) Фламмарион, Популярная астрономия. СПб. 1902; д) Минто, Логика. СПб. 1902. 90 . От студента LXIII курса священника А. Советова его „Миссионерские проповеди в обличение хлыстовского лжеучения“. СПб. 1904. Два экз., в папке. 91 . От студента LXII курса иеродиакона Стефана (Бех) 28 названий книг и брошюр в 28 томах и тетрадях. 92 . От студента LXII курса Г. Поп-Харалампиева – Новый Завет. Виенна, 1897. Болгар. 93 . От Е. А. Лебедево 14 названий книг и журналов в 17 томах и тетрадях. 34. От неизвестного 72 названия периодических изданий, книг и брошюр в 165 томах и тетрадях. 95 . Из редакции Богословского Вестника поступившие —347— в обмен на академические издания 25 названий Изданий Ватиканской Библиотеки в 108 томах и тетрадях. 96 . С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Свящ. А. Кузнецов, Характеристика бурят. Чита, 1905; б) А. Крылов, Архиерей работник. Одесса, 1904; в) Грязнов, Из школьных воспоминаний бывшего Вологодского семинариста. Вологда, 1903; г) Education and Reindeer in Alaska 1903. Washington, 1904; д) Петрункевич, О соборе Богородицкой церкви в г. Галиче, 1. Львов, 1899; е) Арсеньев, о желательном направлении в познаваний природы. Москва, 1904; ж) К характеристике С. А. Рачинского. Сб. 1904. Два экз.; з) Проф. А. Клоссовский, Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса, 1904; и) Проф. А. Клоссовский, Кафедра географии в русск. университетах, 1. Одесса, 1905; й) Πρωθ. Μεγορσλη, 15 διδαχαι, μεταφρασ. Υπο Ν. Α. Μαχρωφ. Εν Κωνσταντ. 1904; к) Иером. Гедеон Юришич, Дечанский первенец. СПб. 1904; д) Изборник Киевский посвященный Т. Д. Флоринскому. Киев, 1904; м) Истомин, Источник „Слова о немечском прелщении“. СПб. 1904; д) Отчет Рижского Церковно-Археологического Музея за 1901 и 1902 г. Рига, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот стиль рисунков, эта смешанная декоративная манера заставляет отвести Синайскую дверь к разряду любопытнейших памятников эпохи, непосредственно следующей за иконоборческим периодом, когда орнаментальное направление, усвоенное по преимуществу скульптуре, резьбе на драгоценных металлах, по дереву и слоновой кости, было еще сильно и свежо. Лабарт 4 указывает на два изящные образца этой орнаментации между работами по слоновой кости: оклад рукописи Liber Sacramentorum в Монцском соборе – работы конца IX или начала X столетия, и триптих или тройной складень Ватиканского Музея, изд. Gori в его Thes. vett. dipt., III таб. 25; исключительными темами для резчика послужили здесь растительные орнаменты с фигурами львов, птиц и фантастических животных, или же с разукрашенными крестами. Пределом этого направления в произведениях скульптуры и глиптики служит появление тех инкрустированных бронзовых дверей с религиозными сюжетами, самые ранние образцы которых на Западе относятся к концу XI века, но которые на Востоке должны были появиться, конечно, гораздо ранее. Таким образом, для нашего памятника, уже на этих основаниях, почерпающих поддержку в стиле, получаем период его происхождения между IX и концом X столетия. К сожалению, если характер букв в надписях двери, типы медальонов и крестов и подтверждают вновь это определение, то среди многочисленных надписей, покрывающих дверь и начерченных разными паломниками, не оказывается все-таки столь древней, которая бы давала еще более точные основания, равно как нет имени мастера и года работы, столь аккуратно сообщенных на позднейших памятниках Синайского монастыря. На двери имеются также древние бронзовые кресты (четвероконечные и равноконечные), которых тип древнее обычного в X стол., и эмалированный диптих XIII века Лиможской работы с изображением Христа в Славе среди эмблем Евангелистов. Наконец, дверь прекрасно сохранилась и, очевидно, никогда не была реставрирована, а различные части запоров, застежек из железа и свинца представляют много любопытного по древности и оригинальным типам. Все врезанные в дверь кресты с кольцами вместо ручек имеют форму, предшествующую известному типу четвероконечного креста с удлиненною нижнею ветвью IX–X столетий. При крайней сухости климата, кипарисовое дерево, из которого сделана дверь, сохранило крепость и плотность, тогда как рухлость кипарисовой двери в базилике Св. Сабины в Риме была причиной многих переделок с V–VI века, когда эта дверь была исполнена. Мозаика Синайского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

– В библиотеку практических занятий, организуемую на особо отпущенную сумму, приобретено книг 47 названий в 107 томах, а 3 названия в 5 томах поступили в дар. – В отчетном году приобретены следующие ценные издания: Три века, издание Т-ва Сытина, т. 1–6. Москва, 1912–1913. 32 р.; Monroe, Cyclopedia of education, vol. 1–4. New York, 1911–1913. 84 sb.; Mély, Les lapidaires de l’antiquité et du moyen âge, t. 1–2. Paris, 1896–1899. 80 fr. – Из пожертвований нужно отметить; Архангельское Евангелие 1092 г. Фототипическое издание Румянцевского Музея. Москва, 1912, присланное Музеем; Уложение Царя Алексея Михайловича. СПБ., 1913, присланное Отделением Личного Состава и Общих Дел Государственной Канцелярии; Бояре Романовы и воцарение Михаила Феодоровича, издание Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. СПБ., 1913, присланное из Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода; и издания Ватиканской Библиотеки, 3 названия в 11 томах, доставленный Комиссией по международному обмену книг. – Книги для академической библиотеки приобретались по требовательным запискам наставников Академии, каковые, после рассмотрения в Библиотечной Комиссии, вносились на утверждение Совета Академии. Профессорам, преподавателям и должностными лицам Академии в отчетном году выдано было 11.237 названий книг и периодических изданий; в это число не входят книги, о которых наводились справки, как о взятых. – Кроме того, в аудитории, для практических занятий, было выдано в течение года 782 книги, ценных изданий и руко- —29— писей. – Требовательных листков, по которым студенты получают книги из библиотеки, в отчетном году израсходовано 76.432, и на каждого студента за год приходилось более 300 отдельных требований. Учрежденная по § 210 академического устава Библиотечная Комиссия, состоявшая, под председательством профессора А.А. Спасского, из профф. М.М. Тареева, священника П.А. Флоренского и библиотекаря Академии К.М. Попова, в отчетном году имела 4 заседания. – Предметами занятий Комиссии были: а) рассмотрение заявлений наставников Академии о выписке новых книг; б) составление списка периодических изданий на 1914-й год и в) составление проекта сметы по фундаментальной библиотеке на 1914-Й год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010