Приложение 230 Декоративная, а, может быть, также и символическая форма креста, увенчанного кругом, или венком, внутри которого находится монограмма Христа или так называемая Хризма, настолько известна в древнехристианской археологии, что не нуждается ни в дополнительных толкованиях, ни в хронологическом определении. Появление этой формы относится, по-видимому, еще к III веку, а время господства к IV и V. Крест, увенчанный монограммою, находим, или в значении общей христианской эмблемы, высеченным на саркофагах или же в особо осмысленной обстановке. Так, по сторонам одного саркофага 231 изображены подобные кресты с верхним щитком, на котором вырезана хризма, среди двух светильников. Чаще всего подобный крест изображается даже в средине самого саркофага, обозначая место страдания Господня – Голгофу или самый Гроб Господень, и под рукавами креста, в таком случае, изображаются два дремлющих воина 232 , или даже сам воскресший Спаситель с двумя женами мироносицами 233 . По сторонам такого креста изображаются в таком случае, или 12 апостолов 234 , или сцены чудес и страданий Христовых. Иногда под венком, заключающим в себе хризму, изображены две птички, клюющие ягоды этого венка, а внизу под рукавами креста два агнца 235 . Подобного же рода декоративные кресты находим на различных мелких предметах древнехристианской утвари и, между прочим, на резных печатях 236 . Такое обильное употребление этой формы указывает, по-видимому, на ее происхождение от известного египетского креста (анах), который, из языческой эмблемы, стал, как известно, декоративною формою древнего христианского креста в Египте. В понятной и наглядной связи с этою же формой креста стоит, как его важнейший вариант, изображение креста с медальоном головы Христа наверху. На одной бронзовой медали Ватиканского музея изображен большой крест, с подвешанными к нему на цепочках буквами альфа и омега; поверх креста вырезан бюст Спасителя, держащего два венка, которые Он собирается возложить на головы двух предстоящих кресту людей в апостольских облачениях и держащих на плечах кресты, ими взятые для последования Христу. В стороне изображена фигура христианина в далматике с зажженой свечею, молящегося перед этим изображением. Таким образом, здесь, очевидно, представлена, как догадывается уже Гарруччи 237 , какая-либо известная в римских церквах композиция. Что особенно следует в ней отметить, как обстоятельство, важнейшее для дальнейших заключений – то, что здесь бюст Спасителя не заключен в особый медальон, а представлен поверх креста, как бы в небе. И так здесь мы уже имеем известного рода осложнение декоративно-символического знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

(итал. Pontificia Accademia delle Scienze) основана в Риме в 1603 г. кн. Ф. Чези и его сподвижниками Дж. Хеком, Ф. Стеллути и А. Де Филисом под названием Академия Линчеи (лат. Linceorum Academia) для исследований в области естественных наук и развития отношений между учеными разных стран. На эмблеме А. н. была изображена рысь (итал. lince). В 1610 г. избрала своим членом Г. Галилея и много сделала для пропаганды его открытий. Однако после смерти Чези в 1630 г. прекратила свое существование. Попытки реставрировать ее предпринимались вплоть до того момента, когда папы взяли А. н. под свое покровительство. В 1826 г. папа Лев XII определил ее местопребывание на Капитолии и доверил ей строительство астрономической обсерватории. В 1838 г. Григорий XVI объявил академию папской, а в 1847 г. Пий IX преобразовал ее в Папскую академию Нуови Линчеи (итал. Pontificia Accademia dei Nuovi Lincei). В 1870 г. итал. правительство объявило ее собственной структурой под названием Национальная Академия Линчеи, однако собственно папская А. н. продолжила свою деятельность, хотя и в небольшом объеме. Лев XIII вновь расширил ее в 1887 г. и утвердил 40 действительных членов. В 1922 г. А. н. переехала в новое здание в Ватиканских садах. Пий XI реконструировал здание А. н. (совр. вид), 28 окт. 1936 г. она получила новый устав и свое совр. название - Папская академия наук. Подчиняется непосредственно папе, состоит из действительных (80 папских академиков), почетных и сверхдействительных членов, назначаемых папой по предложению А. н. из числа наиболее выдающихся ученых различных стран, представляющих математические и экспериментальные науки. В число академиков входят также префекты Ватиканской б-ки, архива и астрофизической лаборатории при Ватиканской обсерватории, директоры Папского латеранского этнологического музея и Ватиканской обсерватории. А. н. издает бюллетень. 4 окт. 1990 г. членом А. н. стал академик АН СССР проф. Р. З. Сагдеев, специалист по физике плазмы и космической физике; с 1994 г. постоянным членом является академик РАН В. И. Кейлис-Борок, специалист в области прогнозов землетрясений и математической геофизики; с 1996 г.- акад. РАН С. П. Новиков, специалист в области прикладной математики. Папская академия общественных наук

http://pravenc.ru/text/63756.html

III. Общая характеристика греко-итальянской (итало-критской) иконописи. Ее памятники в собраниях Венеции, Пизы, Падуи, Болоньи, Флоренции, Рима, Мессины, Киева и С.-Петербурга Приступая теперь к очерку отношений греческой и русской иконописи к итальянской живописи XV века, мы можем основать этот очерк на характеристике греко-итальянской или так наз. итало-критской школы, хотя такое построение явится, конечно, только предварительным. В самом деле, даже объем этого отдела, только открываемого ныне историческою наукою, не может быть указан с достаточной ясностью, раз он является эпизодом в «иконографии Богоматери», С другой стороны, историческая постановка отдела стала необходимостью, так как без нее самые выводы окажутся непонятными для тех, кто, не будучи знаком с отделом, будет встречать из него отдельные факты 62 . В настоящее время следует, хотя бы предварительно, очертить и установить обособление греческой иконописи в Италии в период XIV-XV в. Правда, в последнее 25-тилетие в археологической литературе настолько часто упоминалось имя «критской» школы, в особенности по поводу известных стенных росписей в церквах афонской горы XV-XVII столетий, что данный отдел не является полной новостью 63 . Но историческое значение критской школы не исчерпывается стенными росписями и, главным образом, сосредоточивается в иконописи на дереве. По-видимому, греческая иконопись на дереве никогда не достигала такого распространения и такого художественно-технического совершенства, как именно во времена падения Византии. Позволим себе сослаться в данном случае на один, хотя второстепенный, но весьма знаменательный факт. Когда русские иконописцы, объясняя характер древнейших своих образцов, называют их «греческими», они разумеют под этим названием не византийские древнейшие оригиналы, которые по своему характеру оказывались им только родственными, но не близко знакомыми, а, напротив того, именно эту позднюю серию работ греческой иконописи под итальянским влиянием. Но памятники иконописи на дереве, или выражаясь условно – иконы Критской школы, нигде еще специально не собраны. Конечно, мы знаем в настоящее время, более или менее по общему составу, пять крупных собраний икон этого рода: собрание Ватиканского музея в Риме, преосв. Порфирия в Киевской духовной академии, Η. П. Лихачева в Петербурге, в Венеции и в церкви Синайского монастыря св. Екатерины. Но лишь незначительная часть икон, если исключить собрание Η. П. Лихачева, о котором будет сказано особо ниже, была доселе опубликована, хотя бы в качестве разнятого материала, или даже прямо в отдельных экземплярах. Между тем распространение этого рода памятников от Италии до Синайского полуострова и Египта включительно, заставляет предполагать ряд неизвестных нам пока подразделений итало-критской школы как по местностям, так и по различным эпохам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2017 г. 02.06.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Прочитала недавно на одном православном «модернистском» сайте предложение заменить слово грех более современным — таким, например, как «ошибка», «заблуждение». Так будет понятнее большинству, может быть, заставит многих задуматься и привлечет скорее к вере. Я думаю, что подобного рода «русификация» связана со всем «модернизмом», которому следуют некоторые в нашей Церкви по примеру Второго Ватиканского Собора. В одной из статей Вы приводите немало таких ярких примеров. Так, пишете Вы, в некоторых католических приходах родителям не советуют помещать распятие в детской, я«чтобы не травмировать их», но предлагают заменить его «изображением, понятным их возрасту, например, собаки — как символа верности» — изображением, которое они, повзрослев, найдут в катехизисе, где не будет ни слова о распятом Христе. Понятно, что суть у наших модернистов та же. Но мне невольно приходит такая мысль. Даже «профанное» употребление слова «грех» напоминает, что совесть человека, утратившего веру, все равно сознает грех как что-то противозаконное. И это в свою очередь заставляет задать вопрос: употребление слова «грех» даже в безрелигиозном разговоре не есть ли свидетельство выживания, несмотря ни на что, религиозного языка, а значит и религиозного, может быть, глубоко сокрытого сознания? Пусть это нечто устаревшее, вышедшее из «музея христианства», но по-прежнему живущее в расцерковленном обществе. Или выражение некоей интуиции того, что реально является грехом? Может быть, именно к этому чувству с обязательным сохранением главных библейских слов, определяющих сокровенные тайны жизни, надо обращаться прежде всего нашим миссионерам-проповедникам, чтобы заставить неверующих задуматься о тайне Церкви? Л. Кутикова, г. Пенза Да, грех всегда есть, во-первых, преступление против разума и совести, против истины и правды. И, во-вторых, всегда есть оскорбление Бога. Почему одно связано с другим? Всякое ли заблуждение — грех? Почему всякий грех связан с Богом и имеет религиозный смысл? Может быть, заблуждение — просто ошибка? И следует говорить не о грехе, а об ошибке? Зачем искать грех в делах не духовных, а временных, «профанных»? Можно поставить вопрос о вине, но при чем здесь грех? И, в-третьих, в отношении Бога многие скажут: Бога нельзя оскорбить. Он — неприступен, Он превыше всего, что мы можем сделать. В таком случае логично задать вопрос: почему Бог стал человеком? Почему Он послал Сына Своего Единородного к нам?

http://moral.ru/dom_06_2017/

17 октября. ПРАВМИР. В Сикстинской капелле состоится концерт для сорока туристов, которые приобрели эксклюзивный тур по Италии, организованный для них руководством компании Porsche. Разрешение на проведение такого необычного мероприятия в зале, где проходят конклавы, дал Папа Римский Франциск. Вырученные от концерта деньги пойдут на благотворительные цели. Концерт состоится 18 октября. В окружении фресок знаменитого итальянского мастера Возрождения Микеланджело туристы услышат музыкальные произведения, исполняемые хором Национальной академии Санта-Чечилия, основанной  в Риме b XVI веке. По окончании концерта гостям будет предложен праздничный ужин в стенах ватиканского музея, — сообщают РИА Новости. «Это исключительное мероприятие, такой шанс выпадает только раз в жизни. Это станет самым ярким событием всего путешествия», — заявил в интервью изданию представитель компании Porsche Travel Club. Остается неизвестным, какую сумму Ватикану удастся выручить за это эксклюзивное мероприятие. Известно только, что за 5-дневный тур по Италии каждый турист заплатил агентству Porsche Travel Club по 5 тысяч долларов. «Данная инициатива поддержит благотворительные проекты Папы. Она нацелена на крупные компании, которые, оплачивая предложенные им услуги, будут способствовать благотворительности», — заявил исполнительный директор музейного комплекса Ватикана Паоло Николини. Концерты проводились в знаменитой капелле и раньше, однако на них могли присутствовать исключительно церковные служители. В этот раз капелла впервые сдается в аренду на коммерческой основе.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 марта, 2024 9 февраля, 2024 25 января, 2024 10 января, 2024 25 августа, 2023 11 августа, 2023 8 августа, 2023 4 августа, 2023 1 августа, 2023

http://pravmir.ru/v-sikstinskoy-kapelle-...

Ватикан, 25 мая, I.MEDIA/Благовест-инфо. После трехмесячного перерыва туристы смогут вновь посетить знаменитые музеи Ватикана, начиная с 1 июня, сообщили в дирекции музеев. Папская резиденция в Кастель Гандольфо, которая при нынешнем понтифике также стала доступна для туристов, откроет свои двери 6 июня. Правительство Италии объявило, что 3 июня границы республики вновь откроются для гостей из-за рубежа. В свою очередь, в рамках общей динамики смягчения карантинных мер Ватикан решил открыть 1 июня свои музеи, которые были закрыты 8 марта. Ценители искусства смогут побывать в музеях, «соблюдая необходимые меры безопасности»: сотрудники будут измерять у всех ходящих температуру с помощью специальных сканеров, посетители будут должны соблюдать дистанцию и в обязательном порядке носить маски. Чтобы избежать большого скопления людей, билеты можно будет приобрести только заранее на сайте музея. В этой связи Ватикан решил отменить наценку за предварительную продажу. В своем видеообращении директор музеев Ватикана Барбара Ятта рассказала, что помимо обычной экспозиции посетители смогут увидеть отреставрированный зал Константина и четвертую станцу Рафаэля в апартаментах Папы Юлия II. В пинакотеке ценители искусства смогут восхититься полностью реставрированным залом 8, посвященным великому Рафаэлю, 500-летие с дня смерти которого отмечается в этом году. В ближайшее время музеи будут работать по новому расписанию: с понедельника по четверг папские собрания будут открыты с 11 до 20 часов, вход прекращается в 18.00. В пятницу и субботу музеи будут работать с 10 до 20 часов, вход будет прекращен в 20.00. Бесплатное посещение музеев, которое раньше было возможно в каждое последнее воскресенье месяца, временно отменяется. В пятницу и субботу созерцание шедевров можно будет совместить с употреблением аперитива во Дворе Шишки. Посетителям также предлагается автобусный тур по садам Ватикана, который также можно заказать только заранее. Папская вилла в Кастель Гандольфо под Римом откроется для туристов 6 июня. Она будет открыта по субботам и воскресеньям с 10 до 18 часов. Поезд на Кастель Гандольфо, который отправлялся по субботам с ватиканского вокзала, пока что ходить не будет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИМА [Бима; копт. epime ; араб.  ], мч. Египетский (пам. копт. 8 эпепа (араб. абиб), эфиоп. 8 хамле - 2 июля). Сохранилось 2 редакции Мученичества Е. на копт. языке: ранняя, саидская, в рукописи из Коптского музея в Каире (изд.: Mina. 1937) и бохайрская, более поздняя и зависящая от 1-й, из собрания копт. рукописей Ватиканской б-ки (изд.: Balesmri, Hyvernat. 1907). Краткий араб. пересказ Мученичества имеется в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), а в его эфиоп. версии содержится также салам (строфа из 5 строк) в честь Е. Греч. версия Мученичества не сохранилась, и вопрос об оригинальном языке текста остается открытым. Текст копт. редакции распадается на 2 части, каждая из которых связана с особыми циклами Мученичеств. 1-я ч. примыкает к циклам, в текстах к-рых повествуется об обстоятельствах, вызвавших гонения на христиан: о войне рим. имп. Диоклетиана (284-305) с персидским шахом Шапуром, о пленении сына последнего, по имени Никодим, и о предательстве еп. Гаия, вызвавшем гнев Диоклетиана на христиан. Первым принял мученичество воин, чье имя не названо, после чего эдикт, обязывавший приносить жертвы языческим богам, был обнародован и послан в Александрию префекту Арминию. 2-я ч., посвященная собственно мученичеству Е., относится к циклу мч. Юлия Кбахсского (Акфахсского; пам. копт. 22 тоута (араб. тут, 19 сент.)), к-рый во время гонений посещал заключенных в тюрьмах христиан и к-рому приписывается составление их Мученичеств. Е. был родом из сел. Панколевс, расположенного близ г. Пемдже (греч. Оксиринх, ныне Эль-Бахнаса), и происходил из христ. семьи; отца звали Илией, мать - Софией. Е. отличался милосердием к неимущим и со временем был избран старостой селения. Получив особое откровение, он раздал свое имение бедным и отправился в Пемдже для исповедания веры. Дукс Кулькиан (по др. версии, Лукий), узнав о высоком положении Е., потребовал от него указать священников, выдать церковные сосуды и поклониться идолам.

http://pravenc.ru/text/190025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР [копт. isidwros ], мч. Антиохийский (пам. копт. 19 пашонса/башнаса (14 мая) и 7 месоре/мисра (31 июля)). Мученичество И. на саидском диалекте копт. языка сохранилось полностью в рукописи из собрания Коптского музея в Каире (изд.: Munier. 1918) и во фрагментах кодекса из собрания Борджа Ватиканской б-ки (изд.: Lemm. 1913; Till. 1935). Автор Мученичества называет себя Сотерихом, слугой отца И., и пишет, что сопутствовал святому во время всех описываемых событий. Однако исследователи считают произведение одним из поздних образцов т. н. лит-ры циклов (VIII-IX вв.; см. в ст. Житийная литература ). Характерными чертами Мученичества являются описания мн. чудес с воскрешением мученика (см.: Baumeister. 1972) и легендарное изображение рим. императоров Диоклетиана и Константина I Великого . Краткое сказание об И., лишенное этих особенностей, содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Согласно Мученичеству, И. род. в Антиохии, был сыном крупного рим. военачальника (стратилата) Пантилеона (Панталеона), исповедавшего христианство, и его жены Софии, имел сестру Евфимию. Когда имп. Диоклетиан издал эдикт против христиан, Пантилеон и И. скрылись в горах и жили под рук. отшельника Самуила. К ним присоединился и буд. имп. Константин, представленный в Мученичестве как родственник Пантилеона. Имп. Диоклетиан разыскал и вернул И. с отцом в Антиохию, уговаривал Пантилеона отречься от веры и, получив отказ, велел отрубить ему голову, а И. подвергнуть пыткам. Согласно Синаксарю, И. было 12 лет; согласно Мученичеству, больше, т. к. сказано, что он отрекся от звания стратилата. Мн. язычники, видя мучения И., сопровождавшиеся чудесами, обратились в христианство и претерпели мученическую кончину (в тексте выделено неск. таких групп с указанием дней их казни, однако свидетельства их почитания отсутствуют). Мать и сестра, укреплявшие И., были обезглавлены за городом. Как было предсказано арх. Михаилом, И. претерпел 5 казней, воскресая после каждой. Затем он был отправлен в Селевкию Исаврийскую, где обратил в христианство местного правителя Андроника, а на обратном пути спас корабль, попавший в бурю, и заставил говорить статую на о-ве Родос (судя по описанию, речь идет о Колоссе Родосском, разрушенном в III в. до Р. Х.). После 5-летнего заключения в тюрьме И. был распят. На следующий день имп. Диоклетиан был «свергнут» с трона арх. Михаилом, и воцарился Константин, к-рому И. во сне велел перенести его мощи в К-поль. Однако, согласно Мученичеству, в К-поле, в храме, были положены мощи его родителей и этот храм в честь его матери стал именоваться собором Св. Софии. Мощи И. и его сестры были помещены в церкви, построенной имп. Константином на о-ве Хиос, который в Мученичестве назван портом К-поля.

http://pravenc.ru/text/674876.html

В Киеве открылась экспозиция уникальных древних икон Киев , 8 февраля 2005 г . Как сообщает сервер " Православие в Украине " , в Национальном музее Западноевропейского искусства имени Богдана и Варвары Ханек открылся новый зал экспозиций, посвященный четырем иконам доиконоборческого периода (VI-VII вв.). Начало исследованию этих уникальных ценностей положил выдающийся историк, архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885 гг.). Именно он нашел в старинной башне монастыря во имя святой Екатерины уникальные образы, первым осознал их научную ценность и привез в Киев. Как говорят специалисты сегодня, более десяти лет старинные иконы находились в запасниках музея. Их исследовали, реставрировали и готовили к экспозиции. Для уникальных памятников духовности и культуры были оборудованы специальные помещения, которые помогали поддерживать внутри необходимую температуру и влажность. За это время иконы неоднократно участвовали в грандиозных выставках по всему миру: на Крите, в Афинах, в Салониках, Риме и Москве. К сожалению, эта бесценная коллекция более известна за пределами Украины, потому что в годы атеистического произвола памятники сакрального искусства подвергались тотальному уничтожению. «Музейные дизайнеры долго работали над оформлением этого зала, - говорит заведующая отделом европейского искусства Национального художественного музея имени Богдана и Варвары Ханек Елена Живкова. – Синий цвет стен этого зала был выбран не случайно. В Византийской традиции он символизирует цвет вечности и вечной Божественной Истины. Сегодня киевляне и гости города имеют возможность увидеть уникальные старинные иконы, каких в мире осталось всего двенадцать. Они есть в Ватиканском музее Рима и Синайском монастыре во имя святой Екатерины. Эти образы написаны старинным методом – энкаустической живописью, когда краски смешиваются не с маслом, а с воском, который консервировал краску на века». Появление иконы «Божия Матерь с младенцем Христом» большинство ученых датирует первой половиной VI века. Относительно художественного центра, в котором был написан образ, мнения ученых разделяются между Александрией и Константинополем.

http://pravoslavie.ru/12594.html

Новости Кардинал Сандри поедет в Ирак, чтобы выразить солидарность с местными христианами 29.04.2015 00:48 Ватикан, 29 апреля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Кардинал Леонардо Сандри поедет в начале мая в Ирак, чтобы выразить солидарность с христианами этой страны. Об этом сообщили 28 апреля в ватиканской конгрегации католических церквей восточного обряда, которую Сандри возглавляет. Высокий куриальный прелат посетит Багдад и Иракский Курдистан. Направляясь в охваченную длительным и кровопролитным конфликтом страну, аргентинский кардинал хочет «принести слова благословения Папы Франциска», говорится в тексте, распространенном его конгрегацией. Он также хочет «поблагодарить власти страны за то, что они делают для христиан и других меньшинств, и призвать их к новым действиям в этом направлении». Прежде чем направиться в Ирак, кардинал Сандри побывает 29-30 апреля в итальянском Бари, где примет участие в международной конференции, посвященной судьбе христиан Ближнего Востока. Этот форум проводит Община св. Эгидия. Затем, с 1 по 2 мая, иерарх панирует находиться в Багдаде. В иракской столице он совершит мессу в халдо-католическом соборе св. Иосифа и встретится с беженцами, которых приютила багдадская христианская община. Кардинал также посетит национальный музей, в котором собраны памятники истории, насчитывающие по несколько тысяч лет и нуждающиеся сегодня в особой в защите.  Как известно, террористы из «Исламского государства» в последнее время уничтожили и продолжают уничтожать памятники истории и культуры. Разрушению подверглись не только экспонаты археологического музея в Мосуле, но и руины ассирийского города Нимруд и римской Хатры. 3 мая Леонардо Сандри прибудет в столицу Иракского Курдистана Эрбиль, где встретится с представителями различных католических организаций, оказывающих гуманитарную помощь Церквам Востока – в частности, американской CNEWA, немецкой Misereor, французской Œuvre d’Orient и международных фондов «Помощь Церкви в нужде» («Кирхе ин Нот») и Missio. В этот же день кардинал встретится с членами сиро-католической общины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010