Не наше дело, что пора звонить приспела: есть на то пономари. Не конь, так не лезь в хомут! Не корова, так и не мычи! Записался в прихвостни, так вперед не забегай! Сидеть на ряду – не говорить: не могу (т. е. управлять, вести ряду) . Взялся за гуж, так будь дюж (так не говори, что не дюж)! Ешь (Рушай) варено, слушай говорено! Садись на (в) кут, да и все тут (или: ступай в кут, где мухи ткут, т. е. за бабью перегородку, в стряпную) . Не тронь (Не вороши), так и не воняет. Свои собаки грызутся, чужая не приставай! Две собаки грызутся, а третья не приставай (не впрядывай) !   Свой со своим бранись, а чужой не вяжись (не мешайся, не ввязывайся)! Свой со своим считайся, а чужой не вступайся! Третий (Пятый) игрок под стол. Что кому за дело, что жена моя не бела: я и сам не хорош. Двум любо, третий не суйся (а третьему – зась)! Крой свою крышу, а сквозь чужую не замочит. Чужую крышу кроет, а своя течет (а своя каплет, а под свою капель). В чужом хлеву овец не считают. Свои волосы как хошь ерошь, а моих не ворошь. Не смейся, квас, не лучше нас! Не смейся, квас: не первая водица (или: не первого наливу, т. е. жидок, плох) . Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай! Насмеялась бы верша болоту, да сама там. Калмык татарина маханиной (кониным мясом) корит. Совок, да не ловок. Не вороши, когда руки не хороши! Долго постился, да на средохрестной сбился. Скор, да не угодлив: что сунется, то и окунется. Читай себе по субботам! Погляди-ко сам на себя! Поглядел бы ты в воду на свою уроду! Ахал бы дядя, на себя глядя. Отойдем да поглядим, каково-то мы сидим. Стриги (Мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Считай (Паси) всяк пастырь свое стадо! Ковыряй всяк в своем свище (в своем носу)! Оглянись назад, не горит ли посад! Мети всяк перед своими воротами! Держи крепче свой карман! Не сохни, не боли, не твои пироги (сапоги)! Знай, баба, гребень да кривое веретено! Ерема, Ерема! сидел бы ты дома да точил веретена! Всякому зерну своя борозда (своя лунка). Муха до уха, сорока до ока, оса до носа (западн.) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай! Насмеялась бы верша болоту, да сама там. Калмык татарина маханиной (кониным мясом) корит. Совок, да не ловок. Не вороши, когда руки не хороши! Долго постился, да на средохрестной сбился. Скор, да не угодлив: что сунется, то и окунется. Читай себе по субботам! Погляди-ко сам на себя! Поглядел бы ты в воду на свою уроду! Ахал бы дядя, на себя глядя. Отойдем да поглядим, каково-то мы сидим. Стриги (Мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Считай (Паси) всяк пастырь свое стадо! Ковыряй всяк в своем свище (в своем носу)! Оглянись назад, не горит ли посад! Мети всяк перед своими воротами! Держи крепче свой карман! Не сохни, не боли, не твои пироги (сапоги)! Знай, баба, гребень да кривое веретено! Ерема, Ерема! сидел бы ты дома да точил веретена! Всякому зерну своя борозда (своя лунка). Муха до уха, сорока до ока, оса до носа (западн.) . Знает (Знай) свинья свое порося. Обихаживай (Ухичай), ворона, свое гнездо! Каждая лиса свой хвост береги (от сказки, где лиса выставила хвост собакам) . Подбери волк хвост: кот крадется (от сказки: медведь с волком пошли смотреть закинутого в лес кота; кот кинулся на кончик хвоста волка, залегшего под хворост; волк с треском вскочил, кот кинулся на дерево, с которого мишка, испугавшись, упал и убился) . Потужи о себе, а там и о других (и о Фоме). Ищи, Фома, чтоб полна была сума; ищи, Еремей, чтоб не растрясти своей! Денис, ступай на низ; а ты Фока, гляди сбоку. Это не твоего ума дело (т. е. не берись, не сделаешь) . Торгуй мужик пшеницей, баба чечевицей! Живи всяк своим добром (своим умом) да своим горбом! Своеобычие Всякий поп по-своему поет (свое поёт). Всякий поп свою (по-своему) обедню служит. Поп свое, а черт свое. Всякий молодец на свой образец. Всякий портной на свой покрой. Кто как умеет, так и кроит (и бреет). Как знаю, так и тачаю. Как умею, так и брею. Как хочу, так и строчу. Всякий гад на свой лад. У всякой пташки свои замашки. Всякая птица своим пером красуется. Каждая собака в своей шерсти ходит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Наконец, у каждого человека был свой бог-покровитель, гений (у мужчин) или юнона (у женщин). В развитии представлений о личном гении-покровителе отразился распад древних родовых и общинных связей: вначале гении были, видимо, родоначальниками и покровителями рода (genius происходит от глагола genere - рождать). Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Иногда предполагалось 2 гения - добрый и злой. Помимо личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей (genii locorum), видимым символом к-рых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к ларам, и на практике едва ли между теми и другими проводилась четкая грань. Гению Рима на Капитолии был посвящен щит с надписью: «Или мужу, или жене», поскольку имя и пол гения-хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги. Кроме добрых богов-покровителей, манов и ларов, существовали злые, враждебные ларвы, стриги и лемуры - вредоносные тени, призраки преступников и людей, лишенных погребения. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды - лемурии, справлявшиеся в мае. Тогда закрывались храмы и вводился запрет на заключение браков. Чтобы выгнать лемуров из дома, глава семьи должен был, встав ночью и трижды омыв руки, взять в рот черные бобы и, не оборачиваясь, бросать их через плечо, 9 раз повторяя, что этими бобами он откупается за себя и своих близких; затем, ударяя в медный таз, 9 раз призвать призрак удалиться из дома. Общению с духами предков и их умилостивлению были посвящены паренталии , когда покойным приносили жертвы, а на семейные трапезы являлись тени умерших родственников. По преданию, начало благочестивому празднику паренталий положил Эней: он принес жертву на могиле своего отца Анхиза в годовщину его смерти, установив обряд, ставший обязательным для потомков. Вход в царство мертвых (mundus) находился на форуме, позади ораторской трибуны (rostra); трижды в год (24 авг., 6 окт. и 8 нояб.) он открывался, в эти дни нельзя было предпринимать важных дел без крайней необходимости.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Больше всего крестьяне терпят от пожаров вследствие тесноты жилищ и от разбойников вследствие неразвитости общественной жизни, непривычки к общему делу: в иной деревне десятка два или три или и гораздо больше дворов, а разбойников придет и небольшое число к крестьянину, станут его мучить, огнем жечь, пожитки его на возы класть, соседи все слышат и видят, но из дворов своих не выйдут и соседа от разбойников не выручают. «Еще, – говорит Посошков, – немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. В иной деревне дворов двадцать и тридцать, а грамотного человека нет ни одного, и от того случается, что если приедет кто-нибудь с указом или и без указу, да скажет, что указ него есть, то ему верят и принимают на себя излишние убытки, потому что все они слепые, ничего не видят, не разумеют. Многие приезжают и без указу и пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, и в поборах много с них лишних денег берут. Для охранения от таких напрасных убытков не худо бы крестьян и поневолить, чтоб детей своих отдавали дьячкам учиться грамоте, читать и писать. Не худо указ послать и в Низовые города, чтоб у мордвы детей брать и грамоте отдавать учить, хотя бы и насильно. А когда научатся, то и самим слюбится, потому что к ним чаще, чем в русские деревни, приезжают солдаты, приставы, подьячие, иногда с указом, иногда без указу, и делают что хотят, потому что мордва – люди безграмотные. Не очень справедливо и то, что помещики на крестьян своих налагают бремена неудобоносимые, ибо есть такие бесчеловечные дворяне, что в рабочую пору не дают крестьянам ни одного дня на себя что сработать. Многие дворяне говорят: крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола. Говоря так, царство пустошат, так их обирают, что у иного и козы не оставляют. От такой нужды крестьяне домы свои оставляют и бегут, иные в понизовые места, другие в украинские, некоторые и в зарубежные; чужие страны населяют, а свою пусту покидают. Крестьянам помещики не вековые владельцы, оттого они не очень их и берегут, прямой их владетель всероссийский самодержец, а они владеют временно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Помню, как возвращался домой. Автобус запаздывал, ждать пришлось долго. Потом трясся в хвосте старенького пыльного «Икаруса», людей было мало. Сзади меня сидели двое призывников и пили самогон, закусывая домашней «пальцем пиханной» колбасой. А у меня нечего было поесть. Как увидел ту колбасу, так всё внутри заныло от голода. А ребята эти, словно догадались, протянули мне полстакана свекольного самогона и целый круг колбасы с хлебом. Я с отвращением выпил эту вонючую «цукровку». Ну, не обижать же ребят, правда? Зато потом колбасы поел. Сперва ехал и думал об этих ребятах, что тоже вместе со мной скоро наденут солдатскую форму, а потом почему-то вспомнил того парня, которого хоронила деревня в день моего к ним приезда. Стал вспоминать рассказанное председателем и сопоставлять даты его ранения и смерти. И у меня выходило, что он был ранен в день моей защиты, потом всю неделю, пока мы с друзьями праздновали окончание учёбы, он умирал в госпитале, теряя сознание от боли. А ведь он пытался поступить к нам в институт, мечтал стать агрономом или зоотехником и работать у себя деревне. Не поступил и ушёл воевать. Но ведь это я мечтал стать военным, я должен был идти воевать, а не он. Но если я не пошёл, то пошёл этот деревенский мальчик – кто-то ведь все равно должен был идти. А что, если это мы с ним поменялись судьбами, и он получил предназначенную мне пулю? А я даже имени его не знаю. «Нет, нет, – убеждал я себя, – такого не может быть. Это в тебе говорит самогон». В день отправки прибываю в военкомат. Прапорщик, недовольный моим внешним видом, велит постричься наголо. Связался с отцом: – Пап, ты бы позвонил военкому, а то меня тут наголо хотят оболванить. На что отец мне спокойно отвечает: – Будь как все, сынок, стригись, это не больно. Прошло три года после окончания института. Уже отслужил срочную, получил офицерское звание. Неожиданно мне в полудобровольном порядке предложили, в силу создавшихся тогда обстоятельств, послужить в армии ещё два года, но уже офицером. Я тогда решил, что это моя судьба, и не противился. Когда писал рапорт, то рука, словно, сама собой приписала в самом конце просьбу направить меня в ограниченный военный контингент в ДРА, или попросту в Афган . Но меня оставили служить недалеко от дома.

http://pravmir.ru/za-sebya-i-za-togo-par...

Под словом «бойцы» я подразумеваю и тех, и других. В тексте вам встретится штамп «Здравый смысл» и рисунки. Я включил их в это пособие, чтобы сделать его как можно более наглядным и как можно менее многословным. Глава 1. Рекогносцировка подготовка базового лагеря Постановка задачи Вы стоите на пороге глобального события, которое кардинально изменит всю вашу жизнь. Максимально эффективная подготовка на этом этапе позволит вам впоследствии наиболее рационально использовать два жизненно важных и дефицитных ресурса: время и силы. Цель Основные цели первого блока обучения таковы. Начинайте подготовку базового лагеря не позднее чем за полтора месяца до предполагаемого срока прибытия новобранца. Основные задачи: Уборка базового лагеря Уборка базового лагеря должна быть качественной, однако не следует стремиться к созданию полной стерильности. Вы готовитесь к прибытию новобранца, а не организуете полевой госпиталь. Даже если бы вам удалось избавиться от всех микробов (что невозможно), устойчивость созданной вами идеальной среды в условиях дислокации личного состава в базовом лагере окажется минимальной. Руководствуйтесь здравым смыслом. Уборка должна постепенно войти в ваш типовой порядок действий (ТПД). Уборка комнаты новобранца Маловероятно, что новобранец будет сразу спать в собственной комнате, по крайней мере в первые шесть месяцев после рождения. Тем не менее я рекомендую до его прибытия в базовый лагерь сделать в ней генеральную уборку. Пока есть время. Выполнять! Отставить! КАК СЛЕДУЕТ ВЫМОЙТЕ ВСЕ ПОВЕРХНОСТИ, С КОТОРЫМИ БУДЕТ КОНТАКТИРОВАТЬ НОВОБРАНЕЦ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ: Всегда держите руки чистыми.  Коротко стригите ногти и следите, чтобы под ними не было грязи. Закупка снаряжения Что вам понадобится в первое время Гигиенические средства Обмундирование Обеспечение пищевым довольствием Водные процедуры Сон Постельное белье Первая помощь Впоследствии аптечку первой помощи следует расширить за счет антисептической мази, пластыря и стерильных салфеток. Подробнее см. главу 8 «Врача! Основные приемы оказания первой помощи и действия при некоторых болезнях».

http://azbyka.ru/deti/papa-spetsnaz-miss...

Тут подходят слова преподобного Серафима Саровского : «Как стяжать Духа Святого Божия в нашей жизни». Но моя жизнь в тот момент не стала сразу такой, как сейчас, а наоборот. Представьте картину: КамАЗ несется на всей скорости с горы в гололед, ты жмешь на тормоз, а он не тормозит. И ты всем своим весом несешься дальше. В моей жизни происходило именно так. И я понимал, что мои страсти, темная сторона моей жизни берет верх. Зависимость от наркотиков, алкоголя перешла предельный порог. Пришло четкое осознание: если я сейчас не остановлюсь, это конец. Нужны были радикальные меры. Я прекратил всю свою деятельность, обрубил все контакты и просто уехал на остров. И прожил там год.  — Чем вы занимались на острове? — У меня было много разных послушаний. Был трапезником, водителем, Псалтирь читал. Там была размеренная спокойная монастырская жизнь. Много интересных неожиданных встреч происходило. Особенно с музыкантами. Ты по своей наивности думаешь, что люди приезжают влекомые Богом. А им надо переломаться от зависимостей. Но когда они там оставались, спустя какое-то время Господь их тоже касался. И жизнь их менялась. Любой наркоман или алкоголик хочет употреблять и пить как нормальные люди. А это невозможно. И если есть длительный перерыв, это срабатывает, как резинка у рогатки. Оттягивается, оттягивается, оттягивается… Человек при малейшей возможности возвращается на этот путь. И это приводит к смерти. В моей жизни очень много людей умерло именно таким образом… Научиться быть благодарным за все  — А как пришло понимание, чем заниматься в жизни дальше? — Я прожил на острове год и понял, что монашество — это не мое. А у православного два пути: «рано стригись или рано женись». И я женился. Мне повезло. С Екатериной мы похоже мыслим о мире, о Боге. Да даже о юморе. Мы вместе уже 10 лет.  — Как изменилась ваша жизнь, когда вы стали христианином? — Круто изменилась. Ты начинаешь проживать любые события, какими бы они ни были, с таким чувством, с евангельским словом: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5). Что бы ни происходило, ты веришь, что будет в конце туннеля свет.

http://blog.predanie.ru/article/ya-prish...

Там есть целый такой набор мыслей. Точно так же и здесь мы встречаемся. Это просто мы знаете что? Это мы стали такие рафинированно-духовные: «Ах, мы такие духовные, что прямо даже и непонятно, зачем это: рыбье сердце, понимаешь, сжигать, кадить». Конечно, непонятно, потому что мы дикари. Сказал бы нам ангел Рафаил: «А ну-ка сожги сердце и печень и покури», — мы бы перепугались и умерли бы со страху. Короче, мы такие якобы духовные стали, что мы вообще перестали что-нибудь понимать. А сердце и печень — это самые главные органы в человеке, а значит в рыбе они тоже что-то означают, а желчь тоже там означает чего-то. Вы поинтересуйтесь, между прочим, что означает желчь — «холе». Вот есть, например, меланхолики, холерики — это же «холе» — желчь. Что оно означает в человеке? Мы совсем всё забыли, на самом деле. Эти Библейские книги нас возвращают к таким неким прагматичным тайнам Божиим, когда странные вещи требуются. Вот Самсон, например: был с волосами — был непобедим, волосы обстригли — все стали его побеждать. Что это такое? Что, в волосах что ли сила? Ну да, тоже смущение возникает. Что, стричься что ли нельзя? Да нет, ты стригись, просто почитай и подумай. Иногда стоит постричься и всю силу потеряешь. Библейское повествование — оно такое, знаете, наивно-таинственное: оно одновременно таинственное и одновременно наивное. Т.е. ну и что? Вроде бы даже странно как-то: это что, через это получается сила Божия? Да, милый мой, именно через это получается сила Божия. Вот через воду получаешь оставление грехов. Через воду? Ну да. Крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа — во оставление грехов. А через елей получаешь что-то ещё. А через печень и сердце рыбы Давид получил себе жену здоровую живую, и демон её не убил. Вот такие дела. Так что вы читайте и радуйтесь, что вы это читаете, и не смущайтесь, потому что наши рационалистические мозги способны смущаться на каждом шагу. Вот только когда мы грешим, мы не смущаемся. Творят люди, чего хотят, и не смущаются, и ни какой доли смущения.

http://pravoslavie.ru/82525.html

Щедродаров хотел было возразить, что, конечно, было бы очень полезно сначала обеспечить себе брюхо, а потом уж до всего дойти; но что с этакой идеей можно, пожалуй, тысячу лет простоять на одной точке желаний и гнева, не достигнув ни малейшего практического результата, а напротив, просмотрев жизнь и все перепортив. Хотел он тоже прибавить, что, может быть, это вовсе не так легко, как кажется, и что, может быть, схватить луну за рога гораздо легче, чем предварительным и преднамеренным параличем всех остальных способностей человека достигнуть повсеместно сытого брюха; но Щедродаров был уже так утомлен и испуган, а сверх того, он был так мало устроен для подобных ответов, что смиренно молчал, в надежде, что тот скоро кончит. — И потому, — продолжал оратор, — если на случай придется вам писать, например, политическую статью, положим хоть о славянском вопросе, то вы прямо напишете, что «День» порет вздор. Что стоны славян и желание их освободиться от австрийцев и турок — тоже вздор. Что такие желания — роскошь и даже непозволительная; что славянам совершенно должно быть всё равно: сами ль они по себе аль под австрийцами и под турками, потому именно, что прежде всего им надо думать о брюхе, а потом разве уже прогнать и турок; но не иначе как в виде роскоши. Понимаете? Равномерно, если человек скажет вам: я хочу мыслить, я мучусь неразрешенными вековечными вопросами; я хочу любить, я тоскую по том, во что верить, я ищу нравственного идеала, я люблю искусство или что-нибудь в этом роде, — отвечайте ему немедленно, решительно и смело, что всё это вздор, метафизика, что всё это роскошь, детские грезы, ненужности; что прежде всего надо — брюхо; и что, наконец, если уж очень у этого человека зачешется, то порекомендуйте ему взять ножницы и обстричь себе зачесавшееся место. Танцевать хочу — ноги стриги; рисовать хочу — руки стриги. Тоскую, мечтать хочу, — голову прочь. Брюхо, брюхо и одно брюхо, — вот, милостивый государь, великое убеждение! Понимаете ли, молодое перо? Молодое перо хотело было заметить, что если обстричь всё остальное, так ведь оставшееся одно брюхо будет, пожалуй, и мертвое. Но он этого не заметил, потому что не мог заметить, а не мог потому, что голова его вовсе не так была устроена, чтоб об этом думать. И потому он только хлопал глазами и ужасно скучал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Эти его размышления подтвердил и Колечка Пинчук, принимая бритву. — Теперь маненько получше на витрину стали, — сказал он. — Хотя и не вполне, потому что шевелюра еще нечеловеческая. Может, подстричь вас, товарищ доктор, хотя за успех поручиться не могу… — Давайте стригите! — согласился Володя. Пинчук сначала подстриг его лесенкой, потом эту лесенку «улучшил», потом, ввиду «безвыходности ситуации», предложил обрить голову «начисто». — Брейте! — вздохнул Устименко. — Вот теперь — ничего как будто? — с сомнением спросил Колечка. — Вы только на меня не обижайтесь, товарищ доктор, я же токарь, а не парикмахер… И, напевая «С одесского кичмана сорвались два уркана», Колечка отправился за дебелой и статной няней, а Володя, завернувшись в одеяло, наподобие тоги, пошел осматривать усадьбу дома отдыха «Высокое», чтобы знать, как тут в случае чего можно будет обороняться. Вместе с ним, опираясь на самодельный костыль, ходил опытный солдат Кислицын и сообразительный Ваня Телегин. Покуда занимался он своими командирскими обязанностями и самим собою, Вересова, так и не дождавшись разрешения Володи, протерла Цветкова тройным одеколоном, разведенным с водою, вместе с плоскостопой, подозрительно настроенной сестрой-хозяйкой переодела его во все чистое и занялась другими ранеными — ловко, споро и ласково, так ласково, как может это делать врач, стосковавшийся по работе, да еще в тех условиях, когда можно оказать действенную помощь. — У вашего Константина Георгиевича, конечно, пневмония, — сказала она, мельком взглянув на Володю. — Нынче, по-моему, кризис… Мирошников, которого она перевязывала, тяжело матюгнулся, Кислицын за него извинился, ласково и мягко сказал: — Вы уж, доктор дорогой, не обижайтесь, поотвыкли от дамских ручек… И приказал: — Поаккуратнее бы, ребята, нетактично матюгаться-то… Беленькая, хорошенькая нянечка, видимо уже атакованная Бабийчуком и даже им очарованная, принесла в командирскую палату лампу посветлее — с молочным абажуром, потом — вместе со своим успевшим и побриться и отутюжиться кавалером — доставила она ужин, а Бабийчук — кагор, кофейный ликер и портвейн. Володя оглядел Бабийчука спокойно из-под полуопущенных мохнатых ресниц, спросил негромко:

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010