ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОСТОК Подчинение Казани. – Завоевание Перми. – Югорские князья платят дань в Москву; утверждение русских на Печоре; переход за Уральские горы. – Нашествия хана Золотой Орды Ахмата. – Поведение Иоанна во время второго нашествия Ахмата. – Послание к нему Вассиана, архиепископа Ростовского. – Отступление Ахмата от Угры. – Гибель Ахмата в степях. – Крымская орда. – Союз Иоанна с крымским ханом Менгли-Гиреем; крымцы дорушивают Золотую Орду. – Первые сношения России с Турциею. – Сношения с тюменцами, ногаями, Хоросаном и Грузиею. Последний поход Василия Темного был на Казань, первый поход московской рати в княжение сына его был также на Казань. В 1467 году служилый московский царевич Касим получил из Казани весть, что там хотят видеть его ханом и чтоб он спешил туда с войском; Касим обрадовался, дал знать об этом великому князю, и тот послал к нему сильную рать под начальством князя Ивана Васильевича Оболенского-Стриги. Но когда Касим подошел к Волге, то на другом берегу уже стоял казанский хан Ибрагим со всеми князьями и не допустил его до перевоза. Обманутый Касим в холодную и дождливую осень должен был возвращаться назад, оказался недостаток в съестных припасах, так что многие из ратников Оболенского в постные дни принуждены были есть мясо, а лошади мерли с голоду; много доспехов было побросано на дороге, но люди все возвратились домой благополучно. Казанцы спешили отомстить и немедленно явились под Галичем, но получили скудную добычу, ибо все окружные жители сидели, запершись в городе; городов же брать не могли, потому что великий князь успел разослать заставы в Муром, Нижний, Кострому и Галич. Счастливее были московские дети боярские, которые зимою 6 декабря выступили из Галича в землю Черемисскую. Целый месяц в сильную стужу, без дороги шли они лесами. 6 января 1468 года вошли к черемисам и выжгли всю землю их дотла, людей перебили, других взяли в плен, иных сожгли, имение все побрали, скот, которого нельзя было с собой увести, перебили; за один день пути только не дошли до Казани и возвратились к великому князю все поздорову; в то же время муромцы и нижегородцы воевали по Волге. Казанцы отомстили нападением на верховья реки Юга, где сожгли городок Кичменгу; потом повоевали две костромские волости; князь Оболенский-Стрига не мог догнать их; счастливее был князь Данило Холмской, которому удалось разбить татар, разорявших Муромскую волость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Спиридон, митрополит Киевский (Сатана) Родился в городе Твери. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освящённым Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского. Поставление Спиридона в митрополиты объясняется следующими обстоятельствами. В 70-е годы XV века шла ожесточённая борьба за митрополию «всея Руси» между московским и литовским митрополитами. Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, сумел получить от Константинопольского патриарха посвящение в этот сан. По всей видимости, Москва опасалась его более всего, как представителя тверской политической силы. Московские власти запретили владыке Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В «утверждённой» грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского; 1508), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшая во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РИБ, СПб., 1880, т. 6, с. 683–684). О поставлении на «киевскую митрополию всея Руси» сам Спиридон говорит в наиболее раннем из дошедших до нас своём произведении – в «Изложении о православней истинней нашей вере». Король Казимир не принял Спиридона как избранного без всякого участия литовской паствы и поставленного ещё при жизни наречённого митрополита Киевского Мисаила (Пеструцкого-Друцкого; 1480). В Литве Спиридон оказался в заточении. В Летописях Софийской II и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III для своего освобождения (ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 233). Очевидно, Спиридон был очень деятельным и ловким человеком, так как здесь же в летописи отмечено, что прозвище Сатана он получил за свою «резвость». И, видимо, не без оснований было сказано о поставлении его в митрополиты «по мзде». Когда и при каких обстоятельствах Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остаётся неизвестным. Но и на Руси отрицательно отнеслись к притязаниям Спиридона на Киевскую митрополию, в епископской присяге времени митрополита Симона (1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) упоминался Спиридон среди лиц, от которых отрекалась Русская Церковь (РИБ, т. 6, с. 451–452). Предпринимал ли Спиридон на Руси какие-либо шаги в связи с присвоением ему митрополичьего сана – неизвестно, но, тем не менее, он оказался в заточении в Ферапонтовом монастыре. Случилось это между 1483 и 1503 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Стригин-Оболенский Василий Иванович; † 23.05.1508, Тверь), еп. Тверской. Сын московского боярина и воеводы И. В. Стриги-Оболенского из рода тарусских князей - потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Иоасафа , архиеп. Ростовского. До поставления во епископа В. был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (по-видимому, с 1461, когда настоятель этой обители Геннадий (Кожин) стал Тверским епископом). 6 дек. 1477 г. в Москве В. был хиротонисан на Тверскую кафедру, хиротонию возглавил митр. Геронтий , при совершении таинства присутствовал вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой , старший сын и соправитель вел. кн. Иоанна III Васильевича . Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Иоанна III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении В. дал митр. Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в к-рой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые последним «по святым правилом» и «соборне». При В. произошло присоединение Твери к Москве. В нач. июля 1485 г. к Иоанну III прибыло тверское посольство во главе с В., имевшее целью урегулирование напряженных отношений с вел. князем. Однако оно не было принято Иоанном III, в авг. московские войска выступили на Тверь. 11 сент. В., тверские служилые князья и бояре из осажденного города явились в ставку Иоанна III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, В. остался на Тверской кафедре до своей смерти. В. являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в кон. XV - нач. XVI в.: 12 сент. 1490 г. он присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы , 17 окт. участвовал в Соборе на жидовствующих , в 1495 г.- в избрании (6 сент.) и поставлении (20 сент.) митр. Симона , 18 дек. 1496 г.- в хиротонии Сарского и Подонского еп. Евфимия, 4 февр. 1498 г. присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Димитрия Иоанновича , внука вел. кн. Иоанна III, в авг.- нач. сент. 1503 г. участвовал в Соборе, на к-ром, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении.

http://pravenc.ru/text/149881.html

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год - в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша - подарок императрицы Анны Иоанновны и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов. В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгоновской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и “как не имеющую исторического значения” собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей. В последствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания “Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета “К.К.С.” (Казанский кафедральный собор). Здесь множество книг - подарков от именитых особ, церковных иерархов. Среди дошедших и до сего дня ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции - хранящихся в Государственной объединенном музее РТ, т.н. Ефремове евангелие. Это евангелие с высокохудожественными миниатюрами было написано в 1606 году и подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.

http://sobory.ru/article/?object=02525

(15) Вассиан, в мире Василий Иванович князь Оболенский-Стригин. (Родословная книга во Временнике Общест. Истор. и Древн. Рос. 10, стр. 47. В обоих изданиях Истор. Рос. иерархии несправедливо хиротония его показана 1478 года, да и едва ли из Отроча монастыря, который в этом столетии писался: Святыя Богородицы Отроч монастырь, как это видно из Археографических Актов, I. 26. В продолжении Нестора, стр. 289, под летом 6986 сказано: «тое же зимы (следовательно 1477) поставлен бысть на Тверь епископом декабря в 6 день Вассиан архимандрит от Троицкого монастыря Тверского, а сын княж Иванов Стригин Васильевича Оболенского, Геронтием, митрополитом всея Русии, ту сущу Великому князю Ивану Ивановичу сыну Великого князя». В Истор. Рос. Гос. Карамзина IV, прим. 629, Лет. Никон. списка VI. 105 под тем же летом 6986 декабря 6, только из которого монастыря – не сказано. В Новогор. 4 летоп. IV. 152 его хиротония показана 6986 без означения месяца и числа. При осаде Твери епископ Вассиан 1485 г. сентября 12 со знаменитыми тверитянами являлся в ставку государя со сдачею города (Новогор. лет. в собрании русск. летописей IV. 135); 1489 года святил в Москве с Прохором. епископом Крутицким, церковь Василия Кесарийского ; 1490 года присутствовал на соборе о стригольниках, a 1492 года о миротворном круге, в сентябре 1490 года при посвящении митрополита всея России Изосимы, 1495 года при избрании же митрополита Симона (Новог. 4 лет. в Собрании русск. летоп. IV. 165), 1498 года февраля 4 при короновании внука государева; 1503 года августа 6 был на соборе о вдовых попах и невзимании мзды за хиротонию. Год кончины Вассиана в «сих изданиях Истории Российской Иерархии показан 1568, a no другим 1567; но справедливее, что сей владыка скончался 1508, мая 13, как это видно из Соф. Врем. II 282, Лет. по Никон. спис. VI. 182, Ист. Рос. Гос. Карамз. VII, прим. 383. Из деяний его известно, что он, будучи еще монахом, до 1478 годя рукописную Кормчую распределил по граням). Румянц. Музеум, стр. 313). 6991 года при державе Тверского князя Михаила Борисовича, в святительство Вассиана составлен канон и стихиры Арсению, тверскому епископу, в Желтикове монастыре иноком Феодосием (того музеума стр. 594).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В 40-е гг. XIX в. в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить: девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским, плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской рукописное евангелие XV века, саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ), обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд тожественного шествия на осляти». До 1918 в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона – Святцы строгановского письма, угловая часть гроба святителя Гурия, золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов. В Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Геннадий возлагал надежды на активное участие митрополита в искоренении ереси, о чем писал в том же году Сарскому еп. Прохору ( Казакова, Лурье. С. 310). Новгородский архиепископ послал вел. князю и митрополиту «подлинники» следственного дела еретиков. В нач. 1488 г. в Москве был созван Собор, на к-ром рассматривались присланные свт. Геннадием сведения. По-видимому, центральная власть (как духовная, так и светская) не придала особого значения этому делу, лишь 3 новгородца (2 священника и диакон) были признаны виновными, за что их «биша... по торгу кнутьем». О соборном решении Новгородскому архиепископу, не участвовавшему в Соборе, сообщили в посланиях вел. князь и Г. Впосл. свт. Геннадий упрекал Г. в нерешительности: «Геронтий митрополит о том великому князю не подокучил, да тем еретиком конца не учинили» (Там же. С. 375). Попутно он ставил в вину Г. то, что тот не воспрепятствовал переносу храмов, мон-рей и кладбища за пределы Кремля в связи с начавшимся в нем строительством. При Г. в Кремле служили переведенные вел. князем в Москву из Новгорода в 1480 г. протопопы Алексий (в Успенском соборе) и Денис (в Архангельском соборе), к-рых свт. Геннадий обличал как еретиков. По мнению прп. Иосифа Волоцкого, изложенному в «Сказании о новоявившейся ереси», Г. «сам же убо христианьская мудръствуа, о прочих же ни мало попечеся, погыбающим... Христовемь овцамь еретическымь учением, или грубостию съдръжим, или не радяше о сих, или бояшеся дръжавнаго» (Там же. С. 471, 481). Новый Собор на новгородских еретиков состоялся только после смерти Г.- в окт. 1490 г., при новопоставленном митр. Зосиме. Как предстоятель Русской Церкви Г. возглавил ряд епископских хиротоний: в июле 1473 г.- хиротонию Никиты (Семешкова) во епископа Коломенского, в дек. 1477 г.- хиротонию Вассиана (Стригина-Оболенского) во епископа Тверского. В 1481 г. были поставлены Коломенский еп. Герасим (Смердков), Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) и Рязанский еп. Симеон, к-рый в период управления Г. Коломенской епархией был протопопом в Коломне, затем являлся духовником митрополита.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Так как Спиридон был рукоположен 15 сентября (см. прим. 43 митр. Макария), а патриаршество Рафаила датируется в настоящее время нач. 1475 — нач. 1476 г. (Podskalsky. Griechische Theologie. S. 398), то единственная возможная дата этого события — 15 сентября 1475 г. Б. Бучинский, специально изучавший события, связанные со Спиридоном, полагает, что какая-то часть православного общества великого княжества Литовского за кандидатурой Спиридона стояла. Факт, что кандидатом на Киевскую кафедру стал тверской монах, исследователь связывает с тем, что в 1471 г. тверской вел. кн. Михаил Борисович вступил в брак с Софьей, дочерью киевского кн. Семена Олельковича (ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб. 497; см.: Бучинський Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 90. С. 21). «Пан» из Литвы, который приехал к Иоанну III хлопотать за Спиридона, был, конечно, не слугой митрополита, а одним из представителей православной светской знати великого княжества Литовского — его сторонником. Приведенный митр. Макарием текст архиерейской присяги был впервые использован в повольной грамоте Тверского еп. Вассиана Стригина Оболенского на избрание (декабрь 1477 г.) митрополитом Геронтия (РФА. Вып. 3. С. 690). Предположение митр. Макария, что «Изложение о православней, истинней нашей вере» было окружным посланием Спиридона его литовской пастве, вызвало возражения Р. П. Дмитриевой, которая полагала, что послание было написано им уже в Московской Руси, чтобы доказать местному духовенству свою верность православию (Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 77–78). Однако слова «сладкы нам юзы и радостны изгнания, иже по преданию святых, святых апостол правилом и по святых 7-ми Собор Вселенских умрети, нежели святых попранию приближится», вполне уместные в обращении преследуемого за православие митрополита к его пастве, звучали бы вопиющей бестактностью в обращении к православным в Москве. Современную биографию Спиридона см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (2-я пол. XIV–XVI в.). Ч. 2. С. 408–411.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

  001     002    003    004    005    006    007