Наследство Может быть, ты хочешь оставить детей богатыми и владетелями приобретенного отцовой наглостью. Это значило бы еще что-нибудь, если бы сбылись твои надежды. А теперь никто не знает, где сотлеет твой прах и до чего прострется вред приобретения. Ты трудишься и подолгу, может быть, не спишь, и ночи наравне с днями проходят у тебя в заботах, от того больше имеешь горестей, нежели наслаждений, берешь грабительский рост, из одного роста выращиваешь другой, и сколько с чего взять высчитано у тебя по пальцам. Но это сберегается не для тебя и не для того, на кого ты надеешься, а достанется кому-нибудь: может быть, человеку, для тебя постороннему и то еще хорошо! Может случиться, что достанется и твоему неприятелю – одному из тех, которые худо говорят о тебе и о твоем добре, которых ты не удостаивал даже своим куском. Может быть, один из потерпевших от тебя зло, тот, кто тебя и дом твой со слезами и воплем орошал соленым питием, будет питаться чужими трудами, как жирный и по верхам смотрящий петух, не одобряя многого в том, что теперь изображаешь на стенах дома, а с наследником твоим, если и встретится, не разломит и хлеба. Так суетны мечты человеческие! Для этого, если можешь что выдумать, присовокупляй к приобретенному, мучь себя, совершай насилия, не оставляй без испытания никаких худых мер, обыщи глубины земли и моря, стриги, как говорится, и с мертвых волосы, приноси жертвы сети своей ( Авв. 1, 16 ), покланяйся руке своей, которая столько собрала тебе золота, для прибыли ни во что поставь все: и врагов, и друзей, и родных, и благодетелей. Это ничем не разнится от морского отлива или от Харибды 157 , поглощающей пловцов (2). 157 Харибда – морское чудовище в греческом мифе, обитавшее напротив Сциллы в проливе между Италией и Сицилией. Три раза в день оно всасывало в себя воду вместе с судами и с ужасающим ревом выпускало все обратно. – Прим. ред. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Пролубшик Богдан, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Пролысков Семен Васильевич, степенный ключник Тушинского вора, 1610 г. Прончищев Василий Фуников [см. Фуник], стрелецкий голова, 1550 г. Прорубников Меркул, пристав, 1660 г., Соль Вычегодская Проселок, Проселковы : Проселок Васильевич Кувшинов [см. Кувшин], 1596 г., Кашин; Карп Правоторхов [см. Правоторх] Проселков, 1580 г., Арзамас Проскура, крестьянин, 1498 г., Новгород Проскурак ( Проскуряк ) Емельян, крестьянин, 1607 г., Юрьев Проскура – испорченное «просфора» Проскурницын Асташ, крестьянин, третья четверть XV в., Кострома Простой Семенович Пылаев [см. Пылаев], 1573 г. Протас кн. Данило Дмитриевич Шаховской [см. Шаховские], конец XVI в. Прошлецов Федот Макарович, конюшейный подьячий, 1542 г., Переяславль Пругавин Третьяк [см. Третьяк], посадский человек, 1638 г., Москва Прусин Иван, сокольник, 1507 г., Переяславль Прус – кобылка, вредитель хлебов Прусяк кн. Борис Константинович Тюфякин-Оболенский [см. Тюфяк], 1550 г. Прусяк, прусак – бурый таракан Прямоглядов Иван Владимирович, 1577 г., Коломна; Прямоглядовы, XVI–XVII вв., Коломна Пряхин Иван, крестьянин, 1620 г., Белев Птица, Птицын : кн. Михаил Владимирович Птица Долгорукий [см. Долгорукий], первая половина XVI в.; Иван Васильевич Птица Щепин-Волынский [см. Щепа, Волынский], тогда же; Кузяй [см. Кузяй] Птицын, крестьянин, 1498 г., Новгород Пугвишник Макар, нищий, 1621 г., Нижний Новгород Пугин Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван, крестьянин, 1580 г., Новгород Пуговка : кн. Иван Александрович Пуговка Стригин-Оболенский [см. Стрига], 1550 г.; Афанасий Пуговка, подьячий, казнен в 1570 г., Псков Пузо, Пузан, Пузак : много лиц в XV–XVI вв., Новгород; Клим Пузов, крестьянин, вторая половина XV в., Бежецк; Иван Пузиков, казнен в 1570 г., Новгород; Андрей Пузаков, крестьянин, 1605 г., Муром [см. Всеславин] Пузырев Юрий, XV в., Двина; Пузыревы, землевладельцы, XVI в., Тверь Пукой Никита Семенович, крестьянин, 1564 г., Олонец Пукышов Филипп, посадник, 1480 г., Псков

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Особенно тягостны были для крестьянского населения оброчные повинности: что касается выработки норм оброка, то произволу помещичьей власти не были поставлены никакие пределы. Достаточных данных для выведения средних размеров денежного оброка нет. Г. Середонин полагает, что во второй половине царствования Александра I «нормальный оброк с тягла был около 70 р. в центральных Великорусских губерниях» 701 . В.Л. Семевский считает эту норму высокой. Средний оброк в 1790 г.=10–12½ р. «Если бы средний оброк возрастал в это время пропорционально с ценой хлеба, то во второй половине царствования Александра I, он не должен быль бы превышать 35 р.-асс. с тягла», но так как эксплуатация крестьян уси- —465— лилась, то, быть может, возможно принять, что средний оброк 702 в нечерноземной полосе Великороссии возрос в 1815–1825 г. до 50 р., но едва ли более. Если принять эту цифру, по среднему курсу 1811–1825 г. 126 к., асс. руб.. то это составит 13 р. с. с тягла. Определение среднего размера оброка может показать, конечно, напряженность этой повинности, но по существу оно едва ли может дать конкретную картину. Тяжесть оброка и посильность всегда находится в связи с экономической состоятельностью крестьянская хозяйства, что представляло чрезвычайные колебания. Важным здесь нужно признать неопределенность размеров оброка, что ставило крепостных крестьян в безвыходное положение. В числе поводов крестьянских волнений, о которых речь будет впереди, жалобы на тяжесть оброка постоянны. В экономической жизни крепостного крестьянства не меньшее расстройство вносило отсутствие точной регламентации о размерах повинностей, отбываемых крестьянином в пользу помещика. «Крестьянину не давай обрасти, но стриги его, яко овцу до гола» (Посошков), вот собственно основная руководящая идея, которая направляет и определяет отношение помещика к труду и собственности крестьянина. Известный Павловский указ 5 апреля 1797 г., ограничивающий барщину тремя днями работы на помещика, не имел практического значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“…Я — вертолетчик,— писал он в письме.— Тот самый, кто по Вашим словам, гн Сахаров, расстреливал окруженных, добивал тех, кого нельзя было спасти от плена. Но год в жизни я отдал Афганистану и потому не по рассказам мифических свидетелей и западных радиоголосов знаю: не было там святее для наших рябят задачи, чем спасение попавших в беду товарищей. Глубоко убежден, что мои чувства разделяют все те, с кем приходилось летать, кто подставлял себя под пули, ради спасения других: Герой Советского Союза Николай Майданов, кавалеры боевых орденов офицеры Н. Колобов, В. Земсков, И. Стригин, Г. Хлебник, А. Радаев, Д. Скворцов, А. Головко и сотни других. В память о погибших там ребятах, с честью вернувшихся в Союз живых — говорю Вам, академик Сахаров: сказанное Вами канадским журналистам — Ложь! Как человек, на себе познавший ад той войны, заявляю: советский солдат останется эталоном войскового товарищества, даже под пулями врагов… Академик Сахаров оскорбил наше братство через средства массовой информации, вот и я хочу через них же потребовать от него извинения перед теми, кто вернулся из Афганистана домой и кто уже никогда не вернется в армейский строй. Перед матерями, которые знают и верят — их сыновья погибли, как герои!” (Газета “Ленинское Знамя” Зак. ВО, 6 августа 1989 г.). Виктор нервно ходил по кабинету. Генерал подал ему второе небольшое письмо: — Виктор, Вы не одиноки в своем мнении. Вот аналогичное возмущение маршала С. Ф. Ахромеева, где он говорит то же самое, что и Вы. И… суховатое оправдание зам. главного редактора “Комсомольской правды” В. Симонова с личной подписью. “Уважаемый Виктор Николаевич! В связи с повторным Вашим письмом по поводу заявления академика А. Д. Сахарова обращаем внимание на следующее обстоятельство. Изложив суть заявления академика и дав здесь же опровержение Маршала С. Ф. Ахромеева, редакция вернулась к теме в номере за 25апреля сего года. В опубликованной подборке писем (авторы большинства из них — бывшие воины-интернационалисты, в том числе и авиаторы) опровергают высказывание А. Д. Сахарова о случаях расстрела с вертолетов советских военнослужащих, приводятся примеры боевой взаимовыручки. Опубликовать все письма, посланные в редакцию по данному поводу, не представляется возможным, да и, на наш взгляд, в этом нет необходимости, поскольку в своих выводах читатели единодушны, их позиция в достаточно полной мере нашла отражение на страницах “Комсомольской правды”. Что касается других претензий в адрес газеты, то редакция их принять не может. Как мы уже сообщили Вам, заявления, порочащие Вооруженные Силы, в “Комсомолке” не публиковались.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

6:5. Значение волос. В финикийской надписи IX в. до н. э. сообщается о посвящении срезанных волос некоего индивида во исполнение обета богине Астарте. Заслуживает внимания, что в библейском тексте ничего не говорится о том, как следует поступать с остриженными волосами. Их не посвящали, как в приведенном выше примере, и не отдавали на хранение в храм, как в некоторых других культурах. Посвященными были не остриженные, а длинные волосы (ст. 9). Мужчины ценили волосы как признак мужественности и силы (см.: 2Цар. 10:4 ). Женщины, считавшие волосы признаком красоты, делали сложные прически и тщательно ухаживали за своими волосами. В повелении «не стригите головы вашей кругом» использовано то же выражение, что и в Лев. 19:9,10 , где говорится об уборке полей. В обоих случаях подразумевается дар: в первом случае – бедным, во втором – Богу. Кодекс Хаммурапи предусматривает наказание для лжесвидетеля в виде обривания головы наполовину. Среднеассирийский закон позволяет хозяину вырвать у раба (или рабыни) волосы в знак наказания (см.: Неем. 13:25 ). Эти законы подразумевают, что лишение волос покрывает человека позором. В понимании древнего человека волосы, как и кровь, были средоточием человеческой жизни. В этом качестве волосы нередко использовали в колдовстве, основанном на внушении. Об этом, в частности, свидетельствует существовавшая в Мари практика посылать царю прядь волос пророка вместе с его пророчествами. Волосы предназначались для гадания, которое определяло, заслуживает ли внимания присланное пророчество. (См.: Лев. 19:27 .) Исследования показывают, что остригание волос было в Древнем мире актом отделения индивида от окружающих (напр., в случае траура) или актом возвращения в общество (как в примере с назореями). 6:6,7. Запрет на прикосновение к трупам. Осквернение через прикосновение к трупу было одной из самых распространенных и неизбежных причин ритуальной нечистоты (см. коммент. к 19:11). Некоторые исследователи считают, что положение о ритуальной нечистоте через прикосновение к трупу было направлено против глубоко укоренившегося культа мертвых (см. коммент. к 3о замещении первенцев левитами).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Есть хорошая поговорка: Или смолоду женись или смолоду стригись (речь о монашеском постриге). Подборка статей о девстве: http://azbyka.ru/devstvennost Последнее редактирование: 4 Апр 2019 Хорошая народная мудрость, Кирилл, очень правильная. Но, как говорит один знакомый Владыка, любое явление - палочка о двух концах . Сколько молодых людей необдуманно и опрометчиво постриглись в 90-е годы на духовном подъеме, возрождая храмы и монастыри, и 20 лет спустя вдруг поняли, что поспешили, не созданы для монашеской жизни , а обратного пути нет. В монастырях не каждый подвизается, иноки и игумены иногда уныло живут по городским квартирам, ходят повсюду в джинсах, занимаются в послушание несвойственной монашеской природе детско-воспитательской, а то и церковно-общественно-информационной деятельностью и горько жалеют о содеянном. Глядя на сверстников-священников, пытаются шутить: вон, у отца такого-то четыре дочки и жена, пять женщин в доме, и как он там выживает, вот бедолага, - но сквозь их иронию явно проглядывает белая зависть ). Вот и думаешь: ребята, да лучше бы вы, неприкаянные, вовремя женились! Иноки старшего поколения, среди которых есть те, кто в прошлом - женатые священники, а потом вдовцы, как правило, совсем по-другому ощущают себя в монашестве, их духовная жизнь осмысленна, полна и свободна от таких сожалений. Но все это, конечно, не непреложно - а только мое личное наблюдение и мнение. Кстати, тут есть еще интересный ракурс , который можно обсудить. Из разговора двух студентов-семинаристов на последнем курсе: " Ну, а ты с кем рукополагаться будешь? " Знакомство молодых людей и девушек для женитьбы в православной среде, а особенно для будущих священников, которые осознают, что делают выбор на всю жизнь - большая и серьезная ПРОБЛЕМА . А как считаете Вы? Священнические семьи тоже распадаются, жены уходят, в результате для священнослужителя - жизненный тупик, осуждение окружающих и сослужащих, невозможность развиваться дальше. Целибатство непопулярно, один путь в монашество, а к нему не всякий призван.

http://azbyka.ru/detforum/threads/pro-so...

«И так ты», Иерусалим, поскольку в тебе нашли свой доступ грехи израиля, «дашь отпускную Морешеф – Гефу», ты должен будешь отказаться от владения этим городом, предоставив его против своего желания во власть врага. Как поток, текущий по ложу земли, в жаркое время, иссякая, обманываете путешественников, надеющихся найти в нем воду, так точно и «домы Ахзива» 7 вместе со стенами городскими покрывая землю (домы – поток, а земля это ложе потока), иссякнут для царей иудейских, выйдут из их власти, другие возобладают ими, они «оказались неверными царями израилевым», собственно один за другим следовавшим царям иудейским (ср. Иер.19:13 ); так как Ахзив принадлежал царству иудейскому. Отнят будет у царей иудейских и город Мореш, и он также отдан будет врагу. «Еще владельца», объясняет Бог устами пророка, «веду к тебе, живущая в Мореше; до Одоллама 8 дойдет знатный Израиля», сюда побегут знатные и сильные люди Израиля, спасаясь от неприятеля, здесь они будут искать себе убежища. «Брейся и стригись», заключает пророк свое печальное предсказание, обращаясь с заключительными словами своими к Сиону, сетуя о любезных сынах твоих». Сион, как матерь, должен как можно голее остричься в знак печали о переселении членов своего царства, т. е. всего народа иудейского, потому что несчастие слишком велико и печаль в следствие его должна быть тоже велика, а потому «широкую как у орла сделай лысину» 9 (1:13 – 15), говорит Сиону пророк . Что касается до исполнения этого пророчества над Иудою, то оно совершилось прежде всего чрез ассириян, когда Сеннахирим, овладев большею частью царства иудейского, подступил затем уже к стенам Иерусалима и только особенная помощь Божия спасла царство иудейское от окончательной погибели ( 4Цар.18:19 . Ис.36 – 38 ). Но так как в пророчестве Михея говорится о пленении народа, а это пленение, по предсказанию пророка (4:10), должно привести народ в Вавилон; то исполнение пророчества простирается и на вавилонскую катастрофу, и вообще охватывает собою все суды, которые Господь совершал над Иудою, начиная от ассирийского нашествия и кончая римским разрушением Иерусалима и рассеянием народа по всем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай! Насмеялась бы верша болоту, да сама там. Калмык татарина маханиной (кониным мясом) корит. Совок, да не ловок. Не вороши, когда руки не хороши! Долго постился, да на средохрестной сбился. Скор, да не угодлив: что сунется, то и окунется. Читай себе по субботам! Погляди-ко сам на себя! Поглядел бы ты в воду на свою уроду! Ахал бы дядя, на себя глядя. Отойдем да поглядим, каково-то мы сидим. Стриги (Мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Считай (Паси) всяк пастырь свое стадо! Ковыряй всяк в своем свище (в своем носу)! Оглянись назад, не горит ли посад! Мети всяк перед своими воротами! Держи крепче свой карман! Не сохни, не боли, не твои пироги (сапоги)! Знай, баба, гребень да кривое веретено! Ерема, Ерема! сидел бы ты дома да точил веретена! Всякому зерну своя борозда (своя лунка). Муха до уха, сорока до ока, оса до носа (западн.) . Знает (Знай) свинья свое порося. Обихаживай (Ухичай), ворона, свое гнездо! Каждая лиса свой хвост береги (от сказки, где лиса выставила хвост собакам) . Подбери волк хвост: кот крадется (от сказки: медведь с волком пошли смотреть закинутого в лес кота; кот кинулся на кончик хвоста волка, залегшего под хворост; волк с треском вскочил, кот кинулся на дерево, с которого мишка, испугавшись, упал и убился) . Потужи о себе, а там и о других (и о Фоме). Ищи, Фома, чтоб полна была сума; ищи, Еремей, чтоб не растрясти своей! Денис, ступай на низ; а ты Фока, гляди сбоку. Это не твоего ума дело (т. е. не берись, не сделаешь) . Торгуй мужик пшеницей, баба чечевицей! Живи всяк своим добром (своим умом) да своим горбом! Своеобычие Всякий поп по-своему поет (свое поёт). Всякий поп свою (по-своему) обедню служит. Поп свое, а черт свое. Всякий молодец на свой образец. Всякий портной на свой покрой. Кто как умеет, так и кроит (и бреет). Как знаю, так и тачаю. Как умею, так и брею. Как хочу, так и строчу. Всякий гад на свой лад. У всякой пташки свои замашки. Всякая птица своим пером красуется. Каждая собака в своей шерсти ходит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

(гробница Ингирами в Вольтерре и др.). Среди этрусских Н. известны также стелы, а часть урн выполнена в стиле подражаний саркофагам с развитыми рельефными композициями; нек-рые из них могут быть причислены к шедеврам (крышка саркофага из Вульчи, Музей изящных искусств, Бостон); даже менее профессиональные из них, несмотря на несколько гротесковый характер, исключительно выразительны. Ранние рим. Н. обнаруживают зависимость как от этрусской, так и от греч. скульптуры, но в них достаточно рано выявляется характерное пристрастие к реалистическому изображению - надгробной маске и портретному бюсту, что связано с высокоразвитым у римлян культом семьи и рода. Хорошо известны также мавзолеи (гробница Вергилия Марка Еврисака) и саркофаги, на к-рых в рельефе изображали сцены из жизни покойного (саркофаг из Галереи Уффици). Рим. саркофаги многочисленны и богато украшены реалистическими композициями: сценами смерти, изображениями фасада храма (сложная композиция на гробнице Хатерии в Латеранском музее); иногда внутри саркофага вытесывали в рельефе «жилище покойного» (комнату с мебелью), где тот возлежал на ложе (саркофаг из Симпелвелда, Лейден). Многофигурные исключительно сложные саркофаги эпохи империи полны сцен, отсылающих к символике загробного мира и путешествий в него (в основном морских), а также к темам продолжения жизни за гробом и даже воскресения (Персефона/Прозерпина, Триумф Диониса и др.). Популярные мотивы - дверь (закрытая или приоткрытая), часто в окружении орнамента из S-oбpaзhыx вытесок (т. н. стригили), виноградных лоз или сцен сбора винограда, а также круг с изображением покойного, обычно поддерживаемый летящими крылатыми фигурами (гении). Широкое распространение приобрели саркофаги с колоннадой, в арки к-рых вписаны мифологические сцены (подвиги Геракла, история Мелеагра). Родина таких саркофагов - Вост. Средиземноморье (М. Азия, острова Эгейского и Мраморного морей и их европ. берег). Отсюда в виде готовых изделий и полуфабрикатов саркофаги доставляли морем в Рим, Галлию, Германию, Палестину и др., где они повлияли на формы каменных оссуариев эпохи Второго храма.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли стричься на Масленице? 1 мин., 15.03.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте. Можно ли стричься на масленичной неделе или же в первую неделю Великого Поста? Есть ли запреты на этот счет? Очень переживаю каждый раз, когда приходит время для стрижки и это может совпадать с церковными праздниками. Заранее благодарю за ответ. Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогой читатель! У нас на сайте опубликовано несколько ответов на тему стрижки в разные церковные праздники, смотрите: Можно ли стричься на Светлой неделе? Опасно ли стричься на Сретение? Принцип всегда один: любое бытовое дело, которое можно отложить, не стоит делать вместо участия в Божественной литургии в церковный праздник, потому что стрижка, шитье, уборка и так далее несопоставимы по значимости с участием в Божественной литургии и Причастием. В остальное время дня можно стричься, мыться и так далее совершенно спокойно. Что касается Масленицы, здесь вообще без вопросов: идите и спокойно стригитесь в любой день и в любое время, кроме Всенощного бдения в субботу и литургии в воскресенье, потому что это важные службы и пропускать их из-за стрижки как-то странно. Также на нашем сайте опубликован материал Масленица - что можно и что нельзя в эти дни? Возможно, он поможет Вам в поиске ответов на другие Ваши вопросы. С Богом! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Можно ли отнести на кладбище вербу в Вербное воскресенье? 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-li-strichsja-na-ma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010