Посад с его слободами и селами. Замоскворечье. Скородом. Объем и население Москвы. Описание иностранцев. Образ строения жилищ. Пожары. Возобновление после них. Учреждение каменного приказа. Художники и ремесленники отечественные и иностранные. Строение обетных храмов, возобновление и сооружение церквей; монастыри. Образ строения храмов. Памятники гражданской архитектуры. Состояние и господствующий стиль иконописи. Подлинники. Строгановская школа. Иконописцы. Типография. Влияние Патриаршества на художества. При дворе Царском художества находят себе покровительство. Литейное искусство и его памятники. Участь ваяния. Филигранная работа. Характер периода. Москва, после пожаров и разорений возобновленная и даже украшенная Иоанном III и сыном его Василием, в начале XVI века, уже возвышалась с золотыми верхами, с грозными башнями и стрельницами, с множеством церквей, с белыми стенами города; по в ней еще редко были каменные домы. Один Кремник, как выше замечено, собственно назывался городом и внутри города Москвы, а прочие ее части, составляющие нынешние Китай, Белый и Земляной города, занимали посады, кои были ближние к городу и дальние; они укреплялись решетками и рогатками и обнесены были деревянной оградой с башнями и воротами 75 . В 1508 году Великий Князь Василий велел Фрязину Алевизу вокруг Москвы обложить ров кирпичем и камнем и копать пруды. Город и большой Посад омывались реками Москвою и запруженною Неглинною, которая разделялась на два рукава: один, обтекая северо-восточную сторону Кремля, а другого северо-восточную сторону Посада, впадали в Москву реку. Остальная часть города окопана была широким рвом, наполненным водою, которая проводилась из этих рек. С юго-восточной стороны город защищен был Яузою, также впадающей в Москву несколько ниже оного. На Яузе находилось довольно мельниц мукомольных и одна пороховая. В начале XVI века упоминаются теже в Москве дворы и подворья, какие и в конце XV-ro, внутри города, на месте дворов Петровского, Ивановского и Никитинского новая улица от площади (Ивановской) к Никольским воротам, новая улица, проведенная от площади к Фроловским воротам между дворов Князей Оболенского и Стриги, Борисова, Савостьянова, Семенова, Бабинина, Тучкова и Государевых портных мастеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но, суля неопределенно большие поминки за шертную грамоту, Челищев по-прежнему не должен был ничего давать в пошлину, не должен был давать клятвы, что великий князь будет присылать хану поминки уроком. В генваре отправлен был Челищев в Крым, а в мае татары уже разоряли русские места по реке Проне, но были прогнаны. Скоро, однако, в самом Крыму встала усобица между ханом Саип-Гиреем и старшим по нем из Гиреев-Исламом; Орда разделилась между соперниками, и это разделение было очень полезно для Москвы, ибо хотя оба хана следовали прежним разбойничьим привычкам и ни от одного из них нельзя было надеяться прочного союза, однако силы разбойников были разделены. Ислам дал обещание королю стоять с ним заодно на всех неприятелей, следовательно, и на московского великого князя и в то же время прислал в Москву с предложением союза; но разумеется, главная цель посылки была требование казны: «Которую казну ты к Саип-Гирею послал, ту казну пришли мне: меня царем учинил турский султан, так ему надобно послать много поминков». В Москве действительно сочли за лучшее послать казну к Исламу, потому что нерасположение Саипа было слишком явно: он пограбил Челищева и всех его людей. Князь Стригин-Оболенский получил вследствие этого приказ ехать из Путивля в Крым к Исламу с большими поминками; очень вероятно, что Оболенский не хотел ехать в Крым, зная, что обыкновенно терпели там московские послы, и он искал всякого рода отговорок, но та, которую он нашел, очень любопытна для нас; он писал великому князю: «Ислам отправил к тебе послом Темеша; по этого Темеша в Крыму не знают и имени ему не ведают; в том Бог волен да ты, государь: опалу на меня положить или казнить меня велишь, а мне против этого Исламова посла, Темеша, нельзя идти». Великий князь положил на Оболенского опалу и вместо его велел идти в Крым князю Мезецкому. Начались пересылки с обычным характером: московское правительство требовало от Ислама шертной грамоты, деятельного союза против Литвы; Ислам требовал денег, жаловался, что великий князь не исполнил отцовского завещания, по которому будто бы Василий в знак дружбы отказал ему, Исламу, половину казны своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

600 ...царь турскы Царьгород взял. – Ο завоевании Константинополя турецким султаном великокняжеское летописание сообщает под 6950 (1452) г. Дата Севернорусского свода точнее, так как Константинополь был взят 29 мая 1453 г. 603 ...князь Иванъ Андревичь побжалъ в Литву... – Иван Андреевич после присоединения его удела к Московскому княжеству стал вассалом короля Казимира и получил от него города Стародуб и Гомель и Черниговский замок. 604 ...вогуличи... – Под названием «вогуличи» («гогуличи») летописцы, по-видимому, понимали не только зауральских манси, обычно обозначавшихся этим именем, но и вообще население покоряемой московскими князьями Пермской земли (коми-пермяки и др.). 605 Иван Васильевич Ощера – представитель рода Сорокоумовых-Глебовых, брат Григория Глебова. Β Е про Ощеру говорится, что он «не поспе» ударить на татар, но в основном известие совпадает с СС. Ο неудаче Ощеры в сражении с татарами в 1455 г. великокняжеское летописание не упоминает, говорится только ο победе «христиан». 606 ...князя Семена Бабича. – Князья Бабичи (Бабичевы)-Друцкие, по-видимому, перешли на московскую службу из Литвы. По известию великокняжеской летописи Семен Бабич был убит не «на суйме» (в сражении), «но притчею некою» (т. е. при загадочных обстоятельствах, вследствие несчастного случая). 607 ...пришед Феодоръ Басенокъ... – Ο роли Басенка в сражении с татарами в 1455 г. в великокняжеском летописании не упоминается. 608 ...под Русу... – Старая Русса, один из древнейших центров Новгородской земли, к югу от Новгорода. 609 Иоанъ Васильевичь Оболеньский Стрига з братьею, да Феодоръ Васильееичь Басенок, удалый воевода, новогородцевъ смердов били... – Β великокняжеском летописании роль Стриги-Оболенского и Басенка в походе на Новгород в 1456 г. изображается иначе: они польстились на «товар» (трофеи) и были захвачены новгородцами врасплох и «устрашишася»; лишь из страха перед великим князем они, вступив в сражение, стали стрелять по новгородским коням и благодаря этому одержали победу. Β новгородской летописи утверждается, что сражение шло с переменным успехом и на стороне москвичей воевали татары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 июня). «По распоряжению митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514/1515 г. строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 198 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс библейских книг 199 . 27 января 1512 г. митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 200 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго марта 2 день» 201 . 5 августа 1513 г. была подписана духовная грамота княгини-инокини Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данило Карпов 202 . В декабре того же года митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И.И. Кривоборского 203 . Когда в 1519 г. была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити». Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 204 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополич дьяк Данило Карпов. Служил митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 205 . В 1521 г. Крымский хан Мехмед-Гирей с войском двинулся на Москву, «суровейшим же напрасством своим». В связи с этим в Москве совершались всенародные моления, чтобы Господь помиловал род христианский и не предал в погибель. Летописи сообщают в связи с этим о «видении необычном и милостивном инокине слепой». В момент возникшей опасности одна благочестивая слепая инокиня Кремлевского Вознесенского женского монастыря имела видение, как Московские святители-чудотворцы хотели изнести из Кремля образ Владимирской Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, а Москва избавилась от грозного нашествия и разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иоанн дал псковичам брата Стригина, князя Ярослава Васильевича Оболенского, потому что Стрига ему самому был нужен. В 1474 году, оказав Пскову деятельную помощь против немцев, Иоанн ждал больших послов с благодарностью, но вместо них приехал гонец. Гонец этот возвратился во Псков с вестью, что великий князь сильно сердит, тогда псковичи послали к своему государю в Москву князя-наместника Ярослава Васильевича, троих посадников, бояр изо всех концов и поминку 100 рублей; но Иоанн сослал их с подворья, на глаза к себе не пустил, дара не принял, и послы, простоявши пять дней шатром на поле, без ответа приехали назад, во Псков. Вслед за ними приехал посол великокняжеский с приказом Пскову сейчас же отправлять новых послов в Москву, и поехали трое других посадников, повезли 150 рублей в подарок; этих послов Иоанн принял и дал такой ответ: " Рад свою отчину по старине держать, если мне положите прежних великих князей грамоты пошлинные " . Это было в конце лета, а в конце осени приехал во Псков из Москвы наместник князь Ярослав и начал просить у Пскова суд держать не по псковской старине; псковичи отправили в Москву послов со старыми грамотами, но великий князь, посмотревши в грамоты, сказал: " Это грамоты не самих князей великих, и вы бы исполнили все то, чего князь Ярослав просит " . Псковичи отвечали: " Нам нельзя так жить, как теперь просит князь Ярослав, не по нашим старинам " . Иоанн обещал прислать во Псков своего посла для решения дела, которое тянулось уже целый год. В конце 1475 года великий князь приехал в Новгород на суд и на управу; в то время как он осудил новгородских посадников и бояр, явилось к нему четверо посадников псковских с 50 рублями дара и с челобитьем, чтоб держал Псков по старине. Иоанн велел послам дожидаться их князя Ярослава, которому псковичи дали 20 рублей, чтоб просил за них великого князя; но Ярослав, приехавши в Новгород, стал жаловаться Иоанну на посадников и на Псков, вследствие чего вместе с ним приехали во Псков послы великокняжеские и объявили вечу: " Просите прощения у князя Ярослава, в чем пред ним провинились, и дайте ему все суды и пошлины, которых он просит; если же не сделаете так, то будете ведаться с государем вашим, великим князем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потом опять заметен перерыв, после коего идет род кормового дворца повара Ивана Савинова, большого дворца подьячего Ивана Прохорова, стольника Доможирова Володимира Ивановича, стряпчего Зыкова Гаврилы, подьячего Афанасия Савинова, печатного двора дьяка Ивана Щепоткина, садовника Федора Ламакина, ямщика Ивана Чуркина, род князя Димитрия Трофимовича Сеитова. Потом опять заметен перерыв, так что последующая страница начинается именем Евпраксии без титула, а за нею именуется княгиня Евдокия, а далее идут роды Глинских и Юрьевых (Никиты Романовича и его жены Евдокии), Воротынских, Морозовых, Никиты Гагарина и тому подобных, которые очевидно ошибочно поставлены переплетчиком после вышеуказанных садовников. Далее идут роды: Димитрия Григорьевича Бельского-Яксака, Шуйских, Михаила Щенятева, стольника Афанасия Феодоровича Боборыкина, Григория Андреевича Плещеева, род Вяземских, Пронских, Игнатия Петрова Челищева, род князя Андрея Ноготкова, род Ивана Полева, князя Бориса Володимировича Щепина-Ростовского, князя Матвея Васильевича Прозоровского, князя Афонасия Григорьевича Козловского, князя Бориса Михайловича Лыкова, князя Василия Скопин-Шуйского, князя Ионы Стригина род Ушатых, князя Петра Хворостина, княгини Евдокии Мещерской, Ряполовского, Бориса Ивановича Пушкина, стольника Сильвестра Осип. Оникова. Против последних имен князей Прозоровских означается год р п (1680), а против Ониковых р ч а. Потом идут роды: Василия Ивановича Шереметьева, Ряполовских, князя Иоанна Юрьевича, князя Василия Холмского, князя Иоанна Карголомского, князя Александра Оболенского, князя Василия Ромодановского, Шереметьевых (инока Василия), князя Ивана Булгакова, род Сицких князей, род Василия Плещеева, род инока Ионы Колычева, род инока Филиппа Колычева, род Григория Вельяминова. Оканчивая Андреем, написано одною рукою, а с князя Бориса, Симеона – другою. Далее идет род Ивана Черемисинова, род царицы инокини Дарии, род Ивана Третьякова, род разрядного дьяка Ивана Гапренева, род Заволоцких, который, оканчивая Кондратом написан одною рукою, а с инока Гурия – другой, на другой странице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 40 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной” 41 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 42 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 43 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день” 44 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов 45 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского 46 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 47 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 48 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

Мы видели, что в войнах псковитян с немцами участвовали также охочие люди (нерубленые люди, охочий человек) из Псковской волости и потом прихожие люди, приходцы из других областей. В московской рати упоминаются козаки, наконец, в состав русской рати обыкновенно входят полки татарские: кроме полков, приводимых служилыми царевичами, татары были, как видно, поселены в разных московских волостях; так, в распоряжениях об отправке посла в Крым читаем: " Ехать с Дмитрием Шеиным татарам, провожать им Дмитрия в Перекопь, в Орду, из Ростунова, Щитова, Коломны, Левичина, Сурожика, Берендеева, Ижва " . Одних из этих татар посол должен был отпустить, дать им волю, других оставить с собою " в Перекопи на лежанье " для вестей. По свидетельству псковского летописца, число московского войска, загородившего дорогу Ахмату в первое его нашествие, простиралось до 180000, растянутых на полутораста верстах; число войска, посланного на защиту Пскова от немцев в 1481 году, простиралось до 20000; новгородской силы во время Шелонского боя было 40000; столько же было московского войска на Ведрошской битве, если верить Стрыйковскому. Войска ходили по-прежнему сухим путем и по рекам: так, в 1470 году войска, назначенные в поход на Казань, плыли из разных мест к Нижнему реками Москвою, Клязьмою, Окою и Волгою; под 1467 годом встречаем известие, что войска отправились на Черемис из Галича 6 декабря и пошли лесами, без пути в жестокие морозы. Относительно продовольствия войск во время похода встречаем следующие известия: при описании похода на Казань князя Стриги-Оболенского в 1467 году говорится, что войска возвратились без успеха, истомленные, потому что осень была холодная и дождливая, корму начало недоставать, так что многие ратные люди в постные дни ели мясо, лошади мерли с голоду; во время второго похода Иоанна III на Новгород великий князь тверской присылал сына боярского отдавать кормы по отчине своей; потом уже, находясь под Новгородом, Иоанн велел всем воеводам посылать за кормом половину людей, а другую половину оставлять у себя; наконец, до нас дошли грамоты Иоанна III, по которым запрещалось полкам, идущим в поход, останавливаться брать кормы, подводы и проводников по волостям, принадлежащим Троицкому Сергиеву монастырю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вместе с этим послал новгородцам увещание и митрополит Филипп, заступивший место Феодосия, удалившегося в монастырь. Архипастырь представлял им, что отдача Новгорода под власть государя латинской веры есть измена православию. Это увещание зашевелило было религиозное чувство многих новгородцев, но ненависть к Москве на время взяла верх. Патриотическая партия пересилила. " Мы не отчина великого князя, - кричали новгородцы на вече, - Великий Новгород извека вольная земля! Великий Новгород сам себе государь! " Великокняжеских послов отправили с бесчестием. Иван Васильевич и после этого не разгневался и еще раз послал в Новгород своего посла, Ивана Федоровича Торопкова, с кротким увещанием: " Не отступай, моя отчина, от православия: изгоните, новгородцы, из сердца лихую мысль, не приставайте к латинству, исправьтесь и бейте мне челом; я вас буду жаловать и держать по старине " . И митрополит Филипп еще раз послал увещание; насколько хватало у него учености, обличал он латинское неверие и убеждал новгородского владыку удерживать свою паству от соединения с латинами. Это было весной 1471 года. Ничто не помогло, хотя в это время призванный новгородцами из Киева князь ушел от них и оставил по себе неприятные воспоминания, так как его дружина позволяла себе разные бесчинства. Партия Борецких поддерживала надежду на помощь со стороны Казимира. Только тогда решился Иван Васильевич действовать оружием. 31 мая он отправил рать свою под начальством воеводы Образца на Двину отнимать эту важную волость у Новгорода; 6 июня двинул другую рать в двенадцать тысяч под предводительством князя Данила Дмитриевича Холмского к Ильменю, а 13 июня отправил за ним на побережье реки Меты третий отряд под начальством князя Василия Оболенского-Стриги. Великий князь дал приказание сжигать все новгородские пригороды и селения и убивать без разбора и старых, и малых. Цель его была обессилить до крайности новгородскую землю. Разом с этими войсками подвигнуты были великим князем на Новгород силы Пскова и Твери.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира " Мстительного легиона " партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата. В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа. Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время собор является подворьем Крыпецкого монастыря . Престольные праздники [ править править код ] Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля Иоанн Предтеча, пророк - 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор Святые [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Псков, ул. Максима Горького, д. 1 Расписание богослужений [ править править код ] Богослужения в соборе проходят во все воскресные и праздничные дни. Начало вечернего богослужения — в 18:00, а утреннего — в 09:00. При содействии братии прихода можно совершить паломничество к святыням и источнику Крыпецкого монастыря. Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_во_имя_Р...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010