«Не худо было бы, говорит он, так учинить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека, и положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте и положить им срок года на три или на четыре.... А буде в четыре года детей своих не научат, такожде кои робята и впредь подростут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование» 121 .Изображая жизнь крестьян, находящихся во власти помещиков, Посошков говорит: «помещики на крестьян своих-налагают бремена не удобь носимая; есть такие бесчеловечные дворяне, что в работную пору не дают крестьянам единого дня, еже бы что на себя сработать и тем крестьянство в нищету пригоняют. Который крестьянин станет посытнее, на него и подати прибавят. Многие говорят: крестьянину – де не давай обрости, но стриги яко овцу, догола. И тако творя, царство пустошат, понеже так их обирают, что у иного и козы не оставят ». Но такое бедственное положение помещичьих крестьян привело Посошкова совсем не к той мысли, как следовало бы ожидать, что крепостное право немедленно должно быть уничтоже-но, а к мысли, совершенно противоположной, что положение крепостных крестьян плохо от того, что они не составляют полной собственности помещиков: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради они их не берегут; прямой их владелец самодержец, а они владеют временно». Однакож, чтобы хоть сколько-нибудь защитить крестьян от произвола помещиков, Посошков советует «указным расположением предотвратить насилия, чтобы крестьянам сносно было государеву подать и помещику заплатить и себя прокормить» 122 .–Излагая разные способы к улучшению народного богатства и благосостояния, Посошков требует верного и точного распределения повинностей и оброков; предлагает подушную подать заменить поземельным сбором со всех землевладельцев; черезполосные владения советует уничтожить новым генеральным межеванием. Но чаще всего он указывает на бережливость, как на самое лучшее и необходимое средство: «Пчела, говорит он, муха весьма невелика и собирает она мед не корчагами, но самыми малыми крупицами, обаче множество их собирают многия тысячи пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Больше всего крестьяне терпят от пожаров вследствие тесноты жилищ и от разбойников вследствие неразвитости общественной жизни, непривычки к общему делу: в иной деревне десятка два или три или и гораздо больше дворов, а разбойников придет и небольшое число к крестьянину, станут его мучить, огнем жечь, пожитки его на возы класть, соседи все слышат и видят, но из дворов своих не выйдут и соседа от разбойников не выручают. «Еще, – говорит Посошков, – немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. В иной деревне дворов двадцать и тридцать, а грамотного человека нет ни одного, и от того случается, что если приедет кто-нибудь с указом или и без указу, да скажет, что указ него есть, то ему верят и принимают на себя излишние убытки, потому что все они слепые, ничего не видят, не разумеют. Многие приезжают и без указу и пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, и в поборах много с них лишних денег берут. Для охранения от таких напрасных убытков не худо бы крестьян и поневолить, чтоб детей своих отдавали дьячкам учиться грамоте, читать и писать. Не худо указ послать и в Низовые города, чтоб у мордвы детей брать и грамоте отдавать учить, хотя бы и насильно. А когда научатся, то и самим слюбится, потому что к ним чаще, чем в русские деревни, приезжают солдаты, приставы, подьячие, иногда с указом, иногда без указу, и делают что хотят, потому что мордва – люди безграмотные. Не очень справедливо и то, что помещики на крестьян своих налагают бремена неудобоносимые, ибо есть такие бесчеловечные дворяне, что в рабочую пору не дают крестьянам ни одного дня на себя что сработать. Многие дворяне говорят: крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола. Говоря так, царство пустошат, так их обирают, что у иного и козы не оставляют. От такой нужды крестьяне домы свои оставляют и бегут, иные в понизовые места, другие в украинские, некоторые и в зарубежные; чужие страны населяют, а свою пусту покидают. Крестьянам помещики не вековые владельцы, оттого они не очень их и берегут, прямой их владетель всероссийский самодержец, а они владеют временно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Под словом «бойцы» я подразумеваю и тех, и других. В тексте вам встретится штамп «Здравый смысл» и рисунки. Я включил их в это пособие, чтобы сделать его как можно более наглядным и как можно менее многословным. Глава 1. Рекогносцировка подготовка базового лагеря Постановка задачи Вы стоите на пороге глобального события, которое кардинально изменит всю вашу жизнь. Максимально эффективная подготовка на этом этапе позволит вам впоследствии наиболее рационально использовать два жизненно важных и дефицитных ресурса: время и силы. Цель Основные цели первого блока обучения таковы. Начинайте подготовку базового лагеря не позднее чем за полтора месяца до предполагаемого срока прибытия новобранца. Основные задачи: Уборка базового лагеря Уборка базового лагеря должна быть качественной, однако не следует стремиться к созданию полной стерильности. Вы готовитесь к прибытию новобранца, а не организуете полевой госпиталь. Даже если бы вам удалось избавиться от всех микробов (что невозможно), устойчивость созданной вами идеальной среды в условиях дислокации личного состава в базовом лагере окажется минимальной. Руководствуйтесь здравым смыслом. Уборка должна постепенно войти в ваш типовой порядок действий (ТПД). Уборка комнаты новобранца Маловероятно, что новобранец будет сразу спать в собственной комнате, по крайней мере в первые шесть месяцев после рождения. Тем не менее я рекомендую до его прибытия в базовый лагерь сделать в ней генеральную уборку. Пока есть время. Выполнять! Отставить! КАК СЛЕДУЕТ ВЫМОЙТЕ ВСЕ ПОВЕРХНОСТИ, С КОТОРЫМИ БУДЕТ КОНТАКТИРОВАТЬ НОВОБРАНЕЦ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ: Всегда держите руки чистыми.  Коротко стригите ногти и следите, чтобы под ними не было грязи. Закупка снаряжения Что вам понадобится в первое время Гигиенические средства Обмундирование Обеспечение пищевым довольствием Водные процедуры Сон Постельное белье Первая помощь Впоследствии аптечку первой помощи следует расширить за счет антисептической мази, пластыря и стерильных салфеток. Подробнее см. главу 8 «Врача! Основные приемы оказания первой помощи и действия при некоторых болезнях».

http://azbyka.ru/deti/papa-spetsnaz-miss...

Губас Иван Чудинов [см. Чудин], новгородский своеземец, 1572 г. Губастый, Губастого, Губастовы : Василий Иванович Губастый Всеволоде, конец XV в.; от него – Губастовы; кн. Александр Юрьевич Губастый-Ростовский, 1500 г. [см. Износок] Губачевский Яков Матвеевич, помещик, 1586 г., Новгород Губка : кн. Василий Семенович Щетинин [см. Щетина], середина XVI в.; кн. Иван Дмитриевич Шуйский, около 1566 г. бежал в Литву от опричного террора Губцовы : Никита, середина XV в., Кострома; Петеля [см. Петеля], судебный пристав вел. кн., 1523 г., Звенигород Гугвин Яков, посадский человек, 1646 г., Казань Гудков Степан, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гузей кн. Федор Иванович Стригин-Оболенский [см. Стрига], умер в 1513 г. Гузица Белая см. Белая Гузица Гузнищев Лука Михайлович, боярин, вторая половина XV в., Новгород; Гузнищев Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Гулаков Кобяк [см. Кобяк] Андреевич, 1587 г., Тула Гулей, Гулейко , крестьянин, 1630 г., Устюг Гулень Степан, крестьянин, 1490 г., Новгород Гулида Никита Степанович Поводов [см. Повод] Кологривов-Пушкин [см. Кологрив, Пушка], вторая половина XVI в.; Гулидовы, новгородские своеземцы, в XV–XVII вв. Гулиман кн. Иван Осипович Щербатого [см. Щербатый], 1579–1600 гг. Гулин Иван, крестьянин, 1579 г., Шуя Гульбин Захар, крестьянин, 1564 г., Обонежье Гуляга , крестьянин, 1501 г., Ростов Гуляй Золотарев [см. Золотарев], дворцовый дьяк, 1612 г.; Тимофей Гуляев, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гуляков Богдан, посадский человек, 1638 г., Вязьма Гундобин Яков, бурмистр, конец XVII в., Муром Гундор, Гундоровы : Гундор Васильевич Тетерин [см. Тетеря], 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин [см. Мичура], 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев [см. Братцевы], 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого-Стародубские [см. Пестрый], оба Гундоры; от них – князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий Гунин Девятко [ср. Девятого] Семенов, царский конюх, 1573 г. Гунцов Матюк [см. Матюков], помещик, конец XV в., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ширяй – широкоплечий (Даль) Ширяпин Семен, крестьянин, конец XV в. (1495 г.), Новгород Ширяцкий Федор Никитич, 1518 г., Бежецкий Верх Шист кн. Федор Глебович Звенигородский, вторая половина XV в. Шист – сланец Шитая Рыба Петр, бобыль, 1624, Курмыш Шитая Шуба Потап Андреев, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Шитик Тимофей, крестьянин, 1585 г., Псков Шитый Василий Михайлович Тушин-Квашнин [см. Туша, Квашня], 1498 г. Ших, Шихов : кн. Василий Иванович Стригин-Оболенский [см. Стрига], умер до 1526 г.; Михаил Долматович Ших Губин [см. Губа], 1572 г.; Федор Иванович Мякинин [см. Мякинин], первая половина XVI в. (ср. Невея Мякинин); Павел Леонтьевич Шихов, 1518 г., Бежецк Ших – отсевки, подсев Шихан Иван Филиппов, 1567 г., Каргополь Шихан – бугор, холм; шиханы – гребни песка в степях Шиханский Осип, крестьянин, 1627 г., Белев Шихман Данило Ермолаевич Касаткин [см. Касатка], стремянный конюх, 1581 г. [см. Шибан] Шихнов Поташ, крестьянин, 1539 г., Новгород Шиш Иван Федорович Пушкин [см. Пушка], 1646–1684 гг. Шишел, Шишелов : Шишел Елизаров, крестьянин, XVI в., Новгород; Иван (Иванец) Семенович Шишелов, 1500 г., Новгород; Шишеловы, вторая половина XVI в. и позже, Муром Шишиморов см. Кикиморин Шишин Иван, посадский человек, 1624 г., Зарайск Шишка, Шишкин : Шишка Васильевич Чертовский [см. Чертовские], новгородский помещик, в 1550 г. получил поместье под Москвой, казнен в 1570 г. в опричнине; Шишкины, несколько родов; Иван Федорович Шишкин Ольгов [см. Ольговы], казнен около 1563 г. [см. Коротай, Несвитай, Харазин] Шишковы , помещики, XVI в. и позже, Торжок Шишлан кн. Дмитрий Иванович Жировой-Засекин [см. Жировой, Засека], начало XVI в. Шишмарев Оладья [см. Оладья], тиун, последняя четверть XV в., Москва; его сын Беглец [см. Беглец] Оладьин, пристав у цесарского посла, 1492 г., Москва [см. Берсень, Бовыка, Бурак, Ишута, Объед, Рунец] Шишобар , холоп, 1539 г., Новгород Шишов Семен, помещик, 1600 г., Арзамас Шишол Данилов, крестьянин, 1564 г., Новгород Шишуков Иван, крестьянин, 1623 г., Соль Вычегодская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В отличие от подвергшихся губительному влиянию времени и свежего воздуха тарквинийских фресок, образцы художественного ремесла этрусков сохранились в огромном числе и часто в  неповрежденном виде, особенно если они изготовлены были из цветных металлов: из бронзы, золота и серебра – или из драгоценных камней и слоновой кости. В музеях хранятся серебряные чаши, бронзовые зеркала, настольные канделябры, стригии, парфюмерные стержни, черпаки, фляги для масла, жаровни этрусков. В гробнице Реголини-Галаси в Цере похоронена была знатная женщина, жившая b VII столетии до Р.Х., имя которой Лартия начертано на самых ценных ее вещах, найденных в гробнице. На груди покойной лежала золотая пектораль, украшенная фигурками зверей, в ушах ее были золотые серьги; в гробнице обнаружены также золотые фибулы, к одной из которых прикреплены украшения в виде птиц и львов, двойное ожерелье из золотой проволоки, янтарные подвески в золотой оправе, кольца и браслеты, булавки и пряжки. Керамика этрусков явным образом испытала влияние Эллады – на раннем этапе истории коринфской, потом по преимуществу ионийской и аттической. Расены использовали те же типы сосудов, что и греки: амфоры, пифосы, фиалы, скифосы, килики, кратеры, ритоны, арибалы. Роспись на этрусских вазах повторяла сюжеты и часто стиль греческой вазописи, тем более что Этрурия импортировала греческие изделия как из Великой Греции, так и из самой Эллады. B XVIII u XIX bekax этрусскими вазами, которые тогда высоко ценились, называли часто изделия греческих мастеров, ввезенные в Этрурию, где они и  были найдены. Но этруски выработали и свой оригинальный стиль вазописи, так называемое буккеро. Это тонкостенные вазы, покрытые глянцевым черным лаком и украшенные лепным или насеченным декором. При изготовлении ваз в стиле буккеро широко использовался штамп, позволявший выполнять орнамент с повторяющимся мотивом; излюбленным декором были процессии стилизованных человеческих или звериных фигурок. Этрусская письменность, как уже сказано выше, сохранилась почти исключительно в виде лаконичных надписей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В повелении «не стригите головы вашей кругом» использовано то же выражение, что и в 19:9,10, где говорится об уборке полей. В обоих случаях подразумевается дар – в первом случае бедным, во втором – Богу. Непосредственное примыкание этого повеления к запрету на гадание свидетельствует о необходимости предостеречь израильтян от подражания хананейскому обычаю приносить волосы в жертву, чтобы умилостивить духов мертвых (см.: Втор. 14:1 ). Кодекс Хаммурапи предусматривает наказание для лжесвидетеля в виде обривания головы наполовину. Среднеассирийский закон позволяет хозяину вырвать у раба (или рабыни) волосы в знак наказания (см.: Неем. 13:25 ). Эти законы подразумевают, что лишение волос покрывает человека позором. Финикийская надпись IX в. до н. э. сообщает о посвящении состриженных волос некоего индивида во исполнение обета богине Астарте. В понимании древнего человека волосы, как и кровь, были средоточием человеческой жизни. В этом качестве волосы нередко использовали в колдовстве, основанном на внушении. Об этом, в частности, свидетельствует существовавшая в Мари практика посылать царю прядь волос пророка вместе с его пророчествами. Волосы предназначались для гадания, которое должно было определить, заслуживает ли внимания присланное пророчество. 19:28. Нарезы на теле ради умерших. Траурные обычаи включали такой элемент, как самоистязание (см.: 3Цар. 18:28 ; Иер. 16:6, 41:5 ). Это делалось, чтобы привлечь внимание божества, отпугнуть духов мертвых или проявить скорбь более впечатляющим способом, чем простой плач. Вероятно, запрет обусловлен связью этого обычая с хананейской религией. Например, угаритский цикл сказаний о Ваале (ок. 1600–1200 гг. до н. э.) включает описание траура верховного бога Эла по Ваалу. Его скорбь облечена в ритуальную форму и выражается в таких действиях, как посыпание волос прахом, ношение вретища и нанесение себе порезов. В тексте говорится, что «он избороздил свою грудь словно плугом». 19:28. Запрещенные письмена. Запрещение накалывать на себе письмена подразумевает либо татуировку, либо раскрашивание тела для определенных религиозных ритуалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Там есть целый такой набор мыслей. Точно так же и здесь мы встречаемся. Это просто мы знаете что? Это мы стали такие рафинированно-духовные: «Ах, мы такие духовные, что прямо даже и непонятно, зачем это: рыбье сердце, понимаешь, сжигать, кадить». Конечно, непонятно, потому что мы дикари. Сказал бы нам ангел Рафаил: «А ну-ка сожги сердце и печень и покури», — мы бы перепугались и умерли бы со страху. Короче, мы такие якобы духовные стали, что мы вообще перестали что-нибудь понимать. А сердце и печень — это самые главные органы в человеке, а значит в рыбе они тоже что-то означают, а желчь тоже там означает чего-то. Вы поинтересуйтесь, между прочим, что означает желчь — «холе». Вот есть, например, меланхолики, холерики — это же «холе» — желчь. Что оно означает в человеке? Мы совсем всё забыли, на самом деле. Эти Библейские книги нас возвращают к таким неким прагматичным тайнам Божиим, когда странные вещи требуются. Вот Самсон, например: был с волосами — был непобедим, волосы обстригли — все стали его побеждать. Что это такое? Что, в волосах что ли сила? Ну да, тоже смущение возникает. Что, стричься что ли нельзя? Да нет, ты стригись, просто почитай и подумай. Иногда стоит постричься и всю силу потеряешь. Библейское повествование — оно такое, знаете, наивно-таинственное: оно одновременно таинственное и одновременно наивное. Т.е. ну и что? Вроде бы даже странно как-то: это что, через это получается сила Божия? Да, милый мой, именно через это получается сила Божия. Вот через воду получаешь оставление грехов. Через воду? Ну да. Крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа — во оставление грехов. А через елей получаешь что-то ещё. А через печень и сердце рыбы Давид получил себе жену здоровую живую, и демон её не убил. Вот такие дела. Так что вы читайте и радуйтесь, что вы это читаете, и не смущайтесь, потому что наши рационалистические мозги способны смущаться на каждом шагу. Вот только когда мы грешим, мы не смущаемся. Творят люди, чего хотят, и не смущаются, и ни какой доли смущения.

http://radonezh.ru/text/protoierey-andre...

Ребенку стало плохо в самолете, задержанном на семь часов в Нижнем Новгороде 2 ноября, 2021. Новостная служба Более 70 самолетов приземлились на запасных аэродромах из-за сильного тумана в Москве 2 ноября. ПРАВМИР. В нижегородском аэропорту ребенку стало плохо в задержанном более чем на семь часов самолете, который летел из Краснодара во Внуково, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. В пресс-службе авиакомпании «Победа» рассказали, что для поддержания жизни ребенка экипаж использовал кислородные баллоны. По данным источника, аэропорт не смог обеспечить авиакомпанию трапом, из-за чего люди оказались заперты в салоне «более семи часов без еды и воды». «После сообщения аэропорту о состоянии ребенка был подогнан трап, ребенок уже передан врачам», — сообщили в пресс-службе авиакомпании «Победа». Региональные власти пообещали разместить в гостиницах пассажиров, которые ждут вылета в Нижнем Новгороде больше 8 часов днем или 6 часов ночью, организовать им трансфер в отель и обратно. По словам пассажиров рейса Тюмень — Москва, они провели в самолете 11 часов. Транспортная прокуратура проверит информацию о том, что пассажиров несколько часов не выпускали из салонов. По итогам проверки ведомство примет меры. Роспотребнадзор выразил готовность оказать пассажирам помощь в составлении претензий к авиаперевозчикам. Росавиация заявляет, что контролирует ситуацию, в аэропорту создан оперативный штаб для работы с пассажирами. Из-за сильного тумана в столице нижегородский аэропорт Стригино незапланированно принял 33 самолета. 11 из них уже вылетели в Москву. Всего на запасные аэродромы из-за тумана в Москве и области ушли более 70 самолетов. Более 200 рейсов были задержаны или отменены. Туман в Москве стоит уже сутки и не сойдет до полуночи, предупредили в МЧС. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rebenku-stalo-ploho-v-...

Возвращаясь домой, мы по дороге подвезли одного священноинока, который в благодарность, несмотря на позднее время, любезно открыл для нас свой храм, позволив приложиться к старинным иконам. Вспоминаю тогдашнюю с ним встречу, и тот разговор, так, совершенно обыкновенный, ничего особенного. Если бы знать, что через несколько лет этот, как оказалось, известный в своей среде монах женится на женщине с пятью детьми и уедет жить к ней во Францию, то я обязательно бы рассмотрел его получше. Прощаясь с нами, отец Лаврентий неожиданно сказал: — Я хочу от всего сердца поблагодарить вас за эту поездку. Мы удивились: — Что вы, батюшка, это нам должно благодарить вас за такую замечательную экскурсию. Он сделал останавливающий жест рукой: — Отцы, я старый человек, а Рогожская слобода мой дом, в котором я вырос. Со всей ответственностью заявляю, что вы первые православные священники нового обряда, которые, как друзья, были приняты в слободе. Я хотел провести вас по Покровскому собору и накрыть стол там же, среди моих единоверцев и друзей. Я хочу донести до вас, а через вас до всех остальных, что мы не враги друг другу. Вот там за столом прозвучал вопрос, что делать дальше? Нужно становиться мудрее, у нас не осталось времени на вражду. И ещё… Было видно, что человек расчувствовался, хотел что-то добавить, но не стал. Махнул рукой, и уже было пошёл, как вдруг, словно что-то вспомнил остановился и посмотрел в мою сторону: — Отец Александр, я тебя умоляю, не стригись ты так больше. Потом развернулся и с присущей ему уверенностью, не оборачиваясь, зашагал к себе в дом. Что скажет солнце Я тогда ещё ходил в диаконах и, продолжая работать на железной дороге, одновременно служил и учился в Свято-Тихоновском институте. Помню, к нам на престольный праздник съехалось множество гостей, и один батюшка, ныне, к сожалению, покойный, кивает мне в сторону одной нашей прихожанки и говорит: — Ты смотри, какие у вас здесь молитвенницы, ишь ты, с «таблетками» на головах. Интеллигенция, — махнул он в сердцах рукой, — береточки, таблеточки, всё что-то из себя строят, нет чтобы, как и положено православным, платочек повязать.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010