Первый отряд под начальством князя Даниила Дмитриевича Холмского и боярина Феодора Давыдовича в числе 10000 выступил в начале июня к Русе; за ним пошел отряд под начальством князя Оболенского-Стриги вместе с Даньяровыми татарами к Вышнему Волочку и потом по Мсте; трое братьев великокняжеских и князь Верейский двинулись с полками каждый из своей отчины. Все эти войска вступили разными дорогами в Новгородскую землю и начали страшно опустошать ее: воеводам велено было распустить ратников по многим местам - жечь, пленить и казнить без милости жителей за их неисправление к своему государю, великому князю. Сам Иоанн выступил 20 июня с главными силами и царевичем Даньяром. 23 пришел в Волок, 29 остановился в Торжке, куда явились к нему воеводы тверские со многими людьми, явились и послы псковские с объявлением, что Псков сложил крестное целование к Новгороду. К московскому князю приходила помощь с разных сторон; Великому Новгороду не было помощи ниоткуда; король Казимир не трогался; даже князь Михаил Олелькович, услыхав о смерти брата своего, Семена, в Киеве, еще 15 марта уехал из Новгорода да на дороге пограбил Русу и от нее все места до самой границы; другого служилого князя своего, Рюриковича, князя Василия Шуйского-Гребенку, новгородцы отправили на защиту Заволочья; они послали просить помощи у Ордена, и магистр ливонский писал к Великому, что Орден должен помочь Новгороду, ибо если московский князь овладеет последним, то немцам будет грозить большая опасность. Но пока магистры пересылались, московский князь уже успел совершить опасное для них дело: передовые полки его под начальством князя Холмского сожгли Русу 23 июня и на берегу Ильменя, у Коростыни, побили отряд новгородцев, которые, приплыв озером, хотели нечаянно напасть на москвичей; но сзади, на реке Поле, явилась другая новгородская рать; московские воеводы побили и эту, возвратясь от Русы. Легко поверить новгородскому летописцу, что причиной неуспеха его земляков было раздвоение, господствовавшее в их городе: конная рать не пошла к пешей в срок на помощь, потому что полк владычний не хотел ударить на великокняжескую рать, говорил: " Владыка нам не велел на великого князя рук поднимать, он послал нас только на псковичей " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Жизнь её была трагической, видимо, не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель, она стала и первой его настоятельницей. Позже Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта - внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья - невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер - отец знаменитого героя Александра Фигнера - командира " Мстительного легиона " партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата. В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря - дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа. Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Иоанно-Предтеченский собор был построен по заказу князей Пскова, основавших здесь монастырь. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов семейств псковских князей или наместников. Дата его возведения неизвестна. В исторических источниках он впервые упоминается только под 1243 годом. По мнению псковского реставратора И. И. Лагунина, заказчиком Иоанновского собора выступил один из видных политических деятелей Руси второй четверти - середины XII века Святополк Мстиславич, внук Владимира Мономаха.

http://sobory.ru/article/?object=00257

Как говорит церковный историк Е. Голубинский , о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден «Исак Жидовин», но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 329 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). «По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 330 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 331 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 332 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день» 333 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини- " инокини» Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополии дьяк Данила Карпов 334 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кривоборского 335 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложите». Подписал митрополии дьяк Данило Карпов 336 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополии дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополии дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

981 ...всхотша вотчичи Олшанский, да Оленковичь, да князь Федоръ Блской по Березыню реку отссти ... Литовской земли. – Речь идет ο так называемом «заговоре князей», возможно, помешавшем Казимиру прийти на помощь Ахмату во время стояния на Угре. Β нем участвовали православный князь Литовской Руси Михаил Олелькович, бывший в Новгороде в 1471 г., его родич князь Иван Гольшанский и князь Федор Бельский, сумевший убежать в Москву; Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были казнены Казимиром. Независимый свод 80-х гг. – единственная русская летопись, сообщившая об этом заговоре; великокняжеские своды, изображавшие Михаила Олельковича в рассказах ο событиях 1471 г. литовским ставленником и «латинянином», об этих событиях умолчали. Масштабы «заговора князей», очевидно, преувеличены комментируемым сводом: едва ли восставшие князья смогли отделить от Литовского государства обширную территорию вплоть до реки Березины в центральной Белоруссии. 982 Того же лта бысть распря митрополиту ... възвратися на столъ свой. – Здесь продолжается рассказ ο конфликте Ивана III с митрополитом Геронтием, начавшемся в 1479 г. Согласно Независимому своду, конфликт закончился победой Геронтия; однако, согласно рассказу Ростовского свода 1489 г. (Типографская-Академическая летопись), воспроизведенному сводом 1518 г. (Льв.–С II), в 1484 г., после новой угрозы Геронтия оставить митрополию Иван III попытался передать митрополичий престол троицкому игумену Паисию Ярославову и согласился вернуть митрополита только после отказа Паисия. Асафъ (Иосаф) – сын князя Михаила Ивановича Оболенского. 983 ...посылалъ князь великий ратью на нмцы ... много полону приведоша. – Подробный рассказ об этом походе 1481–1482 гг. содержится в Псковских летописях. Князь Ярослав Оболенский – младший брат известного полководца Ивана Васильевича Стриги Оболенского, наместника в Пскове; Иван Васильевич Булгак – племянник И. Ю. Патрикеева. Вельяд – ливонская крепость Феллин (Вильянди). Охабий (охабень) – внешний ряд укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3). Человек, не Бог, потому что подвергнут был ударам человек, а не Бог. Кто же это — переносящий много страданий и испытывающий много печалей и всеми биемый? Ужели праведно Он претерпел то, что претерпел? « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни » (Ис. 53:4). « Я никакой вины не нахожу в Нем » (Ин. 18:38). Но не стыдись из–за позорных благ. Претерпев столь великое, Он остался бесстрастным; Он был ранен, оплеван, перенес самое постыдное, и Он же самый остается достойным почета, славным как бы один из уязвленных, как говорит сам Исаия: « а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши » (Ис. 53:4–5). Итак, и сам Он, и мы лежим раненые. « Ранами Его мы исцелились » (ст. 5). Мертвый — врач мертвых; раненый — врачебное средство для обремененных заботами людей. Но доколе ты, о, человек, совращаешь с пути нашу свободу? Скажи яснее о том, что исследуется. « Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен » (ст. 7). Добрая овца, отданная дурным поварам; если закалаете, иудеи, то не стригите; если же стрижете, то пощадите овцу, которая доставляет вам много полезного. « Вели с Ним на смерть и двух злодеев » (Лк. 23:32). Слово у нас доходит до одиннадцатого часа дня, чтобы никто не отчаивался в своей жизни. И я, конечно, желал бы пройти молчанием историю, вследствие того, что часто мы рассказывали ее, но вижу разбойника, который всегда меня принуждает. И не удивительно: он, изменив свое ремесло для спасения, насильно отворил двери рая. Стоял на кресте Агнец и два волка; но один остался на земле своими мыслями, а другой уже изменялся, говоря: « помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое » (ст. 42). О, могущество Иисусово! Разбойник — уже пророк, проповедующий со креста: « помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ». И что, свойственное царю, ты, разбойник, видишь? Заушение, оплеваше, гвозди и древо, и насмешки иудеев, и уже обнажаемое копье воинов. Но не вижу, говорит, того, что видимо: стоящих кругом ангелов вижу, убегающее солнце, раздираемую завесу, колеблющуюся землю, мертвых, уже помышляющих о бегстве; Иисус приемлет всех, давая тот же динарий и тем делателям, которые пришли около одиннадцатого часа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7А если и случится такое, что в одном из ваших городов, в той земле, которую Господь, Бог ваш, дарует вам, обеднеет один из братьев ваших, тогда не оставайся безучастным и скупым не будь к бедному брату своему. 8Нет, ты щедрость свою прояви и охотно дай ему взаймы столько, сколько нужно ему. 9Пусть же не овладеет тобой недобрая мысль: мол, близок седьмой год, год прощения долгов, чтоб не стал ты из–за этого недружелюбно смотреть на бедного брата своего и не дал ему ничего. Ибо он скажет о тебе Господу, и грех будет на тебе! 10Охотно давай ему, без досады на себя за свою щедрость, ведь именно за эту щедрость Господь, Бог твой, и будет благословлять тебя во всех делах и трудах твоих. 11Бедные люди в стране не переведутся, и вот тебе на сей счет мой наказ: всегда будь щедрым, не зажимай деньги в кулаке – открывай его для брата своего, израильтянина, и для всякого, кто в стране твоей живет в бедности и нужде. 12 Если кто–то из общины твоей – еврей или еврейка – продаст себя в рабство тебе и проработает на тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его или ее на волю. 13Но такого человека отпускай не с пустыми руками! 14Щедро отдели для него что–то из стада своего, сколько–то со своего гумна, из–под давильного пресса – от всего, чем благословил тебя Господь, Бог твой, дай ему. 15Помни, что и ты был рабом в Египте и что Господь, Бог твой, выкупил тебя. Потому я и велю тебе так поступать. 16Но если твой раб по любви к тебе и твоей семье и потому, что ему было хорошо у тебя, скажет: «Не хочу уходить от тебя!“ – 17тогда, взяв шило, проколи ему ухо у дверного косяка. Это будет знаком того, что он остается рабом у тебя навсегда; так же следует поступать и с рабыней своей. 18А когда тебе придется отпускать раба на свободу, не возмущайся, ведь он отработал у тебя шесть лет за половину той платы, которую ты должен был бы дать наемному работнику. И Господь, Бог твой, благословит тебя во всех делах твоих. О первом приплоде 19Посвящай Господу, Богу твоему, всякого первенца мужского пола из твоего крупного рогатого и мелкого скота. Первенцев из стада коров не используй в работе, а первенцев мелкого скота не стриги. 20Они для того, чтобы из года в год ты и семья твоя ели их перед Господом, Богом твоим, на том месте, какое Господь изберет. 21А если у такого животного обнаружится какой–то изъян – хромота, слепота или другой какой недостаток, в жертву Господу, Богу твоему, приносить его нельзя. 22 Мясо такого животного ешь у себя дома. И тот, кто ритуально нечист и кто чист, может есть его, как и мясо серны и оленя. 23 Только кровь в пищу не употребляй; выливай ее на землю, как воду. Обзор предписаний о Пасхе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

„И головы своей они (священники) не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут волосы свои ( Иез. 44:20 ). Но при стрижке волос следовало остерегаться стричь себя в кружок и подстригать углы бороды своей, т. е. стричь волосы на висках, чтобы не уподобиться таким образом жрецам Сатурна и языческим народам, которые имели обычай стричь волосы на висках. „И взял я чашу из руки Господней, читаем в пророчестве Иеремии, и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь: и всех царей Тира, и всех царей Сидона, и всех островов, которые за морем, – Дедана, и Фему, и Буза, и всех стригущих волосы на висках“ (25:23). Поэтому в книге Левит читаем: „не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей“ ( Лев. 19:27 ). В силу постановления книги Левит евреи доселе не подстригают волос на висках и носят длинные пейсы. По Мунку это запрещение объясняется обычаем арабов, которые волосы со щек и висков посвящали божеству подобному Бахусу, как говорит Геродот, (III, 8), и о них-то упоминает пророк Иеремия, называя их людьми, стригущими волосы на висках (9:26; 49:32). Но по сказаниям арабов обычай брить голову в городах у них явился не рано. Горожане обривали себе голову, только отправляясь на богомолье. В позднейшие времена и молодые мужчины у евреев стали подстригать свои волосы; не стричь волос мужчинам считалось уже прямым бесчестием. „Не сама ли природа учит нас, говорит апостол Павел, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него“. ( 1Кор. 11:14 ). Волосы свои евреи смазывали благовонным маслом. „Как хорошо и как приятно жить братьям вместе, говорит Псалмопевец. Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его“. ( Пс. 132:1–2 ). Принося благодарность Богу за Его благодеяния ему, Псалмопевец говорит: „Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (22: 5). Соломон свои благожелания в книге Екклезиаст выражает между прочим, следующим образом: „Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудеет елей на голове твоей ( Еккл.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

А что касается бороды, то на то есть Божия заповедь: «Не стриги края бороды твоей». Причем она дается дважды: «скажи народу израильскому, всему народу» (см.: Лев. 19), а в 21-й главе – священникам. То есть это атрибут не только священника, но всего Божиего народа. Да. Это одна из 613-ти мицвот, одна из заповедей – теперь уже по благодати, по Нагорной проповеди. Однажды Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). «По благодати все можно», – говорили мне у харизматов. Не такие уж они и новаторы. Это еще Николай говорил в I веке, ересь николаитов. Эти вещи – может, та единственная ниточка с Богом. Но не единственная. В этом есть, конечно, значение. Господь дал нам душу и тело. Только один раз в Писании произносится эта знаменитая триала: дух, душа и тело. А что при этом говорится, часто ускользает от нас: «…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Надо сохранить для Господа дух, душу и тело. Не только дух, душу, но и тело. Поэтому нельзя пренебрегать телесным благочестием. Если оно выставляется на первый план, а духовное пренебрегается, – тогда понятно. Фарисейство со всеми последующими. А если наоборот, то «от избытка сердца говорят уста». Сердце – это внутреннее человека, а «говорят уста» – это внешнее. Поэтому я думаю, и в этих вопросах наше традиционное благочестие выросло из жизни в Духе Святом. Его же не фарисеи придумали, а святые отцы. Понятно, что сам по себе волос нам Духа Святого не даст. Но это органично взаимосвязано. Это неделимая триада. О поклонах – Какие источники использовать, чтобы узнать, в какой момент службы раньше делались земные и поясные поклоны? – Практик много. Могу честно признаться, где посмотреть: у старообрядцев. Мне очень понравились дониконовские книги. Это Сергий Радонежский и другие наши великие святые: московские святители Петр, Иона, Ермоген. Вот у них посмотрел.

http://pravoslavie.ru/145857.html

Данное установление именуется пиккуах нефеш (с ивр. – букв. «спасение жизни»). Именно оно служит формальным обоснованием деятельности в субботний день людей, несущих служение в сфере медицины, в силовых подразделениях или в структурах, связанных с преодолением чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение и пр.). Кроме того, ещё одним субботним исключением является проведение обряда обрезания на 8-й день после рождения младенца мужского пола. Сохранение особого внешнего вида Иудаизм предписывает своим последователям определённые элементы внешнего вида. В частности, основываясь на словах не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей ( Лев.19:27 ), ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи соблюдают обычай ношения бороды и отращивания длинных волос на висках, которые называются пейсы (с ивр. пеот – букв. «края», «углы»). Кроме того, иудеям необходимо употреблять определённые элементы одежды. Благочестивым обычаем является постоянное покрытие головы. Для этого чаще всего употребляется особая шапочка, носимая на затылке и часто прикрепляемая к волосам заколкой, называемая кипа . О практике ношения этого головного убора ортодоксальный раввин Йосеф Телушкин, автор учебников по современному иудаизму и его популяризатор, пишет: «Согласно еврейской традиции покрытая голова – знак того, что над вами могучая сила. Сегодня голову обычно покрывают небольшой шапочкой (на иврите – кипа) из ткани. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы – в синагоге и во время еды. Многие называют кипу на идише – ермолкой, словом неизвестного происхождения, хотя и считается, что это сокращение двух ивритских слов – ярей меэлока (боящийся Б-га)» 908 . В праздничные и субботние дни может использоваться особая шляпа – штраймл (с идиш – букв. «шапочка»). Она представляет собой ту же кипу, только отороченную мехом, отчего головной убор приобретает цилиндрическую форму с возвышением посредине (см. рис. 102). Рис. 102. Штраймл Благочестивые иудеи носят особые кисти из нитей, прикреплённые к краям одежды и именуемые цицит . Основанием для этого обычая служат слова из книги Чисел, где Господь предписывает израильтянам делать кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их ( Чис.15:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Лев.19:26 .  Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Лев.19:27 .  Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Лев.19:28 .  Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:29 .  Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. Лев.19:30 .  Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. Лев.19:31 .  Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью ( Лев.19:26 , ср. Лев.7.26 ), по объяснению раввинов, от животного еще живого, – вероятно, вообще суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX иное: π τν ρων (слав.: " не ядите на горах_), оно может указывать на обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2) всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: οωνζεσθαι, Vulg.: augurari – гадание по полету птиц) и гадание ( Лев.19:26 , ср. Лев.20.6 ); 3) стрижение волос на голове и бороде (ср. Иер 9.25, 26 ) с язычески-суеверными целями, как, напр., древние арабы, по Геродоту 3:8, сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор 14.1 ), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер 16:6, 41:5, 47:5 ; 3Цар 18.28 ); 5) религиозная (напр., в честь Астарты-Мелиты, ср. Быт 38 ) проституция, которой осквернялись бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство (LXX: γγαστρμυθοις, слав.: " утробные басни» – чревовещание; ср. блаж. Феодор., вопр. 29). Лев.19:32 .  Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010