Так преп. Стефан стал питать немощных и бедных молитвенниц 128 . † Воспоминание о пр. Вассиане и Ионе Соловецких Преп. Вассиан и Иона образовались в духовной жизни наставлениями св. Филиппа, когда был он игуменом Соловецкой обители. Как совершалось преспеяние их в духовной жизни, о том не сохранилось известий; но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твёрдую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы 129 . Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 вёрст от того места, и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Уиском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келью отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящён в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель 130 . Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Такова, замечает при этом Иоанн, была тогда крепость в той обители. И вслед за тем припоминает, что Кириллов монастырь «многия страны пропитывал в голодныя времена» и что иноки его до поступления в число их Ионы Шереметева даже «иглы и нити лишней в кельях не держали, не только что иных вещей». В Чудове монастыре, по словам царя, было в его царствование несколько плохих архимандритов сряду, и монастырь сделался при них как бы одним из убогих; но при архимандрите Левкии (упоминается в 1555 г.) он «сравнялся всяким благочинием с великими обителями и духовным жительством мало чем отстал от них». Еще о двух обителях Иоанн сказал следующее: «Вот пред нашими глазами у преподобного Дионисия на Глушицах и у великого чудотворца Александра на Свири бояре не стригутся и монастыри, Божиею благодатию, процветают постническими подвигами» . С особенною резкостию, как мы видели, нападали на поведение наших иноков старцы Максим Грек и Вассиан князь, но эти нападки отчасти объясняются целию, какую имели в виду оба старца. Они отстаивали мысль о необходимости отобрать у монастырей села и деревни и, чтобы сильнее доказать свою мысль, не стеснялись порицать иноков без всяких ограничений за разные пороки, которые будто бы происходили от обладания имениями. А когда противная сторона одержала верх и недвижимые имущества остались за монастырями, тогда Максим и Вассиан, как побежденные, уже не без озлобления продолжали повторять свои порицания против стяжательных иноков и монастырей. Один из учеников самого Максима Грека, инок Зиновий, хорошо знавший своего учителя и князя Вассиана, свидетельствует, что Максим в своих нападениях на «любостяжательные» монастыри и иноков, не различал «чистого от нечистого» и все, что ни писал, «писал от раздражения по рвению»; что оба эти старца не испытали сами и не могли близко знать того, за что осуждали черноризцев монастырей, владевших имениями, потому что Максим жил тогда еще при дворе великого князя и пользовался пищею от его княжеской трапезы и всеми удобствами; а Вассиан, хотя жил в Симоновом монастыре, однако ж, не хотел вкушать той простой и скудной пищи и того убогого пива, какие предлагались инокам, но получал роскошные и разнообразные яства со стола великого князя, пил изысканные вина и ел, когда хотел, что хотел и сколько хотел, между тем как иноки «мнимого стяжательного монастыря едят, когда им подадут, а не когда хотят, и едят не то, чего хотят, а что им представят; в пост же довольствуются и одним брашном неизвестного качества и количества».

http://sedmitza.ru/lib/text/435996/

1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " . Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция. В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I. На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки: Деревянный  собор в честь Преображения Господня  (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трёхъярусный  храм в честь Успения Божией Матери  (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.). Каменный храм во имя  преподобных Зосимы и Савватия  (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.). Деревянный в честь  Воздвижения Креста Господня  (построен и освящён в 1894 г.). Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.) Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос.

http://sobory.ru/article/?object=15384

В бедных русских монастырях у казначеев были совсем другие задачи: не посчитать, а найти деньги и пропитание для братии. Однажды в Пертоминском монастыре наступили голодные времена. За милостыней в Архангельск отправился самый искусный в таких делах инок – казначей Варсонофий. Он очень не хотел идти в город и долго спорил с братией, но в конце концов, за послушание, пошел. Монахи, обрадовавшись, что казначей согласился, стали усердно молиться в часовне преподобных Вассиана и Ионы, чтобы святые послали пропитание для обители. Казначей долго бродил по городу, но безуспешно. Тогда он отправился к одному из благодетелей монастыря Стефану Дмитриеву, но и он отказал ему. «Нет у меня ничего для тебя и не знаю никого, кто мог бы дать», – таким неутешительным был его ответ. На самом деле Стефан хотел поделиться свом достатком, но ему запрещала его скупая жена Мария. «Нет, господин мой», – говорила она мужу, – даже и не мысли дать хлеба из нашей житницы этим чернецам» и всячески ругала иноков и монашеское житие. Днем, когда Мария уснула после обеда, она увидела во сне двух иноков, лица которых ей показались знакомы. Иноки сказали ей: «Мария! Пожалей наших чернецов Пертоминской пустыни и не умори их голодом, не запрещай мужу своему сделать благое дело – дать им хлеба, а Господь Бог наполнит всем вашу житницу». Женщина проснулась, но рядом с ней не было никого. «Почему пустыми отпустили иноков?» – спросила она у своих домашних. Но ей ответили, что никого в доме не было. Тогда она взглянула на икону преподобных Вассиана и Ионы и поняла, кто к ней приходил. Со слезами просила она прощения перед иконой и велела мужу «без скупости снабдить обитель». Стефан дал Варсонофию тридцать мер хлеба. Обрадованный казначей до земли поклонился своему благодетелю, погрузил хлеб в свой карбас и возвратился к братии (РНБ. Сол. 182/182. Л. 204–206 об.). К числу важных монастырских послушаний относились те, которые были связаны с совершением богослужения. Когда преподобный Корнилий Комельский построил первую церковь в своем монастыре, он поставил в ней служителей: священников и диаконов, чтецов и певцов, екклесиарха и весь чин, как принято в великих лаврах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июня 5-го дня, благочестивейший Государь Петр Алексеевич с Преосвященным Архиепископом и своим синклитом царским сотвори праздник Всемилостивому Спасу со всенощным бдением. На литургии сам царь на клиросе пел и послания Апостолов читал. И по сем Великий Государь Петр Алексеевич в память путешествия и бытия своего в Пертоминской обители Всемилостивого Спаса, святый крест деревянный, видением четвероконечный, сам своими руками содела, и нес из монастыря на раменах своих со всем синклитом до места, идиже присташа первые к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на голландском языке своими же руками, и тогда вскоре по наставлению креста дарова Бог ему благочестивому Государю благополучный ветер в Соловецкий монастырь, и пойде паки мирным путем по морю, со всеми, радуясь, 6-го июня. Великий Государь после бытности своей в монастыре, в знак своего благодарения Всевышнему за избавление, а паче для того, что в монастыре на строение много царского иждивения употреблено, благоволил приказать и прочее строение монастырское казенным зданием покончить, и потому его царским указом был определен для присмотру в строении один майор, который чрез два лета, находясь при монастыре, построил весьма порядочные каменные здания – братские кельи, и от келий саженей на двадцать ограду, а на углу башню». Сообщил Д. Чл. Макарий Епископ Архангельский 1 Называют его и Портоминским и Поратоминским, т.е. монастырь за озером Ратоминским, а в делах пишется он и пустынью, и прежде существовал под именем пустыни Всемилостивого Спаса, Нерукотворного образа. 5 В Памятной монастырской книге пишется (лист 4-ый), что к сей четверице прибыло в монастырь еще двое из мирских людей, именно, сборщик от некоего из русских монастырей Козьма с сыном. Здесь он заболел, и, по явлению ему преподобных, получил исцеление, дав обет остаться в монастыре и с сыном своим. 6 Церковь сия, по предположению строителя Рафаила, представленному на благоусмотрение епископа Евлампия в 1804 году и им утвержденному, долженствовала быть во имя преп. Вассиана и Ионы, но впоследствии по представленному строителем Логином на выбор епископа Парфения предположению устроить церковь сию во имя Вассиана и Ионы, или Соловецких Чудотворцев, преосвященный Парфений разрешил последнее. См. Пам. кн., стр. 23–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона. Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий. Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа. Макарий, Митрополит Киевский, священномученик Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 г. он в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя литовского Александра с дочерью великого князя московского Иоанна Васильевича, Еленой. Вопреки желанию Uoahha III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены придворным священником Фомой. В 1495 г. после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

мощи в новую раку и перенесли из часовни в церковь Великомученика Артемия, но и эта церковь три раза подвергалась пожарам, от коих мощи, для сохранения, были износимы. Наконец церковь Св. Артемия воздвигнута вновь каменная в 1793 году, и переименована уже в честь Праведного Артемия Веркольского, которого и мощи тут почивают. КРАСНОГОРСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. заштатный, в 16 верстах от уездного города Пинеги, на берегу реки того ж имени, на прекрасном гористом месте; основан в 1603 году благочестивым иноком Макарием, который и был первым игуменом, а по кончине погребен здесь же. Соб. церковь в этой обители во имя Грузинской Божией Матери, нынешнее здание коей окончено построением в 1735 году; в ней находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: одна Грузинская, поставленная здесь 22 августа 1629 года Ярославским купцом Григорием Лыткиным, и приобретенная им от персиян, после пленения в 1622 г. Грузии; а другая Владимирская, принесенная сюда основателем, игуменом Макарием, в 1603 году; во имя сего явления устроен придел при главном престоле. В честь Грузинской иконы Богородицы установлено в 1650 году общим празднеством 22 число августа, и после сего дня настоящий чудотворный образ бывает носим со крестами и хоругвями ежегодно в Архангельск, а потом в Холмогоры, при великом стечении усердствующих богомольцев, а возвращается в обитель уже на 4-й неделе Великого поста. Этот крестный ход установлен 1698 г. Афанасием, Архиепископом Холмогорским. Здесь, в обители, погребен сосланный и лишенный боярства Петром Великим, князь Василий Васильевич Голицын, любимец царевны Софии Алексеевны. ТРОИЦКИЙ-ШЕНКУРСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Шенкурске. О времени основания этого монастыря известий нет. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, существует с 1637 года, 2) Благовещения Пресвятой Богородицы и 3) Великомученицы Екатерины. ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь, муж. в Архангельском уезде, на берегу Белого моря, в Унской губе. Она основана в XVII в., по случаю обретения на сем месте невредимых тел Соловецких иноков Св. Вассиана и Ионы, потонувших в Белом море в 1566 году. Сначала, по некоему сновидению, построена над могилой сих угодников, в 1599 году, часовня, а в последствии времени церковь и монастырь. Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с приделом Феодора Стратилата, и 2) Успения Богородицы, построенная в 1691 году; в ней почивают под спудом мощи помянутых иноков Вассиана и Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Пришел в селение при Унской губе старец из российских монастырей. Жители рассказали ему о преподобных Вассиане и Ионе и советовали поселиться при часовне. Старец последовал их совету и, помолившись Богу, устроил невдалеке от часовни небольшую келью и поселился в ней. Милостыня приходивших богомольцев и мореходцев, искавших в Унской губе пристанища от морских бурь, с избытком удовлетворяла жизненным потребностям постника, а уединение пустынного места и слава преподобных скоро привлекли к нему сожителей. Первым сожителем его был старец Савватий, потом Дионисий, а с течением времени к ним присоединились иеромонах Ефрем и два мирянина – Козьма с сыном. Пустынники решились устроить над мощами преподобных храм и стали рубить деревья. Неожиданное обстоятельство значительно помогло им в этом предприятии: ветром занесло к ним две ладьи с людьми, плывшими по обету в Соловецкий монастырь. Богомольцы, вышедши на берег и увидев приготовления к постройке, со всем усердием также принялись за дело. На месте часовни была устроена деревянная церковь и приготовлено все необходимое для освящения его и совершения богослужения. Иеромонах Ефрем отправился в Вологду к архиепископу с просьбою об антиминсе и книгах для нового храма. Получив все по желанию, он уже возвращался в устрояемую обитель, но на дороге был захвачен и убит поляками, опустошавшими Русскую землю в смутное время самозванства. Все церковные вещи были разграблены. Такая же судьба постигла и Козьму с сыном: они собирали на храм в окрестностях Онежского озера и в Каргопольском уезде были убиты литовцами. Другие сожители их по неимению средств к жизни разошлись в разные стороны. Остался в пустыни один Савватий. Церковь стояла неосвященною пять лет. Наконец к гробам преподобных пришел из покоя иеромонах Иаков. Он озаботился освящением храма в честь Преображения Господня и устроил над местом погребения преподобных Вассиана и Ионы раку. Скоро к нему собрались любители пустынного уединения, и возникшая обитель была названа Пертоминским монастырем преподобных Вассиана и Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 году он, в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя Литовского Александра с дочерью великого князя Московского Иоанна Васильевича – Еленою. Вопреки желанию Uoahha III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены, придворным священником Фомою. В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к Константинопольскому Патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году Патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы. Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно вследствие постоянных набегов крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, подобно своим предшественникам, жил в Вильне, где отстаивал Православие, активно действуя против происков католиков. Много скорбей, трудов и забот принял на себя митрополит Макарий. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. Послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий смело двинулся в путь, несмотря на грозившую опасность нападения со стороны татар. И вот, как повествует летописец, «в 1497 году, мая 1-го, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили Преосвященнаго митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария». Произошло это «в селе Стригалове, на реке Вжище, недалеко от Мозыря», Спутников его – одних убили, а других увели в плен. Много зла причинили татары и окрестным жителям. Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 годах. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1486 В другом месте митрополит, забывая, каким образом Максим попал в Россию, приравнивает его к тем Грекам (и Гречишкам), которые таскались в Россию за милостыней: «пошли естя – говорит он ему – от Святыя горы из Турския державы к благочестивому и христолюбивому государю... милостыни для»... 1488 Запись о соборе 1531 года на Вассиана, принадлежащая одному и тому же неизвестному автору с записями о соборах на Максима, в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847 года 1489 По свидетельству Михаила Медоварцева Вассиан говорил: «правила здешние кривила, а не правила», – запись о соборе на Максима 1531 года, стр. 10 col. 1 начало. 1490 Митрополит спрашивал, по записи, Вассиана на соборе: «передо мною – митрополитом и перед владыки прежде нынешнего собора назвал еси божественное правило – кривило?» – стр. 11 col. 1. 1491 Соборный допрос Вассиану касательно Макария и Ионы в записи читается: «и митрополит спросил: да ты же, Васьян, говорил про чюдотворцов: Господи! что ся за чюдотворцы! сказывают, в Колязине Макар чюдеса творить, а мужик был сельской; и Васьян отвечал: аз его знал (Макарий † 1463), простой был человек, а будет ся чюдотворец, ино как вам любо и с ним, чюдотворец ли сей будет, не чюдотворец ли; и митрополит ему молвил: аще восхощешь судити святых.., и Васьян рече: ино, господине, ведает Бог да ты и со своими чюдотворцы...; и митрополит его спросил: слышели есмя от многих достоверных, яко вси православна поклоняются честному гробу и святым мощем святого Ионы митрополита чюдотворца, да ты-де Васьян един токмо не покланяешися ему и не почитаеши его, якоже достоит честь святым приносити; и Васьян отвечал: язь не ведаю, Иона чюдотворец ли», – стр. 11 col. 2 начало. 1492 Этот другой, более или менее помогавший Вассиану в составлении его Кормчей и бывший у него писцом, есть монах Исаак Собака, принадлежавший, как нужно думать, к выдающимся профессиональным каллиграфам своего времени (в 1523 году властями Троицкого Сергиева монастыря ему поручено было изготовить роскошный список евангелия учительного, – Лаврской библиотеки после 1544 года бывший архимандритом Чудова монастыря (после Ионы Собины, который в 1544 году был поставлен в епископы), Акты Истории т. I, стр. 380, col. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010