Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Псковские свв. Описания иконы Псковские свв. - житие Собор Псковских святых Среда, 5 февраля (ст.ст.) 18 февраля 2009 (нов. ст.) (3-я Неделя по Пятидесятнице) Авраамий Мирожский, игумен, чудотворец: †1158; С. 24 Александр Гривский, иерей, сщмч.: †1918; Ок. 11 Новомуч. Афанасий Кислов, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 Новомуч. Василий Мирожский, Псковский, прмч.: †1299; Мр. 4 Василий Розанов, иерей, сщмч.: †1937; Н. 14 Новомуч. Василий Триумфов, иерей, сщмч.: †1919; Ф. 13 Новомуч. Васса Псково-Печерская, прп., супруга прп. Ионы Псково-Печерского: †1473; Мр. 19, 29 Псково-Печ. Вассиан Муромский, Псково-Печерский, прмч., ученик прмч. Корнилия Псково-Печерского: †1570; Ф. 20 Псково-Печ. Всеволод (в крещении Гавриил) Новгородский, Псковский, князь, чудотворец: †1138; Ф. 11; Ап. 22; Н. 27 Гавриил Преображенский, иерей, сщмч.: †1919; Ф. 13 Новомуч. Довмонт (Домант; в крещении Тимофей) Псковский, князь: †1299; М. 20 Досифей Верхнеостровский, Псковский, игумен, ученик прп. Евфросина Псковского: †1482; Окт. 8 Евпракси[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XIX.] Псковские избранные святые: Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Серапион Спасо-Елеазаровский, Евфросин Псковский, Игнатий Псковский, Иларион Псковоезерский. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Файл 9593.jpg:   Размер: 895x1200, 1.07 MPix, 167 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (196) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9594.jpg:   Размер: 828x1200, 0.99 MPix, 174 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (141) , (3) . Описание: новописанная икона «Собор Псковских святых» (Троицкий собор, г. Псков) В Троицком кафедральном соборе на иконе нашего времени " Собор псковских святых " изображены лики 90 угодников Божиих, включая многих епископов и архиепископов как новгородских, так и псковских. На древних иконах подобного рода святых ликов значительно меньше. Файл 18088.jpg:   Размер: 450x628, 0.28 MPix, 96 Kb. Дата: 2012-06-14, участник [ oldsailor ]. Рейтинг изображения: 1 (110) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2773

Пертоминск. Пертоминский монастырь. Церковь Зосимы и Савватия. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1807 и 1814. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, п. Пертоминск, ул. Ленина. На территории бывшего Пертоминского монастыря Координаты: 64.791284, 38.417066 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия построен в 1807—1814 гг. и освящён 1814 г. ...в 1807–1814 годы возвели каменную одноглавую, одноапсидную Зосимосавватиевскую церковь (освящена 26 июня 1814).  Небольшие размеры, наличие вертикальных членений на фасадах, более высокого объема колокольня в единой связи, а также деревянный чешуйчатый лемех шатра и граненой главки придавали этому зданию динамичность и исключительную живописность, обогатившую облик ансамбля. Попова Л.Д., кандидат исторических наук, доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857 Холодная каменная одноглавая одноэтажная церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких устроена по указу епархиального начальства от 9 января 1804 года и освящена в 1814 г. на месте бывшей часовни, под которой в течение 129 лет покоились мощи преподобных отцов Вассиана и Ионы. С юго-западной стороны к церкви примыкает небольшая каменная колокольня с деревянным конусообразным верхом. На колокольне помещены 10 колоколов весом: 54,5 пуд., 27 пуд., 26 пуд., 10 пуд., 6 фунт., 5,5 фунт., 5 пуд., 2,5 пуд., 1 пуд 25 фунт., 30,5 фунт., 25 фунтов. В 1896 году деревянная крыша заменена новою тоже деревянною. В 1898 году всё здание оштукатурено и выбелено известью. В 1899 году крыша на церкви и колокольне выкрашена медянкой, а глава – кобальтом. В 1902 году в южную стороны церкви устроен крытый помост, на прекрасных балках которого повешен пожертвованный г. Пошехоновым колокол весом 55 пуд 25 фунтов. В 1905 году колокол этот пожертвован монастырем в Архангельск. По материалам: Пертоминск. Грани истории. Сборник материалов по истории Пертоминска. - Архангельск, 2018. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48447

И Вассиан снова отвечал: «Я не ведаю де – Иона чудотворец ли»? Вассиан мог говорить о Макарии, подразумевая духовную простоту. Макария выводят от прославившегося в боях бояр. Василия Кожи, рода бояр Кожиных (Оп. рус. историогр. II, 996, 1687). Вассиан против обвинения Иосифа возражал, что киевских и всех русских чудотворцев он чтит и называет их знаменоносцами (Прав. Соб. 1863, III, 204–205). Хотя мощи Макария были открыты в 1521 г., но повсеместное чествование его установлено только в 1547 г. (Барсуков, 340, Макарий, VI, 200, прим. 271). Может быть тут сказалось и чувство особенного почитания, какое питал к Макарию Иосиф Волоцкий (Сказ. о св. отцах. Лет. зан. Арх. ком., II, 89), наставник Даниила. Хотя почитание м. Ионы началось вскоре после смерти (П. С. Р. лет. тт. VI и VIII), но канонизован он был в 1547 г. (Барсуков, 270). В силу преобладания местного почитания святых до собора 1547 г., часто встречаются примеры недоверчивого и неуважительного отношения к ним, напр. архиеп. новгор. Сергия (москвитянин) к мощам Моисея новгород. (П. С. Р. л., III, 183–184), ряз. еп. Кассиана к мощам Димитрия Прилуцкого (Чт. в Общ. ист. 1847, 3, отд. 2-ой); архим. Илариона к мощам Ионы новгород., других к еп. новгор. Никите; Иова философа к Евфросину Псков.; рост. еп. Трифона к Феодору кн. ярослав. и сынов. его Давиду и Константину (Ключевский, Жития, 171, 421; И.Некрасов, Древн. рус. литер., Беседы Общ. любит. рос. слов. I, 48–49; Калугин, Зиновий Отенский , 65, 205, 206–210 и 212). Вассиан Патрикеев осуждал иосифлян за поспешную канонизацию (Прав. Соб. 1863, III, 190). Рассуждение летописца на эту тему (П. С. Р. лет., VI, 196) – весьма характерное в этом отношении и по мотивам почитания. Курбский пишет, будто вел. князь повелел блаж. Вассиана заточить в прегорчайшую темницу в Иосифом мон. и скорой смертью уморить и иноки будто бы уморили его (Сказ. I, 4), причем в монастыре он подвергался мучениям, почему и назвал его преподобным мучеником (предисл. к Твор. И.Дамаскина; Опис. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

5 июня 1694 г. архиеп. Афанасий совершил в П. П. м. всенощное бдение, во время которого царь пел на клиросе и читал Апостол. После богослужения состоялось обретение мощей святых Вассиана и Ионы. Архиепископ и царь со свитой «в часовнице, идеже древле положены лежаху телеса преподобных», сняли «срубец ветхий» и обнаружили останки одного из святых (кого именно, неизвестно), после чего, «осязав главу мощей, кости и перст и учинивши надлежащее изследование», положили часть останков на прежнее место - под спуд, а др. часть - в раку ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 8; Добровольский. 1894. 17. С. 469). Этнограф секунд-майор П. И. Челищев (1745-1811), посетивший П. П. м. в кон. XVIII в., писал, что «кости одного преподобного» были «великим государем запечатаны» ( Челищев. 2016. С. 136-137). Вероятно, вскоре после 1694 г. по инициативе имп. Петра I состоялась канонизация преподобных. К нач. XVIII в. мощи Пертоминских чудотворцев находились в монастырской часовне (1691) «на пригоре», между Преображенским и Успенским храмами, о чем упоминается в переписной книге обители за 1703 г.: «...в часовни деисус на семи цках писан краски, к летней стене гробница преподобных отцев Васиана и Ионы, решетка древянная, сделана по столярском, покров на гробнице выбойчатой». В 1728 г. в часовне был «над гробницей образ Вассиана и Ионы в молении ко Спасу, писан краски и золотом и сребром листовым» (ГААО. Ф. 60. Оп. 1 Д. 105. С. 30-31 об.; Оп. 3. Д. 16. Л. 19 об.; см. также: Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1638. Л. 12). В описи 1778 г. отмечено, что в часовне были иконостас и гробница «с золочеными прорезными травочками раскрашеными», а на гробнице 3 покрова ( Приклонский. 1927. С. XVII, 110-111, 192-193). Покидая обитель, царь Петр I оставил в ней офицера для надзора за каменным строительством: был сооружен братский корпус (1700), «саженей на дватцать ограда и на углу башня», хозяйственные службы. В нач. XVIII в. за пределами П. П. м. располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, ветряная мельница, кузница, кирпичный завод. В 1703 г. в П. П. м. проживали строитель и 12 старцев, в 1721 г.- строитель Елисей и 8 старцев, в 1728 г.- строитель Иосиф и 6 монахов; к 1744 г. мон-рь владел 25 крестьянами. Постепенно соляной промысел, «несмотря на мероприятия со стороны правительства, оскудел» и уже «не возрождался», флот обветшал, монастырь жил гл. обр. «выкормкой и продажей скота», а также оброками с красногорских крестьян и доходами от лавок в Архангельске ( Приклонский. 1927. С. XXXIV-XXXV). В 1764 г. П. П. м. был упразднен и обращен в Преображенский приход, в к-ром служил свящ. Тит Подерин; братия переведена в Ламбасскую пуст. Пинежского у.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

С. 105-107. 169, 170). В 1467 г. грамоту на двор в Вологде подтвердил вологодский кн. Андрей Васильевич (Там же. С. 113-114. 180). Игум. Филофей получил от вел. кн. Иоанна III подтверждение грамоты Василия II об освобождении монахов Кириллова мон-ря от уплаты торговых пошлин на всей территории великого княжения (Там же. С. 57-58. 96; на имя К. такого подтверждения не последовало). Документы из монастырского архива говорят об отношениях игумена и братии Белозерского мон-ря с Ростовскими архиепископами. Архиеп. Феодосий 13 янв. 1455 г. освободил принадлежавшие мон-рю церкви в Рукине слободке (Рукино) и Ивицах (ныне села в Кирилловском р-не Вологодской обл.) от пошлин и суда десятинников (Там же. С. 97. 161). Ранее таких грамот в мон-рь не поступало. Трифон, ставший Ростовским архиепископом в мае 1462 г., уже 27 июня того же года дал такие грамоты не только храмам в Рукине слободке и Ивицах, но и церкви на Сезме (ныне Шекснинский р-н Вологодской обл.) и в Романовой слободке (ныне с. Романово Череповецкого р-на Вологодской обл.) (Там же. С. 110-112. 174-176). К. неоднократно выполнял дипломатические поручения вел. кн. Василия II. По свидетельству «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», К. по заданию вел. князя и свт. Ионы дважды ездил в К-поль «о церковном исправлении». Эти поездки правомерно соотнести с сохранившимися сходными по тексту, но разновременными грамотами Василия II К-польскому патриарху (1441) и визант. императору (1443) (АИ. Т. 1. С. 73. 39; ПСРЛ. Т. 6. С. 162-167; Т. 20. С. 251-254). (Поездки К. не связаны с подготовленным в Москве в июле 1451 (или 1452), после поставления Ионы на митрополичью кафедру Собором рус. епископов, посланием в К-поль имп. Константину XI : послание не было отправлено, поскольку визант. столица была окружена османами - РФА. 2008. С. 106. 13.) По-видимому, в нач. 1459 г. К. и троицкий игум. Вассиан (см. Вассиан I (Рыло) , свт.) находились с посольством в Литве (их имена названы в послании митр. Ионы Новгородскому архиеп. Ионе (РИБ. Т.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

6 Добывать китовый жир Монастыри, стоявшие на морском побережье, уделяли большое внимание «мурманскому промыслу». Основной продукт промысла — ворвань, то есть китовое, моржовое и тюленье сало, охотно покупали в Холмогорах, Каргополе и даже за рубежом. Например, каждое лето в Печенгскую обитель приходил купеческий корабль из Гамбурга, купцы брали в обители семгу, китовое сало, а взамен давали соль, крупы, вино и другие припасы с приплатой деньгами. В конце XIX века монашескому скиту, организованному Николо-Корельским монастырем на Новой Земле «с целью просветить евангельским учением» самоедов было дано право пользования небольшими охотничьими угодьями наравне с местными жителями. Добывали белуху, нерпу, тюленей. Это принесло приходу хороший доход. По преданию, в монастыре преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских как-то во время безденежья монахи не знали, как расплатиться с работниками монастыря. Когда братья после вечерни вышли из церкви, то в сумерках увидели какую-то странную гору, возвышавшуюся на берегу. Подошли поближе. Оказалось, что на берег выбросило огромного кита. Монастырь продал 230 пудов китового сала, и обитель была надолго обеспечена. 7 Учить грамоте язычников Православных миссионеров среди северных монахов было много. Например, в 1825–1830 годах архимандрит Вениамин из Антониево-Сийского монастыря был послан архиерейским начальством для благовествования Евангелия. Изучив самоедский язык, он составил грамматику и перевел несколько религиозных книг. Кроме крещения 3000 человек, сотоварищи Вениамина уничтожили много языческих идолов. А игумен Николо-Корельского монастыря Филарет в 1822–1835 годах пять лет прожил с самоедами в самоедских тундрах и строил там деревяные церкви для принявших христианство местных жителей. Николаевский монастырь в Архангельской области в 1832 году духовно окормлял как минимум три прихода в самоедской тундре. Летом обитель посылала монахов и послушников для проповеди Евангелия язычникам-самоедам. 8 Выращивать арбузы Да-да, это не описка — не клюкву выращивать, не морошку, а именно арбузы.

http://sever.foma.ru/sem-drevnih-i-neoby...

В 1478 г. вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой гос-ва церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Г. и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Г., как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в к-рой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Г. и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра» - РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведение по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы , затем Симона , а также смещение митр. Зосимы в 1494 г. Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) В 1478/79 г.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Если преподобный игумен так заботился о нравственности рабочих обители, то понятно, сколько заботился он о возвышении духовной жизни между братиями-иноками. Жизнь духовная цвела при нем в обители: опыт тому – преподобные Иоанн и Лонгин, Вассиан и Иона, прославленные Господом. Блаженный Филипп принимал в обитель разборчиво, только таких, которые искренно желали подвизаться для Господа. Он не давал места в обители для праздности и лени – все трудились в ней. Чтобы оживить в братии дух, живший в великих основателях обители, он старался восстановить все, напоминавшее о них: отыскал образ Богоматери-Одигитрии, принесенный на остров святым Савватием; нашел каменный крест, стоявший пред его келией, псалтырь и служебные ризы преподобных. Эти ризы он починил, отличил надписью и «учинил их первыми ризами». По его распоряжению описаны были чудеса, совершенные преподобными по прибытии его на остров. Храм – училище христианского благочестия; храм – дом Божий. Блаженный Филипп построил в обители такие храмы, которые достойно носят имя селений и славы Божией и учат благоговению. С 1552 г. начал он строить каменный Успенский храм с трапезою и колокольнею, все здание 82 сажени в окружности; храм освящен в 1557 г. Прежде того в обители были клепала каменные и била деревянные. Блаженный игумен приобрел три колокола: один в 173 пуда, другой в 80 пудов, третий в 30 пудов. Затем приступил он к построению каменного главного храма обители в честь Преображения Господня. Братия указали ему на недостаток средств. Он отвечал: «Упование на Бога не обманчиво; Он пошлет средства, если намерение наше угодно Ему». В 1558 г. заложил он храм на 170 квадратных саженях. Игумен участвовал своими руками в работах, и по его просьбе царь прислал 1000 руб. для нового храма. Преподобный приготовил утварь для храма, разноцветные стекла для рам, многое дал из своей собственности. Под северной папертью выкопал себе могилу, рядом с могилой наставника своего о. Ионы. По временам от хлопот звания своего удалялся он на безмолвие, за 2 версты от обители, и место уединенных подвигов его доселе называется пустыней Филипповой. Для ревнителей уединения устроил он на Заяцком острове скит, а по другим местам – уединенные келии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московское великокняжеское летописание середины – второй половины XV в. (имеющее в основе Софийскую I летопись) представлено памятниками конца этого столетия – Никаноровской 22 и Вологодско-Пермской 23 летописями и Московским сводом конца XV в. (дошел в двух редакциях – 1479 и начала 90-х гг.) 24 , а также сводами 1497 г. (Прилуцкая летопись) 25 и 1518 г. (Уваровская летопись) 26 . Великокняжеское летописание вошло также в Ермолинскую 27 и Типографскую 28 летописи конца XV в., но в первой отразился также особый (ростовский или белозерский) свод 70-х гг. (он лег в основу также Сокращенных сводов 1493 и 1495 гг. 29 ), а во второй – ростовский владычный свод. Ряд известий о московско-ордынских отношениях в конце XV в., восходящих к источнику 80-х гг., содержат Львовская 30 и Софийская II 31 летописи XVI в. Сведения о событиях 90-х годов XV и первых лет XVI в. дают также Софийская I летопись по списку Царского 32 и Иоасафовская летопись 33 . В некоторых летописных памятниках XVI и XVII вв. имеются уникальные известия об отношениях с Ордой в XIV-XV вв. Это известия (тверские), содержащиеся в Тверском сборнике 34 и так называемом Музейском фрагменте 35 , отдельные записи Никоновской 36 и Воскресенской 37 летописей, Устюжской летописи 38 , Новгородской летописи Дубровского 39 и Архивской, или так называемой Ростовской летописи 40 (две последние восходят к общему протографу – своду 1539 г.). Новгородское летописание конца XIII – первой половины XV в. представлено Новгородской I летописью старшего и младшего изводов 41 . Старший извод доводит изложение до 30-х годов XIV в. (с лакуной за 1273–1298 гг.), младший – до 40-х годов XV в. Новгородский свод начала XV в., отразившийся в HIЛ младшего извода, был использован также при составлении протографа Новгородской IV и Софийской I летописей. К исследуемой теме имеют также отношение ряд известий псковского 42 и волынского 43 летописаний. Прямые или косвенные данные об отношениях Москвы и Орды содержатся, помимо летописания, и в других памятниках русской средневековой литературы (некоторые из них дошли – полностью или частично – в составе летописей). Это «Повесть о Михаиле Тверском» (начало 20-х годов XVI в.) 44 , «Житие митрополита Петра» (1327) 45 , «Задонщина» (конец XIV в.) 46 , «Житие митрополита Алексея» (первая, краткая, редакция конца XIV в. 47 , вторая – середины XV в.) 48 , «Житие Сергия Радонежского» (1418) 49 , «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» (1461–1462) 50 , «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (начало 70-х годов XV в.) 51 , «Повесть о убиении Батыя» (70-е годы XVb.) 52 , Житие Ионы, архиепископа Новгородского (70-е годы XV в.) 53 , послания на Угру архиепископа Вассиана Рыло и других представителей духовенства (1480), «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XVI в.), послание Сильвестра Ивану IV (середина XVI в.), «Казанская история» (вторая половина XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010