Спустя несколько времени, к первому пустынножителю Иоасафу прибыл другой старец Савватий, потом Дионисий (Сорока), а после их некий священноинок Ефрем. Сея четверица 5 братии решились обитать в сем пустынном уединении, положили намерение создать храм Господу Богу во имя Спасова Преображения, над мощами преподобных, и в следствие такого предположения начали готовить лес и носить оный на раменах своих. Дело было выше сил сих слабых пустынников; но нечаянно является на помощь сим здателям немалое количество людей на двух ладьях, плывших для богомоления в Соловецкий монастырь, и видя непосильные труды слабых, но единодушно и единомысленно трудившихся иноков, дали им в сем деле значительную помощь, так что пустынники, приведя материалы свои в готовность, решились снять часовню, создать над мощами церковь , и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, положили основание храму 1618 года мая 29 дня. В следующий год он, приведя церковное строение к концу и приготовив к освящению, послали от себя священноинока Ефрема в Вологду к архиепископу тогдашнего времени с челобитною о пожаловании благословенной на освящение храма грамоты, антиминоса и прочей церковной утвари. Священноинок Ефрем от архипастыря был всем удовлетворен, но на обратном пути из Вологды Литовцами ограблен и убит. По причине скудности и опасности от грабительств со стороны Литовцев, чинивших тогда грабежи по Вологодской губернии, братия Пертоминская разошлась, кроме одного старца Савватия. К нему, спустя немного времени, прибыл из Поноя некий священноинок Иаков, который взял на себя снова ходатайствовать у архиепископа об освящении новосозданного храма и о всей церковной утвари, и испросив благословение, возвратился в обитель благополучно. По возвращении его, освящен первоначальный храм во имя Спаса Боголепного Преображения в 1619 году 24 сентября, и устроена в нем рака над мощами преподобных Вассиана и Ионы. Между тем в обитель возвращается сам Иоасаф и прочие первоначальные иноки. К ним присоединяются другие пришельцы и между ним брат Иоасафа – Иосиф, так что братии собралось 12 монахов, исключая бельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

4 апр. 1479 г. В. вместе с игум. Паисием крестил в Троице-Сергиевом мон-ре Василия, сына вел. кн. Иоанна III (впосл. вел. кн. Василий III Иоаннович ). 12 авг. того же года В. участвовал в освящении кремлевского Успенского собора, 24 авг.- в перенесении мощей свт. Петра, 27 авг.- в перенесении мощей святителей Киприана, Фотия, Ионы. Осенью того же года В. был приглашен вел. князем принять участие в разрешении спора о том, как должен идти крестный ход при освящении храма - по солнцу («посолонь») или против солнца (спор возник в связи с освящением Успенского собора, когда митр. Геронтий шел с крестным ходом против солнца). В. вопреки мнению митр. Геронтия настаивал на хождении «посолонь», но определенного решения принято не было («много спирашася, не обретоша истины»). Весной 1480 г. В. стал посредником между вел. князем и его мятежными братьями: князьями Андреем Суздальским и Борисом Волоколамским, к-рых святитель дважды посетил в Новгородской земле, передавая им предложения Иоанна III. Во время похода хана Ахмата на Русь в 1480 г. В. вместе с митрополитом остался в Москве. Бояре И. В. Ощера, Г. А. Мамон и др. советовали вел. князю пойти на уступки Ахмату. Иоанн, чье войско находилось на берегу р. Угры, напротив татар. армии, колебался и, по сведениям нек-рых летописей, вел переговоры с Ахматом. В. написал рус. правителю «Послание на Угру», где призывал «крепко стояти за православное христианство и за свое отечество противу безбожному бесерменству», следуя примеру блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского , и обещал мученические венцы погибшим воинам. Своей архипастырской властью святитель освободил Иоанна III от «клятвы» - «еже не поднимати руки против царя», и доказывал, что никаких законных прав на власть над Русью татар. хан - самозваный царь - не имеет. Батый, разбойнически завладевший рус. землями, не был «ни царь, ни от рода царска», поэтому Иоанну III не следует ему подчиняться. Вел. князь должен покаяться в грехах и править справедливо, тогда он, подобно Моисею, освободит Русь - «новый Израиль» от «нового фараона» Ахмата. Наряду с «Посланием на Угру» Я. С. Лурье связывал с творчеством В. рассказ о «Стоянии на Угре», восходящий к Ростовскому летописному своду 80-х гг. XV в. и сохранившийся в Типографской и др. более поздних летописях. «Послание на Угру» оказало влияние на рассказ о событиях 1480 г. в Устюжской летописи и кратком Кирилло-Белозерском летописце.

http://pravenc.ru/text/149887.html

В 1466 г. В. был поставлен архимандритом великокняжеского Спасского (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня ) мон-ря. 13 дек. 1467 г. состоялась хиротония В. во архиепископа Ростовского, к-рую возглавил митр. Филипп , 25 дек. В. приехал в Ростов. (Его предшественник на Ростовской кафедре свт. Трифон также был хиротонисан из настоятелей Спасского мон-ря и являлся духовником вел. кн. Василия II, что свидетельствует об особом внимании вел. князей к Ростовской кафедре.) В. участвовал во всех важных событиях церковной и политической жизни Руси в 70 - нач. 80-х гг. XV в. В 1472 г. он присутствовал при хиротонии Рязанского еп. Феодосия и свт. Феофила , архиеп. Новгородского, при закладке нового Успенского собора в Московском Кремле и при обретении мощей Киприана, Фотия, Ионы и Петра, святителей Московских. В июне 1473 г. участвовал в избрании и возведении на митрополичий престол Геронтия . По мнению ряда историков (Л. В. Черепнина, А. Н. Насонова, И. М. Кудрявцева и др.), В. был идеологом объединения Руси вокруг Москвы. В 1471 г. он благословил вел. кн. Иоанна III на поход против Новгорода. Очевидно, не без помощи В. в 1474 г. вел. кн. Иоанн приобрел 2-ю часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. В 1478-1479 гг. между В. и митр. Геронтием шел спор о юрисдикции мон-рей, основанных князьями и поэтому традиционно не подчинявшихся суду епархиального архиерея «опричь духовных дел» и не плативших пошлины в казну архиерейского дома (что является нарушением церковных канонов). Ростовский архиепископ решил распространить свою власть на находившийся на территории его епархии Кириллов Белозерский мон-рь, к-рый со времени своего основания находился под патронатом удельных белозерских князей, и назначил в мон-рь игумена. Верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, ссылаясь на грамоту основателя мон-ря прп. Кирилла Белозерского, пожаловался на В. митрополиту, к-рый повелел архиепископу не вступаться в дела мон-ря, не судить игумена и братию «опричь духовных дел» и не взимать с них пошлины. В. обратился с жалобами к вел. князю и Собору епископов и просил «суда с митрополитом по правилом». Митр. Геронтий, «убояся соборного суда», уступил: грамота, выданная кн. Михаилу Андреевичу, была у него отобрана и разорвана. Однако впосл. Иоанн III выступил против В., к-рый попытался установить свою власть над селами устюжского кафедрального собора, находившегося под патронатом вел. князя.

http://pravenc.ru/text/149887.html

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме († 1478) первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля, 16 октября), Вассиан и Иона Пертоминские (память 5 и 12 июня). Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

http://patriarchia.ru/db/text/909578.htm...

В 1687 г. было создано еще одно произведение о явлении мощей И.- «Слово о принесении честных мощей святаго праведнаго Иякова Боровицкаго, Новгородскаго чюдотворца, и о чюдесех его» (нач.: «Сей святый великий чюдотворец Ияков дарова нам Божественое си имя ведети»). Его автором является новгородский подьячий Борис Козынин, создавший т. н. Косинский сборник (ркп. из собрания Ф. И. Буслаева, ранее принадлежавшая Косинскому мон-рю - РНБ. F.I.729),- «энциклопедию» житий Новгородских святых со службами и Похвальными словами. Козынин опирался на все известные к тому времени тексты об И. Предания об И., бытовавшие на Новгородской земле, получили отражение в агиографических произведениях и в трудах церковных историков XIX в. Почитание В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиеп. Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу р. Мсты. Архиеп. Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: свящ. Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорус. агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья - см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апр. (РНБ. Погод. 629. Л. 172, XVII в.), 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда великий князь Василий Васильевич отправлялся в поход против казанских татар, митрополит Иона написал (1451–1452) к Тверскому епископу Евфимию, чтобы он настоятельно докучал своему князю — послать вспомогательное войско князю московскому для борьбы с безбожными «за святыя Божия церкви и за все православное христианство». А когда пришло время для России окончательно свергнуть с себя иго монгольское и великий князь московский Иоанн III, выступивший уже с своими войсками против татар, остановился на Угре и колебался, тогда к нему присланы были из Москвы два послания: одно от духовника его — Ростовского архиепископа Вассиана, а другое от митрополита Геронтия и от лица всего духовенства . Кроме всех этих посланий, относившихся к главнейшим событиям времени, известны еще некоторые послания, равно как и другие однородные произведения наших тогдашних иерархов. Мы имеем в виду послания их собственно учительные, а не послания и грамоты деловые, административные, так как эти последние и по содержанию своему представляют мало литературного, и сочинялись, по всей вероятности, не самими святителями, а их дьяками, святителями же только подписывались . От митрополита Ионы дошли до нас следующие учительные послания: а) к Новгородскому архиепископу Евфимию, б) ко всем новгородцам, в) к новгородскому князю Юрию Семеновичу Лугвениеву, г) в Боголюбов монастырь, д) к детям, непокорным своей матери, и е) к жителям Вятки . В послании к Новгородскому владыке (1448–1458) святитель Иона пишет, что до него дошли вести о несогласиях, раздорах, междоусобиях, кровопролитиях и убийствах, совершающихся между жителями Новгорода; потом на основании Священного Писания, правил соборных и учения отцов убеждает владыку заботиться о своей духовной пастве и в заключение говорит: «Благословляю тебя, своего сына и брата, наставляй и научай и сам своими словами, заповедуй и всем священникам, чтобы каждый из них наставлял и учил детей своих духовных отступить от всякого злого дела. Пусть такие вещи, о которых я говорил, от сего времени прекратятся, и вконец истребятся, и предадутся забвению, и даже не именуются между православными христианами в вашей пастве, да поживут все в последующие лета во славу Божию и в свою духовную пользу. И сам ты за то восприимешь от Бога многосторичную мзду и от людей честь, похвалу и славу, а от нашего смирения благословение и молитву. Если же кто ослушается в чем твоего учительства, и запрещения, и священнических поучений и станет ходить по своим душевредным желаниям нераскаянно, ты в том, наш сын и брат, будешь неповинен, а злой зле сам и погибнет, если не обратится к покаянию».

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Михаило-Архангельский , 3 кл., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому (см. 7 сент.). В 1419 г. мон. подвергся опустошению от шведов; в 1636 г. сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В мон. хранится древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосв. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894 г. Е. Николаевский Корельский , 3 кл., на бер. Белого моря, в юго-вост. части Двинской губы, в 34 в. от Архангельска. Основан в нач. XV в. иноком Евфимием (просветителем карелов, который скончался в 1435 г. и покоится в соборном храме). Разорённый в 1419 г. шведами мон. был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот мон. был сослан Новгородский архиеп. Феодосий Яновский и Ростовский митр. Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К мон. приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 г. и открытый в 1889 г.; при нем школа для самоедских детей. Пертоминский Спасо-Преображенский , общ., в Архангельском y., на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на вост. бер. Унской губы, в 20 в. к северу от Архангельска. Основан в 1599 г. на месте погребения соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы (см. 12 июн.). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 г. мон. был упразднен; в 1778 г. восстановлен. Монастырь посетил имп. Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 г. принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При мон. спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Печенгский Трифонов , общ., на Мурманском берегу, в 128 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Память в Усольский уезд с объявлением о смерти царицы Агафии Симеоновны и царевича Илии Федоровича, от 7 сентября 1681 г.//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875; 1862. – Т. 8, 102. – С. 327–328. Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 253. – С. 355–356. Письма священнику ярославской церкви Дмитрия Солунского Иоанникию/Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, и казначея его иеромонаха Вассиана, писанные в 1673 году в Ярославль к священнику Димитриевской церкви Иоанникию//Временник Общества истории и древностей российских. – 1849. – Кн. 3. – Смесь. – С. 2–3. Письмо Илье Даниловичу Милославскому с просьбой содействовать удалению из Ростова дьяка Митрофана Никифорова, 1663 г./Сообщ. В. Борисов//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1848. – 5. – Смесь. – С. 56. Письмо вологодскому архиепископу Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, после 22 декабря 1675 г.//Ярославские епархиальные ведомости. – 1864, 47. – Часть неофиц. – С. 463–464. Письмо патриарху Иоакиму в ответ на запрос, как поступить с Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, который был насильно пострижен в 1682 г. и не желает вести монашеский образ жизни, после 22 ноября 1684 г./Лествицын В. Переписка патриарха Иоакима с митрополитом Ионою Сысоевичем//Ярославские губернские ведомости. – 1873, 10. – Часть неофиц. – С. 52–53; 12. – С. 62–63. Богомольная грамота в Кирилло-Белозерский монастырь, извещающая о победе над поляками (декабрь 1654 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 80. – С.118–120. Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь с требованием соблюдать единогласие и пользоваться новыми печатными служебниками (октябрь 1657 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 335. – С. 499–500.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010