7) Свт. Арсений, еп. Тверской († 2.03.1409). Впервые местное празднование установлено еп. Тверским Вассианом (кн. Оболенским) в 1483 г. 8) Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский († 8.07.1303). Впервые местное празднование установлено по благословению еп. Ростовского в 1471 г. (или в 1495). 9) Блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский († 29.05.1494). Имена всех святых, прославленных Собором 1547 г. к местному почитанию, были включены в месяцеслов Устава 1695 г., а в месяцеслове Устава 1682 г. отсутствуют ошибочно лишь свт. Арсений, еп. Тверской, и блж. Прокопий Устюжский. Но включение всех этих святых в месяцесловы Уставов общечтимых святых было сделано не на основании решения Собора 1547 г., как ошибочно полагал Голубинский (с. 253–254), а вследствие того, что они были вновь прославлены после 1547 г. уже к общецерковному почитанию. О Соборе 1549 г. известно из речи царя Иоанна IV Грозного к Стоглавому Собору, а список канонизированных Собором святых выявляется косвенным путем из жития свт. Ионы, митр. Московского: 1) свт. Нифонт, архиеп. Новгородский († 21.04.1156, пам. 8 апр.). Канонизирован впервые. 2) Свт. Евфимий (Вяжицкий), архиеп. Новгородский († 11.03.1458). Местное празднование установлено ок. 1474–1494 гг. 3) Свт. Иона, архиеп. Новгородский († 5.11.1470). Канонизирован впервые. 4) Свт. Иаков, еп. Ростовский († 27.11.1392). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 5) Свт. Стефан Пермский († 26.04.1396). Местное празднование установлено ок. 1475–1500 гг. 6) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский († 11.02.1138). Местное празднование установлено в 1192 г. в связи с открытием мощей или же в 1284 г. (первое чудо). 7) Блгв. кн. Михаил Александрович Тверской († 22.11.1318). Местное празднование установлено, вероятно, в 1318 г. 8) Прп. Авраамий Смоленский († 21.08 до 1224). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 9–11) Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские († 1347, пам. 14 апр.). Местное празднование установлено в 1364 г. по благословению Кпольского Патриарха Филофея Коккина и митр. Московского и всея Руси Алексия.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Граф Сергий Дмитриевич, рождение 14 ноября 1844 Алексей Фёдорович Алексей Васильевич, женат на Екатерине Сергеевне Шереметевой Анастасия Васильевна, рождение 1806 † 1846; за Якушкиным Пелагея Васильевна, за генерал-лейтенант Михайлом Николаевичем Муравьевым Василий Васильевич Василий Сергеевич, полковник, рождение 1810; женат на княжне Варваре Павловне Голицыной Сергей Сергеевич, рождение 1821; женат: 1) на княжне Варваре Петровне Горчаковой † 1853; 2) на Софие Михайловне Муравьевой Борис Сергеевич Екатерина Сергеевна, за Алексеем Васильевичем Шереметевым Анна Сергеевна, † 1849; за графом Дмитрием Николаевичем Шереметевым Варвара Сергеевна, за князем Андреем Борисовичем Голицыным Елисавета Сергеевна, за Дёлёром Василий Петрович, рождение 1835 Елисавета Петровна, за Дмитрием Дмитриевичем Бибиковым КОЛЕНО XVI: Граф Фёдор Михайлович † 20 ноября 1821; женат на Анне Аполлоновне Дашковой † 1801 Граф Николай Алексеевич † 24 мая 1847; женат на Екатерине Ивановне Яковлевой † 1828 Графиня Анастасия Алексеевна † 1823; за кназем Александром Павловичем Долгоруковым КОЛЕНО XVII: Графиня Евгения Николаевна, за Теглевым Иван Андреевич 2) убит в сражении с Крымцами на берегу Оки, в 1521 году; брат его Василий Андреевич служил воеводою и потом постригся в Троицко-Сергиевской Лавре, под именем Вассиана. Старший сын его, Иван больший Васильевич служил боярином при Царе Иоанне Грозном; храбрый и опытный полководец на поле брани; мудрый и проницательный в совете, благочестивый, щедрый, нищелюбивый, он пользовался всеобщим уважением и любовию всеобщею. За несколько лет до кончины своей, он постригся в Кирилло-Белозерской обители, под именем Ионы. Дочь его Елена Ивановна была третиею супругою Царевича Иоанна Иоанновича; а из братьев его: Григорий Васильевич убит при взятии Казани; Семён Васильевич, Никита Васильевич и Иван меньший Васильевич служили боярами при Царе Иоанне Грозном, и последний из них убит при осаде Ревеля, в 1576 году; Фёдор Васильевич служил боярином при Царе Феодоре Иоанновиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

д) смерть митрополита Ионы и окончательное отделение Литовской митрополии от Московской Глава II. Митрополия Восточнорусская, или Московская: ее первосвятители и ход главнейших в ней событий Вступление I. Три первые митрополита в княжение Иоанна III: 1. Феодосий: а) особенность в его избрании на митрополию и поставление его в митрополита б) его предшествовавшее служение Церкви в) его отношение к новгородцам г) его отношение к жителям Пскова д) его заботливость об исправлении московского духовенства, отречение от кафедры и кончина 2. Филипп I: а) его избрание и поставление на митрополию б) своеволие псковитян и действия по этому поводу великого князя и митрополита в) смуты в Новгороде и меры против них великого князя и митрополита г) заложение Успенского собора в Москве митрополитом Филиппом и его кончина 3. Геронтий: а) его избрание и поставление на митрополию б) твердость его характера и самостоятельность в делах церковных в) участие Геронтия вместе с архиепископом Ростовским Вассианом и прочим духовенством в деле окончательного свержения монгольского ига с России г) своеволие новгородцев и заговор, участие в нем Новгородского владыки Феофила и свержение его, назначение в Новгород владык из Москвы и два первые из них д) послания Геронтия в землю Вятскую II. Два последние митрополита в княжение Иоанна III: 1. Зосима, последователь ереси жидовствующих: а) его избрание и поставление на митрополию б) начало ереси жидовствующих в Новгороде в) в чем состояла она и почему легко у нас привилась г) открытие ереси Новгородским архиепископом Геннадием и его действия против нее; первый Собор на еретиков в Москве и следствия Собора д) бегство еретиков из Новгорода в Москву, их успехи там при самом дворе великого князя, их вражда против Геннадия и новые усилия против них Геннадия е) второй Собор на еретиков в Москве и его последствия ж) Собор о продолжении пасхалии на осьмую тысячу лет и участие в этом деле Зосимы и Геннадия з) еретичество митрополита Зосимы, его гонения на православных и новый ратоборец против еретиков — преподобный Иосиф Волоколамский

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Данная повесть в Житии преподобного Никиты Переяславского, как отметил В Ключевский, была написана никитским игуменом Вассианом 32 . Автор наряду с прославленными Московскими святителями называет в своем труде и «новейшего Макария митрополита». Из Переяславля царь направился под Можайск, что было вызвано нападением литовских войск. Вернулся он из похода «в преименитый град свой зовомую Москву на свой царский стол и вниде во храм Пречистые Богородици честного Ея Успения и благословение восприим от отца своего святейшего Афанасия митрополита всеа Русии, и у образов честных прикладашеся, и у великих чюдотворцов Петра, Алексея, Ионы и у новопреставльшагося архиепископа Макария митрополита и у честных их гробов прикладашеся и образы их любезно деловаше» 33 . В то время шла Ливонская война и митрополит Афанасий обращался с богомольной грамотой к епископу Сарскому и Подонскому Матфею, призывая его к усиленным молитвам: «И ты б, сыну, пожаловал, о том настоящем времени со всем священным собором в церкви пели молебны по вся дни и особые по кельям и по домом, и молили всесильного Бога и Пречистую Богородицу, и небесных сил, святых новых чюдотворцов и всех святых... Чтоб Господ Бог избавил боговенчанного царя государя нашего и его царевичев, и все христолюбивое воинство ото всех враг видимых и невидимых и межуусобные брани и не попустил бы богомерзкие латыни, злейших иконоборцев, поганые Литвы и бесерменства на святые Божии церкви и на все православное крестьянство» 34 . Никоновская летопись сообщает о трех архиерейских хиротониях, совершенных митрополитом Афанасием: второго Казанского святителя – архиепископа Германа (†1567; память 6 ноября) и епископов Коломенского Иосифа и Крутицкого Галактиона 35 . Давал митрополит Афанасий и льготные грамоты различным монастырям и храмам 36 . При митрополите Афанасии царь давал первосвятительской кафедре различные жалованные грамоты, которые подтверждались в последующее время 37 . 1 марта 1564 года, за несколько дней до интронизации митрополита Афанасия, когда он уже был нареченным, диакон Иоанн Федоров и Петр Мстиславец напечатали богослужебный Апостол. М. Тихомиров говорит: «Первопечатный «Апостол» был подарком новому митрополиту» 38 . Как указывает А. С. Зернова, при митрополите Афанасии в сентябре – октябре 1565 года выходят два издания Часослова 39 . В послесловии отмечается, что их печатание было благословлено митрополитом Макарием, но осуществлялось при его преемнике: «По благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии... во второй год святительства Афанасия митрополита всея Русии...» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Достойны упоминания в этом отношении и другие пастыри. Митр. Петр увещевал Святослава поделиться землею с племянником, или оставить ему все, выйти из города и не сражаться. Митр. Феогност принудил князя Александра, принятого псковитянами, удалиться из Пскова, и тем предотвратил войну с Иоанном Калитой. Подобным образом св. Сергий примирил князей Олега и Димитрия. «Сей чудный старец кроткими и тихими речами беседовал с Олегом о мире, любви и душевной пользе, и кн. Олег переменил свирепость, утих, умилился душою, устыдясь такого св. мужа. Он заключил с Димитрием вечный мир, и скрепил его женитьбой своего сына на дочери Димитрия». Это один из многих примеров и доказательств столкновения двух сил, – моральной и материальной, и превосходства первой над последнею. Митр. Фотий предостерегал князя Василия от замыслов дяди его Юрия. Игумен вологодский Григорий обличал князя Юрия и просил его уступить престол племяннику Василию; он также обличал Шемяку, грозя ему погибелью за обиды, причиненные христианам. Митр. Иона смело ходатайствовал за князя Василия перед Шемякой. «Ты сделал неправду, ввел меня в грех и стыд, обещал выпустить великого князя, а вместо сего посадил и детей с ним. Ты дал мне честное слово, и они послушали меня, а теперь остаюсь пред ними лжецом. Выпусти его, сними грех с своей и моей души; что тебе может сделать слепой и малые дети? Если боишься, укрепи его честным крестом и нашею братией – владыками». Это ходатайство имело влияние на освобождение Василия и на дело московского государства. Епископы, руководимые Ионою, поддерживали и защищали в. кн. Василия, убеждали Шемяку примириться с ним, грозили ему отлучением от Церкви и проклятием. Арх. Вассиан действовал успешно в южных областях России, по поручению митр. Ионы, утверждая князей, епископов и народ в вере и добродетели. Митр. Иона устроил и домашний мир князей. Строгим посланием он обличал детей кн. Юрия, не покорявшихся своей матери. «Прослави всем сердцем отца твоего и не забудь матернего рождения. Вспомни, яко от того родился еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Обращает на себя внимание, что духовная Василия Васильевича находится в составе архивного фонда Троице-Сергиева монастыря. По всей видимости, она попала туда потому, что в числе посмертных дарений со стороны князя галичского упоминается село Никольское (Озерецкое), которое должно было быть передано обители. Всего в данном фонде за период XIV–XV веков сохранилось 16 духовных грамот, как включающих в себя дарения в пользу монастыря, так и не включающих. Их анализ показывает, что формуляр тех духовных, в которых оговорены дарения, с начала 30-х годов XV века предполагал обязательное заверение со стороны высшей духовной власти – митрополита. Вообще же практика предъявлять завещания епархиальным архиереям широко распространилась в XV столетии среди различных вотчинников Северо-Восточной Руси . При этом соблюдалось условие нерушимости церковных границ, запрещавшее епископам простирать свою власть за пределы вверенных им епархий и оговоренное рядом канонических правил, в частности вторым правилом II Вселенского собора в Константинополе (381 г.). Так, духовная суздальца Семена Наквасы, оговаривающая дарения, в том числе в Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри (обители Владимиро-Московской и Ростовской епархий), направляются владыке Суздальскому и Тарусскому Евфимию; духовная игумена Дионисия Глушицкого, монастырь которого располагался в окормлении архиерея Ростовского и Ярославского, – епископу Ефрему, занимавшему именно эту кафедру, как и духовная ярославского вотчинника Якима Алексеева, направленная в 1473 году владыке Ростовскому и Ярославскому Вассиану Рыло. Обратим внимание также на имя владычного дьяка, по благословению святителя Ионы подписавшего грамоту. Его зовут Карло. По свидетельству Ермолинской летописи, среди членов русского посольства на Ферарро-Флорентийском Соборе находился дьяк Василий «прозвищем Карла». Маловероятно, чтобы столь редкое прозвище в 1430-е годы могли носить два разных дьяка, к тому же связанных с Церковью. Очевидно, речь идет об одном и том же лице. Таким образом, Василий Карло, исполнявший обязанности дьяка митрополичьей кафедры (владычного дьяка) в 1433 году при нареченном митрополите Ионе, отправился вместе с новым митрополитом на Собор в качестве должностного лица. Очевидно, и при владыке Исидоре он исполнял свои служебные обязанности.

http://pravoslavie.ru/3700.html

Сигизмунд, к прискорбию православного митрополита, представил львовскому архиепископу Вернарду право назначить наместников киевского митрополита в Крылосе, Львове и других местах Львовской латинской епархии в тех видах, чтобы с большим удобством привлекать галицких схизматов к истинной т. е. латинской вере 890 . О Перемышльской епархии за целое полустолетие почти ничего не известно. Несомненно, она существовала. Её епископ присутствовал в числе других владык на Виленском соборе 1509 г. «О церковных вещах и о исправлении дел духовных». Этот пятнадцатиглавый собор, очень похожий на позднейший Московский Стоглавый, в самый первый день Рождества Христова собрал всех духовных охранителей и представителей православия западнорусской церкви. На собор приехали утвежденный несколько месяцев тому назад архиепископ, митрополит киевский и всея Руси Иосиф (Салтан) и семь епископов: Вассиан владимирский и берестейский, Варсанофий смоленский, Кирилл луцкий и острожский, Евфимий полоцкий и витебский 891 , Арсений туровский и пинский, Антоний перемышльский (и самборский) и Филарет холмский, шесть архимандритов, восемь игуменов и семь протопопов. Были и священники 892 . Епископы всех епархий, отделившихся в Литовскую митрополию, присутствовали на соборе. Не видно лишь – черниговского и галицкого. Но галицкого епископа не существовало уже сто лет, Черниговская епархия совсем недавно прикрыта. 4 апреля 1499 года Александр литовский дал грамоту Ионе нареченному епископу черниговскому и брянскому 893 . Иона не долго был черниговским епископом. Его, как известно, пленили при взятии Брянска, а Чернигов в числе других городов после войны Ивана III с Александром по договору (1501–1503 гг.) остался за Москвой 894 . Через пятнадцать лет участь Ионы постигла Варсонофия смоленского. Он сослан на Кубенское озеро, избежав позорной смерти на смоленских стенах с королевскими подарками за изменническую переписку с Сигизмундом (1514 г.). Смоленск более столетия оставался за Москвой, и Смоленская епархия вошла в состав Московской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Указом от 4 дек. 1778 г. П. П. м. возобновлен как заштатный. В 1791 г. в нем проживал «для охранения церквей один только простой монах... да для отправления подлежащего богослужения белый священник-вдовец» ( Челищев. 2016. С. 138). В 1800 г., при строителе (1792-1804) иером. Феодосии, монастырь получил во владение 4 дес. 1400 саж. пахотной земли, а также сенокосы: 2 дес. 528 саж. «в наволоке», 11 дес. 1600 саж. «при каменном ручье», 11 дес. 1242 саж. земли («в ягодном и островской») и более 2 дес. «неудобной» земли ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 12). К кон. XVIII в. обитель также владела 4 тонями на Унском берегу, Ратоминским оз. на Лудской стороне с сенными покосами, а также 2 мукомольными мельницами, в т. ч. в Сумском посаде. Согласно описям 1712 и 1721 гг., в монастырской б-ке имелись среди прочего печатные и рукописные книги: «Многосложный свиток» (М., 1642), Требник свт. Петра (Могилы) (К., 1646), пожалованный царем Феодором Алексеевичем, Житие прп. Сергия Радонежского и служба ему (1646/47), «Беседы на Деяния апостольские» (К., 1624), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (1647), сочинения аввы Дорофея Газского и прп. Ефрема Сирина (М., 1652), «Беседы на Евангелия» (К., 1664), «Меч Духовный» архиеп. Лазаря (Барановича) (К., 1666), Киево-Печерский патерик (К., 1680). В ризнице упоминаются «в мелких бумашках оберчены мощей святых части и подписаны», «часть плащеницы Христовы», частицы «Неопалимые Купины», «жезла Моисеева», «жезла Ааронова», власяницы прп. Антония Римлянина, ризы прп. Михаила Клопского, ризы свт. Иоанна Новгородского, мощей св. Лазаря Четверодневного и вмц. Варвары ( Приклонский. 1927. С. 179-184). При строителе иером. Рафаиле (1804-1809) на месте часовни над захоронением преподобных Вассиана и Ионы началось возведение каменной летней церкви с колокольней (1807-1814). Во время строительства иером. Рафаил обратился к Архангельскому еп. Евлампию (Введенскому) с вопросом, «как поступить в данном случае с гробницею преподобных, доселе находившеюся в часовне, которую теперь нужно разобрать».

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Здесь же, в обители, под спудом почивают мощи преподобных Мефодия Пешношского, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы. В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 году. Святыни Пешношской обители Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: Виталий/Соборы.Ru      Прежде всего к святыням Николо-Пешношского монастыря, упоминавшимся в дореволюционных описях, следует отнести посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского, почивавшие под серебряной с золочением ракой, а также чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III от внезапной смерти при катастрофе царского поезда. Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон». В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне – в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом, работы XV века. Большая часть архива Пешношского монастыря XV–XVII веков ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов. Пожалуй, самой известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ Иоанна Предтечи, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева. В настоящее время он пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева. Среди древностей монастыря – двухстворчатая резная панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти замечательные памятники пребывают ныне в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

http://pravoslavie.ru/3579.html

Действительно, имея в виду дальнейшие объяснения Вассиана на соборе, он держал у себя в голове эту мысль, когда давал такой ответ собору. Да и члены собора, и в том числе м. Даниил, хорошо поняли задние мысли, которые скрывались за ответом, Вассиана, и ухватились за них и выставили их одним из новых обвинительных пунктов против Вассиана. Обвинение имело свою действительную почву и основывалось на скептическом отношении Вассиана к святости некоторых подвижников, канонизованных в позднейшее время, уже на его глазах. Как человек скептический и критического направления, он позволил себе усомниться в действительной святости и целебности мощей св. митрополита Ионы и преп. Макария Калязинского. Мощи святителя Ионы, умершего в 1461 году, обретены были в 1472 году 459 . По случаю их обретения установлено было празднование в честь св. митрополита Ионы по всей русской земле, и установлено непосредственно по распоряжению великого князя Иоанна Васильевича 460 . Впрочем, окончательная канонизация митрополита Ионы последовала уже в 1547 году, тогда же по поручению митр. Макария написано было и житие его 461 . Трудно определить причины, которые лежали в основе сомнений Вассиана в святости м. Ионы. О них можно только гадать. Особенностью характера Вассиана служило между прочим и то, что он свою ненависть к людям переносит и на все действия, исходившие от них. Так могло случиться и здесь. Чествование святителя Ионы установлено было, так по крайней мере передают некоторые летописцы, по личной инициативе великого князя Иоанна Васильевича, такого человека, от которого много пришлось пострадать Вассиану, и к которому он, конечно, ничего не чувствовал кроме вражды и ненависти. Но скептическое отношение Вассиана к святости Ионы имело еще свои основания в воззрениях школы, к которой он принадлежал. Известно, что заволжцы отрицали всякую компетентность светской власти в делах церковных; между тем м. Иона был канонизован по личной инициативе великого князя, что для заволжцев было действием противозаконным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010