Царские двери к сей церкви и деисус пожаловала благоверная государыня великая княжна Ирина Михайловна. В 1679 году Пертоминской обители строитель Михаил с братиею просил Новгородского митрополита Корнилия о построении вновь храма Преображения Господня с приделом великомученика Феодора Стратилата. По указу Государя Феодора Алексеевича, дана митрополитом на построение тех храмов благословенная грамота, и в 1680 году 28 сентября положено храмам основание, а в 1684 году 28 сентября, по благословению Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского, те храмы освящены Холмогорского кафедрального собора ключарем Алексием. Храм Преображения Господня с приделом и доныне существует в Пертоминской пустыни. 1683 года февраля 26 дня, по грамоте великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, данной архиепископу Афанасию повелено построить каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезой, хлебной и погребами, а материалы на эти строения доставлять из Архангельска на счет государственной казны. В следствие сего, на основание храма того и дана от преосвященного архиепископа благословенная грамота апреля в 15-й день того же года. Храм сей, который и ныне существует, в продолжение 9-ти годов приведен к окончанию и в 1692 году окт. 2 дня освящен, по грамоте того же архиепископа, Пертоминским игуменом Лаврентием с поповским старостой священноиноком Иваном Исакиевым и Архангельского собора диаконом Алексием. Церковь сия трехэтажная: в верхнем этаже ризница в двух довольно пространных комнатах, в среднем этаже середине паперть и трапеза, а по сторонам настоятельские и братские кельи, далее самая церковь в одной связи, а внизу кладовая, хлебная, братская трапеза, поварня и отчасти братские жилые кельи. Кроме сей каменной церкви, начата строением в 1804, а окончена в 1814 году другая небольшая каменная церковь , по благословению епископа Парфения, во имя преподобных Зосимы и Савватия с каменною же колокольней об одном ярусе 6 . Внезапное и неожиданное посещение обители Государем Императором Петром I-м и свидетельствование мощей преподобных Пертоминская обитель, как уже и видели, имела полный состав иночествующих, благоукрашалась, по повелениям самодержавных государей, величественными для своего времени храмами, и слава ее далеко разносилась устами боголюбцев; но за всем тем останки тех, ради коих почило благословение на оной, именно мощи преподобных Вассиана и Ионы, сперва огражденные силой одного креста, а после молитвенною храминою, поставленными над местом их покоения, оставались не свидетельствованы и под спудом в земле 128 лет, с 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Первоначально М. не поддерживал Григория , к-рый был поставлен на Киевскую кафедру в Риме униатским К-польским патриархом Григорием III Маммой . Вместе с Черниговским и Брянским еп. Евфимием (впосл. епископ Суздальский) М. был в числе наиболее последовательных сторонников поддержки в ВКЛ прав Киевского митр. Ионы. Известно неск. посланий Ионы, одним из адресатов к-рых был М. В 1459 г. через земли его епархии проходил путь московских послов - настоятелей Троице-Сергиева мон-ря игум. Вассиана I (Рыло) и Кирилло-Белозерского мон-ря Кассиана, направленных в Киев к вдовствующей Киевской вел. кнг. Анастасии Васильевне Московке, ее детям и братии Киево-Печерского мон-ря с целью агитации в поддержку митр. Ионы. В апр.-дек. 1459 г. в Москве проходили переговоры с королевскими послами писарем Якубом и киевским боярином Ивашенцем, которым сообщили о непризнании московской стороной прав Григория на Киевскую кафедру, о поездке митрополичьих московских послов в ВКЛ и мнении митр. Ионы о происходящих событиях (ПДРКП. 87-88/I. Стб. 645-664; РФА. 2008. 24. С. 137-140; 34. С. 160-161; 51. С. 193-196). 13 дек. 1459 г. по этому поводу М. было отправлено послание правосл. епископов Сев.-Вост. Руси (ПДРКП. 84. Стб. 632). Однако к апр. 1460 г., после Берестейского съезда, когда стало известно о постоянстве позиции кор. Казимира IV Ягеллончика в вопросе о митр. Григории, М. вслед за большинством правосл. архиереев (прежде всего Полоцким еп. Каллистом) изменил свою позицию и, по-видимому, формально признал его права на Киевскую кафедру. Вместе с тем в источниках нет сведений о прямых контактах между М. и Киевским митр. Григорием. Занятие М. Смоленской кафедры привело к увеличению внимания вкладчиков к его Черейскому мон-рю. В 1454 г. обители и «господину отцу своему и по плоти брату моему Мисаилу, владыце Смоленскому» его родной брат пожаловал «свое дельницо, што на мене пришло, отчины и дедины» (АСЗР. Т. 2. 1. С. 3). В 1465-1468 гг. обитель получила ряд пожалований от князей Друцких. В 1465 г. в мон-рь был сделан вклад матерью М. инокиней Агафией, к-рая «записала есми бонду свою, у Витебску, селце Улановичи» в Черейский мон-рь и «сыну своему Мисайлу, владыце Смоленьскому, со всим с тым, што к тому селцу слушает, с пашною землею и с водами и сеножатьми» для «своей души и на память и всему роду своему». За этот вклад М. должен «мене кормити и мною печаловатися до моего живота, а по моем животе душею моею печаловатися ему» (АЗР. Т. 3. 101/I-VII. С. 230-233). Расширение владений обители, созданной М., укрепляло его положение не только на Смоленщине, но и в Витебской губ., входившей в состав Полоцкой епархии, архиереи к-рой были очень влиятельны при Виленском дворе. В столице ВКЛ Смоленский архиерей добился подтверждения прав обители кор. Казимиром Ягеллончиком.

http://pravenc.ru/text/2563368.html

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) В качестве Предстоятеля Русской Церкви Д. возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского мон-ря,- во епископа Рязанского (23 марта 1522; еп. Иона сменил на кафедре Сергия, оставившего епархию 3 марта 1522, по предположению Зимина, из-за близости к нестяжателям); Акакия, архим. Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, постриженика Волоколамского мон-ря,- во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова), ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Д. (2 апр. 1525); Алексия, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апр. 1525). Наиболее известным иерархом, к-рого поставил Д., был Новгородский архиеп. св. Макарий, бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого мон-ря, хиротония была совершена 4 марта 1526 г. (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 г. Ростовским архиепископом стал архим. Спасского мон-ря в Суздале Кирилл III. 20 февр. 1536 г. Д. поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина), постриженика Иосифо-Волоцкого мон-ря. Исследователи отмечали, что большинство поставленных Д. архиереев принадлежали к его идейным сторонникам (иосифлянам). Среди ближайших сподвижников Д. следует назвать также Крутицкого еп. Досифея (Забеллу), чудовского архим. Иону (Собину), симоновского архим. Герасима (Замыцкого). При Д. совершились канонизации прп. Макария Калязинского - 9 окт. 1523 г. (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и прп. Пафнутия Боровского - в 1531 г. Отношения между государством и Церковью Митр. Даниил поставляет Савву (Слепушкина) во епископа Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 13 об.)

http://pravenc.ru/text/171216.html

Рассматриваемый с этой стороны суд над Вассианом, должен быть отнесен к одному из самых выдающихся и замечательных эпизодов в истории развития двух направлений древнерусской мысли. Но этот же самый эпизод по справедливости может быть назван и трагическим. Он имел роковое значение для заволжской братии 1919 , как обнаружилось несколько позже. Но этим не исчерпывался суд над Вассианом. Значительная доля в прениях была отведена его «Кормчей» и в частности вопросу о праве владения монастырскими вотчинами. Митр. Даниил укорял его, говоря «а чудотворцев называешь смутотворцами, потому что они у монастырей села имеют и люди», на что Вассиан ответил: «Я писал о селах: в Евангелии писано, не велено сел монастырям держать», против чего Даниил выступил с обычными аргументами (ссылками); тогда Вассиан заметил: «те (древние отцы церкви) держали села, но пристрастия к ним не имели» 1920 . При этом ему вменялось в вину то, что он внес и свои правила рядом с словами св. отцов еллинские учения: Аристотеля, Омира, Филиппа, Александра, Платона. Между тем в свящ. правилах писано, чтобы ничего не прилагать к ним, а многие из правил апостолов, св. отцов и соборов исключил 1921 . Очевидно, что вопрос о праве владения землями, с которого и начинается «прение» с Вассианом, составлял главную и существенную часть направленного против М.Грека и Вассиана судебного приговора. Наконец против Вассиана был выставлен еще один опасный пункт. Даниил заметил ему: «Да ты, Вассиан, говорил про чудотворцев: Господи, что это за чудотворцы? Говорят в Колязине Макар чудеса творил, а мужик был сельский». И Вассиан на это ответил: «я его знал, простой был человек, а чудотворец ли он был или нет, – это как вам любо». М. Даниил, указывая на ряд примеров, прибавил: «важно не телесное благородство, но духовное»; на что Вассиан заметил: «то ведает Бог, да ты со своими чудотворцами». Потом опять митрополит сказал ему: «Вот все православные поклоняются честному гробу и св. мощам Ионы чудотворца, митр. всея Руси, а мы слышали от многих достоверных людей, что ты де Вассиан один только не поклоняешься ему и не почитаешь его, как следует почитать святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Симона, епископа Владимирскаго (†1226) Антония, архиепископа Новгородскаго (†1231) Меркурия, епископа Смоленскаго (†1239) Кирилла, епископа Ростовскаго (†1262) Серапиона, епископа Владимирскаго (†1275) Кирилла II, митрополита Киевскаго и всея Руси († 1280) Феодора, епископа Владимирскаго (†1286) Игнатия, епископа Ростовскаго (†1288) Симеона, епископа Тверскаго (†1289) Василия, епископа Рязанскаго (†1295) Максима, митрополита Киевскаго и всея Руси, Владимирскаго (†1305) Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (†1310) Петра, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1326) Прохора, епископа Ростовскаго (†1328; в схиме Трифона) Антония, епископа Ростовскаго (†1336) Василия Калики, архиепископа Новгородскаго († 1352) Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1353) Моисея, архиепископа Новгородскаго (†1362) Феодора Добраго, епископа Тверскаго (†1367) Иоанна, епископа Суждальскаго (†1373) Алексия, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1378) Кирилла, епископа Ростовскаго (†1384) Дионисия, архиепископа Суждальскаго (†1385) Иакова, епископа Ростовскаго (†1392) Феодора, архиепископа Ростовскаго (†1394) Стефана, епископа Великопермскаго (†1396) Михаила, епископа Смоленскаго (†1402) Киприана, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1406) Арсения, епископа Тверскаго (†1409) Григория Премудраго, архиепископа Ростовскаго († 1416) Симеона, архиепископа Новгородскаго (†1421) Дионисия Грека, архиепископа Ростовскаго († 1425) Фотия, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1431) Ефрема, архиепископа Ростовскаго (†1454) Евфимия, архиепископа Новгородскаго (†1458) Ионы, митрополита Московскаго и всея Руси († 1461) Трифона, архиепископа Ростовскаго (†ок. 1468) Ионы, епископа Великопермскаго (†1470) Ионы, архиепископа Новгородскаго (†1470) Филиппа I, митрополита Московскаго и всея Руси († 1473) Феодосия, митрополита Московскаго и всея Руси († 1475) Вассиана I, архиепископа Ростовскаго (†1481) Феофила, архиепископа Новгородскаго (†1482) Геронтия, митрополита Московскаго и всея Руси († 1489)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно. Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа (впоследствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли. Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов», и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь. Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон, и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе, они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутые: птицы, несмотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно везти в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью. Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали никуда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено. В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога». Мамант не забыл обещания, данного старцам, - построил часовню. Сначала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.

http://sobory.ru/article/?object=15384

Первым митрополитом в Восточнорусской митрополии был Феодосий. В избрании его на кафедру была особенность, которая потом не повторялась более. Когда святой Иона видимо изнемогал и приближался к смерти, великий князь Василий Васильевич созвал несколько епископов и вместе с ними обратился к первосвятителю с просьбою, чтобы он сам назначил себе преемника. Иона, посоветовавшись с князем и епископами, избрал и благословил на свое место архиепископа Ростовского Феодосия, написал на имя его благословенную грамоту и положил ее за своею подписью и печатью на престоле в Успенском соборе. Такое необычайное избрание Феодосия было сделано, всего вероятнее, с тою целию, чтобы предотвратить по смерти Ионы между русскими епископами всякие колебания в выборе ему преемника и чтобы лишить польского короля Казимира единственного благовидного случая вновь ходатайствовать о принятии лжемитрополита Григория на кафедру Московской митрополии. Еще замечательнее было самое поставление Феодосия в митрополита. Как только святой Иона скончался, бывшие в Москве епископы известили об этом прочих, послали им копии с благословенной грамоты покойного на имя Феодосия и приглашали их в Москву для поставления новоизбранного митрополита. Некоторые из архипастырей, например Новгородский Иона и Тверской Геннадий, прислали свои повольные грамоты с обещанием повиноваться новому митрополиту и не принимать лжемитрополита Григория. Другие же, именно: Филипп Суздальский, Евфросин Рязанский, Геронтий Коломенский и Вассиан Сарайский — явились в Москву и (3 мая 1461 г.) в Успенском соборе возвели Феодосия на степень митрополита . А о патриархе Цареградском, об его согласии, утверждении, благословении не было и речи. Что бы это значило? Без сомнения, то, что в России действительно существовала тогда патриаршая грамота, о которой мы уже упоминали,— грамота, которою патриархи раз навсегда предоставили Русским митрополитам ставиться у себя дома без всяких сношений с Царьградом. В силу этой-то грамоты, конечно, русские епископы еще и прежде, на Соборе 1459 г., как мы видели, давали обещание повиноваться по смерти Ионы только тому митрополиту, который будет поставлен в Москве, в соборной церкви Пресвятой Богородицы, у гроба святого чудотворца Петра митрополита, не упоминая ни о Царьграде, ни о патриархе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

Спасающие на водах Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. «Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских. Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010