Вассиан на это сказал: «Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался». Подобно тому указано было на житие св. Богородицы Метафраста, переведенное Максимом Греком , где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки, которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах (Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком , об этих ошибках сказал: «так и надобно». Вассиан на это сказал: «я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, – продолжал митрополит, – живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем, назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: диавольским духом они писали, а не святым». «Никогда этого я не говорил – сказал Вассиан – покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря» – сказал Даниил. «У меня, – отвечал на это Вассиан, – не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца, по имени Досифея. «Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», – сказал Вассиан. Этот «великий, добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварию и говорил: святые отцы писали не Святым Духом, а диавольским. «Я ничего этого не говорил, – сказал Вассиан, – душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит». «Ты, Вассиан, – продолжал Даниил, – говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельской!» «Я его знал, – сказал Вассиан, – простой был человек: а если он чудотворец, – пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец – не знаю». Митрополит объяснил бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самаго низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное. «Про то знает Бог да ты со своими, чудотворцами», – сказал Вассиан. Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Преданный великим князем митрополиту и подвергнутый от последнего соборному суду, Вассиан обвиняем был на соборе в следующем 1488 : 1) Он – Вассиан дерзнул сделать дело, которого от века не бывало: посягнул на великую книгу священных правил апостольских, соборных и отеческих, малую некую часть, угодную его малоумию, выписав из неё, а иное всё разметав. Митрополит разумеет то, что Вассиан исключил из своей Кормчей книги законы греческих императоров, относящиеся к церкви, которые по его – митрополита представлениям внесены в Кормчую святыми отцами и соборами и имеют одинаковое значение авторитета и нерушимости с самыми правилами каноническими. Вассиан в своё оправдание говорил, будто составить новую Кормчую его понудил митрополит Варлаам со священным собором. 2) Он – Вассиан написал в своей Кормчей: «есть в святых правилах супротивное евангелию и апостолу и святых отец жительству», а также написал в ней и много другого блазненного, – говорил о правилах, что они писаны от довода, а не от Св. Духа, и называл их кривилами, а не правилами. Признавая неверным славянский перевод правил, Вассиан действительно написал в своей Кормчей об этом именно переводе: «есть в святых правилех» и пр., т. е. по нашему славянскому их переводу. Касательно отзыва Вассиана о правилах, что они суть не правила, а кривила, лица, доносившие на него, прямо показывали, что отзыв относился к славянскому переводу 1489 . Об этом последнем необузданный на язык Вассиан действительно мог произносить подобный отзыв, и, как уверяет запись о суде над ним, он даже повторял его и перед митрополитом с епископами 1490 . Справедливости обвинения на себя, будто говорил о правилах, что они писаны от дьявола, а не от Св. Духа, Вассиан не признавал, и должно со всей вероятностью думать, что оно было клеветой на него: он полагал, что греческий подлинник правил не противоречит его образу мыслей, а подтверждает его; а следовательно, не имел и побуждений восставать против правил в их подлиннике. 3) Чудотворцев, владевших сёлами и крестьянами, называл смутотворцами и в частности не хотел почитать новых, всеми почитавшихся, чудотворцев: Макария Колязинского и митрополита Ионы. Вассиан дал ответ в таком смысле, что то и другое справедливо 1491 . Почему он не хотел почитать митрополита Ионы, когда тот был не монах, а епископ, и когда по его собственному мнению епископам дозволено было владеть вотчинами, это в записи о соборе не объясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрополит: «Ты предо мною, митрополитом, и пред владыками прежде нынешнего Собора называл Божественное правило кривилом». Вассиан: «Ино волен Бог, да ты». Митрополит: «Ты говорил про чудотворцев: «Господи! что это за чудотворцы? Сказывают, в Колязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской». Вассиан: «Я его знал, простой был человек, а чудотворец ли он, пусть будет, как вам любо и с ним, чудотворец ли или не чудотворец» . Митрополит справедливо заметил, что в деле святости важно «не телесное благородие, но духовное», что в числе святых и чудотворцев бывали всегда и люди простые, не только свободные, но и рабы. Вассиан: «Ино ведает Бог, да ты и с своим чудотворцами». Митрополит: «Все православные поклоняются честному гробу и святым мощам святого Ионы чудотворца, митрополита всея России, а ты один только не поклоняешься ему и не чтишь его, как следует воздавать честь святым». Вассиан: «Я не ведаю, чудотворец ли Иона». А между тем, прибавим от себя, праздновать в честь святого Ионы митрополита начали по всей Русской земле еще со времени открытия нетленных мощей его в 1472 г., хотя окончательно празднование это утверждено Церковию уже в 1547 г. Митрополит: «Ты и сам мудрствовал и других учил, что Плоть Господня была нетленна и прежде Воскресения ее; ино то противно Евангелию, и Апостолу, и учению святых отцов; то ересь древняя, проклятая Вселенскими и Поместными Соборами». Вассиан: «Я как прежде говорил, так и теперь говорю: «Плоть Господня нетленна, до гроба и во гробе нетленна». Митрополит: «Где ты слышал и видел то, что говоришь: «Плоть Господня нетленна от Воплощения Его и до Воскресения Его?» Вассиан: «Слышал и видел так». Митрополит: «Скажи нам, у кого слышал и где видел так написано?» Вассиан: «А то ведает Бог, да ты; кто хочет искать, тот и найдет». Митрополит: «Нечего искать, потому что то мудрование есть еретическое, то ересь древних еретиков, из которых одни учили, что Христос воплотился по привидению, а не истинно; другие, что Он снес Плоть Свою с неба и прошел чрез утробу Девы, как вода чрез трубу; третьи, что Тело Христово несозданно и нетленно от самого Его зачатия».

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Между тем известна ненависть, какую питал ко всему, исходившему и напоминавшему собой Волоколамский монастырь, Вассиан. Тем более он не мог равнодушно отнестись к действиям м. Даниила, его заклятого врага и рьяного иосифлянина, и признать за некоторыми из них права законности, хотя бы эти действия исходили из его чисто священного, иерархического служения. Личное неудовольствие на Даниила за канонизацию Макария Калязинского, Вассиан не сумел скрыть даже и на судившем, его соборе. Самая канонизация Макария Калязинского послужила для Вассиана предметом для укора, обращенного им лично к м. Даниилу. Своей ссылкой на то, что древние подвижники благочестия, хотя и владели селами, но не имели к ним пристрастия, Вассиан подал естественный переход к рассуждению вообще об отношении святых чудотворцев ко владению селами. Ответ Вассиана был так формулирован, что он скрыто предполагал собою мысль о привязанности чудотворцев последнего времени к земными благам. Как Вассиан, так равно и м. Даниил, хорошо знали, кого они разумели под «нынешними», как они выражались, чудотворцами. Здесь речь идет ни более ни менее как о Макарии Калязинском и о митрополите Ионе. – «Ты почто мнишь, говорил Даниил Вассиану на его известный ответ, и нынешних чудотворцев страстныхъ? " –«Аз того не ведаю, чудотворцы-ли то были», отвечал смелый до дерзости Вассиан. Митрополит поставил в вину Вассиану то, что он не почитает святителя Иону. – «Слышали есьмя от многих достоверных, так говорил митрополит Вассиану, яко вси православнии покланяются честному гробу и святым мощем св. Ионы Чудотворца, митрополита всея Руси; да ты-де, Васьян, един токмо не покланяешися ему». – «Аз не ведаю, Иона чудотворец ли», таков был ответ Вассиана. Еще резче отзывался Вассиан о святости Макария Калязинского. Даниил обвинял его в том, что он отвергал действительность чудес преподобн. Макария. «Да ты-де, Васьян, так формулировал свое обвинение Даниил, говорил про чудотворцев: Господи, что ся за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Отсюда Вассиан, отрицая законность действий государя в канонизации митрополита Ионы, пришел к отрицанию и самых последствий этих действий, какими была в данном случае канонизация Ионы. Притом нужно иметь в виду то весьма важное обстоятельство, что сомнение Вассиана в святости м. Ионы не было исключительным, единичным фактом. Даже в самое житие Ионы занесено несколько примеров не уважения к этому святителю; еще при жизни Ионы не хотел слушать его определений известный подвижник Пафнутий Боровский; один боярин не верил святости м. Ионы и потому не принимал его благословений; существовали такие лица, которые отвергали некоторые из чудес, совершенных м. Ионою 462 . Более является данных для уяснения скептического отношения Вассиана к святому Макарию Калязинскому. Личность Макария и его деятельность тесно были связаны с кружком людей, воспитанных и симпатизировавших идеям Иосифа Волоцкого , и принадлежавших к числу его приверженцев. Святого Макария знал лично Иосиф Волоцкий и оставил о нем похвальный отзыв в своем «отвещании любозазорным». 463 Мощи преп. Макария открыты были в 1521 году и канонизация их была совершена м. Даниилом. Когда дошел слух до Москвы о происходящих, от мощей св. Макария чудесах, то митрополит потребовал к себе на лицо людей, получивших исцеление. Часть их действительно явилась в Москву. Для расследования дела о чудесах Макария Даниил отправил на место происшествия и совершения им чудовского архимандрита Иону, и уже только после подтверждения всего слышанного о чудесах Макария архимандритом Ионою, митрополит созвал собор, на котором и установлено было чествование мощей преп. Макария Калязинского 464 . Особенную, священную ревность к прославлению мощей св. Макария оказал Юрий Иванович Дмитровский, брат великого князя, человек, все симпатии которого издавна находились на стороне Волоколамского монастыря и его постриженников 465 . Таким образом. личность св. Макария Калязинского постоянно окружена была симпатиями людей, связанных, с традициями Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Вассиан нисколько не отказался от своих слов и подтвердил обвинение, хотя и при этом нашел возможным сильно уколоть самого митрополита. – «Аз его знал, говорил Вассиан на соборе о Макарии Калязинском, простой был человек, а будет ся чудотворец, ино как вам любо и с ним, чудотворецъ-ли сей будет, не чудотворецъ-ли». Выражение Вассиана: «как вам любо» прямо било в глаза митрополиту Даниилу, который сам, канонизовал несколько лет тому назад св. Макария. Несмотря на сделанное Вассианом оскорбление, Даниил удержался в пределах умеренности и видимого беспристрастия. На слова Вассиана они заметили: «аще восхощешь судити святых, обрящешь многих и во святых пророцех и во святых апостолех, и во архиереех, и в праведных и в преподобных»... и что для Бога в деле святости важно не телесное благородие, но духовное» 466 . В названии Вассианом Макария простым сельским мужиком никак нельзя видеть указания на его низкое происхождение. Иосиф Волоцкий , лично знавший преп. Макария, в своей повести о нем называет его «сродником большим бояром тверским» и относит его происхождение к потомкам бояр Кожиных 467 . Сам Вассиан, по его собственному заявлению, лично знал преподобного Макария, и потому, понятно, он не мог не знать и о его происхождении. Своим названием Макария сельским мужиком Вассиан хотел сказать только о его необразованности, которая по понятиям приближала его к простому классу общества. Потому самому ответ Даниила, данный им Вассиану по поводу его рассуждения о Макарии, не вполне отвечал цели и не соответствовал настоящему смыслу слов Вассиана, который на все доводы митрополита в пользу святости вновь причисленных к лику святых мужей, заметил с едкой иронией: «ино, господине, ведает Бог да ты и с своими чудотворцы!»... Вассиан допускал несомненно и другие выходки против недавно канонизованных святых Ионы и Макария. Поэтому непреувеличенным кажется обвинение его Даниилом в том, что он называл чудотворцев «смутотворцами», потому что они имели у монастырей села и люди 468 . Скептическое отношение Вассиана к святости м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Начальники монастырей держали при себе «в монастыреве множество мирских слуг цветоносных и младых юношь и множество великих конь, и на которых со множеством цветоносных слуг» Слово к верным. рукоп. Новгор. Соф. библ. 1296, л. 198–199. Приложения XXI. 1348 Сочинения Максима Грека , ч. II. 38. Три неизданные доселе послания князя Курбского, Правосл. Собеседник 1863 г., ч. II, 538–569. Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами, 9. Чтения в Обществе Истори и Древностей российских, 1839 года, III, отдел 3. Полемические сочинения Вассиана, Патрикева. Православный Собеседник 1863 года, часть III. 113. 1349 Послание Митрополита Ионы в Боголюбов монастырь, Акты истор. т. I, 265, 497, от 1455 года. Максим Грек говорит, что иноки его времени жили «в сладких питиях и пиянствах», сочинения Максима Грека ч. II, 22. Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Истории и Древн. рос. 1839 г. ч. III. отд. 3, 11. Стоглав изд. Кожанч. 166, 171–177. Послание Иоанна Грозного в Кирилов мон., Акты Истор. т. 1, 201. Приложение XXIII. 1353 Стоглав, издание Кожанчикова. 44–45, 37. 166. Акты Истор. т. 1., 204, 392. три неизданные послания князя Курбского, Прав. Соб. 1863, II 365–369. Соч. Максима Грека , ч. II, 141–142. В предупреждение порока в кодексе нравственных предписаний монахов еще с XIV в. внесено было и то чтобы он с «юными детьми не дружились, и книгам их не учили». Рукоп. Имп. пуб. библ. Погодинская, 1298, л. 76–77. Наставление новоначальным иноком. См. Духов. Весник 1862, Июль. 1355 Соч. Максима Грека ч. II. 127–128. Стоглав. изд. Кожанч. 44–45. Три доселе неизвестного послания Курбского. Прав. Собеседник. 1863. г. II, 564–569. Послание И. Грозного в Кириллов мон. Акты историч. т. 1. 204. 1356 Сочин. Макс. Грека ч. II, 38–128. Полемические сочин. Вассиана. Правосл. Собесед. 1863 г. III, 113. 116. Рассужд. Вассиана о неприличии монаст. влад. вотчинами Чт. в Общ. Ист. и Древн. 1859 г. кн. III. отд. 3, Рус. Истор. Библ. изд. Археограф. Комиссией. т. IV. Послания инока Артемия – 1379. 1239.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

255 Преп. Никандр представляет собою единственный из досинодальных, не совсем понятный для нас, пример того, что имя его без службы внесено в месячную минею (под 24-м Сентября: «Преподобного отца нашего Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца»). 259 Мощи Вассиана и Ионы были свидетельствованы в присутствии импер. Петра Великого и по его именно желанию. Отправившись из Архангельска в Соловецкий монастырь, Петр застигнут был на море страшною бурею, от которой спасся в Унской губе, в пристани Пертоминского монастыря. Приписывая свое спасение заступлению Пертоминских преподобных, он пожелал установить празднование им, а для сего и решил освидетельствовать их мощи. Покойный преосвященный Макарий пишет о сем освидетельствовании в своем (или же только им сообщенном) Описании Пертоминского монастыря, которое напечатано в IV книге Чтений Общ. Ист. и Древн. за 1881-й год: «5-го Июня (1694 года государь), приказав править всенощное бдение Всемилостивому Спасу, после оного назначил архиепископу (Холмогорскому) Афанасию с освященным собором освидетельствовать по чину церковному мощи преподобных, покоившиеся в часовне в недрах земли; вследствие сего преосвященный архиепископ с освященным собором, сняв ветхий сруб и раскопав около него землю, кашли мощи только одного из преподобных, а которого именно, Вассиана или Ионы, неизвестно доныне; и когда преосвященный Афанасий в присутствии монарха и синклита осязал главу мощей, кости и персть, и учинены были надлежащие опыты исследования, тогда по долгом совещании с великим монархом они признаны за святые и оставлены в часовне под спудом, на том месте, где были погребены» – стр. 8. В начале настоящего столетия над мощами Вассиана и Ионы поставлена посвященная ем каменная церковь , – ibid., стр. 17 fin. 260 См. иеромон. Иоасафа Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. М. 1857, стр. 80–81 и Доброхотова Памятники древности во Владимире Еляземском, стр. 30. Последний, говоря об открытии мощей Андрея Боголюбского и его сына Глеба, о котором сейчас ниже, ссылается на летописи соборные, – стр. 19, но, к сожалению, не делает из них никакого извлечения, и мы остаемся в неведении относительно поводов к открытию мощей Андрея и Глеба и к установлению им празднований.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На месте часовни была устроена деревянная церковь и приготовлено все необходимое для ее освящения и совершения богослужения. Иеромонах Ефрем отправился в Вологду к архиепископу с просьбой об антиминсе и книгах для нового храма. Получив все необходимое, он уже возвращался в новую обитель, но на дороге был захвачен и убит поляками, опустошавшими Русскую землю в смутное время самозванства. Все церковные вещи были разграблены. Такая же судьба постигла и Козьму с сыном: они собирали на храм в окрестностях Онежского озера и в Каргопольском уезде были убиты литовцами. Другие пустынники покинули свои кельи; остался в пустыне один Савватий. Церковь стояла неосвященной пять лет. Наконец, к гробам преподобных пришел иеромонах Иаков. Он позаботился об освящении храма в честь Преображения Господня и устроил над местом погребения преподобных Вассиана и Ионы раку. Скоро к нему собрались пустынножители. Новая обитель была названа Пертоминским монастырем преподобных Вассиана и Ионы. Петр I, застигнутый бурей на пути из Соловецкой обители в Архангельск, нашел убежище в Пертоминском монастыре. Пробыв здесь три дня, он своими руками устроил огромный деревянный крест, с надписью на русском и голландском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». Крест был поставлен на берегу и впоследствии перенесен в кафедральный собор г. Архангельска. По свидетельству «Соловецкого патерика» (М., 1906), мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают под спудом в каменном храме Успения Божией Матери, освященном в 1691 году.       Пустынники XVII века При игумене Антонии (1605–1612) Василий Кенозерец, любивший уединяться в пустынные места острова, рассказал своему духовному отцу Иосифу встречу с чудным пустынником Андреем: «Случилось мне однажды, – говорил Он, – зайти далеко от монастыря, так что я, потеряв дорогу, блуждал без пищи и пития. Вдруг вдали показалась мне как бы тень человека. Я устремился за нею, – тень скрылась в дебри; я продолжал бежать и, увидев малую тропинку, по ней дошел до густой чащи, в которой был узкий проход для одного человека. Проникнув этим проходом, я увидел гору и на ней следы босого человека. В горе виделось малое отверстие. Сотворив молитву, я вошел в темную пещеру. Перекрестившись, я простер руки и осязал человека, в испуге сотворил молитву, на которую житель пещеры ответил: «Аминь». Я пал к его ногам. «Зачем ты пришел сюда и чего тебе нужно?» – спросил незнакомец. «Прости меня, отец святой; я заблудился и пришел сюда; молю тебя, сжалься надо мною и укажи мне путь к обители». Отшельник провел меня в другую пещеру, в которой с южной стороны было окно, освещавшее внутреннее помещение. Тогда я рассмотрел незнакомца: он был наг, с малой бородой, тело его было черно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

При издании положения о монастырских штатах Пертоминская обитель была признана подлежащей закрытию, и потому все имения были от нее отобраны. Но затем, по ходатайству Иоасафа, епископа Архангельского, монастырь был восстановлен под именем заштатного, а в половине прошлого столетия (1861 г.) переименован в общежительный. Часть имений, отобранных при закрытии, была возвращена. В настоящее время обитель содержится, главным образом, на доброхотные пожертвования благотворителей. Управляет ею игумен. В истории Пертоминского монастыря большой след оставило посещение его императором Петром Великим. 2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, принужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своею свитою. Свое пребывание здесь он ознаменовал открытием мощей Вассиана и Ионы. В его присутствии св. мощи были извлечены из могилы и освидетельствованы архиепископом архангельским Афанасием, бывшим в свите императора, и затем с честью положены в Преображенском соборе обители 5 июня 1694 года. В память своего спасения от бури Петр собственноручно сделал деревянный крест в 1,5 сажени высотою и водрузил его на том месте, где он вышел на берег. На подножии креста он вырезал надпись на голландском языке: «этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694». Теперь этот крест хранится в архангельском городском соборе. В монастыре имеется четыре храма. Один храм деревянный, в честь Преображения Господня. Второй – каменный, в честь Успения Божией Матери, с приделом во имя прпп. Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Храм этот новый, освящен в 1899 году. Третий храм каменный, во имя препп. Зосимы и Савватия. Четвертый храм деревянный, в честь Воздвижения Креста Господня. Мощи прпп. Вассиана и Ионы покоятся в приделе Успенского храма в серебряной раке. Празднование их совершается дважды: 12 июня, в день памяти их, и 5 июня, в день обретения их мощей. В обители совершаются крестные ходы, в Воздвиженскую церковь 5 июня, 14 сентября и 17 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010