Первым Екатеринбургским епископом был назначен 25 дек. 1833 г. ректор Вифанской семинарии архим. Евлампий (Пятницкий) , епископская хиротония к-рого состоялась 16 февр. 1834 г., он прибыл в Екатеринбург 21 апр. 1834 г. Еп. Евлампий способствовал переходу в единоверие екатеринбургских старообрядческих старшин, содействовал открытию в 1838 г. уч-ща для девочек при екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре . 22 июня 1840 г. архиерей был переведен на самостоятельную Орловскую кафедру. Екатеринбургский еп. Мелхиседек (Золотницкий; хиротонисан 6 авг. 1841) в связи с нехваткой кандидатов на места в штате архиерейского дома добился передачи в его управление далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с предоставлением викарию права рукополагать иеромонахов и иеродиаконов и перемещать нек-рых лиц из мон-ря в архиерейский дом и обратно. Деятельность первых Екатеринбургских викариев пришлась на годы управления Пермской епархией Аркадия (Фёдорова ; 1831-1851, с 1833 архиепископ), известного борьбой со старообрядчеством. В 1845 г. в Екатеринбурге был создан секретный совещательный комитет о раскольниках, в состав к-рого вошли викарный епископ, главный начальник горных заводов и горный начальник екатеринбургских заводов. В годы управления вик-ством Ионы (Капустина; 1846-1859) возникла идея открытия в Екатеринбурге семинарии, но еп. Иона отклонил прошение духовенства, объяснив свое решение тем, что семинарии существуют только в епархиальных центрах, а потому с его стороны подобная просьба будет выглядеть «затеею честолюбивою и властолюбивою». Указом Святейшего Синода от 19 нояб. 1851 г. в состав Е. в. была включена территория Шадринского у. Последующие викарии продолжали заниматься по преимуществу проповеднической и миссионерской деятельностью, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1863 г. Екатеринбург утратил статус «горного города» и стал уездным городом Пермской губ. 4 февр. 1870 г. Синод выразил благодарность Екатеринбургскому еп. Вассиану (Чудновскому) за заботы по благоустройству уездного ДУ (открыто в 1833).

http://pravenc.ru/text/189629.html

Фасады трапезной отличались суровой, почти аскетической простотой. Гладкие стены членились плоскими лопатками. Прямоугольные окна со ступенчатыми впадинами не имели какого-либо обрамления. Мощный карниз также был прост и выразителен, как и все здание, которое он венчал. Попова Л.Д., кандидат исторических наук, доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857 Каменный пятиглавый трёхъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящён в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев, построен и освящён в 1899 г. Каменный теплый пятиглавый храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте Великих государей Петра и Иоанна Алексеевичей от 5 марта 1683 года на Царский счет и освящен в 1692 году. В среднем этаже находится храм, алтарь которого отделяется отхрама капитальной стеной. В 1901–1902 гг. храм внутри отремонтирован, стены оштукатурены, окрашены масляной краской под цветмрамора и покрыты масляным лаком, в Святом алтаре стены украшены живописью, а в окно, что на горнем месте, вделана написанная на стекле икона Спасителя; иконостас вновь переделан; разные украшения и колонны вызолочены по мордану червонным золотом, а фон окрашен масляною краскою под мрамор и покрыт лаком. За клиросом устроены новые большие киоты в стиле иконостаса; иконная живопись поновлена; полы в Святом алтаре и храме покрашены охрой. По окончании ремонта 14 августа 1902 года храм освящен. В 1903 году устроен новый запрестольный крест. В обширной трапезе храма устроен и освящён в 1892 г. придел во имя Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских Чудотворцев. К юго-западу в конце придела за капитальной стеной находится келья, приспособленная для неусыпного чтения псалтыри, с приделом келья эта соединяется дверьми. В 1892 году в северной стороне придела, в ранее существующей нише, устроена кладовая с железным шкафом для хранения монастырских сумм. За капитальной северной стеной расположены две кельи, занятые под рухлядную.

http://sobory.ru/article/?object=48446

В сводном Иконописном подлиннике (XVIII в.) описание образа В. С. помещено под 3 сент.: «Преподобнаго отца нашего священноинока Вассиана, начальника Преображенскаго монастыря, иже в Строкине, пустынника Каргопольскаго, на Онеге реце, новаго чудотворца; подобием сед, брада поменьше Иоанна Богослова, на главе схима, ризы преподобническия». В агиологической лит-ре XIX в. В. С. иногда называют Вассианом Крестомировским (Крестиморовским, Кратемировским). Архиеп. Сергий (Спасский) в списке неканонизированных рус. святых упоминает «Вассиана, начальника Кратемировского (или Крестомировского) монастыря на Онеге реце». Е. Е. Голубинский различал 2 святых: В. С., основавшего свой мон-рь близ Каргополя не позднее 1-й четв. XVI в., и Вассиана Крестомировского, подвизавшегося близ Белого м. «неизвестно когда». В списке архим. Леонида (Кавелина) указан Василий, основатель Кратемировского мон-ря близ Белого м. Появление легенды о существовании св. Вассиана (Василия) Крестомировского может быть объяснено тем, что Пертоминский в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Белом м., основанный на месте гибели Вассиана и Ионы Пертоминских , в XIX в. мог именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), т. о. небесный покровитель обители - прп. Вассиан Пертоминский мог именоваться Крестиморовским. По-видимому, в результате смешения 2 пришедших в упадок в XIX в. Преображенских мон-рей на Белом м.- на месте гибели Пертоминских чудотворцев и Строкиной пуст. на Онеге - основатель последней В. С. также в лит-ре XIX в. может именоваться Крестомировским. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 1017; Барсов Е. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 23-25; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Зверинский. Т. 2. С. 326. 1160; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 106; Строев. Списки иерархов. Стб. 994-995; Надеждин А. Ист. образ в Спасо-Преображенском Каргопольском мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1899. 18; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 15-20; Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы. Петрозаводск, 1914; Галкин А. К. Мон-ри Каргополья - родины св. митр. Вениамина//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-32; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367, 371.

http://pravenc.ru/text/149901.html

5 июня 1756 г. заказчиком, протоиереем Федором Кочневым, по благословению Тобольского Митрополита Павла, в Березовском заводе заложен был деревянный храм во имя св. Пророка Илии, с приделом во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Придел 7 янв. 1767 г. освящен тем же протоиереем Кочневым. Когда и кем освящен Ильинский храм – сведений не сохранилось. 23 дек. 1803 г. деревянная церковь сгорела до основания. Вместо сгоревшей церкви, жители пожелали устроить каменный и довольно обширный храм; но, за неимением средств, решили построить на кладбище небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каковая 15 авг. 1804 заложена была членом Екатеринб. духовного Правления, Павлом Золотавиным, и в этом же году освящена, по благословению Пермского епископа, протоиереем Феодором Карпинским. Через 60 лет эта деревянная церковь пришла в такую ветхость, что отправлять богослужение в ней было опасно. На том же кладбище 20 июля 1868 г. епископом Екатеринбургским Вассианом заложена была каменная церковь в честь Успения Божией Матери и освящена 18 авг. 1874 года тем же епископом. Церковь эта в настоящее время считается приписной. Главный каменный двухпрестольный храм воздвигнут на том самом месте, где сгорела первая деревянная церковь. По благословению Пермского епископа Иустина, заложение храма в июне 1810 г. было совершено Пермским Протоиереем Иоанном Миновановым. Придельный храм во имя трех святителей освящен благочинным, священником Иоанном Поповым 30 янв. 1812 года, а 28 авг. 1813 года " отцемъ Ioahhoмъ " , священником Екатерининского собора освящен и главный Пророко-Ильинский храм. В Березовском заводе существуют три школы: церковно-приходская и две школы грамоты: мужская и женская. Причт состоит из 3 свящ., 1 диакона и 4 псалощмиков. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902. В июне 1810 г. заложена Пророко-Илиинская церковь, каменная, 2-престольная. Построена на средства казны. Придел во имя свтт. Петра, Алексия и Ионы, митр. Московских освщ. 30 января 1812 г. Главный храм во имя прор. Илии освщ. 28 августа 1813 г. Закрыта в 1930 г. В здании размещался ДК рудника.

http://sobory.ru/article/?object=52518

Актовый вечер начался пением тропаря святителю Тихону «В годину тяжкую Богом избранный». На мероприятии, которое возглавил архиепископ Верейский Евгений, присутствовали члены Попечительского совета, преподаватели, сотрудники и студенты Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал об основных событиях уходящего учебного года, в том числе о завершении реставрации Епархиального дома. Протоиерей Павел Хондзинский, недавно защитивший диссертацию на звание доктора богословия по теме «Русское вне-академическое богословие XIX века: генезис и проблематика», произнес актовую речь. С приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Верейский Евгений. От имени Святейшего Патриарха Кирилла он поздравил членов профессорско-преподавательской корпорации с праздником университета. Архиепископ Евгений и протоиерей Владимир Воробьев вручили митрополиту Ахалкалакскому и Кумурдойскому Николаю диплом кандидата богословия за диссертацию «Миссионерский аспект служения пророка Ионы в святоотеческой экзегезе древней Христианской Церкви». Протоиерею Павлу Хондзинскому был вручен диплом доктора богословия за диссертацию «Русское вне-академическое богословие XIX века: генезис и проблематика», В.Г. Дроботу — диплом кандидата богословия за диссертацию «Учение Жана Кальвина о Евхаристии в контексте межпротестантской полемики 50-60-х годов XVI столетия», И.И. Улитчеву — диплом кандидата богословия за диссертацию «Богословский персонализм В.Н. Лосского, его истоки, специфика и возможность применения для изложения православных вероучительных истин»; С.П. Сизинцеву — диплом кандидата богословия за диссертацию «Сочинения Вассиана Патрикеева в контексте полемики о монастырском землевладении первой половины XVI века», С.В. Никитиной — диплом кандидата богословия за диссертацию «Тринитарные основы антропологии в богословской мысли архимандрита Софрония (Сахарова)». Также состоялось вручение церковных наград: Подробнее о торжествах см. на сайте ПСТГУ Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/4276390.ht...

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г. Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви. --- 21 мая: Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет–Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. --- 23 июня: Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

http://pravicon.com/info-29

DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN. A. CHT. 1694. Сей крест поставил Капитан Петр в лето Христово 1694. Крест сей, по воле Императора Александра I, перенесен в Архангельский кафедральный Собор в 1805 году; но точная с него копия на том же самом месте имеется и поныне в сохранности. За тем, 5-го июня, приказав править всенощное бдение Всемилостивому Спасу, после оного назначил архиепископу Афанасию с освященным собором освидетельствовать по чину церковному мощи преподобных, покоившиеся в часовне в недрах земли. Вследствие сего Преосвященный Архиепископ с освященным собором, сняв верхний сруб и раскопав около него землю, нашли мощи только одного из преподобных, а которого именно, Вассиана или Ионы, неизвестно доныне; а когда Преосвященный Афанасий в присутствии Монарха и синклита осязал главу мощей, кости и перст, и учинены были надлежащие опыты исследования, тогда по долгом совещании с великим Монархом, они признаны за святые и оставлены в часовне под спудом, на том месте, где были погребены. Хотя другого преподобного мощей не обретено; но они издревле на иконах изображаются двоицею в иноческом образе, являются и чудотворят издалече приходящим и всем, на помощь их с верою призывающим, подают благопоспешество. Что же касается до того, вместе ли тела их от первоначальных погребателей или порознь погребены были, сведений о сем нигде доселе не открыто. Являются же преподобные иногда вместе, иногда порознь. Явления и чудеса преподобных Вассиана и Ионы Судьба прославления мощей преподобных Вассиана и Ионы, сопровождалась, как уже видели, чудесными обстоятельствами. Промысел Божий о них явился первоначально в сохранении их, во время потопления, от хищных морских рыб и выносе их неврежденными на берег, а на самом берегу также неврежденными от плотоядных птиц; и в обстоятельствах их обретения великим Монархом, чудно спасенным близ их покоища. Скоро и очень скоро, по преставлении своем, они начали являть дарованную им силу и благодать Божью. Первее всего, они сами назначают место погребения своих мощей, спасая во время волнения Лудских благочестивых поселян, усердствовавших было погрести тела их при своей приходской церкви, и принесенных волнами опять к тому же месту, где были обретены ими мощи преподобных 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

6. 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. 183). Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. 191-199). В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Волоколамский монастырь, основанный преподобным Иосифом, процветал и после его смерти (9 сентября 1515 г.) и по своему значению для Церкви долгое время занимал одно из первых мест в числе монастырей русских. Отсюда вышли только в продолжение каких-нибудь пятидесяти лет настоящего периода иерархи: Даниил, митрополит Московский, архиепископы: Ростовский Вассиан II, брат преподобного Иосифа, Новгородский Феодосий II, Казанские: Гурий, Герман, Лаврентий, Тихон и Иеремия, епископы: Смоленский Савва Слепушкин, Полоцкий Трифон, Коломенский Вассиан Топорков, Тверской Акакий, Крутицкие: Савва Черный, Нифонт, Галактион и Симеон, Рязанский Леонид и другие . Другой постриженник Пафнутиева монастыря, основавший свой собственный монастырь, был преподобный Даниил Переяславский, в мире Димитрий. Родившись (1453) в Переяславле Залесском, куда родители его незадолго пред тем переселились из Мценска, он с самых ранних лет почувствовал в себе влечение к иночеству и, прожив несколько времени в переяславском Никитском монастыре у родственника своего, игумена Ионы, тайно ушел в Пафнутиев монастырь. Здесь хотя не застал уже в живых самого Пафнутия, но принял пострижение и подвизался десять лет под руководством благочестивого старца Левкия, с которым прожил потом еще два года в основанной им пустыне. По возвращении в свой родной город Даниил поселился было в Никитском монастыре, но вскоре перешел в Богородичный Горицкий. Удостоившись получить сан священства, ежедневно совершал Божественную службу и с любовию принимал всех, иноков и мирян, приходивших к нему для духовного назидания; особенно же заботился о упокоении странников и о тех несчастных, которые умирали какою-либо безвестною или нужною смертию: таких он отыскивал, своими руками относил в общую могилу, или усыпальницу, существовавшую в городе, и отпевал по-христиански. Не довольствуясь этим, он пожелал еще построить над общею усыпальницею храм Божий и, получив благословение от митрополита Симона, при соучастии некоторых добрых людей действительно построил во имя всех святых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

После освидетельствования в 1652 г. мощей прп. Даниила Переяславского И. послал «епистолию» царю и патриарху. Возможно, митрополит редактировал уже записанные чудеса этого святого или собрал сведения о чудесах от его мощей. Сохранилось значительное число благословенных грамот И. духовенству епархии и отчасти его переписка с современниками. Арх.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1; Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Архив ГМЗРК. Инв. Р-1083; Богословский И. Н. Иона III, митр. Ростовский и Ярославский//Там же. Р-565. Соч.: ААЭ. Т. 3. С. 495-499; Т. 4. С. 118-120, 138-139; 315-317, 355-356, 499-500; АИ. Т. 4. С. 172-174; Письмо Ростовского митр. Ионы к тестю царя Алексея Михайловича И. Д. Милославскому/Сообщ.: В. Борисов//ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 56; Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митр. Ростовского и Ярославского, и казначея его иером. Вассиана, писанные в 1673 г. в Ярославль к свящ. Димитриевской ц. Иоанникию//ВОИДР. 1849. Кн. 3. Смесь. С. 2-3; Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского мон-ря, данная 16 дек. 1686 г. игум. Никону//Ярославские ЕВ. 1860. 33. Ч. неофиц. С. 309-310; ДАИ. Т. 8. С. 327-328; Письмо Вологодскому архиеп. Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского у., после 22 дек. 1675 г.//Ярославские ЕВ. 1864. 47. Ч. неофиц. С. 463-464; Лествицын В. Переписка патр. Иоакима с митр. Ионою Сысоевичем//Ярославские ГВ. 1873. 10. Ч. неофиц. С. 52-53; 12. С. 62-63; Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной ц. в честь Сошествия Св. Духа, данная 8 сент. 1688 г. попу Макарию//Ярославские ЕВ. 1873. 48. Ч. неофиц. С. 388-389; Титов А. А. Рукописи слав. и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. Серг. П., 1897. Вып. 4. 80. С. 101-103 [благословенная грамота на построение новой ц. в честь Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского у. никольскому попу Никифору]; Грамотки XVII - нач. XVIII в. М., 1969. 457. С. 282-283; Полознев Д. Ф. Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XV-XVII вв. из фондов ОПИ ГИМ//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 55-56; Черкасова М. С. К изучению церк. строительства в Ростовской митрополии в XVI-XVII вв.//Там же. 2005. Вып. 15. С. 144-146.

http://pravenc.ru/text/578324.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010