В наименовании врат новгородского Софийского собора издавна используется топоним «корсунский». «Корсунскими» называли как внутренние врата собора, так и внешние, украшенные рельефными изображениями Магдебургские врата зап. портала. Название «Корсунские врата» связано либо с легендой о привозе святынь из Корсуни, либо с местом первоначального размещения врат - в зап. Корсунской паперти собора Св. Софии (название паперти упом. в Новгородской 3-й летописи под 1299 г.- ПСРЛ. Т. 3. С. 221) и встречается в летописных источниках XV - нач. XVI в. (напр., Новгородской 3-й летописи под 1450 г.: «подписан бысть притвор у святей Софии у Корсунских врат» - ПСРЛ. Т. 3. С. 240). В 1517 г. С. фон Герберштейн пересказал легенду, содержавшуюся, по его словам, в местных летописях, о том, что новгородцы вывезли медные врата покоренного после 7-летней осады г. Корсунь ( Герберштейн. 1988. С. 150). В Новгородской 2-й летописи под 1571 г. говорится о крестном ходе с участием царя, приблизившемся к «корсунским дверям» собора Св. Софии (ПСРЛ. Т. 3. С. 165). В Описи XVIII в. (1736?) «Корсунскими» названы врата придела в честь Рождества Пресв. Богородицы (Описи имущества новгородского Софийского собора. 1988. С. 105). Однако в описи 1803 г. они обозначены как «двери медные литые с крестами немецкой работы» ( Трифонова. 1995. С. 231), что, вероятно, было следствием публикации В. Н. Татищевым данных о Новгородском архиеп. Василии Калике, к-рый в 1336 г. «устрои двери медяные золочены, привезше из немец, купи ценою великою» ( Татищев В. Н. История Российская. СПб., 1784. Кн. 4. С. 134). В 1823 г. Ф. П. Аделунг опубликовал исследование, в к-ром показал, что название «Корсунские» неправомерно по отношению к вратам зап. портала, и предложил называть их Сигтунскими, связав со швед. легендой о вывозе новгородцами врат швед. столицы Сигтуны в 1187 г. После выхода данной публикации парадоксальным образом название «Сигтунские врата» закрепилось за внутренними вратами придела, а не за внешними, зап. вратами собора ( Трифонова. 1995. С. 232, 239. Сн. 12). Н. П. Кондаков обратил внимание на то, что именно врата с крестами в силу их визант. происхождения следует называть «Корсунскими» ( Толстой, Кондаков. 1889. С. 111-123).

http://pravenc.ru/text/2458751.html

«Положение ризы и пояса Богоматери во Влахернах» — таково пол­ное название иконы из Бородавы — имеет уникальную иконографию. благодаря объединению двух событий: положения пояса в Халкопратийском храме и положения ризы в дворцовой церкви во Влахернах. Причиной этого, по-видимому, послужило позднейшее перенесение поясаиз Халкопратии во Влахерны, о чем на Руси знали с XII века. Уже древнейшие русские изображения этих сюжетов имеют парный характер. Так, они представлены в нижнем ярусе западных врат Рождественскогособора в Суздале начала 1220-х годов. В 1195 году в Новгороде была построена надвратная церковь «во имя святыя Богородицы положения ризы и пояса». Столетиями позднее сцена совмещенного возложения святынь нашла место в росписи монастыря Сучевица в Молдове (около1601 г.), хотя здесь надпись отмечает только акт положения ризы. По сравнению с клеймом суздальских врат, в иконе из Бородавы нет принципиальных сюжетных изменений: в обеих композициях престол с киворием помещен в центре, а по сторонам от него располагаются груп­пы персонажей, включающие патриарха и императора. Однако в изображении на вратах ризы возлагает на престол сама Богоматерь, которую сопровождают два ангела. Клеймо врат сочетает признаки разных ре­дакций, следуя не тексту, а традиции осмысления событий, поскольку перенесение ризы из Иерусалима во Влахерны считалось проявлением особого благоволения Богоматери к императорскому дому и константино­польской кафедре. В изображении на вратах «благоволение» реализу­ется как действенный акт. Бородавская икона ближе к исходной историко-литературной канве, как бы к начальной ступени восприятия сюжета. При этом развитию действия сообщается и большая точность: в церемо­нии участвуют император (Лев I) и патриарх (Геннадий I), в то время как на клейме суздальских врат главная роль отведена патриарху. Подбору персонажей на иконе из Бородавы присуща определенная логика, которая соответствует значению события, привлекающего к се­бе внимание всей византийской столицы: в церемонии участвуют импе­ратрица и придворные дамы, Геннадия сопровождают некий епископи монахи, чье присутствие естественно при патриархе и императорском дворе. Ни одна из более поздних икон не дает такого разнообразия персонажей, хотя в них зачастую изображаются два византийских пат­риция — в русской письменной традиции Галвий и Кандид, усилиям ко­торых, по преданию, Византия была обязана приобретением святыни.

http://sobory.ru/article/?object=54355

престола в средине царских врат на стороне выходящей в церковь пишется икона Благовещения Пресвят. Богородицы, а по сторонам оной в верху и в низу иконы четырех евангелистов. Налево от царских врат «северные двери» одинарные, которые служат для входа к жертвеннику, направо – двери «южные» тоже одинарные. На северных и южных дверях пишутся иконы св. Ангел, иногда пророков или святителей, но большею частью св. диаконов. Пред царскими вратами изнутри алтаря привешивается «завеса» из хорошей всего лучше шелковой материи. Эта завеса в богослужебных книгах называется различно (см. Тип. гл. 7 вечерня и утреня и гл. 9). Над царскими же вратами внутри алтаря ставится образ Спасителя или Божией Матери или какого-либо святого. Царские двери называются так потому, что через них исходит Царь Славы в виде св. даров Тела и Крови Своей (Тип. гл. 9 и 21). В Типиконе они также называются «святыми и великими» (Тин. гл. 23 и литургия Пасхи). В царские врата никто из мирян не должен входить и священнослужители через оные входят и выходят только в облачении и то только в положенное по уставу Церкви время при совершении богослужений. Один только Благочестивейший наш всероссийский Государь Император, как Помазанник Божий и верховный покровитель всероссийской православной Церкви, входит в царские врата для причащения св. Таин. Примечание. Когда входит в алтарь и исходит из оного северными и южными дверьми. См. Типикон гл. 2, 9, 22, 14 сент., 1 авг., недел. крестоп. и чин литургии Св. Иоанна Златоустог о. 15 . В иконостасе обыкновенно по правую сторону царских врат ставится икона Спасителя, по правую же сторону южных дверей – икона храмовая так, что если храм посвящен памяти какого-либо события из истории веры, то икона ставится в воспоминание того события, например Воскресение Спасителя, Преображение, Успение Божией Матери и т.д. – если же храм посвящен памяти какого либо угодника Божия – то икона того св. угодника. По левую сторону царских врат ставится икона Божией Матери; за иконами храмовою и Божией Матери, если место позволяет, ставят разные иконы, по желанию и усердию строителей храма и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На усиленные и долгие просьбы наконец ответил: «Бог отвращается от него, чадо, и я не могу принять его». Вернулись домой, и первый чрез два дня скончался». 130. Советы аввы Афанасия. Тот же авва Афанасий говаривал: «отцы наши до самой смерти наблюдали воздержание и нестяжательность, а мы только разширяем чрево и кошельки». «У отцов наших первая забота была о сосредоточенности в себе самом, а нас занимают горшки и рукоделия». «Однажды, продолжал авва Афанасий, пришло мпе на ум: что будет с теми, которые подвизаются и с теми, которые не подвизаются? Я пришел в восхищение, и некто, явившись, сказал мне: «следуй за мною. Он привел меня в место, все озаренное светом, и поставил меня у врат. Красоты этих врат трудно описать. И мы слышали внутри врат безконечное множество голосов, прославляющих Бога. Когда мы постучались, кто–то из бывших внутри врат, услышавши нас, спросил нас: — Что вам нужно? — Мы желаем войти, — сказал мой путеводитель. Сюда никто не войдет из тех, кто проводит жизнь нерадиво, — отвечал голос извнутри. — Но если желаете войти, идите, подвизайтесь, нисколько не заботясь о том, что в суетном мире». 131. Жизнь аввы Закхея. Схоластик Прокопий порфиреонит разсказал нам об авве Закхее: «Два сына мои обучались в Кесарии. Там открылась моровая язва, и я сокрушался о своих детях. Не знал совсем, как поступить. «Если послать за ними и взять их, говорил я себе, все равно–гнева Божия не избежишь нигде. Там их оставить? А если они умрут и я более не увижу их?!.» В таком затруднении я, наконец, решил: пойду к авве Закхею. И то он скажет, то и сделаю. Прихожу в св. Сион — его всегда там можно видеть, но и на этот раз я не нашел его там. Увидав его на паперти храма Пресвятой Богородицы, разсказываю ему о своих сыновьях. Выслушав меня, он обратился к востоку и, с распростертыми руками, устремил свой взор на небо. Прошло два часа в молчании. Наконец, обратившись ко мне, произнес: «будь спокоен и не горюй. Дети твои не умрут от моровой язвы и самая язва чрез два дня прекратится в Кесарии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

На правой стороне врат был образ: изображение Спасителя, сидящего на Престоле; а на левой – Божией Матери. Войдя во врата, я увидел опять множество людей, держащих в руках кресты и ветви и одетых в одинаковые иноческие ризы – багровые и блестящие, как молния; лица их были неописанной красоты. Наше появление они встретили с большою радостью, и сладко приветствовали меня, говоря: «Брат, долго ли мы будем дожидаться тебя, и почему ты сам не стараешься об этом?». Потом, обратясь к путеводителю моему, сказали: «Георгий! Ты взял его на свои поруки, когда ж приведешь его к нам?» – «Когда будет на то воля Божия», – отвечал им Георгий. Они, взяв меня за руки, ласкали и утешали. Тут св. Георгий подошел к образу Пресвятой Богородицы и стал умилительно петь: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу…» По окончании тропаря, мы трижды перекрестились, поклонившись иконе Божией Матери. Тогда св. Георгий взял меня за руку и сказал: «Все, что ты видишь теперь, сделано для того, чтобы ты не сомневался в виденном и слышанном тобою, и не подумал бы, что это прелесть и наваждение врага». Тогда все блаженные отошли от нас, а я с путеводителем моим остались у врат, которые вдруг сами собою отворились, и послышался голос: «Велика Твоя милость, Господи, к сынам человеческим!». Стоя у врат, я приходил в восхищение от всего виденного и слышанного мною. Когда открылись врата, я увидел великую церковь, наполненную несказанным светом. Посреди церкви стоял высокий великолепный Престол, на котором восседал Царь славы, окруженный многочисленным ликом Святых: иеромонахи и монахи стояли в белых ризах, другие — как воинство вооруженное: Лик Царя был подобен лику Спасителя, изображенному на иконе у врат, через которые проходили мы; видом молод и неописанной красоты; облаченный в архиерейские ризы, а на главе венец из драгоценных камней. Красоты, величия и славы Царя – невозможно ни описать, ни высказать языком человеческим. Светом, исходившим от лица Царя, освещался весь храм, и лик праведников как бы был слит одним сиянием с Царем.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

По сторонам в четырех малых арках: Св. Царица Александра, Св. Мария Магдалина, Св. Анна Пророчица и Св. Великомученица Екатерина. В нижнем ряду при арке больших средних врат: Святители Петр и Алексий Московские в архиерейских облачениях, держащие над срединою арки Евангелие. При арках малых врат: справа – Святитель Стефан Пермский в фелони, с хартией пермского письма, им изобретенного, и Преподобный Сергий с молитвенным выражением, в монашеской мантии и епитрахили; слева – Святители Иона и Филипп Московские в архиерейских мантиях. При оконных арках выступов: справа – Преподобный Никон Радонежский и Преподобный Иосиф Волоколамский; слева Св. Благоверный Князь Даниил Московский и Преподобный Савва Звенигородский. На углах храма: справа – Воскресенье Христово; слева Рождество Христово и Поклоненье пастырей. Северная сторона (обращенная к Пречистенке). В верхнем ряду, в средней большой арке: Иверский образ Пресвятой Богородицы (по образцу этой святыни, находящейся в Москве, в часовне у Воскресенских ворот). По сторонам в четырех малых арках: Св. Мученик Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813 года), Св. Мученик Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813 года), Св. Григорий Двоеслов (поход к Парижу 12 марта 1814 года) и Св. Мученик Хрисанф (взятие Парижа 19 марта 1814 года). В нижнем ряду, при арке больших средних врат: Святые Апостолы Петр и Павел. При арках малых врат: справа – Св. Равноапостольный Благоверный Князь Владимир и Святая Благоверная Княгиня Ольга; слева – Св. Равноапостольный Царь Константин и Матерь его Царица Елена. При оконных арках выступов: справа – Св. Апостол Андрей и Св. Великомученик Георгий; слева – Св. Благоверный Князь Михаил и болярин его Феодор (замученные в орде и почивающие в Архангельском соборе). На углах храма: справа – Преподобный Сергий благословляет на брань великого князя Димитрия Донского и дает ему двух иноков, Пересвета и Ослябю; слева – Преподобный Дионисий, Троицкий архимандрит, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобожденье Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За кладбищем к юго-востоку виден небольшой одноэтажный деревянный домик настоятеля пустыни. Далее, вдоль монастырских стен тянутся корпуса монастырских зданий, в которых помещаются трапезная, мастерская и келии монастырских братий. Весь монастырь окружен выбеленною кирпичною оградою с башнями по углам... Через восточные ворота мы выходим в чащу окружающего Оптину пустынь леса и по узенькой дорожке, проходящей между огромными соснами, доходим до скита во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи... Переступив порог Святых врат, мы сразу проникаем в мир особенного глубокого безмолвия, как будто бы здесь, за этим порогом, нет ни одной живой души человеческой. В то же время нас поражает богатство разнообразных цветов, которые широкими лентами тянутся вдоль всех дорожек скита... Мы идем к небольшой деревянной церковке, стоящей прямо против Святых врат. Церковь эта отличается особенною простотою. В сенях стоит ведро со свежею, чистою водою и около него кружка. Внутри скит имеет следующее расположение. Направо от Святых врат находится знаменитая келья старца иеросхимонаха Амвросия. Это – небольшой домик, выходящий окнами в цветник. Такой же точно домик находится и по левую сторону от Святых врат, и в нем обычно проживали начальники скита... По всему скиту между деревьями разбросаны другие небольшие домики... В конце скита находится небольшой пруд с кое-какой рыбой, а дальше – пчельник. Литургия в скиту совершается только по субботам, воскресеньям и праздникам, в остальные же дни только вечернее правило. Братьям предоставляется совершать молитвенное правило по своим кельям. Здесь же, в скитской ограде, находится и братское кладбище скитян. Таковы внешний вид и расположение Оптиной пустыни и принадлежащего к ней Иоанно-Предтеченского скита. Прибавим еще, что этот монастырь как бы притиснут огромным, густым и тенистым лесом к берегу Жиздры, на противоположной стороне которой расстилается ровный, светлый и веселый луг. В Оптинском лесу имеется неисчерпаемое богатство разного сорта грибов и ягод, особенно земляники и брусники, протекает источник железистой воды и имеется сернистый Пафнутиевский колодезь, при котором устроен бассейн, где купаются богомольцы. В Оптинском лесу водятся и волки, которые по зимам иногда появляются около самого монастыря» 8 . Теперь, когда читатель хотя и бегло, но познакомился с расположением Оптиной пустыни и ее скита, как бы приехав сюда вместе с протоиереем Сергием Четвериковым , перейдем собственно к истории любимой в России обители, к истории, складывавшейся трудно, но давшей столь благодатные плоды в период существования в ней старчества. Господи, благослови. 8 Четвериков С., прот. Оптина пустынь//Четвериков С., прот. Правда христианства. М., 1998. С. 341–347. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стены дома исчезли, но символический образ дверей остался, более того, его значение усилено графически. В таких композициях 574 заключенные двери за спиной Христа соотносятся с «заключенными вратами» – прообразовательным символом Богородицы – на словесном уровне, в буквальном смысле через подтекст, ибо сам текст – перед глазами. Вместе с тем в иконографии данной сцены существует извод, в котором Христос является ученикам на фоне затворенных врат храма, расположенном в отвлеченном или городском пейзаже 575 . В подобных композициях воскресший Иисус, вопреки евангельскому повествованию, не входит в дом извне, но выходит наружу, причем выходит из храма в открытое, безграничное, часто «насеяенное» пространство. Примером такого решения может служить икона «Уверение Фомы» из Метеорского монастыря 576 , которая практически современна московской рукописи. Дверей, «запертых страха ради иудейскаго», здесь нет, есть два символа Богородицы – храм, «вместилище невместимого» и затворенные врата храма. Христос являет следы страстей на их фоне, ибо Он, словами апостола Павла, «пострадал вне врат» ζω τς πλης ( Евр. 13:12 ). Изобразительные мотивы, связанные с богородичной символикой, вносят дополнительный аспект в понимание всей сцены: последнее, по евангельской хронологии, явление Христа содержит аллюзии на явление начальное, на Рождество и, следовательно, на Боговоплощение в целом. Из всего сказанного следует, что «заключенные двери» евангельской сцены и «заключенные врата» пророчества на уровне изображения могут совмещаться, образуя общий символ. Однако не только на уровне изображения. Христос трижды прошел сквозь затворенную дверь, не нарушив затвора. Впервые – в рождении от Девы, Врат Логоса, затем –в Воскресении, восстав из гроба и вновь – по Воскресении, явившись ученикам. Во всех случаях затвор на двери указывает на божественную природу Христа и таинство Воплощения Логоса. Подобное соединение всех аспектов в единую цепь встречаем уже у Прокла: «Дверь ( Ουρ ) жизни есть вход при всех дверях заключенных, она есть вход – Он один родился, не нарушив врат ( πυλη ) девства, как вошел внутрь дома, не открыв затвора, как восстал из гроба, оставшимся заключенным» 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В царских вратах шесть икон в серебряных вызолоченных ризах с такими же венцами, четыре Евангелиста, Божия Матерь и Архангел Гавриил. Весу во всех ризах 13 фунтов 84 золотника. Над царскими вратами живописный образ Тайной вечери. По правую сторону царских врат образ Спасителя, писанный на доске, с серебряным вызолоченным венцом. Южные двери с изображением св. диакона Лаврентия, над ними живописный образ Рождества Христова. На правом клиросе храмовый образ явления Святой Троицы Аврааму, при дубе Мамврийском, писанный на доске, с тремя серебряными вызолоченными венцами. По левую сторону царских врат образ Божией Матери, писанный на доске с двумя серебряными вызолоченными венцами. Северные двери с изображением архидиакона Стефана, над ними живописный образ Рождества Иоанна Предтечи. На левом клиросе образ сошествия Святого Духа на апостолов и прочих верующих в виде огненных языков, писанный на доске. Все эти иконы писаны малярных дел мастером Павловым и далеко уступают по художественности куполу. В приделе во имя святого Архистратига Михаила царские врата деревянные, на половину с позолоченным сиянием от Всевидящего Ока. На правой половине изображена Пресвятая Богородица, а на левой – Архангел Гавриил. Царские врата вышиною 2 арш. 4 верш., а шириною 1 арш. 11 вершков. По правую сторону царских врат живописный образ Спасителя, писанный на дереве. Южные двери с изображением пророка Даниила во рву львином. Храмовый образ Архангела Михаила, писанный на дереве, по левую сторону царских врат образ Божией Матери, писанный на дереве. Северные двери с изображением Архангела Рафаила и Товита, образ крещения Евнуха, писанный на дереве. Все эти иконы работы академика Боровиковского. К сожалению, по отделке они далеко не окончены, но и в нынешнем виде представляют собою драгоценный памятник искусства. В приделе во имя святых мучеников Сергия и Вакха царские врата резные, позолоченные, в них живописные образа: Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила и евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна, все четыре с серебряными вызолоченными венцами.

http://sobory.ru/article/?object=37586

На горнем месте род маленького иконостаса в три иконы. В средине Иисус Христос , седящий на престоле (Вседержитель), по сторонам 12 апостолов (иконопись мастерской Гагаева). Влево от жертвенника Рождество Христово в киоте за стеклом. Иконостас главного храма в три яруса. По правую сторону царских врат образ маленький Спаса Нерукотворенного. Он вкладывается в дску с чудесами. Зимой этот образ переносится в придел Спаса Нерукотворенного в теплом храме. По левую сторону царских врат ставится чудотворная икона Казанской Божией Матери вместе со дскою чудес и праздников. Иконы в иконостасе, кроме двух упомянутых, живописной работы Академика Турина. На царских вратах Благовещение и Евангелисты в 6 клеймах. Над первым ярусом в клеймах удачно исполнено Благовещение и Богоявление Господне. В верхнем ярусе особенно хорошо Распятие Иисуса Христа на кресте. Иконостас оканчивается круглою иконою Господа Саваофа в клейме с сиянием. Вправо и влево от иконостаса еще по три иконы, из коих пред правым клиросом Рождество Христово, пред левым Рождество Пресвятыя Богородицы. Эти две иконы итальянской кисти. Иконостас придела святого благоверного князя Александра Невского. По правую сторону царских врат Иисус Христос с благословляющею десницею, по левую Божия Матерь – Умягчение злых сердец. У Божией Матери сложены ручки на груди, меч направлен в её сердце. Ризы на Спасителе и Божей Матери серебряные, венцы и меч серебряные, вызолоченые. Над местными иконами: Воздвижение, Иисус во Храме, Обрезание и Бегство в Египет. Во 2-м ярусе: Господь Саваоф (Вседержитель), по сторонам пророки и Апостолы. Вверху ангель держит крест. Эти иконы художественной работы тогоже Академика Турина, но в царских дверях, Благовщение и Евангелисты – другой кисти (кажется Гагаевской). На северной двери царских врат Мельхиседек, царь Салимский с хлебами предложения, на южной первосвящ. Аарон. На правой стороне, у стены икона св. Благоверного князя Александра Невского. Против нея икона Божией Матери с предвечным Младенцем, и эти иконы художественной работы. На левой руке у стены в киоте ставится чудотворная икона св. Николая Тульского (из теплого храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010