Такова, в общих чертах, история формирования греческого и русского чина относительно царских врат и завесы на Божественной литургии. Как мы видели, традиция затворения и отверзения врат св. алтаря появилась и оформилась в монастырях. Монастырская практика оказала влияние на практику греческих приходов, особенно во время турецкого ига. В ХХ в. традиция затворять алтарные врата на литургии в греческом православном мире пришла на грань исчезновения и сохраняется лишь в монастырях. Русская Православная Церковь приняла почти весь чин относительно врат и завесы алтаря из греческой, в основном монашеской, традиции, особенно из Иерусалимского устава Лавры св. Саввы и послания патриарха Константинопольского Паисия I. Этот чин она сохранила доныне, как в обителях, так и в миру. Однако при всём этом остаётся вопрос о том, какой чин лучше: русский, по которому врата св. алтаря на Божественной литургии по большей части закрыты, или приходской греческий, при котором алтарные двери отверсты почти на всём протяжении литургии? Быть может, закрытые царские врата являются серьёзным препятствием для участия мирян в литургии? Затворённые врата, а особенно когда закрыта и завеса, создают дополнительное разделение между алтарём и основной частью храма. Может быть, это разделение неуместно на Божественной литургии, а особенно во время св. анафоры, когда, например, диалог между священником и народом (которого представляет хор): «Благодать Господа нашего... – И со духом твоим. – Горе имеим сердца. – Имамы ко Господу» и пр., – происходит через закрытые врата, а фигура священника едва различается за ними? А благословение, молящихся священником через закрытую завесу после просительной ектении по Великом входе с точки зрения участия мирян в литургии есть, на наш взгляд, просто печальный момент русского чина Божественной литургии. Объяснения открытию и закрытию царских врат, хотя зачастую почтенные и насчитывающие уже много веков 633 , часто «изобразительны», то есть связывают отверзение и затворение врат с определёнными событиями земной жизни Спасителя. Если сознательно следовать этим толкованиям, литургия превращается в символическое воспроизведение жизни Господа, а молящийся из участвующего в литургии и включённого в общину Церкви – в зрителя, которому другие люди, молящиеся рядом братья попросту не нужны 634 . И что есть литургия: воспроизведение Евангельской истории или λειτ-ουργα, «общее дело» 635 и реальное участие в таинстве Евхаристии?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наиболее существенным для иконостаса является утрата царских врат. Данные об их облике скудные, однако, несомненно, что это была двустворчатая конструкция, вероятно – арочная, высотой не менее 2 м, особо украшенная, имевшая собственные колонны. Как явствует из описи, «Царския врата резныя, по местам вызолоченные. В них образа: в середине Благовещение Пресвятой Богородицы на доске длиною 1 аршин. и 2 вершка, шириною 2 ½ четверть вершка, внизу по сторонам четыре Евангелиста, длиною 2 четверти, шириною 9 вершков». Самая крупная икона Благовещение помещалась в верхней части врат, традиционно в таких случаях разделяясь створками на две части композиции (с одной стороны – архангел Гавриил, с другой – дева Мария), образы Евангелистов внизу – в небольших клеймах по два на каждой створке. Все композиции были прямоугольные, заключены в прямоугольные рамки. Резные детали могли заполнять свободные участки врат, либо концентрироваться в определенных местах, служа тактичными декоративными акцентами. Кроме царских врат в иконостасе имелись две боковые (северная и южная) одностворчатые двери. Северные двери украшал образ архангела Михаила «длиною 3 аршина без 2 вершков, шириною 1 аршин», южные – изображение архангела Гавриила «длиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1 аршин». Обе двери размещались симметрично через один интервал – иконную ячейку – от царских врат. Важной составляющей декоративного решения иконостаса являлся цвет. Описи говорят, что иконостас выкрашен темно-желтой краской под ясень, местами – вызолочен. Анализ красочного слоя деталей не только подтверждает эти сведения, но и дополняет их другими данными: в карнизах присутствуют следы зеленой краски. Предалтарные иконостасы приделов не сохранились, но судя по описям, они были меньшего размера и состояли из трех ярусов. Каждый из иконостасов имел свое архитектурно-декоративное решение, характеризующие разные периоды и типы конструкций. Наиболее древним и простым был иконостас Евфимиевского придела, перенесенный сюда из старого каменного Евфимьевского храма и относящийся, очевидно, к первой половине XVIII в.в. Как явствует из описания, выполненный в три яруса, «гладкий, выкрашенный желтою краской, местами вызолоченный» с гладкими царскими вратами, «крашеными желтою краской», он представлял собой традиционный невысокий тябловый иконостас, имевший простую стоечно-балочную конструкцию с горизонтальными балками-тяблами. При отсутствии резьбы главными акцентами иконостаса являлись иконы.

http://sobory.ru/article/?object=00963

Таким образом смысл всего рисунка царских врат был тот, что весь свет в мире это – сияние света славы Триединого; верующие, приступая к престолу благодати тремя ступенями (добродетелями) и здесь приобщаясь от святой чаши, этим путем; новым и живым, входят во святая; облака над вратами – прикровение славы Божией, которой во всей полноте не может созерцать земнородный, а облака внизу – фимиам молитв. Впоследствии, камень этот, должно быть, по неудобству укрепления его на легких резных створах врат, снят и хранится в ризнице; а вместо него вставлена сквозная золоченая резьба, изображающая переплетение ветвей и листьев, и в средине ее – небольшой, писанный на полотне, образ Благовещения. Эта перемена вовсе не соответствует рисунку врат и портит их оригинальный вид. Должно полагать, что тогда же и белая завеса с крестом, как потерявшая значение, заменена обыкновенною красною. Четыре иконы в иконостасе, кроме упомянутой выше храмовой., одного размера (1¾ арш. длины, ¾ арш ширины), написаны на полотне Боровиковским, в деревянных золоченых рамках, с двумя херувимскими головками на верху. По правую сторону царских врат икона Спасителя: Он представлен восседающим на херувимах, с прекрасным светлым лицем, сияющим чистотою и благостию; облечен в белоснежные ризы и окружен светом славы; цвет лица и рук самый нежный, прозрачный; кровавые раны прободенного ребра и рук ясно выделяются на этой белизне; вокруг Него – сонмы ангелов, постепенно скрывающихся в перспективе, со взорами, обращенными к Спасителю; у ног Господа ангел, смотрящий на землю, держит в левой руке раскрытое евангелие, а правой указывает на изображенные золотыми буквами слова: « Mф. XXV, 34 с.: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». На левой стороне царских врат – Богоматерь, с юным прекрасным лицем, в светлых одеждах, с умильно-молитвенным взором, обращенным к небу, крестообразно сложенными на груди руками и преклоненными коленами; над главою Ее венок из звезд, а под ногами опровергнутая луна: Богородица окружена сонмом ангелов; у ног Ея, справа, один ангел подает Ей лилию, другой, – слева, держит раскрытое евангелие и указывает на слова: « Лук. 1, 48 ст.: яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Особенности убранства упомянутых псковско-новгородских врат находят ближайшие параллели в памятниках Балкан, особенно Греции XV–XVII вв. Обращение к этому материалу для нас важно тем. что в греческих царских вратах в отличие от русских обнаруживается многообразие иконографических решений, т. е. мы находим более подробный комментарий форм. Поэтому имеет смысл пристальнее посмотреть на художественное оформление самих греческих врат. Это возможно благодаря религиозной общности русской и греческих традиций и типологической близости материала. Щипцовая форма щита царских дверей была широко распространена в этом регионе. Сохранившаяся только правая створка 1031 в ранних вратах последней четверти XV в. из церкви Христа Демархиса (Мегалис Портас) монастыря Иоанна Богослова на Кипре, увенчана трехлопастным навершием, образовывавшим вместе с недостающей половиной трехлопастную сужающуюся кверху арку. На щите изображена Богородица, а на главном поле врат – фронтальные фигуры святителей попарно Василия Великого и Николая Чудотворца. Каждый святитель расположен в раме, образованной двойной готической аркой, обрамленной поверху горельефной резьбой в виде кринов и опирающейся на полу колонки. В царских дверях второй половины XV в. из церкви Св. Георгия Апортианона 1032 на щипцовом навершии расположена выощаяся и цветущая виноградная лоза, исполненная горельефной На плоскостном поле врат выделен средний вал в виде прорастающего стебля, дающего плоды и цветы. Вал увенчан цветком с полуфигурой царя Давида (ил. 3). На щите изображено Благовещение, а на главных полях – Иоанн Богослов и апостол Петр. Врата около 1600 г. из капеллы Св. Христодула монастыря Иоанна Богослова на Кипре 1033 отличаются лишь деталями. На их щипцовом навершии также присутствуют вьющиеся стебли, а орнаментально выделенный вал увенчан крестом. На щите изображено Благовещение, а на полях врат – св. Иоанн Богослов и св. Христодул. Та же щипцовая форма навершия и исполненное горельефной резьбой било (вал-нащельник) свойственны многим другим греческим вратам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма), которая отверзается и затворяется в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения, а открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Царские врата открываются в наиболее торжественные моменты богослужения, и через них входят в алтарь священнослужители, а также при открытых царских вратах священник произносит некоторые молитвословия. Во всех остальных, менее торжественных случаях священнослужители для входа и выхода из алтаря пользуются боковыми дверьми – северной и южной. На царских вратах в центре помещается образ Благовещения Пресвятой Богородицы (слева изображен Архангел Гавриил, справа – Дева Мария), а по углам царских врат размещены образы четырех евангелистов. Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним – образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Далее находится южная боковая дверь, через которую входят в алтарь священнослужители (в частности, диакон после произнесения ектений) и церковнослужители. На боковых, северной и южной, дверях алтаря изображаются, как правило, или Архангелы Михаил и Гавриил, или святые диаконы (архидиаконы Стефан и Лаврентий). Однако если иконостас небольшой (в малых храмах), то сразу справа от иконы Спасителя может помещаться южная дверь; в таком случае храмовая икона находится сразу справа от южной двери. Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Далее слева от иконы Божией Матери располагается северная дверь (опять-таки, в зависимости от размеров иконостаса, в малых храмах северная дверь может находиться рядом с иконой Божией Матери, а в больших храмах между иконой Божией Матери и северной дверью могут располагаться другие иконы). Остальные иконы первого ряда иконостаса – изображения наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. Во втором ряду иконостаса над царскими вратами помещается образ Тайной Вечери – важнейшего события священной истории, являющегося основанием Евхаристии и Христовой Церкви. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной Вечере, и что через царские врата для причащения верующих выносятся Тело и Кровь Христовы. Справа и слева от этой иконы находятся образы двунадесятых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На южной стороне Храма… встречаем изображения святых, в дни памяти которых происходили битвы в 1812 году, а также и такие священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны. На восточной стороне… помещены святые заступники и молитвенники за Русскую землю и избавители ее от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий жизни Спасителя: Его Рождество и Воскресение. Первое напоминает об изгнании врагов из пределов России, второе – о взятии Парижа (19 марта 1814 года). На северной стороне… изображены просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах, а также изображения святых, в дни празднования памяти которых происходили заграничные сражения. При арках малых врат: справа 2 ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно, в память московского в 1812 году ополчения, имевшего вместо знамен церковные хоругви… При оконных арках выступа… (4 архангела. – Прим. ред.) На углах Храма: справа – Давид… передает Соломону чертежи Храма (напоминание о преемстве в строительстве храма Александра 2. – Прим. ред.)… Южная сторона. Верхний ряд: в средней, большой арке помещено изображение Пресвятой Богородицы Смоленской, в воспоминание того события, что этот чудотворный образ пребывал при войсках… (И свв., в дни памяти которых происходили сражения в войне 1812 года. – Прим. ред.) Нижний ряд: …Явление архангела Михаила Иисусу Навину… При арках малых врат: справа Варак и Дебора, слева Моисей и Мариам. На углах Храма: справа Авраам с союзниками… его встречает Мелхиседек; слева Давид… встречаемый сонмом жен (напоминание о встрече Александра 1 после победы над Наполеоном. – Прим. ред.). Восточная сторона. Верхний ряд: в средней арке помещен образ Владимирской Божией Матери – в память Бородинской битвы, бывшей 26 августа 1812 года в день празднования этой иконы. По сторонам… (образа свв. жен. – Прим. ред.) Нижний ряд: при арке больших врат святители Петр и Алексий Московские … При арках малых врат: справа святитель Стефан Пермский… с хартией пермского письма… и преподобный Сергий… слева Иона и Филипп Московские… При оконных арках выступа: слева преподобный Никон Радонежский и преподобный Иосиф Волоколамский… Слева св. благоверный князь Михаил и боярин его Федор – черниговские мученики… Северная сторона. Верхний ряд: в средней большой арке помещен образ Пресвятой Богородицы Иверской по образцу святыни этой, находящейся в Москве, в часовне у Воскресенских ворот. По сторонам в четырех малых арках (святые, в дни памяти которых происходили сражения в войне 1812 года. – Прим. ред.). Нижний ряд …св. апостолы Петр и Павел и четыре евангелиста… При арках малых врат: справа св. равноапостольный царь Константин и матерь его, царица Елена; слева св. равноапостольный благоверный князь Владимир и св. благоверная княгиня Ольга. При оконных арках выступа: справа св. апостол Андрей и св. великомученик Георгий… Слева св. благоверный князь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Т. 3. С. 240; Трифонова. 1996). Воины, разделяющие ризу Христа. Избиение младенцев. Фрагмент Магдебургских врат Воины, разделяющие ризу Христа. Избиение младенцев. Фрагмент Магдебургских врат М. в. также называли Сигтунскими после публикации Ф. П. Аделунга, который связывал их появление в Новгороде с походом новгородцев в Сигтуну (1187) ( Аделунг. 1834). Легенда о вывозе новгородцами врат Сигтуны, неизвестная по рус. источникам, была распространена в Швеции. В 1616 г. Якоб Делагарди (1583-1652) писал о вратах, что «королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более что они были некогда взяты из Сигтуны» ( Коваленко. 1999. С. 207). Врата имеют западноевроп. происхождение. Изображения на них епископов Магдебурга (Германия) Вихмана (1152-1154; далее до 1192 архиепископ) и Плоцка (Польша) Александра (1129-1156; с мая 1154 архиепископ) дают основание полагать, что они были выполнены в Магдебургской мастерской для собора Успения Пресв. Богородицы в Плоцке ( Поппэ. 1976. С. 192-193). В связи с этим в совр. лит-ре их принято называть Магдебургскими по месту изготовления врат или Плоцкими по месту их первоначального пребывания ( Лазарев. 1947. С. 51; Поппэ. 1976. С. 191-200; Mende. 1983. S. 74-83, 151-161). Когда и при каких обстоятельствах врата из Плоцка попали в Новгород, остается неясным. В. Н. Татищев приводит сообщение из несохранившегося источника о появлении в 1336 г. в Софии «медных» дверей, которые архиеп. Василий Калика, «привезше из Немец, купи ценою великою» ( Татищев. 1784. С. 134; То же. 1965. С. 88). А. Н. Трифонова считает, что это сообщение можно отнести к М. в. ( Трифонова. 1996. С. 265). Присутствие М. в. в Новгороде фиксируется в русских источниках со времени пребывания на кафедре архиеп. Евфимия, т. е., с сер. XV в. (Там же. С. 258, 264). Основная часть рельефов М. в. датируется 1152-1154 гг.- временем епископства Вихмана и Александра ( Поппэ. 1976). Между тем на вратах есть вставки, выполненные русскими мастерами в разное время; они отличаются друг от друга и от древнейшей части по составу сплава ( Трифонова.

http://pravenc.ru/text/2561176.html

– Кто только входит сюда, ни один не выходит с печалью. – Я печалюсь о том. – говорю я – что я не видал и числе других учителей моего возлюбленнейшего Иоанна, епископа Константинопольского. – Ты говоришь об Иоанне, проповеднике покаяния? – спросил меня мой собеседник. – Да, о нем. – Человек во плоти не может увидать его: он предстоит престолу Божию...» 129.Жизнь одного отшельника. В другой раз рассказывал нам авва Афанасий слышанное им от аввы Афиногена, епископа Петрского. В той стране был столпник, и все, приходившие к нему, стоя внизу, разговаривали с ним, потому что у него не было лестницы. Если какой-нибудь брат говорил ему: «Желаю открыть тебе помысел». Он кротко отвечал: «Войди в кувуклию», – и сам сходил в другое отделение столпа. Таким образом, они могли беседовать друг с другом: столпник – сверху, а брат – снизу. И никто из стоявших тут посторонних не слышал их разговора. Со слов аввы Афиногена авва Афанасий о том же столпнике рассказал нам следующее: два пастуха, искренно любившие друг друга, много лет ходили к столпнику и всегда вместе. Однажды пришел один, тайно от другого. Долго он стучал в дверь, и старец не хотел отворить ему, так что тот, соскучившись, удалился. На обратном пути встретился ему друг его, шедший также к столпнику. Уговорил и первого вернуться с собой, чтобы вместе обоим побывать у старца. Постучались. Старец ответил, чтобы вошел только один второй. Войдя, тот начал умолять старца, чтобы дозволил войти и его приятелю. Но старец сказал, что не может принять его. На усиленные и долгие просьбы наконец ответил: «Бог отвращается от него, чадо, и я не могу принять его». Вернулись домой, и первый чрез два дня скончался. 130. Советы аввы Афанасия. Тот же авва Афанасий говаривал: отцы наши до самой смерти наблюдали воздержание и нестяжательность, а мы только расширяем чрево и кошельки. У отцов наших первая забота была о сосредоточенности в себе самом, а нас занимают горшки и рукоделия. Однажды, – продолжал авва Афанасий, – пришло мне на ум: что будет с теми, которые подвизаются и с теми, которые не подвизаются? Я пришел в восхищение, и некто, явившись, сказал мне: «Следуй за мною». Он привел меня в место, все озаренное светом, и поставил меня у врат. Красоты этих врат трудно описать. И мы слышали внутри врат бесконечное множество голосов, прославляющих Бога. Когда мы постучались, кто-то из бывших внутри врат, услышавший нас, спросил нас:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

В мае 1859 года ремонтировался каменный корпус Сретенского монастыря, где размещались братия и трапезная. Отец Виктор писал: «Краска на наружных стенах… полиняла, и штукатурка на них местами обвалилась; кровля же на сем корпусе, крашенная медянкой, от времени во многих местах почернела, и показалась на ней ржавчина; а потому признается необходимым штукатурку на означенных стенах исправить и самые стены окрасить желтым колером, а крышу починить и так же окрасить медянкой на масле. По примерной смете на вышепрописанный предмет потребно суммы 202 р. сер., а монастырской суммы в наличности находится до 14 000 р. сер.» . В главной церковной описи Московского заштатного Сретенского монастыря, созданной в 1856 году при архимандрите Викторе, сохранилось описание обители: «В Московском Сретенском монастыре находится два церковных здания: первое из них – соборная, в честь Владимирской чудотворной иконы Божией Матери, церковь – каменная, пятиглавая с крестами на главах железными, крашенными желтою охрою; на ней главы и кровля покрыты железом, крашенным на масле зеленой краской, на стенах снаружи, вверху, в клеймах, помещены изображения Господа и святых; внутри в алтаре и главном храме расписана изображениями святых живописью альфреско; пол выстлан лещадями. При сей церкви с правой стороны находится малый придел во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, внутри не расписанный; небольшая глава над сим приделом, с железным крестом, покрыта крашенным на масле железом. Второе церковное здание вмещает в себе церковь во имя святителя Николая Чудотворца с трапезой и при ней придел во имя всех святых. На сем здании одна глава, с железным крестом, покрашенная охрою на масле. В трапезе потолок расписан изображениями святых масляной краской. Прочая внутренность здания покрашена масляной краской. При сем здании каменная колокольня, одной главой, крытая покрашенным на масле железом» . Иконостас соборной церкви деревянный, пятиярусный, местами резной. Над царскими вратами находилась Владимирская икона Божией Матери в медной вызолоченной ризе. По правую сторону от царских врат располагались следующие иконы: Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, Успения Божией Матери, святителя Николая, на южных вратах был изображен архистратиг Гавриил, справа от южных врат – икона святого Феодора Стратилата . Слева от царских врат располагались иконы: Сретения Владимирской иконы Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, на северной двери был изображен архистратиг Михаил, слева от северных врат – икона святой мученицы Агафии .

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010