Те же три части знает игумен Саввинского монастыря Антиох, когда говорит о храмах, сожженных персами и восстановленных Модестом: Лобном месте, Св. Воскресении и «Честном доме (οκον) Св. Креста» – ведь и здесь ясно указан большой храм базилики, и малой церкви над Св. Гробом и Лобным местом. И потому, когда Аркульф говорит, что эти три части (при нем это уже церкви, т. е. здания с особыми стенами) соприкасаются, то нельзя или незачем понимать в смысле малого расстояния, а должно понимать буквально: за стеною часовни над Лобным местом была или начиналась западная часть базилики. И если прежде, во времена Сильвии, между Анастасисом и Лобным местом, была свободная площадь атриума, то в VII или VIII столетии, с постройкою большой ротонды, она также, быть может, соприкасалась с часовнею, сооруженной для покрытия Лобного места. Выяснив это основное обстоятельство, мы можем не анализировать и той реставрации в плане сооружений Модеста, которую представил Вогюэ: если схема этих сооружений, нехитро составленная в рукописях, нас не удовлетворяет (см. рис. 26), то и реставрация, доселе единственная, не имеет значения по своей произвольности. Свидетельства Епифания, монаха очевидца, составившего род путеводителя по Сирии, краткого, но содержательного и, по-видимому, точного, приобретают особое значение, благодаря замечательным комментариям русского ученого 183 . «Посреди святого Града, так гласит этот текст, находится святый гроб Господень, и вблизи гроба Лобное место, где распят был Христос, имеющее в высоту уступов или ступеней тридцать шесть. Внизу распятия находится церковь и гроб Адамов. По средине между ними (близ них) лежит сад Иосифа, а к северу от сада темница, где были заключены Христос и Варавва. Между темницею и местом распятия находятся врата святого Константина, в которых были найдены три креста, и над вратами алтарь, где лежит чаша, из которой Христос пил уксус и желчь». В.Г. Васильевский установил и общее положение построек над Св. Гробом во времена Епифания и выяснил точность и важность трех указаний его о месте: 1) сада Иосифа или бывшего атриума между храмом Св. Гроба (или Св. Воскресения) и базиликою Константина, 2) темницы Христовой, находящейся к северу от Голгофы и поныне (в северо-восточном углу нынешней церкви Св. Воскресения), там, где ее указывали уже в VIII–IX веках, и 3) врат Св. Константина, находившихся между (на линии с севера на юг) темницею и Голгофою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

текстом, содержащим призыв Христа веровать в свет и быть сынами света (Ин 12. 35-36); выбор этого текста, вероятно, подчеркивал не только следование завету Спасителя, но и исповедание истинной веры. Те же идеи передает пространная молитвенная надпись на большей части полей (опубл.: Иконы Успенского собора. 2007. С. 200-201; Преображенский. 2010. С. 296-297); она относится к 1700 г., но явно повторяет более ранний текст, который был воспроизведен на несохранившемся «окладе по полям чеканном со словами» (Описи. 1876. Стб. 301, 400, 588; Голубцов. Чиновники Московские. С. 245). Одним из доказательств древности надписи служит способ ее размещения, характерный для вкладных и гимнографических текстов на визант. иконах и произведениях прикладного искусства: с разделением на длинные и короткие строки, заполнением всех полей, кроме нижнего и нижней части правого; первоначальная надпись могла занимать все поля или дополняться на нижнем поле вкладным «летописцем», вероятно утраченным при поновлении 1700 г. или ранее. Содержание текста, начало к-рого напоминает текст исповедания истинной веры в духовной грамоте К. 1406 г., его выразительность и изощренность позволяют включить надпись в корпус лит. произведений митрополита (подробнее см.: Преображенский. 2001; Он же. 2010. С. 297-305). Частично ее текст почти дословно совпадает с текстом молитвы свт. Василия (Калики), архиеп. Новгородского, рядом с его изображением у подножия тронного образа Иисуса Христа на валике Васильевских врат новгородского Софийского собора (1335/36, Покровский (Троицкий) собор, г. Александров). Икона «Спас митрополита Киприана», очевидно, была создана после утверждения К. на митрополичьем престоле в 1390 г. и до его кончины (сент. 1406). Возможно, ее исполнил балканский или греч. живописец. Учитывая размеры иконы, насыщенность программы и обилие текстов, можно предположить, что она предназначалась для одного из митрополичьих Успенских соборов - владимирского или московского. Согласно надписи на правом и нижнем полях, дополнившей первоначальный текст молитвы, образ Спаса вместе с образом Пресв.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своём веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставясь почти до XIX века " царским богомольем " . Впрочем, не только " богомольем " была эта обитель, но и " заточеньем " - и тоже для представителей царского рода. Нельзя не сказать о достопримечательностях Троицкого собора, которыми являются медные створчатые врата, привезённые Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород. В южном входе помещены врата, снятые Грозным царём в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими - по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году). Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, " Весы духовные " ), и даже апокрифические ( " Китоврас с царём Соломоном " ). На среднем валике - изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: " Молит архиепископ Василий " . Сейчас высота врат - около трёх метров, ширина - один метр сорок сантиметров. Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укреплёнными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы. Предполагается, что врата эти были заказаны не позже XIV столетия для одного из тверских соборов. В Никоновской летописи имеется сообщение о вратах, выполненных по заказу епископа Тверского Феодора в 1343 и 1357 годах. Возможно, одни из них и есть врата, ныне установленные в Троицком соборе. Троицкий (Покровский) собор смотрелся при Иване Грозном гораздо " веселее " , нежели нынче.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года, когда по воле императора Петра I была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времён же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 15 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт. По народному верованию, Казанской иконе Богоматери молятся об избавлении от слепоты. Икона Казанской Богородицы участвует во всех крестных ходах в столице и сделалась общею святынею всей России. 22.10.Греческая-Андроникова Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковой. С древних времён она принадлежала к домашним святыням императора Андроника III Палеолога и в 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала 19-го столетия. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в г. Патрас. Пред смертью своею Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

И в том же месте домы Пилата, и Анны, и Каиафы и Кесаря...» 396 . Весьма трудно разобраться в этих крайне спутанных указаниях. Что это за лифостротон, место предательства Иуды? Если вместе с В. Г. Васильевским видеть здесь испорченность текста (нужно читать νθα παρδωκεν Πιλτος, а не οδας τν Κριον [там предал Пилат, а не Иуда, Господа]) и разуметь место претории Пилата, то что значит это направо? где нужно искать этот лифостротон? Он указывается здесь отдельно от св. Сиона, между тем дальше говорится о следах ног Спасителя, оставшихся с того времени, когда стоял Он на суде пред Пилатом, у алтарных врат св. Сиона; еще далее – претория отождествляется с Сионским храмом и, наконец, будто в одном и том же месте или, по крайней мере, на одной площади указывается дом Пилата (а не претория), дома Анны, Каиафы и Кесаря (?). В. Г. Васильевский , много поработавший над изучением этого памятника, пришел к такому выводу, что Епифаний мог знать предание о двух пунктах: его претория, может быть, занимала место Иродова дворца, а дом Пилатов был там, где прежде стоял дворец Маккавеев 397 . Насколько прав почтенный профессор, судить очень трудно. Вышеприведенный текст лучше всего говорит сам за себя, что всякая попытка к решению вопроса о месте претории по этому тексту должна ограничиться только предположениями. Если Епифаний действительно знал предание о жилище Пилата на месте древнего дворца Асмонеев, то не здесь ли должно искать и преторию Пилата? До этого времени мы не находим ни в одном памятнике отождествления претории со святым Сионом и, может быть, только великое значение этого храма, с местом которого соединялись самые древние христианские предания, было побуждением искать здесь и преторию Пилата. В чине богослужения в великий пяток, как изложен он в памятнике IX–X вв., открытом А. А. Дмитриевским , мы находим указания целого рода священных мест, на которых последовательно останавливался в этот день крестный ход священнослужителей, совершая евангельские чтения и пение антифонов на самых местах воспоминаемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Основную часть обширного комплекса реликвариев составляли уникальные серебряные золоченые ковчеги в виде саркофагов с выдвижными крышками, на к-рых помещены чеканные образы святых, чьи мощи в них хранятся. Создание этих ковчегов было начато при царе Борисе Годунове и его сыне Феодоре Борисовиче и продолжено при воцарении династии Романовых. Совр. исследователи связывают это деяние кон. XVI в. с грандиозными замыслами создания в Кремле храма Святая Святых. Опись 1680 г. перечисляет 35 подобных ковчегов. В наст. время 28 ковчегов 1598-1633 гг. хранятся в бронзовой раке, специально изготовленной для них на московской фирме Постникова в 1894 г. Тканевое убранство Б. с. сохранилось не полностью и до наст. времени дошло со значительными переделками. Особую ценность представляют праздничные пелены к иконам местного ряда с изображением Голгофского креста, выложенного серебряными золочеными дробницами, с резными и черневыми образами святых и праздников, облачения гл. обр. XVIII в. Частично сохранился комплекс светильников XVII-XIX вв. Уникальными произведениями рус. искусства XVI в. являются зап. и сев. двери собора. Они выполнены в древней технике «золотой наводки», продолжая т. о. ряд памятников домонг. (врата Рождественского собора в Суздале) и новгородского искусства XIV в. (Васильевские врата, 1336). Программа их изображений теснейшим образом связана с системой убранства собора и его значением. Сохранились предметы церковного убора из придельных церквей Б. с. Иконостасы приделов были выполнены, вероятно, вскоре после их возведения в 60-х гг. XVI в. Их убранство, состоящее из серебряных золоченых басменных окладов, а также из серебряных окладов с эмалевым узором по скани, представляет особый интерес как уникальное убранство рус. высокого иконостаса, сохранившееся почти полностью. Е. А. Моршакова Б. с. в церковном обиходе рус. вел. князей и царей

http://pravenc.ru/text/149295.html

Они же претяху ему глаголюще: «Аще не повеси право, то злою смертию умрети имаши, где еси обрел сноп класен не во время жатве». Он же рече им: «Аз не убоюся смерти вашея; аз бо во истинну обретох благодать. Да аще хощете разумети истинну от мене, приведу к вам пришедшая ко мне человеки. Яко быша на ниве моей, и аз орах, они же пришедше со страны и просиша у мене хлеба. Аз же им рекох: поблюдите рала моего и волу; аз шед во град и принесу вам. И яко аз придох на ниву мою и принесох им хлеб, и обретох пшеницу созревшу, и бысть клас. Аз же то видех чюдо и молихся им, дабы почили в дому моем. И аще хощете их видети, пождите ту, они бо почивают в дому моем, и аз приведу их к вам». И тако отиде от них. И приде дьявол всея в сердца старейшинам, и собрашася вси, глаголюще друг ко другу: «О горе нам! сии человецы от Галилеян суть и оскверняют человецы; от ереси Назарянина суть, и разлучают мужа от жены, а жены от мужей. Дабы не вошли в град наш!» Инии же глаголаху: «Токмо пять мужей; да шед убьем их». Ини глаголаху: «Мы слышахом, имеют учителя глаголемаго Исуса, и что хотят, то и творят, и его же просят, и послушает их. И егда прогневаем я, то погубят град наш без останка, или потоп наведут на град наш. И что сотворим человеком сим?» Един же от них исполнися ереси и рече им: «Аще хощете, послушайте мене; и не дадим влести им во град наш». Они же глаголаша ему: «Что имаши сотворити?» Он же рече им: «Слышите о человецех сих, яко ненавидят женска полу: да послушайте мене, обрящете блудницу добрейшу паче всех, и ту поставим посреде врат градных нагу, и украсим ю бисером и помажем главу ее мастию. Они же воззревше на ню и погибнут и не внидут во град наш». Они же скоро обретоша жену любодейцу и сняша с нее одежу, и украсиша ю златом и бисером, яко научени быша, и поставиша ю посреде врат градных, удуже хотяще внити апостоли. И приближишася ко вратом апостоли, и уведяша жену нагу и разумевше духом святым. И рече Андрей: «Видите ли, братия, како вниде сотона в сердце жене сей, да хощет нас искусити? И повелите ми, да пожню ее вашими молитвами».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

П. собр. р. лет. 3. 57, 103, 131; 4. 203 Ник. лет. 3. 69, 175, 211, 213 Псковская летопись рассказывает, что когда псковичи в 1420 г. решились обить свой Троицкий собор свинцовыми досками, то хотя они нашли для этого какого-то мастера Феодора с его дружиною, но такого человека, который бы умел отливать самые доски свинцовые, не нашли ни в Пскове, ни в Новгороде. Они обратились было к немцам в Юрьев, но немцы не дали своего мастера. И уже митрополит Фотий прислал мастера из Москвы, который, научив Феодора приготовлять свинцовые доски, сам возвратился в Москву (П. собр. р. лет. 5. 23 П. собр. р. лет. 2. 196, 222–223 П. собр. р. лет. 3. 78, 79; 7. 209, 210 Ник. лет. 3. 180–181 Карамз. 4. 172. Прим. 372 П. собр. р. лет. 3. 231; 8. 65, 72 Ник. лет. 4. 257 Карамз. 5. Прим. 254 под годами 1395, 1399, 1405 П. собр. р. лет. 5. 257; 6. 135, 138; 8. 81 Ник. лет. 5. 14 Известны и другие церкви, которые были расписаны: а) в Любомли, на юге России — церковь святого Георгия (Собр. лет. 2. 222 б) в Твери — Спасский собор (Ник. лет. 3. 89, 192 в) в Пскове — церковь Васильевская (Собр. лет. 4. 193 г) в Руссе — в Спасском монастыре (3. 114 д) в Новгороде — церковь Иоанна Богослова и в монастырях: Молотковском, Деревяницком, Вяжицком и др. (3. 133, 227, 239 Послан. Епифания к прп. Кириллу в Правосл. собеседн. 1863. 3. 323–328 Иосиф. Волок. Сказан. о св. отцах в Чтен. Моск. истор. общ. 1847. 7. Отд. 4. 12 П. собр. р. лет. 6. 138 Стоглав. Гл. 41 Ему приписываются: 1) образ Живоначальной Троицы, чудотворный, стоящий по правую сторону царских врат в Троицком соборе Сергиевой лавры (Сказание о иконописцах при рукописн. подлинниках, напеч. Сахаров. в Исследов. о русск. иконопис. Кн. 2. Прил. с. 14 2) три иконы в коломенском Богоявленском соборе и 3) икона Успения Богоматери в селе Федоровском Московской губернии (Иванчин-Писарев. Прогулка по древн. Коломенск. уезду. С. 67, 150. М., 1840 Немногие фрески Рублева письма сохранились в Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире на Клязьме (Доброхотов. Памятн. древн. во Владим. на Клязьме. С. 49–50, 147 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Насчет отправки мне литературных новостей, поручи и другим узнавать обо всех едущих за границу, чтобы не пропускать никаких случаев переслать мне. Я бы советовал тебе особенно посоветоваться с кн Вяземским и Россети, каким бы образом устроить так, чтобы курьеры могли брать мне все новые журналы. Князь Вяземский очень хорош с графиней Нессельрод, а Россети может подвигнуть В. Перовского похлопотать, который, по своему доброму расположению ко мне и вообще по своей доброй душе, сделает от себя, что сможет. Князю Вяземскому ты можешь дать, если он того пожелает, просмотреть мои письма, не пропущенные цензурою. Он — человек умный, и его замечания мне будут особенно важны. Кроме того, что его ум способен соображать многое л видеть степень полезности у нас многих вещей, он, я думаю, еще более пополнел и стал многосторонней и осмотрительней со времени разных внутренних событий и тяжелых душевных потрясений, проясняющих взгляд человека, которые случились с кн Вяземским в последнее время. Вообще я бы советовал тебе сойтись с ним теперь поближе; мне кажется, вы теперь более друг друга оцените и поймете, а мое дело, или, лучше, дело моей книги, будет хорошим для того предлогом. Может быть, и он как-нибудь придумает с своей стороны способствовать к тому, чтобы были прочитаны и пропущены цензурой высшею остальные письма. Но да благословит тебя бог как в сем деле, так во всех других, и да вразумит, как разумней и лучше действовать во всем. На это письмо не позабудь отвечать и не позабудь также выставлять всякий раз, на какое именно письмо отвечаешь, то есть от которого месяца и числа писанное. Затем обнимаю тебя. Прощай. Твой Г. Поздравляю тебя с наступающим новым годом и от всей души желаю, чтобы он весь исполнен был небесной благодати для твоей души. На обороте: St. Pétersbourg. Russie. Г. ректору С. П. Бургского императорского университета его превосходительству Петру Александровичу Плетневу. В С.-Петербурге, на Васильевск острове, в университете. Иванову А. А., 31 декабря ст. ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Петропавл.-Соломен., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Старчицкий, Мин. г., I, 359. Петропавл.-Серектин, Сереткин или Сироткин, Пск. г., I, 358. Печенгская-Спасск., Волог. г., II, 1053. Печенгский-Новый-Кольский, II, 1284. Печеницкий-Стародубский, II, 1326. Печенский-Спасо-Преображ., Волог. г., II, 1054. Печерская-Киевская, II, 871. Печерский-Вознес.-Нижегор., II, 1055. Печерский – Молчанский – Путивльский, II, 934. Печерский-Успен.-Псковский, I, 398. Печеры Новые Успен. – Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Пивский-Городищенский, Киевской г., II, 1056. Пинский-Богоявл.-Братский, I, 71. Пирогова, Новг. г., II, 1213. Пичерская – Казан.-Богород.-Жадовск., Симб. г., I, 240. Пищугова или Пищеговская, Влад. г., II, 961. Плескова или Плесская-Никол., Пск. г., II, 962. над Плесом Спасо-Преобр., Костр. г., II, 1165. Плесская-Ильин., Туль. г., II, 823. Плотинский – Евфимиев – Новгородский, I, 188. Площанская-Богор., Орл. г., II, 1057. Подгородная-Геронтиева-Влад., Каз. г., I, 459. Подгородный-Богосл.-Хлынов., Вят. г., II, 661. Подгорский – Пушкаровский – Ладинский, Полт. г., II, 1071. Подлесская-Николаев., Смоленской г., II, 1100. в Подлесье Николаев. – Сендегская, Костр. г., II, 963. Подлютовский, Новг. г., II, 741. Подольный-Успен.-Николаев., Волог. г., II, 1058. Подольский-Петропавл.-Киевск., I, 357. Покров.-Авраамиев-Чухлом., II, 597. Покров.-Аграфенинск., Ряз. г., I, 3. Покров.-Балахнинский, II, 1061. Покров.-Болдинский-Астрах., II, 1068. Покров.-Васильевск., Нижег. г., I, 371. Покров.-Верхотурский, I, 372. Покров.-Воронежский, II, 1060. Покров.-Высоцкий-Боровский, II, 754. Покров.-Глушицкий, Волог. г., II, 766. Покров.-Данковский, II, 1063. Покров.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Покров.-Зверин-Новгородск., II, 806. Покров.-Краснослободский, II, 1062. Покров.-Кукарский, Вят. г., II, 1069. Покров.-Кукоцкий, Влад. г., II, 1070. Покров.-Ладинский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Макошинск., Черн. г., II, 1073. Покров.-Нерлинский, Влад. г., II, 1072. Покров.-Озерский или Озеретцкий, С.– Петерб. г., II, 1067.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010