Особый интерес представляет собой изображение сцены вознесения Богоматери на небо в композиции снетогорской росписи. Этот мотив, выделившийся в западной иконографии в самостоятельную сцену, является чрезвычайно редким в древнерусском искусстве, хотя и знаком по иконам «Успения» из Десятинного монастыря, «Голубому Успению», иконам из Кирилло-Белозерского монастыря и московского Успенского собора (последние три иконы датируются 1-й пол. XV в.) клеймам Васильевских врат 1336 года. На снетогорской фреске возносящаяся Богоматерь окружена ореолом, поддерживаемым ангелами, а на новгородской иконе из Десятинного монастыря ангел возносит спеленутую душу Богородицы на небо, изображенное в виде сегмента, и там другой ангел готовится ее принять. Иконография фрески уникальна еще и тем, что здесь же помещен сюжет с вручением пояса апостолу Фоме, который изображен рядом с возносящейся Богородицей, что послужило примером для указанных памятников XV столетия. Особую популярность сложные изводы «Успения» с Вознесением, Перенесением тела Богородицы, Положением ризы получили в сербской живописи XIII–XIV веков в росписях Старо Нагоричино, Грачаницы, Печ, Жича, Маркова монастыря. 96. Успение. Богоматери. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Снетогорская роспись является одним из самых ранних примеров включения в сцену Успения апокрифического сюжета об отсечении рук Афонии. Впервые этот мотив появляется в клейме «Перенесение тела Богородицы» на Суздальских вратах, датируемых 1230-ми годами. Фигура ангела с мечом и Афонии помещены на первом плане фрески перед ложем Богоматери, что станет характерным для памятников XIV–XVI веков, особенно псковской школы. Сцена Успения Богоматери, разработанная со всеми подробностями в иконографии XIV столетия, становится своего рода апофеозом евангельской истории и торжественным завершением праздничного цикла русского высокого иконостаса. Основные иконографические типы персонального изображения Иисуса Христа Предлагаемый краткий обзор евангельской иконографии в древнерусском искусстве не может претендовать на полное исследование типов изображения Христа и Богоматери, для чего требуются специальные монографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

В русских памятниках этот сюжет известен начиная с фрески на стене жертвенника Софии Киевской, посвященной Ярославом Иоакиму и Анне в память его жены и матери. «Рождество Богоматери» – иконография этого сюжета сложилась на основе рассказа евангелия Иакова и «Жития Богородицы». Изображения на этот сюжет известны с раннехристианского времени. Сцена, как правило, входит в состав росписей богородичного цикла, известна во многих отдельных иконах и в клеймах житийных икон Богоматери. Композиция «Рождества» становится классической в памятниках X–XI веков и иллюстрирует слова Протоевангелия Иакова: «После явления ангелов настал день родить и роди Анна и рече бабы что родих, она же рече: женеск пол и даст сосец отроковици и нарече имя ей Мария». 15. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Псковская икона. XVI в. В классической византийской иконографии (мозаики Дафни, София Киевская, XI в.) обычно в центре изображается полулежащая фигура Анны на ложе; Анна одета в красные одежды. Перед ней изображают служанок с сосудами в руках. Количество служанок увеличивают от веках до пяти-шести в более позднее время. В нижней части композиции помещается сценка купания младенца Марии. В изобразительном искусстве эта бытовая, жизненная история передается всегда с жанровыми подробностями. С XIV века этот краткий извод обогащается изображением Иоакима, который в ожидании сидит в стороне от Анны («Рождество», ГТГ, Новгородская школа, XIV в.). В XV–XVI веках Иоаким представлен молящимся: например, на пластине Васильевских врат (XVI в.). Иногда этот мотив становится отдельной композицией – «Моление Иоакима». В пандан ему, с другой стороны от возлежащей Анны, часто помещают «Моление Анны»: Анна стоит в саду, молитвенно сложив руки, к ней слетает ангел с благой вестью. 16. Рождество Богоматери Мозаика. XI в. Церковь Успения в Дафни. В XVI веке и позже излюбленным у иконописцев становится мотив «Ласкание родителями младенца Марии». Описание композиции сложного извода можно сделать по списку Сводного иконописного подлинника XVIII века Г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

События после утверждения монастырских штатов и нынешнее состояние монастыря (1874 год) По введении в действие монастырских штатов в 1764 году, замечательными событиями в отношении к монастырю были: 1) генеральное межевание земель 1773 года, во время котораго обмежеваны монастырскии дачи, с выдачею на оныя планов и межевых книг, и тем самым приведены в определенныя границы, существующия теперь; 2) назначение монастырю, в 1797 году, по Высочайшему повелению, каждогоднаго милостыннаго подаяния в количестве 300 рублей ассигнациями; 3) отмежевание во владение монастыря водяной мукомольной мельницы о 2-х поставах на реке Каменке при селе Киболе; 4) отвод монастырю рыбной ловли при селе Гнездилове в 1801 году, и 5) отчисление, в 1865 году, в ведение Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря, церкви всех Святых что у креста, с приделом во имя Святителя Николая, которая прежде приписана была к Васильевскому монастырю. В настоящее время Васильевская обитель представляется нам в следующем состоянии: внутри монастырской ограды, ближе к северной ея стене, против святых врат, возвышается каменный соборный храм во имя Святителя Василия Великаго, вышиною 8 , длиною 9 и шириною 5 сажен и 1 арш., крытый железом, об одной главе с вызолоченным крестом. Алтарь - троечастный, разделенный двумя поперечными стенами и арками. Окна - с дугообразными перемычками; двери - с трех сторон. Между храмом и каменною колокольнею находится такая же паперть, над которою устроена ризничная палатка, крытая железом, где, кроме церковных облачений и утвари, помещаются библиотека и архив. Колокольня - о трех ярусах, вышиною 10 1/2 сажен. Внутреннее устройство церкви следующее: св. алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами; стены и своды в нем украшены живописью. Предалтарный иконостас пятиярусный, устроенный в древнем стиле, резной, вызолоченный по полименту. В нем иконы древния, несколько поновленныя; между ними замечательны искусством работы и украшением четыре местныя, именно: Спасителя, Богоматери Иверская и Владимирская и Святителя Василия Великаго. Купол храма, с сквозным восьмигранным фонарем, поддерживается двумя каменными столбами; с одной стороны их находятся клиросы, а с прочих трех сторон - иконы в резных киотах, вызолоченных на полимент; сверху эти столбы украшены стенным писанием. Стены и своды храма покрыты красками. Вообще, внутренность храма отличается благолепием. На колокольне - 6 колоколов; весу во всех их до 170 пудов. Внизу колокольни, над входом в паперть, в нарочито устроенном месте, поставлена большая икона в виде треугольника, писанная на железе, с изображением Богоматери, святителей - Василия Великаго, Митрофана Воронежскаго и священномученика Харалампия, молящихся Христу Спасителю; а под иконою - надпись: Богу, дивному во Святых Своих.

http://sobory.ru/article/?object=01826

Архив Пн Русской Православной Церкви передан древнейший на Руси список Иверской иконы Божией Матери 6 мая 2012 г. 17:40 6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Московском Новодевичьем женском монастыре состоялась церемония передачи Русской Православной Церкви почитаемой Иверской иконы Божией Матери. Древнейший на Руси список Иверского образа, принесенный с Афона в 1648 году (празднование 13/26 октября), с 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьей обители. После закрытия монастыря икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. Торжественную встречу святыни у врат обители возглавили председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России В.В. Путин , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом от Преображенской надвратной церкви в Смоленский собор и установлена на солее. Обращаясь к многочисленным верующим, В.В. Путин отметил, что с чувством радости передает Русской Православной Церкви икону, которая «сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков». В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу правительства за то, что верующие отныне получат возможность молиться перед чудотворной Иверской иконой. «Хотел бы объявить, что первое народное моление перед этим образом состоится 24 мая, в час дня, на Васильевском спуске, где особым народным молебном мы откроем церковно-государственный праздник — День славянской письменности и культуры», — сказал Святейший Владыка, призвав верующих прийти в этот день на Васильевский спуск и принять участие в соборной молитве. Далее перед Иверской иконой был совершен молебен. За богослужением пел хор Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой).

http://patriarchia.ru/db/text/2204029.ht...

Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол. На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей, и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава). Верхний фрагмент иконы Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же в виде фигурки обнаженного юноши. Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в.; клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335–1336 гг.). Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника» Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат). Вероятно, из иллюстраций рукописей эта сцена проникла в монументальную живопись поздневизантийского периода. Так, в росписи Григориевой церкви Софии Охридской, XIV в., обширный цикл канона располагается непосредственно под композицией Страшного суда   В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе, и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли изображают полуобнаженную женщину – олицетворение земли; ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей – воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

текстом, содержащим призыв Христа веровать в свет и быть сынами света (Ин 12. 35-36); выбор этого текста, вероятно, подчеркивал не только следование завету Спасителя, но и исповедание истинной веры. Те же идеи передает пространная молитвенная надпись на большей части полей (опубл.: Иконы Успенского собора. 2007. С. 200-201; Преображенский. 2010. С. 296-297); она относится к 1700 г., но явно повторяет более ранний текст, который был воспроизведен на несохранившемся «окладе по полям чеканном со словами» (Описи. 1876. Стб. 301, 400, 588; Голубцов. Чиновники Московские. С. 245). Одним из доказательств древности надписи служит способ ее размещения, характерный для вкладных и гимнографических текстов на визант. иконах и произведениях прикладного искусства: с разделением на длинные и короткие строки, заполнением всех полей, кроме нижнего и нижней части правого; первоначальная надпись могла занимать все поля или дополняться на нижнем поле вкладным «летописцем», вероятно утраченным при поновлении 1700 г. или ранее. Содержание текста, начало к-рого напоминает текст исповедания истинной веры в духовной грамоте К. 1406 г., его выразительность и изощренность позволяют включить надпись в корпус лит. произведений митрополита (подробнее см.: Преображенский. 2001; Он же. 2010. С. 297-305). Частично ее текст почти дословно совпадает с текстом молитвы свт. Василия (Калики), архиеп. Новгородского, рядом с его изображением у подножия тронного образа Иисуса Христа на валике Васильевских врат новгородского Софийского собора (1335/36, Покровский (Троицкий) собор, г. Александров). Икона «Спас митрополита Киприана», очевидно, была создана после утверждения К. на митрополичьем престоле в 1390 г. и до его кончины (сент. 1406). Возможно, ее исполнил балканский или греч. живописец. Учитывая размеры иконы, насыщенность программы и обилие текстов, можно предположить, что она предназначалась для одного из митрополичьих Успенских соборов - владимирского или московского. Согласно надписи на правом и нижнем полях, дополнившей первоначальный текст молитвы, образ Спаса вместе с образом Пресв.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Опись церковному имуществу есть, сделана в 1802 году, скреплена Устюжского Духовного правления присутствующим Прокопьевского Собора протоиереем Василием Аленевым и утверждена печатью означенного правления. 1853 года имеются. Приходная книга о суммах обычной и церковной за шнуровкой и печатью Устюжского Духовного правления дана в 1828 году, а расходная о таковых же суммах дана в 1815 году. Ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с исторических книг от 1780 года хранятся в целости. В обыскной книге, выданной за шнуровкой и печатью устюжского Духовного правления в 1827 году и скрепленной присутствующим онаго Правления Успенским Протоиереем Иоанном Жаворонковым писаных листов 27, неписаных остается 25». Имеется в архиве «Приходная книга Шасской Васильевской церкви», начата в 1828 год, окончена в 1843 год на 94 листах. 1831 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов - 15, муж. - 41, женс. - 54) - находится близ церкви, препятствий нет. 1843 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов 16, муж. - 44, женс. - 60) , близ церкви. 1843 год, в деревне Томашево экономического ведомства крестьян (дворов 8, муж. - 18, женс. - 25), в четырех верстах от церкви. Итого по деревням 262 дворов, м. 865, ж. 990. Раскольников и иноверцев нет. Расположение икон в церкви. На горним месте икона Божией Матери, по правую сторону онаго икона Воскресения Христова и икона Рождества Христова. По левую: икона Соборъ Архангела Михаила. За жертвенником икона Божией Матери. Весь вышеуказанный ряд икон писан красками. Иконостас столярной работы, выкрашенный голубой краской, приличные места и резьба вызолочены в нем. Царские врата золоченые, резные, в них на небольших вставленьях написаны красками иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и Четыре Евангелиста. Над царскими вратами «Гладком позолоченным изображен в виде Голубя – Дух Святой, резной, посеребряный». Местные иконы. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя (венец серебряный, золоченый), икона святителя Николая Чудотворца (с чудесами, венец серебряный, золоченый, за стеклом).

http://sobory.ru/article/?object=12656

Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года, когда по воле императора Петра I была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времён же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 15 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт. По народному верованию, Казанской иконе Богоматери молятся об избавлении от слепоты. Икона Казанской Богородицы участвует во всех крестных ходах в столице и сделалась общею святынею всей России. 22.10.Греческая-Андроникова Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковой. С древних времён она принадлежала к домашним святыням императора Андроника III Палеолога и в 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала 19-го столетия. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в г. Патрас. Пред смертью своею Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

26 апреля/9 мая 2002 г. Четверг Светлой седмицы. Поминовение усопших воинов. Правило и служба совершались в Трапезном храме. После литургии был крестный ход вокруг храма Всех Русских Святых, затем зашли в Васильевский храм за хоругвями, вышли из Святых врат и чинно строем направились к братской могиле в парк. Вышли почти все насельники и насельницы. В парке находились школьники, сельский народ с красными флагами, на сцене перед братской могилой пели какие-то женщины, ветераны сидели на сцене. Батюшка запретил пение на сцене. Отслужили заупокойную литию по погибшим. Потом братия спела несколько народных и церковных песен. Пожилые селяне внимательно слушали, одобряя пение. Многие плакали, когда пели «Черный ворон». Батюшка Зосима сказал приветственное слово, поздравил ветеранов, вдов. Говорил о том, что «нужно не плясать с бубнами на костях, а петь «Вечную память.» Вот встретились две эпохи здесь – памятник погибшим воинам, скорбящая мать – память о прошедшей войне – и крест, поставленный ныне. Вот так надо, не рушить, а созидать, дополнять. Какой хороший гимн был «Союз нерушимый республик свободных навеки сплотила Великая Русь» (дальше его испортили этим бесом Лениным) – не бандеровская Украина, а Святая Киевская Русь... Обойдите сегодня монастырь, посмотрите, как спасаются люди, порадуйтесь». Потом опять все шли крестным ходом вокруг монастыря (снаружи), на 4-х сторонах читали пасхальные Евангелия, служили молебен. Во время шествия пели Пасхальный канон. Было очень радостно, чувствовалось единение, единая семья. И с мирянами нашли общее. Ветеранов поздравили подарками, куличами и пасхами. Во время пения монахов многие пожилые люди плакали. Снимало этот праздник Донецкое ТВ. Вернулись в обитель через Святые врата, оставили хоругви в Васильевском храме и строем пошли на трапезу. За трапезой батюшка благодарил за крестный ход: «Пусть мирские тоже видят духовную красоту; что-то да останется в их сердцах... женщины платочками утирались, дрогнуло их сердце... После моей смерти всегда ходите на братскую могилу служить панихиду.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поспите, отдохните, чтобы эти ночи провести в молитве. Впереди три ночи бодрствования – Страстей, Погребения, Воскресения. Не перемолитесь! Чередуйте: труд – отдых. Чтобы радостно, легко, благодатно было, как во время чтения Великого покаянного канона («стояние Марии Египетской» совершали ночью). Готовьтесь к священному Таинству. Как приготовитесь, такая и благодать». 19 апреля/2 мая 2002 г. Великий Четверток. Утром правило, акафист ко причащению, литургия. Пели «Вечери Твоея тайныя». Все в храме причащались, чувствовалось единение всей Церкви. После трапезы был отдых. В 14 часов начался чин омовения ног возле Святых врат перед Васильевским храмом. Омовение совершал батюшка Зосима, Евангелие читал иеродиакон Феодосий. В чине участвовали игумены Савва и Хрисанф, иеросхимонах Лазарь, иеромонахи Лаврентий, Иона, Иов, Феофан, Никодим, Спиридон, Никон, Фаддей, игумен Кукша. Слова апостола Петра читал игумен Савва. Батюшка уже не мог ходить, поэтому священников поочередно подводили к нему, и он омывал ноги. В 24 часа (с четверга на Великую Пятницу) в обители совершалась служба с чином чтения 12-ти страстных Евангелий. Половина Евангелий была прочитана в Свято-Васильевском храме, а затем с пением прокимна «Разделиша ризы Моя» молящиеся пошли крестным ходом в храм Всех русских святых. Шли все в тишине, неся зажженные свечи. Погода была безветренная, поэтому свечи не гасли. В начале шествия шли хоругвеносцы, затем певчие (они весь крестный ход пели прокимен), затем священники несли крест, а потом все молящиеся строем. Трудно описать чувство, тронувшее сердца людей. Каждый в меру своих возможностей прикоснулся к тайне Христовых страданий. Служба прошла молитвенно, очень торжественно. В Трапезном храме пропели светилен «Разбойника благоразумного» (пели по очереди сестры и братия). На «Хвалитных стихирах» так же чинно, как и шли, вернулись в Васильевский храм. Там прочитали последнее Евангелие и закончили службу к пяти часам утра. Батюшка произнес краткую проповедь: ... «Господь долготерпит. Нас давно растоптать пора за наше нечестие. Но Он ждет нашего покаяния. Как благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем....» «Сегодня же будеши со Мною в рай.» Вот плод долготерпения Божия. И нам, Господи, дай терпения, когда изнемогать будем, помоги до конца все претерпеть и войти в Царствие Небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010