У Святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви торжественно встречали наместник Свято-Васильевского мужского монастыря схиархминдрит Алипий (Бондаренко), настоятельница Свято-Николаевского монастыря игумения Анна (Морозова), братия и сестры двух обителей, а также около 10 тысяч богомольцев. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Храм, заложенный в 2002 году, построен по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — в соответствии с завещанием схиархимандрита Зосимы (Сокура), который уповал на то, что главный храм обители освятит Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи, сопровождающие Его Святейшество в пастырской поездке по Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и собор иерархов Украинской Православной Церкви. По освящении собора митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с приветственным словом, а наместник монастыря схиархимандрит Алипий преподнес в дар Святейшему Владыке образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — келейную икону схиархимандрита Зосимы (Сокура), а также подарочное художественное издание об истории Никольского Васильевского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в этот день в обители с Первосвятительским словом и поблагодарил присутствовавших на богослужении В.Ф. Януковича и В.Л. Нусенкиса за помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви также передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери. Его Святейшество в сопровождении архиереев посетил часовню на месте погребения схиархимандрита Зосимы (Сокура), где было совершено краткое заупокойное богослужение и пропета «Вечная память» основателю монастыря. Затем состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с братией и сестрами монастыря, во время которой Предстоятель Русской Православной Церкви на молитвенную память о посещении обители подарил икону святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://patriarchia.ru/db/text/707961.htm...

У Святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви торжественно встречали наместник Свято-Васильевского мужского монастыря схиархминдрит Алипий (Бондаренко), настоятельница Свято-Николаевского монастыря игумения Анна (Морозова), братия и сестры двух обителей, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери: храм был заложен в 2002 году по завещанию основателя обители и был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи, сопровождающие Его Святейшество в пастырской поездке по Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и собор иерархов Украинской Православной Церкви. По освящении собора митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с приветственным словом, а наместник монастыря схиархимандрит Алипий преподнес в дар Святейшему Владыке образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — келейную икону схиархимандрита Зосимы (Сокура), а также подарочное художественное издание об истории Никольского Васильевского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в этот день в обители с Первосвятительским словом и поблагодарил присутствовавших на богослужении В.Ф. Януковича и В.Л. Нусенкиса за помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви также передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери. Его Святейшество в сопровождении архиереев посетил часовню на месте погребения схиархминадрита Зосимы (Сокура), где было совершено краткое заупокойное богослужение и пропета «Вечная память» основателю монастыря. Затем состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с братией и сестрами монастыря, во время которой Предстоятель Русской Православной Церкви на молитвенную память о посещении обители подарил икону святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://pravoslavie.ru/31405.html

vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери Село Новое. Троицкий храм В Троицкой церкви села Новое сохранился роскошный барочный иконостас и образцы монументальной настенный живописи. Церковь, возведенная в 1776 году, замечательна еще и тем, что даже во времена гонений на веру богослужения в ней не прекращались. Вместе с жителями села и волонтерами Фонд занимается облагораживанием территории храма и заменой ветхой церковной ограды на новую. Также специалисты разрабатывают проект реставрации главного украшения исторической ограды – Святых врат, являющихся образцом раннего классицизма. vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Интерьер Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области Село Васильевское. Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери Храмовый комплекс села Васильевское состоит из двух церквей. Церковь Всемилостивого Спаса была построена в 1733 году. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Храм всегда был действующим и не закрывался даже в самые суровые годы гонений. Именно в нем сейчас находится Казанская икона Божией Матери, чудесным образом спасенная во время закрытия церкви в селе Курба. Пятиглавый летний храм Смоленской иконы Божией Матери воздвигнут в 1793–1804 годах. Внутри него сохранился резной барочный иконостас XVIII века, недавно отреставрированный. Стены храма украшают росписи конца XIX столетия, имитирующие лепнину. vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.ru/141938.html

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. При архиеп. Новгородском Макарии (кон. 20-х - 30-е гг. XVI в.) В. в. были перенесены в придел Софийского собора во имя святых Гурия, Самона и Авива, отремонтированы и переделаны. прямоугольное завершение заменили на полукруглое, древние пластины (напр., Сошествие Св. Духа; «Царь Давид порази Голиафа») - на новые, нек-рые были добавлены (4 пластины вверху и образы святых Гурия, Самона и Авива ). В сюжетах дополнительных пластин (Моления праведных Иоакима и Анны, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, святые Гурий, Самон и Авив) подчеркивалась тема Рождения Спасителя, благословения брака и семьи, что, очевидно, было связано с «молением о чадородии» - ожиданием наследника в семье вел. кн. Василия III Иоанновича. Техника исполнения новых пластин была иной: черневой рисунок фигур процарапывался по золотому фону. стиль изображений, по мнению М. В. Щепкиной, отличался от древнейших пластин и был близок миниатюрам макариевских лицевых рукописей. Вероятно, после присоединения Вел. Новгорода к Москве техника и декорация В. в. оказали влияние на рус. искусство и традиции храмового убранства, послужили образцом для церковных дверей Успенского (нач. XVI в.) и Благовещенского (сер.- 2-я пол. XVI в.) соборов Московского Кремля, а также Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (кон. XVI в.). После 1570 г., по-видимому, уже в Александровской слободе, В. в. были дополнены новыми изображениями: на валике ниже фигур Спасителя и Богородицы появилась фигура небесного покровителя царя Иоанна IV Грозного - св. Иоанна Предтечи (тип «Ангел пустыни»). Возможно, тогда же было добавлено изображение Св. Троицы на центральном валике, хотя Лазарев склонялся к мнению о появлении его в 60-х гг. XVII в. в связи с переосвящением храма. Ист.: НПЛ. С. 347; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. М., 1925. С. 91. Лит.: Мурзакевич Н. Н. Васильевские двери в г. Александрове//ЖМНП. 1837. 10-12; Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси, XIV-XVI вв. М., 1976; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в. М., 1992; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 297-326; Макарий, архим. Васильевские врата//Макариевские чтения: Русская культура XVI в.- эпоха митр. Макария: Мат-лы Х Российской науч. конф., посвященной памяти свт. Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 111-117.

http://pravenc.ru/text/149823.html

vk fb tw ok @ g+ lj Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века vk fb tw ok @ g+ lj Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского. vk fb tw ok @ g+ lj Псков, середина XIV века, Эрмитаж vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул vk fb tw ok @ g+ lj Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Икона конца XV в., Музей Рублева vk fb tw ok @ g+ lj Икона середины XV века, Государственный Русский музей vk fb tw ok @ g+ lj Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции vk fb tw ok @ g+ lj Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния vk fb tw ok @ g+ lj Конец XIX века, частное собрание vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века vk fb tw ok @ g+ lj Двустороняя икона-таблетка, конец XV-haчaлo XVI века, Новгородский музей

http://pravoslavie.ru/51034.html

Иконография первого вида (образ Бога Сына с двумя ангелами) есть, — подчеркнем это еще раз, — изображение (причем почти “приточного”, по древнерусскому выражению, характера) только сцены “Гостеприимства”— не более. Именно так это изначально понималось и на Руси, о чем свидетельствует одно из “Слов” свт. Кирилла Туровского (XII в.), где Христос обращается к апостолу: “Веруй Ми, Фомо, и познай Мя, якоже Авраам, к нему же под сень с двема ангелом придох, и той, познав Мя, Господа Мя нарече” 20 . Такого рода изображений “Гостеприимства” сохранилось немало и в древнерусском искусстве: можно указать хотя бы пластины врат собора Рождества в Суздале (1230–1233 гг.); пластины Васильевских и Тверских врат (XIV в.); ряд резных и гравированных панагий XV в.; икону Троицы из Ростова Великого (XV в.) в собрании Третьяковской галереи; шитый покровец (ок. сер. (?) XV в.), в собрании Сергиево-Посадского музея 21 . Для всех них характерно наличие крещатого нимба только у центрального ангела и отсутствие “клавов” у боковых (а иногда и у всех трех) ангелов. Илл. 2. Святая Троица. Около 1230 г. Пластина на западных вратах собора Рождества Богоматери в Суздале. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что символически-реалистического — в духе онтологического церковного реализма — понимания образа Троицы (не как “аллегорического” изображения Бога с двумя ангелами, а как образа непосредственно Триипостасного Божества) в дорублевскую эпоху на Руси или не существовало вовсе, или же оно было выражено весьма слабо. Примеров подобных художественно-иконографических решений, создававшихся в рамках указанного второго извода, вплоть до конца XIV в. среди древнерусских памятников искусства практически почти не встречается; пожалуй, пока известен только один образец такого рода — каменный горельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1230–1234 гг. 22 . Заметим притом, что этот догматически более углубленный иконографический вариант “Троицы” вообще развивается в Византии, по-видимому, только с XI–XII вв.— как бы параллельно с процессом дальнейшей конкретизации православной триадологии, чему, возможно, способствовали литургические споры и борьба с еретиками в середине XII столетия, когда вновь встал вопрос о внутритроичных ипостасных отношениях (в ходе строго-ортодоксального осмысления спасительной Жертвы Сына как Второго Лица Пресвятой Троицы) 23 .

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол. На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей, и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава). Верхний фрагмент иконы Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же в виде фигурки обнаженного юноши. Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в.; клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335–1336 гг.). Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника» Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат). Вероятно, из иллюстраций рукописей эта сцена проникла в монументальную живопись поздневизантийского периода. Так, в росписи Григориевой церкви Софии Охридской, XIV в., обширный цикл канона располагается непосредственно под композицией Страшного суда   В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе, и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли изображают полуобнаженную женщину – олицетворение земли; ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей – воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

При соборе есть внутри двора за церквами, издавна построенный каменный дом. До 1826 года он был двухэтажный и небольшой. В этом году надстроен, на церковную сумму, третий этаж и с правой стороны устроены пристройки на три окна в три же этажа. В 1860 году к нему вновь с обеих сторон по 1 сажени и 2 аршина сделаны пристройки для черных лестниц и ретирадных мест, вместо таких же деревянных, сделавшихся, из-за ветхости, негодными. В настоящем виде дом имеет в длину 18 сажен 2 аршина, в ширину 6 сажен 2 аршина. В нем, кроме просфирни, живущей на вольной квартире с платой от собора по 200 рублей в год, помещаются все наличные члены причта и заштатный диакон с семейством (смотри озашт). Другой дом каменный двухэтажный по 11 линии на углу Большого проспекта под 12/32 на 18 1 / 2 саженях по линии и на 21 по Большому проспекту, доставшийся собору по духовному завещанию здешнего купца Ивана Федотовича Радимцева и утвержденный за собором, с Высочайшего Государя Императора соизволения, по определению окружного суда (по 3 отделению) 30 мая 1868 года. В нем в настоящее время отдается по найму разным лицам 9 квартир по 225 рублей 67 копеек в месяц, поступающих в доход церковный, и кроме того, помещаются два семейства духовного звания – заштатный соборный дьячок с семейством и сельского священника вдова с дочерью (смотри озашт, и сирот). Управление церкви Причт соборный, как и сам собор, с самого основания церкви и образования прихода, состоит в ведении Епархиального Начальства. Приход В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом Духовного правления были приписаны приходом к Андреевской церкви. По мере заселения Васильевского острова и увеличения в нем числа церквей, приделы Андреевского прихода, естественно, более и более стеснялись. В настоящее время Андреевский приход, 1) начинаясь с 1-й линии от Большого проспекта к набережной и от нее направо, простирается во всю длину ее до 23-й линии, или до чекуш, включительно, 2) отсюда обратно, направо, к Большому проспекту до 22-й линии, от нее направо, к Среднему проспекту и от Среднего обратно, по всему его протяжению до 3-й линии и направо по ней – до Большого проспекта. На всем пространстве, в означенных пределах Андреевского прихода, число приходских дворов не более 70, а прихожан около 2700 мужского пола и 2800 женского пола, всего же до 5500 душ разного сословия. Малочисленности прихожан на таком обширном пространстве прихода, кроме множества в нем иноверцев, еще способствует достаточное число церквей домовых или в учебных заведениях. Таких церквей в Андреевском приходе десять:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Самобытный характер декоративно-прикладного искусства Новгорода в XIV-XV вв. значительно усилился, демонстрируя трансформацию мотивов византийского искусства. На выносном кресте нач. XIV в. (НГОМЗ) с тиснеными изображениями Распятия, Спаса на престоле, Богоматери черты зрелого стиля XIII в. (укрупненные образы, массивные и декоративно проработанные детали) сочетаются с пропорциональной стройностью и со свободным ритмом линий. Архаичны по декору и стилю произведения, созданные при свт. архиеп. Моисее,- принадлежавшая ему панагия (НГОМЗ), оклад Евангелия (РНБ. Соф. 2, 1325-1329 гг.), резной деревянный Людогощенский крест (1359, НГОМЗ). Создаются изделия в технике «золотой наводки». Медные Васильевские врата Софийского собора (1335/36, Покровский собор Александровой слободы), получившие наименование в честь заказчика - свт. архиеп. Василия Калики, состоят из 2 створок, разделенных на 7 рядов, с иллюстрациями евангельских событий - праздники и сцены Богородичного цикла, апокрифические и нравоучительные сюжеты о царе Давиде, «Притча о сладости мира сего» с образами святых, а также с портретом заказчика, владыки, молящегося перед Христом на престоле. Стиль Васильевских врат демонстрирует переход к новому качеству, но сохраняет архаические черты (плоскостность и экспрессивность). В Лихачёвских вратах из Софийского собора (сер. XIV в. ГРМ), названных по имени Н. П. Лихачёва, частью коллекции к-рого они некогда являлись, более отчетливо выражены византийские традиции раннепалеологовского времени. Стилистика композиций с изображениями евангелистов и сценой «Благовещение», со свободно развернутыми в пространстве фигурами (пластика тела передана складками одеяний) имеет большое сходство с миниатюрами из Евангелия-апракос (ГИМ. Хлуд. 30), хотя есть и точки соприкосновения с оформлением Васильевских врат (архитектурные фоны, трактовка одеяний, типы ликов). На рубеже XIV и XV вв. в прикладном искусстве в Новгороде, как и в иконописи, находят отражение тенденции, свойственные московской живописи, в работах греч.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

26 апреля/9 мая 2002 г. Четверг Светлой седмицы. Поминовение усопших воинов. Правило и служба совершались в Трапезном храме. После литургии был крестный ход вокруг храма Всех Русских Святых, затем зашли в Васильевский храм за хоругвями, вышли из Святых врат и чинно строем направились к братской могиле в парк. Вышли почти все насельники и насельницы. В парке находились школьники, сельский народ с красными флагами, на сцене перед братской могилой пели какие-то женщины, ветераны сидели на сцене. Батюшка запретил пение на сцене. Отслужили заупокойную литию по погибшим. Потом братия спела несколько народных и церковных песен. Пожилые селяне внимательно слушали, одобряя пение. Многие плакали, когда пели «Черный ворон». Батюшка Зосима сказал приветственное слово, поздравил ветеранов, вдов. Говорил о том, что «нужно не плясать с бубнами на костях, а петь «Вечную память.» Вот встретились две эпохи здесь – памятник погибшим воинам, скорбящая мать – память о прошедшей войне – и крест, поставленный ныне. Вот так надо, не рушить, а созидать, дополнять. Какой хороший гимн был «Союз нерушимый республик свободных навеки сплотила Великая Русь» (дальше его испортили этим бесом Лениным) – не бандеровская Украина, а Святая Киевская Русь... Обойдите сегодня монастырь, посмотрите, как спасаются люди, порадуйтесь». Потом опять все шли крестным ходом вокруг монастыря (снаружи), на 4-х сторонах читали пасхальные Евангелия, служили молебен. Во время шествия пели Пасхальный канон. Было очень радостно, чувствовалось единение, единая семья. И с мирянами нашли общее. Ветеранов поздравили подарками, куличами и пасхами. Во время пения монахов многие пожилые люди плакали. Снимало этот праздник Донецкое ТВ. Вернулись в обитель через Святые врата, оставили хоругви в Васильевском храме и строем пошли на трапезу. За трапезой батюшка благодарил за крестный ход: «Пусть мирские тоже видят духовную красоту; что-то да останется в их сердцах... женщины платочками утирались, дрогнуло их сердце... После моей смерти всегда ходите на братскую могилу служить панихиду.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010