Относительно отверстия царских врат средневековые русские Служебники содержат указания, отличавшиеся от указаний «Ока церковного» . И именно указания Служебника , а не Устава в действительности определяют порядок отверстия царских врат на Литургии, который соблюдается в старообрядчестве вплоть до нашего времени. По Служебнику 1602 года, если иерей с диаконом служат в монастыре, то на проскомидии «по соединении вина и воды в потир» диакон с кадилом исходит из алтаря, открыв одну створку царских врат, и сразу закрывает ее за собой. Совершив с солеи каждение иконостаса, клиросов и народа, диакон таким же образом возвращается в алтарь. В более поздних печатных Служебниках это указание опущено. После покрытия даров диакон отверзает царские врата и совершает каждение алтаря и всего храма. Если служит иерей без диакона, то он совершает каждение алтаря и всего храма после покровения даров при открытых царских вратах. Отпуст проскомидии иерей говорит в открытых царских вратах. Если иерей совершает Литургию с диаконом, то после отпуста царские врата затворяются на краткое время и иерей и диакон, обратившись к престолу, «творят прощение» . Если иерей служит один, то после отпуста «творит прощение на всю церковь» , не затворяя царских врат 32 . Во время Литургии царские врата и завеса отверсты до великого входа. По окончании входа завеса и царские врата затворяются до причащения мирян 33 . В Типиконе, пришедшем в ходе реформы богослужения в XVII веке на смену «Оку церковному» , указания об отверстии завесы и царских врат содержатся в 23-й главе. Завеса «отверзается в начале Литургии и стоит отверзена даже до великого входа. По входе же паки затворяется, дондеже иерей и диакон возглаголет " Двери! Двери! премудростию вонмем " » . Царские врата отверзаются «во вся входы, такожде и от появления Святых Таин даже до исполнения Литургии». В изложении чина Литургии святителя Иоанна Златоуста согласно реформированному Служебнику , впервые изданному в 1655 году, дается указание о том, что царские врата отверзаются на малом входе 34 . Затем затворяются врата после чтения Евангелия, вновь отворяются на пении Херувимской песни, далее — соответственно современной практике.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

Параллельно бытованию образа Тайной вечери в храме развивается иконография миниатюр на этот сюжет в рукописях Евангелия и Псалтыри 1088 . Общей для западной и восточной традиций стала центральная значимость образа Тайной вечери типа А в системе декорации монастырских трапезных – он помещается на главной стене, перед которой сидел игумен (аббат), зачастую в апсиде игуменского места 1089 . Традиция изображения Тайной вечери на алтарных дверях фиксируется с XI в., которым датируется деревянный рельеф типа А со створки северных дверей алтаря в коптской церкви Св. Сергия и Вакха (Абу Саргс. Старый Каир. ил. 1) 1090 . Наиболее ранний древнерусский пример – икона типа Б на надвратной сени второй четверти XV в. из с. Благовещенье, хранящейся в ГТР 1091 . В XV–XVII вв. этот тип изображения на сени Царских врат становится в Московской Руси каноническим 1092 . Изображение Тайной вечери типа Б возможно в этот период также на створках Царских врат – в составе праздничного цикла (Царские врата из церкви Исидора блаженного в Ростове Великом. 1566 1093 ) или как самостоятельный ярус (Царские врата конца XV в. из церкви с. Кострицы Боровичского р-на Новгородской обл. 1094 ). К концу XVII в. тип Б иконы Тайной вечери вытесняется в позиции «Царские врата» типом А. Первой по времени в ряду надвратных икон Тайной вечери была, как кажется, работа Симона Ушакова (1685) созданная им за год до смерти для Царских врат Успенского собора Троице-Сергиевой лавры 1095 . С XVIII в. тип А утверждается в иконографии Царских врат. В церквях северо-востока изображения на этот сюжет появляются предпочтительно на створках врат (ц. Николы Надеина в Ярославле. 1751 г. 1096 ; Царские врата из собрания Переславль-Залесского историко-художественного музея, конец XVIII в. 1097 ), занимая их подчас целиком (Царские врага из собрания Русского музея, первая половина XVIII в. 1098 ). Обычным в русских церквях с XVIII в. является надвратное изображение Тайной вечери. К началу XIX в. оно распространяется и в инославянских землях. Во вновь открывающихся церквях нашего времени в этой позиции часто можно видеть воспроизведение картины Леонардо да Винчи из трапезной монастыря Санта Мария делле Грацис (Милан).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Что же касается до деревянных резных царских врат, то граф И. Толстой и акад. Н. П. Кондаков в том же своем издании, как о более древних, сообщают об единственной кипарисной резной двери Синайского монастыря IX – X столетий и затем далее, что „старый Каир и Коптские церкви, во­обще церкви Сирии, Малой Азии и передней Азии хранят еще множество тлеющих резных врат... Близкие связи с арабо-персидскими памятниками это­го рода, хранимыми в мечетях, доказываются рядом прекрасных резных дверей Кавказа, Крыма (Феодосии), исполненных в смешанном арабо-византийском стиле, который усвоен был орнаментикой X – XI столетий. Все это прототипы и предшественники роскошных и многочисленных резных царских врат средней и северной России в XV – XVI столетиях 92 “. Царские врата в наших иконостасах тоже с веками меняли свою форму и свои украшения. Высота их уменьшалась с удалением в древность. Г. Филимонов сообщает 93 , что во время последнего возобновления Киево-Софийского собора под помостом найдены были академиком Солнцевым две мраморные низенькие колоннки, к которым и были, очевидно, привешены первобытные царские врата собора. Царские врата наши в древности привешивались к подобным же деревянным столбикам, которые укреплялись по сторонам отверстия низкой каменной алтарной преграды. На столбики эти накладывалась арка, которая, соединяя их вверху, сообщала им более устойчивости. Эта форма царских врат на долго сохраняется в наших иконостасах, меняясь уже в XVIII веке. Царские врата наши в XVI и XVII веках украшались иногда дивной резьбой, показывающею удивительное искусство наших мастеров той эпохи, о чем выше упоминалось в приводимых сообщениях графа И. Толстого и акад. Н. П. Кондакова . В настоящем тексте помещаем мы рисунки, представляющие прекрасные образчики этого древнерусского искусства. Кроме бронзовых и резных деревянных цар­ских врат встречались врата с украшениями металлическо-слюдяными и покрытые исключительно только иконописными изображениями. В Софийском временнике сообщается следующее о том, каковы были царские врата Софийского Нов­городского храма, устроенные архиепископом Макарием в 1528 году: „При державе благоверного великого Князя Василия Иоанновича всеа Русии повеле боголюби­вый Архиепископ Владыка Макарий устроити царские двери во святую Софею, понеже прежнии двери от мног лет обветшали, никоторыя лепоты не имуще; преосвященный же Архиепископ повеле устроити двери сугубее первых в высоту и в ширину. Прежде бо начен от божественных икон писания на кивоте, иже над дверми и на самих дверех, и на столпцех, числом иконного поклонения Святых яко 66; такоже повеле хитрецемъ древие угодное различным начертанием устроити с мудрыми подзоры и украшати златом и сребром лиственным, еже есть сусан. Иконописцы же и хитрецы устроиша по велению царские двери велми чудно видети и вся лепоты исполнены; и крест честный на версе дверей постави от камени хрусталя велми чудно устроение “... 94

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

601 Замечательно, между прочим, что в 9:31 сказано не «церкви»... а «церковь по веей Иудее, Галилее и Самарии». Очевидно, верующие в Иудее, Галилее и Самарии также ие образовали ещё самостоятельных общин и считались принадлежащими к одной Иерусалимской церкви. – Чтение κκλησα заверяется кодексами АВС и принято в критических изданиях: в text. recept., согласно с кодексом Е, принято чтение α κκλησα‚но это – явно позднейший вариант. 602 Прибытие Савла в Антохию было приблизительно за год до смерти Ирода Агриппы I (ср Деян.11:26 и 11:30, 12:1, 23:25). Смерть же Агриппы (на основании Jos, Bell. II, 11, 5–6; Antiq. XIX, 8, 2.5, 1 и некоторых других данных) довольно согласно относится учёными к 44 году (см. Wieseler. Chronologie, S. 129–136; Scherur, В. I (1 Aufl.) S. 291–299; Zahn, Einleit, S. 629, и др.). 604 Еп. Михаил, Meyer, Zöckler и др. считают Корнилия язычником; Overbeck, Wendt, Nosgen, Felten, Schürer (Gesch., I, S. 646) и др. – прозелитом врат. Первые основываются на том, что Корнилий и близкие его называются «иноплеменниками» и «язычниками» (10:28, 45, 35; 11:1, 3 и д.). Вторые – на том, что Корнилий называется εσεβς κα φοβομενος τν θεν (10:2:22), а так именовались обыкновенно прозелиты врат ( Деян.13:43, 50, 16:14, 17:4, 17, 18:7 ) принимавшие только, так называемые Новые заповеди. Но сами же защитники второго мнения признают, что σευμενος τ. θ. не обязательно значит прозелит врат и применяется иногда к язычникам, не принимавшим формально обетов, а просто блаточестивым (Wendt, S. 237). Кроме того, крестился не один Корнилий, а и домашние и друзья его. Нам кажется более вероятным, что здесь было крещение язычников. Впрочем, прозелиты врат, как необрезанные, всё равно считалис стоящими совершенно вне теократии; прозелиты же правды, обрезанные, отчасти причислялись уже к дому Израилеву (см. Schurer, 1. с., Wendt). 605 Крещённый Филиппом евнух ефиоплянин ( Деян.8:27 ), по мнению одних (напр., Felmen’a) был прозелитом правды, по мнению других (большинство современных экзегетов) – прозелитом врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Есть у обители и свой музей. Он отвечает всем современным научным требованиям и международным стандартам и был открыт в мае 1998 года. В музее представлена богатая коллекция церковной утвари, старых географических карт, гравюр, предметов старины и многих других объектов культурного наследия острова. Большая часть церковной утвари, как, например, облачения, иконы, книги и рукописи, хранились до открытия музея в монастыре, но есть в музее и такие экспонаты, которые в прошлые времена были похищены, вывезены из Кипра за границу, а теперь выкуплены на аукционах и возвращены на родину. В монастыре есть мастерская по реставрации рукописей, икон и монастырских святынь, мастера которой прилагают немало усилий для сохранности богатейшей коллекции обители. В трех километрах от монастыря на вершине горы находится гробница первого президента Кипра архиепископа Макария III – единственного клирика, возглавлявшего в XX веке светское государство. Первого не только по очередности, но и по изъявлениям народной любви. Начинал Владыка Макарий свое служение послушником Киккского монастыря. Из стен обители вышел и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, возглавляющий Кипрскую Церковь с 2006 года. ТЕКСТ И ФОТО МИЛЕНЫ ФАУСТОВОЙ священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери В ожидании Патриарха Фото Кирилла Новотарского, Патриархия.ру Встреча Патриарха Кирилла у врат Киккской обители Лепестки роз Патриарху Патриарх Кирилл в Киккском монастыре Киккский монастырь Встреча Патриарха Благословите! Встреча Патриарха Кирилла у врат Киккской oбumeлu.JPG Встреча Патриарха Кирилла у врат Киккской обители Встреча Патриарха Кирилла у врат Киккской oбumeлu.JPG Встреча Патриарха Кирилла у врат Киккской обители Вход в обитель Жители Кипра встречают первоиерарха Русской Церкви аплодисментами Киприоты со всех концов страны приехали посмотреть на Первоиерарха Русской церкви Могила Макария III Патриарх Кирилл посетил захоронение первого президента Кипра архиепископа Макария III Памятник первому президенту Кипра архиепископу Макарию III Патриарх Кирилл в Киккском монастыре

http://pravmir.ru/kikkskij-monastyr-palo...

Практика совершения Божественной литургии с открытыми алтарными вратами утвердилась в греческом мире в первой половине ХХ в. И. Фундулис полагает, что её появление связано с тем, что будущие священнослужители стали учиться не только у опытных священников, но прежде всего в университетах и церковных школах. Новое поколение образованных клириков, по всей вероятности, привлекала практика соборных служений, на которых в Греции обычаем было держать врата св. алтаря по большей части открытыми. Она казалась более «демократичной» и была взята за образец для каждой литургии. Выше (в гл. 3, § 5) упоминалось, что в греческих вузах первой половины ХХ в. господствовало рационалистическое понимание христианства, которое оказало отрицательное влияние на богослужение. Но что касается совершения Божественной литургии с открытыми вратами алтаря, то вопрос о том, является ли и это отклонением от церковного предания, остаётся открытым. Что же до затворения царских врат на время причащения священнослужителей, то эта практика, согласно И. Фундулису, сохранилась по сей день в силу своей связи со «впечатляющим символизмом» отворения врат на причащение мирян. А чтобы врата отворились, они, конечно, должны были в какой-то момент затвориться. Отверзение врат св. алтаря считалось изображением отнятия камня от гроба Господа по Его Воскресении, а появление св. потира появлением Самого воскресшего Христа 598 . К тому же отверзение алтарных врат в этот момент предписывалось единственным указанием относительно этих врат, существовавшим в греческих печатных книгах до ИЕР 1977, и о нём мы говорили выше. Одной из причин того, что их продолжали затворять именно перед причащением священнослужителей, было, возможно, то же, о чём говорит епископ Виссарион (Нечаев) , разъясняя совершение литургии по русской традиции. При причащении священнослужителей алтарь уподобляется закрытой горнице, где апостолы без посторонних лиц приняли причастие из рук Спасителя 599 . Поэтому врата св. алтаря должны быть закрыты. На Руси до патриарха Никона московские богослужебные книги содержали три группы указаний относительно «святых дверий».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что же касается до деревянных резных царских врат, то граф И. Толстой и акад. Н. П. Кондаков в том же своем издании, как о более древних, сообщают об единственной кипарисной резной двери Синайского монастыря IX–X столетии и затем далее, что «старый Каир и Коптская церкви, вообще церкви Сирии, Малой Азии и передней Азии хранят еще множество тлеющих резных врат... Близкие связи с арабо-персидскими памятникам и этого рода, хранимыми в мечетях, доказываются рядом прекрасных резных дверей Кавказа, Крыма (Феодосии), исполненных в смешанном арабо-византийском стиле, который усвоен был орнаментикою X–XI столетий. Все это прототипы и предшественники роскошных и многочисленных резных царских врат средней и северной России в XV–XVI столетиях» 92 . Царские врата в наших иконостасах тоже с веками меняли свою форму и свои украшения. Высота их уменьшалась с удалением в древность. Г. Филимонов сообщает 93 , что во время последнего возобновления Киево-Софийского собора под помостом найдены были академиком Солнцевым две мраморные низенькие колонки, к которым и были, очевидно, привешены первобытные царские врата собора. Царские врата наши в древности привешивались к подобным же деревянным столбикам, которые укреплялись по сторонам отверстия низкой каменной алтарной преграды. На столбики эти накладывалась арка, которая, соединяя их вверху, сообщала им более устойчивости. Эта форма царских врат на долго сохраняется в наших иконостасах, меняясь уже в XVIII веке. Царские врата наши в XVI и XVII веках украшались иногда дивною резьбой, показывающею удивительное искусство наших мастеров той эпохи, о чем выше упоминалось в приводимых сообщениях графа И. Толстого и акад. Н. П. Кондакова . В настоящем тексте помещаем мы рисунки, представляющие прекрасные образчики этого древне-русского искусства. Кроме бронзовых и резных деревянных царских врат встречались врата с украшениями металлическо-слюдяными и покрытые исключительно только иконописными изображениями. В Софийском временнике сообщается следующее о том, каковы были царские врата Софийского Новгородского храма, устроенные архиепископом Макарием в 1528 году: «При державе благоверного великого Князя Василия Иоанновича всея Руси повеле боголюбивый Архиепископ Владыка Макарий устроит царские двери во святую Софию, понеже прежние двери от мног лет обветшали, некоторые лепоты не имуще; преосвященный же Архиепископ повеле устроити двери сугубее первых в высоту и в ширину. Прежде бо начен от божественных икон писания на кивоте, иже над дверми и на сам их дверех, и на столбцех, числом иконного поклонения Святых яко 66; такоже повеле хитрецем древие угодное различным начертанием устроити мудрыми подзоры и украшати златом и сребром лиственным, еже есть сусан. Иконописцы же и хитрецы устроиша по велению царские двери велми чудно видети и вся лепоты исполнены; и крест честный на версе дверей постави от камени хрусталя велми чудно устроение» . . . 94

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

И Златые врата были устроены великим Ярославом на память тех златых врат Цареградских, к которым пригвоздил ратный шит свой предок его Олег. Чрез них совершались торжественные въезды князей наших, когда возвращались они с поля битв, часто междоусобных, или вступали при кликах народных в престольный град свой, чтобы возсесть на престол отеческий. Об них ударился некогда победный меч храброго Короля Болеслава, и даже навсегда сохранил следы сего удара. Хан Половецкий, Воняв дерзнул сорвать с них позлащенную медь в память своих приступов к столице Русской, и много мечей, Русских и Польских, и копий Половецких, разразились об медные запоры сих знаменитых врат, доколе не сокрушили их Орды Монгольские. Вместе со славою Киева прошла и их слава: от златых украшений, давших им громкое имя, от громадного зодчества, следы коего еще доселе видны в камнях обрушенного свода, ныне уцелели только две боковые стены: памятник достойный сохранения! – С обеих сторон подымается высокая насыпь вала, в котором зарыты были летописные врата сии вместе с церковью св. Ирины и где были обретены тем же ревнителем священной древности. – Образ Казанской Божией Матери, стоявший на остатках врат до 1695 года, перенесен в убогую Троицкую церковь , которая и доныне существует на старом Киеве; икона сия Пречистой Девы была единственным воспоминанием церкви Благовещения, которую соорудил великий Ярослав на вершине Златых врат своих; он хотел, чтобы забрала Киевские тверды были заступлением Той, чей образ начертан мусиею на нерушимой стене Софийской. Одинокими теперь стоят на пустоте старого Киева Златые врата сии, возвышавшиеся некогда на самой торжественной из стогн столицы! – Кто взглянет чрез них к северу на старый Киев, увидит часть храма Георгиева и высокую колокольню Софийскую; кто взглянет к югу, увидит обширное поле, разрытый вал и овраги, где расселяется новый город, а вдали великолепное здание, рассадник просвещения, украшенный именем равноапостольного просветителя Руси и вполне достойный того Царственного мановения, по коему внезапно исторгся из окрестной пустыни. Златые врата, бывшие некогда гранью древней столицы, теперь станут на распутий старого и нового Киева, между святилищем наук и сокровищницею просвещения духовного, между св. Софиею, которая есть Слово и Премудрость Божия, и Софиею земной, освящаемою свыше лучами небесной. – Господь да благословит опять входы и исходы Златых врат, которых самые остатки, уваженные посреди обновления Киева, будут свидетельствовать потомству, что новый путь гражданского просвещения Руси под сенью св. Владимира пролегает по древней стезе духовного, указанного еще рукою великого Ярослава из глубины св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Относительно отверстия Царских врат средневековые русские служебники содержат указания, отличавшиеся от указаний Ока Церковного. И именно указания Служебника, а не Устава, в действительности определяют порядок отверстия Царских врат на литургии, который соблюдается в старообрядчестве вплоть до нашего времени. По Служебнику 1602 г., если иерей с диаконом служат в монастыре, то на проскомидии « по соединении вина и воды в потир» диакон с кадилом исходит из алтаря, открыв одну створку Царских врат, и сразу закрывает ее за собой. Совершив с солеи каждение иконостаса, клиросов и народа, диакон таким же образом возвращается в алтарь. В более поздних печатных служебниках это указание опущено. После покрытия даров диакон отверзает Царские врата и совершает каждение алтаря и всего храма. Если службу совершает иерей без диакона, то он совершает каждение алтаря и всего храма после покровения даров при открытых Царских вратах. Отпуст проскомидии иерей говорит в открытых Царских вратах. Если иерей совершает литургию с диаконом, то после отпуска Царские врата затворяются на краткое время, и иерей и диакон, обратившись к престолу, « творят прощение». Если иерей служит один, то после отпуста « творит прощение на всю церковь», не затворяя Царских врат . Во время литургии Царские врата и завеса отверсты до Великого входа. По окончании входа завеса и Царские врата затворяются до причащения мирян . В Типиконе, пришедшем в ходе реформы на смену Оку Церковному, указания об отверстии завесы и Царских врат содержатся в 23-й главе. Завеса « отверзается в начале литургии и стоит отверзена даже до великого входа. По входе же паки затворяется, дондеже иерей и диакон возглаголет " Двери Двери, премудростию вонмем " ». Царские врата отверзаются « во вся входы, такожде и от появления святых Таин даже до исполнения литургии».  В изложении чина литургии свт. Иоанна Златоуста в реформированном Служебнике, впервые изданном в 1655 г., дается единственное указание о том, что Царские врата отверзаются на малом входе . В более поздних изданиях есть указание затворять врата в начале ектении Рцем вси. ..

http://bogoslov.ru/article/5823274

Ворота дошли до нашего времени в руинах, к тому же они были воссозданы в 1982 г., что затрудняет исследование. Возведение парадных врат при въезде в город имело длительную традицию и носило знаковый характер. Однако наименование врат – Золотые – скорее всего, вызвано апелляцией к Константинополю, где стены города имели целый ряд триумфальных проездных врат, в том числе знаменитые врата Халке с образом Христа – Халкитиса, осенявшего главный вход в Большой императорский дворец. Вместе с тем, несмотря на огромное число прообразов, начиная едва не с вавилонского времени соединение врат и церкви, осуществленное в Золотых воротах Киева, – явление уникальное. О церкви на Золотых воротах сообщает летопись, свидетельствуя, что надвратный храм Троицы в Киево-Печерской Лавре (1108) был возведен по образцу церкви Благовещения на Золотых вратах. Еще одно повторение значимого образца – надвратный храм на Золотых воротах во Владимире (1164). Храм Золотых ворот в Киеве посвящен Благовещению. Символическая связь этой постройки с Софией несомненна. Именно там, ниже триумфальной арки алтаря, появляется композиция Благовещения, фиксируя значение алтарного проема в алтарь как врат Слова. Дублирование той же символики в Золотых воротах должно было сделать смысл града как места благого вещания евангельской истины, как места христианского слова еще более значимым. Врата Киева отныне не просто архитектурно оформленный въезд в город (тем более что через Золотые ворота не въезжали), а сакральный знак «присутствия» в городе христианства. Золотые ворога с церковью Благовещения – символ осенения Руси благой вестью новой веры, но одновременно и образ высшей защиты града и державы. Оригинальность замысла, его явное корреспондирование с символикой Св. Софии не позволяют предполагать «вторичности» возникновения храма, хотя не исключено, 62 что строительство проводилось в два этапа: сначала возвели сами врата, затем на них церковь . Во всяком случае, митрополит Илларион уже в конце 40-х годов пишет «о вратах и церкви над ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010