Русской Православной Церкви передан древнейший на Руси список Иверской иконы Божией Матери. Запись трансляции 6 мая 2012 г. 19:18 6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Московском Новодевичьем женском монастыре  состоялась церемония передачи Русской Православной Церкви почитаемой Иверской иконы Божией Матери. Древнейший на Руси список Иверского образа, принесенный с Афона в 1648 году (празднование 13/26 октября), с 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьей обители. После закрытия монастыря икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. Торжественную встречу святыни у врат обители возглавили председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России  В.В. Путин , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом от Преображенской надвратной церкви в Смоленский собор и установлена на солее. Обращаясь к многочисленным верующим, В.В. Путин отметил, что с чувством радости передает Русской Православной Церкви икону, которая «сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков». В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу правительства за то, что верующие отныне получат возможность молиться перед чудотворной Иверской иконой. «Хотел бы объявить, что первое народное моление перед этим образом состоится 24 мая, в час дня, на Васильевском спуске, где особым народным молебном мы откроем церковно-государственный праздник — День славянской письменности и культуры», — сказал Святейший Владыка, призвав верующих прийти в этот день на Васильевский спуск и принять участие в соборной молитве. Далее перед Иверской иконой был совершен молебен. За богослужением пел хор Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой).

http://patriarchia.ru/db/text/2206568.ht...

Киево-Печерская Лавра. 27 июля 2009 г. Программа визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину 27 июля 08:30 - отлет из Москвы (время московское) 08:30 - прибытие в аэропорт " Борисполь " , Киев (здесь и далее время местное) 09:10 - прибытие на Владимирскую горку, встреча патриарха 09:15 - молебен 09:30 - приветственное слово Блаженнейшего митрополита Владимира      - ответное слово Святейшего патриарха      - возложение цветов к памятнику святому князю Владимиру 10:05-10:30 - встреча патриарха у Ближних пещер      - наместник лавры архиепископ Павел приветствует патриарха      - посещение Крестовоздвиженского храма, поклонение чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы 11:00 - заседание Священного Синода 14:45 - встреча с президентом Украины Виктором Ющенко 15:30 - посещение памятника Славы 15:45 - посещение памятника жертвам массового голода 15:55 - подход к прессе 16:45 - встреча патриарха у святых врат лавры 17:00 - Всенощное бдение 28 июля, День памяти святого равноапостольного князя Владимира, День Крещения Киевской Руси 08:45 - встреча патриарха у Святых врат лавры 09:00 - Божественная литургия 11:30 - крестный ход к Дальним пещерам 13:00-13:10 - отъезд к месту строительства кафедрального собора и его осмотр 18:00 - участие патриарха в прямом эфире в студии им. Довженко 29 июля 10:00 - встреча с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами КДАиС, и интеллигенцией в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 12:30-12:45 - переезд в Покровский женский монастырь 15:00-15:30 - переезд в аэропорт " Борисполь " 17:00 - прибытие в Донецк 17:00-17:30 - подход к прессе 17:40 - встреча в Спасо-Преображенском соборе Донецка 30 июля, День почитания Святогорской иконы Богоматери 07:00 - отъезд в Свято-Успенскую Святогорскую лавру (Святогорск, Донецкая область) 09:00 - Божественная литургия. Крестный ход 15:00 - отъезд в г.Горловку, посещение кафедрального собора города 17:00 - отъезд в Донецк 31 июля 09:00 - отъезд в Свято-Никольский Васильевский монастырь

http://e-vestnik.ru/news/ukrain_programm...

Суздаль. Васильевский мужской монастырь. Собор Василия Великого с колокольней. Карта и ближайшие объекты Внутри монастырской ограды, ближе к северной ея стене, против святых врат, возвышается каменный соборный храм во имя Святителя Василия Великаго, вышиною 8 , длиною 9 и шириною 5 сажен и 1 арш., крытый железом, об одной главе с вызолоченным крестом. Алтарь - троечастный, разделенный двумя поперечными стенами и арками. Окна - с дугообразными перемычками; двери - с трех сторон. Между храмом и каменною колокольнею находится такая же паперть, над которою устроена ризничная палатка, крытая железом, где, кроме церковных облачений и утвари, помещаются библиотека и архив. Колокольня - о трех ярусах, вышиною 10 1/2 сажен. Внутреннее устройство церкви следующее: св. алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами; стены и своды в нем украшены живописью. Предалтарный иконостас пяти-ярусный, устроенный в древнем стиле, резной, вызолоченный по полименту. В нем иконы древния, несколько поновленныя; между ними замечательны искусством работы и украшением четыре местныя, именно: Спасителя, Богоматери Иверская и Владимирская и Святителя Василия Великаго. Купол храма, с сквозным восьмигранным фонарем, поддерживается двумя каменными столбами; с одной стороны их находятся клиросы, а с прочих трех сторон - иконы в резных киотах, вызолоченных на полимент; сверху эти столбы украшены стенным писанием. Стены и своды храма покрыты красками. Вообще, внутренность храма отличается благолепием. На колокольне - 6 колоколов; весу во всех их до 170 пудов. Внизу колокольни, над входом в паперть, в нарочито устроенном месте, поставлена большая икона в виде треугольника, писанная на железе, с изображением Богоматери, святителей - Василия Великаго, Митрофана Воронежскаго и священномученика Харалампия, молящихся Христу Спасителю; а под иконою - надпись: Богу, дивному во Святых Своих. Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель, Игумен Модест, 1874 г. Васильевский монастырь в Суздале был закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. Спустя 3 года газета " Призыв " от 10 августа 1926 года писала следующее: " Церковь бывшего суздальского Васильевского монастыря в настоящее время пустует, одни галки и воробьи вьют гнёзда под церковными сводами " . Ни одна община верующих не подала заявку на эту церковь. Учитывая это, Суздальский волисполком возбудил перед президиумом губисполкома ходатайство о передаче церкви огородному совхозу, для хранения сельхозпродуктов. Владимирский уездный исполком поддержал инициативу. В соборе, правда, оборудовали кузницу совхоза.

http://sobory.ru/article/?object=01827

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Воскресенского храма на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга 29 октября 2023 г. 13:57 29 октября 2023 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение восстановленного храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга и Божественную литургию в новоосвященном храме. Перед началом богослужения у врат Воскресенской церкви Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери и храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга протоиерей Евгений Шогенов. Святейший Владыка проследовал в здание восстановленной церкви и совершил чин великого освящения храма, после чего возглавил в нем служение Божественной литургии.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Вениамин , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Выборгский и Приозерский Варнава ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Петергофский Силуан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Сергий Куксевич; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе г. Санкт-Петербурга; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Евгений Шогенов; протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Исаев, благочинный Фрунзенского округа, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца и храма благоверного князя Александра Невского в Купчине г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Скляров, благочинный Невского округа, настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга; иерей Павел Ермошкин, секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия; духовенство Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/6072680.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА церковные двери, заказанные для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. архиеп. св. Василием Каликой ; памятник средневек. новгородского искусства. В 1570 г. В. в. были вывезены царем Иоанном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены в ц. Покрова Пресв. Богородицы, в 60-х гг. XVII в. освященной во имя Св. Троицы; ныне находятся в юж. портале собора александровского Успенского мон-ря. Васильевские врата Васильевские врата Созданные в Новгороде местными мастерами (по мнению В. Н. Лазарева, их было 4) В. в. свидетельствуют о сохранении в Др. Руси XIV в. домонг. технологий, напр. золотой наводки (огневого золочения), известной только по рус. памятникам (юж. и зап. врата собора Рождества Богородицы в Суздале, 1-я треть XIII в.). На медную пластину наносился рисунок, закреплялся специальным составом (смесью ртути и золота), при нагревании ртуть испарялась, на медной пластине оставалось золотое изображение. В. в. состоят из 2 створок прямоугольного формата с закругленной верхней частью (высота 320 см, общая ширина 103,5 см) и включают 26 пластин (средний размер 35,5 ´ 26,7 см), расположенных в 7 рядов по вертикали, попарно на каждой створке, валики между пластинами, украшенные бляшками с образами святых и орнаментами. Для древнейших частей В. в. характерны графичность, изобилие линий и ассиста, напряженность художественной формы, выраженная в удлиненности пропорций и резких контурах фигур. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. В разработке иконографической программы, по мнению исследователей, активное участие принимал ктитор, архиеп. Василий. возможно, он ориентировался на памятники Иерусалима и К-поля, известные ему как паломнику. К древнейшим изображениям относятся фигуры на внешнем валике, разделяющем створки: Господь Вседержитель на престоле, Богоматерь Оранта и предстоящий Христу архиеп. Василий. Большее число композиций посвящено праздничному циклу, земному пути Христа (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Распятие, Снятие со креста, Гроб Господень/Явление ангела женам-мироносицам, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Успение Пресв. Богородицы, Сошествие Св. Духа). Среди сюжетов также «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» и назидательные образы на пластинах нижнего ряда, библейские сцены с эпизодами из истории царей Давида, Соломона и апокрифического Китовраса; нек-рые из этих сцен, напр. «Притча о сладости мира» (см. ст. Варлаам и Иоасаф ), близки образам лит. произведений, созданных архиеп. Василием, напр. из «Послания о рае». В традициях визант. искусства здесь помещены фигура заказчика, пространная молитва и обширная вкладная надпись.

http://pravenc.ru/text/149823.html

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения при 1-й гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1838 и 1840. Архитектор:Н.Л. Бенуа Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, 11 Координаты: 59.922856, 30.341221 Проезд:метро " Владимирская " или " Пушкинская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня помещается в доме 1 гимназии, находящемся на углу Кабинетной и Ивановской улицы, и построена в 1839-40 годах. До 1833 г. эта церковь помещалась в здании С.-Петербургского университета, которое было смежно с гимназиею и теперь занято синодальным подворьем. До того времени 1 гимназия называлась благородным пансионом и состояла в ведении университетского начальства. Когда же университет перевели на Васильевский остров, а пансион преобразовали в гимназию, тогда в гимназию же передана была и церковная утварь и хранилась в ней до 1839 г. В это время петербургский купец Куницын взялся устроить при гимназии новую церковь, пожертвовав на это до 5 000 руб. В новоустроенную церковь взята была ризница и утварь прежней церкви. Церковь освящена 12 октября 1841 г. преосвященным Гавриилом, архиепископом Рязанским, присутствовавшим тогда в св. Синоде. Длина храма 8 саж., ширина 4 саж. Солей возвышается на две ступени. Иконостас деревянный, выкрашенный белой краской, высотою в 2 сажени, имеет трое врат и 6 местных икон. Престол и жертвенник в 1,5 арш. вышины, дубовые; под престолом в ковчежце хранятся св. мощи, положенные при освящении церкви. Антиминс священнодействован митрополитом Серафимом. К достопримечательностям храма принадлежат: - напрестольный крест, серебряный, вызолоченный, весу в нем 1 фунт; - серебряный, позлащенный ковчег с двумя черненными изображениями херувимов и с иконами Господа Саваофа и Воскресения Христова; - священные сосуды серебряные, позлащенные, двух размеров большого и малого, со всеми их принадлежностями, меньшие пожертвованы в 1861 г. С.-Петербургским купцом Дрожжиным;

http://sobory.ru/article/?object=10348

Митрополит Крутицкий Ювеналий совершил великое освящение Покровского храма подмосковного Покровско-Васильевского мужского монастыря 26 марта 2015 г. 13:50 22 марта 2015 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Покровского храма Покровско-Васильевского мужского монастыря в подмосковном Павловом Посаде. Иерарху сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман , епископ Видновский Тихон , игумен обители Андрей (Тонков), игумен Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря Стефан (Макаров), игумен Борисоглебского мужского монастыря Августин (Шорников), игумен Николо-Пешношского мужского монастыря Григорий (Клименко), благочинные церковных округов епархии, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке протоиерей Виктор Сандар, а также духовенство Павлово-Посадского благочиния. За богослужением молились глава Павлово-Посадского района О.Б. Соковиков, глава города Павловский Посад В.В. Бунин и глава администрации Павлово-Посадского района А.В. Федоров. В этот день были освящены все четыре престола храма: Покровский, в честь мученицы Акилины, Всех святых и преподобного Василия Исповедника. После сугубой ектении митрополит Ювеналий вознес молитву о мире на Украине. За богослужением была совершена священническая хиротония клирика Троицкого собора города Щелково диакона Александра Амелина и диаконская хиротония Кирилла Ковальчука. После Литургии от лица братии и прихожан Покровско-Васильевского монастыря митрополита Ювеналия приветствовал игумен обители Андрей (Тонков). Священник преподнес архиерею список чтимой монастырской иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Во внимание к трудам во славу Святой Церкви митрополит Ювеналий наградил игумена Андрея епархиальной медалью «За усердное служение» I степени. За помощь в восстановлении монастыря ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени был удостоен директор Павлово-Посадской платочной мануфактуры В.С. Стулов. Патриаршими грамотами были награждены благотворители обители И.Н. Серегин и Ю.А. Рудаков. Также епархиальные грамоты из рук иерарха получили благодетели и братия монастыря. По окончании богослужения всем прихожанам в храме были розданы иконки Покрова Богородицы, а на улице — испеченные «жаворонки», которые по доброй традиции пекутся в день памяти сорока Севастийских мучеников. Затем митрополит Ювеналий осмотрел новопостроенные храмы обители: святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (у святых врат монастыря) и трапезного в честь Архангела Михаила. Празднование завершилось общей братской трапезой. Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Сретение Господне: иконы и фрески Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613) vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е гг. Фото: Павел Отдельнов vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси vk fb tw ok @ g+ lj Роспись Троицкой церкви монастыря Сопочаны. Около 1265 года, Сербия vk fb tw ok @ g+ lj Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения Богоматери, монастырь Грачаница, Сербия, 1321 г. vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат, 1336 г. Техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Около 1337г. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения на Волотовом поле. Великий Новгород, вторая половина XIV в.(утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Византийская икона XV века, темпера на дереве 44.45 х 42,2 см. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Агиос Николаос Тис Стегис(под крышей). Какопетрия , Кипр XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика церкви Богоматери Кириотиссы ( мечеть Календархане) в Стамбуле, Археологический музей Стамбула vk fb tw ok @ g+ lj Икона первой половины XVI в., из праздничного ряда церкви архангелов на Городце в Пскове, Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Дуччо ди Буонинсенья, сиенская школа, Сретение Господне, XIII век vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/51541.html

Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой. Эта техника, известная как Западу, так и Византии, была широко распространена на Руси при выполнении церковных врат. Наиболее обстоятельное исследование и описание врат произвел В.Н. Лазарев в 1953 году. Он пишет, что над вратами работали четыре мастера-новгородца. Один из них, вероятно, был Ипатий. Особенность новгородского говора нашла отражение в тексте под картинами. Большая часть пластин создана при архиепископе Василии, за исключением верхнего ряда. Причем Лазарев признает переделку врат в XVI, XVII и даже XIX веках. До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для художественного отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображенных святых — русские. Таким образом, теперь нельзя представить себе первоначальный вид новгородских врат. Когда их устанавливали в Александровой Слободе, дверной проем оказался мал, и это вынудило произвести перемонтаж пластин, чтобы сократить высоту и ширину дверей. При сборке был выброшен ряд с тремя фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой в нижнем ряду (слева) поместили апокрифичную «притчу о сладости мира сего». В настоящее время высота врат около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров. На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках (семь рядов). В стыках пластин — розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением «Вседержителя, сидящего на престоле», коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед господом за своего подопечного. Расположение картин на вратах в настоящее время: Сюжеты картин Новгородских врат (по архим. Леониду Кавелину): 1. Иоаким, сидя под деревом, скорбит о бесплодии жены Анны. Ангел извещает, что молитва его услышана богом и у них родится дочь.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Огромная заслуга в этом грандиозном начинании принадлежала прежнему келейнику патриарха Филофея (Коккиноса) Киприану, поставленному в 1375 г. митрополитом «киевским, русским и литовским» († 16 сентября 1406), благодаря которому и при участии афонских писцов сочинения патриарха Филофея получили широкую известность у русского читателя . С возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской ойкумены. Это событие зафиксировано в летописях под 1397 г., когда «бысть знамение в церкви Св. Бориса и Глеба (во Пскове): 2 иконы, Св. Троица и Богородица, снидоша с верхнего тябла и легоша на Восток образом» (здесь и далее выделено нами. — авт.) . Нахождение данного образа в конце праздничного ряда иконостаса 1408–1410 гг. из Успенского собора во Владимире, который по описям конца XVII b. насчитывал 25 праздников, отмечено в «Описи ветхого серебра» 1771 г. Для более раннего времени особого внимания заслуживает пластина с изображением Гостеприимства Авраама на «Васильевских вратах» 1336 г. ( илл. 5 ), которая после переноса врат в 1570 г. в Покровский собор Александровой слободы оказалась помещенной в праздничном цикле после пластины с изображением Сошествия Святого Духа . О первоначальном месте этой пластины ( илл. 6 ) в начале праздничного цикла, в левом верхнем углу на северной створке врат, позволяет судить пластина с образом Новозаветной Троицы, которая увенчала средний валик при переделке врат в 1530 г. мастерами новгородского архиепископа Макария. Именно при данном размещении пластины с изображением Гостеприимства Авраама непосредственно под ней тремя рядами ниже оказывается пластина с изображением Успения ( илл. 7 ), в верхнем сегменте которой представлен редкий образ Живоначальной Троицы в виде трех Ангелов. Ангелов, собирающихся принять на небо Богородицу, стали часто изображать в XIV b., особенно на сербских фресках ( илл. 8 ) . Над их фигурами в клейме «Васильевских врат» помещен престол с двумя крестами и голубем посредине, что не оставляет сомнения в идентификации центрального Ангела как Святого Духа.

http://bogoslov.ru/article/6192220

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010