Василий (Ратмиров), архп. б. Минский и Белорусский Год рождения, образование, семейное положение, пострижение в монашество, прохождение служебного и духовного поприща – нам ничего неизвестно. Хиротонисан во епископа в 1921 году на какую кафедру неизвестно. В первые же годы появления обновленчества, он уклонился в обновленческий раскол, где был назначен деловодом и управделами. Свящ. обновленческого Синода. Там же он возведен в сан митрополита Курского. По частным сведениям бывш. обновленческих архиереев, известно, что он в начале 40-х годов по собственному заявлению снял с себя сан и был оставлен мирянином – управделами Первоиерарха Виталия (Введенского). В 1941 году он принес покаяние пред Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и был принят в общение с Православною Церковью в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру, хотя об этом в журнале Московской Патриархии не отражено. Возникает вопрос, почему митр. Сергия принял его в сане епископа в то время, как последний добровольно снял с себя сан. Вопрос может быть разрешен в такой плоскости. По всей вероятности, митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан, а последний факт этот намеренно утаил от него, указав на старую свою хиротонию, совершенную, возможно, еще Патриархом Тихоном в 1921 году. Свое личное дело в обновленчестве, как управделами, он постарался изъять, почему и у составителя генерального Каталога русских православных архиереев до 1927 года Л.Д.Аксенова сведения о нем совершенно отсутствуют. Как подтверждение того, что епископ Василий изъял свое личное дело, служит еще тот факт, что у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии, дело еп. Василия значится под 13, но в этом деле нет никаких сведений за исключением собственноручной подписи Яворского о том, что еп. Василий снял сан по собственному заявлению. Возникает еще один вопрос, почему еп. Василий под актами Собора русских архиереев 1943 года подписался после архиепископа Рязанского и Зарайского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, ибо известно, что архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия - 7 апр. 2008, Москва), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева , М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко) . За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.- во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре , впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/153213.html

Митрополит Сергий (Страгородский), пославший его в Прибалтику, не был свободен в выборе кандидатов, да их и было немного: в Русской Церкви на территории СССР оставалось всего четыре архиерея (не считая «обновленческий» епископат), все остальные были сосланы или уничтожены. Многое зависело и от позиции советской власти в Прибалтике, которая не доверяла иерархам, находившимся на присоединеннных к СССР территориях. Опасения не были напрасными. «Верные» Константинопольской юрисдикции митрополиты Эстонский (Паулус) и Латвийский Августин (Петерсон)с возвращением бывших прибалтийский губерний в состав России (уже советской) тотчас «покаялись» перед Московским Патриархатом, а с захватом Прибалтики немцами — отказались от своих слов и вернулись под юрисдикцию Константинополя. Ехать на должность экзарха во враждебную Прибалтику мог только русский архиерей, проверенный органами власти, каковым и был митрополит Сергий (Воскресенский). Но версии, что митрополит Сергий был сотрудником НКВД, гестапо, а также двойным агентом этих спецслужб не находят документального подтверждения. Наивно думать, что инициатором создания Псковской миссии было НКВД. Большевики не были заинтересованы в распространении религиозных взглядов. Советская разведка действительно, использовала в своих целях православного архиерея — преосвященного Василия (Ратмирова), бывшего в т. н. обновленческом расколе митрополитом. Вместе с группой разведчиков архиепископ Василий был заброшен на оккупированную территорию, где выполнял задания Москвы. Об этом пишет в своих воспоминаниях «Остаюсь единственным свидетелем» генерал П. А. Судоплатов. Однако Псковская миссия не имеет ничего общего с этой разведывательной операцией. Конечно, Псковская миссия представляла для немцев интерес как пропагандистская компания. Советы запрещали религию, это ущемляло права верующих, а с приходом германской армии верующие свои права получали . Немецкие оккупационные власти поддержали инициативу митрополита Сергия (Воскресенского) о создании Псковской миссии. Но в главном тактика немцев была следующей: не мешать открывать храмы, но и не помогать. За всеми санкциями по работе миссии митрополит Сергий должен был обращаться к немецкому командованию. С немецкой стороны был установлен контроль за религиозной жизнью, который, в частности, выражался в требовании ввести в храмах моления о немецких властях, которое и исполнялось православными священниками на территории Псковской миссии.

http://pravmir.ru/cerkov-v-tylu-vraga-by...

по: Там же. С. 144). 22-23 марта 1917 г. по предложению еп. Иоанна состоялся съезд благочинных Кубанской обл. в связи «с текущими великими историческими днями», на к-ром было запланировано проведение 13 апр. съезда Кубанской епископии для рассмотрения устава Ставропольской епархии. На собрании духовенства Ейска и ряда станиц Кубанской обл., состоявшемся на пасхальной неделе 1917 г., подавляющим числом голосов было поддержано пожелание установить в России конституционную монархию. На прошедшем в мае 1919 г. в Ставрополе Южнорусском Соборе было принято решение «о признании выделения Кубанского викариатства из Ставропольской епархии неотложно необходимым». 18 июня того же года Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России издало указ о преобразовании Кубанского вик-ства в самостоятельную епархию с оставлением наименования «Преосвященный епископ Кубанский и Екатеринодарский» (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия ). В 1922 г. в Кубанской епархии началось распространение обновленчества , в раскол уклонился Кубанский еп. Иоанн (Левицкий). С 24 июля по 21 авг. 1922 г. обновленческой Кубанской епархией управлял Николай (Федотов), бывш. настоятель ейского Михаило-Архангельского собора, благочинный церквей Ейска, носивший титул «епископ Ейский (Новороссийский)». В нач. 20-х гг. ХХ в. было, по-видимому, возобновлено правосл. Е. в. Есть сведения, что 29 нояб. 1920 г. во епископа Ейского был хиротонисан Филипп (Гумилевский) , вскоре арестованный, затем сосланный в Н. Новгород. В кон. 1921 г. епископом Ейским, викарием Кубанской епархии, был назначен Евсевий (Рождественский) , прибывший в Ейск в янв. 1922 г. (По-видимому, недостоверными являются сведения о хиротонии 4 нояб. 1921 во епископа Ейского Василия (Ратмирова) , вскоре уклонившегося в обновленчество.) Когда Кубанский еп. Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество, еп. Евсевий объявил архиеп. Иоанна впавшим в раскол и взял на себя управление Кубанской епархией, организовал епархиальный совет. В мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/189595.html

Радошковичи (до войны правосл. храмы здесь были отняты католиками). В то же время часть церквей была утрачена вслед. карательных операций оккупантов. 22 июля 1943 г. каратели согнали свыше 500 мирных жителей в приходский храм в дер. Доры Воложинского р-на и сожгли их вместе с храмом. Также немцы сожгли храмы в деревнях Занарочь и Сватки Мядельского р-на, Городок Радошковичского р-на, Русино и Груздово Поставского р-на, Губы Вилейского р-на. После войны, в условиях разрухи только в с. Груздово храм был обустроен в специально возведенном новом молитвенном здании, в остальных приходах вместо сгоревших храмов обустраивались часовни в деревенских избах. При преобразовании в 1944 г. Вилейской обл. в Молодечненскую 9 районов (Браславский, Видзовский, Глубокский, Дисненский, Докшицкий, Дуниловичский, Миорский, Плисский, Шарковщинский) были переданы в образованную 20 сент. 1944 г. Полоцкую обл. (в 1954 возвращены в Молодечненскую обл.). В составе Молодечненской обл. в 1944 г. было 12 районов: Вилейский, Воложинский, Кривичский, Молодечненский, Мядельский, Островецкий, Ошмянский, Поставский, Радошковичский, Свирский, Сморгонский, Юратишковский. Первая попытка создания епархии с центром в Молодечно относится к 1945 г., когда было образовано ЕУ по Молодечненской обл., к-рое возглавил благочинный Молодечненского окр. прот. Алексий Маевский († 1979). По замыслу Минского архиеп. Василия (Ратмирова) Молодечненская епархия должна была охватывать Молодечненскую обл. Островецкий и новообразованный Свирский районы области были католическими, правосл. приходов там почти не было. Архиеп. Василий настаивал на том, что значительная часть католиков в этих районах - это ополяченные белорусы, и предлагал для их возвращения в Православие отдать под правосл. храмы неск. католич. костелов в этих районах. Минское ЕУ предоставило властям список всех правосл. храмов в Зап. Белоруссии, отнятых в 20-30-х гг. XX в. властями Польши у православных и обращенных в костелы. Однако руководство Белоруссии не решилось передать костелы православным.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

АОП. Фонд новомучеников и исповедников. Там же. Там же. Архиепископ Василий (в миру Василий Михайлович Ратмиров) родился в 1881 году. В 1909 году был рукоположен во священника. В 1920 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В 1921 году хиротонисан во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии. После официальной регистрации обновленчества перешел к обновленцам. В 1927 году был арестован и отправлен в концлагерь в город Кемь. По освобождении был назначен «архиепископом» Армавирским и Майкопским, в 1935 году – «митрополитом» Курским. К этому времени он был уже старым сотрудником НКВД, принеся немало зла православным. «Митрополит» Василий не скрывал своих воззрений. В 1935 году он ходил по Курску «бритым, в гражданском костюме, с папиросой в зубах... с женой под ручку, не только по городу, но и в церковь (ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 7, д. 22, л. 9.). В 1938 году Ратмиров был назначен управляющим делами обновленческого Синода. В 1939 году он отрекся от сана и поступил в советское учреждение бухгалтером. С началом Великой Отечественной войны НКВД вновь привлек его к работе, и 17 июля 1941 года, по согласованию с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), Ратмиров был назначен епископом Житомирским. Житомир вскоре был захвачен немцами, и 27 августа 1941 года епископ Василий получил назначение в Калинин, где занимался во время оккупации города внедрением в церковную среду сотрудников НКВД, некоторые из них оказались впоследствии в составе Псковской миссии. В 1942 году митрополит Сергий возвел епископа Василия в сан архиепископа, а в 1943-м – назначил архиепископом Калининским и Смоленским. Архиепископ Василий занимался в то время приемом в клир людей, бывших в оккупации, выдавая им за определенную мзду, без рукоположения, справки, что они направляются в те или иныеприходы священниками. ГАКО. Ф. Р-3501, оп. 1, д. 319, л. 13. ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 1, д. 327, л. 22. ГАКО. Ф. Р-3501, оп. 1, д. 317, л. 19. УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13573, л. 48.

http://pravicon.com/info-3272

Пусть осудят меня и не будет друзей, Я с Тобою останусь всегда, – Только будь неразлучен с душою моей, Помоги выпить чашу до дна. Я отраду нашел у Креста Твоего, Я уж в мире от мира ушел, Мой душевный покой, все отдал за него, Но зато ведь Тебя я нашел. Не слезами, а кровью все раны Твои, Мой Спаситель, готов я омыть: Я молю – пусть настанут же дни, Чтоб и жизнь за Тебя положить». (ИЦ МВД Московской обл. Д. СО-32909, л. 4-5. (Ср. Мученица Татиана (Гримблит). Стихотворения. М., 2006. С. 85-86.)   Архиепископ Василий (Василий Михайлович Ратмиров) родился в 1887 году в ст.Нововеличковской Екатеринодарской губ. В 1908 году окончил Ставропольскую Духовную семинарию и в 1909 году рукоположен во священника. Служил свя­щенником в г.Ейске в 1918-1920 годах, в то время, когда эта территория была за­нята белыми. После прихода сюда большевиков стал тесно сотрудничать с орга­нами ГПУ. В 1921 году хиротонисан, по его словам, не подтвержденным пока никакими документами, во епископа Ейского, викария Ставропольской епар­хии. В 1922 году женился и перешел к обновленцам и был назначен ими «архи­епископом» Армавирским и Майкопским, а в 1935 году – «митрополитом» Курским, и на этом посту немало принес зла православным. Он, впрочем, не скрывал своего безбожества, ходил по Курску «бритым, в гражданском костюме, с папиросой в зубах... с женой под ручку, не только по городу, но и в церковь» (ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 7, д. 22, л. 9). В 1938 году Ратмиров был назначен управляющим делами и завхозом обнов­ленческого Синода; жил он в одном доме с первоиерархом обновленцев «мит­рополитом» Виталием Введенским. В начале июля 1938 года НКВД стал арес­товывать и верных властям обновленцев, которые на допросах оговорили Ратмирова, и 22 июля он был неожиданно для себя арестован и 31 июля вызван на допрос. Он объяснился со следователями, и на следующий день дело было прекращено; 2 августа начальник 4-го отдела 1-го управления НКВД направил начальнику 4-го отдела УНКВД по МО служебную записку: «Про­сим освободить из-под стражи Ратмирова Василия Михайловича.

http://fond.ru/kalendar/466/rafail/

Малашкевич, в с. Смоловка - некий И. Каркалица. По всей видимости, и в этих случаях речь шла о представителях движения истинно православных христиан, вышедших из подполья в оккупационные годы и пытавшихся продолжить открытое служение в послевоенный период. Последний подобный случай на Минщине зафиксирован в 1948 г. в дер. Скрыль Пуховичского р-на (ГА Минской обл. Ф. 3196. Оп. 2. Д. 3). В 1950 г. был замечен самозваный лжесвященник в с. Киевичи Копыльского р-на. Регистрация общин и духовенства затягивалась из-за отсутствия у священников указов о назначении, к-рые должен был подписать архиеп. Василий (Ратмиров). В марте 1945 г. на приеме у уполномоченного СД РПЦ в Минске он заявил, что не изучил полностью духовенство Белоруссии и поэтому воздерживается назначать тех клириков, о которых не имеет необходимых данных (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 18). Клириков, принадлежавших к раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) или к Варшавской митрополии, а также к истинно православному движению, архиеп. Василий принимал в молитвенное общение через принесение покаяния в расколе. 30 дек. 1945 г. были назначены новые архиереи для Белоруссии: рукоположен еп. Гродненский и Барановичский Варсонофий (Гриневич) , управляющим Пинско-Брестской епархией назначен заштатный еп. Даниил (Юзвьюк) , арестованный в марте 1950 г. По настоянию архиеп. Василия (Ратмирова) в 1946 г. в состав М. е. была передана из Пинской епархии территория Брестской обл., а из Гродненской епархии - территория Барановичской обл., в связи с чем изменилась титулатура местных архиереев (Пинско-Брестский переименован в Пинско-Лунинецкого, Гродненско-Барановичский - в Гродненско-Лидского). Это было обусловлено финансовыми трудностями восточнобелорус. приходов, для укрепления к-рых необходимо было включить в епархию экономически более сильные западнобелорус. общины. С июня 1945 г. почти во всех областях, кроме Гродненской и Пинской, имелись «областные секретари Минской епархии» и по совместительству - областные благочинные, назначавшиеся, как отмечалось в указах архиепископа Минского, для «связи с областными уполномоченными», а также для координации деятельности районных благочинных. В Минской обл. в 1945 г. было 3 благочиннических округа: Минский, Борисовский и Койдановский. Кадровая политика архиеп. Василия вызывала недовольство со стороны уполномоченных СД РПЦ, поскольку он назначал в основном священнослужителей, к-рые имели церковные заслуги, на ответственные должности ставил западнобелорус. священнослужителей, не пользовавшихся доверием у властей.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо). В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование. Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на). В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 109–110. С. Л. К. Андрей. ( Комаров Анатолий Андреевич)…С. 359–360. Василий (Ратмиров Василий Михайлович), бывший архиепископ Минский и Белорусский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 93–94. «14 мая г.] Вчера на заседании [Синода] архиепископ Питирим делал большой доклад о деяниях б[ывшего] архиепископа Василия Ратмирова – пьянстве с уполномоченным, выкачивании денег из епархии себе и бездеятельности. Он “по болезни” ушел и... скрылся... Постановлено запретить в священнослужении, вызвать в Синод для объяснений» ( Григорий (Чуков), митр.Дневник. Тетрадь 43. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 106. В публикуемых фрагментах дневника архиепископа (с 7 сентября 1945 г. митрополита) Григория 1944 – 1953 гг. из тетрадей 38 – 41, 45 – 47 и 53 для удобства восприятия материала не указаны сноски на некоторые их части, опубликованы ранее в статьях: Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника/Сост. Л. К. Александрова-Чукова//Православие и современность. 2010. 15(31). С. 90–90; Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., Вып. 34. С. 17 – 131; Александрова-Чукова Л. К. Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде (Электронный дата обращения – 1 октября 2023 г.); Александрова-Чукова Л. К. Архиерейский Собор 21–23 ноября 1944 года, его цели и задачи: свидетельства участника – архиепископа Григория (Чукова)//Церковь. Богословие. История. 2021. 2. С. 49–67; Митрополит Григорий (Чуков). Деятельность учебного комитета Св. Синода 1946–1955 гг.: к 70-летию основания/Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой. 2010 (Электронный ресурс:http://bogoslov.ru/article/4888315; дата обращения – 1 октября 2023 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010