Те замахали на меня руками и стали тупо вещать, что это стихи великого человека и поэта, надо внимательно в них вникнуть, пропитаться, так сказать, духом этого гениального творения. Я вновь начал вникать. Человек просит, чтоб его похоронили посреди степи, где Днепр понесет с Украины в синее море вражескую кровь, и Бога он не хочет знать, если Он того не сделает. Простите, но так может писать обозленный на весь мир человек. Еще М.П. Драгоманов считал, что Шевченко величина дутая. Сопоставлять озлобленного на весь мир человека с величайшими гуманистами мира – явление нездоровое. Тут клиника, и требуется врач-психиатр. Возможно, у Шевченко был дар художника. Трудно судить. Но в историю он вошел не столько как художник, сколько как поэт и пророк, первый историк Украины, как любил характеризовать его Кулиш. Микешин, сокурсник по академии Шевченко, писал: «Российскую общую историю Тарас Григорьевич  знал очень поверхностно, общих  выводов из нее  делать не  мог; многие  ясные и общеизвестные факты  или отрицал или не  желал принимать  во внимание;   этим  оберегалась  его  исключительность  и   непосредственность отношений ко всему малорусскому». Некоторых авторов, о которых писал, совершенно не читал, как например,  Шафарика и Ганку.  Главный  способ приобретении знаний  заключался в прислушивании к тому,  о  чем говорили в гостиных более  сведущие люди. Подхватывая на лету  обрывки  сведений, Шевченко «мотав соби на уса, та перероблював соби своим умом».     Этот поверхностный человек зато обладал небывалым эмоциональным запалом злобы и ненависти к тем, кого он считал угнетателями.     ... а щоб збудить      Хиренну волю, треба миром      Громадою обух сталить,      Та добро выгострить сокиру      Та й заходиться вже будить.      Ненависть же к царю, который фактически выкупил его из крепостного рабства, просто патологическая.   Царив, кровавих шинкарив      У пута кутии окуй,      В склипу глибоком замуруй!     Честно признаться разбирать литературные достоинства произведений этого слабого поэта, стилизатора под народный фольклор и не надо было бы, но у Шевченко было то, что было необходимо революционеру: жуткий темперамент и ненависть к России.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

Если ученый позволяет такие речи, то почему бы поэту не выразиться?    Ляхи були - усе взяли,         Кровь повыпивали,        А москали и свит Божий       В путо закували.       Обратим внимание, что поляки, которые фактически уничтожали Православную Русь, для Шевченко терпимее, чем русские люди, те самые люди, спасшие Малую Русь от физического уничтожения. Он не помнил об этом, он воспитывался на «Истории Русов», этой фальшивки, вышедшей из под пера неизвестного писателя, но приписываемой Епископу Георгию Конисскому. То, что «История Русов» станет его настольной книгой, видно из произведения Шевченко «Близнецы», кстати, написанной по-русски. В этой книге рассказывается о некоем помещике Сокире.        «Я сам, будучи его  хорошим приятелем, часто гостил у него по нескольку дней и  кроме летописи  Конисского, не видал  даже бердичевского календаря в доме.  Видел только дубовый шкаф  в  комнате  и  больше ничего.  Летопись же Конисского,  в  роскошном  переплете,  постоянно  лежала на столе  и  всегда заставал  я ее раскрытою. Никифор Федорович  несколько раз прочитывал ее, но до  самого конца  ни  разу.  Все, все мерзости, все  бесчеловечья  польские, шведскую войну, Биронова брата, который у стародубских матерей отнимал детей грудных и давал  им щенят кормить грудью для свой псарни - и это прочитывал, но  как  дойдет до  голштинского  полковника Крыжановского, плюнет,  закроет книгу и еще раз плюнет».       «Переживания героя этого отрывка были, несомненно, переживаниями  самого Шевченко. " История  Русов " с  ее собранием " мерзостей "   трансформировала его мужицкую ненависть  в ненависть  национальную или, по крайней мере, тесно их переплела  между собой.  Кроме " Истории Русов " ,  сделавшейся  его настольной книгой,  поэт  познакомился  и  со  средой, из которой вышло  это  евангелие национализма. Приехав, в середине 40-х годов, в Киев, он не столько вращался там  в  университетских кругах  среди  будущих членов  Кирилло-Мефодиевского Братства, сколько гостил у хлебосольных помещиков Черниговщины и Полтавщины, где его имя было известно и  пользовалось популярностью, особенно среди дам.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

       Размышляя о свободе, о личности, философ не мог не писать о России. Он говорит, что «самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада, но по своему дейст­вительному эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада». «Русская душа оставалась неосвобожденной; она не сознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры». Бердяев считал, что негатив присутствовал из-за несоответствия мужского и женского начала. Мы не имели той мужественности, которой обладали страны Западной Европы и где «появился мужественный дух и наложил свою печать органически на основные силы народа» («Философия нера­венства»).         Данное утверждение весьма спорно, так как невозможно построить империю, не обладая мужественным духом, при этом сломав хребет жесткой Орде, ликвидировав Речь Посполитую и нанеся непоправимые удары по могучей Швеции, армия которой, между прочим, мужественно крушила немецкие княжества, которые своей государственностью обязаны русскому царю Петру и его правнуку Александру, скрутившему шею доселе непобедимой империи Наполеона. Скорее всего, следует говорить об антиномичности России. Сам Бердяев отмечал эту черту русской истории. Он писал, что в России сплошные тезисы, переходящие в антитезисы: «бюрократическая государственность рождается из анархизма, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного светоносного начала». Если понимать это как национальное пробуждение, то, видимо, это самый рациональный выход.       Конечно, говорить о рациональном выходе в России – дело все-таки безнадежное. «А путь культуры – средний путь. И для судьбы России самый жизненный вопрос – сумеет ли она себя дисциплинировать для культуры, сохранив все свое своеобразие, всю независимость своего духа». Но тогда – это уже будет другая страна.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

Диктатура пролетариата, т. е. диктатура коммунистической партии, означает государственную власть более сильную и деспотическую, чем в буржуазных государствах. Согласно марксистской теории, государство всегда было организацией классового господства, диктатурой, господствующих классов над классами угнетенными и эксплуатируемыми. Государство отомрет и окончательно заменится организованным обществом после исчезновения классов. Государство существует пока существуют классы. Но полное исчезновение классов происходит не сразу после победы революционного пролетариата. Ленин совсем не думал, что после октябрьской революции в России окончательно осуществятся коммунистическое общество. Предстоит еще подготовительный процесс и жестокая борьба. Во время этого подготовительного периода, когда общество не стало еще совершенно бесклассовым, государство с сильной централизованной властью нужно для диктатуры пролетариата над буржуазными классами, для их подавления. Ленин говорит, что " буржуазное " государство нужно уничтожать путем революционного насилия, вновь же образовавшееся " пролетарское " государство постепенно отомрет, по мере осуществления бесклассового коммунистического общества. В прошлом было подавление пролетариата буржуазией, в переходной период пролетарского государства, управляемого диктатурой, должно происходить подавление буржуазии пролетариатом. В этом периоде чиновники будут исполнять приказы рабочих. Ленин опирается в своей книге, главным образом, на Энгельса и постоянно его цитирует. " Пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников " , пишет Энгельс Бебелю в 1875 году. Тут Энгельс является явным предшественником Ленина. По Ленину демократия совсем не нужна для пролетариата и для осуществления коммунизма. Она не есть путь к пролетарской революции. Буржуазная демократия не может эволюционировать к коммунизму, буржуазное демократическое государство должно быть уничтожено для осуществления коммунизма.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

     В это расстроенное сознание входили идеи социального передела. Главный вопрос – эксплуатация человека человеком решался, как казалось в теории К. Маркса. Начало казаться, что экономическая теория Маркса лишь подводит человека под объективный процесс, который неизбежен. Интересно суждение Бердяева о диалектическом материализме: «Нужно сказать, что диалектический материализм есть нелепое словосочетание. Не может быть диалектики материи, диалектика предполагает логос, смысл, возможна лишь диалектика мысли и духа. Но Маркс перенес свойства мысли и духа в недра материи. Материальному процессу оказывается свойственной мысль, разум, свобода, творческая активность и потому материальный процесс может привести к торжеству смысла, к овладению социальным разумом всей жизни. Диалектика превращается в экзальтацию человеческой воли, человеческой активности. Все определяется уже не объективным развитием материальных производительных сил, не экономикой, а революционной борьбой классов, т. Е. активностью человека. Человек может победить власть экономики над своей жизнью. Предстоит, по словам Маркса и Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы. История резко разделится на две части, на прошлое, детерминированное экономикой, когда человек был рабом, и на будущее, которое начнется с победы пролетариата и будет целиком определяться активностью человека, социального человека, когда будет царство свободы. Переход от необходимости к свободе понимается в духе Гегеля. Но революционная диалектика марксизма есть не логическая необходимость самораскрытия и саморазвития идеи, а активность революционного человека, для которого прошлое не обязательно».        Вот эту активность и будут проповедовать творцы нового мира. «Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм. В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

         " Что  касается  Петрограда,  то, при  беглом подсчете, число  казненных достигает 1.300, хотя  большевики признают только 500, но они не считают тех многих сотен офицеров, прежних слуг и частных лиц,  которые были расстреляны в Кронштадте и  Петропавловской  крепости в Петрограде  без  особого приказа центральной власти, по воле местнаго Совета; в одном Кронштадте за одну ночь было  расстреляно  400 ч. Во  дворе были вырыты три больших ямы, 400 человек поставлены перед ними и расстреляны один за другим» (С.П. Мельгунов).       Вот этот мир предлагала строить коммунистическая власть. И те, кто считает, что убийцы испытывали любовь к своему отечеству, либо негодяи, либо умалишенные. К сожалению, и сегодня есть те, кто оправдывают разрушение Русского государства и считают, что раз это был неизбежный процесс, то действия Ленина вполне оправданы. Однако важный момент: Россия шла к революции не в результате движения материальных сил, но вследствие той духовной ушибленности, которой была поражена народная совесть и которую следовало исцелять, а не распалять темные инстинкты.       Это исцеление было возможно только на путях любви Христовой. В этом отношении можно и должно было остановить хаос, но вместо этого интеллектуальная элита, сама расшатанная духовно, подвергла духовному разгрому народное самосознание, которое, и это  надо признать, оказалось в вавилонском плену.     Этот плен выковывал нового человека. «Пролетарское   принуждение   во   вс e х   своих   формах,   начиная  от расстрелов...  является  методом  выработки  коммунистическаго  челов e ка  из человеческаго материала капиталистической эпохи» (Николай Бухарин). Интересно, что и сам Бухарин будет уничтожен. И вроде бы это говорит нормальный человек. Однако посмеем усомниться. И обратим внимание, что центральным словом бухаринского утверждения является принуждение. Россия, действительно, оказалась в плену. Но всякий плен есть следствие духовной слабости.        «Революции  в   христианской   истории   всегда были  судом  над  историческим   христианством,    над христианами,   над  их  изменой христианским  заветам, над  их  искажением христианства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

— Но ведь это же шутка, игра, поймите! Здесь никто не может обижаться. Ведь это же глупо в конце концов… — пробуют разубедить расходившуюся Надю Никс, Маня, Ванечка, Ася и Лоло. — Конечно, нельзя обижаться, — решается поднять голос в защиту «мнений» даже и тихая Зоинька. — Нельзя быть такой обидчивой, Надюша, — шепчет ей Наточка, приникая губами к Надиному ушку. — Перестаньте! Это же право смешно, Надя! Неужели тебе хочется обязательно выставить себя в таком смешном виде?.. — напоминает ей с другой стороны Софи тихим, чуть слышным шепотом. Этот шепот, казалось, переполнил Надино сердце обидой и гневом. Она, как ужаленная, отскакивает от Софи. — Это ты про меня сказала! Ты сказала! Я узнала сразу тебя! — в запальчивости кричит ей Надя. Софи теряется. Все смущены. Проходит добрая минута времени, пока Голубева находит в себе возможность ответить. — Во-первых, это сказала не я; а во-вторых, я не позволю тебе кричать на меня, — говорит она сдержанно, — и лучше уеду домой. Прощай, до более удачной встречи, Надя, — насмешливо добавляет она и, обратившись к Лизаньке, просит девушку узнать, не прислали ли из дому горничную за нею. Следом за Софи собираются по домам и остальные гости. У каждого из них находится вдруг какое-нибудь оправдание для такого быстрого и внезапного ухода, тем более, что коляска Ратмировых давно стоит у подъезда, а от Ртищевых и Стеблинских уже прислали прислугу. А Зоиньку Лоренц давно ждет ее англичанка в комнате Ненилы Васильевны. Надя робко и смущенно просит их остаться, подождать. Но ни у кого нет охоты видеть сердито-взволнованную и неосновательно будирующую именинницу. Гостьи разъезжаются. Сконфуженная девочка остается одна. Как прекрасно начался и как печально кончился этот вечер! И подумав об этом, Надя чувствует себя в самом деле несчастной. Она бродит по комнатам унылая и печальная и в душе бранит уехавших детей. О, какие противные! Оставить ее одну в день ангела. Этого она никогда им не простит! Никогда в жизни! Анны Ивановны нет дома. Чтобы дать полную свободу детям, она уехала на лекцию в Соляной Городок.

http://azbyka.ru/fiction/volshebnaja-ska...

Вторая половина лета промчалась одним сплошным розовым оном для Нади. «Добрая волшебница» не ограничилась одним обещанием быть приятной и полезной так полюбившейся ей девочке. Каждый день нарядный автомобиль или английская коляска Поярцевой заезжают в соседнюю с Петергофом деревушку и «похищают» Надю на целый день с тем, чтобы только поздно вечером возвратить ее снова домой. Можно было часто-часто видеть белокурую головку и сияющее удовольствием Надино личико подле пухлого приветливого лица Анны Ивановны. Прогулки в моторе или в коляске бывали обыкновенно очень продолжительными. По желанию Нади они проезжали мимо дач Ртищевых, Голубевых, Стеблинских, Ратмировых, и девочка с радостью отмечала удивление на лицах детей при виде ее скромной фигурки, откинувшейся на эластичных подушках экипажа. Как досадовала та же Голубева, как завидовала ей, не имея возможности кататься так ежедневно в нарядном собственном моторе. Так, по крайней мере, думает Надя, даже и не трудясь кланяться при встречах с Софи, демонстративно поворачивая ей спину! А Наточке и Стеблинским она с высоты своего достоинства кивает небрежно головой. Единственно, две княжны Ратмировы пользуются ее симпатией. С ними Надя изысканно любезна. Она даже старается подражать во всем старшей княжне, держится, как Ася, щурит глаза, а иногда пробует грассировать, умышленно не выговаривая «р», что кажется ей высшим доказательством хорошего тона. После катанья в экипаже Надя обедает ежедневно у Анны Ивановны. Эти обеды — истинное наслаждение для девочки. Помимо тонких блюд изысканной кухни, девочке приходится удивительно по душе постоянная, непрерывная лесть и восторги по ее адресу приживалок, их неустанные льстивые похвалы ее внешности, ее красоте, ее манерам. Все трое (Кленушка, за молодостью да еще, может быть, по исключительному свойству ее натуры, льстить не научилась) осыпают Надю на каждом шагу поощрениями и похвалами. — Королевна наша! — прозвала ее как-то Ненила Васильевна, и это прозвище сразу привилось к Наде, да так и осталось за ней.

http://azbyka.ru/fiction/volshebnaja-ska...

Образование получил низшее. В 1930 году по обвинению в контрреволюционной деятельности (статья 58 УК РСФСР) был осуждён на 5 лет высылки. Срок отбывал на Кольском полуострове. Вернувшись в Белоруссию, с 1936 по 1939 год работал поваром в ресторане города Речица Гомельской области, а в 1939–1941 годы поваром в Гомельском водном транспортном ресторане. Во время немецкой оккупации являлся старостой в храме г. Речица Гомельской области. 23 июня 1944 года архиепископом Минским и Белорусским Василием (Ратмировым) 725 был рукоположен во иерея и назначен на служение в г. Речицу. Был женат, имел четверых детей. С 1947 по 1950 год являлся настоятелем молитвенного дома в городе Лоев Гомельской области Белорусской ССР. В наказание за совершение треб и богослужений вне пределов своего прихода по настоянию уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области Е. Цуканова священник Григорий Секач в 1950 году был переведён на другой приход. Отказавшись от нового назначения, он стал на путь открытой конфронтации как с епархиальным начальством, так и с гражданской властью. Именно к этому времени относится первое косвенное упоминание о принадлежности Григория Секача к «катакомбному» движению. Так, уже упомянутый уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской области Е. Цуканов, в своём отчёте за второй квартал 1950 года, оставил следующее сообщение: «священник Секач является махровым церковным сектантом, [...] он не признаёт Московского патриархата (как „ставленника советской власти и близко стоящего к Сталину“), [...] он в церкви поминал только восточных патриархов» 726 . Вполне очевидно, что непризнание Московского Патриархата явилось первым симптомом, свидетельствующим о знакомстве священника Григория Секача с идеями, присущими «катакомбной» субкультуре. Будучи лишённым регистрации и запрещённым в священнослужении, священник Григорий Секач регулярно разъезжал по деревням Лоевского и Речицкого районов Гомельской области, где не только тайно совершал богослужения и требы, но и формировал общины своих почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1647 г. он выстроил себе на посадской земле двор со всякими хоромами, но ни с промыслов, ни с двора посадских податей не платил и ни в каких посадских службах участия не принимал 245 . Ответом на это ходатайство была грамота тотемскому воеводе с предписанием привлечь Дементия к платежу податей и ко всяким службам с посадскими людьми в ряд. Орловская волость Устюжского уезда жалуется в 1628 г. на крестьян Никиту, Семена и Истому Шадриковых, деревни которых в сошном и вытном письме написаны со всеми крестьянами вместе, но которые тем не менее от платежа податей с крестьянами «насильством отвиляются» 246 . В 1624 г. пять волостей Сольвычегодского уезда: Андреевская, Учецкая, Антропьева слобода, Ратмировская и Лальская бьют челом на торговых людей Д. Микулина и С. Башмакова, не заплативших приходившейся на них по их торгам и промыслам доли пятинных денег, которую приходилось уплачивать по разверстке пашенным крестьянам 247 . На уклонение капиталистов от тягла и на притеснения ими мира приносили жалобы не только волостные, но и всеуездные земства. Так в 1634 г. Сольвычегодский мир доводил до сведения правительства, что усольцы взятые в Москву в гостиную и суконную сотни: Елезовы, А. Паламошный, Важен Курбатов, Петр Захаров, владея многими деревнями, торгуя и промышляя в уезде, податей с мирскими людьми не платят 248 . —240— Капиталист, отвиливающий от платежа податей в ряд с крестьянами вызывает на себя постоянные жалобы мира. Но еще вреднее для мира был «миропродавец» и «ябедник», разорявший крестьян возбуждением лживых исков, вызывавший на суд в волость, в уезд и в Москву и принуждавший мириться за большие деньги, на что крестьяне должны были соглашаться, предпочитая такой платеж судебной волоките. Такой ябедник, в темноте опутывавший паутиною своих кляуз то того, то другого члена мира, является для общества, может быть, еще большим злом, чем разбойник, все же нападавший открыто. Тип такого мирского паука изобразительно описывает челобитье обоих Сухонских станов Устюжского уезда в 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010