В 1917 году, после большевистского переворота много верных Богу и родине сынов и дочерей были вынуждены покинуть свои дома; семья Прониных эмигрировала сначала в Молдавию (тогда территория Румынии — А. М.), а потом в Сербию. В семь лет Владимир поступил в начальную школу в городе Кишинёве 6 , которую окончил в 1921 году. После окончания начальной школы Владимир продолжал своё обучение в том же городе в русской гимназии до 1929 года. Жажда Бога и стремление к познанию истины привели выпускника гимназии сначала в духовную семинарию, а потом и в Белградский университет на богословский факультет. С благословения родителей в 1929 году Владимир поступает в православную семинарию в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Битоль (Охридская епархия, сегодня территория Македонии — А. М.). Поступить в Битольскую семинарию в то время было тяжело, так как из тысячи кандидатов принимались лишь около ста, а потому вступительные экзамены были очень сложными. Владимир эти экзамены сдал положительно и хорошо учился на всех курсах. Из дневника Владимира узнаём, что во время обучения как в гимназии, так и в семинарии студент Владимир Пронин просто жил в библиотеке. Его интересовало множество вещей, на которые он всегда искал ответы. Очень любил литературу, философию, археологию, историю, лингвистику. Его любимыми писателями были Тургенев, Достоевский, Лермонтов, Чехов, Есенин. Помимо своего главного послушания — учёбы, молодой студент постигает и азы духовной жизни, активно общается со многими святителями Русской и Сербской Православных Церквей. В тяжёлые для Церкви времена в духовной семинарии Битоля обучались и многие карпаторосы, которые после учёбы возвращались домой и служили Церкви Христовой на своей родине. Именно здесь Промыслом Божьим семинарист Владимир впервые в своей жизни встречается с многими будущими святыми: с преподобным Иустином (Поповичем) который с декабря 1930 по январь 1932 находился в миссионерской поездке в Подкарпатской Руси, а с 1932 по 1934 гг. был профессором Битольской семинарии; со святителем Николаем (Велемировичем), а также со святителем (тогда ещё иеромонахом) Иоанном (Максимовичем)

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

—283— ставлен был за сочинение. – Примечание. Право подвергаться испытанию предоставляется всего один раз“. 2) Определением Святейшего Синода от 11 марта/5 апреля 1869 года, согласно с Высочайшим повелением, постановлено: „поставить в известность начальства всех духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в эти заведения иностранцам оказывали возможное снисхождение как на приёмных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений“. 3) По § 81 лит. б п. 10 устава духовных академий „присуждение степени кандидата“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении действительных студентов Академии Николая Богданова, Георгия Богословского, Николая Остроумова , Григория Шаповаленко, Полиевкта Якубовского, Николая Арбекова, Владимира Беляева, Дмитрия Грацианского, Александра Другова, Василия Зеленцова, а также, в виду требований, изложенных в определении Святейшего Синода от 11 марта/5 апреля 1869 года, и сербского уроженца Саввы Поповича в степени кандидата богословия. XII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что студенты III и II курсов, которым Советом Академии дозволено было держать устные испытания и представить семестровые сочинения после летних каникул, исполнили требуемое и получили следующие баллы: Коновалов Дмитрий (III курса) – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 5; иеродиакон Алексий (II курса) – на устном испытании по истории философии – 3− и Челак Александр (II курса) – на устных испытаниях: по Священному Писанию Ветхого Завета, общей церковной истории, библейской археологии и истории философии – 5, по русской гражданской истории 5−, по патристике и психологии – 4½. Справка: По §81 лит. а п. 5 устава духовных академий „перевод студентов из курса в курс“ значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Студентов: III курса – Дмитрия Конова-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 16 февраля 2009, 21:42 ВООПИиК обратилось в прокуратуру Санкт-Петербурга с требованием отменить экспертизу, согласовавшую возведение компанией ЛЭК восьми 19-этажных домов в непосредственной близости от памятника федерального значения. 9 февраля 2009, 22:10 В этом году в панихиде приняли участие сербские монахини, глубоко почитающие классика русской литературы и изучающие его творчество. Их соотечественник, святой Иустин Попович, автор книги " Достоевскоий и славянство " , признан одним из лучших в мире исследователей жизни и творчества писателя. 4 февраля 2009, 23:38 История, сегодняшний день древнего монастыря и его братии представлены в книге документально-художественными очерками, старинными изображениями северных святых и снимками нынешних насельников. северяне. 4 февраля 2009, 23:10 Создавая точную копию трона, мастера использовали исторические чертежи и старинную столярную технику. Как пояснил благочинный Александро-Невской лавры игумен Никита, трон установлен в алтаре Свято-Троицкого собора монастыря. 3 февраля 2009, 23:50 Его организаторами стали благотворительный фонд " Православная Русь " и петербургская молодежная организация " Русская православная молодежь " . Ко дню памяти отца Василия Ермакова в Святодуховском центре была смонтирована посвященная ему фотовыставка " Свет любви и добра " , которую можно посетить до 13 февраля.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=13&t...

Благонравов Е. Плен вавилонский и его значение в истории иудеев. М., 1902 Болотов В. Валтасар и Дарий Мидянин. СПб., 1896 Рождественский А. Видение св. пророка Иезекииля на реке Ховар. СПб., 1904 Скабалланович М. Н. Пророк Иезекииль. Первая глава его книги. Мариуполь, 1904 Тарро Дж. Книга пророка Иезекииля. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Юнгеров П. Внебиблейские свидетельства о событиях, описанных в книге пророка Даниила. — ПС, 1888, # 1 8. Возвращение из Плена. Пророки Аггей, Захария, Малахия, Иоиль Виноградов Н., свящ. Книга пророка Аггея. Серг. Пос., 1914 Грецов А. Книга пророка Малахии. М., 1889 Денцер Дж. Книги пророков Аггея, Захарии, Малахии, Иоиля. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885 Ириней (Клементьевский), еп. Толкование на книги пророков Захарии и Малахии. М., 1909 Образцов П., свящ. Опыт толкования книги св. пророка Захарии. СПб., 1873 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Захарии. Вятка, 1876 Его же . Толкование на книгу св. пророка Малахии. Вятка, 1976 Попов В. Д. Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры и Неемии в Иерусалим. Киев, 1905 Попович Г. Книга пророка Аггея. Киев, 1913 Рождественский Д., свящ. Книга пророка Захарии. Серг. Пос., 1910 Смирнов И. (еп. Иоанн). Пророки Аггей, Захария, Малахия. Рязань, 1872 Тихомиров И. Пророк Малахия. Серг. Пос., 1903 9. Древний Восток в эпоху пророков Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971 Бернхардт К. Х. Древний Ливан. М., 1982 Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967 Масперо Г. Ассирия. М., 1913 Рагозина З. История Ассирии. СПб., 1902 Его же . История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения персидской державы. СПб., 1903 Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979 Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972 10. Учительные книги: святоотеческие толкования Свт. Василий Великий . Беседа 12. О начале книги Притчей. — Творения свт. Василия Великого. СПб., 1911, т. 2

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

– Все это, может быть, и предвидели окружники, но тем не менее задуманное решились привесть в исполнение. Они составили подробное и обстоятельное изложение всех противозаконных поступков Кирилла с подведением соборных правил, определяющих меру наказания за каждый из таковых, и это изложение за подписом Антония, Варлаама, Савватия и Иова (в лице иерея Василия) отправили чрез Пафнутия казанского и Ипполита к заграничным епископам, с тем, чтобы по рассмотрении его сими последними предложить Кириллу добровольно сложить с себя звание и власть митрополита, или, если он не пожелает воспользоваться этим снисхождением, подвергнуть его низложению по точной силе церковных правил. Посланные прибыли к заграничным старообрядцам, изложили перед ними свой план и встретили с их стороны полнейшее сочувствие своему делу. Все главные представители их, как-то: Аркадий васлуйский, Аркадий славский, Иустин тульчинский, Евфросим и другие депутаты подписались под обвинительным актом над Кириллом 209 , и вместе с московскими послами в начале ноября 1866 года отправились в Белую Криницу, чтобы там соборне произнести суд над Кириллом. Прибыв в Белую Криницу, они «нашли Кирилла (который уже был предварен об их намерении), по описанию Аркадия славского, окруженным богокорчемниками, упоенными вином безумия, которые встретили их, не имея намордников, громко лаяли и пожирали недарованная им, объявили им цену цененного, егоже оцениша сынове Израилевы. Общим гласом восклицали: что нам хощете дати, и мы вам предадим Христа? Степан поп назначал цену 600 р. сер., и все будет свято, т. е. святитель в ваших руках (т. е. будет). Акинф (белокриницкий мужик, имевший важное влияние на Кирилла) другим напевом отвечал: мне обещали со стороны Ефима Крючкова 1,000 руб., а вы должны дать более». Епископы, конечно, отказались от этого постыдного подкупа и приступили к делу, за которым прибыли. В кельях Кирилла они открыли соборное заседание, но ничего не успели еще сделать на нем, как в келью вошли под предводительством упомянутого Акинфа Васильева три представителя белокриницкого общества: Иван Попович, Дей Парамонов и Василий Перепелка, далеко не трезвые, и в самых дерзких и неприличных выражениях потребовали от белокриницких гостей – немедленно же убираться вон, – угрожая в противном случае представить их начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

По Тертуллиану , вера предшествует знанию, потому что она «направляет разум к достижению истинного знания». Подчеркивая непостижимость многого в учении о Святой Троице, святой Василий Великий видит в этом основу сколь можно более твердой веры в Нее и пишет против еретического рационализма Евномия: «Если будем все измерять собственным разумением и предполагать, что непостижимое для разума вовсе не существует, то погибнет награда упования. За что же еще стать нам достойными блаженств, какие соблюдаются для нас под условием веры в невидимое, если верим тому только, что очевидно для рассудка?» Как бы продолжая мысль святого Василия Великого , блаженный Августин говорит: «Драгоценность веры состоит в том, что она верует, не видя. Ибо что великого в том, если люди веруют тому, что видят, по мысли Самого Господа, Который, изобличая ученика, говорит: «яко видев Мя, веровал еси; блажени не видевшии и веровавше»» ( Ин.20:29 ). Вера – это не предмет логических доказательств, а доверия к Господу как Самому Верховному Источнику всех истин веры (см. Рим.10:17 ). Сущность всех истин веры погружена в невидимое (см. Евр.11:1 ; Рим.8:24 ; 2Кор.4:18 ; 1Пет.1:8 ). Тем, которые обусловливали веру доводами разума, святой Кассиан говорит: «Ты ищешь доказательства тому, что сказано Богом? Я не дам тебе его. Бог это сказал, Бог об этом говорил, – для меня Его слово и есть самое большое доказательство. Доказательства я оставляю в стороне, уклоняясь от споров; для меня, чтобы веровать, достаточно только знать Того, Кто говорит. Вера не допускает меня сомневаться в сказанном, не разрешает мне судить. Зачем мне исследовать, каким образом истинно то, о чем возвестил Бог , если не следует сомневаться в истинности сказанного Богом». К Божественным истинам веры разум должен относиться с благоговейным страхом и почтением, ибо Бог и всё Божие несравненно превосходят наше разумение. Поэтому основное правило для человеческого разума в его трактовках вечных догматических истин – это не мудрствовать более, нежели подобает мудрствовать, но рассуждать целомудренно (φρονεν ες т σωφρονεν), по мере уделенной Богом веры (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вып. 1. СПб., 1903. 146 с. Вып. 2. СПб., 1906. Вып. 3. СПб., 1910. Русский Афон: Вып. 1, с. 35–74. 315 . – Святая Гора Афон. Быт монахов на Афоне и международное значение Святой Горы. СПб., 1911. 58 с. 316 . Иоселиани П. И. [Посещение Святой Горы] Visite an Mont Athos. – «Закавказский вестник», 1848, 22, 31, 35, 36. На рус. яз. 316а. Ипполит, иеромонах (Вишенский). Пелгримация или путешественник... во святой град Иерусалим. – См.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А) 419). 316б. – Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим... – См.: Розанов С. Л. 688). 316в. Исайя Сербин, старец Афонского монастыря Ксиропотама. Из сказаний о Святой Афонской Горе... – См.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.) 408). 316г. – Сказание... о Святой Горе... – См.: Ундольский В. М. 855). 317 . Истинная повесть о Кирилле и Мефодии и о изобретении богоданных кириллических славянских называемых писмен, составлена эллински от св. Феофилакта, архиепископа Болгарского, обретаема же во Святом монастыре Хиландарском и во всех прочих Святой Горы монастырях, переведена же некоим радолюбцем (Дионисием Поповичем) на простой славяно-сербский язык. Будим, 1823. 67 с. 318 . Исторический очерк возникновения и обзор деятельности братства русских обителей (келлий) на Святой Горе Афонской и отчет его за шестнадцать лет с 1896 по 1912 год. Одесса, 1913, 151 с. 319 . Историческое обозрение Афонских славянских обителей. – См. Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.) 411). 320 . Историческое описание Русского святого славного пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. 8 с. 321 . Историческое сказание о чудотворной иконе Иверской Божией Матери и о копиях ее в Москве и селе Озерках, Рязанской губернии. М., 1898. В конце текста: В-й П. С. 322 . Истрин В. М. Иверский список среднегреческой «Александрии». СПб., 1899. 34 с. Отд. изд. из ВВ, 1889, 1. 323 . – Отчет командированного за границу приват-доцента Московского Университета Василия Истрина за вторую половину 1894 г. Обзор. – ЖМНП, 1896, ч. 304, 4, отд. 3, с. 47–48; ч. 306, 6. с. 53–86; ч. 307, 9, с. 1–25; ч. 308, 11, с. 1–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДИМЛЯНСКО-НИКШИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В мае 2001 г. по решению Свящ. Архиерейского Собора СПЦ была выделена из состава Черногорско-Приморской епархии. Еп. Будимлянский, вик. Черногорско-Приморской епархии Иоанникий (Мичович) назначен ее администратором. В мае 2002 г. он был избран правящим архиереем Б.-Н. е. с определением местопребывания кафедры в муж. мон-ре Джурджеви Ступови в Беране (Иванград). В состав Б.-Н. е. вошли 10 р-нов Черногории: Андриевица, Беране, Биело-Поле, Жабляк, Мойковац, Никшич, Плав, Плужине, Рожай и Шавник, к-рые были разделены на 3 архиерейские наместничества: Биело-Польское, Беранско-Андриевицкое и Никшичско-Шавничское. В епархии действуют кафедральный собор во имя свт. Василия Острожского в Никшиче, 115 церквей (9 строятся); служат 20 священников, 2 диакона; в мон-рях подвизаются 6 иеромонахов; 13 монахинь и 8 послушниц. Действуют неск. церковных хоров и молодежных братств. С 2002 г. издается епархиальный ж. Список архиереев Б.-Н. е. объединила сев. районы Черногории, в т. ч. исторические и духовные центры края: Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), Никшич (см. ст. Черногория ) и Будимлю. Историческая Будимлянская епархия, ставшая частью Б.-Н. е., находилась во владениях Неманичей и была учреждена в 1219 г. свт. Саввой I Сербским после получения СПЦ автономии. В XIII в. к территории епархии относились В. Полимье, верхнее течение р. Тары, районы совр. Сев. Албании и др. Кафедра находилась в мон-ре Джурджеви Ступови. Первым епископом, возможно, был Неофит, упоминающийся в праздничной стихире акафиста свт. Савве, затем Иаков, Каллиник, Феофил I (1251-1252), переписавший Морачскую Кормчую, Спиридон, Герман I и Герман II (1292-1309). Еп. Будимлянский Николай упоминается среди участников созванного кор. Милутином Собора ок. 1318 г. В XV в. Будимлянская епархия была возведена в ранг митрополии, и кафедру занимали митрополиты Василий (1532), Макарий I и Макарий II, Матфей (1552); как предполагают, при нем кафедра была перенесена в мон-рь Николяц (см. ст. Биело-Польские церкви ) и Будимлянская митрополия была объединена с Хумской. Далее кафедрой управляли митрополиты Геннадий (1559), Савва, Герасим, Григорий, Феофил II (1615), Евфимий и Паисий (1639-1654). Последнего Собор СПЦ в 1563 г. планировал отправить в Рим для получения материальной помощи, но тур. власти его казнили и запретили избрание на кафедру нового архиерея. К 1709 г. относится упоминание митр. Ефрема, названного в источнике Будимским, но, т. к. на Будимской кафедре в то время был еп. Викентий (Попович) , предполагают, что митр. Ефрем управлял Будимлянской епархией.

http://pravenc.ru/text/153571.html

В 1927, 1931, 1938 гг. подвергался арестам. Возможно, в 1943 г. уехал с семьей в Молдавию. 86 Попович Григорий Григорьевич (†1937) – выпускник КДА (1907), преподаватель КДА по кафедре еврейского языка и библейской археологии (1911), магистр богословия (1913). 89 Церерин Иоанн Николаевич (1931), протоиерей – выпускник КДА (1898), писал под руководством А. А. Дмитриевского кандидатскую диссертацию на тему: «Суждения и определение Седьмого Вселенского Собора по вопросу об иконопочитании» (отзыв: ИПС КДА за 1897/98 уч. г. Киев, 1899. С. 394–395). Ключарь Киево-Софийский, после захвата Большого Софийского собора самосвятами служил в Малом Софийском соборе; расстрелян. 90 Спиридон (Кисляков Георгий Степанович; 1875–1930), архимандрит – киевский священник, хотя и не учившийся в КДА, но тесно связанный с бывшими членами академической корпорации; основатель братства Иисуса Сладчайшего; сторонник некоторых нововведений для приближения богослужения к простым верующим (служение Литургии при отверстых вратах, использование русского языка, общей исповеди), но не примкнувший к обновленчеству. 94 Что никоновские справщики устава исключили 17-ю кафизму из чина воскресной утрени для зимнего периода, заменив ее двумя полиелейными псалмами, то это простое недоразумение. 17-я кафизма – неотъемлемая принадлежность воскресной утрени в течение целого года, за исключением, конечно, Пасхи, – но ведь для нее и устав принят не монастырский, а иного типа. В зимнее время (с 22 сент[ября] по 20 дек[абря]), когда ночь длиннее, – утреня осложняется еще и полиелейными псалмами. По современному Типикону, когда для зимних воскресных утрень оставлены лишь два полиелейных псалма – происходит не удлинение, а сокращение утрени. Не особенно «лепо» – выбросить 17-ю кафизму и оставить прямое продолжение. – Прим. прот. В. Прилуцкого . 95 Необходимая принадлежность 17 кафизмы торжественным – субботней и воскресной – службам дает новое объяснение присутствию этой кафизмы в чинах погребения (и как их производного – в панихиде-парастасе).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Содержание Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874-1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого). Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого. Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: " В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие " единого " берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода " . А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и " восточного обряда " , как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович). Эта тема отсутствует в уже опубликованных вариантах Доклада, тогда как " Жизнеописание митр. Антония " (архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк, 1961. Т. 8) свидетельствует, что именно с опровержения этого учения начинался оригинальный текст Доклада архиепископа Феофана Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Другой по важности темой, мало затронутой прежними публикациями, является ошибочное учение митр. Антония о первородном грехе. Введение Цель символических сочинений " под каким бы названием они ни были известны — символов, вероопределений, вероизложений и пр., состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви... в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, точность простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута " [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010