В субботу, в 10 часов утра, после часов, гроб из актового зала перенесен был профессорами в академическую церковь . Перед перенесением тела из актового зала в церковь преосв. ректор прочел полученную им от синодального обер-прокурора К. П. Победоносцева телеграмму (см. ниже). Вслед затем о. инспектор архим. Сергий в краткой речи напомнил слушателям религиозно-церковные заветы почившего профессора. Затем в академической церкви началась литургия, совершенная преосв. Борисом в сослужении академического духовенства. Во время литургии и отпевания находилась в церкви «вся Академия», и не только нынешняя, но и былая, с бывшими профессорами М. И. Каринским , В. И. Даманским, А. Л. Катанским , Ф. Г. Елеонским во главе. В церкви были светские ученые почитатели Василия Васильевича (Э. Л. Радлов, редактор Ж. М. Н. Пр., Б. А. Тураев , А. И. Поповиц кий, редактор «Русского Паломника», д-р П. В. Модестов и др.) и много молодых деятелей науки, лично или книжно соприкасавшихся с почившим. Во время литургии, вместо 8апричастнаго стиха профессор академии Т. А. Налимов произнес слово, в котором старался выяснить великий смысл совпадения дня покоя Христова с днем погребения почившего профессора (которого он и охарактеризовал, как человека могучего ума, великой души, беспримерного труда, как профессора, который один мог стать за всех). Перед началом отпевания преосв. Борис, ставши на солее, прочел полученную владыкою-митрополитом помещенную выше телеграмму из Москвы от товарища обер-прокурора Св. Синода сенатора В. К. Саблера с выражением Высочайшего соболезнования... Высочайшее внимание к почившему великому ученому духовной науки привело в восторженное умиление вею наполнявшую церковь толпу почитателей почившего профессора, растрогало ее до слез. Во время отпевания сказано было несколько глубоко верных и глубоко-сердечных речей. Столько тяжкой, неисходной тоски, но вместе с этим и радостной гордости за нашу общую славу слышалось в них, что слушать их хотелось более и более... Покойный Василий Васильевич вставал перед нами, как живой, во всей полноте своих необычайных духовных дарований, своих пяти Божьих талантов, приумноженных им до последней возможной здесь для человека степени (речь проф.-свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Так говорили сопровождавшие меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить их: «Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает и что ожидает грешную душу по смерти?» Святые Ангелы отвечали мне: «Ужели Божественные Писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят об этом! Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на это внимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть до пресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: горе вам, насыщенные ныне, яко взалчете, и упивающиеся, яко возжаждете. Они считают Святое Писание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с музыкой и песнями всякий день, как евангельский богач, веселящеся светло. Но те, которые милостивы и милосерды, благодетельствуют нищим и убогим, – эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня от смерти избавляет и тая отпущает всяк грех. Творящие милостыню и правду исполнятся жизни, а тем, кои не стараются милостыней очистить грехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князи мытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят на дно ада и держат там в узах до Страшного Суда Христова. И тебе самой невозможно было избежать этого, если бы не сокровищница добрых дел преподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи». Мытарство пятое Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености, на котором человек дает отчет за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Пурич Младен; род. 6.06.1965, с. Миячи, близ г. Валево), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1985 г. окончил Белградскую семинарию св. Саввы, затем Белградский Богословский фак-т. Во время обучения пел в хоре Богословского фак-та и в хоре Музыковедческого ин-та Академии наук и искусств Сербии. В 1996 г. в СПбДА защитил канд. дис. «Литургическая символика и иконопочитание» ( Jobah Лumyprujcka бorocлobuja. 2002. С. 395-404). С 1990 г. преподаватель Белградской семинарии св. Саввы. С 1991 г. послушник в мон-ре Троноша и Тврдош. 17 июля 1992 г. в мон-ре Острог пострижен в монашество еп. Захумско-Герцеговинским Афанасием (Евтичем) , на следующий день рукоположен во диакона. С 13 сент. 1992 г. преподаватель догматики в Цетинской семинарии, до 2001 г. оставался главным воспитателем семинарии. 14 мая 1995 г. в мон-ре Милешева рукоположен во иерея патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) . 6 дек. 1999 г. возведен в сан протосинкелла. 18 янв. 2001 г. назначен настоятелем мон-ря Острог вместо почившего архим. Лазаря (Аджича). 19 мая 2004 г. избран епископом Диоклийским, викарием Черногорской и Приморской митрополии, хиротонисан во епископа 4 июля того же года. И. занимается научной и издательской деятельностью, принимает участие в различных богословских симпозиумах как в Сербии и Черногории, так и за рубежом. Вместе с В. Никчевич подготовил издание свидетельств чудес свт. Василия Острожского «Чудесные исцеления и явления св. Василия Острожского» (Чудесна и св. Bacuлuja Острошкога. 2001. 1: Чуда до 1950 г.; 2002. 2: Чуда до 1968 г.; 20052. 1-2; 2005. 3. Чуда после 1968 г.), позже издал книгу о святом (Св. Bacuлuje Острошки чудотворац. Подгорица, 2001; Београд, 20072). На основе трудов прп. Иустина (Поповича) составил сб. «Тайна спасения: Антология молитвенного предания» (Tajha Ahmoлoruja молитвеног Као подлога иконографског програма храма и параклиса манастира и храма св. мч. Станка. Београд; 2004). Перевел творения святых на серб. язык, напр. нек-рые сочинения свт. Иоанна Златоуста (Богословске основе neдaroruje св. Jobaha Златоустог. Београд, 2009; и по св. Jobahy Златоустом. Београд, 2009). Подготовил трехтомник избранных бесед под названием «Святая служба» (Света служба. Нови Сад, 2007, 20082. 1: Глас у 2: Извор у 3: Член редакционного совета журнала Черногорской и Приморской митрополии «Светогора». Записал неск. видео- и аудиодисков церковных песнопений.

http://pravenc.ru/text/469534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

б) за «1911 г. Февр. 15. Постановление Совета Академии от 17 Декаб. 1910 г. о назначении Мухановских пособий утверждается». в) за «1911 г. Февр. 25. Студенты Воинов Сергей —68— и Воскресенский Василий (ст. XIV) утверждаются в степени кандидата богословия. Прочее смотрено». Справка : В ст. XV журнала за изложено было ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении зачислить сербского уроженца священника Димитрия Поповича, уволенного из Академии в 1909-м году за неявку из отпуска на летние каникулы, с начала будущего 1911–1912 учебного года, обратно в списки студентов I курса Академии. Определили : 1) Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению, сообщить лицам, коих они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. – 2) Об утверждении и. д. доцента Академии А.К. Мишина в должности лектора французского языка внести в формулярный о службе его список, а об утверждении священника Московской Василие-Кесарийской, на Тверской, церкви Н.А. Преображенского в должности лектора английского языка сообщить Московской Духовной Консистории. – 3) Об утверждении в степени кандидата богословия действительных студентов Академии Сергея Воинова и Василия Воскресенского сообщить Учебному Комитету при Святейшем Синоде, с препровождением в Комитет и кандидатских дипломов поименованных лиц. V. Резолюцию Его Высокопреосвященства за последовавшую на представлении Преосвященного Ректора Академии, от 2 января 1911 года, с «Сведениями» по хозяйственной части академического журнала «Богословский Вестник» за 19 лет его существования и приходо-расходною сметою по изданию журнала и святоотеческих творений на 1911-й год: «1911 г. Марта 2. Согласно ходатайству Совета Академии, назначается субсидия академическому журналу «Богословский Вестник» в 2500 рублей в год, начиная с 1-го Января 1911 года, – из сумм Перервинского монастыря». Определили : 1) Просить (настоящим журналом) Его Высокопреосвященство принять выражение глубокой признательности Совета Академии за милостивую поддержку, оказанную издательскому делу Академии, поручив особой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—270— ломина, Александра Титова, Дмитрия Судницына, Бориса Плеского, Василия Кириллова, Афанасия Грановского, Николая Лихачева и иеродиакона Протасия, курса – Якова Достойнова и Михаила Поповича перевести в следующие курсы и дать соответствующие их успехам и поведению места в списках. 3) Суждение об увольнении из числа студентов Академии Михаила Смирнова предоставить Правлению Академии. XVII. Рассуждали : А) О распределении лекций и учебных часов на 189 4 / 5 учебный год в Академии. Справка : 1) По § 81 лит. а п. 2 устава духовных академий «распределение предметов учения и порядка их преподавания в Академии» предоставлено утверждению Совета Академии. 2) §§ 118–120 того же устава: «Для чтения наук академического курса составляется Советом Академии особое расписание. При составлении расписания Совет Академии имеет в виду, чтобы: а) преподаванию богословских наук, по возможности предшествовало преподавание прочих наук, входящих в курс академический и б) при распределении богословских наук соблюдался порядок, определяемый их последовательностью и взаимною зависимостью. Лекции по каждому предмету распределяются Советом так, чтобы в первых трех курсах было не менее 20, а в четвертом не менее 12 лекций в неделю, каждая лекция по часу». Определили : Распределить лекции и учебные часы в Академии по следующей таблице: —271— Распределение лекций в Московской духовной Академии на 189 4 / 5 год Первый курс Понедельник 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Библейская история Библейская история Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Метафизика Библейская история Библейская история Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Метафизика Вторник 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Введение в круг богословских наук Древние языки Еврейский язык Еврейский язык Введение в круг богословских наук Древние языки Еврейский язык Еврейский язык 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Новые языки Новые языки Естественно-научная апологетика Естественно-научная апологетика Метафизика

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ок. 1596 г. К. был отдан родителями в обучение к купцу Я. Поповичу в Вильно, где лично познакомился с представителями Об-ва Иисуса (в т. ч. с богословом при униат. митр. Киевском Ипатии Потее Петром Аркудием) и по их совету вступил в 1604 г. в орден св. Василия Великого, приняв монашеское имя Иосафат. В том же году рукоположен Потеем в диаконы виленского во имя Св. Троицы мон-ря и после пострига почти 3 года добровольно не выходил из мон-ря, предаваясь в келье св. Луки духовному чтению и аскетическим практикам. К. не получил систематического образования: он обучался грамоте дома и посещал предположительно только приходскую школу во Владимире-Волынском. Житийная традиция единодушно признаёт, что К. был в значительной степени самоучкой, отмечая его страсть к чтению с детских лет. Вступив в орден василиан, К. осваивал основы богословского образования под рук. ректора монастырской школы П. Ф. Сурометниковича и иером. (впосл. архимандрит Троицкого монастыря) Иосифа Вельямина Рутского . К. свободно владел польск. языком, но не знал греческого и латыни. Последнее обстоятельство стало препятствием к получению им систематического богословского образования в Виленской академии иезуитов. Один из преподавателей академии и будущий духовник К. иезуит Валентий Фабриций Гроза (Ковальский) давал ему частные уроки богословия «по-руськи». С. Сеник считает, что К. читал и переписывал сочинения Нила Сорского и Симеона Нового Богослова, а также сочинения, связанные с исихастской традицией; сохранились 2 Слова на Усекновение главы Иоанна Крестителя, переписанные К. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 228). Биографы К. единодушно отмечают его особую набожность. По преданию, еще в раннем детстве во время молитвы перед Распятием во владимирской ц. св. Параскевы Пятницы он получил от Бога знамение о своей избранности к духовному поприщу: из Распятия сверкнула искра, которая поразила К. в грудь. Еще до вступления в Свято-Троицкий мон-рь К. предположительно исполнял функции церковного кантора Троицкой ц. К. отличала склонность к чрезмерно строгим аскетическим практикам (особенно суровый пост, ношение вериг, бичевание), серьезно подорвавшим здоровье К. в виленский период его жизни.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

2) Студента Павла Левицкого оставить в III-м курсе на второй год. 3) В виду засвидетельствованного академическим врачом болезненного состояния студентов Василия Зеленцова и Ивана Пампулова, дозволить им сдать устные испытания: Зеленцову – по педагогике, гомилетике, церковному праву, истории и разбору западных исповеданий и латинскому языку, а Пампулову – по гомилетике и истории проповедничества – после летних каникул, в августе месяце сего 1899 года. 4) Применяя к Ивану Пампулову и Савве Поповичу, как студентами-иностранцам, требования, изложенные в определении Святейшего Синода от 11 марта / 5 апреля 1869 года, дозволить им после летних каникул, в августе месяце сего 1899 года, вновь сдать устные испытания и представить новые семестровые сочинения по тем предметам, по которым у них имеются неудовлетворительные баллы, после чего и иметь суждение о переводе их в IV курс. 5) Постановления, изложенные в пп. 3 и 4 сего определения, представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV . а) Доклад секретаря Совета Николая Всехсвятского: «Честь имею представить при сем Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования». По рассмотрении ведомости оказалось, что из 51 студентов IV курса: 1) 8 студентов имеют в среднем выводе по ответам —126— и сочинениям за четыре года академического курса балл не менее 4½, 38 – не менее 4 и 5 не менее 3. 2) 10 студентов – Богданов Николай, Масин Павел, Остроумов Николай, Пшеничников Николай, Разумеев Феодор, Соколов Александр, Соколов Виктор, Цисарь Иосиф, Шаповаленко Григорий и Якубовский Полиевкт – не представили кандидатских сочинений. 3) Неудовлетворительные для степени кандидата баллы за четыре года академического курса имеют студенты: Германиди Иван (греческий уроженец) – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2; Кириако Евстратий (греческий уроженец) – на семестровом сочинении по библейской истории – 2; Коханович Феодор – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+; Кушевич Ксенофонт (македонский уроженец)– на семестровом сочинении по библейской истории – 2-; Масин Павел – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+; Мелиссара Стефан (греческий уроженец) – на семестровых сочинениях по церковному праву и педагогике – 2 и на устных испытаниях: по метафизике 2, истории и разбору западных исповеданий – 2+, истории философии, истории и обличению русского раскола, педагогике и нравственному богословию – 2½; Остроумов Николай – на семестровом сочинении по педагогике – 2; Предтечевский Василий – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+ и Разумеев Федор – на семестровом сочинении по педагогике – 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За речкой Кономой поля кончались, и начинались густые леса. Подобно кулисам обрамляли они вид, открывавшийся с церковного пригорка на речку и поля. Епископ Пимен приезжал в отчий дом из Урмийской миссии в 1908 году, из Ардона − в 1912-ом, из Перми − в июне 1915 года; в последний раз он был здесь на похоронах матери − в марте 1917 года. В 1918 году, после его гибели, по этому адресу из далекого туркестанского города Верного пришла посылка с вещами, оставшимися от беспокойной жизни епископа-миссионера: теплой рясой и походным матрасом, который складывался наподобие чемодана. Дитя в храме Отец Пимен утверждал: «Дети духовенства, пока они живут в семье – святые дети» 47 . Сам он получил в доме родителей идеальное религиозное воспитание. По его словам, «искреннее благочестие отца и нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности». Образ жизни родителей, всё жизненное устроение у Белоликовых и Орнатских не отдалили его от Бога, как иных поповичей того времени, а намертво привязали сердце к Творцу и Спасителю. Епископ Пимен более чем кто-либо из других церковных деятелей предреволюционных и революционных лет был исполнен тревоги за будущее детей России. Он не представлял детского воспитания, выведенного из рамок религиозности, без необходимости держать ответ за поступки и дела перед Богом. О детях напомнил в первой проповеди , произнесенной в городе Верном 14 октября 1917 года. Тревожным летом 1918 года давал уроки Закона Божия маленьким горожанам из простых сословий. Последнее занятие он провёл буквально перед арестом. Судя по публичным выступлениям, в которых ему приходилось высказываться о детском воспитании, он опирался на представления, вынесенные из отчего дома. В них отголоски воспоминаний о детстве: церковь Василия Великого под Череповцом, священнический дом с окнами на церковные ворота; пробуждение ранним зимним утром от звуков колокола, зовущего в церковь . «Если человеку хочется спать, но до его слуха доносится гулкий и ясный звон колокола, то, преодолевая леность и чувство угождения плоти, он будет уже в простейшей форме упражнять свою волю в опытах самоотречения, направленных на достижение высшей нравственной цели».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им. Испытав при этом сильное духовное потрясение, она принимает монашеский постриг с именем Елисавета и три года затем живет в одном из женских монастырей близ Шишатоваца, вероятно, в Петковице. Кстати, основание этой обители предание приписывает самой княгине. Но в монастыре, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и посте, княгиня прожила недолго: 3 года спустя, в 1546 г., она мирно отошла ко Господу. Была похоронена святая Елисавета не в своей обители, а в монастыре Шишатовац в притворе храма близ местоположения мощей своего супруга. 26 мая 1780 г. епископ Вршацский Викентий (Попович) обернул мощи княгини Елисаветы в покрывало и вместе с мощами святого Стефана положил их в новый ковчег. Совместное почитание обоих супругов распространилось вначале в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует святую Елисавету «блаженной», а в службе святому князю Стефану, составленной в 1675 г. в монастыре Хопово неким монахом Петронием по просьбе монаха же Ефрема из монастыря Шишатовац, Елисавета прославляется как «благоверная супружница, которая увидела славу своего супруга и ему поклонилась». Святым супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г. Праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский О жизни святых Василия и Ирины Кашинских известно очень мало, гораздо больше мы знаем об их сыне – преподобном Макарии Калязинском. В роду Кожиных – Кашиных вообще было много монахов и святых. Святой Василий (Кожин Василий Ананьевич) принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на преподобного Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике именует преподобного Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником святого Макария. А историк С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010