в) В IV-kypc – студентов III курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Подлуцкого Ивана, Лебедева Николая, 5) Ярещенко Александра, Струменского Михаила, иером. Герасима (Сайковского), Виноградова Николая , Смоленского Алексея, 10) диак. Крылова Димитрия, Лобова Гаврила, иерод. Нектария (Иванова). Попова Тихона, Голобородько Михаила, 15) иером. Сергия (Дабича), Скворцова Константина , Волкова Бориса, Соколова Михаила (Виф.), Вознесенского Александра, 20) Синева Николая, иером. Иоанна (Маргиева), Даргачевского Алексея, Нечаева Тихона, Лебедева Александра , 25) Ярошевича Евгения. Дьякова Святослава, Орлова Василия, Устинова Павла, Глаголева Николая, 30) Сергиевского Николая , Оглоблина Аркадия, Василевского Ивана, Лобанова Василия, Беляева Тихона, 35) Залеского Сергея, Ключарева Василия, Тихомирова Александра, Соболева Василия, Козырева Сергия, 40) Кузнецова Павла, Доброва Георгия, иером. Максима (Руберовского), Цуйманова Александра, Лилеева Константина, 45) Введенского Пантелеимона, Величкина Алексея, Четыркина Ивана, Пятикрестовского Сергея, Тихомирова Константина, 50) Богоявленского Николая, Кронтовского Николая, диак. Левковского Александра, Зыкова Вячеслава и 54) Авраменко Михаила. —173— 2) Студента курса, болгарского уроженца, Стояна Петкова оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: курса – Берникову Сергею, курса – Загорскому Александру и Орлову Антонию, курса – иеромонаху Серафиму (Страхову) и Поповичу Спасу, черногорскому уроженцу, разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1913 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III . а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского; „Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии Иеромонахом Иларионом (Троицким)“. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Бывают люди, которые своими делами, мыслями или же начинаниями как-то отстают от своей эпохи. Есть и такие, которые успевают жить в ногу со своей эпохой, и им там уютно. Но иногда Господь дарует жизнь людям, которые во всех сферах своей деятельности опережают свою эпоху во всём. Таким был известный исследователь, учёный, аскет и подвижник благочестия Православной Церкви в XX столетии в Закарпатье архимандрит Василий (Пронин) Каждый исследователь Православия за Карпатами в XX столетии в лице архимандрита Василия непременно увидит глубокий кладезь разносторонней мысли, аскетического опыта в Боге и непременно будет изучать его научное, богословское и историческое наследие. В жизни этого человека не было коллизий его интересов; они всегда рассматривались и подчинялись одному закону — Божьему. Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX в. Каждый из них оставил свой отпечаток на формировании религиозной мысли и жизни. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и учёных, как митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святые святитель Иоанн (Максимович), преподобный Иустин (Попович) 1 , преподобный Алексий (Кабалюк) 2 , преподобный Иов (Кундря) 3 , профессор Георгий Геровский, академик АН СССР М. Ф. Мурь­я­нов и другие. Каждый из них оставил неизгладимый след в истории этого края. Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин). Его публикации и опыт заставляют задуматься над исторически прошлым и настоящим. Жизненный путь будущего духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина) начался в городе Киеве, где он родился 8 сентября 1911 года 4 . Он принадлежал к древнему дворянскому русскому роду Прониных 5 . Детство Владимира проходило в общей для его сверстников колее. Исключением в характере Владимира в те годы было какое-то уже взрослое послушание родителям, глубокое благочестие, любовь к храму Божию.

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

После игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас. Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу. Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763-1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя. Акафист Св. Василию в 1947г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого - преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя. Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню. В 1714г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными. Во второй раз мощи спасали в 1852-1853гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.

http://pravoslavie.ru/archiv/svt_vasilij...

Возьмем, к примеру, о. Сергия Булгакова. Лично я был к нему близок, разумеется, сохраняя дистанцию возраста и положения, а также и некоторых богословских расхождений. На его блестящих книгах я учился, и многому научился (так же, впрочем, как и на не менее блестящей " Догматике " моего белградского профессора о. Иустина Поповича, несмотря на их диаметрально противоположное богословие). Однако и этих двух ученых, и их " близкого друга " о. Георгия Флоровского если не сами каппадокийцы, то несомненно Евагрий осудил бы за " высказывания " ! Так или иначе, свт. Василий Великий так и не решился " высказаться " об исхождении Святаго Духа более того, что он сказал об этом в своем знаменитом 38-м послании (которое почти никто не понял). Вернемся к 38-му посланию свт. Василия Великого: " Не дивитесь, если говорим, что одно и то же и соединено, и разделено, и если представляем мысленно, как бы в гадании, некое новое и необычайное, как разделение соединенное, так и единение разделенное На вопрос: " Что есть исхождение? " , - Григорий Богослов отвечает: " мы не можем видеть, что у себя под ногами, не только что вдаваться в глубины (ε) и судить о природе неизглаголанной и неизъяснимой Спасский, увы, этого не понял и продолжил свою критику, обвиняя каппадокийцев в " тритеизме " . В письме к брату своему Григорию (38 послание, как мы помним) свт. Василий формулирует различие ипостасей следующим образом: " Отец есть некая сила, нерожденно и безначально существующая и она-то есть причина причины всего сущего. Сыном все получило бытие. Отличительный же признак ипостасного свойства Духа тот, что Он по Сыне и с Сыном познается и от Отца имеет бытие... " . Вот какова реакция Спасского: " Уже при одном взгляде на эту фразу здесь поражает случайность и необоснованность указываемых признаков " , - и прибавив к этому в примечании: " под этими определениями с некоторыми ограничениями мог бы подписаться и Плотин " , Спасский оставляет эту фразу совсем, переходя к " более полным свойствам ипостасей в письме Василия к Терентию и Амфилохию " , но не приводит их, а приступает к Оригену и его влиянию на терминологию Василия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Литература Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Догматическое богословие: курс лекций/Исайя (Белов), архим. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 288 с. Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. – М.: Русский издат. центр им. св. Василия Великого , 2014. – 440 с. Волкова М.В. Последние времена. – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – 240 с. Евфимий (Зигабен) , монах. Толкование Евангелия от Матфея и толкование Евангелия от Иоанна. – СПб.: Общ-во свт. Василия Великого , 2000. – 640 с. Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений и писем: в 8т. Т. 2: Аскетическая проповедь . – М.: Паломник, 2014. – 704 с. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Полное собрание творений и писем: в 8т. Т. 3: Аскетическая проповедь . – М.: Паломник, 2014. – 560 с. Иларион (Алфеев) , митр. Конец времен: Православное учение. – М.: Эксмо, 2014. – 224 с. Информационный бюллетень Центра Апологетических Исследований//URL: http://apologetika.ru/pdfs/b008.pdf (дата обращения 21.01.2015). Иоанн (Дамаскин), прп. Точное изложение православной веры . – М.: Лодья, 1998. – 464 с. Иосиф Ватопедский , монах. О кончине века и антихристе. – М.: Московское Подворье СТСЛ, 2010. – 78 с. Иустин (Попович) , прп. Собрание творений: в 4 т. Т. 4: Пневматология. Эсхатология. – М.: Паломник, 2007. – 509 с. Лопухин А. П. Толковая Библия , или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. Т. 9. – Стокгольм: Изд. Института перевода Библии, 1987. – 308 с. Лопухин А. П. Толковая Библия , или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. Т. 10. – Стокгольм: Изд. Института перевода Библии, 1987. – 391 с. Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. – М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – 604, 683 с. Писание мужей апостольских. – М.: Издат. Совет РПЦ, 2003. – 672 с. Помазанский М., прот. Православное Догматическое Богословие. – М.: Издат. Совет РПЦ: Изд-во «ДАРЪ», 2005. – 464 с. Симфония по творениям святителя Василия Великого . – М.: ДАРЪ, 2008. – 512 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Родился будущий подвижник в Киеве в 1911 году и принадлежал к дворянскому роду Прониных. После революции 1917 г. семья Прониных разделила участь многих изгнанников: сначала эмигрировала в Молдавию, а затем в Югославию, где прошел для о. Василия очень значимый в его духовном становлении отрезок жизни. Способный юноша закончил духовную семинарию, а затем Богословский факультет Белградского университета. В стенах этих учебных заведений он встретился  с великими наставниками — будущими святыми – свят. Иоанном (Максимовичем), преп. Иустином (Поповичем), свят. Николаем (Велемировичем). Подвижническая жизнь свят.Иоанна (Максимовича) оказала решающее влияние на формирование духовного облика юного семинариста. Общение между ними не прерывалось вплоть до кончины святителя, последовавшей в 1966 году. Несомненно, что желанию стать на монашеский путь служения Церкви Христовой, о. Василия  вдохновили великие примеры его святых наставников. После окончания Белградского университета, молодой богослов направляется в Мукачевско — Пряшевскую епархию (до 1945 года была в юрисдикции Сербской Церкви) и  в 1939 году становится ее клириком. Здесь прошла большая часть жизни будущего архимандрита, и здесь в течение десятилетий он зримо являл нам облик истинного служителя Церкви. В 1950 году о. Василий становится духовником Свято-Николаевского женского монастыря  города Мукачево. В конце 50-х в Мукачевском Св. Николаевском монастыре нашли пристанище монахини закрытых при Хрущёве закарпатских монастырей. Сестры очень остро переживали закрытие любимых обителей.  Отцу Василию пришлось много потрудиться, дабы уврачевать душевные раны скорбящих. Ритм монастырской жизни был суровым, но в обители рядом с монахинями жил подвижник- слово, молитва, утешение которого укрепляло и низводило Божие благословение на их нелёгкие труды. Архимандрит Василий (Пронин). 1959 год. О. Василий всегда говорил о том, что главное в жизни человека- это устремленность ко Христу. Погружаясь в круг ритма богослужебной жизни, постов, — мы не должны чувствовать себя «комфортно», но  обязаны идти дальше, никогда не забывая о том, что спасение человека не результат его подвигов, а проявление милости Божией.

http://pravmir.ru/pamyati-arximandrita-v...

В Московской духовной академии состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович (1915-1999) – известный миссионер, внук председателя Государственной Думы М.В. Родзянко. В 1920 году семья была вынуждена эмигрировать в Югославию, где в 1937 году Владимир окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 году рукоположен в сан священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода. В 1949 году осужден на восемь лет за «превышение допустимой религиозной пропаганды». Его наставниками были митрополит Антоний (Храповицкий), святители Иоанн (Максимович) и Николай (Велимирович), преподобный Иустин (Попович). Будучи священником Сербского Патриархата в Англии, в 1953 году организовал и в течение нескольких десятилетий вел религиозные передачи на радио Би-Би-Си для слушателей в Советском Союзе. В 1978 году, после смерти матушки и пострижения в монашество, был рукоположен в сан епископа Вашингтонского, в том же году стал епископом Сан-Францисским и Западно-Американским. С 1988 года неоднократно приезжал в Россию. Одним из первых был награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом Святителя Иннокентия. В 1998 году стал деканом богословско-философского факультета Академии Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-duxovnoj-...

Этот запрет, однако, продлился только некоторое время. Многие жители Печа приходили на могилу вплоть до 1999 года, когда, по воспоминанию Бранки Мренович, албанцы ее снова оградили. Работавшая неподалеку Мирьяна Тодорович ежедневно проходила мимо этого места и вспоминает, что в 1999 году видела, как над обеими могилами началось строительство. Тогда она решила, что речь идет о церкви. Сегодня на этом месте можно видеть новую мечеть. В то же время невозможно точно сказать, закрывает ли она могилы или просто расположена в непосредственной близи от них, а обследование места затруднено. Что на самом деле происходило с могилой святого Василия в последние годы перед началом войны, возможно, лучше всего свидетельствует история двух подруг из Печа – сербки Драгицы Попович и албанки Шарибаны Плунци, которые часто приходили на могилу святого, чтобы помолиться каждая на свой лад. Шарибана даже часто ходила молиться в Печский монастырь. Как-то раз в 1998 году они пришли к могиле святого и застали ее переделанной на албанский манер. На могилу был положен длинный камень, какой обычно стоит на албанских могилах, а сбоку было набросано много земли, чтобы она была похожа на холм – как будто здесь кто-то недавно похоронен. Была установлена обычная для балканских мусульман гробница-мавзолей – тюрбе. Шарибана спросила сторожа албанца, зачем он это сделал. На что тот ответил: «Наши приказали», – имея в виду членов боевой организации UÇK, так называемой «Армии освобождения Косово». По его словам, приходил какой-то человек и передал приказ так все устроить. Женщины помолились и ушли, а спустя несколько дней опять вместе пришли к могиле Василия и обнаружили, что все возвращено в первоначальное состояние. На вопрос Шарибаны, что произошло, сторож ответил: «Невозможно приказывать Богу. Снова приходил тот человек и приказал вернуть все как было, потому что он промучился ночью и не мог заснуть». Молитвами святого мученика Василия Печского Чудотворца, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь

http://pravoslavie.ru/114084.html

Попова Иосифа, Максимова Василия, Бондаря Симеона, Смирнова Алексея, Зерцалова Григория и Бугославского Петра – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; II) Румянцева Николая, Стыранкевича Виталия, Фаминского Николая, Смирнова Сергея , Успенского Павла, Любомудрова Георгия, Федоровского Всеволода, Артамонова Петра, Червинского Агафона, Алексинского Федора, Третьякова Василия, Левитского Александра, Суворовского Александра, Шипулина Владимира, Рудакова Ивана, Бутомо Павла, Сильвестра (Братановского), иеромонаха, Купленского Александра и Протопопова Петра – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; III) Арбекова Николая, Беляева Владимира, Грацианского Дмитрия, Величкина Николая, Грузинова Парфения, Другова Александра, Зеленцова Василия, Ивановского Михаила, Лилеева Михаила , Пампулова Ивана, Пиотуховича Евстафия, Поповича Савву, Соболева Александра, Шувалова Дмитрия и Федорова Ивана – в звании действительного студента с предоставлением права на получение степени кандидата богословия: Арбекову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и русскому языку; Беляеву – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по библейской археологии и Священному Писанию Нового Завета; Величкину – по представлении новых семестровых сочинений по метафизике и Священному Писанию Нового Завета; Грацианскому – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике и библейской археологии; Грузинову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, новых семестровых сочинений по библейской археологии и новой гражданской истории, одной проповеди и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по истории философии и русской гражданской истории; Другову – по представлении одной проповеди и удовлетворительном выдержании нового устного испытания по русской гражданской истории; Зеленцову – по представлении одной проповеди; Ивановскому – по представлении нового семестрового сочинения по библейской археологии и одной проповеди; Лилееву – по представлении нового кандидатского сочинения, семестрового сочинения по патристике и одной проповеди; Пампулову – по представлении новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и метафизике и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по Священному Писанию Ветхого Завета и педагогике; Пиотуховнчу – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, нового семестрового сочинения по церковной архео-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью приблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, как кристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможно описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые, увидев меня, ведомую Ангелами к небесным вратам, исполнились радости от того, что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушные мытарства. Они любезно встретили нас и ввели внутрь. Что я там видела и что слышала, Григорий, – это невозможно описать! Я приведена была к престолу неприступной славы Божией, который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством Воинств небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда небесные Силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшую милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей, и послышался глас, повелевавший водившим меня Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также все муки грешных и потом упокоили меня в обители, уготованной для блаженного Василия. По этому повелению меня водили всюду, и я видела преисполненные славы и благодати селения и обители, приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в отдельности и обители Апостолов, и обители пророков, и обители мучеников, и обители святительские, и обители особенные для каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной красотой, а по длине и ширине каждую я могла бы сравнить с Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели множества пресветлых, не руками деланных комнат. Все бывшие там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и целовали, прославляя Бога, избавившего меня из сетей лукавого. Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю, и там я видела нестерпимые страшные муки, которые уготованы в аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня, говорили: “Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам святого Василия, избавил тебя Господь”. Я слышала там вопли и плач и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно восклицали: “Увы нам!» Были и такие, которые проклинали день своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в обитель преподобного Василия, сказав мне: “Ныне преподобный Василий совершает по тебе память”. Тогда я поняла, что пришла на это место покоя через сорок дней после моего разлучения от тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010