Заместитель прокурора области Старший советник юстиции В.И. Шульга С арестом настоятеля закрыли Покровский храм, изуродовали, разграбили, уничтожили. Был арестован диакон отец Успенский, его сослали в Казахстан. Дом диакона разобрали за недоимки, т.к. церковь облагалась неимоверно высоким налогом, семья жила бедно, что сталось с ними дальше? Известно только, что одна из дочерей диакона вышла замуж за коммуниста и уехала в Подольск. София Владимировна Крылова учительствовала в с. Богоявление, ее предупреждали, чтобы ничего религиозного она не смела говорить детям. Однако, она продолжая петь в церковном хоре Вороновской церкви. Умерла София Владимировна в 1982 г. По воспоминаниям Крыловых, после ареста отца жили тяжело, все отвернулись, сторонились, осталась только калека горбатенькая Аксюша, помогала мамина сестра тетя Шура, да еще продолжала общаться Анна Семеновна, старушка из деревни Лукошкино. Эта женщина, как только узнала, что отца Василия арестовали, сразу пришла, поддержать, разделить горе. Как вспоминает Валентина Васильевна: " она зналась с нами, сама пришла. Помню ее, дожила она до 90 лет, идет мимо закрытого, разрушенного храма, остановится у зарослей черемухи, на алтарь перекрестится " . Дети отца Василия и матушки Софии Крыловых выросли. Валентина Васильевна окончила вуз, учительствовала в Серпухове, ныне пенсионер. Константин Васильевич честно трудился всю жизнь, сейчас на заслуженном отдыхе, живет в дедовском доме. Старший сын Виталий учился хорошо, но на заседании педсовета решили, что его нельзя делать отличником, т.к. он сын попа и учителя сознательно понижали оценки. Попович вырос добрым человеком, христианская атмосфера, царившая в семье не была изгнана безбожным духом гонителей. Когда он получил первую зарплату, купил всем подарки, до сих пор это памятно в семье. Молодым Виталий остался навсегда, в 1941 г. его забрали работать на шахты под Тулой, где он погиб под обвалом. В период Великой отечественной войны, зимой 1941 г., немцы рвались к Москве, опасность подошла совсем близко к жителям Покровского. В доме Крыловых разместился лыжный батальон, в одной половине жили офицеры, в другой на соломе, вповалку спали солдаты. В память о военном времени установлена на крутом берегу, в окружении старой липы, березки, разросшейся сирени и туи, пустившей четыре ствола из одного корня, небольшая композиция из двух фигур, изображающая солдата с винтовкой и матроса, склоненного на левое колено со знаменем, внизу прикреплены две таблички:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Родившийся на другой день после Рождества Христова первенец четы Дроздовых получил крещение 1 января 1783 года в день обрезания Господня, что тоже примечательно, ведь крещением Христос заменил обрезание. Приняв плотское ветхозаветное обрезание, Спаситель установил для своих последователей обрезание духовное, новозаветное. Помимо обрезания Христова 1 января Церковь отмечает память святителя Василия Великого . Сей архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке, прославился тем, что во многих землях успешно проповедовал христианство и многих обратил ко Христу. Он составил особый чин литургии византийского обряда, совершаемой только десять раз в году – в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного, в четверг и субботу на Страстной седмице, накануне Рождества и Крещения, а также и 1 января. В честь святителя Василия Великого младенец, получивший крещение в Богоявленской церкви, был наименован Василием. Имя весьма любимое в русском народе. Достаточно сказать, что по частотности русских фамилий в XIX веке на втором месте после Ивановых стояли Васильевы, а Петровы – на третьем. Крестным отцом будущего святителя стал родной дядя -Петр. В феврале диакон Михаил стал священником. Его определили к церкви Святой Троицы в Ямской слободе. При церкви – дом. Туда и переехала семья Дроздовых. Но недолго Вася прожил там. У Михаила Федоровича и Евдокии Никитичны рождались другие дети, и Васю взяли обратно в дом дедушки и бабушки. Здесь было просторно, две горницы, мезонин, на стенах красивые бумажные обои, большое зеркало в красивой раме, в горницах голландские печи, украшенные изразцами. Никита Афанасьевич и Домника Прокопьевна особо прикипели сердцами к внуку, души в нем не чаяли. И он чувствовал ответную привязанность. Дедушка уходил в храм первым, чтобы подготовиться к очередному богослужению. Бабушка заканчивала дела по хозяйству и к началу службы спешила в церковь , прихватив с собой внучонка. Запахи воска и ладана, пение хора, блеск и дрожание огоньков на фитильках свечей, загадочный свет лампад, лики икон, торжественный чин богослужения, ароматный дым кадила! строгие возгласы священников... Для человека, в сознательном возрасте начавшего ходить в храм Божий, все это до конца дней будет оставаться чем-то немного в новинку. Для таких, как Вася Дроздов, оно было столь же естественно получаемым от жизни, как еда и питье, умение дышать, ходить... И потерять Церковь равнозначно тому, как внезапно утратить зрение или слух. Молитвы, тропари, кондаки, всё богослужение – ему не приходилось стараться запоминать все это, оно само запоминалось, легко и беспрепятственно почти ежедневно втекало в него, как река впадает в озеро, наполняя его чистой водой. И этой целебной воде уже вовек было не иссохнуть в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Ты поняла, что значит быть матушкой? – У меня и до того не было особых иллюзий. Но жены священников ведь все разные. И, с одной стороны, конечно, их жизнь отличается. Но если задуматься – быть женой врача, полностью принадлежащего своим больным, который в любое время суток может сорваться и поехать на срочную операцию? Или женой военного, переезжающего из гарнизона в гарнизон, гражданского активиста, за которого ты постоянно боишься? Все сложно. Вообще сохранять семью сложно. Но я, кажется, ни у кого из них не спросила, как им это удалось. – Матушки или попадьи... Логическую цепочку продолжат книги про поповичей и поповен, про самих священников? – Возможно, это будет серия. Но концепция ее в стадии разработки, а я не очень люблю говорить о том, что еще не сделано. Потому что если что-то сорвется, потом надо будет всем все очень долго объяснять. Пока не буду загадывать вперед, но у нас есть идея на этом не останавливаться. Книга Ксении Лученко " Матушки: жены священников о жизни и о себе " вышла в издательстве " Никея " и в ближайшее время поступит на прилавки всех книжных магазинов. СМ.ТАКЖЕ персоналии: Мария Свешникова Ксения Лученко ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_96684.html

Всюду сея семена добра… К 10-летию со дня кончины владыки Василия (Родзянко) Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Фото: Юрий Кавер Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а также глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой и через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом «за превышение дозволенной религиозной пропаганды». Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Югославии. С 1955 года в течение 26 лет вел религиозные передачи радиостанции Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу «Теория распада Вселенной и вера отцов». Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 сентября 1999 года. Прошло десять лет со дня кончины владыки Василия Родзянко. Как быстро бежит время. Кажется, еще недавно мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://pravoslavie.ru/31960.html

Память 29 апреля/12 мая «Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович) , — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».      Будущий святитель родился в Холмской земле, нынешней Герцеговине , которой владел святой Савва перед своим уходом на Святую Гору. Здесь еще самим сербским первосвятителем была основана одна из епархий самостоятельной Сербской Церкви, Захолмская епископия, которая со временем и досталось в управление святому Василию. Попово поле. Герцеговина      Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец. Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.

http://pravoslavie.ru/112833.html

Определили: Выслать в Донской Комитет Православного Миссионерского Общества «Богословский Вестник» за 1894 год. XV. Отношения Гг. Директоров – Императорской Публичной Библиотеки от 15 Декабря 1893 г. за 1575 и Московского Публичного и Румянцевского Музеев от 20 Декабря 1893 г., 4 и 21 Января 1894 г. за 568:5 и 71, Учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры от 20 Декабря 1893 г. и 24 января 1894 г. за 1186 и 100, Правлений духовных семинарий: Астраханской от 7 Декабря и Нижегородской от 20 Декабря 1893 г. за 371 и 820 и наместника первоклассного Хутынского монастыря Новгородской епархии от 15 Декабря 1893 г. за 125, – при коих препровождены различные рукописи и книги. Справка: Присланные рукописи и книги переданы для научных занятий: ординарным профессорам А.П. Лебедеву , П.И. Цветкову , экстра-ординарному профессору Г.А. Воскресенскому и студентам 4-го курса: М. Сменцовскому, Ю. Тиховскому, А. Беляеву и А. Протопопову. Определили: Принять к сведению. XVI. Отношения Советов: Киевской Духовной Академии от 29 Декабря 1893 г. за 993 и Императорского С.-Петербург- —11— ского Университета от 18 января текущего года за 65, при коих препровождены различные книги для академической библиотеки. Определили: Присланные книги сдать в фундаментальную академическую библиотеку и благодарить за пожертвования их. XVII. Донесение комиссии, состоящей из ординарного профессора Академии А.П. Лебедева и экстра-ординарных профессоров: А. П. Смирнова и В.А. Соколова : «Вследствие возложенного на нас Советом Академии поручения принимать в установленные сроки семестровые сочинения студентов Академии I, II и III курсов, имеем честь донести следующее: Большинство студентов Академии I, II, и III курсов представило нам второе семестровое сочинение за текущий учебный год в назначенный для того день. Не исполнившие же указанной обязанности, студенты поименованных курсов представили нам письменные объяснения с указанием причин неисполнения ими своей обязанности. В нарочитом заседании рассмотрев эти объяснения, мы нашли 1) объяснения студентов: I-ro курса: Григория Бонина, Николая Вознесенского, Сергея Горского, Михаила Краснова, Петра Соболева, II курса: Дмитрия Мучканского, иеродиакона Протасия, Василия Рыбинского, Дмитрия Судницына, III курса: Ивана Виноградова, Михаила Грацианского и Константина Попова – заслуживающими уважения; 2 объяснения же студентов: I-ro курса: Николая Березовского, Ивана Борисоглебского, Николая Вылегжанина, Михаила Кобрина, Григория Крестича, Милана Петровича, Сергея Подобедова, Михаила Поповича, Николая Рубина, Сергея Смирнова , 5-го, Егора Филицына, Светозара Радовановича, II курса: Михаила Дрозда, Матвея Запольского, Василия Кириллова, Дмитрия Лебедева , Николая Лихачева, Христофора Надеждина, Виктора Нечаева, Федора Никифорова, Бориса Плесского Михаила Руднева, Алексея Соломина, Владимира Тимофеева, Александра Успенского , III курса: Михаила Смирнова, Иордана Видойковича, Аполлинария Савицкого и Кронида Смирнова – не заслуживающими уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все богослужения в Церкви преисполнены молитвами, обращенными к святым: дабы святые молились о нашем спасении, о нашем обожении, о нашем облечении во Христа, о нашем отроичении. Об этом свидетельствуют Октоих и Минеи с ежедневными службами разным святым. Но наиболее красноречиво и убедительно свидетельствует об этом святая Литургия. Разумеется, сказуют о сем и все молитвы – как частные, так и соборные, денно и нощно обращаемые Церковью к святым Божиим угодникам. Из этого безбрежного моря церковной молитвенности мы приведем лишь одну молитву, из литии на вечерне: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательством честных небесных Сил Безплотных, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых Отец наших и великих вселенских учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, иже во святых всея России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых сербских просветителей и учителей: Симеона Мироточивого, святителей Саввы, Арсения, Максима, Василия и Петра; святых славных и добропобедных мученик, преподобных и богоносных Отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и имя святого, которому посвящен храм, и имя святого, егоже день) и всех святых, – молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас». Да, предивна Богочеловеческая, святая соборность: присно – все святые, присно – во главе всех святых Пресвятая Богоматерь; присно – вся жизнь и каждая молитва в Церкви со всеми святыми ( Еф.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

инспектора академии архимандрита Арсения, доцента Анатолия Спасского и и. д. доцента Сергея Смирнова ; по латинскому языку из ординарного профессора Петра Цветкова, экстраординарного профессора Ивана Корсунского и профессора Димитрия Голубинского. – Все прибывшие к испытаниям лица, для удобства, имеют быть разделены на три равные группы, причем по догматическому богословию 1-я группа сдает испытание 21-го, II-я – 22 и III – 23 августа; по общей церковной истории – I-я группа – 23-го, II – 21-го и III – 22 августа; по латинскому языку – I группа 22, II – 23 и III – 21 августа. 4) 25 августа произвести испытания по новым языкам посредством комиссий: по французскому языку – из экстраординарного профессора Василия Соколова и и. д. доцента Павла Соколова; по немецкому языку – из и. д. ординарного профессора Петра Казанского и лектора Василия Лучинина. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Авг. 24. Постановления по статьям IV, V, VI, VIII, IX, X, XII, XIV и XV-й исполнить; статьи I и XI-я смотрены; с мнениями, в статьях II и VII изложенными, согласен. Студента Александра Левитского (ст. III) принять в состав второго курса. Действительные студенты (ст. XIII) Виктор Миловидов, Яков Достойнов и Михаил Попович утверждаются в степени кандидата богословия». —264— 27 августа 1897 года Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров В. Ключевского , Н. Заозерского , И. Татарского, находящихся в отпуску, П. Цветкова , не присутствовавшего по семейным обстоятельствам, и В. Кипарисова – по болезни. указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число студентов академии. 2) Отношением от 22 июля за 413 Правление Вифанской духовной семинарии уведомило Совет академии, что предназначенный Правлением для поступления в состав нового академического курса воспитанник Вифанской духовной семинарии по изменившимся обстоятельствам не будет отправлен в академию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богатство литургической традиции - это настоящее богословие. Есть такое понятие как  литургическое богословие . Если кто-то хочет понять, какие тексты точно обладают богословским авторитетом, это как раз литургические тексты. Литургическое богословие - это попытка, изучая тексты известных литургий и древних малоизвестных литургий, выявить веру древней Церкви, т.е. в более достоверных формулировках. Вера-то одна, в древней Церкви или сейчас, но вот эти более достоверные формулировки древности взаимообогащают одна другую. Поэтому у литургий как бы двойное назначение. С одной стороны, - это, конечно, самое главное, - причащать верующих людей.  Но в то же время здесь огромное догматическое богатство. И есть такой автор, Иустин Попович, он как раз занимался литургическим богословием. Если он хотел выразить какую-то богословскую мысль, он находил в тексте литургии или же в тех же самых догматиках , - есть такая часть богослужения, - такие формулировки, которые без сомнения выражают веру всей Церкви. Потому что литургическая часть церковной жизни - это самая сакральная её часть. В.Носов: - Но есть какие-то моменты движимые, да? о.Олег: - Да. Есть как бы неподвижное ядро, а есть изменяемые части. И мы знаем, например, отличие Литургии Иоанна Златоуста от Литургии Василия Великого. Обычно, когда верующие стоят в храме, им кажется просто, что у Василия Великого она дольше. Но реально мы, священники, видим, что там другие молитвы. Или те же самые молитвы, но с каким-то добавлением. Дополнительные прошения там существуют. И если взять Литургию Иакова, она вообще очень редко служится, от революции она служилась в академических храмах. Я слыхал, по-моему, на Ордынке несколько раз служили Литургию Иакова. Это очень древняя литургия. Она совершается вечером. Это богатство нашей традиции. Таких литургий, как я сказал, достаточно много. В.Носов: - Т.е. этим объясняется именно разница службы? Многие знают, что монастырские службы особенно длинны. Поэтому, видимо, есть моменты, которые сокращаются у нас в храмах.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-08-02-20...

1. У греческих читателей глубокое восхищение вызывает знакомство с удивительной личностью этого славного священномонаха, гармоническое сочетание в нем христианской веры и эллинского логоса, евангельской духовной завершенности и философской вдумчивости, пророческой проповеди и логосной благодати, геликониадских муз и полноты любви во Христе Иисусе. Его вдохновенная личность представляет в наши дни новое оживление великого подвига Вселенских Отцов Церкви золотого века Христианской науки и особенно трех божественных светильников Трисолнечного Божества – Трех Святых Иерархов. Не случайно, что монашеский образ им принят 1 января 1916 года (в день св. Василия) и что он усердно молитвенно призывал вечный Трисолнечный Свет молитвенным посредничеством святого Небом явленного Василия Великого . Не случайно также избрано было имя Иустин для него, выходившего из купели святого евангельского монашеского лика, ибо в личности тезоименитого Святого Мученика первых веков Христианства сочетаются, глубоко потрясающим для нас образом, тога философа и монашеская ряса. И одно и другое – тога философа и ряса монаха – омыты и очищены пречистой кровью этого Святого Мученика, которого святой автор жития потому называет: «Иустин – Философ и Мученик». 2. Сей почивший святой Духовный Отец возлюбил всем сердцем своим, а также осознал и пережил, как мало кто из православных богословов нашего времени, что значит « φιλσοφειν» (философствовать) и что значит « μρτυρειν (быть свидетелем и мучеником). Первое – ради любви к Истине, второе – ради любви ко Христу. Никогда он не отступил от любви к мученичеству, ибо она представляет самую глубинную суть православной веры – мученичество подвижничества, мученичество совести до конца жизни и самой смерти – и никогда не жертвовал ей ради философии. «Primum vivere» во Господе «deinde philosophare» (Прежде жить во Господе, а тогда философствовать). Но он, также, никогда не оставлял и любви к философии. Характерно, что и название, которое он дал своей «Догматике» – «Православная философия Истины». Оно ясно показывает, насколько действительно, в глубине его существа, гармоничным был союз веры и логоса, тем более что Истина Евангелия для него представляла наивысшую философию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010