Только Остап Бендер — это прохиндей, живущий между царствами: т.е. революция прошла, царский режим рухнул, советская власть ещё пока гайки не закрутила, и вот в этом свободном времени этот прохиндей живёт. А Тёркин — это такой народный герой, который тоже на цитаты расходится. Он такой узнаваемый тип, мужичок, работяга, он везде есть, его сразу узнаёшь. Знаете, может, я бы даже сказал — из русских сказок такой Микула Селянинович. Там же в русских сказках есть Илья Муромец, Алёша Попович, Василиса Микулишна, а есть такой крестьянин Микула Селянинович, который вроде незаметный, но он всех сильней. Он хитрый по-своему, мудрый, сильный, работящий. Твардовский как бы нарисовал новый образ русского человека на войне — Василия Тёркина. Это же узнаваемый образ: в каждом полку был свой Василий Тёркин — гармонист, шутник, смелый воин. Так что Твардовский как бы здесь нащупал жилу такую, он срезонировал на очень серьёзные вещи в народной жизни. А что должен сделать поэт? — Он должен уловить общие вибрации духовной жизни и суметь воплотить их в таком узнаваемом правильном поэтическом образе. У Твардовского это получилось. Потом, у него есть отдельная жизнь — это его редакторство в «Новом мире». Я там, конечно, не изучал все эти вещи доподлинно: не читал архивов, дневников. Что-то где-то мне попадалось в руки: например, я читал дневник Вампилова, и там он поминает частые посиделки с Твардовским. Он хорошо про него пишет, как молодой человек пишет с уважением про старшего маститого коллегу. Я не изучал, повторяю, жизнь Твардовского, но ничего плохого про него сказать не могу. Я помню тот момент, когда его хоронили, когда Солженицын подошёл к нему и перекрестил его, что было, вообще, знаком великого мужества: на официальных похоронах одного из редакторов ведущего советского журнала — такое. Я так понимаю, что он много сделал для литературы, для интеллектуальной и духовной жизни нашего русского народа в непонятных советских условиях. Он не бесталанный человек: он по-своему талантливый человек, нашедший свою форму, свой язык, своего героя.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-otnest...

Драгица Попович с ранней юности и вплоть до бомбардировок НАТО 1999 года часто посещала могилу святого мученика Василия Печского и молилась ему во всякой житейской нужде. Помощь святого, как она говорит, не заставляла себя долго ждать, и, всякий раз возвращаясь на могилу, она чувствовала облегчение и покой. Ее подруга Милка Джукич, с которой она часто посещала могилу святого Василия в середине 1960-х годов, убедилась на своем личном опыте, насколько святой Василий был скорым помощником. После нескольких лет брака ее семейная жизни расстроилась так, что муж развелся с ней. После этого бывший супруг уехал на работу за границу. Милка попросила помощи у святого Василия: она молилась, чтобы муж вернулся и не оставил ее одну с двумя сыновьями. Спустя три месяца муж действительно вернулся, а их восстановленный брак увенчался рождением еще одного ребенка – помимо двух сыновей у них появилась дочь. И сегодня Милка благодарит скорого помощника святого Василия. Однажды Драгица Попович (в 1960–х гг.) застала у могилы святого Василия молодую супружескую пару из Боснии. Они приехали, чтобы пожертвовать небольшую золотую цепочку в знак благодарности. Они были в браке четыре года и, не имея детей, особо молились святому Василию и получили сына. По свидетельству монахини Евфимии (Маркович), родом из села Накла (около Печа), женщины из этого и соседних сел имели обычай посещать святыню в воскресенье и пятницу при молодом месяце, когда, по местной традиции, совершалось водосвятие. Некоторые брали на себя и более строгие правила за своих родственников, служивших в армии, чтобы все живыми и здоровыми вернулись домой. Часто вместе с сербами и албанцы из Накла шли утром на могилу святого. Мученик Василий и преподобномученик Григорий Печские      Добрила Попович из Накла в детстве страдала сильными головными болями. Мать отвела ее на могилу святого Василия и помазала маслом из лампады. Головная боль прошла и с тех пор никогда не повторялась. Сейчас Добрила живет в Крагуеваце, ей 60 лет. Жители Накла также знали, что если какой-нибудь малыш никак не начинал ходить, то его надо было отнести к святому Василию. Трижды с ним обходили могилу, и ребенок сразу делал первые шаги. Известно несколько таких случаев.

http://pravoslavie.ru/114084.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Белграде состоялась презентация книги, посвященной влиянию русской философии и богословия на прп. Иустина (Поповича) 31.05.2010 В Белграде состоялась презентация книги, посвященной анализу влияния русской философии и богословия на видного сербского богослова, канонизированного в начале мая этого года, прп. Иустина (Поповича) , архимандрита монастыря Челии. Об этом сообщает Седмица.Ru. Презентация книги «Иустин Челийский и Россия, пути рецепции русской философии и теологии»состоялась 25 мая в Русском доме в Белграде, в рамках лекционного цикла «Русская философская мысль и проблемы современного мира». Автором книги является доктор Богдан Лубардич, сотрудник кафедры философии Православного Богословского факультета в Белграде. Книга состоит из нескольких глав («Отец Иустин, Достоевский и неопатристический синтез»; «Отец Иустин, отец Георгий Флоровский и русская религиозная философия»; «Отец Иустин и русское богословие»), приложения с библиографиями сочинений прп. Иустина и литературы о нем. В исследовании подчеркивается исключительное влияние творчества Ф.М. Достоевского на философскую концепцию известного сербского богослова и идей неопатристического синтеза, последовательным сторонником которого он являлся. Относительно неопатристического синтеза отмечается и влияние отца Георгия Флоровского, а также воздействие митрополита Антония (Храповицкого), главы Карловацкого Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В заключении делается вывод, что прп. Иустин умело избежал как моралистического монизма митрополита Антония, так и софиологии раннего о. Павла Флоренского, о. Сергия Булгакова и о. Василия Зеньковского, оставшись при этом оригинальным мыслителем. По мнению автора, богословское наследие прп. Иустина является ярким доказательством того, что рецепция не означает компиляцию и репродукцию принимаемых идей, а представляет собой творческое переосмысление взглядов разных философов, что соответствует реляционному характеру научной методологии богословия и воплощению соборного ума и сознания Церкви. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.05.2010 16:44:39

http://drevo-info.ru/news/8481.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышло в свет новое жизнеописание архимандрита Василия (Пронина) 12.08.2011 Мукачевская епархия наименовала 2011 год годом архимандрита Василия (Пронина) . В связи с юбилеем 100-летия со дня рождения известного духовника, ученого и подвижника благочестия, историка, ученого и богослова Православной Церкви на Закарпатье в ΧΧ веке архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911 - 05.01.1997), запланирован ряд церковных культурно-просветительских мероприятий. В рамках празднования и памяти по случаю 100-летия со дня рождения отца Василия (Пронина) запланировано и издание книг и публикаций научных статей о архимандрите Василии в научных вестниках Украины и заграницы. Накануне Пасхи Христовой в городе Ужгороде в издательстве «Карпаты» увидел свет отдельное жизнеописание отца Василия, сообщает пресс-служба епархии. Книга под названием «Хватит ли мне этой жизни на покаяние?» рассказывает о жизни и церковном служении отца Василия. Автором-составителем книги является кандидат богословия МДА, протодьякон Александр Монич. Подавляющее большинство материала, содержащегося в книге, особенно фотографии, архивное личное дело отца Василия публикуются впервые. Это и епархиальное архивное дело отца Василия и оригинал 3-х листов с его переписки со святителем Иоанном (Максимовичем) и мысли из личного дневника, много воспоминаний, историй и писем и тому подобное. Рецензентами научно-популярного издания стали доктор исторических наук, профессор УжГУ Д. Данилюк и кандидат исторических наук, доцент УжГУ Ю. Данилец. Предисловие к книге написал архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор. Издание очерка осуществлено при поддержке настоятельницы Мукачевского Свято-Николаевского монастыря, игуменьи Епистимии (Щербан) и по благословению владыки Феодора. Книга в твердом переплете объемом 157 глянцевых страниц насыщена мощным фотоматериалом, который составляет более 150 фотографий в которых живо освещается жизнь подвижника. Приводятся многочисленные воспоминания очевидцев отца Василия, добавляется по годам список источников и литературы, которые написаны о Пронине и Прониным. В издании использованы фотоматериалы из личных архивов архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора, Филиппова А.И., игуменьи Епистимии (Щербан), игумена Викентия (Вакарова), протоиерея Василия Юрина, протодиакона Александра Монича, монахини Ирины (Томишинець), Ю. Данильца, В. Пагире, М. Поповича и сестер Мукачевского монастыря. Впервые краткая презентация книги состоялась на втором Закарпатском книжном форуме «Книга-Фест-2011», проходившем 19-20 мая в Ужгороде. Готовится официальная презентация книги. Очерк будет полезным всем интересующимся аскетической жизнью Православной Церкви на Закарпатье, студентам, ученым, богословам, священнослужителям и верующим людям. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.08.2011 12:46:03

http://drevo-info.ru/news/11229.html

Монастырь Тврдош      «Из своей молитвенной кельи в монастыре, — пишет архимандрит Иустин (Попович), — он видел все несчастья и беды, которые переносил его народ, томясь в тяжелейшем агарянском рабстве, в нужде и нищете, в страхе от турецких насилий и беззаконий, в опасности от униатской пропаганды. И поэтому он непрестанно возносил к Богу теплые молитвы о спасении своего народа. Будучи уже в сане архимандрита, святой часто покидал стены обители и как духовник и пастырь с проповедью Христова Евангелия обходил села и дома родной Герцеговины. Посещая народ, подобно своему великому предшественнику святителю Савве, он совершал повсюду богослужения и Таинства, укреплял свою паству в вере и терпении, помогал несчастным и обездоленным». За такую любовь к своим единоверцам и соплеменникам даже турки называли святителя Василия «богомольцем райи». Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его. Во избежание опасности и одновременно побуждаемый желанием еще больше помочь своему народу, святитель отправился в единоверную Россию, как это не раз делали духовные вожди сербского народа. Вернувшись на родину, он привез с собой богатые дары: церковную утварь, священнические облачения и богослужебные книги, а также деньги. Он снабжал всем этим бедные храмы Герцеговины, а также помогал узникам темниц и другим нуждающимся. Многие запустевшие и заброшенные храмы были восстановлены и обновлены, в самом Тврдоше и при других приходских храмах открывались народные школы. В просветительской и ктиторской деятельности святой Василий призывал на помощь братию Тврдоша и приходское духовенство. «Но лукавый враг рода человеческого, — пишет в житии святого архимандрит Иустин (Попович), — и на этот раз не оставил его в покое. Прежняя ненависть его врагов разгорелась с новой силой. С одной стороны, это были потурченцы, а с другой — агенты латинской унии. Его неустрашимая ревность и неутомимое апостольское пастырство только увеличивали ненависть и насилия богопротивников, так что святитель был вынужден снова покинуть этот край».

http://pravoslavie.ru/112833.html

 Символ веры святителя Афанасия Великого (430–500) учил: «С Его Пришествием все люди воскреснут в телах и каждый отдаст отчет в своих делах: те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а те, кто творил зло, – в вечный огонь. Такова кафолическая вера, которой если кто не придерживается твердо и верно, не может быть спасен».  Определение Поместного Константинопольского Собора 543 г. о всеобщем спасении (анафема Оригену): «9. Если кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых временно и что ему через некоторое время приходит конец, или же что существует апокатастасис демонов и нечестивых, да будет отлучен от сообщества верных (Анафема)».  Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов. Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 15.  См.:  Ириней Лионский , святитель. Против ересей. Обличение и опровержение лжеименного знания. Книга 1, 2.  Цит. по:  Сильвестр (Малеванский) , архимандрит. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб., Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 79.  Цит. по: Там же. С. 80–81.  Цит. по: Там же. С. 81.   Иустин (Попович) , преподобный. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. С. 49.  Цит. по:  Сильвестр (Малеванский) , архимандрит. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. С. 83.   Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника, 776;  В. Гурьев , протоиерей. Пролог. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 117.   Иустин (Попович) , преподобный. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. С. 52–53.  См.: Житие преподобного Василия Нового. Мытарства преподобной Феодоры. Видение Григорию, ученику преподобного Василия, о Страшном Суде. М.: Сибирская благозвонница, 2009.  Четьи-Минеи. 15 августа.  См.: Житие преподобного Василия Нового. Мытарства преподобной Феодоры. Видение Григорию, ученику преподобного Василия, о Страшном Суде.  Смерть мозга в современной медицине и означает момент смерти.  См.:  Григорий Великий Двоеслов , святитель. Избранные творения (Библиотека отцов и учителей Церкви). Т. 7. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 39. 8. М.: Паломник, 1999.

http://pravoslavie.ru/93656.html

в) в IV курс – студентов III курса: 1) Троицкого Владимира, Горского Александра, свящ. Соколова Василия , Преображенского Виктора, 5) Александровского Василия, свящ. Синадского Евгения, Яхонтова Александра, свящ. Добронравова Георгия, свящ. Платонова Вениамина, 10) Беляева Михаила, диак. Попова Николая , Рождественского Евгения, Казанского Платона, Рубинского Сергея, 15) свящ. Вьюкова Алексея, Вышеславова Дмитрия, Троицкого Алексея, свящ. Соболева Алексея, Мальгинова Бориса, 20) Бабакова Александра, Мусатова Николая, Панова Павла, Фортунатова Василия, Сахарова Николая, 25) Городецкого Федора, Благовещенского Сергея, Ватутина Михаила, свящ. Князева Але- —145— ксандра, Счастнева Михаила, 30) Волкова Андрея, Щукина Николая, Лимачева Василия, Иовлева Александра, свящ. Покровского Феодора, 35) Соколова Петра, Ефимова Федора, Ковригина Михаила, свящ. Литвиненко Александра, Иллювиева Павла, 40) Даниленко Прохора, Смирнова Петра, Фомина Николая, иерод. Филиппа (Ставицкого), Фаворитова Павла, 45) Баржицкого Михаила, Дмитревского Леонида, Вязовского Василия, Воинова Сергея, Доброхотова Алексея, 50) Воскресенского Василия, Никонова Алексея, свящ. Баронова Николая, Попова Николая и 54) Рождественского Леонида. 2) Студента III курса, сербского уроженца, архимандрита Михаила также перевести в следующий курс, с разрешением сдать экзамен по латинскому языку при окончании академического курса. 3) Студента I курса, сербского уроженца, священника Димитрия Поповича оставить в том же курсе на второй год. 4) Всем студентам I, II и III курсов, переведенным в следующие курсы и занимающим в разрядных списках места с 1-го по 30-е включительно, назначить на будущий 1909–1910 учебный год казенные стипендии. – Назначение частных стипендий отложить до сентябрьского собрания Совета Академии. 5) Студентам – а) I курса: свящ. Авдашкевичу Петру, свящ. Архангельскому Леониду, свящ. Бессонову Николаю, иеромонаху Серафиму (Иовановичу), Рудневу Николаю, Рязановскому Сергею, Сахарову Сергею и Соболеву Владимиру; б) II курса: свящ. Борисову Василию, Вавресюку Ивану, Давидовичу Владимиру, Плешанову Павлу, Покровскому Александру, Труфанову Максимилиану и Шуму Андрею; в) III курса: Архангельскому Владимиру, Ржепику Мирону, Суханову Александру, Уарову Петру и Харитонову Сергею дозволить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1909 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—302— устных испытаниях по гомилетике и педагогике – 3 и на семестровом сочинении по Священному Писанию Нового Завета – 3½; II курса: Саригиани Евангел: на устном испытании по библейской археологии – 4=и Олесницкий Вениамин на семестровом сочинении по Священному Писанию Ветхого Завета – 3½; I курса: Валюженич Владимир – на устных испытаниях: по древней гражданской истории 4 и еврейскому языку 2½; Воробьев Владимир – на устных испытаниях: по древней гражданской истории – 4½ и еврейскому языку – 3=; Померанцев Александр – на устных испытаниях: по библейской истории – 5, древней гражданской истории – 4, еврейскому языку – 3=и греческому языку – 3=. Справка: 1) По § 81 лит. а п. 5 устава духовных академий «перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 2) По § 134 того же устава: «В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжении четырехлетнего академического курса. Определили: 1) Студентов: III курса – Василия Зеленцова, Ивана Пампулова и Савву Поповича, II курса – Евангела Саригиани и Вениамина Олесницкого и I курса Владимира Валюженича, Владимира Воробьева и Александра Померанцева перевести в следующие курсы и дать соответствующие их успехам и поведению места в списках. 2) Студента Сергея Гапонова оставить, по болезни, во II курсе на второй год с сохранением за ним казенной стипендии. XI. Прошения студентов Академии: IV курса, черногорского уроженца, Саввы Поповича и II курса, греческого уроженца, Константина Фотопулоса о дозволении им жить на частных квартирах в Сергиевском посаде. Определили: Согласно указу Святейшего Синода от 28 апреля 1887 г. за 1377 дозволить студентам Савве Поповичу и Константину Фотопулосу жить на частных квартирах в Сергиевском посаде, о чем и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. XII. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии студентов Московской духовной семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Когда люди берут Евангелие, забывая, что его им дала Церковь , оно для них – будто Коран, сброшенный Аллахом с небес» (Там же с.40). «В бесцерковной форме христианство является одним только звуком, изредка сентиментальным, но всегда карикатурным и безжизненным» . «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения,– ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви!» (Там же с. 49). Надо сказать, что свмч. Иларион Троицкий в своих экклезиологических трудах опирается главным образом на творения свмч. Киприана Карфагенского и блж. Августина , т.е. на тех богословов древней Церкви, имена которых вызывают у модернистов раздражение или хандру. В числе критиков патриарших посланий г-н Зайцев упоминает имена патриарха Сергия, митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Григория (Флоровского), но предпочитает умолчать о том, в чем заключалась эта критика. Упрекнуть г-на Зайцева в излишнем лаконизме мы не можем, так как цитирование статьи архиепископа Василия (Кривошеина) заняло в его брошюре шесть (!) страниц, так что его молчание в данном случае является свидетельством того, что ничего «подходящего» для г-на Зайцева там не нашлось. Однако митрополита Антония (Храповицкого) мы все-таки считаем модернистом совсем по другому поводу, а именно, за его искажение догмата об искуплении, когда он пытается заменить крестную жертву Христа Его «невидимой» жертвой в Гефсиманском саду в молитве к Небесному Отцу (в таком случае символом христианства должен был бы стать не Крест, а Чаша страданий). Некоторые богословы считали митр. Антония (Храповицкого) еретиком. Во всяком случае его имя ничего не говорит в данной полемике. Мы были очень удивлены и озадачены тем, что г-н Зайцев включил сюда выдающегося православного богослова, борца с модернизмом и либерализмом преп. архимандрита Иустина (Поповича) . Мы просмотрели его труды, поскольку это было в наших возможностях, и нашли у него неоднократные ссылки на «Послания восточных патриархов» и «Исповедание Православной веры» как на свидетельство учения Церкви. В его сравнительно небольшой монографии «О первородном грехе» содержится шесть ссылок на вышеуказанные символические книги, как на голос чистого вселенского Православия. Поэтому или г-н Зайцев назвал имя прп. Иустина (Поповича) по ошибке, т.е. допустил ляпсус, или же пошел на грубую подделку, рассчитывая на неосведомленность в этом вопросе большинства его читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Приснопамятный архимандрит Иустин Попович рожден в городе Вране, на юге Сербии, в 1894 году, и по происхождению – из священнического рода. Богословие он изучал в Сербии, России и Англии, а в 1926 году ему присуждена ученая степень доктора на Богословском факультете Афинского университета, где он защитил диссертацию «Проблема личности и сознания по Святому Макарию Египетскому ». Возвратившись в Сербию, он занимался преподавательской работой: сначала в Карловацкой, Призренской и Битольской семинариях; позднее, в 1934 году, избран на должность доцента, а затем и профессора Богословского факультета Белградского университета. Однако в 1945 году, когда в Югославии установился новый режим, он, вместе с несколькими еще профессорами, был уволен из университета и удалился в монастырь, где как духовник и священнослужитель, в тяжелых условиях, продолжил свою духовную и писательскую деятельность. с.1948 года и вплоть до упокоения, то есть тридцать один год, провел архимандрит Иустин в монастыре Челие, написав там многие свои труды, ряд которых смог издать, а некоторые оставил неизданными. Из опубликованнных его трудов наибольшую фундаментальность и значимость имеют «Догматика Православной Церкви» в трех томах и «Жития Святых» в двенадцати томах. Они представляют собою результат многолетней научной работы и драгоценное достояние Сербской Православной Церкви. Первый том «Догматики» отца Иустина, изданный еще в 1932 году, включает «Триадологию» и «Космологию»; второй, 1935 года издания, – «Христологию» и «Сотериологию»; а содержанием третьего, изданного в прошлом году, являются «Экклезиология», «Пневматология», «Мистириология» и «Эсхатология». Второй фундаментальный труд отца Иустина Поповича – «Жития Святых», в 12 объемистых томах, по одному на каждый месяц – издавался с.1972 по 1977 год. В нем особый интерес представляют Жизнеописания примерно шестидесяти сербских Святых, равно как и жития других Святых славянского происхождения, особенно Серафима Саровского , а также почти всех Новомучеников, просиявших во времена турецкого рабства на Балканском полуострове, среди которых и наши новые святые: Никодим Святогорец , Макарий Нотарас, Дионисий Эгинский, Герасим Кефалонийский, Нектарий Пентапольский и новоканонизованный Анфим Кефалонийский. С особой обстоятельностью сербский агиограф написал жития Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Максима Исповедника и Григория Паламы , приводя и многочисленные отрывки из их творений на основе новейших патрологических исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010