Мытарство шестнадцатое Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным, где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле, одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшей ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла до их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я не могла ничего им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и всё это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не всё открыла духовному отцу и не понесла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее. Мытарство семнадцатое Следующее мытарство было мытарство прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые мои дела здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если основную формулу змееборства оказалось возможным прикрепить к Добрыне, то видоизменённую мы старались прикрепить к Потоку. В последующей истории былинного творчества на основные темы наслаивались другие, и, напр., Добрыня (русифицированный Георгий) втянулся в приключения с Мариной, с Алёшей Поповичем – темы об отношениях к женщине или, как в былинах о Марине, к женщине и змею. Былины же о Потоке оказали влияние (не исключительное, конечно) на былины о Соловье Будимировиче и, быть может, не без влияния этих последних и первые вошли в соприкосновение с Добрыниными былинами (кроме змееборства). Таким образом, мы можем привлекать темы о змееборстве к рассмотрению постольку, поскольку интересующие нас сюжеты связаны с отношениями женщины к змею; отсюда интересующая нас связь сказок и былин об изменнице-жене с легендой о змееборстве. Разумеется, было бы ошибочным думать, что все сказки о неверной жене происходят из темы о змееборстве, но что большая часть их представляет жену милующейся с насильником-змеем – конечно, хорошо известно И для нас не тайна, думаю я, что эти змеи-насильники – наши старые знакомцы – драконы, убиваемые в «основных» легендах героями-освободителями. Я, право, затрудняюсь определённо ответить на вопрос, из былин ли о Потоке вышла былина об Иване Годиновиче, или, как выражается тот же г. Máchal, «lámka о nevrné еп pešla v byliny ruské prímo z (str. 175) 1057 . Что соприкосновение с былинами о Потоке имеет место, доказывается как вышеприведёнными на стр. 383 примерами, так ещё и следующими: в былинах вместо Ивана Годиновича действует Поток. Думаю, что это не случайная замена, так же как не случайна она в 194 Гильфердинга, где вместо Ивана Годиновича – Добрыня или Василий Бусланеевич. (Рыбн. II, 14) 1058 . Затрудняясь объяснить появление Василия Бусланеевича иначе, чем популярностью Василия Буслаевича вообще, я в тоже время, по поводу Гильф. 194 думаю, что сюжет былин об Иване Годиновиче, сюжет, по существу свадебного, брачного характера, роднился в представлении певца с сюжетом о Добрыне, и не совсем ясно представляю себе, почему «Настасья Митриевична» этой былины – «не перенесение из былин о Добрыне», как говорит А. М. Лобода на стр. 54-й своего труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Традиционно на Руси сказки были тем самым мощнейшим инструментом для воспитания и общения с ребенком. Поэтому священник, который, на мой взгляд, должен обязательно участвовать в деятельности воскресной школы, может рассказывать детям сказки. Дети обязательно должны узнать священника как человека, старшего друга, который смеется, улыбается, шутит. Сначала я готовлюсь, целый год рассказываю сказку своим детям по вечерам, записываю, потом поправляю сюжет, вывожу интересные линии, что-то добавляю и потом уже выдаю детям в лагере. Первые слушатели рассказов о. Федора — сыновья Федор и Алексей Обычно это рассказ о том, что дети знают пока плохо. Например, у меня была сказка о летчике, который был сбит далеко за линией фронта в 1941-м году. В фюзеляж его самолета пробралась маленькая девочка, когда была срочная команда на взлет, она испугалась и не смогла выбраться. И вот долгая история, как они вместе пробираются к своим через опасности, бои, немцев и так далее. Приключения на фоне исторических событий. Можно, например, найти в интернете реальные воспоминания о войне, ввести их в ткань повествования, и получится очень жизненная история, которая будет открытием для ребенка. Обычно эти сказки интересны детям от семи до четырнадцати лет. Я стараюсь пошутить, разнообразить сюжет, связать его с историями, которые хорошо известны детям. Например, у меня была сказка про двух мальчиков — сына священника Василия Алеши Поповича и его друга, сына языческого жреца. Они вместе сбежали из своей деревни на плоту по реке, чтобы попасть в дружину князя Владимира. Вот они плывут, им очень хочется есть, и вдруг они видят на подоконнике одного дома в деревне лежит круглый каравай. Они его стащили и съели. А мальчик, который жил в этом доме, очень расстроился, и тогда дедушка с бабушкой сочинили ему сказку про колобка. Эту сказку мы с вами все до сих пор хорошо помним. Такое общение — это не просто какой-то холодный педагогический расчёт, мы с детьми открываем свои души друг перед другом. Когда потом ребенок приходит на исповедь, я чувствую, что я для него не чужой, и он для меня не чужой. Святитель Феофан Затворник говорил, что, если вы хотите, чтоб дети вас любили, надо сначала самому их полюбить.

http://pravmir.ru/kak-uznat-chto-govorit...

905 К счастью, о. Стефан сейчас же сметил, откуда дует противный ветер, и первым делом постарался устроить дела так, что прежние волостные власти заменены были другими более надежными. На это правда употреблено было около трех лет упорной борьбы; но в конце концов, в лице особенно нового волостного писаря Василия Ивановича Якимчука о. Стефан приобрел себе не только помощника, но и ближайшего друга и советника. Якимчук непосредственно по прибытии в Полонное, записался в число членов Крестовоздвиженского Приходского попечительства, и своими убеждениями и влиянием, совместно с внушениями и убеждениями о. Стефана, успел вскоре поставить дело так, что прихожане сначала мало по малу согласились на постройку новой церкви, а потом взяли на себя и некоторые обязательства по предстоящей постройке, как то подвозить материал, пособлять рабочими днями в натуре, и наконец постановили сделать складчину от себя на основании 178-й ст. общественного положения о крестьянах, что и было все утверждено ими формальным образом, мирским приговором Сельского Изабелинского схода 11 Февраля 1871 года. 906 В то же время о. Стефан заключил контракт на поставку 2000 пудов извести на подмуровку церкви, и для каменной церковной ограды договорил рабочих на выбивку камня и пилку досок, – и как дело, по видимому, стояло уже на твердой почве, то чтобы обеспечить его еще более, решился потребовать от прихожан, чтобы они точнее определили, сколько именно намерены они жертвовать на постройку, и вместе с этим сделали бы надлежащую раскладку требуемой суммы на всякого прихожанина и домохозяина порознь, для более удобного сбора ее тогда с каждого. С этою целью в Ноябре 1874 года он созвал сельский сход, на котором и предложены были прихожанам означенные вопросы для утверждения. Но и здесь на первых порах о. Стефану пришлось горько разочароваться в своих предположениях. Прихожане не только не приняли в рассчет его предложений, но один из них, вообще слывущий в обществе либералом, крестьянин К. Б. как бы от имени всех прихожан тут же гласно заявил: «не треба нам новой церкви; буде с нас и сих; а воли попови тисно в наших церквах, то нехай шукае соби другой парахвы, а я поеду до Житомира, то ще до Риздва привезу другаго Попа»...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Между тем ни в одной из этих ситуаций самозванец не появился. Вне русских пределов самозванство — довольно редкое и спорадическое, по, так сказать, «равномерное» явление (вспомним мага Гаумату, Лженерона, Лжеагриппу, Лжежанну д’Арк, наконец, Лжелюдовика XVII). На Руси же оно ограничено четкими хронологическими рамками — от начала XVII в. до крестьянской реформы 1861 г., от Лжедмитрия до Лжеконстантина (функция «избавителя» приписывалась сначала Константину Павловичу, а потом и Константину Николаевичу, который считался самым либеральным из великих князей). Русское самозванство возникло тогда, когда поколебалось относительное единство средневековой идеологии. Низы пришли к мысли о соперничестве с властью, хотя в той же монархической оболочке. Заметим, что соперники происходили из разных сословий. Лжедмитрий I был постригшимся в монахи, а затем расстригшимся дворянином (Отрепьевы — галицкие «дети боярские»). В царевиче Петре современники опознавали холопа, а в Тушинском воре — поповича (он досконально знал церковную службу). Было два типа самозванцев. Первый воплощен в Лжедмитрии и Тимофее Акундинове, московском подьячем, который в середине XVII в. бежал за рубеж и объявил себя потомком Василия Шуйского. Недаром оба они (и вместе с Разиным) попали в «Чин Православия» и предавались анафеме в первую неделю Великого поста. Это тип нарушителя канонов. Лжедмитрий I не довольствовался царским титулом и подписывался «in perator» — в два слова и через n, что само по себе устраняет сомнения в его великорусском происхождении. Он демонстративно нарушал царский и православный этикет, т. е. вел себя как реформатор, а со старозаветной московской точки зрения как вероотступник, еретик, чернокнижник и колдун. Сразу после его гибели, в конце мая или в начале июня 1606 г., была написана «Повесть како отомсти Всевидящее Око Христос Борису Годунову пролитие неповинные крови новаго Своего страстотерпца благовернаго царевича Дмитрея Углечскаго» [цит по: Буганов, Корецкий, Станиславский, 241–254].

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Шуйский хотел воспользоваться победою и докончить дело; он сам лично осадил Тулу, куда скрылись Шаховской, Телятевский (?), Болотников и Лжепетр. Осажденные два раза отправляли гонца в Польшу, к друзьям Мнишка, чтобы те постарались немедленно выслать какого-нибудь Лжедимитрия, в отчаянии писали к ним: «От границы до Москвы все наше, придите и возьмите, только избавьте нас от Шуйского». Наконец самозванец отыскался; что это был за человек, никто не мог ничего сказать наверное; ходили разные слухи: одни говорили, что это был попов сын, Матвей Веревкин, родом из Северской страны; другие – что попович Дмитрий из Москвы, от церкви Знаменья на Арбате, которую построил князь Василий Мосальский, иные разглашали, что это был сын князя Курбского, иные – царский дьяк, иные – школьный учитель, по имени Иван, из города Сокола, иные – жид, иные – сын стародубского служилого человека. Подробнее других источников говорит о нем одна белорусская летопись: «Того же року 1607 месяца мая после самое суботы и шол со Шклова из Могилева на Попову Гору якийсь Дмитр Иванович, менил себе быти царем московским. Тот Дмитр Нагий был на первей у попа, Шкловского именем, дети грамоте учил, школу держал, также у священника Федора Сазоновича Никольского у села дети учил, а сам оный Дмитр Нагий имел господу у Могилеве у Терешка, который проскуры заведал при церкви св. Николы, и прихаживал до того Терешка час не малый, каждому забегаючи, послугуючи, и имел на себе плохой кожух бараний, в лете в том ходил». Верно только то, что этот второй Лжедимитрий вовсе не был похож наружностию на первого и что был человек грамотный, начетчик в священном писании; последнее обстоятельство и заставляло догадываться, что он был из духовного звания; так, летописец говорит: «Все воры, которые назывались царским именем, известны были многим людям, откуда который взялся; но этого вора, который назвался расстригиным именем, отнюдь никто не знал, не ведомо, откуда взялся; многие догадывались, что он был не из служилых людей, думали, что он или попов сын, или церковный дьячок, потому что знал весь круг церковный». Что же касается до его нравственного характера, то уже можно догадаться, каков мог быть человек, сознательно принявший на себя роль самозванца, и потому мы не имеем права предполагать сильное преувеличение в тех известиях чужеземных, следовательно, беспристрастных, которые называют его безбожным, грубым, жестоким, коварным, развратным, составленным из преступлений всякого рода, недостойным носить имя даже и ложного государя. Мы должны прибавить только, что, как видно из его поступков, это был человек, умевший освоиться с своим положением и пользоваться обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Посадники и все псковичи отвечали боярам: «За государево жалованье мы здесь челом бьем, но велел бы государь послать во Псков с теми же речами». Они целовали крест служить Василию, его детям и наследникам до конца мира. Псковичи узнали об участи посадников от купца своего Филиппа Поповича, который услыхал весть на дороге в Новгород, бросил товар и поскакал во Псков сообщить ее гражданам. На псковичей напал страх, трепет и тоска, гортани их пересохли от печали, уста пересмякли; много раз приходили на них немцы, но такой скорби еще им не бывало, как теперь, говорит их летописец. Собрали вече, начали думать, ставить ли щит против государя, запираться ли в городе. Помянули крестное целование, что нельзя поднять рук на государя, а посадники и бояре и лучшие люди все у него. Порешивши, что сопротивляться нельзя, псковичи послали к великому князю гонца Евстафия, соцкого, бить челом со слезами: «Чтоб ты, государь, жаловал свою отчину старинную; а мы, сироты твои, прежде были и теперь неотступны от тебя и сопротивляться не хотим; Бог волен да ты в своей отчине и в нас, своих людишках». С объявлением воли великокняжеской приехал в Псков дьяк Третьяк Далматов, который сказал на вече от имени Василия: «Если отчина моя хочет прожить в старине, то должна исполнить две мои воли: чтоб у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят; быть у вас двум наместникам, а по пригородам наместникам не быть; в таком случае вы в старине проживете; если же этих двух волей не исполните, то как государю Бог на сердце положит: много у него силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не сотворит; да государь велел вам еще объявить, что хочет побывать на поклон к св. Троице во Псков». Отговоривши свою речь, дьяк сел на ступени. Псковичи ударили челом в землю и не могли слова промолвить, потому что глаза у них наполнились слезами, только грудные младенцы не плакали; наконец, собравшись с духом, отвечали дьяку: «Посол государев! Подожди до завтра: мы подумаем и обо всем тебе скажем»; тут опять все горько заплакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К этому считаю долгом присовокупить, что Преосвяшенный Сергий имел при себе свиту всего из 16 или 17 человек; что повар, нанимаемый им, остается доселе при подворьи; но от вашего благоусмотрения будет зависеть взять своего из Твери, или принять этого. Ризница вся также была у него своя; богослужебные книги имеются при церкви казенные; лошадей, экипажи кучеров обыкновенно Преосвященные нанимают здесь, но Ваше Преосвященство может быть найдет более удобным взять своих. Помещение для них есть. Вообще присутствующие в Святейшем Синоде Преосвященные имеют здесь помещение с отоплением и мебелью, остальное все привозят с собою. Обо всем этом я счел долгом уведомить ныне Ваше Преосвященство. Вместе с сим позвольте просить Ваше Преосвященство, не признаете ли возможным побудить Правление вверенной семинарии поспешить составлением проекта и сметы на замену балок в новом здании семинарии, времся уходить и, чего доброго в нынешнем году не успеем произвести эти работы. Об ускорении этого дела просить и подрядчик которому мы приостановили всякие платежи по произведенным работам». 19-го ч. получил я письмо из Витебска от кафедрального Протоиерея Василия Покровского, который писал мне от 16-го числа: «Сердечно из глубины преданной и благодарной души, осмеливаюсь поздравить Вас Высочайшею наградою и высоким назначением – присутствовать в Св. Синоде. Это, событие радостно отозвалось во всей бывшей вашей пастве Полоцкой – не только между духовными лицами, но и мирянами. Отеческое опасение ваше, незабвенный Архипастырь и Отец, высказанное о том, как отнесется ко мне ваш преемник – слава Богу – не осуществилось: покойный Преосвященный Викторин был для меня, в течении всей своей семилетней службы у нас, не начальником, а отцом, и я горько и до сих пор оплакиваю его преждевременную кончину. Напрасно приписывают, ее неприятностям, которые встретили его в Каменец-Подольске: он отсюда выезжал уже с зловещими задатками смерти и прямо, в откровенной дружеской беседе приписывал их тем огорчениям и оскорблениям, какие причиняли ему пресловутый Поповицкий 993 и к°. Вот кто-истые убийцы его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь, и если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли всё, и я была взята оттуда. Мытарство шестое Следующее мытарство кражи. В нем мы ненадолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве по неразумию. Мытарство седьмое После мытарства кражи мы пришли к мытарству сребролюбия и скупости. Но и это мытарство мы миновали благополучно, потому что я, по благодати Божией, не заботилась во время моей земной жизни о приобретении имения и не была сребролюбива, но довольна тем, что посылал мне Господь, не была и скупа, а что имела, то усердно подавала нуждающимся. Мытарство восьмое Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства, где испытываются отдающие в рост свои деньги и чрез то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня, и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше. Мытарство девятое Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые суд свой ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь же истязуются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но мы, по благодати Божией, беспрепятственно миновали это мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехи этого рода. Мытарство десятое Так же благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, но, по милосердию Божию, во всех этих грехах я оказалась невинна и видела, как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше. Мытарство одиннадцатое Подобным образом прошли мы и мытарство гордости, где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают духи тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Потери года: от нас навсегда ушли генерал Валентин Варенников, актёры Олег Янковский, Игорь Старыгин, Пётр Вельяминов, Николай Олялин, Вячеслав Тихонов, Вячеслав Невинный, реставратор Саввелий Ямщиков, балерина Екатерина Максимова, дирижёр Борис Покровский, писатель Сергей Михалков, бывший депутат Василий Шандыбин, космонавты Павел Попович и Константин Феоктистов. Гораздо меньшую скорбь мы испытали в связи со смертью богоборца академика Виталия Гинсбурга и одного из организаторов перестройки Григория Бакланова, писателя Василия Аксёнова и наоборот, неподдельную радость у очень многих вызвала смерть архитектора разрушения России Егора Гайдара. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Ответ на 7., lucia: Образование успешнно деградирует с 17 года. С 17-го?! Советское образование было одним из лучших в мире! 1. Re: Итоги 2009 года По поводу съезда кинематографистов. Опять старая песня: все, кто не с Михалковым - бунтовщики и " дерьмократы " . Да кто вам это сказал?! Хуциев - куда более достойная фигура, нежели Михалков! Для Михалкова кино - не искусство, а бизнес. И не было никакого " альтернативного съезда " . Был 7-й съезд, на нем избрали Хуциева. Михалков не был избран на него делегатом. Сторонники последнего подали иск о нелигитимности съезда. Суд признал результаты съезда незаконными. Состоялся новый съезд, и избрали опять Михалкова. " Благодаря " Михалкову Музей кино лишился помещения - после того, как Никита Сергеевич продал часть акций киноцентра развлекательному комплексу " Арлекино " . Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/04/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010