Когда ты не постишься и всегда ешь жирное и хорошее, у тебя нет сил даже ходить. Посмотри, мне почти 70 лет, а я еще читаю и вижу, и ум соображает как следует. А если ты ешь только так, всегда хорошую пищу, то у тебя уже нет никакой силы, ты то и дело болеешь… Если ты позаботишься об этом, будешь и скоромное есть, и пост держать, тогда увидишь, что будешь просто летать!» Спаситель с горы Мунтиору    Дорога в Мунтиору проходит через древний лес с елями и соснами, непоколебимо стоящими сотни лет. Мир древний, привольный рай для самой разной дичи, где, кроме дороги, ничего не напоминает о том, что здесь ступала нога человека. Поднимаешься по отвесным склонам горы через зябкую полутень, а дорога робко следует за тобой, едва осмеливаясь нарушить покой, царящий тут тысячи лет. Время от времени в густую зелень вдруг врезается просвет и открывается поляна, где буйный ветер в беспорядке раскидал кряжистые бревна. Наконец мрак резко обрывается и становится совершенно светло. Ты добрался! Вершина Мунтиору       На вершине горы, на просторной поляне несколько деревянных домиков сторожат красивую церквушку, отражающуюся в озере с водяными кувшинками. Всё это воздвигнуто стараниями батюшки. До прихода его на Мунтиору не было ничего. Лишь безмолвие дикого леса и эта сочная зелень поляны. Один набожный христианин сказал ему, чтобы он поднялся сюда и основал тут монастырь, но отец Макарий воспротивился. Он всей душой любил ктиторию Василия Поляномерульского и не хотел уходить из этого исихастского рая, который восстановил с таким трудом. Однако наступило время испытаний, и Спаситель снова послал ему знамение. “Спаситель сказал мне: " Хотите ставить монастырь на Мунтиору? Ставьте! Приступай, ведь ты же – основание! " ” «Я сначала пришел посмотреть на это место, где теперь монастырь, но сказал, что больше не вернусь сюда, потому что было очень трудно: не было никакой дороги, один лес и грязь, из которой нельзя было иначе выбраться, как только сняв обувь. Ночью, когда я вернулся к себе в Пояна Мэрулуй и уже уснул, слышу: стучат в дверь. Я проснулся и тут же увидел гору Мунтиору, как на картине написанную, у меня перед глазами. И на вершине ее стоял Спаситель, облаченный в одежду с красными рукавами, широкими. Он сказал мне всего лишь: “Хотите ставить монастырь на Мунтиору? Ставьте! Приступай, ведь ты же – основание!” И с той стороны, где стояла гора, я увидел только людей в белом, поднимавшихся в гору с зажженными свечами.

http://pravoslavie.ru/87535.html

( < < back) «Напомним, что прп. Серафим Саровский советовал причащаться не менее 17–18 раз в год: во все посты, в именины, во все двунадесятые праздники, то есть в среднем приблизительно раз в три недели». У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 535. ( < < back) В наше время «Предисловия» Василия Поляномерульского к книгам Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского опубликованы в книге «Сборник о молитве Иисусовой». Валаамский мон., М., 1994, с. 330. ( < < back) Страницы указаны по изданию: «Творения свт. Игнатия». Сретенский мон., М., 1996–1998 (репринт, 1904). В пяти томах. ( < < back) Святитель Макарий Московский (Парвицкий-Невский; 1835–1926) — причислен к лику святых в 2000 г. Выдающийся миссионер, духоносный старец. Митрополит Макарий занимал Московскую кафедру в период революции 1917 года и был одним из пяти иерархов, оставшихся верными Государю. В их числе — священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918), митрополит Петроградский Питирим (Окнов; 1868–1920), митрополит Антоний (Храповицкий; 1863–1936) и митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). Святитель Макарий был принудительно уволен на покой определением Синода с 1.04.17. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Узниками в период их заключения и продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой его кончины. Святителю было откровение от Господа о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было бы спасение Царской Семьи. Последние восемь лет жизни, после незаконного низложения, святитель-исповедник провел в изгнании и страданиях в подмосковном монастыре, где пребывал в неослабном аскетическом подвиге. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. «Паломник», М., 1997 — с. 709; Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.-Тихоновский Богословский институт, М., 1995. ( < < back) Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1718–1791) — старец высокой духовной жизни. Восстановитель и настоятель Санаксарского Темниковского монастыря, управлял также Алексеевским женским монастырем. Строгий подвижник, ревнитель жизни в традициях древнейшего монашества. Став жертвой клеветы, был удален на Соловки, где в числе рядовых членов братии провел 9 лет. Будучи оправдан митрополитом Гавриилом (Петровым; 1730–1801), вернулся в свою обитель, где продолжал духовно руководить братией. Почил 19.02.1791 г. и был погребен у стен созданного им храма. Рядом находится могила его племянника — прославленного флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Среди многочисленных учеников о. Феодора широко известны архмандрит Феофан Новоезерский, архмандрит Игнатий Островский, схиархимандрит Макарий Пешношский и другие. Московский журнал. 4, 1994 – с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вот Вам мое рассуждение на Ваш вопрос и недоумение; кажется, предаться воле Божией лучше и постараться прежде искать Царствия Божия и правды Его, то и сия (временное. – Ред.) вся вам приложатся. Мира, здравия и благоденствия Вам и всему Вашему семейству желаю и с почтением моим остаюсь недостойный Ваш богомолец, многогрешный и. М. 12 июля 1847года Читая предисловие старца Василия Поляномерульского , Вы возжглись ревностью проходить художественное делание умной Иисусовой молитвой. Полагаете, что я истинный делатель молитвы и художник в сем деле; просите научить Вас сему деланию. Не смею и подумать, чтобы был художник сего высокого делания, кольми паче не могу быть наставником его. Но, читая, верую, что были и есть таковые делатели; и в них главное было – смирение, с которым меч сей духовный посекал все вражии козни, а без оного (без смирения. – Ред.) велия опасность браться за сие художное оружие. Просто можете призывать имя Божие устами, произнося молитву и отгоняя страстные прилоги, припадая смиренно ко Господу; а за художную, умную приниматься опасно, ибо оной последует прелесть, а прелести – наказание Божие. Творите молитву со смирением, и Бог не оставит Вас, и понуждайтесь на делание заповедей Божиих. Святой Петр Дамаскин пишет в слове 24 второй книги: «Молящемуся добре телесного молитвою (т. е. тому, кто молится просто) дает Бог умную молитву» и т. д.; но помните, что «в чистую молитву едва един от тысячи достигнет, а яже по сей, едва един от тьмы 51 », как пишет святой Исаак Сирин . Вот как высоко сие делание! И что можем о нем сказать? Хотя бы след его видеть, удивляться и смиряться делателям и величию оного. Испрашивая на Вас и на все Ваше семейство мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный Ваш богомолец, многогрешный и. М. 31 августа 1848 года Приемлю сердечное участие в Вашем скорбном положении. Но то, что Вы сознаете себя виновным, конечно, облегчает тяжесть сего креста. Хорошо написано одним богомудрым мужем: «Древо, из которого сделан крест твой, непременно выросло на почве твоего сердца», – при сем сознании и обвинении себя, конечно, родится и смирение с покорностью воле Божией, а смирение привлекает к нам милость Божию. Да и сами наказания, здесь посылаемые, суть знамения любви Божией к нам: егоже бо любит Господь, наказуем, биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове ( Евр. 12:6–8 ), и паки: зде наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:32 ). Несладко наказание, но приносит плод благоцветущ в живот вечный. Благодарите о всем Бога – и о долготерпении Его, и о наказании, да будет же Вам всё сие на исцеление души и тела!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Между этими заповедями Он даровал дозволение и заповедание молиться именем Его [ 39 ]. Аминь, аминь глаголю вам, – сказал Он Апостолам, – яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам [ 40 ]. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю; да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю [ 41 ]. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет [ 42 ]. Величие имени Господа Иисуса Христа предвозвещено Пророками. Указывая на имеющее совершиться искупление человеков Богочеловеком, Исаия вопиет: Се Бог Мой, Спас мой! Почерпите воду с веселием от источник спасения! И речеши в день он: хвалите Господа, воспойте имя Его: поминайте, яко вознесеся имя Его; хвалите имя Господне, яко высокая сотвори [ 43 ]. Путь Господень – суд: уповахом во имя Твое, и память, ея же желает душа наша [ 44 ]. Согласно с Исаией предрекает Давид: Возрадуемся о спасении Твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Имя Господа Бога нашего призовем [ 45 ]. Блажени людие, ведущие воскликновение – усвоившие себе умную молитву – Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся [ 46 ]. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского. Житие и писания Молдавского старца, Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва. 1847. Наставление 32-е. Москва. 1844. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году 2 января. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). Слово о трезвении, гл. LXXX и LXXX1. Добротолюбие, ч. 2. Луки, III, 9. Патерик Скитский. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие, ч. 2. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о Трезвении, гл. V. Добротолюбие, ч. 2. Слово о Трезвении. Добротолюбие, ч. 2. Притч. IV, 23. Второзак. XV, 9: По объяснению святого Исихия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

155] страстей. И тако мало опочивши, паки емлемся до весел и поженем горе корабль наш. Си есть противоборствующе и сопротивляющеся похотем плотским, и злой воле нашей.   A.-E. N. Tachiaos. Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIII " Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessalonike, 1986. С. XVIII. Православная Энциклопедия, том VII. С. 214. Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам XVIII–XIX вв./Сост. П.Б. Жгун, М.А. Жгун; общ. ред. Д.А. Поспелова, О.А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004. С. 112. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва 1847 (репринт М., 2001). С. 72. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию (Pelin V.Sfântul Paisie de la Neam, Cuvinte i scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998-1999. P. 21-83). Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986. С. 331-333. Который хорошо знал и св. Паисия, будучи его другом с юных лет. Впоследствии старец скита Поляна Ворона. Православная Энциклопедия, том VII. С. 215. См. публикацию в «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского… Москва 1847» (репринт М., 2001). С. 73-84. (Оригинал в БАН Румынии. Slav. 756). Там же. См. описание рукописи: Отчет Императорской публичной библиотеки за 1882 г. СПб., 1884. С. 47-51.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6177786

И Феофан Затворник , и Игнатий Брянчанинов с большою похвалой и одобрением отзывались о писаниях Поляномерульского старца и рекомендовали руководствоваться его наставлениями при обучении молитве Иисусовой. «В особенности, – писал святитель Игнатий, – писания старца Василия можно и должно признать первою книгой, к которой в наше время желающему успешно заняться Иисусовой молитвою, необходимо обратиться» 57 . Преподобный Паисий Величковский Несмотря на многочисленность исследований православных богословов ХХ в., в которых осмысливается путь, пройденный старцем Паисием, все-таки его личность, соединившая в себе «святость с любовью к просвещению, замечательные способности к руководству монашеским общежитием и незаурядное литературное дарование» 58 , остается для широкого круга читателей малоизвестной. Личности и деятельности архимандрита Паисия в отечественном богословии была посвящена магистерская диссертация «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность» 59 иеромонаха Леонида (Полякова), будущего митрополита Рижского и Латвийского, написанная им в бытность его еще преподавателем Ленинградской Духовной Академии. Эта работа и по сей день занимает ведущее место среди трудов по этому вопросу. Поскольку иеромонах Леонид свои сочинения основывает только на славянских источниках, предлагаемое нами жизнеописание старца Паисия даст возможность русскому читателю ознакомиться и с другими исследованиями этой темы, в частности богословов Румынской Церкви. Жизненный путь старца Паисия К концу жизни Паисий начал составлять свое жизнеописание, назвав его «Повестью о святом соборе превозлюбленных о Господе отец и братии и чад моих духовных, собравшихся во имя Христово ко мне недостойному, спасения ради душевного промыслом Божиим пребывающих во святых и честных сих обителях: во святой и великой обители Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нарицаемой Нямец, и во святой обители честнаго славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, именуемой Секул». Эта повесть (согласно названию, она должна была описать историю общины, основанной прп. Паисием), не была завершена, а доведена приблизительно до 1740-х годов. Ее назвали «Автобиография или саморучная повесть» 60 . В ней Паисий описывает свою жизнь от рождения до времени пребывания в Валахийском скиту Кирнул. Первая же биография прп. Паисия была составлена его учеником, румынским монахом Виталием, жившим с ним в Драгомирской, Секульской и Нямецкой обителях. Эта биография была изложена на последних четырех страницах Минеи за февраль 1780 г. Но наверняка эта биография была неизвестна братии, ведь когда в 1812 г. наместником Нямецкого монастыря стал Сильвестр, он сокрушался о том, что «на протяжении 20 лет никто не озаботился зафиксировать воспоминания учеников старца, ныне уже состарившихся, об их наставнике» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Рассказы странника не только дополнялись новыми «рассказами» при новых «свиданиях». Под их влиянием появлялись и новые тексты, сходные по тематике, но в других литературных формах – послания, диалоги, поучения. Среди них, прежде всего, следует указать «Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве» (РГБ, ф. 214, 715). В начале этой рукописи конца XIX века, ранее принадлежавшей «Скита Оптинской пустыни иеромонаху Иосифу», указано, что послание есть «перевод с иностранного, пересмотренный и добавленный со второго издания», но стиль, тематика и прямые заимствования из печатного текста «Откровенных рассказов» странника не оставляют никаких сомнений в причине, побудившей некоего отшельника направить послание своему старцу, начинающееся так: «Преподобный, богомудрый и вожделенный отец мой! Лишенный долгое время благодатного лицезрения твоего и устной беседы с тобою, но твердо помнящий благие и душеспасительные твои наставления, я вознамерился по обязанности моей поверить блуждающие стези жизни моей твоим судом и рассмотрением и вознамерился во всей простоте раскрыть пред тобою те случаи и события, кои в особенности совершались в сие время моего отсутствия от твоего Преподобия...» (л. 2). И далее отшельник сообщает своему наставнику описания бывших с ним молитвенных действий, в том числе и очень близких к испытанным странникам во время его проживания в шалаше на огороде (Первый рассказ странника): «К сему простому, но частому устному призыванию несколько начал склоняться и ум, сам собою, без всякого со стороны моей понуждения. Помыслов стало меньше, рассеянность с людьми стала представляться неприятною и потому уклончивость от бесед и глубокое уединение давало внутреннее наслаждение; продолжительная церковная служба казалась краткою и выстаивалась с охотою, к занятиям и размышлениям духовным открывалось влечение и разъяснялись неудобопонимаемые прежде истины…» (л. 10; ср.: с. 20). В своих подробных описаниях автор послания цитирует Добротолюбие, упоминает старца Василиска Туринского, старца Василия Поляномерульского , преподобного Нила Сорского и других подвижников. В конце рукописи находится и «Ответ наставника на откровенное послание ученика его» (лл. 229–242 об):

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

«Самодействующая чудотворная сила», содержащаяся в имени Иисуса и в Иисусовой молитве, упоминалась и в небольшом тексте под названием «Раскрытие тайны в христианской деятельности, или Вернейший путь ко спасению», который АТ написал в декабре 1845 г. в Симоновом монастыре (Муз-9265. Л. 20). Позднее, в «Трех ключах ко внутренной молитвенной сокровищнице, обретенных в духовных богатствах святых отцов Церкви» (Муз-9265. Л. 137–144; опубликовано по неизвестному списку: К-1881: 108–115), которые были посвящены сердечной молитве и составлены в начале 1848 г., АТ писал о «самодействующей освящающей силе», содержащейся в Имени Божием (Л. 138). Существование особых слов, «сосредотачивающих в себе самосущную, самодействующую силу, независимую от условий», АТ отмечал в составленном 1 мая 1848 г. тексте «О силе слова», где перечислялись двадцать различных случаев «мощного самодействия Имени Божия» (Муз-9265. Л. 311–312 об.). Однако использование менее привлекающих внимание и относительно нейтральных терминов не свидетельствовало об изменении его представлений об особой силе, присущей Иисусовой молитве и имени Христа, по отношению к изложенным в 1840 г. в соответствующем разделе второй книги о молитве и в 1841 г. в специальном трактате. 5.6. 17 января 1849 г. АТ составил «Извлечение художественных способов ко внутренней молитве из описаний отцов Церкви» (Муз-9265. Л. 144 об. – 153 об.; опубликовано по неизвестному списку: К-1881. С. 115–124), содержавшее конспективное изложение практических способов сердечной молитвы, находящихся в различных текстах «Добротолюбия», а также обобщающее наставление о совершении сердечной Иисусовой молитвы. Вскоре АТ прибавил этот текст к «Трем ключам», составленным в начале 1848 г., а в апреле 1850 г. эти два текста и краткое наставление 1834 г. «О сердце и его молитвенных действиях» были использованы при составлении специального руководства «Об отыскании “сердечного места”, по выражению святых отцев, для сведения ума в оное, сопутствующего внутренней Иисусовой молитве» (Муз-9265. Л. 167–174), в котором подробно рассматривался «механический способ», то есть физические приемы, предназначенные для «отыскания сердечного места для введения в него ума и молитвы во Имя Иисуса Христа», а изложение наставлений Василия Поляномерульского об устремлении внимания при молитве на сердце как на телесный орган сопровождали схематические изображения двух глаз, смотрящих на верхнюю, боковую и нижнюю части сердца, иллюстрировавшие правильное и ошибочное направления умственного зрения (Л. 173).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Л. 116–131). В самом начале мая 1854 г. АТ еще раз обратился к «Предисловиям» старца Василия Поляномерульского (Муз-9265. Л. 471) и принял решение о необходимости их перевода на русский язык («По древности и темноте слога желательно сделать парафразис сему опытному изложению, что уже и начато»//Там же. Л. 471 об.), для чего в тетради, содержавшие переписанные в 1823 г. тексты Предисловий, были вплетены дополнительные листы, предназначенные для записи перевода (Муз-9265. Л. 49–75 об.), как и при работе в 1850 г. над переводом «Повествования о старце Василиске». Затем на поля новых листов была внесена рубрикация, а также был записан перевод фрагмента из Предисловия к книге прп. Григория Синаита (Л. 49 об., 51 об., 53), однако остальные листы остались незаполненными. В конце 1855 г. АТ вернулся к выполненному ранее переводу Слова Иоанна Златоуста («Парафразическое изложение слова святого Иоанна Златоустого об умственной Иисусовой молитве, приводимое во свидетельство многими святыми отцами». 2 декабря 1855 г.//Муз-9265. Л. 41 об., 42), однако свой окончательный вид этот перевод приобрел в феврале 1861 г. («О умственной Иисусовой молитве, парафразическое изложение слова св. Иоанна Златоустог о, приводимого во свидетельство святыми отцами»//Муз-10948. Л. 269–271 об.). Во многих случаях АТ сопровождал свои свободные переводы примечаниями («нотами»). Так, 2 сентября 1847 г. он составил комментированный перевод статьи о молитвенных действиях («Пример последствий от внимательной молитвы. Изложение святого Каллиста, патриарха Константинопольского, прозванного Ксанфопулом, жившего в XIV в. (парафразис со славянского издания, с нотами, Добротолюбие, ч. IV)»//Муз-9265. Л. 273–275 об.), а 3 января 1848 г. – краткой статьи об Иисусовой молитве («Святейшего Каллиста, патриарха Константинопольского краткое изложение о внутренней молитве (парафраз со славянского издания, с нотами, Добротолюбия, в 4 части)»//Там же. Л. 82–85 об.), источники которых находились в Добротолюбии (Добротолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Делателю Иисусовой молитвы весьма полезно прочитать Примечания (Предисловия) схимонаха поляномерульского Василия на книги святых: Григория Синаита , Исихия Иерусалимского , Филофея Синайского и Нила Сорского 140 . По прочтении сих примечаний чтение всего Добротолюбия делается более ясным и полезным. При чтении отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение отеческих наставлений к себе, к своей деятельности должно быть совершаемо с большою осмотрительностью. Глава 27. О Богомыслии Святые Димитрий Ростовский и Тихон Воронежский занимались богомыслием, то есть святым размышлением о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении на небо, также о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем, и прочих подобных глубоких тайнах христианства. Святые размышления упомянутых святителей превосходно изложены в их сочинениях. Такие размышления святой Петр Дамаскин , согласно с другими аскетическими писателями, относит к видениям духовным и в разряде этих видений дает им четвертую степень 141 . Всякое духовное видение есть зрение известного рода таинств, являющееся в подвижнике соответственно его очищению покаянием, как это можно видеть в книге Петра Дамаскина 142 . Покаяние имеет свою постепенность, и духовные видения имеют свою постепенность. Тайны христианства открываются подвижнику постепенно, соответственно его духовному преуспеянию. Богомыслие, или благочестивые размышления, святителей Димитрия и Тихона служат выражением их духовного преуспеяния. Желающий упражняться в богомыслии пусть читает сочинения святителей. Такое богомыслие будет самым непогрешительным и самым душеполезным. Напротив того, богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление, которое не может не быть ошибочным и потому не может не принести душевредных последствий и самообольщения, не может не вовлечь в пропасть гибельного заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010