Я надеюсь, что чтото новое дадут дальнейшие изыскания в рукописных материалах, скажем, находка списка «Надсловия» и «Присте- жения» XVI или XVII в. Но уже сейчас мы знаем четыре их списка, где автором их назван Иннокентий. Во–первых, это только что использованная нами рукопись ИРЛИ, Р. IV, оп. 24, 66, 1784 г., лл. 247- 270, во–вторых, — список РНБ, собр. Кирилловского историко–художественного музея, 46, 90–е гг. XVIII в. (филигрань 1795–1796 гг.), лл. 114–135 об., в–третьих, — рукопись РНБ, собр. Кирилловского музея, 26, 20–е гг. XIX в., лл. 106–126, и, в–четвертых, — указанный мне В. П. Бударагиным Сборник, написанный в 1847 г. на территории Турецкой империи, в Болгарии, ныне находящийся в Санкт- Петербурге в частном собрании. На л. 247 рукописи ИРЛИ читаем: на книгу блаженнаго отца сочиненное ученикомъ его инокомъ на л. Ill об. рукописи из частного собрания почти так же: на книгу преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго, сочиненное учеником его, блаженнымъ инокомъ Инокен- (см. рис. 6); в списках РНБ из Кирилловского музея: на книгу блаженного Нила Сорскаго, сочиненное ученикомъ его, инокомъ За «Надсловием» следует во всех упомянутых списках Существенной разницы в текстах, по сравнению с опубликованными, нет. Есть более или менее незначительные пропуски и там, и там и разночтения, не дающие возможности говорить о разных редакциях. Но, самое главное, после «Пристежения» в рукописях ИРЛИ и из частного собрания идет третье сочинение того же автора, у которого в списке ИРЛИ заглавия нет, а в списке из частного собрания над этим сочинением колонтитулы: «Блаженнаго инока Иннокентия О внутреннемъ (см. илл. 7). Оно начинается словами (здесь и далее в скобках — разночтения по списку ИРЛИ): «При сих убо Надсловии и Пристежении, ради для) словесъ, ихъже мало выше (доб. въ рекохом, упоминая о внутреннемъ разсудихомъ о ономъ зде вкратце положити въкратце положити зде), и ныне убо тому начало. Благослови, отче (доб. яко)». Оно известно и напечатано Оптиной пустынью как «Предисловие» Василия Поляномерульского «на главизны блаженного Филофея Синайского». Но приведенных здесь начальных слов в приписанном Василию Поляномерульскому «Предисловии» нет.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Итак, перед нами сочинения еще одного русского писателя–исиха- ста, человека, пытавшегося реформировать скитское монашеское жительство, средний, или «царский», подвижнический путь, возводя частный случай — жития в келье по двое или по трое — в ранг правила. Их полемический задор направлен против тех, кто считал, что в кельях иноки должны жить по одному. Судя по традиции Нило–Сор- ского скита, в этом был убежден и сам Нил Сорский, которого он пристрастно комментировал. Как реформатор их автор потерпел неудачу, а как писатель остался неизвестным, хотя они получили — чаще всего без его имени или с чужим именем — широкое распространение благодаря русским эмигрантам в Молдавии, Румынии и Болгарии и оптинским издателям. Незаметно, однако же, чтобы их яркая смысловая особенность и полемичность были кемто приняты во внимание: уже одно это не позволило бы считать их автором Василия Поляномерульского. Теперь к этому аргументу добавилась их атрибуция Иннокентию в четырех списках, о которых мы говорили. Они, я думаю, дают нам право восстановить Иннокентия Комельского в его авторских правах, хотя, конечно, очень желательна находка списка «Надсловия», «Пристежения» и трактата «О внутреннем делании» предшествующего XVIII веку времени, — чтобы говорить о втором, после Нила Сорского, писате- ле–исихасте Древней Руси с абсолютной уверенностью. Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» инока Иннокентия воспроизводится здесь по списку РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 25/1102, Сборник «Ниловы главы», лл. 162 об. и 284 об-287. Вся книга писана одной рукой в сер. XVI в. В письме часты графические грецизмы, например, «у» — в виде греческого «о». Приводить разночтения по другим известным спискам «Завета» (РНБ, Кирилло–Белозерское собр., сер. XVIb., лл. 392–396 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 20/1259, XVI в., лл. 400- 401 об.; РНБ, собр. Кирилловского музея, 12, сер. XVIII в., лл. 13–15 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 61/1300, XIX в., лл. 10 об-12 об.) представляется бессмысленным, так как смысловых разночтений они не дают.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Без украшений. Содержание л. 1. Василия Поляномерульского толкование на книгу св. Нила Сорского. «Блаженнаго отца нашего старца Василия, бывшаго во Унгровлахии в ските Мерлополяне, убеждену бывшу ему от неких ревнителей рещи о среднем царском монашеском пути: еже в двоих или в триех безмолвствовати. Меру пищи». Нач.: «Преподобный и богоносный отец наш Григорий Синаит объявляючи среднюю меру пищи и пития...». л. 8. Патерик алфавитный (выписки). «Истинное показание от писания и повестей святых отец, что есть путь царский и кто бысть образ и прописание сего». Нач.: «Глава 13. Брата два по плоти, отвергшеся мира идоста в пустыню и наченше прекословити другдругу и восташа…». л. 33. Евагрия Понтийского слово. «В той же день Слово святаго отца нашего Евагрия о умилении души». Нач.: «Рече старец: горе души согрешившей по святом крещении…». л. 34. Молитва св. Георгию Победоносцу. «Молитва повседневна ко святому великомученику Георгию». Нач.: «О предивный и пречудный священнейший страстотерпче…».   С 22. Сочинения старца Василия Поляномерульского 2-я треть 19 в. 4о. 22х17. 50 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Записи На л. 1 запись писца: «Сии три предисловия: на книги св. Григория Синаита, блж. Исихия Иерусалимского, и блж. Филофея Синайскаго между прочими написал блаженныя памяти старец схимонах Василий, в своем скиту именуемом Поляномерульским в Молдовлахиийском княжении в прошед(шем) столетии». Содержание л. 1. Василия Поляномерульского предисловие на книгу св. Исихия Иерусалимского. «Предисловие на книгу блаженнаго Исихиа…». Нач.: «Житие и учение святых отец, малим чим уподобляется нынешнему человеков промышлению…». л. 23. Василия Поляномерульского предисловие на книгу св. Григория Синаита. «Предисловие на книгу святаго Григория Синаита или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго».

http://bogoslov.ru/article/6192784

В 1749 г. старца Василия вызывает в Бухарест воевода Константин Маврокордато для беседы с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами, находившимися с визитом в столице. Расспросив об умной молитве и исихастском учении, патриархи Восточных Церквей признали, как пишет Паисий в своих воспоминаниях, что старец сей, пребывает в «знании Божественного писания и учения Богоносных отцов... и в рассуждении духовном и всесовершенном ведении священных правил св. Восточной Церкви» 23 . В 1750 г., во время паломничества на святую гору Афон, старец Василий постригает своего ученика Платона (Величковского) в мантию с именем Паисий. Высокочтимый старец почил в Бозе в 1767 г., когда ему было 75 лет. Личность Василия Поляномерульского наиболее полно раскрывается в его творениях, в которых «обнаруживается глубокая самобытность. Своими сочинениями он вводит в румынскую культуру новый жанр религиозной литературы, который в дальнейшем будут развивать Паисий Величковский и его последователи» 24 . Прекрасный знаток и толкователь Священного Писания и наследия святых отцов, ревностный подвижник умно-сердечной молитвы, старец Василий передает свой опыт последующим поколениям монашествующих. Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахийского государства. Среди переписчиков, оставивших автографы на рукописях, есть имена и монахинь 25 , что свидетельствует о широком интересе к сочинениям Поляномерульского игумена. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского », изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г. Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге «Исихия» Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128), с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Кроме этих трудов старца, изданных в Оптиной Пустыни, до нас дошли небольшой требник под названием «Яко подобает исправляться нам страстным и заповеди Божий нарушавшим через покаяние и умное делание» 26 , завещание 27 и письмо к иеросхимонаху Алексию 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Предисловия Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. Тексты печатаются по списоку ИРЛИ, Р. IV, on. 24, 66, Сборник, 1784 г., лл. 247–262 об., 263–270, 271–283 об. Разночтения приводятся по спискам: Рукописный сборник, написанный в 1847 г. в Турции, находящийся ныне в С. — Петербурге в частном собрании, лл. 111 06. — 121 об. — Ч; РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 46, Нил Сорский, XVIII в., лл. 114–135 об. — К. Поскольку список РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 26, Нил Сорский, нач. XIX в., лл. 106–126, как установлено Е. Э. Шевченко, списан с рукописи из того же собрания 46 (действительно, он повторяет все его разночтения и состав), разночтения по нему мы не приводим. Перевод инокини Арсении Ново–Тихвинского монастыря в Екатеринбурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, он пишет письмо своему странствовавшему ученику, иеросхимонаху Алексию , прося его вернуться в обитель. В письме старец обращается к ученику с исключительным смирением. Вскоре, по совету прп. Паисия, братия избрала настоятелем скита именно иеросхим. Алексия. Святой Василий был канонизирован решением Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. . В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря которому сочинения старца Василия получили распространение в обителях Румынии и России. Известен автограф старца, сборник, включающий «Предисловие» его к творениям прп. Григория Синаита . Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахии. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского», изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г. . Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге Исихия Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128) с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Известны и другие произведения св. Василия, одно из которых предлагается вниманию читателей. Публикуется нами по единственному известному славянскому списку, хранящемуся в РНБ. ОСРК. 0.I. 74. л. 151 об. – 155 .   Библиография   Текст письма старца Василия Поляномерульского схимонаху Алексею (Публикуется в современной орфографии и пунктуации). [л. 151 об.] Всечестному и духовному о Христе моему сыну иеросхимонаху кир Алексею. При доброжелателном моем лобзании и всевожделенном пождании радостнаго лицезрения тебя, вселюбезнейшаго сына и друга моего, препосылаю завет и [л.

http://bogoslov.ru/article/6177786

Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». В данный сборник входит также «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания.  Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского, такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила просто текст Нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали).  Группа Вконтакте Facebook группа Творения «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. НА КНИГУ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НИЛА , СОЧИНЕННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ИНОКОМЪ

http://predanie.ru/book/221394-tvoreniya...

Нач.: «Рцы ми молю, честнейший отче, держиши ли умную молитву?». л. 256. Димитрия Ростовского поучение. «Смиреннаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго написах сие в некую окаянства моего ползу». Нач.: «Вем восхождение мое на исхождение, житие на сокращение…». л. 258. Поучение от «Цветника» на пострижение монашеского чина. «Поучение на пострижение монашескаго чина. Како должни суть воевати всегда противо триех врагов». Нач.: «Якоже войни мира сего сходящи ко брани облагаются всяким оружием, да страшни будут врагом своим». л. 270. Исаака Сирина слово 33. «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слово 33». Нач.: «Еже убо избирати благое хотение…». л. 272. Фисаврос (выписки). «От книги Фисаврос слова пятаго». Нач.: «Три части суть душе, от нихже душа человеча нарицается тричастна». л. 280. Синаксарь (выписки). «Синаксарь. Стихи. Егда судяй земли судие всех сядеши». Нач.: «В сий день втораго и неумытнаго пришествия Христова». л. 282. Слова Феодора Едесского (1-100). «Главы детелны преподобнаго отца нашего Феодора Едесскаго». Нач.: «Понеже убо Бога благаго благодатию, отвергшеся сатаны и дел его лукавых, Христови приложихомся, банею паки бытия». л. 304. Симеон Новый Богослов. Поучения. «Симеона Новаго Богослова предисловие и доказательство яже о внимании и молитве». Нач.: «Безстрашие обрете диавол со своими бесы, отнележе от рая Божия изгнана преслушанием содела человека». л. 308 об. Слово Никифора монаха. «Слово о хранении сердца…». Нач. «Елицы великолепное Спаса нашего Иисуса Христа…». л. 311об. Василия Поляномерульского предисловие на Филофея Синайского «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго». Нач.: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и властем миродержителем тмы века сего». л. 316. Василия Поляномерульского предисловие на Нила Сорского. Нач.: «Святии отцы, иже едиными заповедми…». л. 322 об. Василия Поляномерульского предисловие на Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу…». Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу…».

http://bogoslov.ru/article/6191995

л. 199. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго». Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу святаго Григория Синаита, и неведуще искуса умному деланию, погрешают праваго разума…» л. 208. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу прп. Исихия. «Предисловие окружное на всю книгу блаженнаго Исихиа имеющую в себе чин умнаго делания». Нач.: «Житие и учение святых отец, малим чим уподобляется нынешнему человеков промышлению…» л. 222. Предисловие Василия Поляномерульского. «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго». Нач.: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и властем миродержителем тмы века сего…» л. 230. Каллиста Патриарха поучение. «От сочинения Каллиста святейшаго патриарха Царяграда образ внимания молитвы». Нач.: «Прежде всех начинают в телеси подвизающегося и внимающаго молитве…» л. 231 об. «Тогожде о молитве вкратце». Нач.: «Молитва непрестанна есть…»   5/25 Послание Афанасия Молдованула св. Паисию (Величковскому) и ответ последнего в 14 главах. 2-я пол. XVIII века. 4º. 22,5х16. 76 л. Полуустав, переходящий в скоропись с исправлениями другой руки. Писец – схим. Климент, правщик – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация, библиотечная. На полях рукописи и в самом тексте имеются многочисленные исправления, сноски. Без переплета. Украшения Без киновари. На л. 76 об. внизу изящная концовка чернилами. Инициалы в началах глав имеют простые орнаментальные украшения. Записи На л. 12 об. руки схим. Платона заголовок: «Сочинение старца Паисиа начало в двох тетрадех, ответы на сие писание, взял мон(ах) Платон с собою для преписания и преписавши пришлю. Монах Платон». Содержание л. 1. Послание афонского монаха Афанасия Молдаванина старцу Паисию (Величковскому). Без заголовка. Нач.: «Поклонением даже до земли кланяюся святыни твоей, отче Паисие…» л. 13. Ответ Паисия (Величковского). «Всечестному господину отцу Афанасию, всем сердцем и душею желающему нашего спасения, о Господе радоватися».

http://bogoslov.ru/article/6193417

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/predislovi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010