При уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою. Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. До соединения подвижник исполняет заповеди с величайшим трудом, насилуя и принуждая свое падшее естество: по соединении духовная сила, соединяющая ум с сердцем, влечет к исполнению заповедей, делает его удобным, легким, сладостным. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое [ 279 ], сказал Псалмопевец. Делателю Иисусовой молитвы весьма полезно прочитать Примечания (Предисловия) схимонаха Поляномерульского Василия на книги святых: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского и Нила Сорского [ 280 ]. По прочтении сих Примечаний чтение всего Добротолюбия делается более ясным и полезным. При чтении Отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение Отеческих наставлений к себе, к своей деятельности, должно быть совершаемо с большою осмотрительностию. Глава 27 О Богомыслии Святые Димитрий Ростовский и Тихон Воронежский занимались богомыслием, то есть святым размышлением о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении на небо, также о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем и прочих подобных глубоких тайнах христианства. Святые размышления упомянутых святителей превосходно изложены в их сочинениях. Такие размышления святой Петр Дамаскин, согласно с другими аскетическими писателями, относит к видениям духовным, и в разряде этих видений дает им четвертую степень [ 281 ]. Всякое духовное видение есть зрение известного рода таинств, являющееся в подвижнике соответственно его очищению покаянием, как это можно видеть в книге Петра Дамаскина [ 282 ]. Покаяние имеет свою постепенность: и духовные видения имеют свою постепенность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев): он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится». Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям. С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал.

http://sobory.ru/article/?object=13952

Предисловие к современному изданию В 1847 году в Москве вышло в свет первое издание «Жития молдавского старца схиархимандрита Паисия Величковского », дополненное некоторыми творениями старца и его письмами. Также был издан ряд предисловий к подвижническим сочинениям святых отцов его друга, спостника и единомышленника старца Василия Поляномерульского (или Мерлополянского). Этой книгой был открыт более чем полувековой период публикации Оптиной пустынью творений древних и современных учителей благочестия и подвижничества. Инициатива этого начинания принадлежала супругам И. П. и Н. П. Киреевским, духовным чадам оптинского старца Макария (Иванова) . Благословив это предприятие, о. Макарий с самых первых шагов принимал в нем самое непосредственное участие: он написал первые страницы предисловия к «Житию старца Паисия», а впоследствии отбирал и редактировал переводы, предназначенные для печати 1 . Житие «полтавского родимца» Паисия Величковского не случайно легло в основание оптинского книгоиздания. Старец Паисий первым возглавил движение по пути возврата к живому, но почти забытому к XVIII веку наследию древних отцов-подвижников. Сама Оптина была духовно взращена учениками старца, в ее библиотеке хранилось множество рукописных копий-переводов святоотеческих творений, и самое главное, – вся жизнь, преуспеяние и слава Оптиной пустыни зиждились на следовании пути, завещанному преподобным Паисием. Более двух веков отделяет нас от времени жизни Преподобного. Угоднику Божию выпала трудная доля идти узким монашеским путем именно тогда, когда все исторические условия для этого подвига были чрезвычайно неблагоприятны. На протяжении всего XVIII века стремление государственной власти к полной европеизации России доходило до фактического отрицания ее духовных корней и принимало формы настоящих гонений не просто на ревнителей благочестия, но даже на традиционный народный уклад воцерковленной жизни. Гибельная для духовного здоровья страны политика привела на деле, с одной стороны, к распространению раскола и порождению всякого рода изуверских сект, а с другой – исказила и обеднила жизнь Церкви, оторвав от нее «просвещенный» слой общества, поставила на грань исчезновения монашество, которое преследовалось особенно безжалостно. Этот трагический контекст эпохи заставляет нас особенно пристально вглядеться в апостольский подвиг старца, поразительно созвучный нашему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Но дело молитвы – есть целая наука, есть искусство из искусств, художество из художеств, как говорят об этом святые отцы. Еп. Игнатий говорит: «В настоящее время – существенная нужда в правильной молитве, а ее то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!» Тоже подтверждает и Еп. Феофан: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, об ней столь можно говорить, что и конца не будет. Желательно, чтоб книгу кто составил в руководство к молитве из святых отцов. Это было бы тоже, что руководство ко спасению». Валаамская обитель, имея не малое богатство святоотеческих творений в своей библиотеке, которой могут пользоваться не все, и видя недостаток в современном христианском обществе святоотеческой литературы, нашла возможным снова, хотя бы отчасти, послужить удовлетворению этой нужды изданием второй книги об умном делании, или о Иисусовой молитве, – придав ей форму беседы между иноком и мирским иереем. Эта книга служит пополнением и пояснением первой. В нее входят – многочисленные наставления о молитве древних св. отцов Церкви, полный русский перевод писаний о молитве Иисусовой старца Поляномерульского скита схимонаха Василия и старца Нямецкого монастыря схиархимандрита Паисия, наставления преп. Серафима Саровского , Епископа Феофана, Епископа Игнатия, Оптинских и Валаамских старцев, о. Иоанна Кронштадтского , и даются ответы на возникающие недоуменные вопросы светских людей о молитвенном делании. Валаам. 24 апреля 1938 г. Предисловие Едва ли кто решится утверждать, что в нашем светском обществе нет расположения к религиозной жизни. Храмы по праздникам полны, да и по будням почти всегда бывают молящиеся. Умеют молиться горячо. Исповедуются искренно, горячо, со слезами. Некоторые часто причащаются. Интересуются религиозными вопросами. Большинство горячо стоит за строгое Православие и осуждает всякие «ереси» и «новшества». Интересуются духовной литературой, жалуются на недостаток духовного чтения и со вниманием следят за вновь выходящими книгами; посещают духовные лекции и беседы, ходят на «акафисты»; очень любят посещать святые обители и вспоминают о них; многие считают своим долгом посещать больных в госпиталях и помогать им; посещают бедных, собирают для них пожертвования деньгами и вещами; в каждом номере газеты можно найти фамилии или инициалы жертвователей на больных и нуждающихся; ни один призыв не остается без ответа, всякая заявленная нужда сейчас же находит усердный отклик. Многие работают для детей, в колониях, в лагерях.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Если диавол увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем, не терпя смирения, происходящего от плача... Великое оружие — иметь при молитве и плач. Непрелестная молитва состоит в теплоте с молитвою Иисусовою, которая (молитва Иисусова) и влагает огнь в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как терние, производящей в душе веселие и тихость. Теплота эта не приходит с правой или с левой стороны, и не сверху, но прозябает в самом сердце, как источник воды от Животворящего Духа. Возлюби ее единую найти и стяжать в сердце, соблюдая твой ум присно-немечтательным, чуждым разумений и помышлений, и не бойся. Сказавший: «Дерзайте Аз есмь, не бойтеся» (Мф.14:27), Он — с нами. Он — Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, — и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия”. Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов. Это — гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача!    Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков.    Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского. Житие и писания Молдавского старца, Паисия (Величковского), издание Оптиной пустыни. Москва. 1847 г.    Наставление 32-е. Издание 1844-го года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году 2 января.    Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год).    Слово о трезвении, гл. LXXX и LXXXI. Добротолюбие, ч. 2.    Патерик Скитский.    Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие, ч. 2.    Св. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие, ч. 2.    Слово о трезвении. Добротолюбие, ч 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

Ф.178.1. 4452 Слова Иосифа Вриенния 1790 г. 178.1.4454. Сборник аскетический . Ф.178.1 Сборник аскетический. 1801 г . Ф.178.1 Сборник аскетический. 4557 «Вопросоответы» Варсануфия и Иоанна. 1818 г. Ф.178.1 «Творения» Марка Подвижника. Ф.178.1 Сборник. 178. 4443 «Слова» Симеона Нового Богослова. Ф.178.1 «116 глав» Каллиста Антиликуди патриарха. Ф.178.1 «Сотницы» Фалассия Ливийского. Конечно, рукописи переписывались и в Петербурге ввиду обстоятельств, связанных с изданием «Добротолюбия». Выделим рукописи из собрания Духовной академии. РНБ 573.48. Рубеж XVIII–XIX в. . 573. А II/357. 1852 г. Исаак Сирин. ф. 15 (Александро-Невская Лавра) А-87. Сборник аскетический. Сюда включим и рукописи из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря Казанской иконы Пресвятой Богородицы, руки монахини Натальи РНБ ф. 905, НСРК Q 639. 1-я пол. XIX в. Авва Варсонофий. Вопросоответы . И рукописи из нового собрания СПбДА, руки мон. Магдалины из СПб Воскресенского девичьего монастыря. 17-Р и 18-Р. Слова Исаака Сирина. 1852 г.  28-Р и 29-Р того же содержания. 1851 г. . Помимо Санкт-Петербурга, над изданием «Добротолюбия» работа проходила и в Москве, на Новгородском архиерейском подворье. В ней участвовали, помимо схимонаха Афанасия (Охлопкова), бывшие позже в Новоспасском и Симонове монастырях архимандрит Александр (Подгорный) и архимандрит Филарет (Пуляшкин) , которые в 1798 г. подали прошение об издании 4-й части «Добротолюбия» . Из собрания Симонова монастыря в ГИМ укажем только рукописи интересующего нас периода, а, надо сказать, они переписывались и позднее. ГИМ Сим. 23. Исаак Сирин «Слова». 1802-08 г. . Монах Иероним переписывает еще в 1808 г. «Поучения свт. Григория Паламы» . Его руки и рукопись РГБ 178.4459, отмеченная выше. Также ему принадлежит рукопись РГИА 834.2.4003, содержащая предисловия старца Василия Поляномерульского. Рукописи этого собрания примечательны своими подробными уточняющими записями. Сим. 5. Творения Дионисия Ареопагита . Сим. 15. Оглашения прп. Феодора Студита. Писец — мон. Иларион (Ремизов). Посл. четв. XVIII в. . После 1796 г.

http://bogoslov.ru/article/6176674

В 40-х годах XIX столетия недалеко от Оптиной пустыни в своем имении Долбине Бельского уезда проживали супруги Иван Васильевич и Наталья Петровна Киреевские Они часто бывали в Оптиной пустыни, познакомились с ее старцами – отцом Моисеем и отцом Макарием и особенно сблизились с последним, который стал их духовным отцом Мало-помалу у них созрела мысль явить эти рукописные сокровища миру и приступить к их печатанию. Задумав это большое дело, они решили испросить благословения московского митрополита Филарета, перед мудростью и святостью которого все они благоговели и который был лично известен Киреевским. Митрополит отнесся очень сочувственно к задуманному предприятию, дал свое благословение и обещал поддержку Было решено начать издательство с жизнеописания старца Паисия, составленного его учениками вскоре после его смерти, присоединив к нему некоторые из писаний и писем старца, а также из писаний его друга и единомышленника старца Василия Поляномерульского В деле издательства принимали близкое участие профессор Московского университета С. П. Шевырев и профессор Московской духовной академии Ф. А. Голубинский, который был и цензором издания. Во всех затруднительных случаях при редактировании текста обращались за советом и указанием к митрополиту Филарету, который внимательно следил за изданием и даже вызывал к себе старца Макария для личного знакомства с ним и беседы. Впрочем, это было уже в последующем периоде издательства, в пятидесятых годах. Сами Киреевские, проживая по временам в Москве, непосредственно наблюдали за изданием За жизнеописанием старца Паисия последовало издание его переводов святоотеческих книг. В течение ряда лет были изданы: преподобного Исаака Сирина Слова подвижнические, писания преподобных Варсонуфия и Иоанна, Марка Подвижника , Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , Феодора Студита , аввы Фалассия, житие Григория Синаита и другие. Издательская деятельность старца Макария совместно с Киреевскими продолжалась до самой кончины Ивана Васильевича, последовавшей в 1856 году, но не прекратилась и после его смерти, поддерживаемая другими лицами В пятидесятых годах близкое участие в издательской деятельности отца Макария принял Тертий Иванович Филиппов, о котором сохранился следующий благожелательный отзыв старца: «Тертий Иванович очень понравился нам по своей христианской приятной простоте и неизысканному деликатно-свободному общению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Молитвенный подвиг его постепенно восходит от силы в силу, направляемый мудрым словом старца. Каждому иноку, живущему под руководством старца или, тем более, не имеющему руководителя, но проходящему путь умного делания, необходимо непрестанно поучаться в чтении Св. Писания и творений св. отцов. Еп. Игнатий неоднократно говорил, что из-за оскудения опытных наставников Святое Писание и писания св. отцов являются руководителями иноков. Делателю Иисусовой молитвы Владыка советует для непогрешительного шествия по пути умного делания «поверять себя» и свое делание частым чтением отеческих писаний. Прежде всего еп. Игнатий рекомендует прочитать «Примечания (Предисловия) схимонаха Поляномерульского Василия на книги святых Григория Синаита , Исихия Иерусалимского , Филофея Синайского и Нила Сорского », 521 изданные Оптиной пустынью в 1847 году. По прочтении этих примечаний чтение святоотеческих писателей, помещенных в Добротолюбии, делается более ясным, понятным и полезным. Далее Владыка предлагает следующий порядок чтений писаний св. отцов: 1) Слова о трезвении Исихия, пресвитера Иерусалимского . 2) Главы о трезвении преподобного Филофея Синайского. 3) Слова о сокровенном делании во Христе святого Феолинта, митрополита Филадельфийского. 4) Сочинения св. Симеона Нового Богослова и Григория Синаита , помещенные в первой части Добротолюбия . 5) Слова Никифора Монашествующего и сочинения св. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, помещенные во 2-й части Добротолюбия . 6) Предание преподобного Нила Сорского . 7) Цветник священноинока Дорофея и другие писания об умном делании. 522 Делателю Иисусовой молитвы необходимо помнить проверенное жизнью утверждение владыки Игнатия, который считал, что меры новоначальных времен, написания св. отцами перечисленных книг в настоящее время являются мерами весьма преуспевших и поэтому, читая святоотеческие писания, нужно с большой осторожностью применять их к себе и к своей деятельности. 523 7. Пособия для занимающихся Иисусовой молитвой Епископ Игнатий рекомендует делателю Иисусовой молитвы следующие пособия: 524

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Ответ. Очень хорошо об этом состоянии сказано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в статье «Слово о молитве Иисусовой» и у старца Василия Поляномерульского в его «Предисловиях». Жар может быть вызван разными причинами: он может появиться от более сильного движения крови, когда мы пытаемся сосредоточиться в сердце; от прелести; в результате неправильной молитвы может появиться какое-то вредное разгорячение, порой соединяющееся со сладострастием; иногда — это действие благодати. Существует несколько духовных признаков: жар обязательно должен сопровождаться всевозможными духовными ощущениями — тишиной, миром, покаянием, сокрушением сердца, которые могут и исключать друг друга: например, иногда пребываешь в сильнейшем покаянии, сокрушении, а иногда — в необыкновенном мире. В духовной жизни великое многообразие ощущений и переживаний, нельзя всё сводить к одному только покаянию — это уместно лишь тогда, когда мы говорим о покаянии в широком смысле слова — как борьбе с грехом. Если же говорить о покаянии как о некоем настроении, то одним таким покаянием все многообразие духовной жизни, конечно же, не исчерпывается. В какой-то момент в душе мир, тишина и любовь, но собственно покаяния нет, в какой-то момент — сильнейшее покаяние, а все другие чувства отходят на второй план или почти исчезают; бывает и другое: благодать действует, а покаяние в той степени, в какой его хочется иметь, еще не приобретено. Таким образом, покаяние покаянию рознь; оно есть начало, середина и конец духовной жизни: имеет покаяние и тот, кто только пришел в церковь и не знает, как молиться, а лишь кается да вздыхает, и тот, кто следит за своими грехами и часто исповедуется. Такие подвижники, как Арсений Великий, которые «таяли» от слез, также имели покаяние, но совсем другое. Через покаяние можно достигнуть и бесстрастия. Как говорил преподобный Паисий Величковский, если бы человек слезами мог омыть свое тело, то оно стало бы нетленным. Поэтому нужно искать внимания, принимая свое покаяние таким, какое оно есть. Если тепло, которое действует в сердце, правильное, соответствует описанию этого ощущения у святых отцов (у них эти ощущения особенно точно описаны) и, конечно, если старица находит его непрелестным, тогда не нужно думать о том, слабое ли у тебя покаяние. Нужно всегда заставлять себя внимательно молиться, внимать молитве изо всех сил, всячески понуждая себя к сосредоточению. А там, как Господь даст, так и будет.

http://pravmir.ru/o-pravilnom-otnoshenii...

Этот крест стоит в траве за алтарем, и многие думают, что под ним покоятся мощи святого Вранчанина. Но молодой Дионисий знать этого не может. И его предшественник отец Макарий тоже не может этого утверждать. В любом случае раскопки там производить нельзя, поскольку сам святой этого не хотел, о чем и написал в своем завещании, а значит, для эксгумации нет никаких оснований. И всё же юный отец Дионисий всегда чувствует, что святой Василий рядом. Как? Он этого объяснить не может. Каким-то духом, витающим над этим садом, усыпанным яблоками таких сортов, которые не произрастают больше нигде в стране, к тому же на таких больших высотах… Этой позолоченной иконой справа от иконостаса, которая, впрочем, довольно нова, однако изменила его судьбу… Теми пятью словами, которые он повторяет не переставая в уме, силясь не прервать их нить, не исказить их ритмом своего дыхания, повторяет, даже когда беседует со мной, со своими монахинями, молодыми и робеющими перед своей столь великой миссией, повторяет и когда трудится в саду, и когда бродит среди цветов в воскресенье в ожидании, что люди снова начнут приходить в храм во все возрастающем количестве, вернутся в это благословенное место, которое забыть невозможно. Непрестанно, одни и те же пять слов. Раздающиеся в уме, подобно далекому колоколу: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Пять слов. Только и всего. А после них — только рай. Рейтинг: 10 Голосов: 210 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Это та самая река Рымнику Сэрат, за победу у которой 11/22 сентября 1789 г. наш великий полководец А. В. Суворов получил титул графа Рымникского. Его конный памятник и сегодня стоит в селе Думбрэвень, в 28 км к востоку от села Жития по прямой, на автомобиле — 35 км. Памятник поставлен в 1913-м г. святым Государем Николаем Александровичем.  Имеется в виду его книга «Молитва Иисусова в писаниях старца Василия Поляномерульского с полным переводом его писаний» ( Dario   Raccanello.  Rugciunea lui Iisus în scrierile stareului Vasile de la Poiana Mrului: cu traducerea integral a scrierilor. Deisis, 1996).

http://pravoslavie.ru/149911.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010