Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский , возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого , богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский) , который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия. Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского . Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В начале Великого Поста (конец февраля) 1743 г. Платон посещает Свято-Троицкую Мотренинскую обитель, где зна­комится с иеросхимон. Михаилом, учеником старца Василия Поляномерульского, и получает от него для чтения святооте­ческие  книги.  О. Михаил  советует  иноку Платону идти  в (12) Мунтянскую землю в скит Трейстены. В апреле того же года, после Пасхи, Платон уходит в Молдавию вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем. Первый скит, в который приходят путники — Кондрица. Отцы Феодул и Иерофей оста­ются, а Платон и Антоний идут далее в г. Никорешты, пере­правляются через р. Серет и достигают г. Одубешты. Так они попадают в Мунтянскую землю (Угровлахия) и посещают скит Долгоуцы (начальник — иеромон. Дорофей, ученик схимон. Василия). Несколько дней Платон живет в скиту, в котором также подвизались духовные чада старца Василия, а в начале лета прибывает в скит Трейстены. Начальник скита — иеро­мон. Дометий, ученик старца Михаила, а «правило церковное отчасти по чину святой Горы Афонской»4. В скиту будущий старец встречает замечательных подвижников и переписчиков отеческих книг, жизнь которых он описывает в автобиографии. Один из местных иноков предупреждает Платона о том, что, по причине нехватки иеромонахов, о. Василий может понудить его принять священный сан. Считая себя недостойным приня­тия священства, особенно же ранее разрешенного канонами возраста, Платон смутился и, по приходе схимон. Василия Поляномерульского в обитель, отказался перейти на житие к этому старцу, опасаясь своего рукоположения во священники. Однако, духовные беседы и наставления о. Василия оказали огромное влияние на будущего старца Паисия, и не случайно многие исследователи наследия преподобного считают его уче­ником и последователем старца Василия. Здесь в Успенский пост 1743 г· он встречает своего друга Алексея Филевича, которому все же удалось уйти из мира. Инок Платон поселяется в келий недалеко от скита, откуда не видна была церковь. Однажды он проспал воскресную утреню и, устыдившись, переживает жгучее раскаяние. После этого случая Платон спит только сидя. Постриженный с именем Анания, Алексей Филевич не сдержал обещания о единодуш­ном жительстве с о. Платоном и без совета с ним поступил в

http://bogoslov.ru/book/376899

Преп. Василий был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах многих монахов. В 1757 году старец посетил Яссы, где получил помощь для поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности румынскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили Старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, Святой предложил румынским инокам остаться в скиту, Старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за Святым право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 году, предчувствуя близкую кончину, Святой написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу преп. Паисия), прося его вернуться в обитель. 25 апреля 1767 года Святой преставился в Небесные обители. Погребен он был в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхимонаха Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету преп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхимонаха Алексия. Известен автограф преп. Василия – патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям преп. Григория Синаита. Другие автографы Святого утрачены, поскольку в 1771 году пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. В скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII–XIX вв. сочинения Старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России (сохранилось более 70). Наиболее полной публикацией трудов преп.Василия является издание Оптиной пустыни 1847 года (во второй части Жития преп. Паисия (Величковского), в нем помещены писания Старца: предисловия к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского и игумена Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу преп. Нила Сорского).

http://pravicon.com/info-1944

В 1757 году святой Василий путешествовал в Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на румынское и русское. Причину этого святой объяснил в своем «Завещании»: так как со временем румынская братия стала превосходить по численности русскую, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, то румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, он предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами намеревался перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители. 25 апреля 1767 года старец Василий преставился в небесные обители и был погребен в Поляномерульском скиту. Почитание Василия Поляномерульского было официально признано Румынской Православной Церковью в 2003 году. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя прп. Василия внесено согласно определению Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 года. Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».   Использованная литература: 1. Афонский русский Патерик. Российские святые, на Горе Афонской просиявшие и Святые афонцы, в России или в Свято-Пантелеимоновом монастыре просиявшие. Институт Русского Афона. М. 2015. 2. Русский Афонский Патерик. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон XIX-XX веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 442-444. 3. Василий Поляномерульский//Древо. Открытая православная энциклопедия: drevo-info.ru 4. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 692-694.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

В 1986 г. на Западе публикуется докторская диссертация католического священника Дарио Ракканелло «Иисусова молитва в творениях Василия Поляномерульского » (Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986). 2 Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxa Romana si troducerile patristice si filocalice in limbile moderne// Paisianismul. Bucuresti, 1996. C. 49. 5 Raccanello D. Rugaciunea lui Iisus in Scrierile Staretulhi Vasile de la Poiana Marului. Sibiu, 1996. C. 27. 13 См.: Mihail P. Schitul de la Poiana Marului centru de cultura ortodoxa// Spirituelitote si istorie la intorsatura Carpatilor. 1983. Buzau. T. 1. C. 362. 15 Raccanello D. Указ. соч. С. 35 (цитируя вышеуказанный текст, Ракканелло говорит, «что не может утверждать, что Василий был украинцем. Но традиция Поляномерульского скита говорит о том, что даже после его смерти многие верующие с Украины, паломничая по этим местам, вспоминали старца Василия как своего соотечественника); Constantinescu H. Указ. соч. С. 495. 59 Фрагментарно она публиковалась в «Вестнике Русского экзархата». 1973. 83–84 и в ЖМП. 1954. С. 53–59; 1956. С. 44–55. 62 Данная биография никем не была издана, одна копия рукописи находится в Ленинградской публичной библиотеке же. С. 40. 65 Биографию Платона, изданную впервые в 1847 г. и переведенную со славянского на русский язык в 1906 г., ошибочно называют «биографией схимонаха Митрофана». Последнее издание на русском языке вышло под названием «Житие молдавского старца Паисия Величковского ». В авторстве же Платона никто не сомневается. См.: Четвериков С. Указ. соч. С. 6. 82 Келией у афонских монахов называется дом с церковью. Если при доме нет церкви, то он называется каливой. 85 Dascalul G. Povestire din parte a vietii preacuviosului parintelni nastru Paisia (биография Григория Даскэла)//Paisianismul. С. 123. 95 Хотя большинство исторических памятников свидетельствует, что Паисий был погребен в самом Вознесенском храме, однако вскрытие могилы (ХХ в.) показало, что гроб пуст. Материалы исследования, к сожалению, во время второй мировой войны сгорели. Вопрос о том, где находятся мощи Паисия, остается пока открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Осенью 1741 г. в результате гонений греко-католиков монастырский храм был закрыт, братия постепенно уходила из Медведовской обители. К дек. П. вместе с монахами Мартирием и Крискентом отправился в Киево-Печерскую лавру . В г. Василькове, на границе, его задержали польск. власти почти на 6 недель. Только в янв. 1742 г. он поселился в лавре, получил послушание в гравировальной мастерской у иеросхим. Макария при начальнике типографии иером. Вениамине, также пел на клиросе. Зимой 1742/43 г. некий монах, помощник кузнеца, предсказал П. скорый уход из лавры. В кон. янв.- нач. февр. 1743 г. П. посетил его друг, Алексей Филевич, напомнивший ему об их давнем обете не жить в больших благополучных обителях. После этой беседы П. вместе с Алексеем и 2 учениками из уч-щ (один из них - Михей) ушел из лавры. В февр. 1743 г. П. посетил Матронинский (Мотронинский) во имя Святой Троицы монастырь , познакомился с иеросхим. Михаилом, учеником и спостником схим. прп. Василия Поляномерульского . Иеросхим. Михаил посоветовал ему идти в Мунтянскую землю, в Никольский скит Трэистени (Трейстены), известный достойной монашеской жизнью. В апр., после Пасхи, П. вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем отправился в Молдавию, посетил скит Кондрица (см. Кондрицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ), затем скит Дэлхэуци (Долгоуцы), к-рый возглавлял иером. Дорофей, ученик схим. Василия; в нач. лета прибыл в скит Трэистени, познакомился с начальником иером. Дометием, учеником старца Михаила, со схим. Протерием, с переписчиком книг мон. Рафаилом и др. подвижниками, жизнь к-рых позже описал в «Автобиографии», а также с нек-рыми переписчиками святоотеческих книг (Ibid. Fol. 60-62v). В Трэистени П. сообщили о намерении схим. Василия Поляномерульского рукоположить его во священника. Считая себя недостойным иерейского сана, П. отказался поселиться в обители схим. Василия. Однако духовные беседы старца оказали значительное влияние на П., мн. авторы, изучавшие творчество преподобного, считают его учеником и последователем схим. Василия, о чем писал и сам П. (Б-ка Рильского мон-ря. 5/25. Л. 44-44 об.).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

По благословению иеросхимонаха Пахомия, Петр отправля­ется в Любецкий монастырь, жизнь в котором вначале пришлась ему по сердцу. Однако спустя три месяца в монастырь назначили другого игумена, из-за властолюбия которого молодой послушник вынужден был перейти в Медведовский монастырь, расположенный на острове реки Тясмина. В этом монастыре в день Преображения Господня 1741 г. Петр был пострижен в рясофор с именем Платон». Из-за униатства, навязываемого монастырю польскими властями, монах Платон вынужден был бежать в Киево-Печерскую лавру, но желание найти духовного наставника ведет его в Молдавию, в скиты, находившиеся под управлением замечательного Старца-исихаста Василия Поляномерульского. «Здесь Платон впервые «услышал молитвенное правило по чину Афонской горы», здесь он обрел желанные уединение и покой, а главное - необходимое духовное руководство, так как в скиту жили мно­гие замечательные подвижники. Такие, например, как перепис­чик книг отец Рафаил, монах Досифей, проживавший со схи­монахом Тимофеем, схимонах Протерий, уроженец Полтавско­го края. Особыми дарованиями обладал духовник Трэинстеньской общины старец Михаил, ученик старца Василия. По воскресным и праздничным дням он собирал всех братьев в саду обители и поучал о многоразличных душевных обстоя­тельствах, часто встречающихся в аскетической жизни. Видя все это, Платон радовался неизреченною радостию и «со мно­гими слезами благодарил Бога, что сподобил его слышать такие наставления из уст таких мужей». И вот казалось бы - живи в этой духовной атмосфере, да учись, но Господь вел подвижника к его предназначению - созданию большого просветительского монастырского центра и возрождению древней монашеской традиции во всей ее полноте. Поэтому он попал в классическую ситуацию - оказался между двумя Старцами, один из которых был не согласен с другим. Судя по тексту жития, пункт разногласия касался возможности принятия монахом священства. Под влиянием Старца Михаила, ученика Старца Василия Поляномерульского, юный подвижник надолго остался сторонником очень древнего монашеского принципа - монашество и священство несовместимы. Старец Василий посмотрел - монах к послушанию (в данном случае - к принятию священства) не готов, сказал ему слово по его мере и отбыл восвояси. Здесь хочется написать: а бес радостно потирал свои зловредные лапы. Но, возможно, что бесу все-таки ничего не обломилось, поскольку Промысл Божий об этом юноше был таков, что ему надлежало обойти почти весь православный мир, претерпеть жестокую духовную брань почти в одиночестве и, с Божьей помощью, найти выход из безвыходной ситуации не только для себя, но и для многих своих последователей вплоть до нашего времени. Итак, через четыре года странствий по монастырям и скитам Украины и Молдавии он отправляется на святую гору Афон.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/02/...

Скачать epub pdf 8.05 Служба прп. Василию Поляномерульскому На велицей вечерни поем Б лажен муж, 1-й антифон. На Г осподи, воззвах, стихиры, глас 1: Подобен: О дивнаго чудесе: Днесь благодать Божия избранный сосуд Свой прославляет светло, призывая верныя достойно восхвалити великаго подвижника, богоноснаго Василия, изряднаго наставника во бранех духовных, присно молящагося Владыце всех о последующих житию его и учению. О божественная любы, Христа возжелев, измлада Тому последовал еси; постом и бдением плоть твою изнуряя, душу непрестанною сердечною молитвою освятил еси; темже смиренный и кроткий подвижник воистину явился еси, словесы и делы наставляя ученики твоя держатися теснаго пути спасения. Богоносе отче Василие, терпения столп был еси, светильник воздержания, благодати сосуд, молитвы ко Христу непрестанныя учитель и делатель, в отеческих писаниях искусен, монахов наставник духовный. Ныне же на Небесех моли Владыку всяческих, даровати Церкви Своей мир и миру велию милость. Слава, глас 6: Преподобне отче, внимая словесем Господним, последовал еси Тому, крест твой на рамена подъяв, житие твое с велиим смирением и непрестанною молитвою трудолюбно претекл еси. Темже благодать Святаго Духа в сердце твоем стяжал еси и блаженство непреходящее предвкусил еси, сего ради наследник достоин Царствия Небеснаго явился еси. Ныне же предстоя Христу Богу, не престай в молитве за ны, духовныя чада твоя, да избавит нас от всякаго обстояния и спасет души наша. И ныне, праздника или Догматик, глас тойже: Кто Тебе не ублажит, пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим. Вход. Свете тихий. Прокимен дне. Чтения 3. Притчей Соломоновых чтение Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский). Он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о благочестивой жизни учеников прп. Василия. Поляномерульский подвижник в значительной мере предопределил путь прп. Паисия, хотя тот и не был в непосредственном послушании у старца. Они встречались, когда прп. Василий навещал своих учеников в других обителях, побуждая их к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с Василием Поляномерульским не прервалось. На Святой Горе у преподобных Василия и Паисия был общий духовник - старец Даниил. Сам Василий много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг прп. Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он советовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости, познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати.  Расставаясь с Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам. Духовные связи между подвижниками прослеживаются и после переселения прп. Паисия в Молдавию в 1763 году. Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводами творений Святых Отцов, таких как свв. Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил предисловия, в которых разъяснял, как именно следует понимать их слова о молитве Иисусовой. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость (Лк. 18: 1). Скрипторий Поляномерульского скита способствовал тому, что в XVIII–XIX веках сочинения прп. Василия стали широко известны во многих обителях Румынии и России, оказав значительное влияние на иноческую жизнь в этих странах. Дошел до нас и автограф самого подвижника — патристический сборник, содержащий «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (Библиотека Академии наук Румынии, Славян. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб по Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия — прп. Паисием Величковским.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия». 3/6. «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» прп. Василия Поляномерульского «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — небольшой трактат преподобного Василия Поляномерульского, великого учителя христианской культуры себя (аскезы) — может быть вообще главное святоотеческое сочинение по теологии питания. Здесь выясняется, что запрет на мясоядение — первая заповедь, данная Богом людям, и одна из черт райской жизни, восстановленной Новым Заветом. Интересно, что прп. Василий рифмует мясоядение с жертвоприношениями: две формы кровопролития, насилия, явившихся после грехопадения и отмененных христианством — как отменены жертвоприношения, так надо и перестать есть мясо: «Если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «Ибо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», — сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Изначально сам Бог законоположил это [запрет мясоедения], вкушение же мяса попущено было Богом только по одной немощи нашей, так же как и древним — приношение в жертву скота». Не есть мяса в таком контексте — способ помещения себя в пространство ненасилия посредством повседневных практик (точнее, основной из них — питания) — обыгрываемых ими представлений и ценностей (райская истина — ненасилие, и я встройкой своего питания в логику этой истины подключаю себя к ней и актуализирую ее в своей ситуации); такая, в общем, важная вещь на символико-психологическом уровне: этот эон пропитан кровью, но я своим телом, своим умом, своей повседневностью представляю (пусть только для себя — это может и важнее всего) Альтернативу ему.

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010