Нач.: «Приях твое, всечестнейший отче, исправления ради души моея…»   5/29 Конец XVIII – начало XIX в. Сборник аскетический. 4 о . 20,5х12,5. 89 л. Л. 48, 88, 89 без текста. Полуустав одного почерка. Нумерация поздняя, библиотечная. Блок оторван от корешка. Переплет картон в коже. Украшения Заголовки глав и инициалы киноварные. Записи На втором припереплетном листе верхней крышки переплета, на обороте владельческая запись: «иеромонаха Иосифа святогорца». На л. 66 об. запись внизу страницы: «Сия убо аз многогрешный инок Иннокентий написах, усердне прочитающих молю, да всяк хотяй в Божиим хранении жити и небесных благ наследник быти, да потщится от сих написанных не уклонятися, но вся сия в памяти своей имети я, всем сердцем и мыслию творити. Имже от Христа Спасителя нашего благословение, яко послушным да будет, ныне и в безконечныя веки. Аминь». Содержание л. 1. Предисловие. «Книга блаженнаго Нила Сорскаго постника. Предисловие…» Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном…» л. 3 об. Нила Сорского слова (1–12). «О еже на нас мысленныя брани победы и побеждения и еже тщаливо противитися страстем. Слово 1». Нач.: «Различная убо на нас борба мысленния брани…» л. 49. Предисловие на книгу Нила Сорского. «Надсловие на книгу блаженнаго отца Нила. Сочиненное учеником его иноком Инокентием». Нач.: «Святии отцы иже единеми заповедьми Христовими учат охуждати страсти…» л. 67. Предисловие Василия Поляномерульского на главы Филофея Синайского. «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго». Нач.: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и властем миродержителем тмы века сего…» л. 77 об. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго». Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу святаго Григория Синаита, и неведуще искуса умному деланию, погрешают праваго разума…»   5/35 1781 г. Рай иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. 4 о . 20,5х12. I+154 л. Полуустав одного почерка. Писец – монах Садоф (Симеон Ивкович). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. На полях многочисленные сноски. Переплет картон в коже с тиснением.

http://bogoslov.ru/article/6193417

преподобный Василий Поляномерульский Каноническое право Нравственно-аскетические труды преподобный Василий Поляномерульский Иеросхимонах, старец, автор предисловий к творениям святых отцов, учитель Паисия (Величковского) . Творчество преп. Василия – одно из главных звеньев цепи мистической традиции Православия, почти прервавшейся в XVII- XVIII вв. Помимо прочего, прп. Василий был старцем Паисия (Величковского), который, в свою очередь, стал родоначальником русского старчества XIX века. Также большое влияние прп. Василий оказал на румынское монашество. Творчество прп. Василия посвящено умному деланию и Иисусовой молитве. Творения старца как тонкого учителя аскезы и мистики рекомендовали Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) . Не очень понятно кем был по национальности преподобный – то ли украинцем, то ли русским. В 20-х гг. XVIII в, как и многие другие монахи, он переселяется в Молдо-Влахию: в России тогда притесняли монашество, а в Польше Православие как таковое. В Молдо-Влахии вокруг преподобного собирается кружок монахов, который составил основу, организованного прп. Василием скита Пояна-Мэрулуй. В 1749 г. старец был вызван в Бухарест – его учение казалось многим подозрительным. Его судили Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи, которые, однако, не только не нашли никакой ереси, но рекомендовали всем наставления преподобного в аскезе и умной молитве. А патриарх Сильвестр благословил преподобного написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо, в связи с чем прп. Василий посетил Афон. Со временем Поляномерульский скит становится одним из духовных центров Молдо-Влахии: под руководством старца находились 11 скитов и пустыней. Постепенно число румынских иноков скита росло и возникла нужда в богослужении на их родном языке. В связи с этим, в 1764 г. старец делит свою обитель на две части – румынскую и славянскую. Тропарь преподобному Василию Поляномерульскому, глас 8-й Учителю святаго почитания Божия,/наставниче монахов, проповедниче дара Божия,/просветителю молитвы умныя, яже тобою ясно исполнена,/преподобне отче Василие, моли присно Христа Бога//спасти души наша. Кондак преподобному Василию Поляномерульскому, глас 8-й

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов : Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые свт. Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий, в частности, указывает на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное ввиду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». В данный сборник входит также трактат «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания. Четыре тома «Истории сексуальности» Мишеля Фуко — среди них для этой медиатеки интересны прежде всего первый и четвертый. «Признания плоти», четвертый том — исследование христианских дискурсов и практик покаяния, послушания, откровения помыслов, девства, брака и т. п. Это четвертый том замыкает исследование, начатое следующим вопросом: какова природа, в чем причина фиксации современного субъекта на сексе? — этому посвящен первый том, «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности». Суть в том, что и «либерал», и «консерватор» не понимают, что они — и тот, и другой — одинаково подключены к диспозитиву сексуальности, одинаково одержимы сексом — движимы требованием постоянно и все больше и больше говорить о сексе. Помимо всего того, что происходит с сексуальностью в современную эпоху, по-настоящему загадочно вот это — дискурсивный взрыв вокруг секса, беспрерывная болтовня о сексе. Фуко говорит: то, что известно как «подавление секса» в постхристианском мире, есть лишь предлог, спусковой крючок, мотив для разговора о сексе — желания выявить истину о сексе, принуждение к знанию о сексе. «Подавления секса» не существует — это лишь предлог, повод для говорения о сексе.

http://blog.predanie.ru/article/novye-hr...

С 1743 г. в этих местах находился рясофорный мон. Платон (будущий старец Паисий (Величковский), который прожил в братстве более трёх лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия . Так о. Василий и Паисий часто беседовали о монашеской жизни, побуждая друг друга к аскетическим подвигам и постоянному чтению святоотеческих писаний. Св. Паисий называет св. Василия «...другом и сопостником» . Их общение не прервалось и после ухода в 1746 г. прп. Паисия на Святую Гору. Старец Василий в 1750 г. прибыл на Афон, где посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. На Святой Горе оба старца имели общего духовника – иеромон. Даниила. Вскоре учение св. Василия настолько распространилось, что у румынских церковных властей возникли сомнения по поводу каноничности его поучений. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии . На все вопросы прп. Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов. Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. Незадолго до кончины, в 1764 г. св. Василий разделил Поляномерульское братство. Причину этого он изложил в своем «Завещании» : поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности братий славянского языка, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами должен был перейти в иное место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Тогда имущество скита было разделено на части, старец снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также грамотой господаря.

http://bogoslov.ru/article/6177786

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Поляномерульский, прп. - житие Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномерульский) родился около 1692 года. До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и своим житием являл добрый пример для подражания, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, завершив строительство в 1733 году. Преподобный, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по Афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Святого находились 11 скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – преподобный Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников святого Василия: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника преподобного Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Триэстени, схимонаха Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и других.

http://pravicon.com/info-1944

Из российских Отцов имеются сочинения о ней преподобного Нила Сорского , свяшенноинока Дорофея, архимандрита Паисия (Величковского) , схимонаха Василия (Поляномерульского) и иеромонаха Серафима Саровского . Все упомянутые писания Отцов достойны глубокого уважения по обилию живущих в них и дышащих из них благодати и духовного разума; но сочинения российских Отцов, по особенной ясности и простоте изложения, по большой близости к нам относительно времени, доступнее для нас, нежели писания греческих светильников. В особенности писания старца Василия можно и должно признать первою книгою, к которой в наше время желающему успешно заняться Иисусовою молитвою необходимо обратиться» . «Превосходна книга преподобного Нила Сорского ... Отеческие книги составляют единственный источник, к которому может обратиться томимая гладом и жаждою душа для приобретения существенно нужных познаний в подвиге духовном. Книги эти – дражайшее наследие, оставленное святыми Отцами их иноческому потомству, нам, нищим. Книги эти – крохи, упавшие к нам и составляющие пашу долю, крохи с духовной трапезы Отцов, богатых духовными дарованиями». Позднее русские проповедники в своих поучениях о Иисусовой молитве будут указывать и на сочинения святителя Игнатия. Сам он, сокрушаясь об оскудении духовною наставничества, пишет, что «единственным руководителем нашим должны быть Отеческие писания и молитвенный плач пред Богом». И далее о. Игнатий дает подробнейшее и пространное изложение учения святых православных Огцов о Иисусовой молитве, все его основы и оттенки. Он не исключает мирян из числа возможных делателей Иисусовой молитвы, но все-таки нередко указывает, что по-настоящему это дело может быть под силу только инокам. Так считали и многие святые Отцы, писавшие о молитве. Да и для монахов умное делание становится все труднее. Даже в монастырях трудно найти место неразвлекаемого уединения, тем более – продолжительной безмолвной жизни. О. Игнатий пишет: «Совершенное безмолвие наше время очень неудобно, почти невозможно: Серафим Саровский , Игнатий Никифоровский, Никандр Бабаевский, – иноки, весьма преуспевшие умной молитве, пребывали по временам то в безмолвии, то в обществе иноков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Святоотеческое наследие Категории Группа Вконтакте Святые Отцы о духовной жизни Духовная жизнь — молитва, борьба со страстями, жизнь по заповедям — конечно главное в жизни христианина. И конечно, главные учителя духовной жизни — Святые Отца, чьи творения на эту тему вы здесь можете читать, скачать или послушать в аудиоверсии. Святые Отцы о духовной жизни Духовная жизнь — молитва, борьба со страстями, жизнь по заповедям — конечно главное в жизни христианина. И конечно, главные учителя духовной жизни — Святые Отца, чьи творения на эту тему вы здесь можете читать, скачать или послушать в аудиоверсии. Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту Цветник священноинока Дорофея < читать далее > Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. < читать далее > Читать < читать далее >< читать далее >< читать далее >< читать далее > Антология современных и святоотеческих текстов по ангелологии и демонологии: «Ангелы — благовестники воли Божией», «Ложные ангелы» Бушнеля, «Изгнание бесов» Алфеева, «Ангелы и бесы в духовной жизни» Кривошеина и пр. < читать далее > Читать В настоящий сборник вошли архивные материалы и статьи, написанные отцом Софронием в разные периоды его жизни. Некоторые из них публикуются впервые. Это посмертное издание является своего рода сжатым изложением его богословия. < читать далее > Читать О богопознании, Риск творения, Трагедия человека, Созерцание, Духовная молитва, Подвиг молитвы, О покаянии и духовной брани, Опыт вечности в молитве, Литургическая молитва, Гефсиманская молитва, Иисусова молитва и пр. < читать далее > Читать Того ради Господь благоволил восприять лице каждаго беднаго и каждому бедному Себя уподобил, чтоб никто из верующих в Него не возносился над братом своим, но чтоб каждый, видя в брате своем Бога своего, почитал себя меньшим и худшим брата своего. < читать далее > Читать Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/rubric-page/sv-otcy/

.ученика своего Иннокентия посла в Вологоцкой уездъ на Мрму реку и прорек ему: «Бог тя имать прославити тамо, и твоя обитель общая, а моя пустыня будет тако, какъ при живот моемъ, такъ и по смерти моей, и по единому имут житии в своихь“» (РНБ, 0.1.247. Л. 2). Дело в том, что Иннокентий, как это ясно видно из написанных им «Надсловия» и «Пристежения» к сочинениям своего учителя Нила, пришел к убеждению, что жить в кельях монахам подобает по двое или по трое, дабы у отшельника не было «единоборства съ бесы». Нил с этим не согласился и отправил Иннокентия основывать свою Спасо-Преображенскую Комельскую обитель. В его же ските, как мы знаем (Повесть о Нило-Сорском ските XVII в.), и в скитах его последователей в России XVII в. (скит Елеазара Анзерского) и в других странах, как-то: в Молдавии XVIII в. (скиты Василия Поляномерульского и Паисия Величковского) и в Германии XXXXI вв. (скит иеросхимонаха Василия Гролимунда) – осталось неизменным правило проживать инокам в кельях по одному. И остается не нуждающимся в переменах главное поучение Нила Сорского всем своим ученикам и последователям – «испытывать», внимательно читать «божественаа С. А. Семячко (Россия, ИРЛИ). Нил Сорский и традиции старчества на Руси Изучение старческой традиции на Руси имеет не слишком большую историю, и по большей части она касается исследования деятельности монахов Оптиной пустыни. Начало этой истории положил, пожалуй, В. И. Экземплярский , который хотя и выделял 2 типа старчества: «специальное руководство на пути иноческой жизни» и другой тип – он называл его русским старчеством – «новый вид монастырского послушания в деле служения Церкви народу», когда «умудренные опытом жизни старцы-подвижники» выступают «яркими светочами на пути искания народом нашим религиозной правды», – начинал историю старчества на Руси с Паисия Величковского . Доклад В. И. Экземплярского был сделан в 1917 г. Понятно, что после этого времени исследование старчества в нашей стране стало практически невозможным и было продолжено эмигрантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Чтение отцов    Написанное каждым святым писателем написано из его благодатного устроения и из его деятельности, соответственно его устроению и его деятельности. На это должно обратить особенное внимание. Не будем увлекаться и восхищаться книгой, написанной как бы огнем, повествующей о высоких деланиях и состояниях, нам не свойственных. Чтение ее, разгорячив воображение, может повредить нам, сообщив познание и желание подвигов, для нас безвременных и невозможных. Обратимся к книге отца, по умеренности своего преуспеяния наиболее близкого к нашему состоянию. При таком взгляде на отеческие книги в первоначальное чтение инока, желающего ознакомиться с внутренним молитвенным подвигом, можно предложить наставления Серафима Саровского, сочинения Паисия Нямецкого и друга его, схимонаха Василия. Святость этих лиц и правильность их учения — несомненны. 2. 278—279    Делателю Иисусовой молитвы весьма полезно прочитать Предисловия схимонаха Василия Поляномерульского на книги святых Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского и НилаСорского. По прочтении сих примечаний чтение всего Добротолюбия делается более ясным и полезным. При чтении отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение отеческих наставлений к себе, к своей деятельности должно быть совершаемо с большой осмотрительностью. 5. 117    (См. ЧТЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ). МОЛЧАНИЕ    Святые отцы советуют благовременное молчание и сами старались хранить оное, полное же и всегдашнее молчание сохраняли лишь только те угодники Божии, кои от множества благодати были в непрестанном духовном восхищении. «Совершенство безмолвия, — говорит святой Исаак, — есть молчание о всем». Так замолчал ВеликийВарсонофий, имевший дар пророчества и дар чудес; молчание человека страстного весьма подозрительно в шарлатанстве. 16. 129—130    (См. МОЛИТВА ИИСУСОВА — ЖИТЕЛЬСТВО). МОНАСТЫРЬ    Мы для того и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтобы увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницей Господа. 1. 344

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот и сегодня псково-печерский старец о. Иоанн (Крестьянкин) советует в своих письмах причащаться почаще, особенно же страждущим и недужным, — раз в месяц, лучше — раз в две недели, а то и еще чаще .   18. Чтение (К стр. 66)   Свт. Игнатий не раз повторял, что по причине духовного оскудения, присущего его эпохе, и по недостатку опытных наставников единственным руководством ко спасению остается Священное Писание и писания святых отцов. «Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением следующих отеческих писаний», — и святитель приводит перечень восьми основных авторов, главным образом из «Добротолюбия»: Исихий Иерусалимский, Филофей Синайский, Феолипт Филадельфийский, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Никифор Уединенник, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Нил Сорский. «Делателю Иисусовой молитвы, — продолжает святитель, — весьма полезно прочитать „Предисловия“ схимонаха Поляномерульского Василия» . По прочтении этих «Предисловий», считает святитель, «чтение всего „Добротолюбия“ делается более ясным и полезным. При чтении отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры     весьма преуспевшего в наше время. Применение отеческих наставлений к себе, к своей деятельности, должно быть совершаемо с большой осмотрительностью… Когда отеческие книги остались нам в единственное средство руководства, — предупреждает святитель, — должно с особенной осторожностью и разборчивостью читать их, чтобы единственное средство к руководству не обратить в средство к неправильной деятельности и проистекающему из нее расстройству… Книги святых отцов, написанные для безмолвников, никак нейдут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в монастырях общежительных». Речь идет о текстах Ксанфопулов, а также «о книгах Григория Синаита, Исаака Сирского, Нила Сорского, священноинока Дорофея. Занимающийся молитвой, при занятии монастырскими послушаниями, может ознакомиться и с этими книгами, но не для руководства ими, а единственно для знания… Сочинения святых Исихия, Филофея и Феолипта… очень полезны для общежительных и для уединенных иноков. Особенно полезны „Предисловия“ схимонаха Василия: в них изложено учение о молитве покаяния, учение столько полезное, столько нужное для нашего времени. Находится много назидательных наставлений о молитве в книге Варсонофия Великого; надо заметить, что в первой половине ее заключаются ответы к безмолвникам, а во второй, с 220-го ответа, к инокам, подвизавшимся в общежитии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010